Пластилиновый шар двигаясь по гладкой горизонтальной плоскости столкнулся с покоящимся металлическим

Обновлено: 04.10.2024

Помните, что хорошая сдача ЕГЭ по физике
и хорошее знание физики – это две абсолютно разные вещи, поскольку экзамен по физике упускает из виду множество явлений.

Если вы планируете так или иначе связать свою жизнь с физикой, начинайте её изучение
с «Элементарного учебника физики» Ландсберга. Это замечательная книга, дающая исчерпывающие знания во всех основных разделах физики. Книга
не перегружена формулами и научными терминами, многие вещи объяснены
на аналогиях. Читается легко, словно это не научная, а художественная литература.

Может звучать парадоксально и противоречиво, но это так. Не существует вопросов и задач, созданных специально
для ЕГЭ. Есть наука – физика, и изучать надо саму физику, вникать в суть физических законов и понятий. Нужно научиться понимать смысл формул, а не бездумно их зубрить, а также

научиться решать разнообразные физические задачи — причём не из пособий для подготовки к ЕГЭ по физике,
а из разных задачников, методическая ценность которых проверена временем.

Физика – наука непростая. Более того, школьная подготовка по физике оставляет желать лучшего. Может быть такое, что поначалу задачи идут с большим трудом,
а руки опускаются. В такие моменты главное — стиснуть зубы, терпеть и продолжать работать. Не останавливаться перед трудностями — они все временные. И в один прекрасный момент вдруг обнаружится, что задачи вполне возможно решить.
Так, медленно, но верно, вы научитесь самостоятельно и эффективно решать задачи, что обеспечит вам наилучший балл на ЕГЭ.

Разработчики заданий всегда чётко формулируют условия задач,
чтобы не возникало вариативности в решении и конечном ответе. Главная сложность – это то, что часть информации может быть спрятана за очевидными или, на первый взгляд, неуместными словами. Нужно уметь видеть и мгновенно расшифровывать такие фразы при чтении. Перевод необходимо делать каждый раз, когда вы впервые читаете задачу.

· Шероховатая поверхность, шероховатые рельсы — сила трения, и её надо учесть.

· Гладкая поверхность — сила трения настолько мала, что ею можно пренебречь, т.е. сила трения равна нулю.

· Небольшое тело — материальная точка, размерами можно пренебречь, следовательно, нет сил сопротивления.

· Массивное тело — масса значительна.

· Легкая пружина, в принципе слово «легкий» — пружина с нулевой массой, невесомое тело, масса не имеет значения.

· «Пластилиновый шар, двигаясь по гладкой горизонтальной плоскости, столкнулся с покоящимся металлическим шаром и прилип к нему» — абсолютно неупругий удар, импульс сохранился, но механическая энергия — нет, часть энергии ушла в тепло или другие типы энергии.

· Маленький грузик — размерами можно пренебречь, материальная точка, нет сил сопротивления.

· «Равномерно перемещают по горизонтальной поверхности, прикладывая к нему постоянную силу» — по первому закону Ньютона равнодействующая сила равна нулю.

· «Через маленькое отверстие в стенке сосуда газ очень медленно выпускают наружу» — температура в сосуде не меняется.

· «В калориметре…» — нет теплообмена с окружающей средой

· Однородный стержень — сделан из одного материала, везде одинаковая плотность, центр массы в геометрическом центре стержня.

· Малые колебания математического маятника — угол отклонения настолько мал, что sinα=α.

· Шелковая нить — непроводящая нить, диэлектрик.

· Цилиндрический картонный каркас – снова диэлектрик.

· Точечный источник света — материальная точка, размерами можно пренебречь.

Пластилиновый шар двигаясь по гладкой горизонтальной плоскости столкнулся с покоящимся металлическим

Тип 3 № 7615

Точечное тело движется по гладкой горизонтальной поверхности под действием постоянной горизонтальной силы, направленной вдоль оси Ox. Известно, что проекция импульса этого тела на указанную ось изменяется со временем по закону: Чему равен модуль силы, действующей на это тело? (Ответ дайте в ньютонах.)

В данном примере, под действием силы, тело движется равноускоренно. Уравнение для скорости при этом принимает вид: Импульс — это произведение скорости тела на его массу. Тогда имеем

При условии, что сила действует вдоль направления ОХ и, сравнивая полученное выражение с данным в условии, находим, что модуль силы равен 4 Н.

Здравствуйте! А я вот нахожу производную и всё, ответ таким же получается)

Здравствуйте. Можете подробней расписать, как вы получили 4Н?

Тип 3 № 7657

Точечное тело движется по гладкой горизонтальной поверхности под действием постоянной горизонтальной силы, направленной вдоль оси Ox. Известно, что проекция импульса этого тела на указанную ось изменяется со временем по закону: px = −4 + t. Чему равен модуль силы, действующей на это тело? (Ответ дайте в ньютонах.)

В данном примере, под действием силы, тело движется равноускоренно. Уравнение для скорости при этом принимает вид: Импульс — это произведение скорости тела на его массу. Тогда имеем При условии, что сила действует вдоль направления ОХ и, сравнивая полученное выражение с данным в условии, находим, что модуль силы равен 1 Н.

Аналоги к заданию № 7615: 7657 Все

Задания Д28 C1 № 733

Одинаковые бруски, связанные нитью, движутся под действием внешней силы F по гладкой горизонтальной поверхности (см. рис.). Найдите во сколько раз увеличится сила натяжения нити между брусками, если третий брусок переложить с первого на второй.

Поскольку бруски связаны нерастяжимой нитью, они двигаются с одинаковым ускорением. Обозначим T силу натяжения нити. Второй закон Ньютона для второго бруска и для первого вместе с третьим приобретает вид: Отсюда получаем, что изначально После перекладывания второй закон Ньютона для второго бруска с третьим и первого: Следовательно, Таким образом, сила натяжения нити увеличится в 2 раза при перекладывании третьего бруска.

Тип 28 № 2995

По гладкой горизонтальной направляющей длиной 2l скользит бусинка с положительным зарядом и массой m. На концах направляющей находятся положительные заряды (см. рис.). Бусинка совершает малые колебания относительно положения равновесия, период которых равен Т.

Чему будет равен период колебаний бусинки, если ее заряд уменьшить в 2 раза?

При небольшом смещении x бусинки от положения равновесия на нее действует возвращающая сила:

пропорциональная смещению х.

Ускорение бусинки, в соответствии со вторым законом Ньютона, пропорционально смещению х. При такой зависимости ускорения от смещения бусинка совершает гармонические колебания, период которых При уменьшении заряда бусинки в два раза период колебаний увеличится:

Здравствуйте! У меня вопрос по поводу периода колебаний. Я находил его следующим образом. Представил максимальную скорость движения брусники как v=x*2*pi/T(то бишь амплитуда колебаний на циклическую частоту) и как v=sqrt(2*a*x)(формула из кинематики для нахождения скорости без учета времени, начальную скорость брусники (во время возвращения) считаем равной 0). Приравнял, подставил значение ускорения (как в решении), у меня получилось практически такое же значение периода колебаний, НО под корнем в знаменателе появляется 2. На решение она никак не влияет, но хотелось бы узнать, почему она появилась и как находилось значение периода при решении данной задачи вами.

Колебание — это движение с переменным ускорением, а формула "без времени" выводится для равноускоренного движения, видимо, в этом вся загвоздка.

Как в этой задаче вывели формулу для периода?

Гармоническое колебание это процесс, который подчиняется уравнению

Если Вы только где-то увидели, что ускорение чего-то пропорционально этому чему-то взятому со знаком минус, то это сразу значит, что перед Вами гармоническое колебание. Физический смысл может быть самый разный, это может быть и координата, и угол, и заряд и все, что угодно. Так вот, когда Вы увидели такое уравнение (обычно Вы его получаете в результате преобразований второго закона Ньютона для данной системы), то сразу смело можете писать, что коэффициент пропорциональности — это квадрат циклической частоты. А как уже отсюда выразить период и частоту, это дело самое обычное. Тут есть общая формула:

Задания Д28 C1 № 3257

По гладкой горизонтальной поверхности под действием силы движутся одинаковые бруски, связанные нерастяжимой нитью, как показано на рисунке. Если на второй брусок положить ещё один такой же, то ускорение брусков уменьшится в k раз. Найдите

Поскольку бруски связаны нерастяжимой нитью, они двигаются с одинаковым ускорением, как единое целое. Применим ко всей системе брусков второй закон Ньютона: После того, как на второй брусок положат ещё один такой же, общая масса системы увеличится, а значит, ускорение уменьшится: Следовательно, Таким образом, ускорение брусков уменьшится в 1,5 раза.

Ответ подсчитан неправильно. 2/3 не будет равняться 1,5

В решении приведено соотношение , значит, . Первоначальное a было больше a' в 1,5 раза. Следовательно, a' меньше a в 1,5 раза.

Задания Д14 B25 № 3264

По гладкой горизонтальной поверхности под действием силы F движутся одинаковые бруски, связанные нерастяжимой нитью, как показано на рисунке. Если третий брусок переложить со второго бруска на первый, то ускорение брусков

2) уменьшится в 2 раза

3) увеличится в 1,5 раза

4) уменьшится в 1,5 раза

Поскольку бруски связаны нерастяжимой нитью, они двигаются с одинаковым ускорением, как единое целое. Применим ко всей системе брусков второй закон Ньютона: Так как при перекладывании третьего бруска масса всей системы не изменяется, заключаем, что ускорение всей системы также не изменится.

Тип 5 № 3651

Пластилиновый шар, двигаясь по гладкой горизонтальной плоскости, столкнулся с покоящимся металлическим шаром. После столкновения шары продолжили двигаться раздельно, но пластилиновый шар оказался деформированным. Как в результате изменились следующие физические величины: суммарная кинетическая энергия шаров, внутренняя энергия шаров, величина суммарного импульса шаров? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения.

А) Суммарная кинетическая энергия шаров

Б) Внутренняя энергия шаров

В) Величина суммарного импульса шаров

3) Не изменилась

Поскольку на систему не действует никаких внешних сил полный импульс системы при столкновении не изменяется (В — 3). То, что пластилиновый шар при столкновении деформировался, означает, что часть кинетической энергии системы перешла во внутреннюю энергию шаров, шары нагреваются во время удара. Таким образом, суммарная кинетическая энергия шаров уменьшается (А — 2), а внутренняя энергия шаров — увеличивается (Б — 1).

импульс суммарный же тоже должен уменьшиться, так как уменьшилась кинетическая энергия, а значит и скорости

Ну, как сказать, мы тут пока только обсуждаем суммарную кинетическую энергию. Металлический шар вообще вначале покоился, не имел импульса,а теперь движется, пластилин, конечно, замедлился :)

И вообще, закон сохранения импульса — суровая вещь, если условия для его выполнения есть, он работает :)

Добрый день! Соглашусь с Хатху Сергеем. Суммарный импульс системы - это сумма произведений скоростей тел на их массы. И он уменьшится так же, как и суммарная кинет.энергия. Её изменение следует из закона сохранения энергии для незамкнутой системы (а такой она получается по условию). Ведь и вы получили, что суммарная кинетическая энергия изменилась. Массы тел не изменились по условию, значит изменились скорости, которые определяют как энергию, так и импульсы.

Вообще, очень неоднозначная задача.Частично упругое столкновение пластилина со сталью.

Суммарный импульс определяется наличием внешних сил. Скорости изменились, да - но СУММАРНЫЙ импульс остался прежним. Суммарный импульс - это сумма, если мы будем рассматривать вектора. Если рассматриваем проекции, то это уже далеко получается не сумма. Формулировка закона сохранения импульса следующая: При движении системы в пустом пространстве (пространстве без внешних сил) импульс сохраняется во времени, а при наличии внешнего воздействия скорость изменения импульса определяется суммой приложенных сил.

Тип 1 № 4338

Точечное тело начинает движение из состояния покоя и движется равноускоренно вдоль оси Оx по гладкой горизонтальной поверхности. Используя таблицу, определите значение проекции на ось Оx ускорения этого тела. (Ответ дайте в метрах в секунду в квадрате.)

При равноускоренном движении с нулевой начальной скоростью, зависимость координаты тела от времени дается выражением: где — начальная координата. Из первой строки таблицы ясно, что начальная координата равна 2 м. Используя любую другую строку, например третью, для величины проекции ускорения имеем:

Тип 1 № 4373

При равноускоренном движении с нулевой начальной скоростью, зависимость координаты тела от времени дается выражением: где — начальная координата. Из первой строки таблицы ясно, что начальная координата равна 1 м. Используя любую другую строку, например третью, для величины проекции ускорения имеем:

Аналоги к заданию № 4338: 4373 Все

Задания Д3 B3 № 5751

По гладкой горизонтальной плоскости XOY движутся два тела массами m1 и m2 со скоростями V1 и V2, соответственно (см. рисунок). В результате соударения тела слипаются и движутся как единое целое. Проекция импульса этой системы тел на ось OY после соударения будет

На систему не действуют нескомпенсированные внешние силы, поэтому система является замкнутой и выполняется закон сохранения импульса: Исходные импульсы перпендикулярны, поэтому из закона сохранения импульса проекция импульса на ось y совпадает со значением импульса

Правильный ответ указан под номером 1.

Аналоги к заданию № 5716: 5751 Все

Вы пишите р1+р2=р, тогда почему не подходит 3 вариант m1v1+m2v2=p?

Модуль суммы неколлинеарных векторов не равен сумме их модулей:

Тип 5 № 6356

Брусок движется по инерции по гладкой горизонтальной поверхности со скоростью, модуль которой равен V. В точке А поверхность становится шероховатой — коэффициент трения между бруском и поверхностью становится равен μ. Пройдя от точки A путь S за время t, брусок останавливается.

Определите, как изменятся следующие физические величины, если коэффициент трения будет в 2 раза больше: путь, пройденный бруском от точки A до остановки; время прохождения бруском пути от точки A до остановки; модуль ускорения бруска при движении по шероховатой поверхности.

Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.

Как подготовиться к ЕГЭ по физике: лайфхаки и советы


ЕГЭ-2022 по физике состоит из 30 задач, за которые в сумме можно получить 54 первичных балла. Первые 23 задачи не требуют подробных решений, в бланке нужно просто написать число или последовательность цифр. А вот решения последних семи задач надо будет записать полностью.

Задача 1. Надо выбрать два или три верных утверждения из пяти предложенных.

Задача 2. Приведены три зависимости какой-либо физической величины от другой, и надо для каждой из них указать график из пяти предложенных авторами.

За задачи 1–2 можно получить по 2 первичных балла. В задачах одновременно содержатся несколько тематических разделов по физике.

Задачи 3–8 — механика. Из них три задачи, в которых нужно просто записать ответ, одна на выбор нескольких верных вариантов из пяти предложенных и ещё две задачи на соответствие.

Задачи 9–13 — молекулярная физика и термодинамика. В трёх из них надо получить число, в одной выбрать 2–3 варианта из пяти и ещё одна задача на соответствие.

20–21 — квантовая физика или специальная теория относительности. В задаче 20 нужно записать число в бланк, а 21 — задача на соответствие.

Задания 22–23 — понимание того, как правильно ставить эксперимент. В задании 22 нужно правильно указать результат измерения с учётом его погрешности, а в 23 уметь правильно выбирать нужные опыты для определения зависимости одной физической величины от другой или отбирать правильное оборудование для эксперимента.

Задача 24 называется качественной и может быть по любому разделу физики. Традиционно это одна из самых сложных задач экзамена, так как её невозможно решить, просто зазубрив все формулы из школьной программы. Она требует, во-первых, глубокого понимания физики того или иного процесса, а во-вторых, умения чётко формулировать свои мысли. За эту задачу можно получить максимум 3 первичных балла.

За задачи 25 и 26 можно получить максимум по 2 первичных балла. Здесь требуется подробное решение. Задача 25 может быть по механике, молекулярной физике или термодинамике, а 26 — по электродинамике или квантовой физике.

За задания 27–29 можно получить по три первичных балла. Это уже более сложные задачи. В задании 27 — молекулярная физика и термодинамика, в заданиях 28–29 — электродинамика или геометрическая оптика.

Особое внимание заслужила последняя, 30-я задача по механике. За неё можно получить целых 4 первичных балла. Она требует подробного оформления. Если вы запишете решение «по старинке», то есть укажете список начальных формул и из них выведете ответ, то получите за это 3 первичных балла. Чтобы получить ещё один, нужно объяснить, почему вы действительно имели право пользоваться теми законами и формулами, что привели в решении. Возможно, даже на это объяснение вы потратите больше времени, чем на само решение. Другими словами, человек, который просто выучил все формулы, может претендовать на 3 балла. Для максимального балла требуется глубокое понимание физических процессов, происходящих в задаче.

План подготовки к ЕГЭ по физике

Как учить физику

Понимать, а не запоминать

К сожалению, в некоторых школах на уроках физики сразу натаскивают на результат: показывают формулы, а через некоторое время дают по ним контрольную работу. Когда ученик не понимает, откуда взялась формула и по какому принципу она работает, то быстро забывает зазубренный материал.

Чтобы понимать физику, научитесь выводить формулы самостоятельно. Так они отложатся в голове, и при решении задачи вам не понадобится отдельный листок с заготовками. Для того чтобы формула отложилась в голове на уровне подсознания, необходимо решать большое количество задач. Так вам не нужно будет готовиться к контрольным и экзаменам, потому что решение задач — это и есть подготовка.

Материалы

Кроме школьных учебников по физике можно изучать образовательные ролики в интернете. Однако среди разных источников могут встретиться и некачественные. Лучше посоветуйтесь с вашим учителем или продвинутыми в физике товарищами, стоит ли доверять данному материалу.

Обратите внимание на Фоксфорд.Учебник. Там по многим темам есть наглядные видеоматериалы Михаила Пенкина, учителя физики в «Фоксфорде».

Вузовские олимпиады

Не бойтесь пробовать силы в олимпиадах по физике. Подготовка к соревнованию и решение нестандартных задач не только помогут лучше разобраться в предмете, но и прибавят вам уверенности на ЕГЭ. К тому же победа или призовое место в вузовской олимпиаде даёт льготы при поступлении в некоторые вузы страны. Привилегии зависят от уровня олимпиады и политики самого вуза.

Например, при поступлении в МФТИ победителей олимпиады первого уровня по физике берут без экзаменов. Призёры получают 100 баллов по шкале ЕГЭ. Олимпиада второго уровня по физике не подойдёт. Однако другие вузы могут засчитать льготы победителям и призёрам олимпиады второго, а иногда даже и третьего уровня. Более подробную информацию можно найти на сайте приёмной комиссии интересующего вас института.

Какой теме стоит уделить особое внимание

Механика. Может показаться, что наиболее сложные темы на ЕГЭ — квантовая физика, физика атома и атомного ядра. Но составители ЕГЭ дают по ним простые задачи, потому что школьники сталкиваются с этими темами только в 11-м классе. Самые сложные задания обычно бывают по механике, которую преподают с самого начала курса физики.

Материалы

Теорию лучше всего изучать по двухтомнику Козела С. М. «Пособие для учащихся и абитуриентов». Практиковаться — по книге Касаткиной И. Л. «Репетитор по физике». Там много задач разной сложности: и уровня ЕГЭ, и уровня вузовских олимпиад, но в основном представлены задачи из второй части ЕГЭ. К ним приводят подробные объяснения, что очень помогает при самостоятельной подготовке к экзамену. Обязательно прорешайте задания из книги с тренировочными вариантами Демидовой М. Ю. — одной из главных составителей ЕГЭ по физике.

Математика в физике

Для сдачи ЕГЭ по физике достаточно базовых знаний по математике, потому что большинство задач решается простыми методами. Как правило, здесь не нужны такие вещи, как производная и первообразная. Самое главное, что нужно освоить, — перенос величины из одной части в другую с противоположным знаком и работу с дробями. Очень важно также уметь решать системы линейных уравнений с двумя неизвестными и квадратные уравнения.

На ЕГЭ сложно получить высокий балл, достаточный для поступления в технические вузы, если не разбираешься в тригонометрии. Вы должны отличать синус от косинуса или тангенса и уметь ими пользоваться. Например, при поиске катета в прямоугольном треугольнике вы должны понимать, что если угол прилежащий, то катет находится домножением гипотенузы на косинус, если противолежащий — на синус. В задачах по геометрической оптике нужно, конечно, знать геометрию. Но в большинстве случаев хватает навыка работы с подобными треугольниками.

Лайфхаки для ЕГЭ по физике

Проверять решение каждой задачи

1. Проверить размерность. Допустим, в условии просили найти скорость, а у вас ответ вышел в килограммах. Значит, у вас в решении ошибка.

2. Проверить на здравый смысл. Допустим, что при решении задачи у вас получилась скорость пешехода 150 км/ч. Но пешеход не может двигаться с такой большой скоростью. Значит, вы где-то допустили ошибку. Бывают и менее очевидные вещи. Например, если получилась длина столбика с ртутью в трубке больше длины самой трубки, здесь тоже есть ошибка.

3. Проверить на частный случай. Такая возможность есть не всегда, но иногда ей стоит воспользоваться.

Например, дана собственная скорость катера V и скорость течения U. Нужно найти время, за которое катер доберётся до точки, находящейся на расстоянии S ниже по течению и вернётся обратно.

Если честно посчитать ответ, получится время


Если катер будет плыть в озере, где нет течения, скорость катера при движении туда и обратно одинакова и равна V. Тогда ответ будет такой:


Его можно получить, если в первую формулу подставить U = 0. Проверка на частный случай прошла успешно.

Ещё один пример: известно, что при броске под углом α к горизонту с начальной скоростью 𝑣0 максимальная высота подъёма равна


а дальность полёта составляет


При подстановке угла α = 90° движение переходит в вертикальное, и ему соответствуют результаты


(эту формулу можно получить из простых кинематических соображений либо из закона сохранения энергии) и S = 0, так как тело вернётся в ту же точку.

Кстати, некоторые школьники часто путаются, где нужно подставить синус двойного угла, а где квадрат синуса «одинарного». Подстановка прямого угла даст ответ и на этот вопрос. Ведь sin(90°) = 1, поэтому sin2α присутствует в формуле для высоты, а sin(2·90°) = 0, поэтому это выражение присутствует в формуле для дальности полёта, ведь, как мы уже недавно писали, тело возвращается в ту же точку при вертикальном броске.

ОТМЕТИМ, ЧТО ПЕРЕЧИСЛЕННЫЕ ВЫШЕ ФОРМУЛЫ — «ЗАПРЕТНЫЕ» НА ЕГЭ, ПОСКОЛЬКУ ИХ НЕТ В КОДИФИКАТОРЕ. ДОКУМЕНТ ОПУБЛИКОВАН НА САЙТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ИНСТИТУТА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ. В НЁМ ПРИВЕДЁН ПЕРЕЧЕНЬ ФОРМУЛ, КОТОРЫЙ ШКОЛЬНИК ДОЛЖЕН УСВОИТЬ ПЕРЕД СДАЧЕЙ ЕГЭ.

ЕСЛИ ФОРМУЛЫ, КОТОРУЮ УЧЕНИК ХОЧЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ, НЕТ В КОДИФИКАТОРЕ, ОН ОБЯЗАН ЕЁ ВЫВЕСТИ.

Переводить условия задач

Разработчики заданий всегда чётко формулируют условия задач, чтобы не возникало вариативности в решении и конечном ответе. Главная сложность — часть информации спрятана за очевидными или, на первый взгляд, неуместными словами. Нужно уметь видеть и мгновенно расшифровывать такие фразы при чтении.

Откройте книгу, сайт или демоверсию ЕГЭ по физике и почитайте задачи. Не нужно их решать — просто переведите условия на понятный язык.

СЛОВАРЬ ЕГЭ ПО ФИЗИКЕ

Шероховатая поверхность — в задаче присутствует сила трения, её обязательно нужно учесть.

Гладкая поверхность — в задаче можно пренебречь силой трения.

Небольшое (маленькое) тело — тело, размерами которого в условиях данной задачи можно пренебречь.

Лёгкая пружина, нить — массой указанного тела можно пренебречь.

Пластилиновый шар, двигаясь по гладкой горизонтальной плоскости, столкнулся с покоящимся металлическим шаром и прилип к нему — абсолютно неупругий удар, импульс сохранился, но механическая энергия — нет, часть энергии ушла в тепло или другие типы энергии.

Тело равномерно перемещают по горизонтальной поверхности, прикладывая к нему постоянную силу — ключевое слово здесь «равномерно». Это означает, что, по второму закону Ньютона, сумма всех сил равна нулю.

Теплопроводящий сосуд — при медленном перемещении поршня процесс можно считать изотермическим, так как температура содержимого успевает сравняться с температурой окружающей среды.

В калориметре… — теплообменом с окружающей средой можно пренебречь.

Однородный стержень — сделан из одного материала, масса равномерно распределена по его объёму.

Малые колебания — амплитуда колебаний некоторой величины достаточно мала, чтобы колебания происходили по закону синуса или косинуса. При больших амплитудах колебаний эти закономерности нарушаются и колебания перестают быть гармоническими. В частности, для математического маятника колебания можно считать малыми только в случае отклонения на небольшой угол α, такой, что sin α ≈ α.

Шёлковая нить — не проводит электрический ток, потому что шёлк — диэлектрик.

Точечный источник света — источник, размерами которого можно пренебречь. Все предметы от него дают тень с чёткими границами.

Протяжённый источник света — источник, размерами которого нельзя пренебрегать ни в коем случае. Предметы отбрасывают тень с нечёткими границами. Её можно разделить на тень и полутень.

Делать рисунки

Если это задача на динамику (там, где действуют различные силы), то всегда делайте рисунок. План простой: делаем рисунок → отмечаем векторы всех сил → подписываем векторы.


Как правило, ошибки возникают из-за того, что какая-то сила не была учтена или были неправильно определены направления сил. Всему виной — отсутствие рисунка: сложно понять, как подступиться к решению. Но будьте внимательны, если в задаче прямо не требовался рисунок, то за его отсутствие баллы не снимут, а вот за рисунок с ошибкой могут снять.

Использовать справочные материалы к заданиям

Справочные материалы содержат намного больше информации, чем может показаться на первый взгляд. Константы и табличные данные всегда имеют название и размерность. Немного логики, и все полностью или частично забытые формулы восстанавливаются в памяти.


Например: коэффициент пропорциональности в законе Кулона имеет размерность Н⋅м²/Кл². Отсюда можно получить закон Кулона.

Н — ньютон, это размерность силы F.

м — метры, это расстояние x (или r).

Кл — кулоны, это заряд q.

Подставляем вместо размерностей физические величины:



Что уже поможет вспомнить закон Кулона в общем виде:


Всё остальное можно сделать так же. Например, размерность плотности кг/м³, значит, плотность равна массе, делённой на объём.

Перерисовывать исходные рисунки

Если в задаче есть рисунок, например электрическая схема или график цикла тепловой машины, то перерисуйте его так, как будет удобно и привычно. Наглядность — самое важное для концентрации и правильного фокуса.


На правом графике намного лучше видно, как меняется объём, поэтому легче понять, какую механическую работу совершает газ.

Распределять силы на экзамене

Задания лучше всего решать в том порядке, в котором они даны в контрольно-измерительных материалах (КИМ). Однако если та или иная задача не получается, смело её пропускайте — вернётесь к ней потом после решения всех остальных. Чтобы не потерять кучи драгоценного времени на экзамене из-за того, что вы долго засиделись на одной задаче, нужно придерживаться следующего правила:

При решении первой части ЕГЭ будьте очень внимательны и осторожны. Вы можете хорошо решить задачи с развёрнутым ответом, но при этом сделать обидную ошибку в задачах с кратким ответом. Очень часто ошибки возникают из-за того, что дети невнимательно читают условие или подставляют ответ в метрах в той задаче, где авторы просят указать его в сантиметрах.

Самое главное при решении тестовой части — не торопиться и очень внимательно и вдумчиво читать тексты условий. Девиз к решению первых 23 задач: «Поспешай не торопясь!» Ведь если вы долго будете сидеть над тестом, у вас останется мало времени на последние семь задач. С другой стороны, если вы будете слишком торопиться, вы можете наделать кучу глупых ошибок и потерять массу баллов на простых задачах.

Задачи№ 4, 5. (Условие равновесия твердого тела, закон Паскаля, сила Архимеда, математический и пружинный маятники, механические волны, звук).


1) Задача. На рисунке изображён участок натянутого резинового шнура, по которому распространяется поперечная волна, имеющая частоту 1,25 Гц. Чему равна скорость распространения волны?

1) 0,8 м/с , 2) 0,4 м/с, 3) 0,625 м/с, 4) 1,25 м/с.

Решение: 2) Задача. В первом опыте груз совершает гармонические колебания по закону


1) 1, 2) 2, 3) 3, 4) 4 .

Решение: 0=0.03 , период колебаний в первом опыте Т=0,4 ; значит во втором опыте Т=0,8. Подходит график 1.


3) Задача. Груз колеблется на пружине, двигаясь вдоль оси OX. На рисунке показан график зависимости координаты груза x от времени t. На каких участках графика сила упругости пружины, приложенная к грузу, совершает положительную работу?

1) AB и BC 2) BC и CD 3) AB и CD 4) DE и EF .


Решение. Покажем направление вектора силы упругости пружины и перемещения груза на соответствующих отрезках. Работа будет положительной, когда векторы силы и перемещения - сонаправленные. Если векторы противоположно направлены, то работа – отрицательная.


4) Задача. Рычаг изготовлен из легкой доски. Под действием показанных на рисунке сил этот рычаг будет

1) находиться в состоянии равновесия

2) вращаться против часовой стрелки

3) вращаться по часовой стрелке

Решение: Правило моментов гласит, что рычаг будет в равновесии, если момент силы справа равен моменту силы слева. Найдем их:

5) На лёгком стержне закреплены три груза массами 2 кг, 4 кг и 6 кг. Расстояния между точками крепления грузов одинаковы и равны 6 см.


Для того чтобы стержень находился в равновесии, необходимо расположить под ним узкую опору

1) посередине между средним и самым тяжёлым грузом,

2) на 2 см левее точки крепления среднего груза,

3) на 2 см правее точки крепления среднего груза,

4) на 4 см правее точки крепления среднего груза.

Решение. В каждом случае проверим правило моментов.


1)



Ответ: 2.


6) После того как груз массой 600 г аккуратно отцепили от груза т, пружина сжалась так, как показано на рисунке, и система пришла в положение равновесия. Пренебрегая трением, определите, чему равен коэффициент жёсткости пружины.

1) 300 Н/м 2) 200 Н/м 3) 600 Н/м 4) 800 Н/м.

Решение. Получаем равенство

Задачи№ 6, 7. (Механика. Установление соответствий между утверждениями, величинами, процессами и т. д).

1) Задача. Человек стоит на площадке пружинных весов, которые установлены на полу кабины лифта. Лифт находится на тридцатом этаже высотного здания. Как изменятся следующие физические величины, если лифт начнет разгоняться вниз, двигаясь с постоянным ускорением: модуль действующей на человека силы тяжести, модуль веса человека, потенциальная энергия человека относительно поверхности Земли?

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины.

Цифры в ответе могут повторяться.

ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ ИХ ИЗМЕНЕНИЕ
А) модуль действующей на человека силы тяжести Б) модуль веса человека В) потенциальная энергия человека относительно поверхности Земли 1) увеличится; 2) уменьшится; 3) не изменится.

Решение: А) Сила тяжести не зависит от механического процесса, в котором участвует тело.

Б) Вес тела – это сила, с которой тело давит на опору. Так как лифт ускоряется вниз, то вес тела уменьшается. Ей нужно определить по формуле a – ускорение лифта.

В) Потенциальная энергия прямо пропорционально зависит от высоты тела над поверхностью Земли.


2) Задача. Маленький шарик, подвешенный на лёгкой нерастяжимой нити, совершает колебания. Когда шарик проходит положение равновесия, с помощью специального зажима, расположенного в точке А, изменяют положение точки подвеса. Как при этом изменяются следующие физические величины: период колебаний шарика, амплитуда колебаний шарика, модуль силы натяжения нити в точке О?

ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ ИХ ИЗМЕНЕНИЕ
А) период колебаний шарика Б) максимальный угол отклонения шарика от положения равновесия В) модуль силы натяжения нити в точке О . 1) увеличится 2) уменьшится 3) не изменится

Решение. А) Период колебаний шарика прямо зависит от длины нити.

Б) Максимальный угол отклонения зависит прямо пропорционально от Амплитуды колебания. Так как амплитуда уменьшается из-за того, укорачивают нить, то и угол отклонения уменьшится.

В) Сила натяжения нити прямо зависит от линейных размеров нити, в том числе и от длины нити. Значит, сила натяжения уменьшится.

3) Задача. Школьник скатывается на санках со склона широкого оврага и затем с разгона сразу же начинает заезжать на санках вверх, на противоположный склон оврага. Коэффициент трения полозьев санок о снег всюду одинаков, углы наклона склонов оврага к горизонту всюду одинаковы. Как в результате переезда с одного склона на другой изменяются следующие физические величины: модуль действующей на санки силы трения, модуль ускорения санок, модуль работы силы тяжести при перемещении санок вдоль склона на 1 метр?

3) не изменяется.

ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ ИХ ИЗМЕНЕНИЕ
А) модуль действующей на санки силы трения Б) модуль ускорения санок В) модуль работы силы тяжести при перемещении 1) увеличится 2) уменьшится 3) не изменится

Решение. А) Так как структура поверхности, по которой двигается мальчик не изменяется, то и модуль силы трения не изменится.

Б) так как движение – замедленное (торможение), то ускорение уменьшается.

Работа силы тяжести зависит только от массы мальчика, поэтому не изменится.

4) Задача. Пружинный маятник вывели из положения равновесия и отпустили без начальной скорости. Как изменяются в течение первой четверти периода колебаний груза маятника следующие физические величины: модуль скорости, модуль ускорения, модуль перемещения?

ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ ИХ ИЗМЕНЕНИЕ
А) модуль скорости Б) модуль ускорения В) модуль перемещения 1) увеличивается 2) уменьшается 3) не изменяется

5) Задача. Пластилиновый шар, двигаясь по гладкой горизонтальной плоскости, столкнулся с покоящимся металлическим шаром и прилип к нему. Как в результате изменились следующие физические величины: суммарная кинетическая энергия шаров, внутренняя энергия шаров, величина суммарного импульса шаров?

3) не изменилась.

ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ ИХ ИЗМЕНЕНИЕ
А) суммарная кинетическая энергия шаров Б) внутренняя энергия шаров В) величина суммарного импульса шаров 1) увеличивается 2) уменьшается 3) не изменяется

Решение. А) Шары прилипли, значит, скорость уменьшилась. Уменьшилась и кинетическая энергия.

Б) Механическая энергия перешла во внутреннюю энергию. Внутренняя энергия увеличилась.

В) Импульс системы – постоянный.

Источники.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

Читайте также: