Почему куклами пупи управляют с помощью металлических прутиков а не ниток

Обновлено: 13.05.2024

Следующая особенность театра «Опера деи Пупи» – во внешнем виде кукол и в способе управления ими. Большинство кукол комплекта – воины. Они закованы в металлические средневековые доспехи. Латы, шлемы, забрала, мечи, щиты очень искусно выкованы и украшены чеканкой сложного рисунка. Доспехи главных действующих лиц изготовлены из желтой латуни и сверкают как золото.

Торс куклы вырезается из дерева, обкладывается стружкой, обшивается материей, и в результате получают стройную фигуру с широкими плечами и узкой талией. Внизу к корпусу прикреплялись длинные, не гнущиеся в коленях ноги. Торс, руки, ноги у воинов покрыты металлом, от талии спускается короткая юбка. На дамах – длинные шелковые или бархатные платья, поверх которых может быть накинут плащ. У рыцарей в мирных сценах также поверх доспехов накинут богатый бархатный плащ, а шлем на голове украшен пышным пучком длинных разноцветных перьев. Руки, как и ноги, вырезаются отдельно, прикрепляются шарнирно в плечах и сгибаются в локтях.

Голова также вырезается отдельно из дерева. В скульптуре лица и его раскраске почти нет индивидуальных признаков, лица мало что говорят зрителям. На рыцарях – шлемы, у дам – парики из настоящих волос. Сквозь голову проходит толстый металлический прут, на котором висит вся кукла. Нижний конец прута загнут крючком. Этот крюк зацепляется за кольцо, вделанное внутри торса на уровне плеч. Крюк можно отцепить от кольца. Такая конструкция позволяет вводить в спектакли очень эффектный трюк: воин может быть в бою обезглавлен. Возможность отделять голову от куклы помогала кукольникам справляться с необходимостью выводить на сцену в каждом спектакле все новые и новые лица: кукле меняли голову, а иногда какую-нибудь деталь (плащ или щит) и выводили ее под другим именем. Важную роль в опознании персонажей играют щиты. У каждого паладина на щите свой геральдический знак, хорошо знакомый постоянным зрителям театра. У Ринальдо, например,– стоящий на задних лапах лев.

Сицилийские пупи обладают вторым металлическим прутом, потоньше, прикрепленным к правой руке куклы. Пальцы правой руки сложены трубочкой – в нее перед сценами боев вставляется рукоятка меча (в мирных сценах он вложен в ножны и висит на левом боку воина). Второй прут позволяет наносить мечом сильные и точные удары. Пальцы левой руки вытянуты. В мирных сценах эта рука не действует, она опущена. В боях на нее надеваются внутренние ремешки – крепления щита. Рука, прикрывающая тело щитом, закрепляется в согнутом виде или управляется дополнительной веревкой, привязанной к щиту.

Некоторые кукольники приспосабливали еще одну дополнительную веревку. В мирных сценах она привязывалась к эфесу вложенного в ножны меча, висящего на левом боку рыцаря, пропускалась через пальцы-трубочку правой руки и поднималась вверх вдоль тонкого прута, управляющего правой рукой. Если поднести правую руку рыцаря к эфесу меча и потянуть за веревочку, то меч слегка вытягивается из ножен: рыцарь делает угрожающий жест, «хватается за оружие».

Возможностей жестикулировать у кукол немного – левая рука, как уже упоминалось, почти не действует. Ограниченность жестов способствовала, видимо, развитию условных движений и поз: например, если кукла приложила ладонь к лицу – значит, она размышляет, если тыльная сторона ладони у щеки – она плачет и т.д.

Где и когда впервые появился кукольный театр?

Кукольный театр создавался в течение тысячелетий. В истории всех народов кукольный театр берет свое начало из религиозных мистерий. Во время раскопок в Египте, в Антиное, в 1904 г. был найден древнейший из известных нам кукольный театр, относимый к XVI в. до нашей эры. Это был театр, изображавший мистерию Озириса — Изиды.

В Индии в XI в. до нашей эры упоминаются механические деревянные куклы, которые перешли из храма на театральные подмостки, где они приводились в движение нитками. Здесь возник далекий предок Петрушки — Видушака: карлик с высовывающимися зубами, горбатый, с лысой головой и желтыми глазами.
Схожи с Петрушкой куклы и из других стран: турецкий Карагёз; французский Полишинель; германский Гансвурст-Касперле; английский Панч.

Особенно распространен почти во всех странах Востока кукольный театр теней, популярный с глубокой древности. Этот театр мы находим на острове Яве, в Сиаме, в Бирме, но особенного совершенства он достиг в Турции и Китае, где его истоки теряются в глубине веков.
В Японии - театр двух видов: «Нингё-цукаи» , в котором куклы вводятся людьми, и «Ито-цукаи» — марионетки. Японский кукольный театр создал нечто среднее между театром живых актеров и кукольным.
Вместе с проникновением элементов культуры Востока в страны Запада проникает и кукольный театр. Наконец свершилось немыслимое ранее, кукольному театру уступили в Греции большую сцену Вакха, на которой до этого исполнялись полные торжественного пафоса трагедии Эврипида.


В Европе в начале средних веков театральные куклы, как порождение ненавистного языческого мира, подверглись гонению со стороны религиозных реформаторов. Затем церковь осознала какую роль могут сыграть деревянные куклы в деле пропаганды христианства. В церквах и в средневековых монастырях начинаются кукольные религиозные представления с использованием марионеток.
Самая "кукольная" страна Европы – Италия. Здесь процветали по крайней мере три формы кукольных представлений:
1. простейшие уличные куклы, танцующие на доске - "магателли"( "планшетные" куклы) .
2. "Бураттини" или перчаточные куклы. Главный герой Пульчинелла имел писклявый голосок, создаваемый пищиком.
3. "Марионетте" или куклы на нитях. В XVII веке у марионеток появились свои собственные маленькие театрики.

Кукольный театр Сицилии - "опера деи пупи". Пупи управляют сверху с помощью металлического прута.

Кукольные театры были и в других европейских странах. Некоторые располагались в подвалах. Брюссельские куклы отличаются пышностью и богатством костюмов: шелка и бархат, латы, парики, шляпы с перьями, вооружены рапирами и шпагами.

Самые ранние сведения о появлении кукольных театров в Новом Свете относятся к началу XVIII века. Самый знаменитый театр среди последователей "Королевских марионеток" - театр Уолтера Дивса "Чудесные куклы Дивса".


Кукольный театр России. К концу XIX века русские народные кукольники владели техникой двух видов кукольного театра: театра кукол на нитках ("марионеток") и театра перчаточных кукол ("петрушек"). Представления давали под музыку шарманки.

Постоянных театров не было, покупали место на ярмарке и ставили там временный парусиновый балаган. Были популярны российские домашние кукольные спектакли (конец XVIII - начало XIX веков) .
На протяжении долгих лет история советского, российского кукольного театра тесно связана с именем Сергея Владимировича Образцова. До 1931 года он выступал на разных площадках, в разных концертах со своими куклами. А 16 сентября 1931 года открылся Государственный центральный театр кукол.

Таким образом, всюду кукольный театр переживал почти одинаковые этапы развития. Всюду был один путь — из церкви на улицу, площадь, в самую гущу населения.

Ким по литературному чтению за 3 класс

В старые времена на Руси настоящих театров кукол ещё не было. Зато были ярмарки и бродячие артисты. Артисты ставили на площади специальную ширму-загородку, а сами прятались за неё. Музыкант-шарманщик заводил весёлую мелодию, и над ширмой появлялся Петрушка.

Русский Петрушка — кукла перчаточная, она надевается на руку кукловода. Указательный палец управляет головой, а большой и мизинец — руками куклы. Сейчас у Петрушки есть очень знаменитые потомки. Вы каждый вечер можете увидеть их по телевизору — зовут этих славных артистов Хрюша, Степашка и Филя. Да-да, наши любимцы — тоже перчаточные куклы.

Перчаточные куклы – «бураттúни» существовали в старину и в Италии. От их названия происходит имя всем известного проказника Буратино. Но сам Буратино ничуть не похож на перчаточную куклу. Он целиком сделан из дерева, у него подвижные руки и ноги, которые могут сгибаться. Буратино больше похож на марионетку.

Марионетка — кукла низовая (низовыми куклами актёры

Жители Европы любили театры марионеток, поэтому эти театры появлялись как грибы после дождя. Билеты на спектакли стоили дорого, и

далеко не все могли попасть на представление. Помните, чтобы купить билет в театр Карабаса-Барабаса, Буратино пришлось продать свою азбуку? Бедные люди сами для себя устраивали «кукольные подвалы» – театры в подвалах бедных домов или в комнатушках. Днём семья кукольников жила там, ночью спала, а вечером вдоль стен расставлялись деревянные табуретки, на них рассаживались зрители, а те, кому не хватило места, сидели прямо на полу или стояли.

Звучала музыка, и начиналось представление. Зрителям особенно нравились пьесы о рыцарях. Рыцари были сделаны просто: целиком из дерева, с нарисованными лицами.

Рыцарские спектакли были очень популярны не только у бедных людей. В Италии, на острове Сицилия, возник особый театр кукол, которые назывались «пýпи». Пýпи чем-то напоминают марионеток,

только они намного выше ростом

Актёры разыгрывали с

куклами-пупи длинные-предлинные представления-«сериалы». Один спектакль мог продолжаться целый год, и каждый вечер шла новая «серия». Это были пьесы о рыцарях, об их доблестных подвигах, о сражениях с драконами, колдунами и великанами. Каждая часть длилась почти три часа, и кукловоды часто уходили на перерыв (антракт), ведь вождение пупи отнимает много сил.

(По О. Велейко)

Ответь на вопросы. Ты можешь постоянно возвращаться к тексту рассказа .

1. О чём рассказывается в тексте «Театр на верёвочке»? Отметь ответ T .

об острове Сицилия в Италии

о бедных рыцарях

о том, какие бывают куклы

о Буратино и Карабасе-Барабасе

2. Где на Руси устраивали кукольные представления, когда ещё не было настоящих театров?________________________________

_________________________________________________________

3. Почему автор называет Хрюшу, Филю и Степашку из телепередачи «Спокойной ночи, малыши!» потомками Петрушки?_____________

4. Как называют актёра, который управляет куклой?_______________

5. Обведи номер фотографии, на которой изображена кукла-марионетка.

6. Как актёр управляет куклой-марионеткой?____________________

7.Чем Буратино не похож на перчаточную куклу? Приведи два примера.

8. Какое слово в тексте показывает, что помещения театров марионеток для небогатых зрителей были маленькими?

9. Какие герои были самыми популярными у зрителей кукольных театров в старину?_______________________________________

10. С чего начиналось представление в «кукольных подвалах»?___________________________________________

______________________________________________________

11. Почему куклами пýпи управляют с помощью металлических прутиков, а не ниток?____________________________________

12. Как ты понимаешь встретившееся в тексте выражение «как грибы после дождя»?_____________________________________

13. Почему в спектаклях с куклами пупи было много антрактов?

потому что там показывали сражения с драконами

потому что пупи напоминают марионеток

потому что актёры уставали водить кукол

потому что зрители не любили длинные представления

14. К какому виду кукол относятся пупи?

в ерховые низовые

Обязательно объясни свой ответ.____________________________

15. Чем отличались куклы-рыцари из бедных «кукольных подвалов» и рыцари-пупи? Впиши в таблицу 2 примера.

Куклы-рыцари из

«кукольных подвалов»

16. Придумай подпись ко второй фотографии в тексте, которая поможет твоим одноклассникам понять текст «Театр на верёвочке».

17. Можно ли назвать театр Карабаса-Барабаса из сказки о Буратино «кукольным подвалом»?

Докажи свой ответ.________________________________________

18. Как ты понимаешь смысл названия текста «Театр на верёвочке»?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольная работа по литературному чтению за 20____-20_____ учебный год

учени____ 3 ______класса

Дата __________

Прочитай текст «Театр на верёвочке».

Самые трудные

Кукольный театр любят все, от мала до велика. Здесь в руках актёров игрушки превращаются в живых персонажей.

Куклы бывают маленькими — такие можно надеть на палец, но могут быть и выше человеческого роста! Управляют ими тоже по-разному. Верховыми куклами актёры управляют снизу. Низовыми — сверху. Отличаются и приспособления для управления куклой.

Тростевыми куклами, например, управляют с помощью проволочных или деревянных тростей. Простая тростевая кукла

насаживается на одну трость и не умеет

двигать руками. Для того чтобы кукла шевелила

руками, нужно несколько тростей.

Работа с тростевой куклой требует большого мастерства. Только представьте: зажав трости между пальцами, кукловод должен одновременно двигать и головой куклы, и обеими её руками! При этом некоторые куклы могут не только вертеть головой, но и наклонять её и даже открывать рот, а для этого нужны дополнительные ниточки и резиночки. И вся эта конструкция — всего в двух руках артиста! Но его руки такие умелые, что зрители в зале даже не подозревают о том, какая трудная работа проделывается за ширмой, а видят только чудо

— ожившую куклу. Именно такой сложной тростевой куклой и является Каркуша из передачи «Спокойной ночи, малыши!». Она умеет открывать клюв, хлопать крылышками и даже моргать глазами. И всё потому, что в это время под столом находится кукловод, который приводит в движение трости.

— руками и ногами куклы. Чтобы кукла ожила, трое актёров должны действовать очень слаженно. Поэтому они по многу лет работают вместе и понимают друг друга без слов. В спектаклях японского театра,

кроме кукловодов, участвуют ещё два

человека. Один рассказывает историю и на разные голоса говорит за всех кукол. А второй играет на музыкальном инструменте вроде нашей балалайки.

У любой театральной куклы много «родителей». Над её изготовлением трудится много мастеров: скульптор, конструктор, портной, художник. Но вся их работа будет напрасной, если куклу не возьмёт в руки актёр.

(По О. Велейко)

6. О чём рассказывается в тексте «Самые трудные»? Отметь ответ T .

о профессии актёра кукольного театра

о том, как подготовиться к спектаклю

о телепередачах с куклами

7. Из чего делают трости для тростевых кукол?___________________

8. Почему в тексте «родителями» кукол названы и мастера, и актёры?_______________________________________________________________________________________________________

9. Как называют актёра, который управляет куклой?_______________

_________________________________________________________

10. Обведи номер фотографии, на которой изображена тростевая кукла.

Презентация на тему "Знакомство с кукольным театром"

Кукольный театр! Выполнила учитель математики Демченко Светлана Витальевна

История театра
Первые упоминания о кукольном театре связаны с праздниками древнего Египта. Разыгрываемые с помощью статуэток сцены из жизни Бога Осириса собирали толпы людей. В древней Греции делали огромные фигуры, которые украшали драгоценными камнями и приводили в движение по особым праздникам. В Греции кому-то пришла в голову мысль изобразить мир с помощью ящика, в котором нет передней стенки. На дне ящика придумали прорези, чтобы вставить палочки и управлять куклами. Из маленьких детских сценок выросли целые пьесы, и получился театр.
Кукла — это главный компонент успеха. Во все времена куклу, которая умеет говорить и двигаться, считали волшебной и относили к разряду чудес. Способ управления куклой и есть главный отличительный знак для театра.

История театраТеатральное искусство заслуженно распространилось и на Руси.

История театра
Театральное искусство заслуженно распространилось и на Руси. Театр Петрушки — это одно из старейших развлечений Руси, дожившее до наших дней и не потерявшее свою актуальность. Многие воспринимают его как народное творение, но в действительности свои прообразы Русский народный театр Петрушка имеет во множестве стран, таких как Франция, Германия, Италия и Турция.

Петрушка — это печатная кукла, облаченная в штаны и красную рубаху, отличительной особенностью этого персонажа были: остроконечный колпак и огромный красный нос.

Основные типы театров куколТеатр верховых кукол (перчаточных), управляемых сн.

Основные типы театров кукол
Театр верховых кукол (перчаточных), управляемых снизу. Актёры-кукловоды в театрах этого типа обычно скрыты от зрителей ширмой.
Театр низовых кукол (кукол-марионеток), управляемых сверху с помощью ниток, прутов или проволоками. Актёры-кукловоды в театрах этого типа чаще всего тоже скрыты от зрителей, но не ширмой, а верхней занавеской.
Театр кукол срединных (не верховых и не низовых) кукол, управляемых на уровне актёров-кукловодов.

Виды куколМарионетка — разновидность куклы, которую кукловод приводит в движе.

Виды кукол
Марионетка — разновидность куклы, которую кукловод приводит в движение при помощи нитей.К рукам, ногам, туловищу и голове куклы крепятся верёвки, продеваемые через отверстия так называемого «креста», посредством наклонений которого кукла делает человеческие движения.
Куклы перчаточного типа. Конструкция перчаточных кукол состоит из головы на пальце и перчатки на руке кукловода. Петрушка — один из представителей перчаточных кукол.

Виды куколГапитно-тростевые куклы –приводится в движение с помощью трости, на.

Виды кукол
Гапитно-тростевые куклы –приводится в движение с помощью трости, на которую надета кукла. У таких кукол может быть не одна, а две трости, тогда и управляется она двумя руками.
Ростовые куклы. Кукла надевается на человека.Изготавливается на специальном каркасе и может быть самых разных размеров.
Куклы театра теней- плоскостные фигурки.Их показывают их на освещенном экране в виде силуэтов.

Самые знаменитые театры кукол в России Сказки в сказочных зданияхТатарский го.

Самые знаменитые театры кукол в России
Сказки в сказочных зданиях
Татарский государственный театр кукол «Экият» Казань
Государственный кукольный театр Удмуртской Республики
Новосибирский областной театр кукол
Большой театр кукол СанктПетербург
Санкт-Петербургский государственный театр марионеток им. Е.С. Деммени
Театр кукол имени С. В. Образцова

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 3 000 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Годовая контрольная работа по литературному чтению 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности


у правляют сверху, верховыми куклами – снизу). От всех частей тела куклы-марионетки вверх идут нити, закреплённые на палочках, сложенных крест-накрест. С помощью нитей кукловод



до полутора метров. Ими тоже управляют сверху, но не с помощью нитей, а с помощью железных прутиков или проволоки. Большинство кукол-пупи — рыцари. У них настоящие железные шлемы, мечи, щиты и латы. Спектакли с этими куклами были по карману только богатым людям.

(По О. Велейко)

Ответь на вопросы. Ты можешь постоянно возвращаться к тексту рассказа.

О  .

о

Где на Руси устраивали кукольные представления, когда ещё не было настоящих театров?________________________________

_________________________________________________________

Почему автор называет Хрюшу, Филю и Степашку из телепередачи «Спокойной ночи, малыши!» потомками Петрушки?_____________

Как называют актёра, который управляет куклой?_______________

Обведи номер фотографии, на которой изображена кукла-марионетка.

Какие герои были самыми популярными у зрителей кукольных театров в старину?_______________________________________

С чего начиналось представление в «кукольных подвалах»?___________________________________________

______________________________________________________

Почему куклами пýпи управляют с помощью металлических прутиков, а не ниток?____________________________________

Как ты понимаешь встретившееся в тексте выражение «как грибы после дождя»?_____________________________________

Почему в спектаклях с куклами пупи было много антрактов?

п

К какому виду кукол относятся пупи?

верховые низовые

Чем отличались куклы-рыцари из бедных «кукольных подвалов» и рыцари-пупи? Впиши в таблицу 2 примера.

Куклы-рыцари из

«кукольных подвалов»

Придумай подпись ко второй фотографии в тексте, которая поможет твоим одноклассникам понять текст «Театр на верёвочке».

Можно ли назвать театр Карабаса-Барабаса из сказки о Буратино «кукольным подвалом»?

нет

Кол-во баллов за работу уч-ка(цы) (макс.21б.) __________

Проценты % и уровень успешности выполнения работы _________________________________________________________

Дата __________

Прочитай текст «Театр на верёвочке».

Самые трудные




Ещё сложнее управлять куклами японского театра. Эти куклы высокого роста, но у них… нет тела! То есть голова, руки и ноги имеются, но вместо туловища — прямоугольная рамка с переплетёнными ниточками. Только зрители, естественно, этого не знают, ведь куклы одеты в пышные национальные костюмы. Движения такой куклы плавны и изящны, как у живого человека. Она может пошевелить каждым пальцем, взять в руку веер или меч, нахмурить б рови или показать язык.

(По О. Велейко)

Из чего делают трости для тростевых кукол?___________________

Почему в тексте «родителями» кукол названы и мастера, и актёры?_______________________________________________________________________________________________________

Читайте также: