Почему металлические деньги вытеснили примитивные формы денег

Обновлено: 31.05.2024

В ходе эволюции деньги выступали в виде действительных денег – металлических, медных, серебряных, золотых.

Видео лекция - Действительные металлические деньги древнего мира

Далее в виде бумажных банкнот и кредитных денег, а также с развитием информационных систем стали выступать в роли электронных денег.

1. Основной принцип изготовления действительных металлических денег заключается в том, что их номинальная стоимость (обозначенная на них) равна стоимости металла, из которого изготовлены эти деньги.

Причины, по которым монеты из благородных металлов выдвинулись на роль денег, то есть товара всеобщего эквивалента заключаются в силу их природных свойств, а именно:

  • однородность по качеству;
  • достаточно высокая сложность добычи и переработки;
  • большая концентрация стоимости и как следствие портативность;
  • хорошая сохраняемость металла (монеты);
  • делимость и соединяемость без потери своих свойств;
  • не подвержены коррозии и порче;
  • сложность фальсификации (подделки).

Рисунок 1. Древние деньги

013_01.jpeg

Платежные средства в различном виде возникли по разным оценках около 5000 лет назад, но считается, что первые деньги в современном понимании возникли в Китае и Лидийском царстве в VII веке до нашей эры.

Уже в VI веке до нашей эры, а именно в 517 году до нашей эры, Персидский царь Дарий ввел в обязательное обращение золотые монеты - «дарики», весом 8,4 грамма и полностью заменил ими натуральный обмен товаров (бартер).

Можно сказать, что это была экономическая революция, сродни появлению электронных денег.

Монеты эти были высокого качества и имели всего 3% примесей.

Благодаря этому они стали основной торговой единицей на несколько последующих веков.

Рисунок 2. Деньги Персии (Золотые монеты «дарики»)

013_02.jpeg

Право чеканить золотые «дарики» царь Персии присвоил себе, а управляющие провинциями могли чеканить свои деньги из серебра и меди.

На золотых «дариках» изображен царь Дарий, стреляющий из лука.

Персидское царство в конце VI века и начала V века до нашей эры занимало территории современных Ирана, Сирии, Ирака, Палестины, Израиля, Египта, Турции, Туркмении, Таджикистана и ряда иных сопредельных стран.

Но «дарики» имели преимущественное хождение в основном только в Персидском царстве.

Современниками «дариков» считаются древнегреческие «драхмы», но само название «драхма» появилось значительно раньше, примерно в X-XI веках до нашей эры.

«Драхмами» называли (рисунок 1) платежные средства в виде горстей прутиков.

В основном прутики были из железа или из серебра, реже из золота.

Но на современные уровень греческая драхма вышла в период царствования Александра Македонского (период царствования с 336 года до 323 года до нашей эры).

Александр значительно расширил границы Греческую империю, в том числе за счет Персидского царства, которое сумел покорить.

За относительно короткий период своего правления, всего 13 лет, он значительно изменил политическую и экономическую карту античного мира.

Империя Александра Македонского простиралась от Атлантического океана на западе, и до границ Китая на востоке, включала в себя Египет и черноморское побережье.

На всей этой огромной территории Александр Македонский установил единый стандарт выпуска денег, который во многом используется и до сих пор.

Сложный рисунок монет резко снижал возможности фальшивомонетчиков.

Деньги Александра Македонского чеканили из меди, серебра и золота.

Золота было достаточно, поскольку Александр много его захватил в своих завоевательных походах.

Они быстро распространились по сопредельному Древнему миру и стали общепризнанной валютой.

Рисунок 3. Золотой статор Александра Македонского

013_03.jpeg

По различным данным Александр Македонский основал около 70 новых городов на завоеванных землях от Египта до Индии.

В этих городах он развивал торговля между регионами своей империи на основе единой денежной единицы.

Лично он был убежден, что торговля поможет поднять жизненный уровень всех поданных его империи.

Своеобразное «миссионерство», стремление распространить стандарты «эллинского мира» на все вновь покоренные земли, выгодно отличало Александра Македонского от других завоевателей.

Рисунок 4. Серебряная тетрадрахма Александра Македонского

013_04.jpeg

Александр Македонский установил соотношение между золотом и серебром 1:10.

Диаметр золотого статора составлял 18 мм., а вес 8,6 грамм.

Диаметр серебряной тетродрахмы составлял 25 до 45 мм., а вес 17,2 грамма серебра, в зависимости от монетного двора, на каком ее изготовили.

При жизни Александра Македонского в его империи чеканили монеты 26 монетных дворов – из золота, серебра и бронзы.

После его смерти чеканка монет продолжилась почти в течении 250 лет, вплоть до 65 года до нашей эры, общее количество монетных дворов, когда-либо чеканивших деньги Александра Македонского составляло по подсчетам историков – 91 монетный двор.

После Македонии на политической карте Древнего мира начинается расцвет и усиление Римской империи (27 год до н.э. – 476 год нашей эры).

Самая ранние римские монеты датируются VI веком да нашей эры и являются медными и бронзовыми квадратными кусками с выбитыми на них изображениями животных – овец, быков, слонов и т.п.

Уже позже, в IV веке до нашей эры это были слитки, которые по мере надобности разбивались на куски.

На слитках также выбивались изображения животных.

Никакой стандартизации слитков историкам обнаружить не удалось, также не понятно, была ли она вообще.

В основном слитки делались из бронзы.

Рисунок 5. Первые Римские деньги

013_05.jpeg

Первая римская монета – асе – не чеканилась, а отливалась в храме Юноны-монеты из меди и бронзы.

Появились они в IV веке до нашей эры.

На рубеже IV и III веков до нашей эры римляне вступили в контакт с греческой цивилизацией и стали чеканить монеты по подобию греческих денег, в том числе из золота и серебра, поскольку римских денег только из бронзы уже не хватало для возросшей торговли с греками.

Да и греческая цивилизация уже давно использовала монеты из серебра и золота.

Одной из первых римских монет был серебряный Викториат (3,4 грамма), который чеканился в период с 221 года по 170 год до нашей эры и получил достаточно широкое распространение.

Рисунок 6. Римский Викториат

013_06.jpeg

Викториатом рассчитывались с солдатами и командирами на поле битвы, что отражено в названии монеты и изображении на ней.

Также викториат был популярен в обращении на юге Италии и в Сицилии.

В 211 году и вплоть до нашей эры в Риме начинается чеканка серебряного денария («десятки») весом 4,55 грамма.

Содержание серебра денария – 97-98%.

Рисунок 7. Римский серебряный денарий

013_07.jpeg

Изготавливался денарий методом чеканки и был уже более высокотехнологичен чем викториат.

Денарий являлся основной монетой Рима времен Республики.

С 209 года до нашей эры также начинается массовая чеканка золотой монеты в Риме.

Золотые монеты чеканились в Риме и до 209 года нашей эры, но объем их был незначителен и в обращении они встречались не часто.

Первыми массовыми римскими золотыми монетами стали - Ауреус Силлы, весом 9,11 грамм, Ауреус Помпея, весом 9,06 грамм и Ауреус Цезаря, весом 8,55 грамм (Рисунок 8.), которые стали чеканиться в 49 году до нашей эры.

Вообще конечно следует помнить, что потребности экономики Рима, и не только Рима в деньгах, были обусловлены прежде всего развитием производительных сил и ростом товарооборота.

Экономика производила больше товаров и услуг, Рим вступал во внешнеторговые связи с греческой цивилизацией, которая на тот момент была более высокоразвита, а также с другими цивилизациями рубежа нашей эры.

Соответственно все это требовало увеличения количества денег в обращении.

Растущая экономика древнего Рима требовала увеличения платежных средств для обеспечения своего нормального функционирования и внешнеторгового оборота Республики.

Одержав победу над Карфагеном, римляне присвоили его большие богатства, а также золотоносные рудники в Испании и Сардинии.

Это дало возможность значительно увеличить чеканку золотых монет.

Необходимо также помнить, что натуральные деньги из драгоценных металлов нисколько не провоцировали инфляцию, поскольку сами являлись одновременно дорогостоящим товаром и могли быть использованы для внешней торговли.

Это означало заметное обогащение Римской республики.

Выпуск (эмиссию) монет в Риме в то время контролировал и утверждал Сенат.

Рисунок 8. Золотые ауреусы времен Республики Рима

013_08.jpeg

При Г.Ю. Цезаре (100 – 44 года жизни до нашей эры) ауреус превращается в основную золотую монету.

Все монеты, указанные на рисунке 8 имели большое распространение в I веке до нашей эры в Римской республике.

Эти монеты установили стандарт – на реверсе изображать сцены славы или божественности, а на аверсе лик императора или других выдающихся государственных личностей.

В целом денежное обращение в Римское республике, которая существовала до 27 года до нашей эры контролировалось Сенатом, который позволял чеканить монеты даже крупным военачальникам, захватившим ценности в виде серебра и золота.

Это подход оправдывал себя на определенных исторических этапах, поскольку централизованное снабжение войск, оперировавших далеко за пределами республики было затруднено.

Полководцы за эти деньги приобретали все необходимое для нужд армии, а также платили жалованье офицерам и солдатам.

Но побочным эффектом такого подхода стало то, что в обращении находилось большое количество различных монет, часто выпущенные по абсолютно разным стандартам – разного размера, изображения, пробы и массы.

Как такого единого эмиссионного центра монет во времена Римской республики не существовало.

А последние 20 лет Римскую республику сотряс ряд гражданских войн, которые окончательно расстроили финансы и экономику Рима.

Назревшая денежная реформа в Древнем Риме началась во время правления первого императора Октавиана Августа (27 год до н.э. – 14 год н.э.).

Новый правитель Рима постарался максимально унифицировать денежную систему, которая в основе свое оставалась биметаллической – то есть в ней присутствовали монеты из двух благородных металлов – золота и серебра.

Золотые и серебряные монеты (точнее их вес), соответствовали стоимости металла, из которого они были установлены.

Монеты из меди и латуни по сути своей наделялись государством принудительной стоимостью и служили для обслуживания мелкого по стоимости оборота.

Октавиан Август забрал полномочия у Сената в части эмиссии (выпуска) денег и создал единый эмиссионный центр в Риме.

После реформы в денежной системе древнего Рима стали использовать монеты, представленные в таблице 1.

Соотношение денежных единиц в Римской империи после реформы императора Октавиана Августа

Урок-практикум по теме "Деньги"

Цель : систематизация теоретических знаний по теме «Деньги».

проверить теоретические знания по теме

закрепить изученный материал

расширить знания учащихся

Планируемые образовательные результаты :

1. Предметные : в результате занятия, учащиеся смогут:

систематизировать знания по теме «Деньги»;

повторить основные функции денег;

совершенствовать навыки анализа предлагаемой информации.

2. Метапредметные:

продолжить формирование регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания учебной деятельности, самоконтроля и самооценки;

продолжить формирование коммуникативных универсальных учебных действий: формулирования и аргументации собственного мнения, умения вести диалог с учителем и учащимися;

продолжить формирование познавательных универсальных учебных действий: анализа экономической информации, построения логических рассуждений, умения делать выводы.

3. Личностные:

формирование умения сотрудничать в коллективном обсуждении;

поддержание познавательного интереса к предмету.

карточки-задания для групп;

индивидуальные карточки для учащихся;

таблица подсчёта баллов.

Основное содержание этапа

Основные виды деятельности учащихся

Организационный этап (1 мин.)

Проверка готовности класса к уроку, мобилизация внимания (класс поделен на группы по 4-5 человек)

Осознанное включение в учебную деятельность

t1572454652aa.png

 Тему сегодняшнего урока, вы узнаете, отгадав шараду:

И что за слово вышло тут?
Что получают в день зарплаты?
Что прячут в сундуках пираты?
За что конфеты продают?

 Правильно, тема: «Деньги»

Разгадывание шарады и формулировка темы урока.

 Сформулируем цели нашего урока-практикума:

Систематизировать, закрепить и расширить знания по теме

Формулирование цели учебной деятельности

Повторение и систематизация теоретического материала по теме «Деньги»

Творческие групповые задания.

Ученики из каждой команды по-очереди выбирают карточку с вопросом, зачитывают вопрос и дают на него ответ. Если ответ неполный, то команда может дополнить его. Если ответ неправильный, то на этот же вопрос отвечает другая команда и ей засчитываются баллы.

1 тур. Вопросы – ответы (3 балла)

1. Почему в данных странах именно этот товар стал деньгами: в Америке – вампум (ракушки), на Аляске – золотой песок, у кочевых народов – скот?

Ответ : этот товар высоко ценился, а его количества было достаточно для того, чтобы обеспечить товарообмен.

2. Могли бы ледяные кубики стать денежной единицей в Америке, а страусовые перья – деньгами на Руси?

Ответ : нет, так как ледяные кубики недолговечны, а страусы на Руси не водятся, этот товар слишком редкий для денег на Руси.

3. Шары кегельбана могут стать деньгами?

Ответ: нет, они не удобны в обращении, слишком тяжелые.

4. Почему металлические деньги вытеснили примитивные формы денег?

Ответ : все металлы обладают важными свойствами: однородность, портативность, делимость, долговечность, относительная стабильность предложения, а многие примитивные формы денег такими свойствами не обладают. Например, скот – неделим, соль неустойчива к окружающей среде.

5. Почему все прочие металлы были вытеснены благородными металлами?

Ответ : не все металлы обладают умеренной ограниченностью, а это приводит к тому, что собственная стоимость металла невысока. Золото и серебро – довольно редки в природе, поэтому обладают высокой стоимостью. Кроме того, золото и серебро не ржавеют, т.е. более долговечны.

6. Почему бриллианты не стали деньгами?

Ответ : бриллианты обладают слишком высокой стоимостью, слишком прочны и слишком редки. Но главное заключается в том, что сумма частей не равна целому. Ценность бриллиантов зависит от их размера, поэтому 10 мелких бриллиантов, равных по весу 1 большому, не равны ему по цене. Крупный бриллиант стоит гораздо дороже, чем 10 мелких в совокупности.

2 тур. Определите функции денег

1. Единственное их занятие – торговля соболями, белками и прочими мехами, которые они продают покупателям, получают назначенную цену деньгами. А покупают в основном восточное монетное серебро и рабов. (средство обращения)

2. Если в Скандинавии средняя цена за рабыню составила 1 марку серебра, то на рынках Византии она была в несколько раз выше. За 3 марки серебра можно было купить рабыню или хорошего скакуна. (мера стоимости)

3. В руках воинов – купцов, разбогатевших за счет выгодных торговых операций, постепенно накапливались значительные сокровища. (средство накопления)

4. Гражданин Петраков занимался тем, что вкладывал свое жалование в покупку картин русских художников (Репина, Врубеля, Серова), в то время, как его друг просто вносил деньги в банк. (средство накопления)

5. Седаков решил приобрести спальный гарнитур, но так как денег ему не хватало, он оформил покупку мебели в кредит. (средство платежа)

6. Войдя в магазин, Алиса была поражена: платье, которое еще вчера стоило 20 динаров, подорожало в 3 раза, туфли уже имели цену 80 динаров, а белая шляпка – 40 динаров. (мера стоимости)

3 тур. Объясните смысл фраз (3 балла)

1. «Сумасшедшие деньги» - очень большие деньги.

2. «Бешеные деньги» - крупные суммы денег, легко доставшиеся и расходуемые небережливо.

3. «Он не при деньгах» - не имеет к ним доступа; отсутствие необходимых, достаточных средств.

4. «Плакали мои денежки» - бестолково растрачиваются, пропали безвозвратно .

5. «Деньги не пахнут» - у человека главное – деньги, а каким способом они добываются – неважно, т.е. для получения прибыли хороши любые средства.

6. «Время – деньги». Не трать зря время, за которое можно заработать деньги. Чем больше времени ты потратишь на бесполезное дело, тем меньше денег у тебя будет в будущем.

4 тур. Определите единое название валюты в странах. (3 балла)

1. Кения, Сомали, Танзания, Уганда, Австрия (до 31.12.2001 г.) (шиллинг)

2. Либерия, Багамские острова, Тайвань, Ямайка, Австралия (доллар)

3. Ливия, Кувейт, Тунис, Сербия, Алжир (динар)

4. Колумбия, Уругвай, Аргентина, Куба, Мексика (песо)

5. Габон, Камерун, Того, Руанда, Швейцария (франк)

6. Норвегия, Швеция, Исландия, Чехия, Дания (крона)

7. Пакистан, Непал, Индонезия, Шри-Ланка, Индия (рупия)

5 тур. Определите валюты бывших союзных республик СССР (по 1 баллу за верный ответ)

Открытый урок по экономике "Причины возникновения, формы и функции денег"

Цель урока: Рассмотреть причины возникновения денег, а так же их основную функцию – служить средством обмена, - непосредственно связанную с возникновением денег.

  • товарные деньги;
  • бумажные (символические) деньги;
  • эмиссия денег;
  • наличные денежные средства;
  • безналичные денежные средства;
  • бартер (натуральный продуктообмен);
  • функции денег;
  • торговля.

Даже любовь не свела с ума стольких людей, cколько мудрствования о сущности денег. Уильям Ю.Гладстон, премьер-министр Великобритании

1. Первичная активизация знаний учащихся.

Деньги – это, пожалуй, одно из наиболее великих изобретений человеческой мысли. В живой природе аналогий не найти. Между тем на самом деле большинство из вас знает о денежном мире крайне мало. Все законы сложнейших экономических механизмов ведомы только профессионалам – ученым, банкирам, финансистам. Но чтобы не делать досадных ошибок, некоторое представление о законах денежного мира необходимо каждому.

2. Выступление учащихся с использованием компьютерной презентации (Приложение 1).

Обмен – это слово всем знакомо. Меняешь то, чего у тебя много, на то, чего нет, или на то, что очень нужно. Это и есть взаимовыгодный обмен, или, как теперь часто говорят, бартер.

Так вот, у бартера тысячелетняя история. Было такое время, когда люди совсем не знали денег. Жили они тогда племенами, занимались охотой, скотоводством. Однако с обменом постоянно возникали проблемы. Например, вам нужно обменять рыбу на корову: во-первых, нужно наловить очень много рыбы, чтобы обмен был равным. Во-вторых, найти человека, которому необходимо много рыбы, в-третьих, сделать так, чтобы рыба не испортилась, пока вы будете его искать. И с ценами при бартере получалась чехарда. Сегодня мешок муки можно обменять на два топора, а завтра голодный купец даст вам за него больше – целых три топора. Разве это справедливо?

Люди страдали от неудобства бартера. И чем больше появлялось различных товаров, тем сложнее было поменять их друг на друга. С течением времени выделился товар, на который люди охотнее всего обменивались, так как были уверены, что всегда смогут обменять его на нужные им товары. Так появились первые деньги – вещи, предметы, которые принимались в оплату за товары или услуги. Их называют товаро-деньги.

Первые деньги не были похожи на те, что сейчас существуют. Деньгами считались птичьи перья, зерно, табак, сушеная рыба. Постепенно, через века, они уступили место “деньгам” более удобным. Таким, например, как ракушки морского моллюска каури, которые были в ходу у туземцев Мальдивских островов. Блестящие, легкие, прочные, они были распространены во многих странах Азии, Африки, Европы. Каури в качестве платежного средства просуществовали до самого XX века. Это и понятно – они же удобнее шкур или зерна: не портятся и не теряют вида.

Как видим, люди перепробовали немало “денег”, пока пришли к деньгам металлическим. Но и эти деньги отличались от “современных”. Они имели форму брусков, колец, прутиков, слитков. Какие же были преимущества металлических денег перед другими? Они не портились, не занимали много места. Но самое главное – ими можно было расплачиваться за любой товар.

Прошло немало времени, прежде чем слитки превратились в монеты. Чтобы их нельзя было подделать, слитки стали клеймить. Клеймо обозначало количество чистого металла в слитке. Затем стали отражать на слитке место изготовления – город, государство, символы их власти – гербы.

Деньги существуют вовсе не для того, чтобы их прятать, хранить в кубышке. Деньги

Должны работать, то есть выполнять свое назначение: служить людям при покупке, продаже, словом, должны быть все время в движении. И тут не обойтись без банков.

Все началось с рыночных менял. Они появились еще в древние времена, сначала в Вавилоне, а позднее в Греции, Риме Индии. Менялы не только меняли деньги одной страны на деньги другой, но и давали их взаймы под проценты – это называлось “давать деньги в рост”.

В этом случае менялу уже называли ростовщиком. Со временем услуги менял и ростовщиков разрослись и возникли меняльные конторы и банкирские дома.

Банкиры были связаны с работорговцами, грабителями, финансировали пиратские экспедиции. Это была пора первоначального накопления капитала.

Отчего же на смену металлическим деньгам пришли бумажные? Когда производство перешло от ручного труда к машинному, и торговля набрала силу, в лавках появилось много товаров. Металлические деньги оказались неудобными при расчетах. Если покупаешь дорогую вещь, надо деньги везти на телеге. Тогда-то банки стали выпускать бумажные деньги, которые получили название “банкноты”, то есть банковские билеты. Впервые банковские билеты появились в кассах Стокгольмского банка в 1661 году.

Запомните это слово – эмиссия. Оно означает выпуск в обращение бумажных денег. А банки, выпускающие банкноты, называются эмиссионными.

В прежнее время купцы были вынуждены везти с собой все свои капиталы, отправляясь по торговым делам в другой город, а с появлением банков получали их на месте, предъявив переводной вексель или аккредитив.

Вексель – это письменное обязательство банка выплатить предъявителю определенную сумму денег в определенный срок.

Аккредитив – также денежный документ, в котором содержится распоряжение одного банка другому об уплате предъявителю определенной суммы.

А золото? Золото своей цены не потеряло. Его добывают и сегодня, и значительно больше, нежели в давние времена. Человечество, в течение шести тысяч лет, добыло около 100 тысяч тонн золота.

Зачем же теперь нужно золото, если это не деньги? Оно используется в электронике, в ювелирном и зубоврачебном деле. А еще превращается в сокровище, золотой запас страны. Лежит этот запас в виде брусочков в банке до поры до времени, пока не понадобится для приобретения важного для страны товара. Тут золото выступает, как и прежде, в роли денег, только мировых.

Увы, как бы ни были удобны банкноты, как бы хорошо ни служили, но и они уже уступают место более удобным…электронным деньгам.

Сегодня уже во многих странах при расчетах пользуются кредитными карточками. Это и есть электронные деньги, связанные с компьютером. Появились они 45 лет назад, а сегодня их применяют более чем в двухстах странах.

Предшественниками современных пластиковых карточек являются так называемые торговые карты. Их полным аналогом являются хорошо нам знакомые, каждое утро обнаруживаемые в почтовом ящике и выбрасываемые в мусорную корзину рекламные листы с надписью: “Предъявителю предоставляется скидка в размере…” У нас такие листовки появились совсем недавно, а вот в США – еще в конце прошлого столетия. Предшественниками современных пластиковых карт являются и чеки, в особенности чековые книжки, которые также получили широкое распространение в конце прошлого века.

Как они работают, эти пластиковые карточки? При оформлении покупки в магазине, карточку вставляют в кассовый аппарат, пробивают цену, и информация о платеже поступает в банк, где банковский компьютер тут же вычтет из счета покупателя стоимость покупки. С помощью такой карточки можно платить за все: за квартиру, за продукты – за все, что душа пожелает. Удобно, без лишних хлопот. И кроме всего – карточка почти невесома.

3. Закрепление материала в виде диалога.

“Изобретение денег – одно из величайших достижений человечества, так как без них увеличение благосостояния, проистекающего из расширения торговли, стало бы невозможным”. Объясните это утверждение.

Что в свое время выполняло роль денег?

Почему металлические деньги вытеснили примитивные формы денег и почему все прочие металлы были вытеснены благородными металлами?

У бриллиантов есть все свойства, необходимые товару для того, чтобы выполнять в экономике роль денег. Действительно, они в достаточной степени однородны, обладают высокой стоимостью, прочностью, портативностью, делимостью и к тому же являются редкостью. Почему же они не стали деньгами?

Несмотря на то, что деньги считаются более удобными для совершения сделок, чем бартер, последний все-таки сохранился и в современной экономической системе. Приведите пример бартера из вашего личного опыта и объясните, почему в данном случае использовался именно бартер.

4. Упражнение “Сущность денег и их функции”

  • средство обмена
  • средство измерения
  • средство сбережения

Чтобы быть хорошим средством обмена, деньги должны быть признаны людьми в этом качестве, и приниматься к оплате при покупках и продажах товаров и услуг, как производственных, так и конечных. Деньги должны быть компактными или легко транспортируемыми. Они также должны быть делимыми, чтобы с их помощью можно было заключать как крупные, так и мелкие сделки.

Чтобы быть хорошим средством сохранения ценности, деньги должны обладать долговечностью, то есть возможностью сохранения для будущего использования. Они также должны обладать постоянной ценностью, чтобы их покупательная сила не уменьшалась при хранении.

Чтобы быть хорошим стандартом ценности, или счетной единицей, деньги должны быть удобными для выражения цен. Для этого деньги должны быть общеизвестными, делимыми и признанными в качестве средства платежа.

Оцените, насколько каждый из перечисленных предметов (веществ, животных) пригоден для выполнения функций денег по предложенным свойствам (таблица 1)

Обратите внимание, насколько хорошо он может служить в качестве средства обмена, стандарта ценности и средства накопления.

Таблица 1

№ п/п Предметы, выступающие в роли денег Компактность Делимость Долговечность Однородность Приемлемость
1 Соль
2 Каменные колеса
3 Рыба
4 Золото
5 Медные монеты
6 Чек на предъявителя

5. Игра “Бартер и торговля”, с целью дать представление об обмене товаров с помощью денег и без них, о преимуществах первого способа и о функции денег как средства обращения.

Материалы: инструктивные карточки с заданием (таблица 2), товары (по списку), денежные знаки (муляжи 75 купюр по 10 руб.), два приза.

Таблица 2

Инструктивная карточка для групп участников

Группы играющих Наличный товар Дополнительный товар
1 3 значка 3 блокнота
2 3 жевательные резинки 3 тетради
3 3 блокнота 3 ластика
4 3 тетради 3 значка
5 3 ластика 3 жевательной резинки

Педагог, выступающий в роли ведущего, делит класс на 5 равных по числу участников групп, которые будут выполнять задания по инструктивным карточкам.

Ведущий объясняет задание каждой группе игроков, в соответствии с полученными инструктивными карточками.

Игра начинается по команде учителя одновременно и продолжается до достижения цели учащимися. Время, которое ученики затратили на бартерные сделки, записывается на доске.

Первой группе, завершившей сделки, вручается приз.

Учитель объясняет, что теперь имеющийся и необходимый товар нужно не обменивать, а продавать и покупать за деньги. Выдает денежные знаки, уточняя, что каждая единица любого товара стоит, например, 10 рублей. Затраченное время записывается на доске.

Педагог вручает приз первой команде, закончившей II этап.

Обратив внимание на время, затраченное в первом и втором случаях, учитель переходит к обсуждению результатов игры в форме эвристической беседы:

Вспомните действия на I этапе игры и дайте определение понятию “бартер”.

Как повлияло наличие денег на достижение цели на II этапе? Дайте определение понятию “торговля”.

Действительные металлические деньги древнего мира

Читайте также: