Подготовка металла перед покраской

Обновлено: 05.10.2024

Нанесение на металл окрасочного покрытия позволяет надежно защитить поверхность от коррозии и других неблагоприятных внешних воздействий, а также придать металлическому изделию привлекательный внешний вид. Такой способ защиты металлической поверхности –самый распространенный. Как покрасить металлические изделия в соответствии с технологией и техникой безопасности, рассмотрим в нашей статье.

Чем покрасить металлические изделия

В настоящее время для нанесения на металл используют следующие покрытия:

  • Масляные. Привычный выбор для окраски металла. Перед нанесением основного слоя требуют предварительного покрытия специальным грунтом. Токсичность материала и едкий запах позволяют использовать его только в хорошо вентилируемых помещениях.
  • Эпоксидные. Состоят из двух компонентов – силиконовой смолы и отвердителя. Являются очень токсичными, поэтому применяются только для наружных работ, к тому же процесс нанесения достаточно сложен и требует от исполнителя достаточно хорошего знания технологии.
  • Алкидные. Отличаются хорошей укрывающей способностью, что позволяет наносить их сразу на предварительно подготовленную металлическую поверхность без дополнительного грунтования. Применяются для внутренних и наружных работ.
  • Акриловые. Полимерные покрытия последнего поколения. Из-за простоты нанесения и нетоксичности приобретают все большую популярность. Требуют тщательного подхода к подготовке поверхности под покраску.
  • Резиновые. Специально созданы для наружных работ, являются прекрасной защитой крыш и других металлических поверхностей, которые подвергаются воздействию атмосферных осадков.

Все вышеперечисленные составы могут применяться в различных ситуациях и получили широкое распространение.

Следует упомянуть также порошковый метод покраски металлических изделий. Он создает высокопрочные покрытия, но может быть осуществлен только в условиях производственного цеха, так как порошковая технология покраски требует специального оборудования и условий.

Чем покрасить металлические изделия

Если вам предстоит выбор краски для покрытия металлического изделия, предварительно оцените предполагаемый расход, степень трудозатрат на подготовку поверхности, уровень токсичности состава, его долговечность, наличие дополнительных свойств и стоимость.

Кроме того, чтобы увеличить срок службы покрытия и обеспечить его надежность, иногда при подготовке поверхности к покраске применяются дополнительные материалы:

  • Грунт-эмаль. Универсальная краска, совмещающая функции грунта, краски и защиты от коррозии.
  • Для обработки затронутых коррозией участков – эпоксидные смолы с особыми добавками. При нанесении образуют прочную пленку, которая не дает ржавчине распространяться дальше. Наносятся непосредственно на ржавые участки без предварительной подготовки.
  • Антикоррозионные покрытия. Защищают обрабатываемую поверхность от влаги и кислорода.
  • Молотковые составы. Создают эффект многочисленных ударов молотка, применяются как декоративный прием в оформлении интерьеров. Устойчивы к внешним воздействиям. Для создания такого эффекта может использоваться эпоксидное, алкидное, а также акриловое покрытие.
  • Кузнечные смеси. Состоят из полимеров, придающих покрытиям отличную износоустойчивость. Легко наносятся.
  • Нитрокраска. Обладает высокой токсичностью, обычно продается в баллончиках. Быстросохнущий состав.
  • Термостойкие покрытия – специальные лаки и эмали для покраски печей и подобных изделий.

Порошковый способ окрашивания, изобретенный в 1950 году, является принципиально другим технологическим процессом для покраски металлических изделий. Здесь отсутствует жидкий компонент, хотя со стороны процесс нанесения похож на напыление сжатым воздухом, но в воздухе нет взвеси краски – так называемого «тумана».

Порошковый состав притягивается деталью за счет электричества. На деталь подается положительный, а на краску – отрицательный заряд высокого напряжения. Так как разноименные заряды притягиваются, происходит равномерное прилипание частичек порошковой краски к металлу. После этого деталь нагревается до температуры +200…+250 °С, порошок расплавляется, растекаясь по поверхности и образуя тончайший эластичный слой шириной в несколько десятков микрон. Этот слой получается очень плотным и прочным.

Порошковая покраска металлических изделий

Стоимость порошковой краски в полтора-два раза превышает традиционные способы окраски по причине использования дорогостоящего оборудования и специфики технологического процесса. Но так как порошковое покрытие обладает исключительной прочностью и высочайшим качеством, в некоторых производственных отраслях, связанных с обработкой металла, эта технология полностью заменила традиционное окрашивание.

Подготовка металлических изделий к покраске

Для того чтобы получить ровное и прочное покрытие, которое сохранит свои свойства и внешний вид на долгое время, поверхность изделия необходимо правильно подготовить. Технологический процесс состоит из следующих этапов:

С поверхности металлического изделия тщательно удаляются грязь, пыль, остатки старого слоя краски и ржавчина. Для этого используют крупнозернистые абразивные материалы, специальные щетки или дрель с насадкой. Выбор нужного инструмента зависит от степени загрязнения и площади участка коррозии. Затем с помощью чистой бумажной салфетки стираются остатки пыли. При обработке больших поверхностей или трудноудаляемых остатков старого покрытия обычно используется пескоструйная установка.

Рекомендуем статьи по металлообработке

Если старый слой краски «намертво» сцеплен с поверхностью обрабатываемого изделия, его можно не удалять. Для проверки его прочности острым ножом делаются надсечки в виде решетки, а затем на это место наклеивается липкая лента и резко отрывается. В том случае, если на скотче не осталось следов краски, покрытие можно не удалять. Если же на ленте есть частицы старого покрытия, оно полностью зачищается.

Очистка металлических изделий

Этап удаления жировых загрязнений обязателен в процессе подготовки к покраске металлического изделия в том случае, если выбраны полимерные материалы или следующим этапом будет окунание. При нанесении других видов покрытий эту стадию можно пропустить. Но если на изделии присутствует видимый жировой налет, его необходимо удалить.

Для этого используются нежирные растворители – ацетон или ксилол, которые наносятся на деталь с помощью салфетки или в виде аэрозоля. Последний вид распыление позволяет обезжирить даже труднодоступные места.

Обязательно при работе используйте защитные перчатки, а также средства защиты дыхания, чтобы избежать контакта с этими агрессивными химическими жидкостями. В случае пескоструйной очистки дополнительного обезжиривания не требуется, так как жировой налет удаляется вместе с другими загрязнениями.

Грунтовка – нанесение первого слоя покрытия – необходима для более высокой степени защиты металлической поверхности от неблагоприятных условий окружающей среды. Также она делает поверхность ровнее, заполняя мелкие дефекты.

VT-metall предлагает услуги:

Лазерная резка металла Гибка металла Порошковая покраска металла Сварочные работы

Производители предлагают большой ассортимент грунтовок с антикоррозийными компонентами. Также предлагаются универсальные краски «грунт-эмаль», объединяющие в себе свойства грунта и краски одновременно. Такие составы удешевляют процесс покраски металлических изделий и уменьшают время ремонта. Но традиционный способ предварительного нанесения грунта по-прежнему используется чаще.

Обычно наносят два слоя грунта. Этого количества хватает для создания надежного и долговечного покрытия, даже без нанесения слоя краски. Рекомендуется наносить грунт с помощью валика, хорошо укрывающего заметные дефекты поверхности. Финишный слой краски используется для придания детали привлекательного внешнего вида, красивого цвета и глянцевого блеска.

Как покрасить металлические изделия

Краску на подготовленную поверхность можно нанести несколькими способами с помощью разных инструментов, которые выбираются в зависимости от вида изделия и его назначения.

Покраска:

Это приспособление используется, если надо покрасить большую поверхность. Для получения качественного покрытия она должна быть ровной и заранее подготовленной.

  • Выбранная краска предварительно разбавляется подходящим растворителем.
  • Разбавленная до нужной консистенции краска переливается в емкость, ширина которой должна соответствовать ширине валика, чтобы его можно было обмакнуть в подготовленную краску.
  • Нанесение покрытия надо начать от одного края и постепенно продвигаться к противоположному. Так достигается равномерность окрашивания и исключаются видимые переходы.
  • Смоченный в краске валик прикладывается к поверхности и раскатывается вверх-вниз с равномерным надавливанием. Горизонтальных движений лучше избегать. За один подход покрывается участок, в несколько раз превышающий ширину инструмента.
  • Работа продолжается до тех пор, пока весь участок изделия не будет покрашен.

Если для нанесения покрытия выбран валик, потребуется не менее двух слоев краски. Следующий пласт наносится после полного высыхания предыдущего.

Покраска валиком

Этот способ покраски металлических изделий требует больше всего трудозатрат. Обычно кисточкой работают с труднодоступными участками и рельефами. Покрытие наносится с предельной аккуратностью и тщательностью. Для экономии краски надо опускать в нее кисть только на треть. Этот прием также поможет избежать потеков.

Лишнюю краску удаляют постукиванием о внутреннюю стенку банки с краской. Движения кисточкой направляются в одну сторону, первыми мазками наносится покрытие, а последующими производится его равномерное распределение. Количество слоев выбирается в зависимости от назначения данной детали.

Кисти необходимой ширины можно приобрести в специализированных магазинах с учетом того факта, что широкие кисточки используют для более простых конструкций, а узкие – для сложных.

С помощью краскопульта можно производить окраску тремя способами:

  1. Безвоздушным. Под большим напором, превышающим давление в бытовом водопроводе в 100 раз, краска вырывается из сопла краскопульта и мгновенно распыляется, образуя узконаправленный конус или «факел». Практически не теряя скорости, частицы краски буквально «выстреливаются» в окрашиваемую поверхность.
  2. Воздушным. Краска впрыскивается в струю воздуха, образуя воздушную смесь за счет вихревых процессов (турбулентности). Получившаяся взвесь направляется на изделие, создавая ровное покрытие с красивым глянцем. Давление воздуха при таком способе гораздо ниже, но по этой причине, кроме рабочего факела, образуется избыточное количество краски из мельчайших капель, называемое туманом.

Такой способ покраски металлических изделий повышает расход материалов и требует гораздо больших затрат на защиту работников и окружающей среды от вредного воздействия.

Особенностью металлических поверхностей является плохое сцепление с материалом. Поэтому существуют определенные приемы при работе с окрасочным пистолетом:

  • при распылении краски на деталь нельзя допускать перерывов, иначе не удастся нанести слой равномерно;
  • начинать нанесение следует плавными и медленными движениями;
  • первый слой рекомендуется наносить параллельно;
  • последующие пласты допускается наносить в любом направлении.

Все виды покрасочных работ при покраске металлических изделий обязательно должны производиться с соблюдением техники безопасности. Перечислим основные из них:

  • Помещение, в котором будет производиться окраска изделия из металла, необходимо хорошо проветрить.
  • Важно четко выполнять требования безопасности, указанные в инструкции к использованию данной краски.
  • Если краска или растворитель случайно пролились, появившееся пятно надо сразу засыпать песком и аккуратно утилизировать во избежание возгорания.
  • После окончания окраски все использованные емкости нужно выбросить или тщательно помыть. Запрещается использовать их в других целях.
  • При работе с краской обязательно использовать личные средства защиты глаз и кожи.
  • Оставшиеся материалы нужно плотно закрыть и убрать в темное и недоступное для детей и домашних животных место.
  • Запрещается принимать пищу в местах проведения работ по окраске.
  • Нельзя сливать остатки краски в центральную канализацию.

Почему следует обращаться именно к нам

Мы с уважением относимся ко всем клиентам и одинаково скрупулезно выполняем задания любого объема.

Наши производственные мощности позволяют обрабатывать различные материалы:

  • цветные металлы;
  • чугун;
  • нержавеющую сталь.

При выполнении заказа наши специалисты применяют все известные способы механической обработки металла. Современное оборудование последнего поколения дает возможность добиваться максимального соответствия изначальным чертежам.

Для того чтобы приблизить заготовку к предъявленному заказчиком эскизу, наши специалисты используют универсальное оборудование, предназначенное для ювелирной заточки инструмента для особо сложных операций. В наших производственных цехах металл становится пластичным материалом, из которого можно выполнить любую заготовку.

Преимуществом обращения к нашим специалистам является соблюдение ими ГОСТа и всех технологических нормативов. На каждом этапе работы ведется жесткий контроль качества, поэтому мы гарантируем клиентам добросовестно выполненный продукт.

Благодаря опыту наших мастеров на выходе получается образцовое изделие, отвечающее самым взыскательным требованиям. При этом мы отталкиваемся от мощной материальной базы и ориентируемся на инновационные технологические наработки.

Мы работаем с заказчиками со всех регионов России. Если вы хотите сделать заказ на металлообработку, наши менеджеры готовы выслушать все условия. В случае необходимости клиенту предоставляется бесплатная профильная консультация.

Подготовка металла к порошковой покраске

Прежде чем приступить к окрашиванию любой поверхности, необходимо ее предварительно обработать. Именно от того, насколько тщательно будет выполнена обработка – процесс достаточно длительный и трудоемкий – зависит качество итогового покрытия. Подготовка металла к покраске влияет на качество, стойкость, эластичность и долговечность покрытия, оптимальное сцепление краски с поверхностью и повышение антикоррозийных характеристик. О том, что представляет собой подготовка металла к порошковой покраске, расскажем в этой статье.

Влияние подготовки металла к порошковой покраске на конечный результат

Некоторая сложность заключается в том, что заметить, каким образом качество подготовки поверхности влияет на свойства лакокрасочного покрытия, можно спустя определенное время после того, как окраска будет выполнена. А потому зачастую именно потребитель становится жертвой нарушений, допущенных в процессе подготовки поверхности к нанесению краски.

К примеру, если поверхность не была тщательно обезжирена, то лакокрасочное покрытие может на нее плохо ложиться, из-за остатков масла могут возникать кратерообразования. Недостаточное обезжиривание является причиной низкой адгезии покрытия.

Из-за некачественной окончательной промывки или использования для нее жесткой воды возможно возникновение осмотического вспучивания, вероятность которого повышается при эксплуатации изделий, окрашенных порошковыми полиэфирными составами в условиях повышенной влажности.

Влияние подготовки металла к порошковой покраске на конечный результат

Осмотическое вспучивание лакокрасочных покрытий, образование пузырей, нарушение адгезии связано с ручной подготовкой металлов к порошковой покраске, в процессе которой используются водорастворимые обезжиривающие средства, но при этом не выполняется последующая промывка и горячая сушка.

Насколько лакокрасочное покрытие будет долговечным, защищенным от нитевидной и подпленочной коррозии, зависит от таких стадий подготовки металла к порошковой покраске, как фосфатирование, хроматирование и пассивация.

Если поверхность плохо подготовлена к покраске, допущены нарушения при выборе ее способов, то разрушения лакокрасочного покрытия проявятся достаточно быстро, при этом на скорость появления разрушений напрямую влияет жесткость условий эксплуатации.

На выбор технологии подготовки металла к порошковой покраске влияют три основных фактора – условия эксплуатации окрашенных изделий, тип металла и состояние окрашиваемой поверхности. Существует множество схем подготовки различных металлических поверхностей к окрашиванию в зависимости от условий дальнейшего использования изделий, все они определены в ГОСТе 9.402-2004 «ЕСЗКС. Покрытия лакокрасочные. Подготовка металлических поверхностей к окрашиванию».

Именно от условий эксплуатации зависит, каким будет процесс подготовки – полным, включая конверсионную обработку, либо можно будет ограничиться очисткой поверхности.

На выбор вида конверсионной обработки (фосфатирование, хроматирование, пассивация) влияет тип окрашиваемого металла. В зависимости от того, в каком состоянии находится исходная поверхность (есть ли на ней ржавчина, окалина, оксидные слои), применяют травление или механическую очистку.

Помимо этого, необходимо исходить из типа используемых лакокрасочных материалов, размеров окрашиваемого изделия, производственных площадей, имеющегося оборудования, финансовых возможностей.

Качество конверсионных покрытий зависит от способов нанесения и типа используемых лакокрасочных материалов. Особое значение качество обработки поверхности обретает в случае использования электроосаждения или окрашивания порошковыми красками.

От размеров изделия и программы производства зависит, каким способом будут наноситься лакокрасочные составы. Детали и конструкции могут окрашиваться путем:

  • погружения в ванны или распыления в камерах;
  • использования циклического или непрерывного конвейера.

Зачастую отсутствие финансовых возможностей приводит к отказу от оптимальных технологий, что в свою очередь сказывается на качестве окраски.

Способы подготовки металла к порошковой покраске

Наиболее широкое распространение получили механические методы очистки поверхности, которая затем подвергается окрашиванию. Они заключаются в абразивном воздействии на имеющиеся загрязнения металлов. При этом снимается также часть поверхностного слоя, благодаря чему повышаются адгезионные свойства покрытия.

Механическая обработка может заключаться в крацевании при помощи быстро вращающихся проволочных дисковых щеток, в обработке с использованием абразивных дисков, кругов, тканей, бумаги, а также в сухой или влажной струйной обработке абразивными составами.

Способы подготовки металла к порошковой покраске

Лучший результат достигается за счет дробеструйной очистки с использованием воздуха. В связи с тем, что в процессе очистки в качестве абразивного агента выступает кварцевый песок, она также называется пескоструйной. Суть обработки состоит в том, что на обрабатываемую поверхность при помощи сжатого воздуха подается через сопло песок.

Кроме того, подготовка металла к порошковой покраске и очищение его поверхности возможно при помощи центробежной безвоздушной пескоструйной обработки. В этом случае абразивы направляются на обрабатываемую поверхность механически, сжатый воздух при этом не используется. Данный способ является менее энергозатратным. Пескоструйная очистка предполагает разгон мелких частиц за счет большого объема чистого и сухого сжатого воздуха.

Безвоздушный способ позволяет существенно экономить электроэнергию, потребление которой составляет лишь 10 % от затрат, необходимых для очистки воздухоструйным способом. В то же время, применение пескоструйного метода позволяет регулировать сопла, чтобы абразив достигал полостей, которые недоступны при работе центрифужных лопастей. Ознакомиться с критериями и рекомендациями, позволяющими выбрать оптимальные пескоструйные установки, можно в соответствующих изданиях.

  • Применение гидроочистки и предварительной подготовки.

«Систему гидроочистки» (HCS) впервые ввела в эксплуатацию компания Dürr Ecoclean. Данный метод подготовки металла к порошковой покраске предполагает использование ударного воздействия воздушной струи одновременно с очищающей жидкостью, скорость потока при этом достигает 800 км/ч, то есть действует принцип «воздушного ножа».

Данный способ позволяет глубоко очистить поры и гарантирует, что на обрабатываемой поверхности не останется никаких загрязнений. В зависимости от того, какие требования предъявляются к очистке, в процессе может применяться либо очищающая жидкость, либо пар. Для второго характерна электропроводимость меньше 10 μS/cm, что позволяет эффективно удалять отложения с поверхности металлов.

Большая кинетическая энергия приводит к созданию мощного механического воздействия, а высокая температура, варьирующаяся от +100 до +130 °С, приводит к уменьшению числа поверхностных загрязнений (масел). Так как все компоненты очищающей среды непрерывно корректируются, эффект от очистки будет постоянным. По сравнению с классической подготовкой металла к порошковому окрашиванию данный способ обработки на 50 % лучше очищает поверхность от твердых частиц, кроме того, зачастую он более эффективен для удаления масляных загрязнений (в данном случае на эффективность влияет форма обрабатываемых деталей).

Применение гидроочистки и предварительной подготовки металла

  • Применение химической очистки и подготовки поверхности.

Поскольку масляные и жировые загрязнения не могут быть удалены с поверхности подготавливаемых деталей при помощи абразивоструйного способа, то в данном случае подлежит применению химический метод. Использование его обусловлено в том числе и тем, что такого рода загрязнения отрицательно сказываются на самих абразивах (дроби, песке). Для обработки любых типов поверхностей подходит обезжиривание растворителями.

Обезжирить поверхность можно, просто протерев ее растворителем. Кроме того, можно использовать пары галогенизированных углеводородов, таких как трихлорэтилен. При этом следует иметь в виду, что подобная обработка не способна удалить с деталей твердые загрязнения, следовательно, если в дальнейшем не будет проведена дробеструйная очистка, то поверхность должна быть протерта либо обработана путем жидкостно-парового обезжиривания.

В настоящее время трихлорэтилен продолжает широко применяться, несмотря на существенные недостатки, такие как вредное воздействие на здоровье, низкая безопасность и необходимость использования нагревательного оборудования, благодаря которому обеспечивается должный очищающий эффект.

Ввиду безопасности, отсутствия вредного воздействия на здоровье и окружающую среду все большее применение находят очистительные средства на водной основе. К самым распространенным и при этом экономичным относятся эмульсионные очищающие составы, являющиеся растворителями, включенные в водную фазу за счет эмульгаторов. Так как поверхности, которые окрашиваются при помощи порошковых красок, могут быть различными, то очистительные составы разрабатываются в основном для подготовки деталей, выполненных из холоднокатаной, горячекатаной и оцинкованной стали, алюминия.

Антикоррозионная защита выполняется путем грунтования двумя видами порошковых грунтов, которые затем покрываются порошковой краской.

Пассивная антикоррозионная защита заключается в применении эпоксидного антикоррозионного грунта, благодаря которому образуется прочная пленка, обладающая хорошим сопротивлением к различным воздействиям, как химическим, так и механическим.

Ее использование позволяет защитить стальные и алюминиевые изделия, эксплуатация которых предполагается в мягких условиях (покрытие сварных конструкций, используемых в помещениях, диски из алюминиевых сплавов и пр.). Этот тип защиты помогает сгладить мелкие дефекты поверхности, возникающие в том числе после пескоструйной обработки.

Активная антикоррозионная защита предполагает использование эпоксидного цинкосодержащего грунта. Благодаря ей изделия получают высокую степень коррозионной устойчивости, позволяющую эксплуатировать их в жестких условиях. Небольшие проникающие повреждения поверхности могут привести к появлению следов местной коррозии, что никак не скажется на адгезии покрытия рядом распложенных зон. Грунт в данном случае ограничит область распространения коррозии.

Таким способом защищают любые стальные конструкции, которые эксплуатируются на открытом воздухе (речь идет о решетчатых настилах, заборах, ограждениях, лестницах, строительных конструкциях и пр.).

Нюансы подготовки алюминия к порошковой покраске

Подготовка металла к порошковой покраске, включая алюминиевые изделия, предполагает их обезжиривание пароводоструйным способом, термическую очистку или промывку с помощью чистящих средств. При значительном повреждении поверхности ржавчиной, оксидной пленкой и другими налетами необходимо проведение ее ручной, механической или пескоструйной зачистки.

Нюансы подготовки алюминия к порошковой покраске

Достаточно часто до покраски на алюминий наносят конверсионный слой (хроматирование), что позволяет добиться повышения долговечности и лучшего сцепления порошковой краски с поверхностью металла в 2-3 раза.

Если поверхности не требуется существенная механическая очистка от ржавчины, ручная зачистка неровностей и ремонт имеющихся дефектов, то можно обойтись лишь одним этапом подготовки металла к порошковой покраске – хроматированием.

Данный процесс состоит из обезжиривания, осветления алюминия с помощью кислых растворов (удаления оксидной пленки) и самого хроматирования. По окончании каждого из этапов хроматирования изделие необходимо тщательно промывать.

Для обезжиривания детали погружают в специальные ванны, которые наполняются растворителями либо щелочными или кислотными составами. В ряде случаев изделия обрабатываются обезжиривающими растворами, подающимися струей под давлением, что значительно повышает эффективность очистки, поскольку в этом случае поверхность подвергается не только химическому, но и физическому воздействию, а постоянная подача чистящего раствора не дает ему загрязниться.

Вторым после обезжиривания этапом является химическое травление, которое удаляет с поверхности металла оксидную пленку. Последняя значительно усложняет окрашивание алюминия, так как образующийся в результате взаимодействия воздуха и алюминия налет снижает адгезивные свойства поверхности, приводя к быстрой потере лакокрасочным слоем защитных и декоративных свойств. Именно поэтому хроматирование является наилучшим способом подготовки металла к порошковой покраске. Для травления используются наполненные растворами соляной, азотной, фосфорной или серной кислоты ванны, в которые погружают алюминиевые изделия.

Заключительным этапом является непосредственно хроматирование – нанесение на поверхность тонкого слоя фосфата хрома.

Хотя конверсионное покрытие (хроматирование) обладает неоспоримыми преимуществами, используется данный способ далеко не всегда. Зачастую подготовка металла (алюминия) к порошковой покраске заключается в травлении или пескоструйной обработке с использованием силуминовой дроби, позволяющей удалить с алюминия оксидную пленку. После того как оксидный налет снимается, изделия сразу покрывают краской. Несмотря на то, что подобное покрытие нельзя назвать надежным и долговечным, данный способ достаточно широко применяется на практике.

Почему следует обращаться к нам

Преимуществом обращения к нашим специалистам является соблюдение ГОСТа и всех технологических нормативов. На каждом этапе работы ведется жесткий контроль качества, поэтому мы гарантируем клиентам добросовестно выполненный продукт.

Обработка металла перед покраской

Обработка металла перед покраской

Обработка металла перед покраской необходима для нанесения качественного ЛКП и предотвращения дальнейшей коррозии. Если этап подготовки пропустить, то лакокрасочный слой на изделии продержится недолго, что приведет к его преждевременному старению.

Применяется как механическая, так и химическая обработка металлической поверхности перед нанесением слоя краски. Первая заключается в удалении ржавчины, изъянов, вторая – в обезжиривании, грунтовании, фосфатировании. О том, как правильно проводится обработка металла перед покраской, вы узнаете из нашего материала.

Причины коррозии металла под лакокрасочным покрытием

Лакокрасочные покрытия не способны обеспечить металлу полную защиту от влаги, действуя по принципу полупроницаемой мембраны. Эксплуатация в непростых климатических условиях с высокой влажностью, скачками температуры приводит к тому, что под действием осмотического давления влага попадает на само изделие через поры покрытия. В результате на металлической подложке запускаются коррозионные процессы. Ржавчина негативно сказывается на адгезии между конструкцией и лакокрасочным слоем, поэтому со временем последнее начинает отслаиваться.

Использование химических средств для обработки металла перед покраской приводит к формированию конверсионных покрытий. Они улучшают физико-механические и защитные характеристики лакокрасочного слоя, продлевая срок службы окрашенных металлических поверхностей.

Обработка металла перед покраской предполагает обязательную очистку и создание защитного конверсионного покрытия. Покрытия представляют собой неорганические соединения, которые формируются на поверхности металлов под воздействием специальных химических составов. Это могут быть фосфатные, хроматные и оксидные соединения – все зависит от использованного для подготовки средства.

За счет микрокристаллической структуры конверсионные покрытия обладают разветвленной поверхностью, что позволяет им формировать прочные адгезионные связи с лакокрасочным слоем.

Такого рода покрытия стабильны и затормаживают подпленочную коррозию. А при появлении царапин или сколов на лакокрасочном слое не позволяют ржавчине распространяться по всему изделию.

4 этапа обработки металла перед покраской

От добросовестной обработки холоднокатаного и иного металла перед покраской на 50–60 % зависит качество итогового покрытия, а также его срок службы.

Большинство металлических поверхностей нуждается в очистке перед окрашиванием, что наиболее актуально для изделий, прежде уже обрабатывавшихся краской. Подготовка зависит от металла изделия, его общего состояния, назначение покрытия и требований к его свойствам.

Прежде чем наносить грунтовку, необходимо выполнить такие этапы:

Очистить поверхность от грязи и пятен масла

Это обязательный шаг обработки металла перед порошковой или любой другой покраской. Когда на предмете есть лишь загрязнения, такие как смазка, пыль, можно ограничиться обезжириванием с применением растворителей и щелочных водных моющих средств. Возможно использование механической обработки.

4 этапа обработки металла перед покраской

Однако если на металле есть следы коррозии, окалина, старая краска, новое покрытие наносить нельзя. Все загрязнения необходимо убрать химическим способом, то есть травлением, например, может использовать обработка металла ортофосфорной кислотой перед покраской, либо при помощи механических методов.

Процедуру травления проводят после обезжиривания либо параллельно с ним.

Обезжиривание металла

В роли действующего средства здесь выступают растворители. Они одновременно убирают пыль, мусор и удаляют все виды жира, так как последние способны изменить свойства красящего состава. После обезжиривания поверхность оставляют на несколько минут, чтобы она успела просохнуть.

Если на изделии присутствует сильно въевшаяся ржавчина, рекомендуется протереть его десятипроцентным раствором уксусной кислоты. После такой обработки металла от ржавчины перед покраской важно тщательно смыть кислоту водой и просушить предмет.

Грунтование

Грунтовка позволяет решить сразу несколько задач: создать дополнительную защиту, придать поверхности большую ровность и обеспечить хорошее сцепление финишного покрытия и основания.

Для нанесения грунтовки могут использоваться разные инструменты:

  • Валик. С ним просто работать, однако данный способ предполагает значительный расход состава и низкую скорость нанесения в сравнении с краскораспылителем.
  • Кисть. Может использоваться лишь в труднодоступных местах.
  • Краскораспылитель. Обеспечивает низкий расход грунтовки. Так, при работе с данным устройством на квадратный метр поверхности уходит 60 г грунта ГФ-021, а в случае с кистью и валиком этот показатель находится на уровне 100 г/м2. Скорость окрашивания распылителем в 10–20 раз выше, чем другими способами.

Здесь важно равномерно нанести грунтовку на поверхность изделия и дать ему время высохнуть.

Устранение локальных инородных включений

Покрытую грунтовкой поверхность обрабатывают мелкой наждачной бумагой – таким образом удаляются соринки, оказавшиеся на металле вместе с защитным составом. Далее изделие протирают чистой тряпкой, после чего можно переходить к нанесению краски.

Обработку металла перед покраской ручным или механизированным инструментом выбирают в соответствии с тем, из какого именно материала изготовлена конструкция.

Поскольку подготовка поверхности к нанесению ЛКП предполагает несколько этапов, необходимо после каждого из них отслеживать качество проведенных работ. Обычно для этого используют преимущественно визуальный контроль.

Методы механической обработки металла перед покраской

Подобная обработка металла осуществляется при помощи ручного или механизированного инструмента с применением разнообразных абразивных материалов и механических установок.

За счет механической обработки с поверхности снимают окалину, следы коррозии и обугливания, окислы, остатки прежнего покрытия, грубые загрязнения, песок и шлак. Кроме того, данный подход позволяет создать шероховатую поверхность, что положительно сказывается на адгезии красочного слоя.

Прежде чем заниматься механической очисткой, изделия со следами масла очищают уайт-спиритом, растворителем Р-4 либо щелочным водным раствором. Если металл имеет толщину от 6 мм, значительные органические слои загрязнений можно убрать посредством газопламенной очистки кислородно-ацетиленовой горелкой.

Методы механической обработки металла перед покраской

Ручные инструменты, такие как проволочные щетки, шпатели, скребки, идут в ход при небольшом количестве работ. Тогда как с большими объемами справляются механизированным способом, применяя щетки, шарошки, абразивные круги, бесконечную абразивную ленту, игольчатые пистолеты.

Также может использоваться галтовка и виброабразивная обработка – оба способа предполагают использование насыпных абразивов.

Галтовка представляет собой метод обработки металла перед покраской, при котором мелкие детали очищаются во вращающихся барабанах. Существует две разновидности галтовки: сухая, то есть используется лишь абразив, и мокрая. Во втором случае абразив дополняется специальными жидкими составами. В любом случае, с поверхности изделий удаляется окалина, заусенцы, неровности, снижается шероховатость.

Виброабразивная обработка – это механический либо химико-механический процесс, при помощи которого с обрабатываемого изделия снимают мельчайшие частицы металла и его оксиды. Немаловажно, что данный подход способствует сглаживанию небольших дефектов за счет множества микроударов абразивом.

Также сегодня активно используется струйная очистка металла с применением абразивных материалов. Это может быть сухая или водная абразивная очистка, а также водная струйная очистка. Все названные виды обработки металла перед покраской требуют применения специализированного оборудования. Роль абразивов обычно играют металлический песок либо дробь, стеклянные шарики, шлаки.

Очистка струйным абразивным методом подходит только для металла толщиной от 3 мм. Обработка тонкостенных изделий может проводиться лишь при условии, что она не приведет к изменению геометрии предмета. По завершению сухой чистки изделия избавляют от пыли и обезжиривают, если это требуется.

После данной процедуры металл очень активен, поэтому его важно как можно скорее покрыть грунтовкой либо покрасить, чтобы не допустить формирования вторичной коррозии. По той же причине при механической очистке нужно следить, чтобы влажность воздуха не выходила за пределы 85 %, а температура изделия была выше точки росы минимум на 3 °C.

Механические методы обработки металла перед покраской выгодно отличаются от других тем, что подходят для изделий из черных и цветных металлов вне зависимости от их габаритов. Также подготовка конструкции осуществляется без ее перемещения в другие цеха – прямо на рабочем месте.

Среди минусов данного способа стоит назвать высокую цену и большие трудозатраты. Кроме того, он не может использоваться для тонкостенных изделий сложной конфигурации.

За счет механической обработки создается шероховатая поверхность, а значит, обеспечивается лучшая адгезия лакокрасочного покрытия. Однако метод не способен защитить металл от ржавчины. Добиться сразу двух целей можно химическими способами.

Химическая обработка металла перед покраской

Данная технология предполагает работу в несколько этапов и использование водных растворов специальных составов. Количество стадий подбирают в соответствии с типом металла, состоянием поверхности, условиями эксплуатации изделий в будущем.

Химическая обработка металла перед покраской

Чаще всего в процесс химической обработки металла перед покраской входят такие этапы:

  • Обезжиривание, очистка.
  • Удаление следов ржавчины, окислов.
  • Активация.
  • Конверсионная обработка.
  • Финальная обработка или пассивация, промывка обессоленной водой.
  • Просушивание.

После каждого этапа изделия промывают водой, в некоторых случаях даже дважды.

Если планируется использовать конструкцию в тяжелых условиях, то есть на открытом воздухе, выполняют всю описанную подготовку с нанесением защитных конверсионных покрытий. Для изделий, которые будут использоваться в закрытых помещениях при нормальной влажности, достаточно лишь обезжиривания.

Если поверхность конструкции из черного металла прошла только очистку от следов жира, ее защищают пассивацией от вторичной коррозии в процессе сушки. Рекомендуется применять средства на базе трех- либо шестивалентного хрома. Важно подчеркнуть, что здесь нельзя использовать растворы нитрита натрия, три- и моноэтаноламина.

Химическая подготовка черных металлов к покраске

Обработка металла перед покраской с формированием конверсионных покрытий также во многом зависит от типа металла.

Черные металлы, к которым относятся сталь, чугун, фосфатируют. Алюминий, магний и сплавы на их основе – хроматируют. Для цинка и кадмия, оцинкованной стали и цинковых сплавов допускаются оба названных типа обработки.

По составу среди фосфатных покрытий выделяют кристаллические или цинкофосфатные и аморфные, то есть железофосфатные. Первые имеют более высокую стойкость к ржавчине, поэтому их советуют выбирать для обработки металла перед покраской, если конструкция будет эксплуатироваться в сложных климатических условиях.

Именно цинкфосфатирование позволяет подготовить поверхности автомобильных кузовов, сельхозтехники, строительных конструкций. Железофосфатирование необходимо для обработки заготовок металлической мебели, бытовых приборов, светильников, пр.

Химическая подготовка черных металлов к покраске

Весь процесс фосфатирования включает в себя не менее 5-6 этапов, при этом могут использоваться методы погружения и распыления. Если данную обработку совмещают с обезжириванием, удается сократить число стадий до 3-4.

Наиболее современные фосфатирующие составы призваны улучшить потребительские свойства фосфатных покрытий и экологическую составляющую данного вида обработки металла перед покраской. Для этого в состав вводят катионы никеля и марганца, а также сокращают долю цинка.

Химическая подготовка цветных металлов к покраске

Когда цветные металлы обрабатывают вместе со сталью, стараются использовать фосфатирование. Нужно отметить, что далее идет этап пассивирования, который должен присутствовать в обработке любых металлов перед покраской.

Учитывая дальнейшие условия эксплуатации конструкции, иногда можно отказаться от сложной подготовки в пользу одного обезжиривания. Тогда важно помнить про недостаточную стойкость цветных металлов к воздействию щелочных моющих средств. Дело в том, что обработка сильнощелочными водными растворами приводит к травлению и потемнению поверхности. А значит, лучше обезжиривать подобные материалы специализированными моющими составами.

Полная подготовка алюминия с нанесением конверсионного хроматного или бесхроматного покрытия отличается своими тонкостями. Важно избавиться от оксидной пленки на поверхности заготовки травлением в сильнощелочных или в кислых растворах.

Если присутствует незначительная зажиренность изделия, травление допускается совместить с обезжириванием.

Химическая подготовка цветных металлов к покраске

Среди российских производителей распространено мнение, что таким металлам, как алюминий и оцинкованная сталь не требуется полной обработки перед покраской с нанесением конверсионных покрытий. Однако это не так.

Использование предметов из этих металлов при высокой влажности чревато тем, что без хроматирования, пассивации, фосфатирования под ЛКП появится легкая белая коррозия. Она приводит к потере надежного сцепления металла с краской, что может вызывать отслаивание последней.

Рекомендуем статьи

Сейчас самым эффективным методом обработки металла перед покраской считается хроматирование, на производствах применяют желтое и зеленое хроматирование. Но высокая токсичность соединений хрома вносит свои коррективы в возможность повсеместного использования этих процессов.

Передовые западные предприятия переходят на бесхроматную обработку цветных металлов, в основе которой лежит применение средств на основе комплексных фторидных соединений циркония, титана. Либо на производствах формируют защитные покрытия из сложных окислов никеля, кобальта, оксисиланов.

Если требуется подготовка к покраске цинка и оцинкованной стали, хроматирование может быть заменено фосфатированием, что наиболее актуально, когда параллельно ведутся работы с предметами из стали.

Нужно понимать, что выбор технологии обработки металла перед покраской и используемых материалов представляет собой ответственный этап. Поэтому его осуществляют квалифицированные специалисты с учетом особенностей конкретной ситуации.

Покраска металла своими руками


У большинства людей, которые хотят покрасить металл, складывается мнение, что это сделать совершенно просто и легко – опустил кисть в банку с краской, размазал по металлу и ждешь, когда высохнет. На самом деле все не так просто как кажется, ведь сам процесс нанесения эмалей требует не только умений и навыков, но и знаний о составе и видах красок, о поверхности металлической детали, о периодичности нанесения слоев. Давайте в этом разберемся вместе.

Какой краской красить металл

На сегодняшний день имеется очень большой выбор эмалей. Существует также множество видов акриловых красок, в их составе имеются добавки против влияния погодных условий на структуру металла.

Краски, как и любой другой материал, имеют свои отличительные особенности и функции. Они могут быть быстросохнущими, такие краски называют нитроэмаль. Есть краски, которые сохнут долго. В основном лакокрасочные материалы, а в частности, краски по металлу, имеют легковоспламеняющиеся свойства. Но есть и специальные противопожарные эмали, ими защищают металлические конструкции от воздействия сильных температур.

В общем, существует несколько видов металлических поверхностей: из стали, из цветных металлов, из оцинковки. Каждый вид нужно красить специально предназначенной краской.

Покраска черного металла

Например, для деталей из стали обычно применяют масляные или алкидные краски, а если вы красите медную, алюминиевую или бронзовую поверхность, то необходимо предварительно нанести специальную грунтовку или использовать краски содержащие эпоксидные смолы. Также применяют полиуретановые краски.

Покраска оцинкованного металла

Чтобы покрыть оцинкованный кровельный материал, необходимо использовать алкидные краски. Несмотря на то, что оцинкованные поверхности стойкие к коррозии, стоит, все-таки, защищать их красками. Кроме того, это будет выглядеть эстетично.

В покраске металла также используется грунтовка. Она наносится перед тем, как покрыть поверхность краской. Грунтовка является соединительным слоем между самой поверхностью металла и краской. Специальная грунтовка защитит металл от коррозии изнутри в несколько раз лучше, чем просто краска. А после нанесения на нее можно накладывать слои красок любого вида.

Подготовка металла к покраске

Чтобы изделие из металла или деталь прослужили вам долго, необходимо их правильно и качественно подготовить, а затем окрасить. Для начала обрабатываемую металлическую поверхность необходимо очистить от грязи и пыли, затем обезжирить уайт-спиритом или растворителем.

Если поверхность имеет неровности, царапины, сколы, трещины, нужно избавиться от них путем нанесения специальной шпатлевки по металлу.

В заранее приготовленной небольшой емкости сделайте смесь шпатлевки и отвердителя, тщательно перемешайте, используя шпатель, полученную массу нанесите тонким слоем на поверхность металла в местах, где имеются повреждения. После затвердевания (высыхания) шпатлевки, поверхность нужно обработать абразивными приспособлениями до тех пор, пока поверхность не станет идеально ровной и гладкой.

После обработки можете наносить грунтовку. Для этого используется валик, кисть или краскопульт. Также грунтовка продается в аэрозольных баллончиках, можно наносить прямо из них. Если после нанесения грунтовки остались потеки, то необходимо удалить их при помощи наждачной шкурки или брусочка.

После высыхания грунтовки можно красить. Краска наносится теми же методами и приспособлениями, что и грунтовка. Пользуясь краскопультом, внимательно отнеситесь к его настройке, ведь консистенция и состав краски всегда разный, поэтому нужно регулировать все параметры краскопульта. Используя кисть или валик, не стоит набирать много краски, так как на поверхности появятся потеки и сгустки. Наносите тонкими слоями. Время высыхания между слоями у всех красок разное, внимательно читайте инструкцию к составу. Обычно межслойное время высыхания слоев составляет 1-2 часа.

После нанесения краски можно покрыть поверхность слоем лака, для видимого глянца, также это будет дополнительной защитой.

Итак, вы избавились от царапин, обработали металлическую поверхность, нанесли грунтовку, покрыли краской и лаком, но это еще не завершение начатого дела. После того, как вы выполнили все работы связанные с нанесением автоэмали, необходимо отполировать поверхность.

Полировка производится специальными восками с помощью полировочной машинки. Для чего это необходимо? Покрытие окрашенных металлических деталей полировочным воском дает высокую защиту от мелких царапин, придает изделию живой глянцевый вид.

Как правильно красить металл

При выполнении малярных работ с металлическими поверхностями следуйте вышесказанным советам и правилам. Приложите немного усилий и конечный результат вас будет радовать. А металлические детали, которые вы покрыли краской, будут служить вам долго и не доставлять забот.

Подготовка металла к окрашиванию — удаление следов коррозии и засорений

Мы привыкли считать металл самым прочным и крепким материалом, но, увы, даже он имеет слабое место, и имя ему – коррозия. Самый простой способ защититься от нее – это покрыть металл лакокрасочным слоем. А что, если ржавчина уже нанесла удар по металлу? Тогда перед покраской придется уделить внимание должной подготовке металла к окрашиванию и удалению с его поверхности следов коррозии.

Процесс очистки металла от ржавчины

Технология состоит из двух стадий – подготовка и нанесение лакокрасочного материала. Качество проведения данных работ напрямую влияет на последующий эксплуатационный срок. Именно поэтому очистка металла от коррозии и грязи является значимым пунктом для сохранения долговечности металлоконструкции. Рассмотрим наиболее действенные способы снятия ржавчины с металла перед покраской.

Ученые выяснили, что около 10% металлопродукций в день «умирает» от коррозии. С этой цифрой можно поспорить, но если вы посмотрите вокруг, то без труда сможете обнаружить пятна ржавчины на смесителе, заборе, оконной решетке, автомобиле и прочих предметах. Если не предпринять никаких действий, то коррозия быстро разрушит металл. И если ржавый смеситель поменять не проблема, то коррозия на промышленном оборудовании и ответственных конструкциях может привести к непоправимым результатам.

Больше всего от ржавчины страдают поверхности, которые часто контактируют с жидкостью или находятся под воздействием высоких температур. Иногда ржавчина развивается даже под лакокрасочным покрытием в результате его невидимого человеку повреждению, но, как правило, очаги коррозии хорошо видны и представляют собой отдельные точки и пятна бурого цвета. Специфическую окраску дают оксиды железа. Специалисты выделяют такие степени поражения металла ржавчиной:

Пример образования ржавчины на металлических деталях

  • коррозионные пятна ­– для них характерна небольшая глубина, а развитие начинается в ширину;
  • точечная коррозия ­– мелкие точки, проникающие глубоко внутрь. Если не помешать их развитию, в материале проявятся сквозные дыры;
  • сквозная – полное поражение, разрушающее структуру детали;
  • подпленочная – очаг распространения ржавчины находится под слоем краски, которая со временем начинает вспучиваться. Бывает, что такая коррозия вообще никак себя не проявляет, пока металл окончательно не разрушится. Такие повреждения несут наибольшую опасность, ведь это невидимый враг.

Как же защитить металл от коррозии? Просто надо качественно наносить краску, лак или другое защитное покрытие, периодически обновлять его. Многие совершают ошибку, нанося краску поверх очага коррозии и надеясь, что пораженный участок не разрастется. Адгезия краски к рыхлой ржавой поверхности низкая, так что краска в ближайшее время растрескивается и сделает металлическую конструкцию уязвимой. Именно поэтому перед покраской стоит удалить все следы коррозии, а вместе с ними – все типы грызи и старые слои краски. Старое покрытие не может быть качественной основой для нового, потому от него следует незамедлительно избавиться.

Человечество придумало множество способов, чтобы снять следы ржавчины с металлической поверхности. К профессиональным методам относят:

  • механический;
  • химический;
  • термический.

Кроме того, существует ряд домашних методов, базирующихся на химических реакциях и механическом удалении повреждения.

Пескоструйная обработка металла

Механическая чистка

Механический способ считается трудоемким, но дает прекрасные результаты. Очистка происходит ручным или механизированным инструментом. В ход идет наждачная бумага, щетки с проволокой, шлифовальные машинки, а также абразивные составы на основе песка, или песка с водой. В итоге удается добиться шероховатой поверхности, которая отличается высокой адгезией к краске.

Для механической очистки используются следующие средства:

  • проволочные щетки. Это специальные инструменты с довольно жестким основанием. С помощью человеческой силы, под давлением они влияют на стальной продукт, как бы соскабливая с него следы разложения. В основном, к нему прибегают для устранения мелких очагов коррозии, а также для зачистки сварных швов при первичной отделке. Способ не позволяет добиться высокого качества очищения, поскольку щетки вовсе не снимают окалину. К тому же, в процессе образуется большое количество пыли;
  • шлифовальные диски. Это куда более эффективный способ, который позволяет снять весь ржавый налет. Метод подходит при наличии небольших дефектов, используется во время восстановительных работ. Если есть рыхлые слои, то их лучше убрать вручную, и только потом браться за шлифовальные диски. Приличных результатов получится добиться, если использовать высококачественные круги для шлифовки. Правда, этот способ отличается и некоторыми недостатками. Потребуются недешевые расходники и определенные навыки работы с инструментом;
  • в пескоструйной установке проводится обработка поврежденной поверхности песком или другим абразивом, который под большим напором воздуха поступает через трубку наружу, воздействует на поверхность, полностью очищая ее отслоя ржавчины и грязи, даже в самых труднодоступных местах. Преимущество состоит в том, что для пескоструя берутся как речные, так и строительные песчаные микрочастицы (размер и форма частиц в зависимости от технологии и установки могут отличаться), более того – они могут легко использоваться повторно. Правда, при вторичном использовании того же песка эффективность обработки снижается, а количество пыли повышается.
  • гидроабразивное зачищение(водопескоструй) использует похожий принцип, но очистка в данном случае происходит под мощной струей воды и песка. Обработка может происходить при разном давлении. Сверхвысокое давление (более 1700 атм) используется, когда надо полностью удалить все следы сильно въевшейся ржавчины. При высоком давлении (700-1700 атм) хорошо удаляется бОльшая часть ржавчины и краски, могут оставаться незначительные следы, которые при более длительной обработке также уходят. Очистка при давлении 350-700 атм позволяет избавиться от старого слоя краски, загрязнений и части ржавчины, но магнетиты все равно останутся на поверхности. Обработку при давлении до 350 атм используют, в основном, для предварительной очистки поверхности, удалении грязи, шелушащейся краски. Очистка при давлении 6-8 атм позволяет наиболее экономично расходовать абразив, снижает уровень образования пыли, но после очистки может возникнуть вторичная ржавчина. Гидроабразивная очистка считается сложной, подобную установку нелегко соорудить, а работать с ней должны только профессиональные, опытные специалисты.

После механической обработке на поверхность металла наносится преобразователь ржавчины. Когда он высыхает, оценивают результат. Если ржавчина все еще есть, то проводят повторную обработку. Все работы выполняют в средствах индивидуальной защиты: спецодежда, очки, респиратор.

Химическая зачистка

Травление растворами – один из наилучших вариантов, поскольку ржавчина расщепляется под воздействием химически активных веществ. Составы наносятся при помощи кисточек или же путем распыления. Их условно можно поделить на две категории:

  • смываемыевещества работают эффективно, их необходимо смывать водой после реакции, а при воздействии на поверхность воды появятся новые очаги ржавчины. Поэтому после промывания средством элемент необходимо хорошенько просушить и покрыть антикоррозийным слоем;
  • несмываемые, так называемые грунт-преобразователи. Продукт реакции средства и ржавчины сложно назвать полноценным грунтом, однако его не надо смывать водой, а это большой плюс.

Химический способ позволяет снять не только ржавчину, но и загрязнения разного рода. Для этого используются различные смывки и растворители:

  • хорошим средством снятия ржавого налета является 5% водный раствор серной или соляной кислоты. Но к ним в обязательном порядке добавляется ингибитор, способный замедлить реакцию. Важно понимать, что категорически не рекомендуется использовать кислоты без него, поскольку это может повредить не только сталь, но и негативно повлиять на человеческий организм. К соляной кислоте добавляют уротропин, к ортофосфорной – винную кислоту или бутиловый спирт;
  • сильно пораженные поверхности обрабатываются смесью молочной кислоты и вазелинового масла. Под влиянием кислоты ржавчина превращается в лактат железа, который как соль легко растворяется вазелиновым маслом. По окончании работ деталь протирается ветошью.

Очистка ржавчины электрохимическим способом

Еще более эффективной очистки можно добиться при помощи электрохимического способа, но для его реализации потребуется сложное промышленное оборудование и специальные условия.

Термическая обработка

Данный метод предполагает воздействие на ржавые образования экстремальных температур. Для этого используется кислородно-ацетиленовая горелка, которая сильным пламенем устраняет практически всю прокатную окалину, но не всю ржавчину. Именно поэтому сегодня способ используется очень редко.

очистка ржавчины острым паром

Иногда используется очистка острым паром, который подается под давлением 100-120 атм. Вариант не подходит для снятия ржавчины, а вот с загрязнениями справляется отлично, а поверхность металла высыхает намного быстрее, чем при обработке водой, что снижает риск образования вторичной ржавчины.

Как убрать ржавчину в домашних условиях?

Если коррозия еще не вгрызлась в металл, а сама деталь или конструкция не выполняет никаких ответственных задач, то можно попробовать удалить ржавчину подручными средствами. Народная смекалка позволила разработать несколько интересных и действенных средств:

Как оценить степень удаления краски?

Как оценить степень удаления краски?

Специалисты в промышленных условиях пользуются стандартами, позволяющими определить степень очистки металлической поверхности от коррозии. Для России это ГОСТ 9.402, также используется международный стандарт ISO 8501-1. В домашних условиях такая оценка не проводится, но кое-что о ней знать все же нужно.

Считается, что даже самый качественный слой покраски не способен защитить металл от коррозии, если его поверхность плохо подготовлена:

  • степень подготовки St1 – поверхность без подготовки, срок эксплуатации такой детали – всего 5-10% от максимально возможной;
  • при очистке щетками достигается степень подготовки St2, срок эксплуатации повышается до 10-15% от возможного;
  • при очистке другими механическими инструментами (St2-3) срок эксплуатации составит 20-50% от максимума;
  • при химическом травлении – 60-80%;
  • при пескоструйной обработке (St 3) – 100%.

Материалы для покраски

Перед нанесением краски на очищенную поверхность ее лучше прогрунтовать, но многие современные составы позволяют обойтись без грунтовки. Для покраски металла используют такие краски:

Краска для металла

  • эпоксидная, на основе силиконовых смол с отвердителем. Высокая токсичность предполагает исключительно наружное применение;
  • масляная – традиционный состав, перед пользованием которого стальную продукцию предварительно покрывают грунтом. Наличие едкого запаха обязует проведение окрашивания в хорошо вентилируемом помещении;
  • алкидная – обладает хорошей устойчивостью, не требует предварительного грунтования, может наноситься в любых условиях; – современный тип, созданный на основе полимеров. Не отличаются токсичностью, проста в применении, нуждается в тщательной подготовке;
  • резиновая – отлично защищает крыши и наружные элементы, подверженные осадкам.

Это классические лакокрасочные ресурсы, которыей встречаются повсеместно и пользуются популярностью. Однако есть и другие, более специализированные смеси:

Антикоррозионная краска

  • наносимые конкретно по ржавчине грунт-эмали, которые препятствуют ее развитию;
  • антикоррозийные, не позволяющие поступление влаги и кислорода;
  • кузнечные, придающие износостойкости;
  • токсичные нитрокраски.

Все они способны обеспечить дополнительную защиту, а также повысить характеристики и придать надежности. Все эти действия – важная часть подготовки изделий к дальнейшей покраске и увеличения их срока эксплуатации.

Читайте также: