Порядок закупки драгоценных металлов

Обновлено: 04.10.2024

от 19 декабря 2014 года N 155н

(с изменениями на 29 июня 2021 года)

Документ с изменениями, внесенными:

В соответствии с подпунктом 5.2.22 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст.3258; N 49, ст.4908; 2005, N 23, ст.2270; N 52, ст.5755; 2006, N 32, ст.3569; N 47, ст.4900; 2007, N 23, ст.2801; N 45, ст.5491; 2008, N 5, ст.411; N 46, ст.5337; 2009, N 3, ст.378; N 6, ст.738; N 8, ст.973; N 11, ст.1312; N 26, ст.3212; N 31, ст.3954; 2010, N 5, ст.531; N 9, ст.967; N 11, ст.1224; N 26, ст.3350; N 38, ст.4844; 2011, N 1, ст.238; N 3, ст.544; N 4, ст.609; N 10, ст.1415; N 12, ст.1639; N 14, ст.1935; N 36, ст.5148; N 43, ст.6076; N 46, ст.6522; 2012, N 20, ст.2562; N 25, ст.3373; N 44, ст.6027; N 49, ст.6881; N 52, ст.7516; 2013, N 5, ст.411; N 20, ст.2488; N 36, ст.4578; N 45, ст.5822; 2014, N 8, ст.814; N 12, ст.1296; N 15, ст.1755; N 26, ст.3561; N 36, ст.4869; N 40, ст.5426; N 46, ст.6355; N 49, ст.6955), пунктами 21 и 32 Положения о Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2003 года N 127 "Об утверждении Положения о Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 9, ст.866; 2014, N 46, ст.6355)

2. Признать утратившими силу приказы Министерства финансов Российской Федерации:

УТВЕРЖДЕН
приказом
Министерства финансов
Российской Федерации
от 19 декабря 2014 года N 155н

Порядок определения цен на драгоценные металлы, драгоценные камни и изделия из них, приобретаемые в установленном порядке и поступающие в Госфонд России по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, а также отпускаемые из него

(с изменениями на 13 июля 2020 года)

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок устанавливает правила определения цен на драгоценные металлы, драгоценные камни и изделия из них при их приобретении у субъектов рынка драгоценных металлов и драгоценных камней и поступлении в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации (далее - Госфонд России) кладов драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий из них и лома таких изделий, бесхозяйных драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий из них и лома таких изделий по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, отпуске из него, а также при использовании в целях экспонирования или научного изучения.

2. Цены на драгоценные металлы, драгоценные камни и изделия из них определяются федеральным казенным учреждением "Государственное учреждение по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней (Гохран России) при Министерстве финансов Российской Федерации" в соответствии с настоящим Порядком. К ценам на драгоценные металлы, драгоценные камни и изделия из них при их приобретении в Госфонд России и отпуске из него Гохран России вправе устанавливать надбавки или скидки с учетом конъюнктурных колебаний цен мирового рынка.

3. Цены на драгоценные металлы, драгоценные камни и изделия из них определяются без налога на добавленную стоимость.

II. Определение цен на драгоценные металлы

4. Цены на аффинированное золото в стандартных и мерных слитках и гранулах определяются за грамм химически чистого драгоценного металла.

5. Цены на аффинированные серебро в стандартных и мерных слитках и гранулах, платину и палладий в стандартных слитках и порошках, родий, иридий, рутений и осмий в порошках определяются за грамм лигатурной массы драгоценных металлов.

6. Цены на аффинированные драгоценные металлы (далее - цены на драгоценные металлы) при приобретении и поступлении в Госфонд России по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, отпуске из него определяются в российских рублях:

- на аффинированные золото, серебро, платину и палладий - путем деления значения цены в долларах США за тройскую унцию, зафиксированного на Лондонском рынке драгоценных металлов в ходе стандартных процедур установления цен рынка до 15:00 часов по московскому времени в день, предшествующий дню определения цены, на значение тройской унции равной 31,1034807 грамма, и умножения на официальный курс доллара США к российскому рублю, установленный Банком России и действующий на день определения цены;

- на аффинированные родий, иридий и рутений - путем деления котировки цены в долларах США за тройскую унцию, публикуемой компанией Johnson Matthey PLC в день, предшествующий дню определения цены, на значение тройской унции равной 31,1034807 грамма, и умножения на официальный курс доллара США к российскому рублю, установленный Банком России и действующий на день определения цены;

- на аффинированный осмий - путем деления цены, равной 400 долларам США за тройскую унцию, на значение тройской унции равной 31,1034807 грамма и умножения на официальный курс доллара США к российскому рублю, установленный Банком России и действующий на день определения цены.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2021 года приказом Минфина России от 13 июля 2020 года N 141н. - См. предыдущую редакцию)

7. Цены на драгоценные металлы, определенные в соответствии с настоящим Порядком, фиксируются в протоколе определения цен, который утверждается руководителем Гохрана России или лицом, им уполномоченным.

8. Определение цен на изделия из драгоценных металлов (в прокате, ленте, проволоке, сплавах и других видах), изготовленных в соответствии с нормативно-техническими документами, лом и отходы драгоценных металлов осуществляется путем умножения цены на драгоценный металл на количество массовых долей химически чистого драгоценного металла на одну тысячу массовых долей сплава драгоценного металла (далее - проба) и на массу изделия.

9. Определение цен на самородки драгоценных металлов осуществляется путем умножения цены основного содержащегося в них драгоценного металла на массу самородка и коэффициент качества, установленный нормативно-техническими документами.

Справочно: Стандарт организации СТО 45866412-12-2014 "Самородки драгоценных металлов. Классификация. Методы контроля, маркировка, упаковка и хранение".

10. Цены на драгоценные металлы в соответствии с настоящим Порядком определяются:

- на дату заключения договора об отпуске из Госфонда России драгоценных металлов или договора купли-продажи в Госфонд России драгоценных металлов (дополнительного соглашения к соответствующему договору), определяющих количество и цены на драгоценные металлы;

- на дату составления акта приема-передачи ценностей, обращенных в собственность государства, и/или акта приема посылок с ценностями в Гохран России при поступлении драгоценных металлов в Госфонд России по иным основаниям.

III. Определение цен на драгоценные камни

11. Цены на необработанные драгоценные камни определяются путем умножения цен в долларах США за карат (грамм), установленных на необработанные драгоценные камни соответствующих классификационных признаков, и утвержденных прейскурантами цен на драгоценные камни (далее - прейскуранты цен), на массу драгоценных камней.

12. Цены на обработанные драгоценные камни определяются путем умножения цен в долларах США за карат, установленных на обработанные драгоценные камни соответствующих классификационных признаков, и утвержденных прейскурантами цен, на массу драгоценных камней и коэффициенты, учитывающие формы, виды огранки и их модификации, параметры и группы качества огранки, предусмотренные прейскурантами цен.

13. Определение цен на драгоценные камни, не предусмотренные прейскурантами цен, осуществляется экспертной комиссией Гохрана России:

на бриллианты форм, видов и параметров огранки, не предусмотренных прейскурантом цен, за исключением бриллиантов массой 6,00 карат и более, - путем умножения цен в долларах США за карат, установленных прейскурантом цен на бриллианты соответствующих классификационных признаков, определенных в соответствии с нормативно-техническими документами, устанавливающими классификационные признаки бриллиантов, на массу бриллиантов и коэффициенты, определенные экспертной комиссией Гохрана России с учетом цен на аналогичные бриллианты на мировом рынке;

Справочно: информация RAPAPORT DIAMOND REPORT (прайс-лист Рапапорт на бриллианты).

(Сноска дополнительно включена со 2 февраля 2018 года приказом Минфина России от 19 октября 2017 года N 154н)

Абзацы второй - пятый предыдущей редакции со 2 февраля 2018 года считаются соответственно абзацами третьим - шестым настоящей редакции - приказ Минфина России от 19 октября 2017 года N 154н.

на бриллианты массой 6,00 карат и более, в том числе форм, видов и параметров огранки, не предусмотренных прейскурантом цен, - путем умножения цен в долларах США за карат, установленных прейскурантом цен на бриллианты соответствующих классификационных признаков подгруппы массой 5,75-5,99 карата, на массу бриллиантов и коэффициенты, определенные экспертной комиссией Гохрана России с учетом цен на аналогичные бриллианты на мировом рынке;

на бриллианты упрощенной огранки с количеством граней 33 и менее и бриллианты огранки "Роза" - путем умножения цен в долларах США за карат, установленных прейскурантом цен на бриллианты соответствующих классификационных признаков, на массу бриллиантов и коэффициенты, определенные экспертной комиссией Гохрана России с учетом вида и группы качества огранки;

на обработанные рубины, сапфиры, изумруды, александриты массой 5,00 карат и более - путем умножения цен в долларах США за карат, установленных прейскурантами цен на рубины, сапфиры, изумруды, александриты соответствующих классификационных признаков подгруппы массой 4,00-4,99 карата, на массу драгоценных камней и коэффициенты, определенные экспертной комиссией Гохрана России с учетом цен на аналогичные драгоценные камни на мировом рынке;

на "звездчатые" сапфиры и рубины, алмазный инструмент, специальные изделия из алмазов, иные драгоценные камни и природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде - с учетом цен на аналогичные драгоценные камни и изделия из них на мировом рынке.

14. Определение цен на алмазы частично обработанные осуществляется путем умножения цен в долларах США за карат, установленных прейскурантом цен на алмазы природные необработанные, на массу алмазов частично обработанных. Определение цен на алмазы с высокой степенью обработки осуществляется путем умножения цен в долларах США за карат, установленных прейскурантом цен на алмазы природные необработанные, на массу алмазов с высокой степенью обработки и коэффициент учета эффективности обработки алмазного сырья в бриллианты согласно приложению N 1 к настоящему Порядку.

15. Определение цен на коллекции типовых образцов драгоценных камней осуществляется путем сложения цен на драгоценные камни, определенные в соответствии с настоящим Порядком, и затрат изготовителя (поставщика) по подбору и комплектации коллекций типовых образцов драгоценных камней.

16. Цены на драгоценные камни, определенные в соответствии с настоящим Порядком в долларах США, пересчитываются в российские рубли по официальному курсу доллара США к российскому рублю, установленному Банком России:

- на дату заключения договора об отпуске из Госфонда России драгоценных камней или договора купли-продажи в Госфонд России драгоценных камней (дополнительного соглашения к соответствующему договору), определяющих количество, ассортиментный состав и стоимость драгоценных камней;

- на дату составления акта приема-передачи ценностей, обращенных в собственность государства, и/или акта приема посылок с ценностями в Гохран России при поступлении драгоценных камней в Госфонд России по иным основаниям.

IV. Определение цен на ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, а также предметы нумизматики, фалеристики и медальерного искусства

(Наименование главы в редакции, введенной в действие со 2 февраля 2018 года приказом Минфина России от 19 октября 2017 года N 154н. - См. предыдущую редакцию)

17. Определение цен на ювелирные и другие изделия (далее - ювелирные изделия) из драгоценных металлов осуществляется путем умножения цены на драгоценный металл на пробу и массу ювелирного изделия.

(Пункт в редакции, введенной в действие со 2 февраля 2018 года приказом Минфина России от 19 октября 2017 года N 154н. - См. предыдущую редакцию)

18. Определение цен на ювелирные изделия, изготовленные из драгоценных металлов, со вставками из драгоценных камней и других материалов природного или искусственного происхождения (далее - вставка) осуществляется путем сложения цен вставок и цены драгоценного металла в ювелирном изделии, определенной путем умножения цены на драгоценный металл на пробу и массу драгоценного металла в ювелирном изделии.

(Абзац в редакции, введенной в действие со 2 февраля 2018 года приказом Минфина России от 19 октября 2017 года N 154н. - См. предыдущую редакцию)

Определение цен на ювелирные изделия, изготовленные из материалов природного или искусственного происхождения, со вставками из драгоценных камней осуществляется путем сложения цен на материалы природного или искусственного происхождения и цен вставок из драгоценных камней.

(Абзац дополнительно включен со 2 февраля 2018 года приказом Минфина России от 19 октября 2017 года N 154н)

19. Определение цен на предметы нумизматики, фалеристики и медальерного искусства из драгоценных металлов, а также в сочетании со вставками осуществляется путем сложения цен вставок и цены драгоценного металла, определенной путем умножения цены на драгоценный металл на пробу и массу драгоценного металла в указанных предметах.

20. Цена вставки в ювелирных изделиях, предметах нумизматики, фалеристики и медальерного искусства определяется:

Порядок закупки драгоценных металлов

9. Прием, выдача и хранение драгоценных металлов

(введен Указанием ЦБ РФ от 30.12.1997 N 121-У)

9.1. Кредитные организации совершают операции с драгоценными металлами на основании договоров, заключенных с клиентами.

9.2. Операции с драгоценными металлами по приему (выдаче) в хранилище ценностей осуществляются должностными лицами, ответственными за сохранность ценностей, или специально выделенными кассовыми работниками в присутствии вышеуказанных лиц.

9.3. Прием (выдача) драгоценных металлов от организаций осуществляется по спецификациям, в которых указываются: номер, лигатурная масса и проба каждого слитка, их общее количество и общая лигатурная масса (для золота - также химически чистая масса каждого слитка и общая химически чистая масса), а также прилагаемым к слиткам паспортам (сертификатам) завода - изготовителя или их копиям, в которых указаны химические характеристики металла.

(в ред. Указания ЦБ РФ от 23.04.2001 N 960-У)

(см. текст в предыдущей редакции)

При купле - продаже драгоценных металлов физическим лицам к слиткам прилагаются только паспорта (сертификаты) завода - изготовителя или их копии.

(абзац введен Указанием ЦБ РФ от 23.04.2001 N 960-У)

9.4. Слитки драгоценных металлов, принимаемые кредитной организацией, подлежат в обязательном порядке визуальному осмотру, взвешиванию в соответствии с Инструкцией Банка России "О порядке определения массы драгоценных металлов и драгоценных камней и исчисления их стоимости в Банке России и кредитных организациях" от 30 ноября 2000 г. N 94-И, а при необходимости также иному контролю с использованием метрологического оборудования. При этом проверяется соответствие маркировки каждого слитка данным, указанным в спецификации.

9.5. Выдача драгоценных металлов представителю организации осуществляется по предъявлении им доверенности на получение ценностей и документа, удостоверяющего личность. По желанию представителя организации производится взвешивание драгоценных металлов на весах кредитной организации.

Выдача (прием) драгоценных металлов физическому лицу производится по предъявлении им документа, удостоверяющего личность, с обязательным взвешиванием в его присутствии на весах кредитной организации покупаемых (продаваемых) им драгоценных металлов. Объектом сделок купли - продажи физическим лицам являются соответствующие стандартам Российской Федерации мерные слитки из золота, серебра и платины.

(п. 9.5 в ред. Указания ЦБ РФ от 23.04.2001 N 960-У)

9.6. Прием (выдача) драгоценных металлов оформляется актом приема - передачи в трех экземплярах.

В акте приема - передачи, оформляемом при приеме (выдаче) драгоценных металлов от организации, указываются: N договора купли - продажи, на основании которого производится прием - выдача драгоценных металлов, наименование металла (золото, серебро, платина), вид (стандартные и мерные слитки), лигатурная масса (для золота также химически чистая масса), проба, дата, наименования кредитной организации и организации.

При покупке (продаже) драгоценных металлов у кредитной организации физическим лицом в акте приема - передачи проставляются: наименование металла, номер слитка, лигатурная масса, проба, цена слитка, общее количество слитков, общая сумма, уплаченная физическим лицом либо подлежащая выдаче ему, наименование кредитной организации и фамилия, имя, отчество физического лица.

Акт подписывается клиентом и должностными лицами, ответственными за сохранность ценностей, и специально выделенными кассовыми работниками в случае осуществления ими операций по приему - передаче драгоценных металлов. В акт также заносятся данные доверенности на получение ценностей и документа, удостоверяющего личность получателя. При покупке - продаже драгоценных металлов физическому лицу в акте указываются только данные документа, удостоверяющего личность.

Должностные лица, ответственные за сохранность ценностей, расписываются в приходном (расходном) кассовом ордере.

Первые экземпляры акта приема - передачи и кассового ордера направляются в кассовые документы, второй экземпляр акта выдается клиенту, третий экземпляр акта и второй экземпляр кассового ордера передаются в бухгалтерию кредитной организации.

(п. 9.6 в ред. Указания ЦБ РФ от 23.04.2001 N 960-У)

9.7. На основании приходных и расходных кассовых ордеров, а также сопроводительной документации, прилагаемой к драгоценным металлам, заведующим кассой производятся записи в книге учета драгоценных металлов, в которой указываются: N договора купли - продажи драгоценных металлов, N счета, по которому произведена оплата, лигатурная масса (для золота - также химически чистая масса), балансовая оценка.

Для учета драгоценных металлов может использоваться книга учета денежной наличности и других ценностей. В этом случае в кредитной организации ведутся карточки учета ценностей, в которых проставляются вышеперечисленные реквизиты. Карточки учета подписываются заведующим кассой и хранятся в кладовой.

9.8. В хранилище ценностей драгоценные металлы хранятся отдельно от других ценностей.

Для упаковки драгоценных металлов используются инкассаторские сумки, мешки, ящики, контейнеры и т.д. Упаковка с драгоценными металлами опечатывается (опломбировывается) должностными лицами, ответственными за сохранность ценностей (специально выделенными кассовыми работниками). К упаковке прикрепляется ярлык или наносится маркировка, в которых указываются: наименование кредитной организации, дата формирования, вид металла, лигатурная масса (для золота - также химически чистая масса), проставляются именные штампы и подписи должностных лиц, ответственных за сохранность ценностей (специально выделенных кассовых работников).

9.9. Проверки правильности совершения операций с драгоценными металлами и их хранения производятся в кредитных организациях одновременно с ревизиями денежной наличности и других ценностей операционной кассы. При этом сверка соответствия фактического наличия драгоценных металлов в хранилище ценностей записям в книге учета осуществляется по надписям на ярлыках к упаковке с драгоценными металлами с контрольным взвешиванием в размере, определяемом руководителем кредитной организации.

Вскрытие каждой упаковки и взвешивание драгоценных металлов производятся при инвентаризациях, проводимых в порядке, предусмотренном Инструкцией Министерства финансов Российской Федерации "О порядке получения, расходования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней на предприятиях, в учреждениях и организациях" от 4 августа 1992 г. N 67.

Инструкция Минфина РФ от 04.08.1992 N 67 утратила силу в связи с изданием Приказа Минфина РФ от 29.08.2001 N 68н, которым была утверждена новая Инструкция.

9.10. Для учета операций с драгоценными металлами на балансе кредитной организации открываются счета N 20302 "Золото", N 20303 "Другие драгоценные металлы (кроме золота)".

ЗАКУПКА ДРАГМЕТАЛОЛОВ И ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ

Особенности закупки драгоценных металлов и драгоценных камней 44-ФЗ и 223-ФЗ

В данной статье речь автор анализирует целесообразность участия в поставках драгоценных (драгметаллов) и драгоценных камней.

Касательно закупки драгоценных металлов тендерным способом, следует отметить что данная процедура в чистом виде осуществляется в только виде закупки у единственного поставщика, так что мы на ней останавливаться не будем.

Что же касается комбинированных процедур, например, закупки драгметаллов и цветных (и черных) металлов, то их гораздо больше – за последние семь лет проведено порядка сотни. Это конкурсы, запросы котировок, проводимые в соответствии с законом 223-ФЗ, аукционы, проводимые в соответствии с законом 223-ФЗ. Так что интересующиеся этой темой могут рассчитывать в среднем на участие в 1 тендере в месяц.

Снижения демонстрируют весьма своеобразную картину. При НМЦК до ста тысяч рублей) они достигают 84-88%. При НМЦК порядка шестисот тысяч рублей не достигают и 20%. Кстати, автор не наблюдал за последние годы публикации процедур, проводимых в соответствии с законом 44-ФЗ, с НМЦК свыше шестисот тысяч рублей.

Иное дело, процедуры проводимые в соответствии с 223-ФЗ. Здесь НМЦК порядка 12 и даже 20 миллионов не редкость. Что касается снижений, то они составляют в среднем:

На конкурсах: в среднем 28%

На запросах котировок колеблются в широких пределах от 2% до 60%

На аукционах (обнаружены в ЕАИС только три аукциона, организованные АО «РЖД») вообще наблюдается более 1 участника, так что снижения нет.

Закупка ювелирных изделий относительно редкая гостья в ЕАИС за 7 лет порядка 70 процедур. В среднем 0,85 процедур/месяц. Вид процедуры: неконкурентная – закупка у единственного поставщика. Рассматривать её далее представляется нецелесообразным.

Закупка услуг по утилизации всевозможного оборудования: компьютерного, медицинского, радиоэлектронного может осуществляться как способом аукционов, конкурсов, запросов предложений так и способом запросов котировок.

Всего обнаружено за последние 7 семь лет порядка 50 тендеров, объектом закупки которых является утилизация оборудования с извлечением драгоценных металлов, то есть в среднем 0,5 тендера в год, что очень мало.

Что касается снижений, то, например, на аукционах, проводимых в соответствии с законом 44-ФЗ они колеблются в широком диапазоне от 12-18% до 84-88%. Встречаются и аукционы, несостоявшиеся ввиду подачи единственной заявки (в основном в Сибирских регионах).

Процедуры по закупке какого-либо одного драгоценного металла или драгоценных камней одного вида публикуются в ЕАИС очень часто.

Тендеры на поставку серебра, в том числе в виде гранул, слитков, ювелирных изделий публикуются заказчиками очень часто. За последние 5 лет в ЕАИС было опубликовано порядка 1000 тендеров, что составляет почти 17 тендеров/месяц. Фактически они публикуются через день.

Снижения отмечены следующие (на процедурах, проводимых по 223-ФЗ):

- на запросах котировок – в диапазоне: 1-20%

- конкурсы не отличаются посещаемостью. Часто подается одна заявка, либо не подается заявок вовсе.

Тендеры на поставку золота, в том числе в виде слитков, изредка ювелирных изделий публикуются заказчиками почти также часто.

Тендеры на поставку платины, в том числе в виде слитков, изредка ювелирных изделий публикуются заказчиками достаточно часто. За последние 5 лет в ЕАИС было опубликовано порядка 300 тендеров, что составляет почти 6-7 тендеров/месяц. Фактически они публикуются два раза в неделю.

В подавляющем большинстве случаев такие тендеры проводятся в соответствии с законом 223-ФЗ. Отдельные аукционы, проводимые в соответствии с 44-ФЗ демонстрируют снижение 0,5%, либо подается единственная заявка. Такая же явление наблюдается на конкурсах и запросах предложений, проводимых в соответствии с законом 223-ФЗ.

Что касается поставки драгоценных камней (алмазов, бриллиантов, рубинов, сапфиров), то в ЕАИС процедур с таким объектом закупки публикуется немало. Посещаемостью особой они не отличаются. Котировки, например, проводимые в соответствии с законом 223-ФЗ часто признаются несостоявшимися, ввиду отсутствия заявок.

Поставка корунда и (абразивных) изделий из него в данной статье не рассматривается, поскольку корунд не является драгоценным камнем.

Для интересующихся темой поставки драгоценных камней и драгметаллов, напомним, что деятельность, связанная, в том числе с оптовой и розничной торговлей драгоценными камнями и драгметаллами является лицензируемой, отсюда и малая посещаемость участниками тендеров на их поставку. Они просто не могут участвовать из-за отсутствия лицензии. Выдается же она сроком на пять лет. Кроме того, в соответствии с законом «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» от 26.03.1998 № 41-ФЗ в последней его редакции, осуществлять торговлю ими могут только юридические лица. Таким образом доступ Индивидуальным Предпринимателям к тендерам, объектом закупки которых являются драгоценные камни или драгоценные металлы, закрыт. Да и юридическим лицам получить лицензию не так-то просто. В частности, поставщик должен встать на учет в Пробирной Палате, иметь в наличии оборудование для диагностики драгоценных камней, наличие условий, обеспечивающих сохранность изделий такого рода, наличие в штате юридического лица хотя бы одного специалиста, имеющего соответствующую профессиональную подготовку.

Для извлечения же драгоценных металлов из утилизируемого оборудования требуется другая лицензия:

на сбор, транспортировку и размещение отходов. А уж Индивидуальным Предпринимателям потребуется открыть еще одну фирму (ООО или ЗАО) – то есть, получить возможность участвовать в торгах от имени юридического лица. Заодно они смогут участвовать и в торгах, проводимых на площадке АСТ «ГОЗ», в соответствии с законом 275-ФЗ, куда тоже нет доступа ИП.

Аспекты участия в торгах для нужд оборонаказа выходят за рамки данной статьи и далее не рассматриваются.

Сказанное выше объясняет причину малой посещаемости тендеров на поставку драгоценных камней и драгоценных металлов: много возни с получением той или иной лицензии потребуется для участия в тендерах с соответствующими объектами закупок.

Но они забывают о том, что там, где лицензии не требуются, участников бывает намного больше, а, следовательно, и снижения зачастую превышают разумные пределы. В прочем, судя по снижениям, наблюдающимся в сфере утилизации оборудования лицензия на обработку отходов у участников имеется, поскольку заказчик не отклоняет их заявки по вторым частям, что позволяет им рвать аукционы до достижения астрономических снижений.

Но аукционы с большой НМЦК выполнить не так-то легко. Поэтому-то и остаются они малопосещаемыми.

В итоге, можно порекомендовать всем юридическим лицам, интересующимся тендерами на поставку драгметаллов, участие в комбинированных процедурах, объектами закупки которых является поставка и драгметаллов, и цветных металлов, и черных металлов, а также на поставку серебра, золота и платины, как отдельных металлов, проводимых в соответствии с законом 223-ФЗ.

от 26 февраля 2021 года N 270

О некоторых вопросах контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации

(с изменениями на 1 июня 2022 года)

(редакция, действующая с 1 сентября 2022 года)

Правила действуют в течение 6 лет со дня вступления в силу настоящего постановления.

Министерство финансов Российской Федерации обеспечивает мониторинг применения Правил и представляет не позднее 6 месяцев до истечения срока их действия в Правительство Российской Федерации предложения о продлении срока действия Правил.

1_1. Ввод в эксплуатацию государственной интегрированной информационной системы в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота (далее - ГИИС ДМДК) осуществляется Министерством финансов Российской Федерации по подсистемам (компонентам, модулям) ГИИС ДМДК. Перечень подсистем (компонентов, модулей) ГИИС ДМДК и требования к ним определяются в технической документации, касающейся разработки и функционирования ГИИС ДМДК.

1_2. Для ввода в эксплуатацию ГИИС ДМДК (подсистем (компонентов, модулей) ГИИС ДМДК) Министерство финансов Российской Федерации формирует межведомственную комиссию по приемке результатов выполненных работ по созданию и развитию ГИИС ДМДК (далее - комиссия). В комиссию в обязательном порядке включаются представители Федеральной пробирной палаты, Федеральной налоговой службы, федерального казенного учреждения "Государственное учреждение по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней (Гохран России) при Министерстве финансов Российской Федерации". Комиссию возглавляет председатель, являющийся заместителем Министра финансов Российской Федерации. К работе комиссии по мере необходимости могут привлекаться заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, акционерное общество "Гознак", а также юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями (в том числе субъекты добычи драгоценных камней) и состоящие на специальном учете.

2. Информацию в ГИИС ДМДК представляют следующие субъекты:

а) федеральные органы исполнительной власти:

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации;

Федеральное агентство по недропользованию;

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации;

Министерство внутренних дел Российской Федерации;

Федеральная служба по финансовому мониторингу;

Федеральная пробирная палата; Федеральная налоговая служба;

Федеральная таможенная служба;

б) федеральное казенное учреждение "Государственное учреждение по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней (Гохран России) при Министерстве финансов Российской Федерации";

в) акционерное общество "Гознак";

г) юридические лица (помимо указанного в подпункте "в" настоящего пункта) и индивидуальные предприниматели, осуществляющие операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями (в том числе субъекты добычи драгоценных камней) и состоящие на специальном учете;

д) Центральный банк Российской Федерации;

е) кредитные организации.

3. Информация, представляемая в ГИИС ДМДК субъектами, указанными в подпунктах "а" и "б" пункта 2 настоящего постановления, должна отвечать следующим требованиям:

4. Перечень сведений (информации), представляемых в ГИИС ДМДК, перечень сведений (информации), получаемых из ГИИС ДМДК (в том числе сведения (информация), доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации), а также порядок и сроки подключения к ГИИС ДМДК оформляются соглашением между субъектом, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 2 настоящего постановления, Министерством финансов Российской Федерации и организацией, выполняющей функции оператора ГИИС ДМДК.

5. Установить, что с 1 марта 2021 г. на территории Российской Федерации осуществляется добровольная:

регистрация в ГИИС ДМДК подлежащих постановке на специальный учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, поставленных на специальный учет до 12 апреля 2020 г. в государственных инспекциях пробирного надзора федерального казенного учреждения "Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации";

перерегистрация в ГИИС ДМДК подлежащих постановке на специальный учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, поставленных на специальный учет с 13 апреля 2020 г. в территориальных органах Федеральной пробирной палаты;

6. Установить, что с 1 апреля 2021 г. на территории Российской Федерации осуществляется добровольное:

внесение в ГИИС ДМДК сведений (информации) о ювелирных и других изделиях из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней отечественного производства, а также о ювелирных и других изделиях из драгоценных металлов, ввезенных в Российскую Федерацию из государств, не входящих в Евразийский экономический союз, и перемещенных на территорию Российской Федерации из государств - членов Евразийского экономического союза, представляемых на опробование, анализ и клеймение государственным пробирным клеймом;

внесение в ГИИС ДМДК сведений (информации) о получении заклейменных ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней от Федеральной пробирной палаты;

нанесение двухмерного штрихового кода непосредственно на ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней с внесением информации о них в ГИИС ДМДК;

внесение в ГИИС ДМДК сведений (информации) о реализации (отгрузке) аффинированных драгоценных металлов в виде стандартных и мерных слитков организациями, имеющими право осуществлять аффинаж драгоценных металлов;

нанесение двухмерного штрихового кода и уникального идентификационного номера организациями, имеющими право осуществлять аффинаж драгоценных металлов, на документ о качестве (паспорт, сертификат), сопровождающий стандартный слиток, сертификат изготовителя, сопровождающий мерный слиток аффинированных драгоценных металлов, оформленные в соответствии с законодательством Российской Федерации;

внесение в ГИИС ДМДК сведений (информации) о находящихся в обороте ювелирных и других изделиях из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней (за исключением ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, принятых на комиссию от граждан (физических лиц), реализуемых ломбардами невостребованных ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, на которые обращено взыскание, драгоценных металлов и драгоценных камней, находящихся в Центральном банке Российской Федерации и кредитных организациях).

7. Установить, что с 1 августа 2021 г. на территории Российской Федерации:

организации, имеющие право осуществлять аффинаж драгоценных металлов, вносят добровольно в ГИИС ДМДК сведения (информацию) о поступлении сырья, содержащего драгоценные металлы, а также об отгрузке (реализации) аффинированных драгоценных металлов во всех видах, продукции, произведенной из аффинированных драгоценных металлов, отходов и полупродуктов, содержащих драгоценные металлы;

юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство и (или) ремонт ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, добровольно вносят в ГИИС ДМДК сведения (информацию) о поступлении драгоценных металлов и драгоценных камней, используемых для их изготовления, а также об отгрузке (реализации) готовой продукции;

вводится добровольное нанесение двухмерного штрихового кода непосредственно на ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, принятые на комиссию от граждан (физических лиц), не являющихся индивидуальными предпринимателями, и невостребованные ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, на которые ломбардами обращено взыскание, а также уникального идентификационного номера на их ярлыки с внесением в ГИИС ДМДК сведений об указанных изделиях.

8. Установить, что с 1 сентября 2021 г. на территории Российской Федерации:

операции по специальному учету (постановка, снятие, внесение изменений) производятся исключительно в ГИИС ДМДК;

операции по регистрации именников производятся исключительно в ГИИС ДМДК;

организации, имеющие право осуществлять аффинаж драгоценных металлов, вносят в ГИИС ДМДК сведения (информацию) о поступлении сырья, содержащего драгоценные металлы, а также об отгрузке (реализации) аффинированных драгоценных металлов во всех видах, продукции, произведенной из аффинированных драгоценных металлов, отходов и полупродуктов, содержащих драгоценные металлы;

субъекты добычи драгоценных камней добровольно вносят в ГИИС ДМДК сведения (информацию) о результатах сортировки, первичной классификации и первичной оценки драгоценных камней и об обороте драгоценных камней;

федеральное казенное учреждение "Государственное учреждение по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней (Гохран России) при Министерстве финансов Российской Федерации" и государственные фонды драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации добровольно вносят в ГИИС ДМДК сведения (информацию) об отпуске реализованных на внутреннем рынке драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации и государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации;

юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие скупку ювелирных и других изделий из драгоценных металлов, драгоценных камней и лома таких изделий, добровольно вносят в ГИИС ДМДК сведения (информацию) о поступлении и реализации указанных ценностей;

юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие обработку (переработку) лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, добровольно вносят в ГИИС ДМДК сведения о поступлении сырья, содержащего драгоценные металлы, и реализации (отгрузке) продуктов переработки;

юридические лица и индивидуальные предприниматели, состоящие на специальном учете и осуществляющие производство продукции и изделий технического назначения, оборудования, инструментов, содержащих драгоценные металлы, добровольно вносят в ГИИС ДМДК сведения (информацию) о поступлении сырья и реализации (отгрузке) готовой продукции;

юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие обработку (огранку) драгоценных камней, добровольно вносят в ГИИС ДМДК сведения (информацию) о поступлении необработанных драгоценных камней и реализации (отгрузке) продукции;

юридические лица и индивидуальные предприниматели, состоящие на специальном учете и осуществляющие производство алмазного инструмента, алмазных паст и порошков, добровольно вносят в ГИИС ДМДК сведения (информацию) о поступлении необработанных природных алмазов и реализации (отгрузке) готовой продукции.

9. Установить, что с 1 ноября 2021 г. на территории Российской Федерации:

юридические лица и индивидуальные предприниматели, состоящие на специальном учете и использующие драгоценные металлы и драгоценные камни в производственных, научных и социально-культурных целях, за исключением организаций, осуществляющих хранение, изучение и экспонирование музейных предметов, содержащих драгоценные металлы и (или) драгоценные камни, и музейных коллекций, состоящих из таких предметов, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, а также организаций, осуществляющих операции с ценностями Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации и государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации, добровольно вносят в ГИИС ДМДК сведения (информацию) о получении драгоценных металлов и драгоценных камней и их расходовании;

юридические лица, осуществляющие добычу и попутное извлечение драгоценных металлов, а также производство драгоценных металлов, добровольно вносят в ГИИС ДМДК сведения (информацию) о количестве добытых (произведенных) драгоценных металлов, о количестве драгоценных металлов, отгруженных в продуктах переработки.

10. Юридические лица (за исключением Центрального банка Российской Федерации и кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели до 15 января 2022 г. вносят в ГИИС ДМДК сведения (информацию) об остатках драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных и других изделий по данным бухгалтерского учета на 1 января 2022 г.

Юридические лица (за исключением организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов, Центрального банка Российской Федерации и кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, до 1 сентября 2022 г. вносят в ГИИС ДМДК уточненные сведения (информацию) об остатках драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных и других изделий по данным инвентаризации, проведенной по состоянию на 1 января 2022 г., в том числе с учетом реализации драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных и других изделий в период с 1 января по 31 августа 2022 г.

Организации, имеющие право осуществлять аффинаж драгоценных металлов, до 1 сентября 2022 г. вносят в ГИИС ДМДК уточненные сведения (информацию) об остатках драгоценных металлов, драгоценных камней, по данным инвентаризации, проведенной по состоянию на 1 января 2022 г., в том числе с учетом реализации драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных и других изделий в период с 1 января по 31 августа 2022 г.

С 1 сентября 2022 г. кредитные организации добровольно вносят в ГИИС ДМДК сведения (информацию) об остатках драгоценных металлов.

Кредитные организации до 1 марта 2023 г. вносят в ГИИС ДМДК сведения (информацию) об остатках драгоценных металлов по состоянию на 28 февраля 2023 г.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ

от 20 сентября 2021 года N 63

О применении организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими скупку, куплю-продажу драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, отдельных норм законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

В соответствии с положениями статьи 5 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) к субъектам указанного закона, на которых в полной мере распространяются все требования законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ), относятся, в том числе, организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения (далее - организации).

Кроме того, права и обязанности, возложенные Федеральным законом N 115-ФЗ на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в полном объеме распространяются на индивидуальных предпринимателей, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий (далее - индивидуальные предприниматели).

Если организация осуществляет куплю-продажу драгоценных металлов, их химических соединений, драгоценных камней в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе готовых инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения, то она не признается организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, и на нее, соответственно, не распространяются требования Федерального закона N 115-ФЗ.

Вместе с тем, если организация осуществляет куплю-продажу драгоценных металлов, которые используются для изготовления приборов и оборудования в целях их последующей продажи (реализации), то она признается организацией, осуществляющей операции с денежными средствами и иным имуществом.

Таким образом, на вышеперечисленные организации, в том числе на организации, осуществляющие обработку отходов и лома драгоценных металлов, распространяются требования Федерального закона N 115-ФЗ по организации и осуществлению внутреннего контроля, назначению должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, предоставлению информации в Росфинмониторинг и т.д.

2. Должна ли организация (индивидуальный предприниматель), осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, встать на учет в Росфинмониторинг?

Исчерпывающий перечень субъектов Федерального закона N 115-ФЗ, подлежащих постановке на учет в Росфинмониторинге, определен Положением о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2014 N 58, в который организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий не включены.

Кроме того, в соответствии с Положением о Федеральной пробирной палате, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 20.03.2020 N 307, специальный учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, а также государственный контроль (надзор) за исполнением ими законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ осуществляет Федеральная пробирная палата.

Учитывая изложенное, такие организации и индивидуальные предприниматели постановке на учет в Росфинмониторинге не подлежат.

3. Необходимо ли организации (индивидуальному предпринимателю), осуществляющим скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, регистрировать Личный кабинет на сайте Росфинмониторинга?

Личный кабинет - информационный ресурс, который размещается на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет), обеспечивает электронное взаимодействие его пользователей с уполномоченным органом и ведение которого осуществляется в порядке, установленном уполномоченным органом. Уполномоченным органом также устанавливается порядок доступа к личному кабинету и его использования.

Личный кабинет используется в целях:

- получения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму,

- получения решений межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма,

- реализации иных прав и обязанностей.

Учитывая изложенное, наличие личного кабинета для субъекта Федерального закона N 115-ФЗ является обязательным.

4. О каких операциях, подлежащих обязательному контролю, обязаны информировать организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий?

В соответствии с подпунктом 8 пункта 4 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ организации (индивидуальные предприниматели) обязаны представлять информацию в отношении следующих операций, подлежащих обязательному контролю:

2) скупка, купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, если сумма, на которую совершается операция (сделка), равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей (абзац шестой подпункта 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ);

3) предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа, если сумма, на которую совершается операция, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей (абзац десятый подпункта 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ);

4) операция по получению некоммерческой организацией денежных средств и (или) иного имущества от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, а равно по расходованию денежных средств и (или) иного имущества указанной организацией подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 100000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 100000 рублей, или превышает ее (пункт 1.2 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ).

С 1 октября 2021 года вступает в силу обновленная редакция данной нормы:

В этой связи организациям и индивидуальным предпринимателям необходимо не позднее 30 дней с даты вступления в силу обновленных положений пункта 1.2 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ привести в соответствие свои правила внутреннего контроля, а также скорректировать работу по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю в соответствии с указанной нормой;

5) операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица, независимо от суммы, на которую она совершается (пункт 2 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ);

6) операция с денежными средствами или иным имуществом в случае, если хотя бы одна из сторон является организацией или физическим лицом, включенными в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, либо юридическим лицом, прямо или косвенно находящимся в собственности или под контролем таких организации или физического лица, либо физическим лицом или юридическим лицом, действующими от имени или по указанию таких организации или физического лица, независимо от суммы, на которую она совершается (пункт 1 статьи 7.5 Федерального закона N 115-ФЗ).

5. Какая операция подлежит обязательному контролю в соответствии с абзацем шестым подпункта 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ: с денежными средствами или с имуществом?

Режим обязательного контроля, предусмотренный абзацем шестым подпункта 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ, в равной мере распространяется на операции как с денежными средствами, так и с имуществом.

С учетом положений Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также Федерального закона N 115-ФЗ обязательному контролю в рамках одной сделки (договора) подлежат, с одной стороны - передача товара (операции с имуществом), с другой стороны - платежи за товар (операции с денежными средствами), при условии, что сумма платежа или стоимость товара равна или превышает пороговое значение либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной пороговому значению, или превышает его.

Сведения о таких операциях, совершаемых клиентом организации или индивидуального предпринимателя, в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ подлежат документальному фиксированию и представлению в Росфинмониторинг в срок не позднее трех рабочих дней, следующих за днем их совершения.

С 2021 г. в Российской Федерации начала функционировать государственная интегрированная информационная система в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота (ГИИС ДМДК), в рамках которой обеспечивается прослеживаемость оборота продукции, ювелирных изделий.

В целях снижения нагрузки на субъектов ювелирной отрасли, являющихся участниками национальной антиотмывочной системы, организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, зарегистрировавшиеся в ГИИС ДМДК и обеспечивающие своевременное внесение в неё сведений об обороте продукции, ювелирных изделий, связанном с отчуждением (реализацией/отгрузкой) драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий и лома таких изделий, а также поступлением драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий и лома таких изделий , в рамках исполнения требований, предусмотренных абзацем шестым подпункта 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ, вправе представлять в Росфинмониторинг исключительно сведения о платежах за товар (операции с денежными средствами).

6. Что является датой совершения операции, подлежащей обязательному контролю в соответствии с абзацем шестым подпункта 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ?

Для определения даты совершения операции с имуществом в рамках договоров скупки, купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий в размере, равном или превышающем пороговое значение, в целях представления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю в соответствии с абзацем шестым подпункта 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ, необходимо учесть следующее.

Согласно положениям ГК РФ обязанность передать товар покупателю определяется договором купли-продажи, а если договор не позволяет определить этот срок - в соответствии с правилами, предусмотренными ГК РФ, если договором купли-продажи предусмотрена обязанность продавца по доставке товара, то указанная обязанность считается исполненной в момент вручения товара покупателю или указанному им лицу.

В случаях, когда из договора купли-продажи не вытекает обязанность продавца по доставке товара или передаче товара в месте его нахождения покупателю, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент сдачи товара перевозчику или организации связи для доставки покупателю, если договором не предусмотрено иное.

Вместе с тем, для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации, в том числе и по договорам купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, применяется товарная накладная.

Товарная накладная является основанием как для списания, так и для оприходования товарно-материальных ценностей, следовательно, товарная накладная является документом, подтверждающим передачу товара.

Учитывая изложенное, по нашему мнению, дата совершения операции с имуществом в рамках договоров скупки, купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий будет определяться, исходя из даты в товарной накладной с учетом особенностей заключенного договора купли-продажи и его разновидности, договора поставки.

В то же время статьей 410 части 1 ГК РФ допускается прекращение обязательства полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил, либо срок которого не указан или определен моментом востребования.

В случае, если в рамках договора скупки, купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий обязательства сторон исполняются путем зачета встречных однородных требований, то соответствующие операции по взаимозачету в целях Федерального закона N 115-ФЗ будут подлежать обязательному контролю, в случае если сумма требований превышает пороговое значение.

При этом при определении даты совершения операции, по нашему мнению, следует руководствоваться вышеизложенным принципом.

Одновременно, датой совершения операции с денежными средствами в рамках договоров скупки, купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий в размере, равном или превышающем пороговое значение, в целях представления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю в соответствии с абзацем шестым подпункта 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ признается дата документа, подтверждающего оплату за поставленные (реализованные) драгоценные металлы и драгоценные камни, ювелирные изделия из них и лом таких изделий (платежное поручение, приходно-кассовый ордер, кассовый чек и т.д.).

7. Кто должен представлять в Росфинмониторинг сведения об операциях в рамках договора купли-продажи, подлежащих обязательному контролю в соответствии с абзацем шестым подпункта 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ: продавец или покупатель?

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ организация (индивидуальный предприниматель) обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами.

Согласно положениям статьи 3 Федерального закона N 115-ФЗ клиент - физическое или юридическое лицо, иностранная структура без образования юридического лица, находящееся на обслуживании организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом.

Под "обслуживанием" необходимо понимать наличие гражданско-правовых отношений между лицом и организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, в которых последняя обязана совершить в пользу другого лица определенное действие в соответствии с заключенным между сторонами договором, а именно передать имущество, выполнить работу и т.д. Приобретение организацией (индивидуальным предпринимателем) драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий не влечет обязанности по представлению сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ, поскольку, выступая в качестве покупателя в рамках купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, она (он) является клиентом по отношению к продавцу.

Учитывая изложенное, сведения в Росфинмониторинг представляет продавец (поставщик) драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий.

8. Подлежат ли обязательному контролю и представлению информации в Росфинмониторинг операции по получению денежных средств (имущества) по договору займа от своего учредителя и о возврате такого займа?

Учитывая положения пункта 7 настоящего Информационного письма, получение организацией беспроцентного займа от своего учредителя, а также его возврат к операциям, подлежащим обязательному контролю в соответствии с абзацем десятым подпункта 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ, не относится поскольку займодавец не является клиентом по отношению к заёмщику.

Соответственно, представление в Росфинмониторинг сведений об указанных операциях не требуется.

Вместе с тем, согласно пункту 3 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ в случае, если у работников организации возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, и/или уклонения от процедур обязательного контроля, предусмотренных Федеральным законом N 115-ФЗ, эта организация не позднее трех рабочих дней, следующих за днем выявления таких операций, обязана направлять в уполномоченный орган сведения о таких операциях независимо от того, относятся или не относятся они к операциям, предусмотренным статьей 6 Федерального закона N 115-ФЗ.

Читайте также: