План конспект точение металлов

Обновлено: 16.05.2024

Тема урока: Технология токарных работ по металлу. Режущий инструмент.

1. Закрепить знания по устройству токарно-винторезного (ТВ) станка.

2. Познакомить с видами и назначением ТВ резцов и способом установки.

3. Создать условия для развития общеучебных и специальных умений и навыков.
4.Формировать у школьников политехнические, общеобразовательные, производственные умений и навыков.
5. Воспитание уважения к труду.

Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ.
Объект труда:

1. Токарно-винторезные станки.
2. Токарные резцы.
Оснащение: станок ТВ - 6, модель токарного станка, резцы, модели резцов, учебник- «Технология» -7 класс, пластины под резцы, детали, выполненные на ТВ станках, карточки-тесты, мультимедийный проектор, экран.
Форма организации обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Методы обучения:

1. словесный;
2. исследовательский;
3. демонстративный;
4. частично-поисковый;
ХОД УРОКА:
I. Организационный этап.

1.1. Приветствие учащихся и проверка посещаемости

1.2. Проверка рабочей одежды и готовности к занятию.

- Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. (Запись в тетрадях темы урока).

2. Мотивация.

Беседа на повторение теоретических сведений:
- Какие инструменты мы использовали при работе древесины на токарном станке по дереву? (майзель, рейер).
- Для обработки металлических деталей на ТВ станке используются инструменты, имеющие другие режущие поверхности и способы крепления. Почему?
3. Актуализация знаний
- Сегодня вы должны научиться различать виды и назначение токарных резцов, виды работ, выполняемые ими, закреплять резцы и подрезать торец заготовки.
II. Проверка домашнего задания.

2.1. Тестирование.
Ученикам предлагаются карточки-тесты. Взаимопроверка.

Вопросы для учеников:
1. Назначение ТВ станка.
2. Назвать основные части ТВ станка на экране (слайд 7).
III. Объяснение нового материала.
Постановка учебной проблемы.

Что находится на верхней части суппорта (резцедержатель). И какие виды работ можно еще выполнять на ТВ станке (сверление, нарезание резьбы, растачивание).

На экране демонстрируем четыре вида резцов.
1. Проходной 2. Подрезной 3. Отрезной 4.Расточной. (слайд 8).
- Вопрос для учеников. Что у них общего и чем они отличаются?
Учитель. Токарный резец представляет собой стержень прямоугольного или квадратного сечения (тело резца), рабочая часть которого (головка) имеет режущие кромки в форме клина. Изготавливают резцы из стали, по твёрдости превышающей обрабатываемый материал. Резцы отличаются друг от друга по конструкции, но все они имеют и общие части.

- Демонстрация резца на экране «Элементы резца» (слайды 9,10)

Учащиеся в тетради выполняют рисунок « Элементы резца».
- тело резца служит для закрепления в резцедержателе;
- головка непосредственно участвует в процессе резания.
Важными характеристиками токарного резца являются углы его резания.

-главный задний угол α (альфа) (увеличение угла уменьшает трение задней грани о поверхность заготовки);
- передний угол γ (гамма) (обеспечивает легкость схода стружки);
- угол заострения β (бета) обеспечивает легкость входа резца в металл;
- угол резания δ (дельта) = α + β.
Учащиеся выполняют рисунок «Углы резания токарного резца».

Токарные резцы различают:
- по направлению подачи - правые, левые;
- по конструкции головки - прямые, отогнутые;
- по способу изготовления - цельные, составные;
- по сечению стержня - прямоугольные, круглые, квадратные.
- по виду обработки;
- проходные - для обработки уступов;
- подрезные - для обработки торцов;
- отрезные - для отрезания заготовок;
- резьбовые - для нарезания резьбы.
Демонстрация резцов в работе на слайдах(14-17)

1.Обработка наружной поверхности.
2. Подрезание торца.
3. Протачивание канавок.
4. Отрезание заготовок.
5. Растачивание отверстий.

III. Закрепление нового материала
Учитель распределяет класс на две группы, группу мальчиков и группу девочек.

Для группы мальчиков
Практическая работа № 1 «Установка резца по центру задней бабки»

Цель работы:
Для учащихся: научиться правильно выставлять резцы.
Для учителя: контроль и корректировка работы учащихся.

На ТВ станке находится по три резца и инструктивная карта, где указана последовательность крепления резца в резцедержателе. Один ученик устанавливает резец – другие контролируют последовательность установки резца и возможные ошибки. Затем меняются местами.

Для группы девочек

Практическая работа № 2 «Отработка навыков управления станком»

Цель работы:
Для учащихся: отработка навыков перемещения резца относительно обрабатываемой поверхности.
Для учителя: контроль и корректировка работы учащихся.

На модели токарно-винторезного станка закреплён копир, относительно которого необходимо перемещать резец отклонение резца – сигнализируется загоранием лампочки.

Учитель делает целевые обходы.
Процесс выполнение задания учитель постоянно контролирует, корректирует работу учащихся.

I V. Повторение и обобщение материала.

4.1. Решение заданий карточек-тестов

4.2.Оценка практической работы учащихся; анализ характерных ошибок.

V. Задание на дом.
- Составьте кроссворд по изученной теме.

V I . Итог урока.

- Теперь подведем итоги урока (беседа):
- Какие навыки были закреплены на уроке?

- Знания по каким предметам вам понадобились на уроке?
- Чему новому вы научились на сегодняшнем уроке?

- Уборка рабочих мест.
VI I . Рефлексия.

Самоанализ урока технологии
проведенного 3.12. 2009 года в 7 классе
Тема урока: Технология токарных работ по металлу. Режущий инструмент.

Раздел – Машиноведение (2урок). Урок проводился в комбинированной мастерской по обработке металла и древесины.
Цель урока:

Считаю, что комбинированный тип занятия соответствует данной теме. В соответствии с современными требованиями проведения занятий по технологии 30% времени отведено на теорию и 70% на практическую работу.
К проведению занятия все подготовлено – имеются необходимые инструменты, модели резцов, тренажёр, инструкционные карточки, презентация. У учащихся на рабочих местах имеются учебники, тесты, тетради.

Организационная часть урока проведена четко, переход к следующему этапу урока плавный, логичный. Актуализация прежних знаний была направлена на то, чтобы сделать необходимыми, нужными, кроме того еще и психологическая подготовка учащихся к изучаемой теме. Этот этап дал возможность оценить степень готовности уч-ся к восприятию нового материала.
Была сообщена тема урока и совместно с учащимися определены цели. Для организации внимания использовалась презентация.

Формирование новых знаний проводилось методом рассказа, беседы. Материал излагался последовательно. Во время объяснения проводилась демонстрация действий. В ходе урока сохранялся доброжелательный тон. Темп работы нормальный. Материал подобран эффективно в соответствии с целями и задачами урока. Вопросы и задания способствовали более глубокому усвоению материала.

Учащиеся научены работать самостоятельно, осуществляя само и взаимоконтроль.
Вводный инструктаж проведен в доступной для учащихся форме, с демонстрацией операций и приемов, использовалась наглядность при проведении инструктажа. Текущий инструктаж. Все учащиеся были вовлечены в практическую работу, рабочие места были организованны. Практическая работа выполнялась по группам, под наблюдением учителя.

Закрепление знаний проводилось в форме тестирования, показало усвоение учащимися изученного материала.

При проведении итога урока все уч-ся получили д/з, оценки прокомментированы, (выставлялись с помощью учащихся).
Цели занятия достигнуты, время распределено рационально, занятие проведено по плану.

открытый урок на тему "Инструменты и приспособления для работы на токарном станке"
план-конспект урока (8 класс) по теме

разработка открытого урока на тему "Инструменты и приспособления для работы на токарном станке" в 8 классе. В блоке "работа на токарном станке" эта тема идет сразу после изучения токарного станка. К плану урока прилагается презентация для более лучшего усвоения материала. На первых слайдах презентации вы найдете кроссворд, который послужит альтернативе повторения домашнего задания.

ВложениеРазмер
план урока 24.01 КБ
презентация к уроку 2.93 МБ
Подтяните оценки и знания с репетитором Учи.ру

За лето ребенок растерял знания и нахватал плохих оценок? Не беда! Опытные педагоги помогут вспомнить забытое и лучше понять школьную программу. Переходите на сайт и записывайтесь на бесплатный вводный урок с репетитором.

Вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

Предварительный просмотр:

Дата проведения: 16.04.2014 класс: 8в

Тема урока: Инструменты и приспособления для работы на токарном станке.

Цель урока : совершенствовать навыки работы на токарном станке.

1). Обучения – совершенствовать навык работы на токарном станке

2). Воспитания - воспитывать дисциплинированность, аккуратность, бережное отношение к оборудованию.

3). Развития - развивать творческий подход к выполнению работы.

Тип урока: комбинированный.

Материально-техническое обеспечение: оборудование мастерской, инструмент для работы на токарном станке, таблицы по теме, технологические карты.

1. Домашнее задание.

Задание на повторение основных частей токарного станка (учащиеся с табличками подходят к станку и клеят их на определенные места).

Каждому ученику задается по одному вопросу:

Для чего служат патрон и станина токарного станка? (Патрон применяют для крепления коротких и небольшого диаметра заготовок. Заготовку крепят в патроне винтом. Станина предназначена для крепления на ней основных частей станка и его опоры). Какое движение в станке называется главным, а какое – вспомогательным? (Вращательное движение заготовки при точении называют главным движением резания, так как без него вообще невозможно точение. Поступательное движение стамески называют вспомогательным движением, т.е. движением подачи). Каково назначение передней бабки и задней бабки токарного станка? (Передняя бабка передаёт вращательное движение заготовке, а задней бабкой осуществляется поджатие заготовки вращением маховика).

2. Организационный момент:

2). Проверка готовности учащихся к уроку.

3). Проверка отсутствующих.

3. Объяснение новой темы.

Оборудование и инструменты для токарного станка по дереву. Инструменты для работы на токарном станке делятся на три группы.

1. Приспособления для станка.

2. Режущий инструмент.

3. Разметочно - измерительно - контрольные инструменты.

Приспособления для станка.

Для того чтобы в станке можно было закрепить деревянную заготовку для обтачивания, на переднюю часть шпинделя (с правой стороны передней бабки) навинчивают либо трезубец, который ещё называют гребёнкой, либо планшайбу, либо цилиндрический патрон. В заднюю бабку для зажима детали с двух сторон вставляется центр.

Основным режущим инструментом при токарных работах по дереву являются полукруглые и плоские токарные стамески. Токарные стамески длиннее и толще столярных стамесок. Полукруглые токарные стамески (рейеры) имеют вид полукруглого желобка с длинным штырём — хвостовиком, крепко насаженным на длинные ручки. Лезвие полукруглой формы. Фаска затачивается с выпуклой стороны. Ширина полукруглых токарных стамесок бывает от 6 до 50 мм. Широкие стамески, начиная от 20 мм и более, при-меняются для черновой, грубой обточки заготовок. Угол заточки лезвия у полукруглых стамесок делают 25—30°. Плоские токарные стамески (майсели) имеют вид плоских стамесок с лезвием, косо срезанным к боковым граням. Фаски затачивают с двух сторон. Заточка лезвия косяком даёт возможность работать серединой лезвия при чистовой обточке, для подрезки торцов и при отрезании отработанных деталей или изделий.

Измерительный, разметочный и контрольный инструмент.

К этому инструменту, который нужен для работы на токарном станке по дереву, относятся: Металлическая линейка с делениями нужна для того, чтобы по ней установить нужный размер диаметра. Циркуль столярный в токарной работе по дереву нужен для измерения длины детали. Размер диаметра контролируется кронциркулем. Размер устанавливают, прикладывая кронциркуль к линейке и разводя его ножки до нужного деления. Нутромером, так же как и кронциркулем, измеряют диаметр только внутри изделия или полой детали. Полой деталью называется деталь, у которой в середине выточено круглое отверстие. Размер на нутромере устанавливают по металлической линейке так же, как и при измерении кронциркулем. Точным и более удобным в работе контрольно-измерительным инструментом является штангенциркуль. Штангенциркуль представляет собой штангу — линейку с делениями, на левом конце которой сделаны вместе кронциркуль, нутромер и циркуль. Передвигая губки по штанге, устанавливают размер внешнего и внутреннего диаметров, а также и глубину в миллиметрах. Все измерения и разметки на токарном станке по дереву можно производить только тогда, когда станок не работает, выключен.

Перед началом практической части необходимо повторить ТБ! (правила безопасности висят на доске)

1. Не включать станок без разрешения учителя.

2. Надежно крепить заднюю бабку станка.

3. Проверить заготовку, чтобы она не имела трещин.

4. Надежно крепить заготовку.

5. Перед работой на токарном станке подготовить рабочее место: убрать все лишнее со станка и вокруг него, подготовить и разложить только нужные инструменты и приспособления.

6. Проверить рабочий инструмент. Ручки не должны иметь трещин, должны быть прочно насажены.

8. Перед пуском станка надеть защитные очки.

9. В процессе точения периодически останавливать станок и поджимать деталь, центром задней бабки, устраняя зазоры.

10. Периодически, по мере срезания поверхности, при остановках станка подводить подручник к поверхности заготовки на 2. 3 мм, проворачивать заготовку вручную на 2. 3 оборота и надежно крепить
подручник.

11. Во время работы не отвлекаться, не отходить от станка.

12. Все настроечные операции проводить только при отключенном и остановленном станке.

13. Не обрабатывать деталь вблизи трезубца.

14. Не останавливать заготовку руками.

15. Обо всех неисправностях сообщать учителю.

Технология изготовления скалки на токарном станке.

1. Выбрать заготовку с учетом припусков на обработку(40х40х400) и опилить ее по длине

2. Разметить центры на торцах заготовки и засверлить их диаметром 8 мм на глубину 8 мм

3. Разметить заготовку и сострогать грани восьмигранника

4. Сделать пропил на торце заготовки для трезубца

5. Установить заготовку на токарном станке и проточить до диаметра 35 мм на длину 400 мм

Урок по Технологии «Технология токарных работ по металлу», 7 класс
план-конспект занятия по технологии (7 класс) на тему

- Закрепить знания по устройству токарно-винторезного (ТВ) станка.

- Познакомить с видами и назначением ТВ резцов и способом их установки.

Развивающие:

- Формировать навыки практической работы на станке ТВ-6.

Воспитывающие:

- Стремиться к воспитанию чувства коллективизма, чувство ответственности за порученное дело, исполнительности и аккуратности.

Тип урока: комбинированный урок

Оборудование: Токарно-винторезный ста­нок ТВ – 6, резцы для ТВ-6, учебник - «Технология» 7 класс, карточки-тесты, мультимедийный проектор, экран.

Форма организации обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Методы обучения:

ВложениеРазмер
razrabotka_uroka.doc 109 КБ

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Курмышская средняя школа»

Образовательная область «Технология»

раздел «Технология обработки металла»

стаж работы 4 года

Предмет: «ТЕХНОЛОГИЯ 7 класс»

Раздел программы: «Технология обработки металла»

Урок 7. «Технология токарных работ по металлу» (теория) (слайд 1)

Цели урока: (слайд 2)

Оборудование: Токарно-винторезный станок ТВ – 6, резцы для ТВ-6, учебник - «Технология» 7 класс, карточки-тесты, мультимедийный проектор, экран.

1. Организационный этап.

  1. Приветствие учащихся и проверка посещаемости.
  2. Назначение дежурных.
  3. Вводный инструктаж.

Учитель: Опрос по предыдущей теме : Над какой темой мы работали на предыдущем уроке? (Ответы обучающихся «Назначение и устройство ТВ-6»)

Сегодня мы продолжим изучение этой темы, научимся различать виды и назначение токарных резцов, виды работ, выполняемые ими. А на втором уроке мы закрепим полученные знания на практике.

3. Проверка домашнего задания.

Ученикам предлагаются карточки-тесты. (Приложение)

3.2. Беседа. (слайд 3)

Вопросы для учеников:

1. Назначение ТВ-6 станка.

2. Назвать основные части ТВ-6 станка на экране. (ключ – слайд 4)

4. Объяснение нового материала.

Учитель. Мы уже знаем, что токарно-винторезный станок ТВ-6 позволяет выполнять следующие основные операции: точение наружных и растачивание внутренних цилиндрических и конических поверхностей, подрезание торцов и уступов, отрезание заготовок, сверление отверстий и нарезание резьбы. Давай те же поподробнее изучим с помощью чего, выполняются эти операции.

В токарно-винторезном станке различают: главное движение и движение подачи заготовки или инструмента . При токарной обработке главным движением является вращение заготовки, а движение подачи – поступательное перемещение резца. Главное движение передается следующим образом: двигатель – ременная передача – коробка скоростей – шпиндель с патроном и заготовкой. А движение подачи : двигатель – ременная передача – коробка скоростей – коробка подач – фартук – суппорт с резцом.

Резец – основной режущий инструмент для выполнения простейших операций по обработке металлов на токарно-винторезном станке.

На экране демонстрируется четыре вида резцов. 1. Проходной 2. Подрезной 3. Отрезной 4.Расточной. (слайд 5)

Вопрос для учеников. - Что у них общего и чем они отличаются?

Учитель. Токарный резец представляет собой стержень прямоугольного или квадратного сечения (тело резца), рабочая часть которого (головка) имеет режущие кромки в форме клина. Изготавливают резцы из стали, по твёрдости превышающей обрабатываемый материал. Резцы отличаются друг от друга по конструкции, но все они имеют и общие части.

- Демонстрация резца на экране «Элементы резца» (слайд 6)

Резец состоит из рабочей части , или головки, и тела резца . Тело резца служит для закрепления в резцедержателе, а рабочая часть непосредственно участвует в процессе резания. (слайд 7)

Важными характеристиками токарного резца являются углы его резания:

  • Главный задний угол.
  • Угол заострения.
  • Угол резания.
  • Передний угол. (слайд 8)

Главный задний угол уменьшает трение между главной задней поверхностью головки резца и заготовкой.

Передний угол улучшает процесс схода стружки.

Задний и передний углы – это углы заточки резца.

Токарные резцы различают:

1. по направлению подачи - правые, левые. (слайд 9)

Правыми называют резцы, которыми работают при подаче справа налево, т. е. от задней к передней бабке станка, и у которых соответственно этому главная режущая кромка расположена слева.

Левыми называют резцы, которыми работают при подаче слева направо, т. е. от передней к задней бабке станка. Главная режущая кромка левых резцов расположена справа.

Чтобы определить является ли резец правым или левым, поступают так: накладывают на него ладонью вниз руку таким образом, чтобы пальцы были направлены к вершине резца. Правым будет резец, главная режущая кромка которого окажется со стороны большого пальца при наложении правой руки, левым - если главная режущая кромка окажется со стороны большого пальца при наложении левой руки.

  1. по конструкции головки - прямые, отогнутые, изогнутые и оттянутые. (слайд 10)

Прямыми называют резцы, у которых ось резцы в плане прямая, отогнутыми - резцы, у которых ось резца отогнута вправо или влево.

Отогнутые проходные резцы очень удобны при продольном обтачивании поверхностей, расположенных близко к кулачкам патрона. Кроме того, эти резцы применяют при продольном обтачивании с последующей обработкой торцовой поверхности детали.

  1. по способу изготовления - цельные, составные. (слайд 11)

При применении дорогостоящих режущих материалов резцы делают составными: головка изготавливается из инструментального материала, а стержень - из конструкционной углеродистой стали. Распространены составные токарные резцы с пластинами из твердого сплава, припаянные или закрепленные механически.

  1. по сечению стержня - прямоугольные, круглые, квадратные .

5. по виду обработки : проходной, проходной упорный, подрезной, отрезной, резьбовой, расточный (слайд 12)

- Проходные резцы предназначены для обтачивания внешних цилиндрических и конических поверхностей заготовок, проходной упорный для обработки уступов. Торцы заготовок обрабатывают подрезными резцами, а отрезают заготовки - отрезными. Резьбовыми резцами нарезают внешнюю и внутреннюю резьбу, а расточными — растачивают отверстия.

Следует помнить, что токарные резцы являются дорогостоящим инструментом. Их нельзя использовать не по назначению, бросать, хранить "навалом". Необходимо не допускать значительного затупления инструмента.

Вопросы обучающимся: - Из каких основных элементов состоит токарный резец?

- Что представляют собой проходные резцы и на какие виды они подразделяются?

- Из какого материала изготавливают резцы?

С действиями по управлению токарно-винторезным станком тесно связаны такие операции, как установка и закрепление на станке заготовок и режущих инструментов. С этих операций начинается любой вид токарной обработки. (слайд 13)

Заготовку закрепляют на токарном станке различными способами в зависимости от характера обработки и ее размеров. Для выполнения простых токарных операций небольшие по размерам заготовки закрепляют в трёхкулачковом самоцентрирующемся патроне. Для этого ключ патрона вставляют в одно из гнезд, разводят и вставляют заготовку, после чего затягивают заготовку.

Для установки резца в резцедержателе нужно отвернуть торцевым ключом винты резцедержателя так, чтобы можно было свободно вставить резец. Устанавливают резец перпендикулярно к продольной оси заготовки. Это достигается следующими приемами. Если вершины центра и головки резца совпадают с центром панели, то резец установлен правильно. Затем прочно закрепляют резец винтами.

Вопросы обучающимся: - Как осуществить пуск и остановить станок?

- Как установить необходимую частоту вращения шпинделя?

- Как можно перемещать резцедержатель с резцом при неподвижном суппорте?

А теперь мы с вами закрепим теорию установки резца в резцедержатель и заготовки в трехкулачковый патрон станка ТВ-6 на практике. Сейчас каждый из вас, по очереди, попробует самостоятельно закрепить резец и заготовку. Затем мы проанализируем ваши возможные ошибки. Но перед тем как приступить к работе со станком, мы с вами познакомимся с правилами техники безопасности.

При работе на токарном станке необходимо соблюдать следующие требования правил безопасности:

  1. Включайте станок только с разрешения учителя.
  2. Перед началом работы проверьте исправность станка, заземление.
  3. Одежда должна быть застегнута на все пуговицы и не иметь свисающих частей.
  4. Во время работы прочно и надежно закрепляйте заготовку и режущий инструмент.
  5. Нельзя осматривать, трогать руками или измерять заготовку не выключив станка.
  6. Нельзя брать руками стружку, которая образуется во время работы.
  7. О всех неисправностях станка во время работы немедленно сообщайте учителю.

5. Повторение и обобщение материала.

Решение электронного теста. (слайд 16)

Продолжим работу на втором уроке, на котором вы получите оценки и домашнее задание.

План конспект - занятия по теме: «Назначение и сущность токарной обработки. Основные узлы и части токарного станка»
план-конспект занятия по теме

Развивающая: Развитие познавательного интереса учащихся, учебно самостоятельность, формирование навыков принятия решений, информационной и коммуникативной компетенций.

Воспитательная: Воспитывать инициативу и самостоятельность в трудовой деятельности.

ОК и ПК формируемые на занятии:

Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач

Обрабатывать детали и инструменты на токарных станках.

Проверять качество выполненных токарных работ.

Тип учебного занятия: Урок усвоения новых знаний

Вид учебного занятия: Комбинированный урок

Метод: рассказ, объяснение, демонстрация, слайдовый показ электронной презентации, самостоятельная работа, показ видеофильма.

Оборудование учебного занятия: Электронная презентация, проектор, индивидуальный раздаточный материал

Действующая модель токарно-винторезного станка 16К20

Межпредметные связи: Производственное обучение; материаловедение, основы черчения

Используемая литература:

1. Багдасарова Т.А. Токарь: технология обработки: учебное пособие для нач. проф. образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 80 с.

2. Вереина Л.И. Справочник станочника: учеб. пособие для проф. образования.

– М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 560с

Продолжительность учебного занятия : 1час 30 минут

Планируемое время

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

1

2

3

I. Организационная часть урока

Приветствие, проверка готовности к уроку, проверка присутствующих по списку.

Староста сообщает готовность к уроку

II Постановка целей и задач:

1. Изучить назначение основных узлов токарно- винторезного станка 16К20.

2. Ознакомиться с органами управления станка

3. Выполнить самостоятельную работу, заполнить таблицы, применяя полученные знания на уроке теоретического обучения

III. Актуализация опорных знаний:

Повторение: Классификация станков токарной группы, их особенности.

1. Какие станки входят в состав токарной группы?

2. Для чего предназначены токарно- винторезные станки?

3. Какие детали называют телами вращения?

4. Расшифровать модели станка 1К62; 16К20; 1А616

Ответ на вопрос

IV. Формирование новых знаний, умений.

Объяснение нового материала:

1. Назначение токарно-винторезных станков.

3. Основные узлы и механизмы.

4. Органы управления станком.

Слушают объяснение, записывают тему, отвечают на наводящие вопросы и задают свои вопросы

Краткий конспект

Для осуществления процесса резания необходимо обеспечить относительное перемещение заготовки и инструмента.

1. Что такое процесс резания?

2. Основные движения для процесса резания?

3. В каком документе можно найти технические параметры станка токарно-винторезного станка и токарного станка(паспорт станка)

Слайд. 5 Как измерить высоту центров станка, расстояние между центрами станка(личный показ)

Слайд. 6 Как найти наибольшую длину L,заготовки которую нужно обработать на станке, чем можно измерить ( личный показ)

- легкие - до 500 кг (D = 100 - 200 мм); - средние - до 4 т (D = 250 - 500 мм);

- крупные - до 15 т (D = 630 - 1250 мм); - тяжелые - до 400 т (D = 1600 - 4000 мм).

Основные узлы станка и их назначение (слайд 7)

1. Токарно-винторезный станок предназначен для выполнения разнообразных токарных работ по чёрным и цветным металлам, точение конусов, нарезание метрической, модульной, дюймовой и питчевых резьб.

2. Слайд 8

1. Месторасположение станины?

Ответ: Станина — массивное чугунное основание, с двумя стенками, которые соединены между собой поперечными элементами, придающими ей требуемый уровень жесткости, смонтированы основные узлы станка. Верхняя часть станины имеет две плоские и две призматические направляющие, по которым перемещаются суппорт и задняя бабка.

2. Передняя бабка?

Ответ: Чугунная коробка, внутри которой расположен - главный рабочий орган станка: шпиндель и коробка скоростей.

3. Для чего служит передняя бабка токарного станка?

Ответ: Передняя бабка одновременно выполняет две функции: придает заготовке вращение и поддерживает ее в процессе обработки.

4. Для чего служит шпиндель?

Ответ: Полый ступенчатый вал на переднем конце, которого при помощи приспособления закрепляется заготовка или инструмент

5. Какие требования предъявляют шпинделю?

Ответ: Точность вращения, жесткость, виброустойчивость, износостойкость.

6. Как крепится трёх - кулачковый само центрирующий патрон:

Ответ: Патрон устройства (кулачкового или поводкового типа) фиксируется на конце шпинделя при помощи резьбового соединения. Именно данный узел токарного станка отвечает за передачу вращения заготовке в процессе ее обработки. На правом конце шпинделя крепится приспособление (например, патрон), зажимающее заготовку.

7. Применение коробки скоростей?

Ответ: Служит для изменения частот вращения шпинделя.

Ответ: Устройство для закрепления резца и обеспечения движения подачи, т.е. перемещения резца в продольном и поперечном направлениях. Движение подачи может осуществляться вручную или механически. Механическое (автоматическое) движение подачи суппорт получает от ходового вала или ходового винта (при нарезании резьбы).

9. За какую работу отвечает ходовой винт?

Ответ: За продольное перемещение

10. Где на станке можно закрепить режущий инструмент

Ответ: В резцедержателе

11. Зачем столько позиций для резцедержателя?

Ответ: Для закрепления резцов, экономии времени при работе

12. Какой узел станка помогает резцу осуществлять движение в различных направлениях?

Ответ: Суппорт.

13. Из каких узлов состоит суппорт?

Ответ: продольных салазок (каретки), поперечных салазок, поворотной плиты, верхних салазок и резцедержателя

14. Какой механизм отвечает за перемещение резца с необходимой скоростью и изменял величину этого перемещения?

Ответ: Коробка подач, она представляет собой механизм, передающий вращение от шпинделя к ходовому валу или ходовому винту, служит для изменения скорости движения подачи суппорта (величины подачи). Вращательное движение к коробке подач передается от шпинделя через реверсивный механизм (трензель) и гитару со сменными зубчатыми колесами.

15. Какую функцию выполняет задняя бабка?

Ответ: Она предназначена для поджатия с помощью центра длинных заготовок в процессе обработки, а также для закрепления и подачи стержневых инструментов (сверл, зенкеров, разверток).

16. Какой вид оборудования помогает приводить в движение все механизмы станка?

Ответ: Электрооборудование.

Ответ: Кольцо (или плоская шайба) с нанесёнными на его поверхности рисками, расположенными на равных расстояниях друг от друга. На определённом интервале, например через каждые 10 рисок, нанесены цифры, указывающие определённую величину градуировки лимба. Лимб может быть отградуирован в миллиметрах, градусах или других метрических величинах.

План - конспект на тему: "Технология точения на токарном станке"

« Технология обработки древесины на токарном станке». УЧИТЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ: Карасёв Игорь Павлович.

Тема раздела: «Технология точения древесины на токарном станке».

Тема программы: «Технология обработки древесины. Элементы машиноведения».

Тема урока: «Технология точения древесины на токарном станке».

Ø Образовательная - сформировать у учащихся представление о точении древесины на токарном станке.

Ø Воспитательная - воспитывать ответственное отношение к труду; прививать качество аккуратности.

Ø Развивающая - продолжить развитие навыков самоконтроля при выполнении технологических операций.

Методы проведения занятия: беседа, объяснение, демонстрация, рассказ, показ, самостоятельная работа под контролем учителя.

Объекты труда: Скалка.

Межпредметные связи: математика- построение фигур, единицы длины, русский язык – написание и произношение слов; математика – геометрические тела и фигуры.

Материально техническое оснащение: токарный станок по дереву; стамески, рубанки; ножовки; измерительный инструмент; верстак , инструменты и приспособления.

1. Организационное начало.

1.1. Взаимное приветствие.

1.3. Назначение дежурных и отметка отсутствующих.

2. Повторение пройденного материала.

2.1. Фронтальный опрос.

Вопрос 1. Назовите основные части токарного станка?

Ответ 1. Основания, электродвигатель, станина, кнопочная станция, передняя бабка, шпиндель, подручник, задняя бабка.

Вопрос 2. Каково назначение передней бабки и задней бабки токарного станка?

Ответ 2. Передняя бабка передаёт вращательное движение заготовке, а задней бабкой осуществляется поджатие заготовки вращением маховика.

Вопрос 3. Какое движение в станке называется главным, а какое – вспомогательным?

Ответ 3. Вращательное движение заготовки при точении называют главным движением резания, так как без него вообще невозможно точение. Поступательное движение стамески называют вспомогательным движением, т.е. движением подачи.

Вопрос 4. Для чего служат патрон и станина токарного станка?

Ответ 4. Патрон применяют для крепления коротких и небольшого диаметра заготовок. Заготовку крепят в патроне винтом. Станина предназначена для крепления на ней основных частей станка и его опоры.

Вопрос 5. Перечислите правила безопасности при работе на станке?

Ответ 5. – Не включать станок без разрешения учителя.

- Не включать станок без ограждённой ремённой передаче.

- Не опираться на части токарного станка.

- Не класть инструменты и другие предметы на станок.

- Обо всех не исправностях станке немедленно сообщать учителю.

2.2. Анализ усвоения.

Вы неплохо знаете изученный материал, затруднялись ответить на некоторые вопросы.

3. Изложение нового материала.

Сегодня мы продолжим знакомиться с технологическими операциями, выполняемыми на токарном станке.

Тема сегодняшнего урока « Технология точения древесины на токарном станке».

Запишите тему в тетрадь.

Практически продолжим выполнять декоративную ложку.

3.2. Сущность процесса резания и подготовка к точению.

Сущность процесса резания при точении заключается в снятии поверхностного слоя обрабатываемой заготовки в виде стружки. При этом заготовка вращается, а стамеска перемещается относительно заготовки.

Подготовка заготовки для точения на токарном станке может включать в себя отрезку её по длине с учетом припусков на торцах, осмотр её внешнего состояния, разметку центров вращения заготовки; придание заготовке формы, близкое к цилиндрической. Если заготовка имеет форму квадрата, то для нахождения центров вращенья на торцах проводят диагонали и на их пересечении шилом накалывают отверстие. За тем рубанком сострагивают рёбра, придавая заготовки форму восьмигранника. После этого заготовку крепят на станке.

3.3. Инструменты и приспособления для точения.

Для точения древесины применяют различные стамески и другие режущие инструменты.

Желобчатые полукруглые стамески выпуклые и вогнутые применяют для черновой обработки заготовок, а косые стамески применяют для чистовой, окончательной обработки поверхностей, а также для подрезания торцов и вытачивания конусов.

Режущая часть токарных резцов, называемая лезвием,имеет клиновидную форму и состоит из передней и задней поверхностей, а также режущей кромки.

Передней поверхностью лезвия называют ту поверхность, по которой сходит стружка.

Задней называют поверхность, обращенную к обрабатываемой заготовке.

Угол между передней и задней поверхностями называют углом заострения лезвия .

Пересечение передней и задней поверхностей образует линию, называемую режущей кромкой.

Чем острее режущая кромка, тем легче и чище она обрабатывает поверхность. Тупая режущая кромка создает шероховатую и ворсистую обработанную поверхность.

Острота режущей кромки проверяется лупой.

Угол заострения лезвия измеряют угломером. Этот угол может изменяться от 20° при точении мягкой древесины и чистовой обработке до 40° при точении твердой древесины и черновой обработке.

Переднюю и заднюю поверхности затачивают на наждачном круге, при этом плоскую стамеску перемещают вдоль оси вращения круга, а полукруглую стамеску поворачивают вправо и влево.

Затем лезвие правят, снимая заусенцы и затачивая его круговыми движениями на наждачном бруске, плотно (без зазора) прижимая переднюю или заднюю поверхность к плоскости бруска.

Аналогичнодоводят лезвие на мелкозернистом бруске (рис. 41, в), который называют оселком.

По гладким передней и задней поверхностям легче скользит разрезаемая древесина, что уменьшает силы резания и улучшает качество обработки.

Косые стамески бывают с односторонней и двухсторонней заточкой. Они имеют срезанную под углом У (наклонную) режущую кромку (рис. 38, б; рис. 39, а).

3.4. Технология точения.

Прежде чем начинать работу, изучают технологическую карту на обработку изделия.

Перед изготовлением детали выполняют наладку и настройку станка. Для этого подготавливают и надежно закрепляют обрабатываемую заготовку. Подручник настраивают и надежно крепят так, чтобы расстояние от него до обрабатываемой поверхности заготовки составляло 2. 3 мм. Для проверки зазора заготовку поворачивают вручную на 2. .3 оборота.

После этого выбирают и устанавливают нужную частоту вращения шпинделя. Подбирают заранее и раскладывают необходимые режущие и измерительные инструменты.

Если центр задней бабки в станке не вращающийся, то его смазывают машинным маслом (2. 3 капли).

Перед точением надевают защитные очки, включают станок, берут стамеску в правую руку, устанавливают на подручник, не касаясь заготовки, и прижимают ее к подручнику левой рукой сверху, как это показано на рисунке 36.

Вначале выполняют черновое (грубое) точение полукруглой стамеской. Медленно подводят лезвие к вращающейся заготовке и снимают стружку его серединой. Затем плавно перемещают стамеску влево или вправо, срезая слой древесины левой или правой частью закругленного лезвия.

Для чистового точения заготовки оставляют припуск 3. 6 мм на обработку до нужного диаметра детали. Чистовое точение выполняют косой стамеской. Стамеску опирают на подручник ребром со стороны тупого угла, как это показано на рис. 42 а, и направляют режущей кромкой в сторону ее движения (рис. 42, б).

Тонкую стружку срезают только серединой режущей кромки. Ни в коем случае не допускайте врезания в заготовку острого угла стамески. Это может привести к выбросу стамески и травмированию.

Точат конусы с большего диаметра на меньший. Так лучше и чище подрезаются волокна древесины.

Контроль размеров заготовки осуществляют кронциркулем или штангенциркулем только после отключения станка и полной остановки шпинделя.

Прямолинейность поверхностей проверяют на просвет путем накладывания линейки на деталь (рис. 43).

При необходимости деталь обрабатывают шлифовальной колодкой (рис. 44).

Хорошие результаты дает полирование сухой детали бруском из более твердой древесины. При этом на поверхности заготовки от нагревания расплавляется целлюлоза, входящая в состав древесины, и обволакивает тонким слоем обработанную поверхность. Перегрев в зоне полирования дает декоративную отделку в виде подгоревшей древесины желтого, коричневого и черного цветов.

Перед отрезанием обработанной заготовки станок останавливают. Линейкой и карандашом делают разметку отрезаемой заготовки. Затем включают станок, опирают косую стамеску на подручник острым углом (носком) вниз и выполняют в намеченных, местах надрез глубиной на 2. 3 мм. Потом стамеску опирают тупым углом (пяткой) на подручник и режущей кром­кой, как при чистовом точении, срезают на конус концевую часть заготовки до надреза (рис. 42, в). Эти переходы выполняют многократно, постепенно углуб­ляясь в заготовку, пока не образуется тонкая «шейка» диаметром 8. 10 мм.

Не следует допускать перерезания заготовки, так как надо еще зачистить торец движением стамески к центру вращения таким же способом, как и выполнялся надрез. Аналогично подрезают торец с другого конца заготовки.

После остановки станка заготовку снимают, мелкозубой пилой отрезают шейки и торцы зачищают напильником или шлифовальной шкуркой.

3.5. Правила безопасности.

10. Периодически, по мере срезания поверхности, при остановках станка подводить подручник к поверхности заготовки на 2. 3 мм, проворачивать заготовку вручную на 2. 3 оборота и надежно крепить

4. Закрепление пройденного материала.

4.1. Фронтальный опрос.

Вопрос 1. Какими инструментами выполняют точение?

Ответ 1. Точение выполняют стамесками для токарных работ различной формы.

Вопрос 2. Какими стамесками выполняют черновое точение, а какими – чистовое?

Ответ 2. Вначале выполняют черновое (грубое) точение полукруглой стамеской, а чистовое – косой стамеской.

Вопрос 3. Как устанавливают подручник?

Ответ 3. Подручник надёжно крепят так, чтобы расстояние от него до обрабатываемой поверхности заготовки составляло 2-3 мм.

Вопрос 4. Какими инструментами контролируют размеры вытачиваемой детали?

Ответ 4. Контроль размеров заготовки осуществляют кронциркулем и штангенциркулем, а так же линейкой только после отключения станка и полной остановки шпинделя.

Вопрос 5. Как точат конусы?

Ответ 5. Точат конусы с большего диаметра на меньший. Так лучше и чище подрезаются волокна древесины.

4.2. Анализ усвоения.

Вы неплохо усвоили пройденный материал, но на некоторые вопросы ответить затрудняетесь.

5. Вводный инструктаж.

5.1. Демонстрация эталонного изделия и разбор технологических операций.

5.2. Показ трудовых операций по палению.

5.3. Техника безопасности при обработки изделия.

6. Практическая часть. Текущий инструктаж. Целевые обходы.

6.1. Первый обход - проверить организацию рабочих мест и соблюдение безопасных приёмов труда.

- У всех должны быть халаты, нужный инструмент и свои изделия труда.

6.2. Второй обход - проверить правильность выполнения трудовых приёмов и технологической последовательности.

6.3. Третий обход – проверить правильность размеров и ведение учащимися контроля. Провести приёмку и оценку работы. Выдать (указать) дополнительную работу наиболее успевающим ученикам.

7. Заключительный инструктаж.

7.1. Анализ характерных ошибок и их причин.

7.3. Домашнее задание.

Прочитать § 10 стр.19-21, повторить § 9 стр. 17-19.

7.4. Уборка рабочих мест.

Каждый ученик убирает своё рабочее место.

Дежурные, раскладывают РИ в инструментальные шкафы , принимают от учеников чисто убранные Р.М.

Читайте также: