Почему мокрые пальцы примерзают зимой к металлическим предметам и не примерзают к деревянным

Обновлено: 19.05.2024

Цель игры: Актуализация знаний обучающихся в предметной области «Физика», а также выявление одаренных обучающихся, способных применять полученные знания в нестандартной ситуации.

· повысить интерес обучающихся к физике, как одному из предметов естественно-научного цикла;

· стимулировать познавательную активность и творчество обучающихся, их смекалку, наблюдательность;

· научить применять знания в новой ситуации, а также грамотно объяснять происходящие физические явления;

· продолжить развивать и закреплять навыки решения экспериментальных, расчетных и качественных задач;

· формировать у обучающихся коммуникативные навыки, умения работать в группах, умения оценивать деятельность товарища.

Пояснительная записка:

1. В игре участвуют несколько команд в составе 4-5 обучающихся в 8 ,9классе.

2. Игрой руководит учитель-организатор. Членами жюри могут быть как учителя физики, математики, биологии.

4. После выполнения каждого задания команды передают результаты своей работы через помощников учителя членам жюри.

Конкурс №1. “Блиц-опрос”.
Девиз: “Торопись, да не ошибись”.

Каждой команде поочередно задаются вопросы, на которые они дают ответы. Ответы вы должны давать быстро. Если какая-то команда на вопрос не ответила, то ответить имеет право та команда, которая первая зажгла лампочку на столе. (Количество вопросов можно регулировать самим).

Вопросы к 1 туру:

1.Что можно приготовить, но нельзя съесть? (уроки)
2. Сколько месяцев в году имеют 28 дней? (все месяцы)
3. Что может путешествовать по свету, оставаясь в одном и том же углу? (почтовая марка)
4. Что становится больше, если его поставить вверх ногами? (число “6”)
5. Какой рукой лучше размешивать чай? (лучше это делать ложкой)
6. Собака была привязана к десятиметровой веревке, а прошла триста метров. Как ей это удалось? (веревка не была ни к чему привязана)
7. По какому городу течет кровь? (по Вене)
8. Какое женское имя состоит из двух букв, которые дважды повторяются? (Анна)
9. Какое колесо автомобиля не вращается во время движения? (запасное)
10. Что принадлежит вам, однако другие им пользуются чаще, чем вы? (имя)
11. На какой вопрос нельзя ответить “да”? (Вы спите?)
12. Какая единственная птица способна летать хвостом вперед? (колибри)
13. Как называется единица, служащая для измерения силы тяжести? (ньютон)
14. На каком языке впервые было произнесено слово “алгебра”? (на арабском)
15. Изготовление, какого продукта никогда не удается с первой попытки? (первый блин комом)
16. Какое вещество в земных условиях может существовать в трех агрегатных состояниях? (вода)
17. Чему равно три в третьей степени? (27)
18. Как называется мультипликационная версия повести Кира Булычева “Путешествие Алисы”? (“Тайна третьей планеты”)
19. Кто впервые доказал теорему о соотношениях сторон в прямоугольном треугольнике? (Пифагор)
20. Как называется четвертая буква греческого алфавита? (дельта)

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Чему равна сумма внутренних углов четырехугольника? (360 0 )
2. Как называется правильный четырех угольник? (квадрат)
3. У людей какой профессии 5 параллельных линий постоянно перед глазами? (музыканты, нотный стан)
4. Как называется шестая нота? (ля)
5. Как на языке геометрии будет называться правильный шестигранник? (гексаэдр, куб)
6. Какой угол образуют часовые стрелки, когда на часах 6 часов? (180 0 )
7. Какую приставку обычно употребляют физики и математики, когда видя число 10 6 ? (мега)
8. Как называется самое большое созвездие на небе Северного полушария, состоящее из 7 видимых глазами звезд? (Большая медведица)
9. Какую единственную галактику можно увидеть на звездном небе Северного полушария невооруженным глазом? (Туманность Андромеды)
0. Какую процедуру народная мудрость советует совершить 7 раз, прежде чем один раз совершить другую? (7 раз отмерь, а один раз отрежь)
11. Какой инструмент объединят в себе фортепьяно и гармонь? (аккардион)
12. Какой музыкальный инструмент используют многие шаманы во время проведения культовых обрядов? (бубен)
13. Как называется русский трехструнный щипковый инструмент? (балалайка)
14. Как называются графические знаки для записи музыкальных звуков? (ноты)
15. Какой знак нужно поставить между числами 5 и 6, чтобы получилось число больше пяти, но меньше шести? (запятую)
16. Число 666 увеличить в полтора раза, не производя никаких арифметических действий? (перевернуть)
17. Какое число делится на все числа без остатка? (0)
18. Когда делимое и частное равны между собой? (когда делитель равен 1)
19. В одной семье два отца и два сына. Сколько человек в семье? (три человека)
20. Цель решения уравнения? (найти ответ)

Конкурс №2. Лабиринт «Физические величины»

В лабиринте зашифровано 12 названий известных вам физических величин. Читать можно в любом направлении, кроме диагоналей.

Ответы к конкурсу № 2: время, теплоемкость, давление, мощность, сила, плотность, работа, температура, масса, путь, скорость, вес.

Конкурс №3. «Всем известный метр. »

Каждый правильный ответ приносит 1 балл команде.

Словом «метр» оканчиваются физические измерительные приборы, применяемые не только в лабораториях ученых, в физкабинете школы, но и дома, в автомобилях, мастерских, фотолабораториях.

Вам предлагается отыскать как можно больше измерительных приборов, оканчивающихся этим словом, и указать, что ими измеряют.

Например: термометр – температура

Ответы к конкурсу №3:

· барометр – атмосферное давление;

· гигрометр, психрометр – влажность воздуха;

· электрометр – электрический заряд;

· амперметр – сила тока;

· ваттметр – мощность и др.

Конкурс №4. «Физические загадки»

1. Все поведает, хоть и без языка, когда будет ясно, а когда – облака. (Барометр)

2. Клубится, а не дым, ложится, а не снег. (Туман)

3. Книги читают, а грамоты не знают. (Очки)

4. Был один Антошка, посмотрел в окошко – там второй Антошка! Что это за окошко? Куда смотрел Антошка? (Зеркало)

5. Висит груша – нельзя скушать. (Лампочка)

6. Что с земли не поднимешь? (Тень)

7. Видно нет у нее ума: ест она себя сама. (Свеча)

8. Чист и ясен, как алмаз, дорог не бывает, он от матери рожден, сам ее рождает. (Лед)

9. Вечером наземь слетает, ночь на земле пребывает, утром опять улетает. (Роса)

10. На стене висит тарелка, По тарелке ходит стрелка. Эта стрелка наперёд Нам погоду узнаёт.(барометр)

Конкурс №5. «Согласны ли вы с тем, что. »

Напишите рядом с вопросами «да» или «нет».

Каждый правильный ответ приносит 1 балл команде.

1. . водяной пар имеет вид белых клубов? (нет)

2. . удельная теплота сгорания пороха меньше, чем керосина? (да)

3. . холодная вода быстрее гасит огонь, чем кипяток? (нет)

4. . в полном чайнике вода остывает медленнее, чем в неполном? (да)

5. . южный магнитный полюс Земли находится в Антарктиде? (нет)

6. . появление подъемной силы у движущегося крыла самолета объясняется действием закона Ома? (нет)

7. . гигрометром измеряют влажность воздуха? (да)

8. … в состав ядра атома входят электроны, протоны, нейтроны? (нет)

9. …обычно на колбе электрической лампы, которая светит у каждого из вас в квартире, указывают ее электрические параметры – силу тока, напряжение, мощность? (нет)

10. …словами якорь, ротор и статор называют вращающиеся части электрической машины? (нет)

Конкурс №6. «Знатоки физики»

Дать ответы на вопросы (каждый правильный ответ приносит 1 балл команде) :

1. Ускорится ли таяние льда в теплой комнате, если накрыть лед шубой? (Нет, шуба не греет, она обладает плохой теплопроводностью, замедляет приток тепла ко льду и устраняет конвекцию)

2. Капля воды, попав на раскаленную плиту, начинает на ней прыгать. Почему? (Раскаленная плита, нагревая поверхность капли, образует вокруг нее оболочку пара, этот пар и подбрасывает каплю вверх)

3. Почему мокрые пальцы примерзают зимой к металлическим предметам и не примерзают к деревянным? (Металл, обладая большей, чем дерево, теплопроводностью, отводит от тонкой пленки воды теплоту настолько быстро, что она охлаждается ниже температуры плавления и замерзает.)

4. Что сильнее обжигает: пар, вырывающийся из носика кипящего чайника, или брызги самой воды? (Пар обжигает значительно сильнее, т.к. коже отдается тепло, выделяющееся в процессе конденсации.)

5. Почему изморозь (иней) на деревьях исчезает иногда без оттепели? (Изморозь, или иней, – вода в кристаллическом состоянии, она испаряется при любой температуре.)

6. Если в мае или в сентябре днем было ясно, а вечером небо затянулось облаками, то следует ли ожидать ночью заморозка? (Нет, потому что облака задерживают излучение Землей тепловых лучей, и сильного понижения температуры на поверхности Земли не происходит.)

7. Количество тепла, получаемое от солнечных лучей в течение года Арктикой, значительно больше, чем получаемой же площадью в Крыму. Почему же в Крыму летом жарко, а в Арктике холодно? (Потому что в Арктике большая часть лучистой энергии, доставляемой солнечными лучами, не поглощается, а отражается снегом обратно.)

8. Почему в мороз снег скрипит под ногами? (Ломаются сотни снежинок-кристалликов)

9. Зачем при перевозке горючих жидкостей к корпусу автоцистерны прикрепляют цепь, которая при движении волочится по земле? (При перевозке в автоцистернах горючие жидкости взбалтываются и электризуются. Чтобы избежать появления искр и пожара, используют цепь, которая отводит заряды в землю.)

10. Для чего во всех электроприборах желательно ставить предохранители? (Проще заменить предохранитель, сгоревший при превышении силы тока относительно допустимой, чем важную деталь, – сгорая, предохранитель размыкает электрическую цепь.)

Конкурс № 7.«Обгоним на задаче»

В алюминиевый бак массой 2 кг налита вода массой 10 кг. Какое количество теплоты требуется для нагревания бака с водой от 20°С до 100°С? (Удельная теплоёмкость алюминия – 920 Дж/кг°С, удельная теплоёмкость воды– 4200 Дж/кг°С)

Почему мокрые пальцы примерзают зимой к железу и не примерзают к дереву?

Почему мокрые пальцы примерзают зимой к металлическим предметам и не примерзают к деревянным?

Всё дело в теплопроводности. У металла теплопроводность высокая и поэтому влага на пальцах мнгновенно превращается в лёд. У дерева теплопроводность очень низкая и этого не происходит. Не даром делают ручки у сковородок деревянными.

Еще, добавляя к теплопроводности нужно заметить что поверхность пальцев и дерева пористая. Поверхность же металлического листа плоская.

И к деревянным тоже примерзают! Только тут же практически и отмерзают, поскольку дерево быстро прогревается под пальцами, в силу маленькой теплопроводности. А вот от железа, в силу его высокой теплопроводности, пальцы отмерзнут только если прогреют достаточно большой его объем. "Долго ждать придется"!

Теоретически, нет. Практически же, он будет развеваться в разные стороны, так как не бывает равномерных воздушных потоков. Всегда есть какие-то неравномерности ветра, которые будут действовать на флажок с разных сторон. Да и кариолисова сила добавит дрейф воздушного шара в потоке ветра, при определенных условиях.

Тут, к сожалению, не проканает использование формула последовательногои параллельного сопротивления, поэтому придётся честно решать через законы Кирхгофа.

Для начала малость перерисуем схему:


Ну и теперь, памятую законы Ома и Кирхгофа, пишем:

i1+i2 = i4+i5 (на будущее - эта сумма как раз и есть ток, который нам и надо найти)

Тут 7 уравнений на 9 неизвестных - пять токов и четыре напряжения. Но штука в том, что напряжения UA, UB можно выбрать произвольно. Например, считать UA=1, UB=0. Тем самым число неизвестных снижается до числа уравнений, и система оказывается вполне себе разрешимой.

Решать её, уж не обессудьте, придётся самостоятельно, благо это не составит труда. После чего остаётся найти сумму i1+i2 - вместе с разностью напряжений между точками А и В это как раз и даст эквивалентное сопротивление вспей цепи.

Нужно определить объем вытесненной шариками жидкости. Сделать это можно следующим образом:

  1. Налить в мензурку воду (не доверху), заметить ее объем по шкале. Бросить в воду шарики, снова считать со шкалы объем. Разность этих двух объемов и есть объем шариков.
  2. Налить в мензурку воду по верхнюю метку шкалы. Отлить часть воды в подготовленную емкость, и насыпать в мензурку шарики. Довести объем до той же верхней метки (доливая отлитую воду или наоборот отливая в ту же емкость). Удалить из мензурки шарики и воду, измерить ею объем оставшейся в емкости воды, он равен объему шариков.
  3. Налить воду в мензурку до краев и поставить ее в какую-либо емкость. Положить в нее шарики. Часть воды, равная объему шариков выльется из мензурки в емкость. Освободить мензурку, измерить объем вылившейся воды.

Полученный объем следует разделить на число шариков и получить средний объем одного шарика.

Вы неправильно понимаете исходные определения, соответственно, неправильно и размышляете далее.

Логика = "Наука о законах и формах правильного построения мыслей" (С) С.Н. Виноградов

Физика = "Наука, изучающая фундаментальные и наиболее общие свойства и законы движения объектов материального мира." (С) Л.В. Лесков

  1. Это связанные, но разные научные дисциплины.
  2. Без логики нет физики. Неправильно мыслишь - приходишь к неправильным выводам.
  3. Физика это не только "теория". Научные эксперименты - ярчайший пример самой что ни есть "практики". Да и сам Ваш вопрос задан благодаря техническим устройствам, основанным именно на практическом понимании законов физики. Как и практически вся современная инфраструктура.
  4. Теория не всегда подтверждается практикой. На то она и "теория", что это предположение, что может быть что-то так, а может быть и нет.
  5. Исказить можно что угодно. В т.ч. с помощью логики, а точнее - софистики.
  6. Какую физику кто знает, вопрос какой-то совсем прям детский. Из школы её направления наиболее известные - механика, термодинамика, оптика, электродинамика и т.п. и т.д.

Логика использует имеющиеся математические законы, только в другой форме, а семантика та же. И главная проблема логики в том, чтобы корректно "переложить" логику на язык математики, потому что наши определения явлений, мало того, что условны, так еще и часто имеют неоднозначные толкования. Любая логическая задача автоматически получает решение при правильной, корректной формулировке. И все логические "казусы, иллюзии и коллизии" возникают как раз там, где формулировки не полны, не точны, не корректны.

Но поскольку логику используют люди недостаточно знающие математику, то используется не весь математический аппарат, а только небольшая его часть, чаще из элементарной математики.

Поэтому, составив список известных математических законов, можно сопоставить каждому из них какой либо закон логики.

Конспект урока по физике "Интеллектуальная игра Физбой"

Цель урока: Актуализация знаний обучающихся в предметной области «Физика», а также выявление одаренных обучающихся, способных применять полученные знания в нестандартной ситуации.

Задачи урока:

· повысить интерес обучающихся к физике, как одному из предметов естественнонаучного цикла;

· формировать у обучающихся коммуникативные навыки, умения работать в группах, умения оценивать деятельность товарища;

· формировать личностные универсальные учебные действия.

Оборудование: компьютер, видеопроектор .

Педагогические технологии: игровая ( игровая ситуация ), здоровьесберегающий подход (психофизическая тренировка, настрой на урок), педагогика сотрудничества (совместная деятельность, работа в командах), информационно-коммуникативные технологии (представление наглядного материала), гуманно-личностная технология (создание ситуации успеха).

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

«Человек страшится только того, чего не знает,

знанием побеждается всякий страх»

В.Г. Белинский

3. Конкурс №1. Лабиринт «Физические величины»

Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом.

Ответы к конкурсу № 1: время, теплоемкость, давление, мощность, сила, плотность, работа, температура, масса, путь, ускорение, вес, импульс, скорость.

Урок, проводимый в форме игры, способствует формированию у школьников личностных УУД смыслообразования. Смысл и мотивы учения играют решающую роль. Ведь проблема состоит в резком снижении школьной мотивации, дети не проявляют активности, инициативы. Во время игры у детей отсутствует страх получить плохую оценку, если он не сможет дать ответ, это дает им определенную степень свободы, и в игру включаются дети, которые порой не принимают активного участия в обсуждении на обычном уроке. Предлагаемый конкурс не является сложным, что позволяет учащимся «включиться в игру», почувствовать азарт от командного соревнования, внести вклад в общекомандный зачет. Эти факторы способствуют появлению мотивации и заинтересованности.

4. Конкурс №2. «Всем известный метр. »

Например: термометр – температура

Ответы к конкурсу №2:

Проведение любого командного конкурса на этом уроке способствует формированию у учащихся личностных УУД нравственно-этической оценки. Умение играть в команде, справедливо оценивать ответы другихи уважать личность соперника, умение тактично и вежливо вести диалог, если возникли какие-то спорные моменты – все это играет важную роль для формирования личности. Здесь же можно отметить еще и понимание моральных норм: взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности за свои слова при ответе на вопросы игры.

5. Конкурс №3. «Физические загадки» .

1. Все поведает, хоть и без языка, когда будет ясно, а когда – облака. (Барометр)

2. Клубится, а не дым, ложится, а не снег. (Туман)

3. Книги читают, а грамоты не знают. (Очки)

4. Был один Антошка, посмотрел в окошко – там второй Антошка! Что это за окошко? Куда смотрел Антошка? (Зеркало)

5. Висит груша – нельзя скушать. (Лампочка)

6. Что с земли не поднимешь? (Тень)

7. Видно нет у нее ума: ест она себя сама. (Свеча)

8. Вечером наземь слетает, ночь на земле пребывает, утром опять улетает. (Роса)

6. Конкурс №4. «Согласны ли вы с тем, что. »

Каждый правильный ответ приносит 1 балл команде.

1. . удельная теплота сгорания пороха меньше, чем керосина? (да)

2. . холодная вода быстрее гасит огонь, чем кипяток? (нет)

3. . в полном чайнике вода остывает медленнее, чем в неполном? (да)

4. . южный магнитный полюс Земли находится в Антарктиде? (нет)

5. . появление подъемной силы у движущегося крыла самолета объясняется действием закона Ома?(нет)

6. … в состав ядра атома входят электроны, протоны, нейтроны? (нет)

7. Конкурс №6 «Знатоки физики»

1. Ускорится ли таяние льда в теплой комнате, если накрыть лед шубой?

(Нет, шуба не греет, она обладает плохой теплопроводностью, замедляет приток тепла ко льду и устраняет конвекцию)

2. Капля воды, попав на раскаленную плиту, начинает на ней прыгать. Почему?

(Раскаленная плита, нагревая поверхность капли, образует вокруг нее оболочку пара, этот пар и подбрасывает каплю вверх)

3. Почему мокрые пальцы примерзают зимой к металлическим предметам и не примерзают к деревянным?

(Металл, обладая большей, чем дерево, теплопроводностью, отводит от тонкой пленки воды теплоту настолько быстро, что она охлаждается ниже температуры плавления и замерзает.)

4. Что сильнее обжигает: пар, вырывающийся из носика кипящего чайника, или брызги самой воды?

( Пар обжигает значительно сильнее, т.к. коже отдается тепло, выделяющееся в процессе конденсации.)

5. Почему изморозь (иней) на деревьях исчезает иногда без оттепели?

(Изморозь, или иней, – вода в кристаллическом состоянии, она испаряется при любой температуре.)

6. Если в мае или в сентябре днем было ясно, а вечером небо затянулось облаками, то следует ли ожидать ночью заморозка?

(Нет, потому что облака задерживают излучение Землей тепловых лучей, и сильного понижения температуры на поверхности Земли не происходит.)

7. Количество тепла, получаемое от солнечных лучей в течение года Арктикой, значительно больше, чем получаемой же площадью в Крыму. Почему же в Крыму летом жарко, а в Арктике холодно?

(Потому что в Арктике большая часть лучистой энергии, доставляемой солнечными лучами, не поглощается, а отражается снегом обратно.)

8. Почему в мороз снег скрипит под ногами?

(Ломаются сотни снежинок-кристалликов)

9. Зачем при перевозке горючих жидкостей к корпусу автоцистерны прикрепляют цепь, которая при движении волочится по земле?

(При перевозке в автоцистернах горючие жидкости взбалтываются и электризуются. Чтобы избежать появления искр и пожара, используют цепь, которая отводит заряды в землю.)

Давая ответы на поставленные вопросы, связанные с повседневной жизнью, у учащихся формируются личностные УУД самоопределения.

Это представление о том, какими качествами и знаниями я обладаю.

Одной из составляющих компетентности личности является развитие самооценки. Создаваемая ситуация успеха способствует поднятию самооценки школьника, тем более, что его участие играет важную роль в командном соревновании.

Не просто давая короткий односложный ответ, но аргументируя свою точку зрения, ребенок тем самым проявляет свою индивидуальность, демонстрирует широту кругозора (поскольку вопросы в данном конкурсе рассчитаны на общую эрудицию, а не только на знания по физике), а также способность грамотно изъяснять свою мысль.

Предложенные вопросы имеют практическое применение. Это формирует личностные УУД смыслообразования. Знание физических законов может пригодиться не только на уроке, но и во многих бытовых жизненных ситуациях. Подобные игровые уроки помогут ответить на вопрос: «Зачем мне нужно изучать физику, и где мне это может понадобиться?»

8. Конкурс №5. «Творцы физики»

Великий ученый, сделавший большой вклад в развитие физики, математики, астрологии, открыл три закона механики, вывел закон всемирного тяготения. (Исаак Ньютон).

Французский физик и математик, который стал академиком в 39 лет. Ему принадлежит гипотеза о природе магнетизма, он ввел в физику понятие “электрический ток”. На его надгробном памятнике высечены слова: «Он был так же добр и так же прост, как и велик». (Андре-Мари Ампер)

Он открыл теоретически и подтвердил на опыте закон, выражающий связь между силой тока в цепи, напряжением и сопротивлением. (Георг Ом)

По профессии пивовар, он был прекрасным экспериментатором, исследовал законы выделения теплоты электрическим током, внёс большой вклад в кинетическую теорию газов. (Джеймс Джоуль)

Французский физик, в 1785 г., экспериментально открыл закон взаимодействия заряженных тел. В честь его названа единица электрического заряда. (Шарль Кулон)

Первый русский учёный - естествоиспытатель , энциклопедист , химик и физик . Разработал проект Московского университета , впоследствии названного в его честь. (М.В. Ломоносов)

Примеры великих ученых и изобретателей всегда вдохновляют. Многие из них, как видно из примеров данного конкурса, были не только физиками. Для формирования личности ребенка очень важно знать о таких людях, чьё трудолюбие и оптимизм изменили нашу цивилизацию, и до сих пор делают нашу жизнь легче и ярче.

9. Конкурс № 6 «Обгоним на задаче!»

10. Заключительное слово учителя, подведение итогов урока.

Для проведения диагностики формирования личностных УУД этап подведения итогов урока крайне важен. Выставление оценок наиболее активным участникам игры, поздравление победителей и награждение авторов задач помогает созданию общего положительного эмоционального фона в классе. Мысленное воспроизведение и самооценка событий, анализ собственных ошибок и личных достижений также способствует развитию личности ребенка на подобных игровых уроках.

Используемая литература:

1. Горлова Л.А. Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия по физике: 7-11 классы.– М.; ВАКО, 2006. – 176 с. – (Мастерская учителя).

2. Кибальченко А.Я., Кибальченко И.А. Физика для увлечённых. – Ростов н/Д: «Феникс», 2005. – 188, [1] с. – (Библиотека школьника).

3. Наволокова Н.П. [и др.]; под общ. ред. Ненашева И.Ю. Предметная неделя физики в школе – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 272 с. – (Библиотека учителя).

Читайте также: