По мнению ученых земледелие и обработка металлов появились

Обновлено: 20.09.2024

  1. деревянный плуг
  2. каменный топор
  3. медный топор
  4. мотыга

Более 10 тыс. лет назад Около 9 тыс. лет назад
1, 2, 4 3

Установите соответствие между понятиями и их определениями. Получившуюся последовательность цифр запишите в таблицу.

  • А) боги
  • Б) молитва
  • В) идол
  • Г) жертва
  • Д) дух
  1. приношение духам
  2. просьба к духам, богам
  3. сверхъестественное существо, будто бы обитающее в растениях, животных, камнях или олицетворяющее явления природы (гром, молнию, ветер, дождь и др.)
  4. изображение бога (или духа)
  5. самые сильные и могущественные духи

А Б В Г Д
5 2 4 1 3

  1. совместный труд всей общины на полях
  2. совместная охота
  3. представление о происхождении от общего предка
  4. общая земля
  5. члены общины — соседи
  6. члены общины — сородичи
  7. у каждой семьи — свой участок земли и скот
  8. у каждого члена общины — свои орудия труда
  9. равенство членов общины
  10. урожай принадлежал семье, им распоряжался глава семьи
  11. общее хозяйство и урожай
  12. неравенство членов общины

Признаки родовой общины Признаки соседской общины
1, 2, 3, 4, 6, 9, 11 5, 7, 8, 10, 12

  1. расчистка почвы под пашню
  2. приручение и одомашнивание диких животных
  3. выращивание новых сортов растений
  4. сбор дикорастущих плодов, ягод, злаковых (ячменя, пшеницы)
  5. охота с луком и стрелами на диких животных
  6. использование огня
  7. выведение новых пород скота
  8. ловля рыбы
  9. изобретение ткани, глиняной посуды, освоение металлов
  10. использование звериных шкур в качестве одежды

Признаки присваивающего хозяйства: Признаки производящего хозяйства:
4, 5, 6, 8, 10
1, 2, 3, 7, 9

Вариант №2

  1. рожь
  2. гречиху
  3. ячмень и пшеницу
  4. кукурузу

ОТВЕТ: 3) ячмень и пшеницу

  1. собирательство
  2. обработка металлов
  3. земледелие
  4. скотоводство

ОТВЕТ: 2) обработка металлов

Почему многие роды называли себя в честь какого-либо зверя или птицы, например «род Медведя», «род Волка», «род Ястреба»?

  1. первобытные люди жили в местности, где было много именно таких зверей и птиц
  2. из поколения в поколение передавалось предание, согласно которому члены рода должны были охотиться только на этих животных и птиц
  3. сородичи считали, что это животное (птица) было их далёким предком
  4. род каждый год менял своё название, выбирая то, которое должно было показать другим общинам его силу и могущество

ОТВЕТ: 3)

  1. плуг
  2. серп
  3. печь для обжига изделий
  4. мотыга
  5. гончарный круг
  6. гарпун
  7. ткацкий станок
  8. печь для выплавки металлов

ОТВЕТ: 3, 5, 7, 8

Установите соответствие: что из чего произошло? Получившуюся последовательность цифр запишите в таблицу.

  1. сородичи выбирали старейшин — уважаемых и мудрых стариков
  2. глава общины выбирался членами общины за мудрость и жизненный опыт
  3. старейшины и вожди племени являлись знатью
  4. знатность передавалась по наследству
  5. все члены общины — сородичи
  6. члены общины — соседи
  7. обращение пленников в рабство
  8. имущественное и общественное равенство
  9. имущественное и общественное неравенство

Признаки родовой общины: Признаки соседской общины:
1, 2, 5, 8 3, 4, 6, 7, 9

Расположите эти события в том порядке, в котором они произошли. Получившуюся последовательность цифр запишите в таблицу.

Глава 3 §4-5 Первобытные земледельцы и скотоводы. ГДЗ История Древнего мира учебник 5 класс. Вигасин, Годер

Ответы к главе 3. Первобытные земледельцы и скотоводы

Знакомясь с главой, подумайте:

1. Какое из двух занятий лучше обеспечивало людей пищей — земледелие или собирательство? скотоводство или охота?

Переход от присваивающего к производящему хозяйству стал важной вехой в эволюции человека. Занимаясь земледелием и скотоводством человек мог обеспечивать себя пищей намного эффективнее, чем занимаясь собирательством и охотой. Конечно, это не означало, что занявшись земледелием и скотоводством человек перестал ходить в лес по ягоды или на охоту, но человек стал меньше зависеть от милостей природы, приобретая другую зависимость — от собственного труда.

2. Почему не было деления на богатых и бедных среди охотников на мамонтов?

В первобытно-общинном строе люди полностью зависели от природных сил. Они занимались собирательством, охотой и жили родовыми общинами. У них были примитивные орудия труда, не было земледелия и скотоводства. Все, что община добывала (присваивала), потреблялось внутри общины. Какие-либо меновые отношения были очень слабыми или их не было вообще, поскольку излишков продуктов зачастую не было вообще, пищи не всегда хватало для пропитания рода. Таким образом вся община вынуждена была совместно трудиться для обеспечения жизни общины, все было общим, а все продукты распределялись поровну. В таких условиях ни у кого не было личной собственности, а следовательно не было богатых или бедных.

Выберите параграф из списка

§4. Возникновение земледелия и скотоводства

ГДЗ к §4. Возникновение земледелия и скотоводства

Объясните значение слов:

Топор — в первобытные времена это было орудие с рабочей частью из камня, имеющее поперечную рукоятку. Каменный топор сменил более древнее рубило (универсальное орудие, не имеющее рукоятки). Материалом для изготовления топора служил кремень, обсидиан, роговик, сланец или всякий другой подходящий камень, позволяющий получать при оббивке заготовки острые сколы. Заостренный камень крепился к топорищу кожаными ремешками или устанавливался на топорище просверленным отверстием.

Мотыга — орудие для вскапывания или разрыхления земли для последующего посева зерновых культур. Мотыга представляла собой деревянную палку с сучком.

Серп — орудие для срезания колосьев зерновых после их созревания. Серп изготавливали из дерева или кости, немного расщепляя их и вставляя в расщеп острые камешки.

Зернотёрка — древнейшее приспособление для помола зерна. Для зернотёрки используются камни прочных пород: гранит, базальт, прочный песчаник и другие. Нижний камень или плита зернотёрки может быть любой формы. Для его профиля характерна вогнутая или корытообразная форма, появляющаяся в процессе эксплуатации. Вместо нижнего камня для размола зерна также могли использоваться выбитые углубления в природном скальном основании.

Прядение — процесс продольного складывания и спирального скручивания отдельных волокон шерсти или льна для получения длинной и прочной нити.

Ткачество — производство ткани на ткацких станках, одно из древнейших ремёсел. Оно возникло в позднем неолите как эволюция плетения.

Циновка — плетеное ковровое изделие из соломы, травы, древесного лыка, камыша, тростника.

Духи — сверхъестественные бестелесные существа, наделённые волей, способностью воспринимать предметы и различными сверхъестественными способностями и возможностями, при этом духи сами остаются почти всегда недоступным для восприятия.

Боги — самые могущественные духи, по верованиям первобытных людей.

Старейшина — один из самых опытных и мудрых стариков, знавших повадки животных и свойства растений, древние предания и правила поведения.

Совет старейшин — собрание старейшин родовых общин, совет управлял племенем, он разбирал споры между соплеменниками и определял наказания.

Племя — объединение, состоящее из нескольких родовых племен, живущих в одной местности.

Идол — изображения духов или богов в представлении первобытных людей. Идолы изготавливались из дерева, камня или глины. Идол представлялся первобытным людям овеществлением духа, которому можно молиться, приносить жертву или даже наказывать.

Молитва — способ «договориться» с духами природы, с богами.

Жертва — подарок духам или богам для их умиротворения. Обычно в качестве жертвы первобытные люди приносили пищу.

Религиозный обряд — это особая группа символически значимых последовательностей действий, выражение верований и мистических устремлений человека. Первобытные люди верили, что с помощью религиозных обрядов они могут воздействовать на сверхъестественные силы, которые управляют их жизнью.

Проверьте себя

1. Какие наблюдения первобытных женщин привели к возникновению земледелия? Какие наблюдения привели к изобретению способа лепить горшки из глины?

Первобытные женщины заметили, что упавшие в землю дикорастущие семена зерновых культур дают всходы. Люди стали специально сеять зерно в разрыхленную почву. Так из собирательства появилось земледелие. Также наблюдение за влиянием огня на обмазанную глиной корзинку из веток привело к пониманию процесса обжига глины и изобретению технологии изготовления глиняных емкостей и посуды.

2. Расскажите о трёх главных орудиях первобытных земледельцев. Как их использовали?

Первобытные земледельцы использовали каменный топор, деревянную мотыгу и серп. Каменный топор состоял из деревянного топорища и примотанного к нему кожаными ремнями заостренного камня. Деревянная мотыга представляла собой палку с сучком. Серп изготавливали из дерева или кости, немного расщепляя их и вставляя в расщеп острые камешки. Топором первобытные люди рубили деревья, чтобы расчистить участок земли для земледелия. Мотыгой они вскапывали землю, а серпом срезали колосья зерновых, когда они поспеют.

3. Какой зверь был одомашнен первым? Как он помогал людям?

Первым прирученным животным стала собака. Она охраняла жилище и помогала охотникам — выслеживала и гнала зверя.

4. Почему сородичи слуша­лись старейшин?

Старейшины были самими опытными и мудрыми в родовой общине. Они лучше всех знали повадки зверей и свойства растений, а также знали и следили за соблюдением традиций и правил поведения.

Поработайте с картой (см. с. 9). Найдите, где находится древнейший район земледелия. Почему, по мнению учёных, именно в этом районе возникло земледелие?


Древнейшим районом земледелия считается Западная Азия, поскольку именно в этом регионе встречаются дикорастущие ячмень и пшеница. Сегодня это территория современных Турции, Сирии, Ливана, Ирака и Израиля. Земледелие зародилось более 10 тысяч лет назад.

Поработайте с датами. Что было раньше: появление человека разум­ного или возникновение земледелия? На сколько раньше?

Конечно же, человек разумный появился намного раньше. Первые древнейшие представители человека разумного появились в результате эволюции около 200-350 тысяч лет назад в Африке, оттуда вид распространился по всему свету, замещая существовавшие популяции Homo erectus (человека прямоходящего) и неандертальцев. 40 тысяч лет назад ареал проживания человека разумного распространился практически по всей Земле. Земледелие же появилось в регионе Месопотамии более 10 тысяч лет назад. Таким образом между распространением человека разумного как основного вида человекообразных по всему миру и открытием земледелия прошло около 30 тысяч лет, а с начала появления первых представителей человека разумного до появления земледелия прошло более 190-340 тысяч лет.

§5 Появление неравенства и знати

Ответы к §5. Появление неравенства и знати

Ремесленник — человек, обладающий определёнными навыками (ремеслом), производящий изделия ручной работы (глиняные сосуды, орудия труда, ткани и т.д.) — конечные продукты труда.

Гончарный круг — приспособление для формирования посуды и керамических изделий, позволяющее использовать инерцию вращения для создания формы изделий и повышения производительности труда.

Плуг — орудие для вспашки почвы. Первоначально плуги тащили на себе сами люди, затем волы, а ещё позже — лошади и мулы. Основная задача плуга — перевернуть верхний слой земли. Вспахивание уменьшает количество сорняков, разрыхляет и делает почву более мягкой и податливой, облегчает дальнейший посев.

Вождь племени — глава племени. Вожди избирались для организации защиты от врагов и возглавляли военные походы. Часть добычи вождь брал себе, а остальное раздавал соплеменникам. Статус вождя сначала не наследовался, но затем в определённых родственных группах возникала тенденция к его монополизации.

Знатные люди (знать) — наследственный, привилегированный слой общества, общины, племени. Появление знатных людей напрямую связано с такими понятиями как собственность, власть, богатство. С появлением излишков продуктов, меновой торговли, совершенствованием орудий труда и распадом первобытно-общинных отношений, появились и люди, которые стали владеть чем-то больше других, имели большую силу или влияние в племени, за счет чего происходило дальнейшее накопление богатств. Эти люди стремились передать свою собственность и богатства по наследству, а также подчеркнуть свою исключительность.

Рабы — люди, находящиеся в собственности у других людей. Захваченных во время военных действий пленников вожди и знатные люди делали своими рабами и эксплуатировали их труд.

Город — крупное поселение, окружённое земляным валом или стеной. В городах жила знать, обслуживаемая ремесленниками и рабами.

Святилище — священное место или алтарь, посвящённый божеству.

Царь — один из титулов правителя большой территории или государства.

1. Чем занимались ремесленники? Назовите два-три занятия.

Древние ремесленники занимались изготовлением глиняной посуды, орудий труда и боевого оружия, обработкой металлов и созданием украшений, ткачеством и шитьем одежды и т.д.

2. Почему стало возможно и выгодно вести хозяйство силами одной семьи?

С изобретением технологий обработки металлов, развитием орудий труда и методов обработки земли с использованием тягловых животных необходимость в совместном труде всей общины на полях отпала. Теперь хозяйство могли вести самостоятельно представители одной семьи. Результаты труда теперь не распределялись среди всей общины, а оставались в распоряжении семьи и главы семьи.

3. Почему вожди племён и вся знать были заинтересованы в военных походах?

Во время военных походов вождь и знать получали свою долю добычи и рабов. За счет военных походов они увеличивали свое влияние и богатство.

4. Каким имуществом владели знатные семьи?

Знатные семьи владели плодородными землями, скотом, лучшими одеждами и предметами роскоши, а также рабами, чей труд они эксплуатировали.

5. Какие изменения произошли с поселениями, превратившимися в города? Для ответа используйте опорные слова: размеры, укрепления, состав населе­ния, место совершения религиозных обрядов.

Со временем поселения людей увеличивались в размерах и превращались в города. Обычно городское поселение было окружено оборонительной системой укреплений — земляными валами, частоколом или стенами. В городах проживали знатные люди, которых обслуживали ремесленники и рабы. Города были центрами общественной жизни племени, отсюда уходили войны за добычей, сюда стекались все богатства, взятые во время военного похода, здесь находился и духовный центр — святилище, место совершения религиозных обрядов.

Подведём итоги

Подведём итоги и сделаем выводы

Какую роль в жизни первобытных людей сыграли сде­ланные ими изобретения и открытия? (Опорные слова: огонь, жилища, одежда, лук и стрелы, земледелие и скотоводство, гончарство, ткачество, металлы.)

Изобретения новых орудий труда и открытия новых способов обработки пищи, материалов и металлов сыграли огромную роль в эволюции человека и развитии общества. Так, когда человек научился сохранять, а впоследствии и добывать огонь, качество его жизни и питания заметно улучшилось. Жилища теперь обогревались огнем, на огне же готовилась и пища. С изобретением лука и стрел человек получил возможность охотиться на небольших и быстрых зверей, а также охотиться издалека, находясь в укрытии. Это существенно увеличило количество добываемого мяса и шкур. Изобретение технологий прядения и ткачества позволили человеку сменить одежду из шкур на удобную одежду из ткани.

Начало земледелия, скотоводства, гончарного дела и обработки металлов привели к кардинальным переменам в образе жизни человека и последовательному уходу от присваивающего хозяйства. Переход к производящему хозяйству стал в свою очередь толчком к дальнейшему развитию орудий труда и изменению устройства общества:

Из членов родовой общины выделяются те, кто управляет общинниками – старейшины и вожди. Старейшины руководят совместными работами, контролируют обмен продуктами, следят за соблюдением установившихся порядков и традиций. Вожди организуют защиту от врагов и возглавляют военные походы.
Появляется социальное неравенство. С появлением излишков пищи и развитием меновой торговли запасы накапливаются в руках глав семей, старейшин и вождей и передаются по наследству.
Появляется эксплуатация чужого труда. Пленные и рабы трудятся вместо своих владельцев, богатых людей.
Формируются соседские общины (племена), в которых на одной территории проживают несколько родов.
Общины объединяются под властью верховного вождя и совета старейшин.
Начинают формироваться этносы (народности).

В чём проявлялось неравенство между людьми? (Опор­ные слова: знатные — незнатные, богатые — бедные)

Неравенство людей стало следствием развития орудий производства, повышения эффективности обработки земли и появления излишков продукта. Неравенство зародилось вместе с изменением родоплеменных отношений, выделением более известных и почитаемых людей из числа других и наделением их большим влиянием и богатствами, чем у других. Это, конечно, хорошо, когда кого-то уважают больше других за определенные заслуги, усердный труд, умения и качества. Но когда это уважение становится причиной неравного перераспределения богатств и собственности — появляется социальное неравенство. Племя разделяется на знатных и незнатных, богатых и бедных. Эта разница со временем только увеличивается — богатые становятся более богатыми, а знатные приобретают еще больше влияния в обществе. Богатые и знатные получают еще большую долю добычи. Они делают пленников рабами и заставляют работать на себя, тем самым увеличивая собственное благосостояние.

Контрольная работа по теме: «Жизнь первобытных людей».

При выполнении заданий этой части выберите один правильный ответ.

За каждое правильно выполненное задание 1-10 – 1 балл. Итого 10 баллов

1. По предположениям учёных, древнейшие люди появились:

1) более 2 млн. лет назад 2) 1,5 млн. лет назад

3) 1 млн. лет назад 4) 500 тыс. лет назад

2 . Главным отличием древнейшего человека от животных было:

1) умение жить сплочённо, коллективно

2) умение изготавливать орудия труда

3) умение добывать пропитание с помощью собирательства

4) умение охотится на диких животных

3 . Что из перечисленного не характеризует родовую общину?

1) все члены общины - сородичи

2) общие жилище и очаг

3) коллективное собирательство, охота, рыболовство

4) у каждого сородича - свой запас пищи

4. Что из перечисленного свидетельствовало о возникновении у первобытных людей религиозных верований?

1) изготовление орудий труда

2) изображение животных на стенах пещер с целью проведения колдовских обрядов

3) добывание огня

4) совместная трапеза у общего очага

5. По мнению учёных, земледелие и обработка металлов появились:

1) в Восточной Азии 2) в Южной Африке

3) в Западной Азии 4) в Северной Европе

6. Кто управлял родовой общиной?

1) цари 2) жрецы 3) старейшины 4) совет старейшин

7 . Первое домашнее животное, прирученное человеком:

1) корова 2) лошадь 3) собака 4) коза

8. Что из перечисленного появилось около 10 тыс. лет назад?

1) земледелие 2) охота и собирательство

3) обработка металлов 4) охота с копьём и луком

9. Первыми осознали, что времена года имеют равную продолжительность и постоянно сменяют друг друга:

1) древние скотоводы 2) древние рыболовы

3) древние охотники 4) древние земледельцы

10. Какое орудие труда первобытного человека изображено на картинке?

t1601916045aa.jpg

Часть II .

При выполнении заданий с кратким ответом (11-16) запишите ответ так, как указано в тексте задания.

11. Расположите в хронологической последовательности следующие события. Запишите цифры , которыми обозначены события, в правиль ной последовательности. - 1 балл.

1) возникновение мотыжного земледелия

2) овладение огнём

3) возникновение плужного земледелия

4 ) появление знати

12. Установите соответствие между годами и веками. - 2 балла.

А) 289 год до н. э.

Б) 103 год до н.э

2) VII век до н.э.

В) 633 год до н.э.

Г) 555 год до н.э.

4) III век до н.э.

13. Какие три из перечисленных признаков характеризуют родовую общину. Выберите цифры, под которыми они указаны и запишите их. - 2 балла.

1) сородичи выбирали старейшин – уважаемых и мудрых стариков

2) обращение пленников в рабство

3) старейшины и вожди племени являлись знатью

4) все члены общины - сородичи

5) имущественное и общественное равенство

6) знатность передавалась по наследству

14. Какие три из перечисленных предметов использовали в своей работе земледельцы? Выберите цифры, под которыми они указаны и запишите их - 2 балла.

1) плуг 5) гончарный круг

2) серп 6) гарпун

3) печь для обжига изделий 7) ткацкий станок

4) мотыга 8) печь для выплавки металлов

15. Укажите, какой год шел: - 3 балла.

1) за 118 годом до н.э.

2) перед 75 годом н.э.

3) перед 330 годом до н.э.

16 . Дайте определение следующим понятиям: племя, знать, искусство. – 3 балла.

Часть III .

Рассмотрите картинку и выполните задание к ней.

t1601916045ab.jpg

Перед тобой Африка более 2-х миллионов лет назад: стадо каких-то неведомых существ. Одни разыскивают пищу, другие вглядываются вдаль. Кто они? Обезьяны или древние люди? Свой ответ поясните. - 3 балла.

26 - 23 баллов - оценка «5»

22- 17 баллов - оценка «4»

16- 11 баллов - оценка «3»

менее 11 баллов – оценка «2»

Контрольная работа по теме: «Жизнь первобытных людей. Счёт лет в истории».

Часть I .

1. Наука, изучающая прошлое человечества по находкам, обнаруженным в результате раскопок, называется:

1) география 2) история 3) астрономия 4) археология

2 . Главное отличие древнейших людей от животных состояло:

1) в различном внешнем виде

2) в умении общаться при помощи звуков

3) в умении сооружать простейшие укрытия от непогоды

4) в умение изготавливать орудия труда

3 . Человек разумный появился:

1) 100 тыс. лет назад 2) 60 тыс. лет назад

3) 40 тыс. лет назад 4) 25 тыс. лет назад

4. Что из перечисленного не относится к религиозным верованиям первобытного человека?

1) коллективная охота

2) вера в жизнь после смерти

3) появление магии и колдовства

4) представление о том, что у каждого человека есть душа

5. По предположениям учёных, земледелие и скотоводство возникли:

1) 15 тыс. лет назад 2) 10 тыс. лет назад

3) 9 тыс. лет назад 4) 6 тыс. лет назад

6. Какой из перечисленных металлов человек освоил первым:

1) железо 2) золото 3) серебро 4) медь

7 . Назовите главную причину появления неравенства среди людей:

1) распад родовой общины 2) появление земледелия

3) изменения орудий труда 4) появление государства

8. Кто управлял племенем?

9. В селениях земледельцев постепенно складывался новый порядок. Община состояла теперь из семей, которые имели скот, орудия труда и вели собственное хозяйство. Это -

1) племя 2) родовая община 3) соседская община 4) семья

t1601916045ac.jpg

1 ) овладение огнем

2 ) возникновение человеческого стада

3 ) изобретение гончарного круга

4 ) изобретение лука и стрел

А) 50 год до н. э.

Б) 121 год до н.э

2) VIII век до н.э.

В) 770 год до н.э.

Г) 806 год до н.э.

13. Какие три из перечисленных признаков характеризуют соседскую общину. Выберите цифры, под которыми они указаны и запишите их. - 2 балла.

1) совместный труд всей общины на полях

2) у каждой семьи – свой участок земли и скот

3) неравенство членов общины

5) совместная охота

6) урожай принадлежал семье, им распоряжался глава семьи

14. Какие три из перечисленных предметов использовали в своей работе ремесленники? Выберите цифры, под которыми они указаны и запишите их. - 2 балла.

2) каменный топор 6) гарпун

4) мотыга 8) лук и стрелы

1) перед 770 годом до н.э.

2) за 565 годом н.э.

3) за 543 годом до н.э.

16 . Дайте определение следующим понятиям: соседская община, религия, неравенство. - 3 балла.

t1601916045ad.jpg

Перед тобой рисунок «Первобытный похоронный обряд». Почему умершего положили в позе спящего? С какой целью с ним зароют ожерелье из медвежьих зубов, копье, плоды и орехи? - 3 балла.

_____________________________________________________________________________\ 26 - 23 баллов - оценка «5»

Тест по теме 5 класс "Жизнь первобытных людей"

Контрольная работа по теме: "Жизнь первобытных людей. Счёт лет в истории". 5 класс

1 вариант.

Часть I. При выполнении заданий этой части выберите один правильный ответ.

А1 . По предположениям учёных, древнейшие люди появились:
1) более 2 млн. лет назад 2) 1,5 млн. лет назад
3) 1 млн. лет назад 4) 500 тыс. лет назад

А2 . Главным отличием древнейшего человека от животных было:
1) умение жить сплочённо, коллективно
2) умение изготавливать орудия труда
3) умение добывать пропитание с помощью собирательства
4) умение охотится на диких животных

А3 . Что из перечисленного не характеризует родовую общину?
1) все члены общины - сородичи
2) общие жилище и очаг
3) коллективное собирательство, охота, рыболовство
4) у каждого сородича - свой запас пищи

А4 . Что из перечисленного свидетельствовало о возникновении у первобытных людей религиозных верований?
1) изготовление орудий труда
2) изображение животных на стенах пещер с целью проведения колдовских обрядов
3) добывание огня
4) совместная трапеза у общего очага

А5 . По мнению учёных, земледелие и обработка металлов появились:
1) в Восточной Азии 2) в Южной Африке
3) в Западной Азии 4) в Северной Европе

А6 . Кто управлял родовой общиной?
1) цари 2) жрецы 3) старейшины 4) совет старейшин

А7 . Первое домашнее животное, прирученное человеком:
1) корова 2) лошадь 3) собака 4) коза

А8. Что из перечисленного появилось около 10 тыс. лет назад?
1) земледелие 2) охота и собирательство
3) обработка металлов 4) охота с копьём и луком

1) древние скотоводы 2) древние рыболовы
3) древние охотники 4) древние земледельцы


А10 . Какое орудие труда первобытного человека изображено на картинке?
1) гарпун
2) мотыга
3) рубило
4) копьё

Часть II. При выполнении заданий с кратким ответом (В1-В6) запишите ответ так, как указано в тексте задания.

В1. Расположите в хронологической последовательности следующие события. Запишите цифры, которыми обозначены события, в правильной последовательности.
1) возникновение мотыжного земледелия
2) овладение огнём
3) возникновение плужного земледелия
4) появление знати

Ответ:_______ ________ ________ ______________

В2. Установите соответствие между годами и веками. Получившуюся последовательность цифр запишите в таблицу.
А) 289 год до н. э. 1) VI век до н.э.
Б) 103 год до н.э 2) VII век до н.э.
В) 633 год до н.э. 3) II век до н.э.
Г) 555 год до н.э. 4) III век до н.э.

Ответ: А Б В Г
_____ ____ _____ _____

В3 . Какие из перечисленных признаков характеризуют родовую общину. Выберите цифры, под которыми они указаны и запишите их в порядке возрастания.
1) сородичи выбирали старейшин – уважаемых и мудрых стариков
2) обращение пленников в рабство
3) старейшины и вожди племени являлись знатью
4) все члены общины - сородичи
5) имущественное и общественное равенство
6) знатность передавалась по наследству

Ответ: _____ ______ ______

В4 . Какие из перечисленных предметов использовали в своей работе земледельцы? Выберите цифры, под которыми они указаны и запишите их в порядке возрастания.
1) плуг 5) гончарный круг
2) серп 6) гарпун
3) печь для обжига изделий 7) ткацкий станок
4) мотыга 8) печь для выплавки металлов
Ответ:

В5. Укажите, какой год шел:
1) за 118 годом до н.э.
2) перед 75 годом н.э.
3) перед 330 годом до н.э.

В6 . Дайте определение следующим понятиям: племя, знать, искусство.

Часть III . Рассмотрите картинку и выполните задание к ней.

Перед тобой Африка более 2-х миллионов лет назад: стадо каких-то неведомых существ. Одни разыскивают пищу, другие вглядываются вдаль. Кто они? Обезьяны или древние люди? Свой ответ поясните.


2 вариант

Часть I. При выполнении заданий этой части выберите один правильный ответ.

А1 . Наука, изучающая прошлое человечества по находкам, обнаруженным в результате раскопок, называется:
1) география 2) история 3) астрономия 4) археология

А2 . Главное отличие древнейших людей от животных состояло:
1) в различном внешнем виде
2) в умении общаться при помощи звуков
3) в умении сооружать простейшие укрытия от непогоды
4) в умение изготавливать орудия труда

А3 . Человек разумный появился:
1) 100 тыс. лет назад 2) 60 тыс. лет назад
3) 40 тыс. лет назад 4) 25 тыс. лет назад

А4 . Что из перечисленного не относится к религиозным верованиям первобытного человека?
1) коллективная охота
2) вера в жизнь после смерти
3) появление магии и колдовства
4) представление о том, что у каждого человека есть душа

А5 . По предположениям учёных, земледелие и скотоводство возникли:
1) 15 тыс. лет назад 2) 10 тыс. лет назад
3) 9 тыс. лет назад 4) 6 тыс. лет назад

А6 . Какой из перечисленных металлов человек освоил первым:
1) железо 2) золото 3) серебро 4) медь

А7 . Назовите главную причину появления неравенства среди людей:
1) распад родовой общины 2) появление земледелия
3) изменения орудий труда 4) появление государства

А8 . Кто управлял племенем?
1) цари 2) жрецы 3) старейшины 4) совет старейшин

А9 . В селениях земледельцев постепенно складывался новый порядок. Община состояла теперь из семей, которые имели скот, орудия труда и вели собственное хозяйство. Это -
1) племя 2) родовая община 3) соседская община 4) семья


А10 . Какое орудие труда первобытного человека изображено на картинке?

1) гарпун
2) мотыга
3) серп
4) копьё

В1. Расположите в хронологической последовательности следующие события. Запишите цифры, которыми обозначены события, в правильной последовательности.
1) овладение огнем
2) возникновение человеческого стада
3) изобретение гончарного круга
4) изобретение лука и стрел

Ответ: ______ _____ ______ ______

В2 . Установите соответствие между годами и веками. Получившуюся последовательность цифр запишите в таблицу.
А) 50 год до н. э. 1) II век до н.э.
Б) 121 год до н.э 2) VIII век до н.э.
В) 770 год до н.э. 3) IX век до н.э.
Г) 806 год до н.э. 4) I век до н.э.

Ответ: А Б В Г
______ _____ ______ ______

В3. Какие из перечисленных признаков характеризуют соседскую общину. Выберите цифры под которыми они указаны и запишите их в порядке возрастания.
1) совместный труд всей общины на полях
2) у каждой семьи – свой участок земли и скот
3) неравенство членов общины
4) общая земля
5) совместная охота
6) урожай принадлежал семье, им распоряжался глава семьи

Ответ: ______ _____ ______

В4 . Какие из перечисленных предметов использовали в своей работе ремесленники? Выберите цифры, под которыми они указаны и запишите их в порядке возрастания.
1) плуг 5) гончарный круг
2) каменный топор 6) гарпун
3) печь для обжига изделий 7) ткацкий станок
4) мотыга 8) лук и стрелы

В5 . Укажите, какой год шел:
1) перед 770 годом до н.э.
2) за 565 годом н.э.
3) за 543 годом до н.э.

В6. Дайте определение следующим понятиям: соседская община, религия, неравенство.

Часть III. Рассмотрите картинку и выполните задание к ней.

Перед тобой рисунок «Первобытный похоронный обряд». Почему умершего положили в позе спящего? С какой целью с ним зароют ожерелье из медвежьих зубов, копье, плоды и орехи?

Контрольная работа по теме "От первобытности к цивилизации"

1. На каком материке учёные нашли останки и следы жизни древнейшего человека на земле?

2) Северная Америка

4) Южная Америка

2. Человек разумный появился

1) 100 тыс. лет назад

2) 60 тыс. лет назад

3) 40 тыс. лет назад

4) 25 тыс. лет назад

3. Как называется и в какой стране находится пещера, где впервые были обнаружены рисунки первобытного человека:

1) Капова пещера (Россия)

2) Альтамира (Испания)

3) Ляско (Франция)

4) Монтеспан (Франция)

4. Главным отличием древнейшего человека от животных было?

4) умение охотиться на диких животных

5. Что из перечисленного не относится к религиозным верованиям первобытного человека?

1) представление о том, что у каждого человека есть душа

4) коллективная охота

6. По мнению учёных земледелие и обработка металлов появились в

1) Восточной Азии

2) Западной Азии

3) Южной Америке

4) Северной Европе

7. Первое животное, которое приручил человек, - это

8. Расположите эти изобретения первобытного человека в порядке их появления.

Б) каменное рубило

Г) деревянная мотыга

Запишите получившуюся последовательность букв.

9. Назовите тип хозяйства, описанного в тексте учёного-этнографа.

Всё своё время и силы тратят они на поиски пищи. Питаются фруктами, ягодами, корнями и клубнями, которые откапывают острыми палками. С удовольствием едят ящериц, гусениц, личинки жуков. Охота и рыбная ловля играют в быту племени кубу очень небольшую роль, так как у них нет необходимых орудий.

2) совместная охота

3) представление о происхождении от общего предка

5) члены общины – соседи

6) члены общины – сородичи

7) у каждой семьи свой участок земли и скот

8) у каждого члена общины – свои орудия труда

9) равенство членов общины

10) урожай принадлежал семье, им распоряжался глава семьи

11) общее хозяйство и урожай

12) неравенство членов общины

Признаки родовой общины

Признаки соседской общины

11. Почему многие роды называли себя в честь какого-либо зверя или птицы, например «род Медведя», «род Волка», «род Ястреба»?

1) первобытные люди жили в местности, где было много именного таких зверей и птиц

2) из поколения в поколение передавалось предание, согласно которому члены рода должны были охотиться только на этих животных и птиц

3) сородичи считали, что это животное (птица) было их далёким предком

4) род каждый год менял своё название, выбирая то, которое должно было показать другим общинам его силу и могущество

12. Какие из перечисленных предметов использовали в своей работе ремесленники?

3) печь для обжига изделий

5) гончарный круг

7) ткацкий станок

8) печь для выплавки металлов

13. Прочитайте правила поведения одного из народов Крайнего Севера, записанные этнографами, ответьте на вопросы.

Нельзя оставлять незатушенным огонь в тайге. Нельзя бросать в реки, озёра, ручьи остатки добычи. Нельзя без нужды рубить деревья, иначе их хозяин накажет за это, не даст человеку добыть зверя. Нельзя выщипывать у живой птицы перья и пух, издеваться над зверем – иначе и человек будет мучиться от такой же боли, хозяин зверей проделает то же самое с человеком. Нельзя в тайге на месте промысла бросить кости животных. Следовало повесить их на дерево в том же порядке, в каком они были у этого животного, или сложить их в берестяную коробку.

Выразите кратко, одним предложением, смысл этих правил.

Во что верил этот народ?

Как вы думаете, почему в правилах поведения древних людей в лесу, на реке было много запретов?

14. Подпишите под рисунками названия первобытных орудий труда.

15. Умение выделять причины и следствия

Необходимый уровень. Расставь события и явления в правильной последовательности (причины → следствия).

Повышенный уровень. Ответь на вопрос: Какой процесс здесь представлен – развитие или упадок первобытного общества? Запиши в таблице одно-два доказательства своей точки зрения.

Список событий и явлений

Их правильная последовательность

А. Жители лесов стали применять новые орудия для охоты из засады на больших расстояниях: метательные копья, дубинки – бумеранги и лук со стрелами.

Б. 12 тыс. лет назад на Земле стало теплее. Крупные животные, оказавшись в непривычных условиях стали вымирать, мелкие и средние прятались в лесах, меняя свой облик и повадки.

В. Охотники стали подкармливать диких собак, которые давно обитали рядом с людскими стоянками. Теперь они стали охотиться вместе.

Здесь представлен процесс__________

16. Умение выделять главное, обобщать

В таблице соедини стрелками понятия с тем, что они означают . Впиши в первую колонку недостающие понятия к оставшимся предложениям.

Люди научились плавить в огне и ковать мягкие металлы, прежде всего медь, а позднее и её соединение – бронзу.

Ступень развития общества, следующая после первобытного строя.

Поселение, которое является центром власти, ремесла и торговли.

Рассказы со сверхъестественным, вымышленными деталями.

У родового костра собралось несколько семей. Все женщины друг другу – сёстры, а мужчины братья.

Несколько родовых общин, живущих в одной местности

Контрольная работа по теме «От первобытности к цивилизации»

1. Останки древнейшего человека были найдены?

1) в Южной Америке

2) в Восточной Африке

3) в Северной Африке

4) в Западной Азии

2. По предположениям учёных, древнейшие люди появились:

1) более 2 млн лет назад

2) 1,5 млн лет назад

3) 1 млн лет назад

4) 500 тыс. лет назад

3. Что из перечисленного не характеризует родовую общину?

3) коллективные собирательство, охота, рыболовство

4) у каждого сородича – свой запас пищи

4. Главное отличие древнейших людей от животных состояло?

1) в различном внешнем облике

3) в умении изготавливать орудия труда

4) в умении сооружать простейшие укрытия от непогоды

5. Что из перечисленного свидетельствовало о возникновении у первобытных людей религиозных верований

6. Что из перечисленного появилось в Западной Азии около 10 тыс. лет назад?

2) обработка металлов

7. Какой из перечисленных металлов человек освоил первым?

8. Расположите эти достижения первобытных людей в том порядке, в котором они произошли.

2) освоение металлов

3) начало изготовления орудий труда

4) ловля рыбы с помощью гарпуна

Запишите получившуюся последовательность цифр.

9. Назовите форму объединения первобытных людей, описанного учёным.

В центре поселения стояли два длинных общих дома из веток и шкур. У костра мужчины внимательно слушали белобородого старика, трое юношей обматывали копья полосками кожи. Группа женщин возле домов чистила звериные шкуры, бегавшие рядом маленькие дети помогали им.

2) глава общины выбирался членами общины за мудрость и жизненный опыт

4) знатность передавалась по наследству

5) все члены общины – сородичи

6) члены общины - соседи

7) обращение пленников в рабство

8) имущественное и общественное равенство

9) имущественное и общественное неравенство

12) у каждого члена общины свои орудия труда

11. С помощью понятий святилище, колдовской обряд, жертва, молитва, духи, идол можно рассказать

1) о первобытной живописи

2) о первобытной религии

3) о хозяйственных достижениях первобытного человека

4) о появлении неравенства между людьми

13. Прочитайте описания обрядов, записанные этнографами в поселениях народов, и сегодня сохраняющих первобытный образ жизни, ответьте на вопросы.

В одном племени в Южной Америке к могилам приносили еду и обращались с молитвой: «О вы, наши старые отцы и матери! Вот бык, которого вы желаете, ешьте его вместе с нашими предками, умершими до и после вас. Дайте нам жизнь, подайте всяких благ нам и нашим детям, ибо вы оставили нас на земле. Почему вы гневаетесь на нас, на это селение, которое является вашим Ведь вы дали его нам. Мы молим вас: прогоните злых духов, заставляющих нас страдать, все дурные простуды и болезни». Однако в других племенах мы видели, как через год после смерти человека родственники собирали много пищи и одежды и устраивали на могиле праздник.. Это служило концом траура: отныне покойников старались забыть. Умершему говорят: «Будь добр, если ты нас покидаешь, то оставь нас совсем». Его просят не уводить никого с собой и не приходить больше пугать живых.

Читайте также: