План конспект ряд активности металлов

Обновлено: 17.05.2024

Формирование знаний о химических свойствах металлов.Развивают умения пользоваться опорными знаниями. Закрепляют умения и навыки выполнять химический эксперимент. Развивают логическое мышление, умеют анализировать увиденное. Закрепляют умения составлять окислительно-восстановительные реакции. Формируют понимания практического значения металлов в жизни человека. Развивают познавательный интерес при выполнении теоретических и практических заданий.

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_v_forme_tehnologicheskoy_karty.docx 38.69 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

«ВСЕВОЛОЖСКАЯ ОТКРЫТАЯ (СМЕННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ:

«ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА МЕТАЛЛОВ».

УЧИТЕЛЬ ХИМИИ: АЛЕСЕНКО ТАИСИЯ МИХАЙЛОВНА.

Химические свойства металлов.

Формирование у учащихся УУД, при изучении химических свойств металлов.

Формирование знаний о химических свойствах металлов.

Планируемые результаты урока

Знают химические свойства металлов и пишут соответствующие уравнения реакций.

Развивают умения пользоваться опорными знаниями. Закрепляют умения и навыки выполнять химический эксперимент. Развивают логическое мышление, умеют анализировать увиденное. Закрепляют умения составлять окислительно-восстановительные реакции. Формируют понимания практического значения металлов в жизни человека. Развивают познавательный интерес при выполнении теоретических и практических заданий.

Убеждаются в зависимости свойств вещества от его строения. Убеждаются в познаваемости мира. Осознают необходимость соблюдения правил техники безопасности при выполнении эксперимента.

По ведущей дидактической цели

Изучение нового материала.

По способу организации

По ведущему методу обучения

Рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником, демонстрационный практикум, самостоятельная работа.

Основные вопросы урока

Химические свойства металлов, разной активности, с простыми и сложными веществами.

ПСХЭ Д.И.Менделеева, электрохимический ряд напряжений металлов, учебник «Химия. 9 класс» О.С.Габриеляна, демонстрационный практикум

Учебно – познавательные задачи урока

Сообщает тему урока, цели и что для изучения данной темы, потребуются знания пройденного материала.

(Регулятивные) Целепологание: постановка учебной задачи на основе соотнесения известного и неизвестного.

2.Актуализация опорных знаний

Вопросы для проверки знаний учащихся: 1.Охарактеризуйте положение металлов в ПСХЭ. 2.Назовите особенности строения атомов металлов. 3.Какие электроны называют «свободными» 4.Что такое металлическая химическая связь? 5.Перечислите особенности металлической кристаллической решетки. 6.Назовите самый легкий и самый тяжелый металл, самый легкоплавкий и самый тугоплавкий металл. Какие металлы являются самыми мягкими, и какой металл – самый твердый? 7.Перечислите основные физические свойства металлов. Чем они обусловлены?

Учитель подводит итоги по результатам беседы.

1.Условная граница между элементами - металлами и элементами – неметаллами проходит по диагонали В (бор) -Si (кремний) – As (мышьяк) –Te (теллур) –At (астат) – левый нижний угол.

2. а) Атомы металлов имеют сравнительно большие размеры (радиусы), поэтому их внешние электроны значительно удалены от ядра и слабо с ним связаны. б) У атомов наиболее активных металлов ,на внешнем энергетическом уровне наличие 1-3 электронов. 3.Электроны оторванные от атомов, называются обобществленными или свободными (а также электронным «газом». 4.Маталлическая связь – это связь, которая возникает в кристаллах в результате электростатического взаимодействия положительно заряженных ионов металла и отрицательно заряженных свободных электронов. 5.В узлах металлической решетки находятся нейтральные атомы, катионы металлов и «свободные» электроны. Катионы и атомы постоянно переходят друг в друга, благодаря свободному перемещению электронов. 6.Самый легкий металл – Li (литий), самый тяжелый – Os (осьмий). Самый легкоплавкий металл – Ga(галлий), самый тугоплавкий - W (вольфрам). Самые мягкие металлы – ЩМ и Pb (свинец)- режутся ножом, самый твердый – Cr (хром) – царапает стекло. 7.Общие физические свойства металлов определяются металлической связью и металлической кристаллической решеткой – металлический блеск, высокая электро– и теплопроводность, твердость, пластичность.

(Познавательные, общеучебные) Осознание и произвольное построение речевого высказывания.

(Познавательные, логические) Установление причинно – следственных связей. Построение логической цепи рассуждений.

«Общие химические свойства металлов. Ряд активности». разработка урока
план-конспект урока по химии (9 класс)

Цель урока: систематизировать сведения о химических свойствах металлов, рассмотренных при изучении материала курса химии 8,9 классов, выявить особенности протекания реакций металлов со сложными веществами, подчеркнуть химическую функцию металлов как восстановителей.

Задачи урока:

  • развивать умения пользоваться опорными знаниями, закреплять умения и навыки выполнения химического эксперимента;
  • развивать логическое мышление, умение анализировать увиденное;
  • закреплять умения составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций;
  • сформировать понимание практического значения металлов в жизни человека;
  • Развивать познавательный интерес при выполнении теоретических и практических заданий.

Оборудование и реактивы:

на столах учащихся: раствор соляной кислоты (НCl), CuSO4 (раствор), металлы: цинк, медь, железо ( железные гвозди на ниточках), пробирки, штатив для пробирок, емкость для слива, спиртовка, щипцы, спички.

На столе учителя: предметный столик, спички, спиртовка, вата, шпатель, асбестовая прокладка, порошок магния, натрий, эксикатор с водой, фенол-фталеин.

Оснащение урока.

Компьютер, мультимедиапроектор, экран, таблицы « Растворимость кислот, солей и оснований в воде», « Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева», «Электрохимический ряд напряжений металлов», рабочие листы учащихся.

ВложениеРазмер
разработка урока 30.92 КБ
Подтяните оценки и знания с репетитором Учи.ру

За лето ребенок растерял знания и нахватал плохих оценок? Не беда! Опытные педагоги помогут вспомнить забытое и лучше понять школьную программу. Переходите на сайт и записывайтесь на бесплатный вводный урок с репетитором.

Вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

Урок по теме: «Общие химические свойства металлов. Ряд активности». СЛАЙД 1

Тип урока : урок изучения нового материала

Вид урока : мультимедийный

Цель урока : систематизировать сведения о химических свойствах металлов, рассмотренных при изучении материала курса химии 8,9 классов, выявить особенности протекания реакций металлов со сложными веществами, подчеркнуть химическую функцию металлов как восстановителей.

Оборудование и реактивы :

на столах учащихся : раствор соляной кислоты (НCl), CuSO 4 (раствор), металлы: цинк, медь, железо ( железные гвозди на ниточках), пробирки, штатив для пробирок, емкость для слива, спиртовка, щипцы, спички.

На столе учителя : предметный столик, спички, спиртовка, вата, шпатель, асбестовая прокладка, порошок магния, натрий, эксикатор с водой, фенол-фталеин.

I. Орг. момент (готовность учащихся к уроку) (1 мин.)

II. Проверка опорных знаний (10 мин.).

а) Решение задач по карточке.

б) Блиц опрос – небольшой мозговой штурм. (3 мин.) СЛАЙД 2,3

  1. На какие группы мы разделили элементы Периодической системы?

Ответ: Металлы и неметаллы.

Ответ: Нижний угол относительно диагонали Вор-Астат, и все элементы побочных подгрупп.

  1. Какая кристаллическая решетка свойственна для металлов?
    Ответ: Металлическая кристаллическая решетка
  2. Чем она отличается от всех других?
    Ответ: в узлах металлической кристаллической решетки располагаются атомы и положительные ионы металлов, между которыми находится свободные электроны.
  3. Какие общие физические свойства металлов объясняются наличием металлическая кристаллической решети.
    Ответ: электропроводность, теплопроводность, металл блеск, пластичность, легкость тугоплавкость, легкоплавкость, твердость, мягкие
  4. Как называется способность вещества изменять форму под внешним воздействием и сохранять ее после прекращения воздействия? (пластичность);
  5. Какой металл самый легкий?
    Ответ: литий (Li)
  6. Назовите самый тяжелый металл?
    Ответ: Осмий (Os)
  7. Лучшие проводники электричества среди металлов?

Ответ: серебро и медь;

  1. Назовите самый тугоплавкий металл?
    Ответ: Вольфрам (W)
  2. Какой металл самый легкоплавкий?
    Ответ: Ртуть (Hg)
  3. Назовите самый пластичный металл?
    Ответ: Золото (Au)
  4. Какие металлы легко режутся ножом?
    Ответ: щелочные металлы.
  5. Название известного сплава на основе алюминия (дюралюминий);
  6. Важнейшие сплавы на основе железа? (чугун и сталь);
  7. Какой неметалл входит в состав сплавов железа (углерод);
  8. Укажите не менее трех металлов, которые могут выступать в качестве легирующих добавок? (хром, никель, молибден)
  9. В детстве мы читали о нем в сказке Андерсена. Его звон слышали заблудившиеся путники и находили дорогу. Он может болеть «чумой» Какой это металл? (2.8.18.18.4)
  1. При раскопках этрусских гробниц (1000 лет до н.э) были обнаружены зубные протезы. Вопрос: из какого металла они были сделаны? Ответ: золото.

Тестовые задания по теме «Химические свойства металлов» СЛАЙД 4

Задание: выберите один правильный ответ.

1.При взаимодействии кальция с водой образуются:

а) оксид кальция и водород;

б) гидроксид кальция и водород;

в) гидроксид кальция

2. Ртуть из раствора нитрата ртути (II) можно получить с помощью:

а) серебра; б) натрия; в) меди

3. Какой металл взаимодействует с водой с образованием оксида:

а) барий; б) хром; в) медь

4. С раствором серной кислоты с образованием соли и водорода реагирует:

а) ртуть; б) алюминий; в) золото

5. При взаимодействии с кислородом образует пероксид:

а) медь б) железо в) натрий

1.При взаимодействии цинка с водой образуются:

а) оксид цинка и водород;

б) гидроксид цинка и водород;

в) гидроксид цинка

2. Медь из раствора нитрата меди (II) можно получить с помощью:

а) серебра; б) натрия; в) железа

3. Какой металл взаимодействует с водой с образованием щелочи:

а) ртуть; б) свинец; в) золото

5. При обычных условиях с азотом взаимодействует:

а) литий б) железо в) хром

Проверка теста. СЛАЙД 5

III. Изучение нового материала. ( 27 мин.- 30 мин.)

Постановка цели урока. Актуальность изучения данной темы.

Учитель: «Роберт Вуд, знаменитый американский физик и великий любитель всяческих проделок, направлялся из лаборатории домой на обед. Дорога шла через негритянский квартал. Была зимняя оттепель, и огромная лужа распростерлась по мостовой между тротуарами, на которых толпились негры, вышедшие погреться на солнышке. Проходя мимо них, Вуд громко закашлял и на виду у всех плюнул в лужу, незаметно бросив в том же направлении кусок натрия величиной с грецкий орех. Прогремел взрыв, полетели искры, и большое желтое пламя поднялось над поверхностью воды. Затем раздались вопли, молитвы и один голос громче, чем все остальные вместе взятые, пробасил: «спасайся, кто может, негры! Этот человек плюнул огнем! На вид он молодой, но только сам старый дьявол, сам старый сатана умеет это делать!» О каких свойствах натрия идет речь в этом отрывке?

Ученик: О химических

Учитель: Следовательно, тема нашего урока «Характерные химические свойства металлов» СЛАЙД 6

  1. Организация познавательной деятельности (20-25 мин.)

Учитель : Мир вокруг нас – это совокупность физических и химических превращений веществ. Как ведут себя металлы в этом мире, с какими веществами они взаимодействуют и каким должно быть их практическое применение.

От чего зависят химические свойства металлов? ( Химические свойства металлов зависят от их активности)

Как делятся металлы по активности? Приведите примеры (По активности металлы делятся на активные (натрий, кальций) и неактивные (медь, ртуть))

Где и как можно узнать о активности металла? ( В электрохимическом ряду активности металлов. Если металл стоит в ряду активности до водорода, то это активный металл. Если после водорода, то это неактивный металл) СЛАЙД 7

Li K Ca Na Mg Al | Zn Cr Fe Ni Pb (H 2 ) Cu Hg Ag Pt Au

Активные малоактивные неактивные

Химические свойства металлов делятся на две группы – с простыми веществами и сложными СЛАЙД 8

СЛАЙД 9 (1) Чем обусловлены химические свойства металлов?

(2) 1 Большим радиусом

2 Небольшим числом электронов на внешнем уровне

Чем, с точки зрения окислительно-восстановительных процессов, являются металлы в реакциях?

(3) Ответ : Металлы являются только восстановителями, т.к их атомы легко отдают электроны, превращаясь при этом в положительно заряженные ионы – катионы.

М 0 – nе - →М n+ . Чем обусловлены

Для того, чтобы прошла данная реакция необходимо наличие окислителя.

Вопрос к классу : Вспомните вещества, которые могут выступать в качестве окислителя при взаимодействии с металлами.

СЛАЙД 10 (1) Составить список этих веществ: Кислород, галогены, сера, водород и др., вода, кислоты

(2) Как называются продукты взаимодействия металлов с кислородом, галогенами, серой, азотом ? (учащиеся дают ответы, сверяют их с записью на слайдах).

СЛАЙД 11 Эпиграф — высказывание М.В. Ломоносова : “Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции”. А сейчас на некоторое время вы станете химиками-аналитиками!

Правила техники безопасности.

Лабораторный опыт №1.

Прокаливание медной пластинки в пламени спиртовки. СЛАЙД 12

(признак реакции при прокаливании медной проволоки – изменение цвета, наблюдаем почернение – образование оксида меди (II), уравнение реакции 2Cu + O 2 = 2CuO)

Наблюдения, уравнения реакций записывают в рабочем листе.

Следующие два опыта мы посмотрим на видеофрагменте:

Демонстрационный опыт 1 (видеоклип): горение магния в кислороде. СЛАЙД 13

Вопрос : Как вы можете объяснить этот опыт? Где подобный процесс мог применяться?

( В прошлом веке использовался фотографами для улучшения освещения)

Ученик у доски : Составляет уравнение реакции горения магния в кислороде, определяет окислитель и восстановитель.

Демонстрационный опыт 2 (видеоклип): Взаимодействие сурьмы с хлором . СЛАЙД 14

Ученик у доски : Составляет уравнение реакции взаимодействия сурьмы с хлором, определяет окислитель и восстановитель.

СЛАЙД 15 Закрепление. Допишите уравнения реакций взаимодействия металлов с другими неметаллами.

Физкультпауза Выполняются упражнения для глаз СЛАЙД 16

2) Взаимодействие металлов с водой. СЛАЙД 17

Как металлы реагируют с водой?

Активные металлы(Li – Na) + вода → гидроксид металла(щелочь) + Н 2 ↑

Металлы средней активности(Mg – Pb) + вода → оксид металла + Н 2 ↑

Неактивные металлы (Bi – Au) + вода → не реагируют

Посмотрите маленький фрагмент. СЛАЙД 18 (мультик фрагмент)

«Как вы думаете ?»… имеет ли смысл фраза, которую мы слышали в сказке: «К морю синему пошли и море синее зажгли?».

Демонстрационный опыт 2 (видеоклип): Взаимодействие калия с водой . СЛАЙД 14

Лабораторный опыт №2: взаимодействие натрия с водой:

Ученик у доски : Составляет уравнения реакции взаимодействия натрия с водой. Фиксирует признаки химической реакции, определяет окислитель и восстановитель. Уравнение реакции:

2Na + 2H 2 O = 2NaOH + H 2

Почему металлы первой группы (А) называют щелочными? (образуется щелочь). Докажите! (капают в раствор фенолфталеин. Раствор окрасился в малиновый цвет, значит среда – щелочная,)

СЛАЙД 20 Закрепление. Допишите уравнения возможных реакций взаимодействия металлов водой.

Проблема: почему алюминий при обычных условиях не реагирует с водой? (алюминий прокрыт оксидной пленкой, которая его и защищает)

Это свойство имеет практическое значение, т.к. для изготовления посуды не берут калий, натрий, а именно алюминий, цинк, железо.

3) Взаимодействие металлов с кислотами.

СЛАЙД 21 Лабораторный опыт №3. Взаимодействие цинка, железа, меди с соляной кислотой. ТБ

1 вариант - Zn + HCl

2 вариант - Cu + HCl

3 вариант – Fe + HCl

Учитель: контролирует правила ТБ при выполнении опытов, навыки и умения экспериментальной работы.

Запись в тетрадях уравнений реакций,

Zn + HCl → ZnCl 2 + H 2

Fe + HCl → FeCl 2 + H 2

Cu + HCl → не идёт

Это свойство используется для получения водорода в лаборатории.

Объясните результаты опыта.

СЛАЙД 22 Вывод. Металлы , стоящие в ряду активности до водорода вытесняют его из растворов кислот, а после водорода - не вытесняют. .

Но для этой реакции есть несколько поправок.

  1. Если образуется растворимая соль;
  2. Кроме щелочных и щелочно-земельных металлов;
  3. Азотной кислота и . концентрированная серная кислота реагируют особенно, при этом никогда не выделяется водород.
  1. Взаимодействие металлов с солями .

СЛАЙД 23 Лабораторный опыт № 4. Взаимодействие железа с сульфатом меди и меди с хлоридом железа (III).

Запись в тетрадях уравнений реакций, наблюдения

Fe + CuSO 4 → FeSO 4 + Cu

FeCl 2 + Cu → не идет

Для этой реакции тоже есть поправки , которые совпадают с первой и второй поправкой для кислот

Вывод. Более активные металлы вытесняют менее активные из растворов их солей.

Закрепление. Допишите уравнения возможных реакций. СЛАЙД 24

Задания на определение катионов металлов

Для распознавания веществ используют качественные реакции на катионы и анионы. Мы сейчас говорим о металлах, значит на какие ионы нам нужно обратить внимание? (на катионы)

Лабораторный опыт № 5 : СЛАЙД 25

I. Задание: Определить катионы металлов в трех пробирках при поморщи одного реагента.

Реактивы: MgСl 2 , AlCl 3 , CuCl 2

Какой ход ваших мыслей для выполнения данного задания?

(Так как нужно определить катионы металлов, мы должны найти что то общее в свойствах катиона Mg 2+ , Аl 3+ и Cu 2+ . Это можно посмотреть в таблице растворимости. Все эти катионы образуют нерастворимые или малорастворимые основания. Значит, возможно, образование осадка. Следовательно, общим реагентом для них будет щелочь. Следовательно, для проведения исследования, используем имеющийся у нас на столах гидроксид натрия)

  1. CuCl 2 +2NaOH=Cu(OH) 2 +2NaCl 2
    Сu 2+ +2OH - = Cu(OH) 2 ↓(голубой осадок)
  2. МgСl 2 + 2NaOH=Ca(OH) 2 +2NaCl 2
    Mg 2+ +2OH - = Mg(OH) 2 (белый осадок)
  3. 2AlCl 3 +3NaOH= 2Al(OH) 3 +3NaCl 2
    2Al 3+ +3OH - = 2Al(OH) 3 ↓ (белый осадок)
    Al(OH) 3 + NaOH = Na [Al (OH) 4 ] (осадок растворяется)
    Al(OH) 3 + OH - = Na + + [Al (OH) 4 ] -

(образование голубого осадка говорит о наличии в растворе катионов меди, значит в пробирке № 3 хлорид меди; в двух других пробирках образовался белый осадок. Для распознавания добавим в эти пробирки еще щелочь. В пробирке №2 осадок растворился, значит в этой пробирке хлорид алюминия – он амфотерный и растворяется в избытке щелочи. А тогда в пробирке № 1 хлорид магния.

IV. Закрепление нового материала . СЛАЙД 26

Предлагается ребятам выполнить интерактивное упражнение:

С какими из веществ будут реагировать предложенные металлы при нормальных условиях? Выбрать правильные ответы.

  1. Ответить на вопросы.
  • С какими веществами реагируют металлы?
  • Чем являются металлы в реакциях – окислителями или восстановителями?
  • Какие поправки вводятся для реакций металлов с водой, кислотами, солями?
  • Для чего нужно изучать химические свойства металлов? Где их можно использовать?
  • Где применить полученные знания?

Ответ : Металлы широко используются человеком в технике, медицине, различных отраслях промышленности, но при использовании надо учитывать их свойства: взаимодействие с кислородом, водой, различными солями.

V.Итоги урока. « Самооценка ». Учащиеся оценивают свою работу на уроке по результатам теста и своим ответам. Учитель корректирует оценки и выставляет их в журнал.

Урок по химии в 9 классе. Тема: «Общие химические свойства металлов. Взаимодействие металлов со сложными веществами. Электрохимический ряд напряжений металлов».
учебно-методический материал по химии (9 класс) на тему

Цели урока учебные, воспитательные и развивающие:

- создать условия для изучения общих химических свойств металлов; расширить и углубить знания по теме, понять принцип расположения металлов в ЭХРНМ, закрепить знания об окислительно-восстановительных процессах, представляющих наглядный пример единства противоположностей. Научиться использовать ряд напряжений металлов при прогнозировании результатов реакций между металлами с растворами кислот и солей.

Заложить теоретические основы для решения практического использования знаний в жизни, в производстве, в военном деле.

Установить межпредметные связи с физикой, рассмотреть историю развития вопроса, формировать умение обращаться с химической посудой; научное объяснение химических и физических явлений.

Продолжать формировать научное мировоззрение.

Развивающий аспект. Дальнейшее развитие общеучебных умений. Развитие у учащихся умения мыслить, а именно - умение анализировать, выделять главное, сравнивать, систематизировать, доказывать, объяснять, ставить и разрешать проблемы, делать выводы. Развивать логическое мышление и память, а также научный химический язык. Развивать умение осуществлять самостоятельную деятельность на уроке, воспитывать культуру умственного труда.

Воспитание личности социально активной, мобильной и адаптивной.

Тип урока: изучение нового материала.

Метод обучения: проблемный, исторический подход к решению учебного вопроса, словесно – диалогическое изучение нового материала, игровые формы, дидактическая сказка, исследовательский эксперимент, самостоятельная работа.

Восстановление опорных знаний – правила электрохимического ряда напряжений

На основании исследовательского химического эксперимента создать свой фрагмент «вытеснительного ряда» (работы Н.Н.Бекетова 1865г) части электрохимического ряда напряжений металлов.

С помощью самостоятельного лабораторного опыта выяснить вопрос о положении водорода в ЭХРНМ.

Показать использование ЭХРНМ в школьном курсе химии.

Рассмотреть практическое значение ЭХРНМ, применение металлов в военном деле.

Осуществить закрепление знаний полученных на уроке.

.Средства обучения. Мультимедиа презентация. Таблицы: «Электрохимический ряд напряжений металлов», «Химические свойства металлов». Химические реактивы: растворы солей магния, цинка, железа(II), меди(II). Металлы: магний, цинк, железо, медь, натрий, алюминий, фенолфталеин, компьютер, проектор. На столах суворовцев реактивы для выполнения лабораторных опытов: гранулы цинка, пластинки меди, соляная кислота; опорный конспект.

Опорный конспект для учащихся к уроку по теме:

« Общие химические свойства металлов. Взаимодействие со сложными веществами. Электрохимический ряд напряжений металлов».

1. Правила электрохимического ряда напряжений металлов.

2. «Вытеснительный ряд» - часть электрохимического ряда напряжений металлов.

История вопроса (работы Н.Н.Бекетова 1865 г.)

Общие химические свойства. Взаимодействие металлов со сложными веществами.

3. Использование электрохимического ряда напряжений металлов в курсе химии

4. Значение металлов в военном деле.

2). А). ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕТАЛЛОВ С РАСТВОРАМИ СОЛЕЙ.

Результаты опытов отметьте в таблице 1 (+ или -).

РАСТВОРЫ

СОЛЕЙ

М Е Т А Л Л Ы

Mg

Zn

Fe

Cu

-Сделайте вывод о восстановительных свойствах металлов.

-Составьте свой фрагмент «вытеснительного» ряда напряжений металлов на

основании результатов опытов.

-Напишите уравнения соответствующих реакций, рассмотрите с точки зрения

окислительно- восстановительного поцесса.

Б). ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕТАЛЛОВ С РАСТВОРАМИ КИСЛОТ.

Лабораторный опыт. Налейте в две пробирки 1-2 мл раствора соляной кислоты. В первую пробирку опустите 1-2 гранулы цинка, во вторую – медную пластинку. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции, рассмотрите с точки зрения О.В.Р.

Осторожно и внимательно работайте с кислотами!

В) ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕТАЛЛОВ С ВОДОЙ.

Me + nH2O → Me(OH)n + H2

3). ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЯДА АКТИВНОСТИ МЕТАЛЛОВ В ШКОЛЬНОМ

КУРСЕ ХИМИИ.

А) Для показа активности металлов в реакциях замещения.

Pb + H2SO4 ≠ трудно растворимая соль

AL + CuSO4 → снять оксидную пленку

AL + CuCL2 → реакция идет в обычных условиях, так как хлорид-ион CL - разрушает оксидную пленку.

Условия и продукты реакции зависят от активности металла.

Б). Объяснение формы нахождения металлов в природе:

- до Н2 – в виде соединений;

- Сu, Нg – в свободном виде и в виде соединений;

- Аu – в свободном виде.

В). Для объяснения восстановительных свойств металлов – простых

Г). Практическое значение электрохимического ряда напряжений металлов:

- для объяснения работы гальванического элемента;

- методы борьбы с коррозией металлов;

- электролиз растворов и расплавов солей.

ВложениеРазмер
uhlinovaln_konspekt.doc 104.5 КБ

Урок по химии в 9 классе. Тема: «Общие химические свойства металлов. Взаимодействие металлов со сложными веществами. Электрохимический ряд напряжений металлов».

Цели урока учебные, воспитательные и развивающие:

Развивающий аспект . Дальнейшее развитие общеучебных умений. Развитие у учащихся умения мыслить, а именно - умение анализировать, выделять главное, сравнивать, систематизировать, доказывать, объяснять, ставить и разрешать проблемы, делать выводы. Развивать логическое мышление и память, а также научный химический язык. Развивать умение осуществлять самостоятельную деятельность на уроке, воспитывать культуру умственного труда.

Воспитание личности социально активной, мобильной и адаптивной.

Тип урока : изучение нового материала.

Метод обучения: проблемный, исторический подход к решению учебного вопроса, словесно – диалогическое изучение нового материала, игровые формы, дидактическая сказка, исследовательский эксперимент, самостоятельная работа.

. Средства обучения . Мультимедиа презентация. Таблицы: «Электрохимический ряд напряжений металлов», «Химические свойства металлов». Химические реактивы: растворы солей магния, цинка, железа(II), меди(II). Металлы: магний, цинк, железо, медь, натрий, алюминий, фенолфталеин, компьютер, проектор. На столах суворовцев реактивы для выполнения лабораторных опытов: гранулы цинка, пластинки меди, соляная кислота; опорный конспект.

Опорный конспект для учащихся к уроку по теме:

Лабораторный опыт. Налейте в две пробирки 1-2 мл раствора соляной кислоты. В первую пробирку опустите 1-2 гранулы цинка, во вторую – медную пластинку. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции, рассмотрите с точки зрения О.В.Р.

Me + nH 2 O → Me(OH) n + H 2 ↑

Pb + H 2 SO 4 ≠ трудно растворимая соль

Ca + CuSO 4(раств.) ≠

Na + FeCL 3(раств.) ≠

AL + CuSO 4 → снять оксидную пленку

AL + CuCL 2 → реакция идет в обычных условиях, так как хлорид-ион CL - разрушает оксидную пленку.

- до Н 2 – в виде соединений;

Задание на самоподготовку § 8, упр. 6,7.

2. Восстановление опорных знаний проводится в виде игры «огонь по стоящим». К

доске вызываются 3 – 5 человек. Ученикам, сидящим на своих местах, сообщается,

что каждый из них должен быть готов задать вопрос стоящим у доски. Назначается

ведущий и секретарь. Учащийся, который задавал вопрос, оценивает правильность

ответа и называет оценку. Секретарь ставит оценку у себя в списке или на доске, напротив фамилии отвечающего. Предпочтительнее, чтобы ответ оценивали сами учащиеся, авторы вопроса.

Вопросы для фронтального опроса «огонь по стоящим».

1. Опишите положение металлов в периодической системе.

2. Что значит охарактеризовать металл как химический элемент?

3. Укажите особенности строения атомов металлов.

4. Как изменяются металлические свойства элементов в периодах и группах с

увеличением заряда ядра атома?

5. Что значит охарактеризовать металл как простое вещество?

6. Дайте определение металлической связи.

7. Определение металлической кристаллической решетки.

8. Перечислите особенности металлической связи.

9. Что общего и в чем отличие металлической и ионной связи?

10.Что общего и в чем отличие металлической и ковалентной связи?

11. Перечислите общие физические свойства металлов,

укажите, чем они обусловлены.

12. Почему физические свойства металлов изменяются в широких

12. Охарактеризуйте свойства металлов в свете окислительно - восстановительного

13. Какие соединения образуются при взаимодействии металлов с неметаллами?

Опрос «игра с мячом». Слайд № 5 Необходимо составить формулы бинарных соединений металла с неметаллом и назвать эти вещества: NaS, MgP, ALN, KH (Na 2 S сульфид натрия, Mg 3 P 2 фосфид магния, ALN нитрид алюминия, KH гидрид калия). Учащемуся, которому предлагается ответить на вопрос, бросается мяч.

3. Изучение нового материала.

1.Суворовцам предлагается вспомнить правила электрохимического ряда напряжений

металлов, которые изучались в 8 классе.

2. «Вытеснительный ряд» - часть электрохимического ряда напряжений

металлов. История вопроса (работы Н.Н.Бекетова 1865 г.)

Общие химические свойства. Взаимодействие металлов со сложными

А). Взаимодействие металлов с растворами солей – исторический подход.

В группах выступают «экспериментаторы – эксперты» с анализом заранее поставленных опытов – взаимодействие металлов с растворами солей (таблица 1). Слайд № 6. В опорном конспекте суворовцы отмечают результаты опытов, записывают уравнения химических реакций, рассматривают в свете окислительно-восстановительного процесса. В 1865 году Н.Н.Бекетов изучил и расположил все металлы в ряд, который назвал вытеснительным..

Предлагается составить свой фрагмент «вытеснительного» ряда напряжений металлов на основании результатов проделанных опытов.

Суворовцы составляют ряд: Mg…Zn… Fe…Cu

Необходимо обратить внимание на химическую сущность явлений, подчеркивая, что положение металлов в ряду определяет «стремление» их переходить в раствор в виде гидратированных ионов. Чем лучше гидратируются ионы того или иного металла (в зависимости от радиуса иона, от энергии кристаллической решетки и энергии гидратации), тем левее располагаются они в электрохимическом ряду напряжений металлов.

Выступление суворовца. Слайд № 7. В 1865 году Н.Н.Бекетов (1827 – 1911) защитил докторскую диссертацию на тему: «Исследования над явлениями вытеснения одних металлов другими» и его назначили ординарным профессором Харьковского университета. За работы в области физической химии в 1877 году Н.Н.Бекетов был избран членом-корреспондентом Российской Академии наук, а в 1886 году - академиком. После избрания академиком он переехал в Петербург. Научная и педагогическая деятельность Н.Н.Бекетова продолжалась более 60 лет. Слайд № 8

Суворовцам задается вопрос: почему водород попал в электрохимический ряд напряжений металлов?

Для ответа на поставленный вопрос, суворовцам предлагается выполнить лабораторный опыт.

Лабораторный опыт. Налейте в две пробирки 1 – 2 мл раствора соляной кислоты. В первую пробирку опустите 1 – 2 гранулы цинка, во вторую – медную пластинку. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции с точки зрения ОВР.

Суворовцы делают вывод, что одни металлы вытесняют водород из кислот, а другие нет, и это зависит от восстановительной способности металла.

В опорном конспекте суворовцы помещают водород в свой ряд: Mg, Zn, Fe, H 2 , Cu.

В). Взаимодействие металлов с водой.

Демонстрация химического эксперимента - взаимодействие металлов натрия, магния, алюминия с водой. В результате наблюдения суворовцы отмечают различную скорость реакций, делают вывод об уменьшении восстановительной способности металлов в ряду: Na, Mg, AL.

3). Использование электрохимического ряда напряжений металлов в школьном курсе химии.

Конспект на тему "Химические свойства металлов.Ряд активности металлов".

Цель урока: познакомить учащихся с химическими свойствами металлов, рассмотреть ряд активности (электрохимический ряд напряжений) металлов.

Задачи урока:

Образовательные:

- рассмотреть химическую активность металлов исходя из положения в периодической таблице Д.И. Менделеева и в электрохимическом ряду напряжения металлов;

- рассмотреть химические свойства металлов.

Развивающие:

- развивать умения составлять уравнения реакций в соответствие с химическими свойствами металлов.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к предмету, формировать навыки поведения в коллективном и индивидуальном учебном труде.

Планируемые результаты

- знать химические свойства металлов;

- уметь составлять уравнения реакций в соответствие с химическими свойствами металлов.

- формировать уважительное отношение к чужому мнению;

- формировать ответственное отношение к учению.

Метапредметные:

Коммуникативные:

- уметь слушать собеседника и вести диалог; уметь признавать возможность существования различных точек зрения.

Регулятивные:

- продолжить развитие умения планировать и регулировать свою деятельность, самостоятельно планировать пути достижения цели.

Познавательные:

- умение определять понятия, устанавливать аналогии, строить логические заключения и делать выводы.

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: презентация.

Жил однажды дровосек, пребывавший в очень бедственном положении. Он существовал на ничтожные денежные суммы, вырученные за дрова, которые он приносил в город на себе из ближайшего леса.

Однажды мудрец, проходивший по дороге, увидел его за работой и посоветовал ему идти дальше в лес, сказав:

— Иди вперёд, иди вперёд!

Дровосек послушался совета, отправился в лес и шёл вперёд, пока не дошёл до сандалового дерева. Он был очень обрадован этой находкой, срубил дерево и, захватив с собой столько кусков его, сколько мог унести, продал их на базаре за хорошую цену. Потом он начал удивляться, почему добрый мудрец не сказал ему о том, что в лесу есть сандаловое дерево, а просто посоветовал идти вперёд. На следующий день, дойдя до срубленного дерева, он пошёл дальше и нашёл медные залежи. Он взял с собой столько меди, сколько мог унести и, продав её на базаре, выручил ещё больше денег. На следующий день он пошёл ещё дальше и нашёл серебряные россыпи. На следующий день он нашёл золото, потом — алмазы и, наконец, приобрёл огромные богатства.

Именно таково положение человека, который стремится к истинному знанию: если он не остановится в своём движении после того, как достигнет некоторых сверхъестественных сил, то, в конце концов, найдёт богатство вечного Знания и Истины.

3.Актуализация опорных знаний учащихся.

1.Блиц опрос – небольшой мозговой штурм.

1. На какие группы мы разделили элементы Периодической системы?

2. Определите расположение металлов в ПСХЭ

3. Какая кристаллическая решетка свойственна для металлов?
Ответ: Металлическая кристаллическая решетка

4. Чем она отличается от всех других?
Ответ: в узлах металлической кристаллической решетки располагаются атомы и положительные ионы металлов, между которыми находится свободные электроны.

5. Какие общие физические свойства металлов объясняются наличием металлическая кристаллической решети.
Ответ: электропроводность, теплопроводность, металл блеск, пластичность, легкость тугоплавкость, легкоплавкость, твердость, мягкие

6. Как называется способность вещества изменять форму под внешним воздействием и сохранять ее после прекращения воздействия? (пластичность);

7. Какой металл самый легкий?
Ответ: литий (Li)

8. Назовите самый тяжелый металл?
Ответ: Осмий (Os)

9. Лучшие проводники электричества среди металлов?

10. Назовите самый тугоплавкий металл?
Ответ: Вольфрам (W)

11. Какой металл самый легкоплавкий?
Ответ: Ртуть (Hg)

12. Назовите самый пластичный металл?
Ответ: Золото (Au)

2.Индивидуальное домашнее задание.

Учитель: Следовательно, тема нашего урока «Характерные химические свойства металлов».

4. Изложение нового материала.

Учитель : Мир вокруг нас – это совокупность физических и химических превращений веществ. Как ведут себя металлы в этом мире, с какими веществами они взаимодействуют и каким должно быть их практическое применение.

От чего зависят химические свойства металлов? ( Химические свойства металлов зависят от их активности)

Как делятся металлы по активности? Приведите примеры (По активности металлы делятся на активные (натрий, кальций) и неактивные (медь, ртуть))

Где и как можно узнать о активности металла? (В электрохимическом ряду активности металлов. Если металл стоит в ряду активности до водорода, то это активный металл. Если после водорода, то это неактивный металл)

Li K Ca Na Mg Al | Zn Cr Fe Ni Pb (H2) Cu Hg Ag Pt Au

Активные малоактивные неактивные

Химические свойства металлов делятся на две группы – с простыми веществами и сложными

Чем обусловлены химические свойства металлов?

1 Большим радиусом

2 Небольшим числом электронов на внешнем уровне

Ответ : Металлы являются только восстановителями, т.к их атомы легко отдают электроны, превращаясь при этом в положительно заряженные ионы – катионы.

М 0 – n е - →М n + . Чем обусловлены

Вопрос к классу : Вспомните вещества, которые могут выступать в качестве окислителя при взаимодействии с металлами.

Составить список этих веществ: Кислород, галогены, сера, водород и др., вода, кислоты

Как называются продукты взаимодействия металлов с кислородом, галогенами, серой, азотом? (учащиеся дают ответы, сверяют их с записью на слайдах).

Эпиграф — высказывание М.В. Ломоносова: “Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции”. А сейчас на некоторое время вы станете химиками-аналитиками!

Правила техники безопасности.

Лабораторный опыт №1.

Прокаливание медной пластинки в пламени спиртовки.

(признак реакции при прокаливании медной проволоки – изменение цвета, наблюдаем почернение – образование оксида меди ( II ), уравнение реакции 2 Cu + O 2 = 2 CuO )

Демонстрационный опыт 1 (видеоклип): горение магния в кислороде.

Вопрос : Как вы можете объяснить этот опыт? Где подобный процесс мог применяться?

(В прошлом веке использовался фотографами для улучшения освещения)

Ученик у доски : Составляет уравнение реакции горения магния в кислороде, определяет окислитель и восстановитель.

Закрепление. Допишите уравнения реакций взаимодействия металлов с другими неметаллами.

2) Взаимодействие металлов с водой.

Активные металлы (Li – Na) + вода → гидроксид металла(щелочь) + Н2

Металлы средней активности (Mg – Pb) + вода → оксид металла + Н2

Посмотрите маленький фрагмент.

«Как вы думаете?» … имеет ли смысл фраза, которую мы слышали в сказке: «К морю синему пошли и море синее зажгли?».

Демонстрационный опыт 2 (видеоклип): Взаимодействие калия с водой.

Лабораторный опыт №2: взаимодействие натрия с водой:

Ученик у доски : Составляет уравнения реакции взаимодействия натрия с водой. Фиксирует признаки химической реакции, определяет окислитель и восстановитель. Уравнение реакции:

2 Na + 2 H 2 O = 2 NaOH + H 2

Закрепление. Допишите уравнения возможных реакций взаимодействия металлов водой.

3) Взаимодействие металлов с кислотами.

Лабораторный опыт №3. Взаимодействие цинка, железа, меди с соляной кислотой. ТБ

Объясните результаты опыта.

Вывод. Металлы , стоящие в ряду активности до водорода вытесняют его из растворов кислот, а после водорода - не вытесняют. .

Но для этой реакции есть несколько поправок.

  1. Если образуется растворимая соль;
  2. Кроме щелочных и щелочноземельных металлов;
  3. Азотной кислота и . концентрированная серная кислота реагируют особенно, при этом никогда не выделяется водород.

4) Взаимодействие металлов с солями.

Лабораторный опыт № 4. Взаимодействие железа с сульфатом меди и меди с хлоридом железа ( III ).

Fe + Cu SO 4 → Fe SO 4 + Cu

FeCl2 + Cu → не идет

Для этой реакции тоже есть поправки, которые совпадают с первой и второй поправкой для кислот

Вывод. Более активные металлы вытесняют менее активные из растворов их солей.

План-конспект "Ряд активности металлов". 9-ый класс

Образовательные: систематизировать сведения о химических свойствах металлов, ряде активности, выявить особенности протекания реакций металлов с кислотами.

Развивающие: развивать познавательный интерес при выполнении теоретических и практических заданий, развивать умения пользоваться опорными знаниями.

Воспитательные: создать условия для воспитания самостоятельности и коммуникативности, способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности при выполнении химических опытов.

Методы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Форма организации деятельности: коллективная, парная, индивидуальная.

Межпредметные связи: биология, география, математика, физика.

Учебно-методическое обеспечение: учебное пособие; рабочая тетрадь; периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева; таблица «Растворимость солей, кислот и оснований»; электрохимический ряд напряжений металлов; химические реактивы и оборудование для проведения лабораторного опыта.

Тип урока: комбинированный.

I. Организационный этап.

– Здравствуйте, ребята! Проверка отсутствующих.

II. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос по пройденной теме:

1. Способность вещества изменять форму под внешним воздействием и сохранять ее после прекращения воздействия. (Пластичность);

2. Тип химической связи в металлах. (Металлическая);

3. Какие подвижные частицы кристаллической решетки обеспечивают физические свойства металлов? (Электроны);

4. Самый легкий металл. (Литий);

5. Лучшие проводники электричества среди металлов. (Серебро и медь);

6. Название известного сплава на основе алюминия. (Дюралюминий);

7. Важнейшие сплавы на основе железа. (Чугун и сталь);

8. Какой неметалл входит в состав сплавов железа? (Углерод);

9. Укажите не менее трех металлов, которые могут выступать в качестве легирующих добавок. (Хром, никель, молибден).

III . Этап изучение новых знаний.

Актуализация знаний.

Мы знаем, что кислоты – это сложные вещества, в молекулах которых содержатся атомы водорода, способные замещаться атомами металлов, и кислотного остатка.

Проведем опыт: в трех пробирках у нас находится соляная кислота, добавим к ней небольшой кусочек цинка, магния и меди. Что мы наблюдаем? (Пузырьки). Правильно, мы видим, что в результате реакции цинка и магния с соляной кислотой выделяется газ, водород, а с медью реакция не происходит. Сегодня на уроке мы познакомимся подробнее с возможностью протекания таких реакций.

Изучение нового материала.

В атомах большинства металлов на внешнем энергетическом уровне содержится небольшое число электронов. За счет слабого притягивания к ядрам атомы металлов «отдают» эти электроны другим атома и превращаются в положительно заряженные ионы (катионы).

Процесс отдачи электронов – окисление, а атомы отдающие электроны – восстановители. Следовательно, атомы металлов в ходе химической реакции окисляются, проявляя свойства восстановителей.

Простые вещества металлы обладают разными восстановительными свойствами, так как различаются между собой числом электронов на внешнем энергетическом уровне. Возникает вопрос, как можно определить, какой металлы более активнее, а какой – менее? Активность металлов определяется их положением в особом ряду – ряд активности металлов.

Ряд активности металлов.

Из 7-ого класса мы знаем, что все металлы по способности вытеснять водород из растворов кислот делятся на 2 группы:

1. Металлы способные замещать водород в кислотах: Mg , Al , Zn , Fe ю

2. Металлы, которые при обычных условиях не вытесняют водород из кислот: Cu , Hg , Au .

https://vopros.ru/images/sF/sFqKGGSxKaRW5r3j.jpg

Если все металлы расположить по их способности вытеснять водород из кислот, то мы получим ряд активности металлов или вытеснительный ряд металлов.

Металлы двух групп условно разделены простым веществом водород H 2 .

Способность металлов вытеснять водород из кислот является проявлением их восстановительных свойств: чем выше активность металлов, тем сильнее их восстановительные свойства. Чем ниже активность, тем слабее восстановительные свойства. Восстановительные свойства металлов ослабевают слева направо.

Ряд активности металлов представляет собой последовательность металлов, в которой их восстановительные свойства в направлении слева направо ослабевают.

Взаимодействие металлов с разбавленными кислотами.

Вы уже знаете, что реакции металлов с кислотами относятся к реакциям замещения или вытеснения.

Металлы расположенные в ряду активности левее водорода, вытесняют его из водных растворов серной, соляной, фосфорной и некоторых других кислот (кроме азотной). Чем левее металл, тем сильнее его восстановительные свойства и тем энергичнее он реагирует с кислотами.

Металлы, расположенные правее водорода, не вытесняют его из водных растворов указанных кислот.

Самые активные металлы ( Na , K ) реагируют очень бурно. Такие реакции сопровождаются воспламенением, взрывом.

В результате таких реакций образуются сложные вещества – соли и выделяется водород (газ). В таких реакциях происходит переход электронов от атомов металлов к катионам водорода ( H + ), содержащимся в растворах кислот, в результате чего изменяется степень окисления элементов.

Можно сделать вывод, что реакции металлов с кислотами относятся к ОВР процессам.

V . Этап закрепление знаний.

1) Проведение опыта «Взаимодействие металлов с растворами кислот».

2) Составьте возможные уравнения химических реакций в молекулярном и ионном виде:

3) Какие из данных металлов смогут вытеснить водород из растворов кислот: марганец, барий, серебро, алюминий, медь, калий, ртуть? Составьте уравнения химических реакций.

VI . Домашнее задание.

§ 43, задание № 2, 4, 8

VII . Оценочно-рефлексивный этап.

На доске написаны умений, которые учащиеся должны были приобрести на уроке.

· сравнивать восстановительные свойства металлов по положению в ряду активности металлов;

Читайте также: