Портрет какой царственной особы впервые отчеканен в россии на металлических монетах

Обновлено: 16.05.2024

История таких монет началась еще в середине XVII столетия в Германии, где была распространена чеканка серебряных талеров и полуталеров, на обеих сторонах которых были размещены портреты монархов и лиц, принадлежащих к их семьям, а также изображения, посвященные каким-либо значимым событиям. Отметим, что это оказалось довольно-таки действенным способом правительства увеличивать спрос на национальные денежные знаки, а также значительно повысить прибыль от их чеканки, которая играла немалую роль среди государственных доходов прошлых столетий.

А что же Россия?

Забегая вперед, скажем о том, что, отстав от Европы всего на несколько лет, в 80-х годах XVII века в России появились первая фамильная монета, на аверсе и реверсе которой были размещены портреты царствующих особ Иоанна и Петра Алексеевичей и их сестры Софии. Первый же памятный денежный знак появился более века спустя, в далеком 1832 году. Он был отчеканен из золота, добытого впервые на северо-востоке Алтая, на Колывано-Воскресенских приисках. Об этом и сегодня красноречиво напоминает надпись на реверсе этой монеты: «ИЗЪ. РОЗС. КОЛЫВ.» (что означало «из россыпей Колывано-Воскресенских»). На аверсе этого денежного знака изображен двуглавый орел с короной, скипетром и державой. Номинал этого золотого полуимпериала был равен пяти рублям.

Напомним, что всего лишь два года спустя, в 1834-м, была отчеканена вторая монета в истории денежного обращения России – памятный серебряный рубль, посвященный открытию в Санкт-Петербурге Александровской колонии, воздвигнутой в честь императора Александра I. Так что ошибочно некоторые историографы российской нумизматики связывали появление памятных и фамильных монет со следующим событием.

. В сентябре 1835 года российский посланник в Мюнхене князь Григорий Иванович Гагарин прислал министру финансов графу Канкрину в обмен на русские серебряные монеты 15 конвенционных талеров, отчеканенных по распоряжению баварского короля Людвига I. Среди них находился один талер, который привлек особое внимание Егора Францевича Канкрина. На аверсе этой монеты был помещен портрет самого короля, а на реверсе, в кружках, – портреты королевы и всех детей этих венценосных особ.

Именно тогда и пришла министру финансов мысль отчеканить подобную монету, поместив на ней изображение императора и всего семейства. А уже 16 сентября графу Канкрину был представлен на утверждение пробный оттиск, сделанный профессиональным медальером Уткиным.

Обратим внимание читателей на тот факт, что вместо немецкой надписи «благословление Неба» (Божие) министр приказал поместить цифровой номинал монеты и год ее чеканки.

В самом начале декабря штемпеля были уже готовы, и шестого числа, в день тезоименитства государя, граф Канкрин преподнес императору 36 отчеканенных монет. Они предназначались для собственного употребления Его Величества, а всего их было изготовлено 46 экземпляров. Хотелось бы обратить внимание наших читателей на иконографию нового денежного знака, на лицевой стороне которого размещен портрет императора Николая I (профиль), под которым обозначена надпись: «P. П. Уткин» (что означает «резал Павел Уткин»), а по сторонам полукругом размещена еще одна строка: «1/2рубля и 10 ZLOT. 1835».

На обороте монеты – изображение восьми человеческих головок в кружках: императрицы Александры Федоровны – в самом центре, а далее по символическому кругу – цесаревича Александра, великой княжны Александры, великих князей Константина и Михаила, великих княжон Марии и Ольги. В нижней части монеты надпись: «Р. Уткин». Отметим тот факт, что государь Николай Павлович остался очень доволен серебряным полуторарублевиком и собственноручно карандашом начертал на докладной записке министра: «Весьма благодарю; сходство есть в старших двух дочерях и в старшем сыне; но жена похожа на покойную матушку».

7 декабря государь заметил графу Канкрину, что портрет императрицы не похож и надо его переделать. Штемпеля приказано было изменить, и уже 2 февраля 1836 года генерал-майор Эллер получил предписание изготовить по высочайшему повелению 100 экземпляров денежных знаков нового типа. Этот серебряный рубль отличался от предыдущего и годом чеканки, и лучшей отделкой портрета императрицы, а также отсутствием на оборотной стороне надписи и кружков вокруг изображения высочайших детей.

Отметим, что по отчеканке первых 50 штук монетный рант выкрошился и пришлось делать новые штемпеля, после чего вторую половину высочайшего заказа Егор Францевич передал лично императору, из которых 20 экземпляров государь вернул на монетный двор для хранения до востребования. Вместе с тем приказано было чеканить эту монету только по высочайшему повелению. Скажем и о том, что новые штемпеля отличались от предыдущих лишь сокращением фамилии медальера на лицевой стороне: «П. У.» вместо «Р. П. Уткин».

Монеты - памятники прошлого

Две из них, например, были отчеканены в 1839 году номиналом полтора рубля и рубль по случаю открытия на Бородинском поле памятника часовни в честь легендарного сражения с французами и 25-летия Парижского мирного договора. Общий тираж монет обоих номиналов составлял 26 тыс. экземпляров, причем денежный знак достоинством полтора рубля был ограничен всего лишь шестью тысячами экземпляров. Медальер этих монет – Генрих Губе. Забегая вперед, скажем, что до сегодняшнего дня полуторарублевая серебряная монета является огромной редкостью на международных нумизматических аукционах. Медальер Генрих Губе – автор «одежды» этих денежных знаков, изобразил на их лицевой стороне профиль Александра I. Символично, что на этой же стороне монеты изображение меча в обрамлении лавра – олицетворяющий знак доблестных побед российского воинства над врагами. Здесь же, чуть ниже, круговая надпись: «АЛЕКСАНДР ПЕРВЫЙ – Б.М. ИМПЕРАТОР РОССИИ». Оборотная сторона иконографически представлена изображением памятника часовни, воздвигнутого на Бородинском поле, и увенчана следующей строкой: «БОРОДИНО 26 АВГУС. 1812 Г., ОТКРЫТ 26 АВГУСТА. 1839 Г.».

Очередная памятная монета медальера Генриха Губе была отчеканена в 1841 году без обозначения на ней номинала и была посвящена бракосочетанию наследника престола, будущего императора Александра II. Соответственно на лицевой стороне монеты был помещен профиль великой княжны Марии Александровны и цесаревича великого князя Александра Николаевича, о чем и информировала следующая надпись «В. К. МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА», «В. К. АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ».

Оборотная сторона этой монеты была представлена боевым щитом с вензельным изображением имен бракосочетающихся августейших особ. Справа от щита помещен Амур с луком в левой руке, слева – Психея со стеблем цветущей лилии в правой руке и дата бракосочетания – «16 АПРЕЛЯ 1841 Г.». Думается, что очень важно уточнить тираж этого денежного знака, который составил всего лишь 100 экземпляров, и уже в те годы стал вожделенным раритетом для страстных нумизматов. Кстати, по мнению некоторых специалистов, вероятна и дочеканка этой монеты.

Большую нумизматическую ценность и в наши дни представляют собой памятные денежные знаки, посвященные открытиям в разные годы памятников трем императорам в Санкт-Петербурге и Москве: Николаю I (1859), Александру II (1898) и Александру III (1912). Забегая вперед, отметим, что у памятного рубля Николаю I – два знаменитых автора иконографии: профессор художеств Александр Павлович Лялин и медальер-резчик Владимир Алексеевич Алексеев.

На лицевой стороне этого денежного знака помещено профильное изображение Николая I (автор А.П. Лялин) и круговая надпись: «НИКОЛАЙ I ИМПЕРАТОР И САМОДЕРЖЕЦ ВСЕРОССИЙС.» Иконография оборотной стороны (автор В.А. Алексеев) – миниатюра самого памятника, открытого в Санкт-Петербурге 25 июня 1859 года, которая представлена красочным постаментом и императором, гарцующим на коне. Круговая надпись этой стороны монеты содержит следующий текст: «ПОВЕЛ. ИМПЕР. АЛЕКСАНДР II ВСЕЯ РОССИИ САМОДЕРЖЦА» и «ИЮНЯ 25 ДНЯ 1859 ГОДА».

Напомним, что памятники императорам Александру II и Александру III были открыты в Москве соответственно в 1898 и 1912 годах. Автором серебряных рублей, отчеканенных в честь этих событий, был старший медальер Санкт-Петербургского монетного двора Авраам Авенирович Грилихес, который традиционно на лицевой стороне монеты поместил профильный портрет Александра II и так же, как и медальер А.П. Лялин, обрамил его круговой надписью следующего содержания: «АЛЕКСАНДР II ИМПЕРАТОР И САМОДЕРЖЕЦ ВСЕРОССИЙСКИЙ. РОДИЛСЯ 17 АПРЕЛЯ 1818 ГОДА. СКОНЧАЛСЯ 1 МАРТА 1881 ГОДА».

Оборотная сторона этого денежного знака представлена изображением самого памятника в окружении открытой галереи и статуи Александра II, стоящего на массивном пьедестале со скипетром в левой руке. Надписи расположены традиционно по кругу, но в данном случае – в две строки, и содержат следующую информацию: «ИМПЕРАТОРОМ АЛЕКСАНДРОМ III ЗАЛОЖЕН В 1893 ГОДУ» и «ИМПЕРАТОРОМ НИКОЛАЕМ II ОТКРЫТ В 1898 ГОДУ». Ниже, во второй строке: «В КРЕМЛЕ МОСКОВСКОМ».

Серебряный рубль в память открытия памятника императору Александру III в Москве на своей лицевой стороне имеет левостороннее профильное изображение императора Александра III, вокруг которого, по краям монеты, расположена следующая надпись: «АЛЕКСАНДР III ИМПЕРАТОР И САМОДЕРЖЕЦ ВСЕРОССИЙСКИЙ». Ниже полукругом слева: «РОДИЛСЯ 26 ФЕВРАЛЯ 1845 ГОДА». Справа: «В БОЗЕ ПОЧИЛ 20 ОКТ. 1894 ГОДА».

На оборотной стороне представлен сам памятник, изображающий фигуру императора, сидящего на троне в порфире и короне, со скипетром и державою в руках. Слева от этой композиции надпись в две строки: «СООРУЖЕН ЛЮБОВЬЮ НАРОДА». Справа – «ИМПЕРАТОРОМ НИКОЛАЕМ II. ОТКРЫТ В 1812 Г.» Внизу, под памятником, обозначен номинал монеты: «РУБЛЬ». Кроме того, по гурту для монет рублевого достоинства строка: «ЧИСТОГО СЕРЕБРА 4 ЗОЛОТНИКА 21 ДОЛЯ (Э.Б.)». Эти последние две буквы обозначают имя и фамилию начальника монетного отделения – Эликума Бабаянца.

Заметим, что эти рубли чеканились по заказу кассы министерства Императорского двора для раздачи нижним чинам, участвовавшим в церемонии открытия памятника. Монеты эти довольно редкие, так как отчеканено их всего около 900 экземпляров.

На лицевой стороне серебряного рубля, который был отчеканен в 1912 году в память столетнего юбилея Отечественной войны 1812 года, – изображение малой государственной печати императора Александра I, под которым крупными буквами помещен номинал этой серебряной монеты: «РУБЛЬ». По краю монеты традиционная информативная круговая надпись: «АЛЕКСАНДР II БОЖЕЮ МИЛОСТЬЮ ИМПЕРАТОР И САМОДЕРЖЕЦ РОССИЙСКИЙ».

Оборотная сторона монеты заполнена текстовой информацией – фрагментом из царского манифеста: «1812 СЛАВНЫЙ ГОД СЕЙМИНУЛ, НО НЕ ПРОЙДУТ СОДЕЯННЫЕ В НЕМ ПОДВИГИ – 1912».

Обратим внимание читателя на то, что лепка лицевой стороны этого рубля и штампа исполнены старшим медальером Двора М.А. Скудневым, а штамп оборотной стороны исполнен с помощью пунсонов, изготовленных резчиками Двора. Рубли эти также предназначались для раздачи нижним чинам, участвовавшим в юбилейном параде. Отчеканено их было 26 тыс. 500 экземпляров.

И еще один серебряный рубль из серии императорских памятных, юбилейных и фамильных денежных знаков, чеканенных в России до 1917 года, – монета, посвященная 300-летию царствования Дома Романовых. На лицевой стороне этого раритетного рубля помещены погрудные изображения государя императора Николая II (на первом плане) и царя Михаила Федоровича Романова. Николай II изображен в форме Стрелкового полка, а Михаил Федорович – в царском одеянии и шапке. Оборотная же сторона представлена изображением государственного герба, в верхней части которого надпись – «РУБЛЬ», а под гербом помечены юбилейные даты «1613–1913». На гурте традиционная надпись: «ЧИСТОГО СЕРЕБРА 4 ЗОЛОТНИКА 21 ДОЛЯ (В.С.)» Последние буквы расшифровываются, как имя и фамилия нового начальника монетного отделения двора – Виктора Петровича Смирнова.

Поясним некоторые детали, связанные с производством этого юбилейного рубля. Его лицевую сторону лепил и резал старший медальер двора А.Ф. Васютинский, но не по оригинальному своему рисунку, а по лепке скульптора Керзина, изготовившего ее для настольной медали к юбилейным Романовским торжествам. Тираж этого юбилейного рубля составил 1 млн 500 тыс. экземпляров. Но штемпелями работы господина Васютинского было отчеканено всего несколько сотен, после чего они пришли в негодность. Работа над новыми штемпелями была поручена другому медальеру – М.А. Скуднову, который скопировал их точь-в-точь со старых. А отличаются они только некоторым усилением рельефа портретов.

Самым последним в этой знаменитой серии, состоящей из 14 тематических монет, в 1914 году был отчеканен серебряный рубль в память 200-летия победы русского флота в сражении возле легендарного мыса Гангут. Это название вместе с профильным изображением Петра I и юбилейной даты и стали иконографией лицевой стороны этого денежного знака. Надо сказать, что не совсем стандартно решил графику оборотной стороны автор штемпеля этой монеты медальер П.Г. Стадницкий. Вместо обычного российского герба была помещена специальная композиция, состоящая из судового штандарта, двуглавого гербового орла, но без скипетра и державы, вместо которых он держал в клюве и лапах миниатюрные географические карты морей – Белого, Каспийского, Азовского и фрагмента Балтийского. Однако судьба этого серебряного юбилейного рубля сложилась не совсем удачно. Из-за начавшейся Первой мировой войны выпуск этой монеты был приостановлен. Только в 1927 году теперь уже советский Ленинградский монетный двор отчеканил на подлинных монетных кружках и подлинными штемпелями, но, к сожалению, теперь уже новодельные юбилейные рубли. А вскоре небольшое количество подлинных монет и массовая партия новоделов были проданы коллекционерам нумизматам за рубежом и внутри страны.

Портрет какой царственной особы впервые отчеканен в России на монетах?

Портрет какой царственной особы впервые отчеканен в России на металлических монетах?

C: Ивана IV (Грозного)

D: Бориса Годунова

Первая монета с портретом Петра I была отчеканена в 1704 году, это был серебряный рубль. Затем по эскизу Г.Гаупта и С.Гуэна с 1707 года по 1725 год чеканились, так называемые, Петровские рубли.

Была монета 1718 года Пётр в латах, затем другой рубль 1720-1721 гг, иной рубль в 1722 году, в 1723 году изображался на рубле Пётр в горностаевой мантии, а в 1724-1725гг выпускали монеты Пётр в античных доспехах.

Я сожалею о том, что не могу выразить своё мнение или своё отношение, ощущения от этих серебряных монет, поскольку посещала музеи в школьные годы, когда обращала внимание на другое, не запомнила монеты, хотя была в залах монет с экспонатами.

Впервые в России на металлических монетах был отчеканен портрет Петра


I

Первые древнерусские поселения возникли в конце VIII — начале IX века, уже тогда на их территории появились монеты, это были иностранные монеты, которые попадали с территории Ближнего Востока, назывались такие монеты дирхемами. Первые собственные монеты появились на руси в конце 10 века, но на них не было портретов царей или других правителей. Первую монету с портретом царственной особы отпечатали в 1682 году, и на монете этой был изображен портрет Петра 1.

А разве не в 1704-м? Портретник Петра Первого. До этого были так называемые "чешуйки" с примитивными изображениями или только надпись.

Насколько мне известно, монет с изображением Ивана Грозного нет. Именно поэтому его облик так трудно реконструировать. На монетах того времени присутствовала лишь надпись - "Царь."

Монета с изображением Бориса Годунова, хранящаяся в коллекции Санкт-Петербургского музея "Эрмитаж".


Сегодня 12 января 2018 года очередной интересный вопрос в викторине Внимание Вопрос, который ежедневно задает нам сайт Много.ру . Пока еще праздники, вопросы все так или иначе связаны с ними и с зимой.Чтобы получить бонусы правильно отвечайте, а для этого смотрите верные ответы на нашем сайте.

Сегодня вопрос о красоте и макияже.

Верный ответ -второй вариант - Консилер.

Король Лир нам известен по трагедии Уильяма Шекспира ( 1564 - 1616 ) " Король лир " ( 1608 ). Весь сюжет этой пьесы построен на истории легендарного британского короля Лира ( Леир: X до н. э. - 849 до н. э.).

По пьесе у короля 3 дочери и он решил разделить королевство между старшей и средней дочерьми, а младшую из за того, что она не стала лукавить и не стала лгать отцу о своей к нему любви, он просто прогнал вместе с заступившимся за неё графом Кентом.

Так что ответ - вариант - 2).Корделия


Изюминкой называют какую-то особинку, которая выделяет из ряда других, поэтому думаю, что для слона изюминкой можно считать хобот, хоть и смешно немного его так называть. И правда, у какого ещё современного животного есть такая заметная особенность во внешности? Когда слышим слово "хобот", сразу же представляем слона. Значит, это и есть его примечательная внешняя особенность.

Вообще-то традиция зажжения огня на мемориале и поддержания была в Римском Форуме. 1 марта его зажигал великий жрец и поддерживали огонь весь год.

Но в современной истории это случилось впервые на могиле Неизвестного солдата в Париже у Триумфальной Арки, в память о погибших в Первую мировую войну.

Затем многие страны продолжили эту традицию и города тоже.

В России в 1967 году, 8 мая, был зажжён вечный огонь на мемориале Неизвестного солдата в Александровском саду у стены Московского Кремля

Для создания большей безопасности в городе в 1721 году установили фонари, скамейки, предполагалось для отдыха тех сотни полицейских, что следили за порядком, были установлены полосатые будки для часового и рядом шлагбаум, который опускали, чтобы не пропустить, например, условно транспорт. Ввели и комендантский час. Это пошло на пользу, снизилось число совершаемых преступлений.

Первая женщина на русской монете

Кому же из прекрасного пола принадлежит пальма первенства в русской нумизматике? Какая из красавиц в русской истории украсила своим челом поверхность монеты?

Из знаковых фигур древней Руси можно было бы назвать княгиню Ольгу, но в то время русская монетная система еще не сформировалась и в обращении были византийские и арабские монеты или их подражания.

В более поздний период в русской истории женщины не играли значительной роли до появления Софьи Палеолог, но и ее портрета мы не найдем на серебряных денгах времен Ивана III. Там, в основном, мы можем встретить изображения всадника и имя великого князя московского Ивана.

Поэтому в патриархальном обществе первое появление женского портрета на монете связано со сложной эпохой междуцарствия, наступившего со смертью второго царя из династии Романовых – Алексея Михайловича.

Случай, когда впервые в русской истории женской имя было помещено на золотую монету, связан с именем дочери Алексея Михайловича, царевны Софьи Алексеевны.


Царевна Софья. Портрет Романовской галереи Русского музея

Был в русской истории такой период, когда державой правили сразу два царя – малолетние Иван Алексеевич и Петр Алексеевич, но фактически во главе России стояла их старшая сестра – царевна Софья Алексеевна.

Царевна Софья – образованная и властная женщина с сильным характером, она стремилась всеми силами упрочить своё положение у руля государства. В 1686 году правительство Софьи добилось крупного успеха во внешней политике: был заключён Вечный мир с Польшей.

По существу, Софья была уже царицей. Царствующие особы величались так: «Великие государи цари и великие князья Иоанн Алексеевич, Пётр Алексеевич, всея Великие и Малые и Белые России самодержцы, и сестра их, великая государыня, благородная царевна и великая княжна София Алексеевна».


Портрет царевны Софьи Алексеевны «в орлех» 1682-1689 гг.

Софья Алексеевна и ее фаворит князь Василий Голицын приняли решение покорить Крымское ханство – оплот Османской Турции на южных рубежах России. Князь Голицын отправился во главе большого, но слабо подготовленного войска, в дальний поход. Решение вопроса безопасности южных пределов страны и выход к Черному морю должны были окончательно утвердить царевну Софью как единовластную правительницу России.

Слабый и болезненный Иван Алексеевич не мог быть конкурентом и помехой в достижении власти, а малолетнего брата Петра Алексеевича Софья практически не опасалась. Ему дозволялось забавляться с потешными войсками в шутейных баталиях и бегать в немецкую слободу – все ж подальше от престола и государственных дел.

Тем временем попытки крымской операции в 1687 и 1689 годах потерпели сокрушительную неудачу. Но Софья, дабы сохранить лицо, приказала все-таки наградить князя Голицына и отличившихся участников этих походов. Возглашая похвалу их храбрости, она стремилась сгладить горечь поражения. В числе наград участникам похода на Крым был и так называемый золотой – монета, которая ныне является нумизматической редкостью.


Золотые монеты в России XVII века выполняли роль наград за ратные подвиги, их не использовали в качестве платежных единиц. Награждаемым вручали золотые монеты разного достоинства, в зависимости от социального положения. Наградой мог служить португал в 10 червонцев или золотая денга. Для низших категорий ратного люда наградами были позолоченные серебряные копейки и денги.


Большинство нумизматов считает, что золотой чеканился между 1682 и 1689 годами. Гурт новой монеты был гладкий. Весила она 1,78 грамма. Диаметр составлял от 16,5 до 18,1 миллиметра. На аверсе золотого были помещены погрудные изображения юных царей Ивана и Петра в парадном облачении. Правда, изображены они были не в коронах, а в шапках великих князей. Наверху, между их головами, изображен двуглавый орел без корон, со скипетром и державой в лапах. Внизу, по сторонам, небольшие буквы С и I, которые, как считают некоторые нумизматы, являются инициалами резчика штемпелей — Ионы Семидела. На реверсе отчеканен поясной портрет самой царевны Софьи. Он слегка повернут влево. В правой руке правительница держит символ самодержавной власти — скипетр. Это на всякий случай напоминало подданным, кто является настоящим правителем страны. На аверсе монеты круговая надпись: + Б М В Г Ц I К I А П А, означавшая «Божией Милостию Великие государи цари и князи Иоанн Алексеевич Петр Алексеевич».

Сохранились сведения о чеканке крупных наградных медальонов царевны Софьи. Эти медальоны сделали золотых дел мастера Оружейной палаты. Стороны медальонов чеканились отдельно, затем были скреплены ушком. Вес каждого медальона составлял 7 угорских, что равнялось примерно 24-25 граммам чистого золота! Вручались такие весомые награды только боярам, и отчеканено их было весьма ограниченное количество. Доподлинно известно о вручении двух таких крупных медальонов.


Массовая раздача золотых как бы подчеркивала тот факт, что в период с 1682-го по 1689 год настоящим правителем России была царевна Софья Алексеевна.

Софья Алексеевна использовала монеты с портретами царей Петра, Ивана и себя в царском облачении и для награждения участников заключения Нерчинского мира с Китаем. Жалованные золотые монеты с ее изображением были отправлены в Забайкалье.

Но награждаемые уже не смогли носить монеты с ее изображением: в том же 1689 году Софья Алексеевна была заключена в монастырь после подавления Петром I очередного стрелецкого бунта.


Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре. И.Е.Репин, 1879.

Следующий раз женский портрет появится в русской нумизматике в 1726 году, после смерти императора Петра I. На серебряном рубле будет выбит профиль супруги Петра Алексеевича – бывшей портомои (прачки) из города Мариенбурга (ныне Алуксне, Латвия) Марты Скавронской, представленной в круговой легенде как Екатерина I, императрица и самодержица Всероссийская.


Как может быть переменчива женская судьба в истории России! Из цариц – в монастырь и из прачек – в императрицы! Галантный XVIII век предоставит нам целую галерею императриц на серебре и золоте. Но это уже совсем другая история…

Портрет какой царственной особы впервые отчеканен в россии на металлических монетах

Традиция чеканить правителей на монетах достаточно древняя. Еще в конце VI века до нашей эры персидский царь Дарий Великий наладил выпуск золотых дариков: на них он был изображен в виде лучника, преклонившего колени. А спустя двести лет греческий полководец Александр Македонский стал изготавливать монеты со своим портретом в профиль.

Первые собственные монеты на Руси начал чеканить Владимир Святославич. По образу и подобию византийского золотого солида и серебряного милиарисия появились отечественные златники и сребреники.

Первые собственные монеты на Руси начал чеканить Владимир Святославич. По образу и подобию византийского золотого солида и серебряного милиарисия появились отечественные златники и сребреники.


Неизвестный художник. Портрет Владимира Святославича. «Царский титулярник». XVII век. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург / Златник. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Как и на иностранных монетах, на аверсе (лицевой стороне) был изображен сам великий князь с прижатой к груди левой рукой, над которой виднелся трезубец — родовой знак Рюриковичей. В правой руке правитель держал крест, а его голову венчала шапка с подвесками. По кругу шла надпись «Владимир на столе» (то есть «на престоле») либо же «Владимир, а се его злато» и «Владимир, а се его сребро». На реверсе (оборотной стороне) был изображен лик Спасителя в царском венце с Евангелием в одной руке и поднятой в благословляющем жесте ладонью другой руки, а также поясняющая надпись: «Иисус Христос».

В XII–XIV веках наступил «безмонетный» период. Из-за княжеских междоусобиц привоз валюты из других стран — главного материала для чеканки — нарушился. В расчетах обходились тем, что использовали еще в догосударственный период: беличьими и куньими шкурками, стеклянными бусинами и металлическими браслетами, раковинами каури и даже скотом.

Состоятельные семьи сбережения хранили в гривнах: сначала так называли металлические шейные обручи, а позже — серебряные слитки. Их изготавливали в форме вытянутой палочки (новгородская гривна), шестиугольного блока (киевская) или расплющенной по краям полоски (черниговская). В Великом Новгороде c середины XIII века гривну-палочку стали «рубить» на части — «полтины» и «четверти» с высеченной гербовой печатью. Оттого и саму денежную единицу стали называть рублем.


1. Киевская (южная) гривна. X–XII века. Музеи Московского Кремля, Москва
2. Новгородская гривна с насечками. XIII век. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
3. Черниговские гривны. XIII–XIV века. Музеи Московского Кремля, Москва

От Жилы к Чудину. Дай Ондрею рубль. Если же не дашь, то сколько сраму ни заставит Ондрей меня принять из-за этого рубля, он весь твой.

Возобновил чеканку монет на Руси князь Дмитрий Донской. В 1380-е годы он выпустил первую партию серебряной денги по образцу ордынских дангов — от названия этих монет и пошло собирательное слово «деньги». На лицевой стороне денги изображали либо поясной портрет человека с топором и саблей, либо петуха и лису, а по кругу чеканили надпись: «Печать великого князя Дмитрия». На обороте арабской вязью писали титул и имя действующего хана Золотой Орды.

При последователях Дмитрия Донского на реверсе монет начали чеканить имя великого князя, а сюжеты изображений стали более разнообразными. Например, при Василии I на монетах появился всадник с соколом в руке. При Василии II Темном — правитель на троне, фантастические растения, крылатые грифоны и русалки, а на обороте — библейский Самсон, раздирающий пасть льва. Особым образом украшали и «удельные» монеты. Так, в Великом Новгороде на них изображали до сих пор не разгаданный сюжет об одетом властителе и нагом просителе, а в Рязанском княжестве — «мордки», символ то ли шкурки-мордочки куницы, то ли бараньих рогов.

Неизвестный художник. Портрет Дмитрия Донского. «Царский титулярник». XVII век / Именные деньги князя Дмитрия Донского. 1382–1389

Неизвестный художник. Портрет Василия II Темного. «Царский титулярник». XVII век / Монета Василия II Темного. XV век

Ввод новгородцами в 1420 году в торговый оборот серебряных денег. Лицевой Летописный свод Ивана Грозного. 1568–1576

После «собирания русских земель» Иваном III чеканка «удельных» монет почти прекратилась. А первая денежная реформа Елены Глинской, матери Ивана Грозного, в 1535 году унифицировала финансы Русского государства. Самой крупной из новых денег стала выпускаемая на Новгородском и Псковском печатном дворе копейка — монета с изображением всадника с копьем, который напоминал Георгия Победоносца. Вдвое легче была сабляница — с воином и саблей — от Московского печатного двора.

При Федоре Иоанновиче в 1596 году выпустили первые монеты с местом и годом изготовления. А после второй денежной реформы, в 1654 году, на реверсе серебряного рубля впервые появилось изображение государственного герба — двуглавого орла — и название номинала — «рубль». Всадник в величественном облачении со скипетром в правой руке, отчеканенный на аверсе, больше не был абстрактной фигурой, а символизировал царя Алексея Михайловича.

После третьей денежной реформы Петра I, в 1704 году, на аверсе монет крупных номиналов стали изображать детально прорисованные лица императоров в левый профиль, а на реверсе — государственный герб. Так, на золотых червонцах и серебряных рублях выбивали Петра I в профиль, как римского императора с лавровым венком и тогой. На серебряных полтинах 1741 года сохранился прижизненный портрет Ивана VI, имя и образ которого спустя год правления пытались вывести из всех официальных документов.

Прервал эту традицию в 1796 году Павел I. С него начался 90-летний «беспортретный» период русской нумизматики. Говорят, правителю не понравился собственный портрет работы Карла Леберехта на пробной монете. Поэтому на аверс поместили крест из четырех букв «П», а на реверс — фразу из Библии «Не нам, не нам, а имени твоему», девиз ордена тамплиеров.

Однако на особые монеты, например юбилейные и памятные, монарших особ помещали и в этот период. Например, на константиновском рубле 1825 года красовался портрет Константина Павловича, который официально отказался от престола. Императоров изобразили и на «семейном рубле» Николая I, и на «свадебном рубле» Александра II.

История русских золотых монет

Деньги из желтого драгоценного металла на Руси появились больше тысячи лет назад. Первые монеты «собственного производства», отчеканенные из золота, появились у нас в 10-11 веке, во время князя Владимира, известного нам, как «Красно Солнышко». На всех монетах этого периода заметно влияние византийского искусства. На лицевой стороне изображался обычно великий князь с трезубцем (таким был «коронный» символ киевских князей), на оборотной стороне красовалось изображение Христа Спасителя с Евангелием в руке.

moneti-rossii-1

Злотник князя Владимира.

В те времена был период расцвета Киевской Руси, и понятно, чтобы поднять престиж среди народа и сопредельных государств, чеканились золотые монеты. Но затем наступил тяжелый период — татарское нашествие, междоусобицы, смута. Все это закономерно привело к тому, что казна даже самых богатых князей опустела. Соответственно, до конца XV века золотая монета на Руси не чеканилась.

Изготовление собственной монеты путем перечеканки (преимущественно из венгерской) началось при московских великих князьях Михаиле Федоровиче, Иване III Васильевиче. Что интересно, чаще всего эти монеты были не в ходу, а выдавались как награда за воинские заслуги.

money-gold-01

Михаил Федорович. Жалованный золотой в три четверти угорского.

Традиция чеканки золотых копеек и червонцев продолжилась при царях. На монетах Ивана IV Васильевича Грозного двуглавый орел помещался на обеих сторонах монеты. Сын Ивана IV, Федор Иванович, на одной стороне монет помещал надпись со своим титулом, на другой - двуглавого орла или всадника.

money-gold-02

Федор Алексеевич ( 1676-1682 гг.). Наградной золотой в два угорских. Новодел.

Схожие типы монет чеканили Лжедмитрий, Василий Шуйский, Михаил Федорович Романов. Алексей Михайлович чеканил двойной червонец со своим поясным изображением.

Дореформенные монеты Петра I, Ивана и Софьи были как с изображениями соправителей, так и просто с двуглавыми орлами на обеих сторонах.

money-gold-03

Иван, Петр, Софья. Наградной золотой в один угорский за Крымский поход 1687 г.

При Петре I все изменилось. Золотые монеты вошли в обиход, так как начали чеканиться в промышленных масштабах. Так, чеканились они по строгому образцу, и номинал их при Петре I был непривычным. С 1701 года первый российский император повелел чеканить 1 дукат и 2 дуката.

Дело в том , что первоначально большое количество этих монет делали перечеканом из западных золотых дукатов. Вес 1 дуката колебался, но , как правило, составлял 6-7 граммов. Отличием их от современных денег было то, что на монете не был указан ее номинал. Но русские люди нашли более привычное наименование таким «дукатам» и стали называть один дукат червонцем , а два дуката – двойным червонцем.

money-gold-04

С 1718 года Петр I выпускал 2 золотых рубля. Его жена Екатерина I во времена своего правления также выпускала только двухрублевик из золота. Кстати, тираж был ограничен и достигал около 9 тысяч экземпляров. Поэтому сегодня за двухрублевую монету Екатерины I Алексеевны можно выручить от 90 до 900 тысяч рублей.

money-gold-e1

Два рубля золотом. Екатерина Алексеевна.

Во время правления Петра II золотые монеты чеканились без номинала, но по привычке назывались червонцами. То же самое было при Анне Иоанновне. За денежку с портретом этой самодержицы сегодня можно выручить от 35 тысяч до 2 миллионов рублей (в зависимости от года и изображения на монете).

money-gold-a

Червонец Анны Иоанновны. 1730 г.

В краткое царствование младенца Иоанна IV золотых монет не чеканили: просто, наверное, не успели за несколько месяцев.

Далее, когда ко власти пришла Елизавета Петровна, изготовление золотых денег наконец-то оживилось. Кроме стандартного червонца с портретом императрицы, выпускался двойной червонец. Также были полтина, 1 рубль, 2 рубля. Потом, в 1755 году, к этим монетам добавились империал (10 рублей) и полуимпериал (5 рублей). На новых монетах вместо двуглавого орла на реверсе находится крест из четырех узорных щитов, соединенных пятым. На первых четырех - гербы и символы городов Российской Империи, а в центральном щите - двуглавый орел со скипетром и державой. Империалы чаще всего использовали для внешнеторговых операций.

zolotoi-imperial

Империал Елизаветы Петровны. 1756 г.

Петр III среди этого изобилия оставил лишь привычные червонцы, а также империал и полуимпериал. После истории со свержением мужа Екатерина II повелела перечеканить все монеты с портретом Петра III в монеты того же номинала, но со своим именем и портретом. Поэтому монеты времен Петра III очень редки и весьма высоко ценятся. Есть данные, что на аукционах они уходят за суммы, начинающихся от нескольких десятков тысяч долларов.

zolotoi-imperial-p3

Павел I, сын Екатерины II, положил начало новой традиции. Деньги теперь чеканились без портрета императора. Он оставил империал, полуимпериал и золотой червонец. Выглядели они непривычно.

chervonets pavla

Червонец Павла. 1797 г.

При Александре I традиция продолжилась. Среди «золотых» остались лишь империал (10 рублей) и полуимпериал (5 рублей). После победы над Наполеоном в 1813 году Польша вошла в состав России. В связи с этим с 1816 года Александр I начинает чеканку монет (для Польши) на Варшавском монетном дворе. Из золота были 50 и 25 злотых.

50-zlotyh

50 злотых с портретом Александра I. 1818 г.

Николай I оставил империалы, но прославился тем, что начал чеканить монеты. из платины! Это были первые в мире монеты из платины, выпущенные для повседневного обращения. Выпускались они номиналом 3, 6 и 12 рублей. Тогда, кстати, платина дорогой не считалась и стоила в 2,5 раза дешевле золота. Ее только-только открыли в 1819 году, добыча ее обходилась очень дешево. В связи с этим, правительство, опасаясь массовых подделок, платиновые монеты из обращения изъяло. И больше денег из платины в России никогда не чеканили. А весь лом монет — 32 тонны — продали в Англию. И эта страна долгое время была монополистом по данному металлу. Сегодня на аукционах платиновые монеты Николая I можно продать за 3-5 миллионов рублей.

nikolai1-6rub-platina

Платиновые 6 рублей Николая I. 1831 г.

Вернемся к золоту. Преемник Николая I – Александр II, самый демократичный царь и освободитель крестьянства, чеканил только полуимпериала и еще ввел 3 рубля золотом. В стране были реформы, особенных денег на чеканку золотых не было предусмотрено. Видимо, поэтому номиналы снизились.

money-gold-a2

3 рубля золотом. Александр II. 1877 г.

Александр III оставил монеты того же номинала, но вернул империал — 10 рублей. И повелел чеканить на нем свой портрет. Так традиция портретных червонцев возобновилась. Меняются технические характеристики золотой монеты - она становятся толще, но меньшего диаметра. Монеты из золота Александра III продаются на аукционах за суммы 7-20 тысяч долларов.

zolotoi-imperial-а3

Империал Александра III. 1894 г.

Далее у нас остаются лишь золотые времен печально известного последнего царя Николая II. Монеты по 5 и 10 рублей все еще несут скупщикам старины старушки, неведомо где их доселе сохранившие. А поисковики мечтают увидеть в только что выкопанной ямке золотой блеск именно этого царского профиля.

money-gold-07

Золотой червонец Николая II.

Вес золотой монеты номиналом 10 рублей до Николая 2 составлял 12,9 грамма. После николаевской денежной реформы вес золотой монеты номиналом 10 рублей был уменьшен в полтора раза и составлял 8,6 грамма. Поэтому золотые монеты стали доступнее и тираж их увеличился.

В новом облегченном «николаевском» весе были отчеканены золотые 15 рублей и 7 рублей 50 копеек. При этом стоимость их невелика, как и стоимость «николаевских» червонцев — около 20 тысяч рублей. Зато встречаются они почаще, чем все остальные монеты, вместе взятые, и шанс отыскать их на копе тоже повыше.

money-gold-n2

Есть еще «подарочные» монеты времен Николая II. Эти монеты были отчеканены для личного подарочного фонда Николая 2. Даты их чеканок позволяют предположить, что 25 рублей 1896 года чеканили специально к коронации, а 25 рублей 1908 года — к 40-летнему юбилею Николая 2. Цена таких золотых монет достигает 120-150 тысяч долларов.

Вслед за донативными (подарочными) монетами можно выделить совсем необычную, не имеющую аналогов, золотую монету номиналом 37 рублей 50 копеек – 100 франков 1902 года. Согласно некоторым предположениям, таким образом, Николай 2 хотел ознаменовать франко-русский союз, однако другая часть нумизматов более склонна считать, что 37 рублей 50 копеек – 100 франков предназначались для использования в системе казино. По цене такой «золотой» сегодня на аукционах можно найти за 40-120 тысяч долларов.

money-gold-n2-37

История последнего золотого царского червонца заслуживает отдельного рассказа.

Читайте также: