Поставщик металла на автоваз

Обновлено: 28.09.2024

Когда Волжский автозавод только строился, в его проекте соотношение труда, необходимого для создания одного автомобиля ВАЗ, складывалось следующим образом: 45 процентов приходилось на долю волжских автостроителей и 55 на их поставщиков. В процессе развития, в том числе и из-за подготовки новых моделей, пришлось провести целый ряд мероприятий по освобождению Волжского автозавода от номенклатуры, которую способны изготовить предприятия-смежники. Сегодня соотношение труда АВТОВАЗа и его поставщиков на одну вазовскую малолитражку составляет соответственно 25 на 75 процентов. О том, как сегодня складываются отношения крупнейшего российского автопроизводителя с заводами, изготавливающими комплектующие изделия для его автомобилей, рассказывает вице-президент по закупкам ОАО ''АВТОВАЗ'' Павел Скринский. Ну а начался разговор с самой актуальной на тот момент темы - возможности договориться с Новолипецким, Магнитогорским металлургическими комбинатами и ''Северсталью'' об опасности резкого повышения цен на металлопрокат:

- Совещание с представителями металлургических комбинатов не состоялось. Был только один специалист от ''Северстали'' - директор по сбыту Д. Ю. Горошков. Он продекларировал свои аргументы. Если упрощенно, заключались они в следующем: удачная конъюнктура на экспорте, экспортные поставки значительно повысили эффективность, а у металлургов традиционно поставки в Россию всегда были эффективнее, чем на внешние рынки. Потому, видимо, чтобы сохранить традицию, металлурги вынуждены поднять цены на металл для отечественных потребителей.

Это со стороны металлургов. А со стороны автомобилестроителей - констатация совершенно очевидных последствий такого удорожания: вынужденный рост цен на автомобили, а покупательная способность не растет, как следствие остановка рынка продаж автомобилей, снижение объемов производства, вынужденное сокращение работников на автозаводах, а также сокращение программы на предприятиях-поставщиках, где трудятся миллионы людей.

Видимо, последние 5-6 лет приучили крупных отечественных поставщиков металла видеть свое будущее совершенно безоблачным. Но рынок - это не застывшая ситуация. Он живет, постоянно меняется. В самом конце 2001 года и начале 2002-го была удачная конъюнктура для металлургов. Очень скоро может сложиться благоприятная ситуация для контрдействий автопроизводителей, если, конечно, наши нынешние поставщики металла не одумаются.

- Насколько масштабны виды АВТОВАЗа на импортный металл?

Но я оцениваю ситуацию, как критическую, но не безнадежную. Каждый из этих металлургических комбинатов по-своему ощутит последствия своего нынешнего шага, если не будет возврат к существовавшим ценам.

- Антимонопольный комитет и подобные ему организации как-то реагируют на такую ситуацию?

- По моим понятиям, это их основной хлеб. Для этого они существуют. Но серьезных примеров их вмешательств в подобные действия и достижений в этом требуемых результатов мне неизвестны.

Во время недавнего посещения АВТОВАЗа в составе делегации руководителя правительственного департамента металлургии РФ А. Д. Дейнеко мы все достаточно подробно обсудили. И с его стороны было высказано полное понимание проблем автомобилестроителей и намерение содействовать урегулированию вопроса резкого повышения цен металлургическими комбинатами.

- На сколько может увеличиться цена на автомобили в связи с таким ростом цен на металл?

- Тут нельзя считать, что только прямые поставки на автозавод повлекут за собой рост себестоимости. 90 процентов наших поставщиков закупают металл у этих же комбинатов. И его нынешнее удорожание к нам придет еще и второй волной через цены комплектующих изделий. В этом случае можно будет говорить уже о 10-процентном росте цен на автомобили.

Повышение АВТОВАЗом отпускных цен на свои автомобили в первом квартале нынешнего года менее чем на 1 процент ощутимо затормозило рынок. Из этого можно сделать выводы, как скажется ожидаемое подорожание автомобилей.

- Выработаны какие-то общие действия автопроизводителей?

- Обсуждается вопрос объединения в одном центре всей потребности автомобильной промышленности в металле с распределением заказов по комбинатам. Каким бы крупным заказчиком не был АВТОВАЗ, но вместе с ГАЗом, КамАЗом, УАЗом, ''ИжМаш-Авто'', эти объемы становятся еще более солидными.

- Металлурги объясняют повышение цен на свою продукцию только удачной конъюнктурой на экспорте?

- Нельзя исключать, что металлурги оставляют в запасе возможность еще одного повышения цен на свою продукцию в связи с ростом тарифов на железнодорожные перевозки, электроэнергию, которые действительно имеют место. Также крупные металлургические предприятия вышли с инициативой в правительство с требованием роста таможенных пошлин на ввоз металлопроката, в том числе с Украины и Казахстана.

- На АВТОВАЗе продолжается подготовка к совместному производству ''Шевроле-Нивы''. Будут ли вазовские предприятия-поставщики в Самарской области задействованы в производстве комплектующих изделий для этого автомобиля?

- Все производители автокомпонентов, постоянно сотрудничающие с АВТОВАЗом, имеют приоритеты на разработку и подготовку новых изделий. Эти предприятия сегодня форсируют завершение подготовки поставки опытных партий, получение положительного конструкторского заключения. Из числа вазовских поставщиков в Самарской области можно назвать более 50 заводов, которые являются реальными кандидатами на изготовление комплектующих изделий для серийного производства ''Шевроле-Нивы''. Эти предприятия могут выпускать самую широкую номенклатуру автокомпонентов.

Во всем современном мире новое автосборочное производство строится по принципу, когда на карте ножка циркуля ставится в точку расположения этого предприятия, и обводится окружность, внутри которой максимально концентрируется производство комплектующих изделий. Несколько иначе было заложено при создании Волжского автозавода, на который работал весь Советский Союз. Но объективно нынешняя экономика ведет к тому, что нужно все концентрировать максимально близко к потребителю автокомпонентов.

- Как обстоят дела у заводов-поставщиков с сертификацией на международные стандарты качества?

- Здесь наблюдается положительная тенденция. Если раньше 90 и даже более процентов поставщиков сомневались в необходимости этого процесса, то сейчас они активно работают над аттестацией своих производств. У каждого из предприятий разработан свой график. В 4 квартале нынешнего года сертификация должна завершиться у 70 поставщиков.

Вообще же, график сертификации по международным стандартам качества наших изготовителей автокомпонентов составлен до 2004 года. Этот процесс является элементом нашего контракта с поставщиками комплектующих изделий. Мы рекомендуем нашим смежникам три фирмы, но окончательный выбор каждый делает сам. Другое дело, что у выбранного аудитора должна быть международная лицензия.

- Как на АВТОВАЗе осуществляется сокращение складских запасов комплектующих изделий и переход на систему поставок ''точно в срок'', организация консигнационных складов поставщиков?

- Сейчас все больше производств АВТОВАЗа переходит на работу не с максимально возможным, а минимально необходимым запасом комплектующих изделий на складах. Теперь этот минимум необходимо перевести с Волжского автозавода на расположенный рядом склад консигнации поставщика. Ведь АВТОВАЗу логично платить за ту деталь, которая уже установлена на автомобиль. А до этого она должна оставаться собственностью поставщика. Понимание такой ситуации наблюдается пока далеко не у всех изготовителей комплектующих изделий.

При конкуренции между поставщиками и нормальной конъюнктуре по тем или иным автокомпонентам одним из условий сотрудничества с изготовителем комплектующих изделий мы ввели наличие у него склада консигнации. И определенные сдвиги здесь уже есть. Некоторые поставщики поняли, что с обустройством складов консигнации они получают преимущество при распределении заказа. Производители комплектующих изделий пошли на эти затраты, чтобы упрочить свое положение в условиях конкуренции. Если два года назад были абсолютные единицы отечественных производителей автокомпонентов, которые соглашались на склады консигнации, то теперь их счет идет на десятки.

- В какой перспективе для поставщиков АВТОВАЗа находится работа с комплектующими изделиями для автомобилей семейства ''Калина''?

- На десятках предприятий началась подготовка производства автокомпонентов для ''Калины''. Несколько отдаленнее перспектива по новым автомобилям классической компоновки ''2151''. Но и здесь начало подготовки производств у поставщиков уже можно ожидать в следующем году.

- Если считать ситуацию с ценовой политикой металлургических комбинатов форс-мажорной, можно в целом сказать, что у АВТОВАЗа существует взаимопонимание с поставщиками комплектующих изделий?

- Идеализировать ситуацию не стоит. Но сейчас поставщики комплектующих изделий значительно четче ощущают, как обстоят дела на Волжском автозаводе. Понимают, что от его стабильной работы непосредственно зависит и их будущее.

АвтоВАЗ вывел посредников

из схемы поставок комплектующих и материалов на предприятие

Как стало известно „Ъ“, АвтоВАЗ на 93% перевел поставки комплектующих на прямые договоры с заводами-изготовителями. Таким образом, автозавод хочет исключить из системы поставок фирмы-посредники и уменьшить себестоимость автомобиля. По мнению представителей автогиганта, завод может сэкономить на этом 2-3 млрд рублей в год. В свою очередь трейдеры полагают, что исключение из схемы поставок фирм-посредников обойдется АвтоВАЗу гораздо дороже.

АвтоВАЗ уже перезаключил договора с большинством смежников, поставляющих материалы и комплектующие на автозавод. По словам вице-президента предприятия по закупкам Николая Мальцева, теперь 93% поставок комплектующих АвтоВАЗ получает по прямым договорам с заводами-смежниками и лишь 7% поставок приходится на фирмы-посредники. По словам менеджера, до этого большая часть поставок комплектующих и особенно материалов закупалось через посреднические фирмы. Особенно много их было среди поставщиков металлопродукции. Только «Северсталь», поставлявшая АвтоВАЗу примерно 200 тыс. тонн листового металла в год (треть всей потребности АвтоВАЗа в прокате. – „Ъ“), имела прямой договор с Волжским автозаводом.
О своем желании начать закупки металла в обход посредников новое руководство АвтоВАЗа заявило зимой этого года. По словам генерального директора завода Игоря Есиповского, «накрутки» некоторых поставщиков металла на АвтоВАЗ достигают 30 процентов. Эти наценки, по мнению господина Есиповского, сказывались на увеличении себестоимости вазовских автомобилей.
В настоящий момент, прямые договора на поставку металла автозавод заключил с Новолипецким металлургическим комбинатом, прежде поставлявшим листовой металл на автозавод через тольяттинскую компанию «Инсаюр», «Русским Алюминием», продукция которого шла через компанию «Арлан», а также большинством изготовителей сортового металла. Из крупных посреднических фирм свои позиции сохранила пока только фирма «Магтолмет», имеющая контракт с АвтоВАЗом на поставку проката с Магнитогорского меткомбината (ММК). Однако, по словам старшего менеджера ММК Андрея Лукьянова, заключение прямого договора с автозаводом может состояться уже в августе.
Николай Мальцев отказался сообщить „Ъ“ сумму сэкономленных от всех этих мер средств. По неофициальной информации, исключив из схемы поставок фирмы-посредники, автогигант может выручить 2-3 млрд рублей в год.
В свою очередь, представители трейдерских компаний сомневаются в этой цифре. «Посреднические фирмы в большинстве случаев оплачивали меткомбинатам партию металла за месяц до поставки, получая за это скидки, а АвтоВАЗу поставляли свою продукцию с отсрочкой платежа на 45 дней, по сути предоставляя заводу беспроцентный кредит, — сообщил „Ъ“ один из трейдеров. — Теперь же завод заключает прямые договоры с условием открытия заводом-изготовителем консигнационных договоров в Тольятти и отсрочки платежа на 45-50 дней». По мнению собеседника „Ъ“, «это может обойтись заводу дороже, чем услуги посредников», потому что металлургические комбинаты «не могут работать в убыток» и будут неизбежно повышать цену.
На АвтоВАЗе предположения трейдеров опровергают. «Никогда поставки через посредников не будут дешевле прямых поставок с заводов-изготовителей», — заявил „Ъ“ один из менеджеров Волжского автозавода. По его словам, «только незначительная часть посредников платила за металл предоплату», поэтому «о серьезных скидках говорить не приходится».
Между тем, вряд ли можно говорить о том, что, потеряв контракты с Волжским автозаводом, посреднические фирмы обанкротятся. «Наша компания не умрет, даже если и потеряет такого заказчика, как АвтоВАЗ, — считает один из руководителей компании «Магтолмет», поставляющей на автозавод листовой прокат с Магнитогорского комбината. — Будем ориентироваться на мелкого клиента в Тольятти, например, на строителей». В компании «Инсаюр» „Ъ“ заявили, что компания намерена «сконцентрироваться на работе Лысьвенского меткомбината», где эта фирма имеет контрольный пакет. «Арлан» контролирует несколько горно-обогатительных комбинатов и вряд ли потеря поставок на АвтоВАЗ критически скажется на его финансовом состоянии.
ПАВЕЛ КАЛЕДИН, Тольятти

АвтоВАЗ разберется с поставщиками

Как стало известно „Ъ“, Автозаводский районный суд прекратил уголовное дело, возбужденное следственным управлением УВД Тольятти по факту мошенничества тольяттинской фирмы «Автомет» в отношении ОАО «АвтоВАЗ» в декабре прошлого года. Суд посчитал, что в составе сделки по поставкам на автозавод молибдена нет признаков мошенничества, а потому ВАЗ должен разбираться со своим поставщиком в рамках гражданско-правовых отношений. В УВД Тольятти „Ъ“ сообщили, что такое же развитие событий можно ожидать и по двум другим уголовным делам, возбужденным в отношении руководства еще одной фирмы-поставщика – ООО «Метаком».

По информации „Ъ“, уголовные дела, возбужденные в конце прошлого-начале текущего года против руководства фирм-поставщиков цветного металла на АвтоВАЗ, будут переведены в рамки арбитражного рассмотрения. Один прецедент такого развития событий уже есть. В конце прошлой недели суд Автозаводского района Тольятти отменил постановление о возбуждении уголовного дела в отношении заместителя начальника управления «Металлоснаб» (структурное подразделение ВАЗа) Владимира Горохова и директора ООО «Автомет» Сергея Вершинина, поставившего на завод три тонны молибденосодержащего сплава в октябре прошлого года. Уголовное дело было заведено прокуратурой Тольятти по факту того, что ООО поставило сплав по цене, вдвое выше рыночной. Кроме того, по версии следствия, в документах было существенно завышено содержание молибдена в поставленном сплаве. Как заявил „Ъ“ один из сотрудников тольяттинского УВД, «если верить документам, то содержание молибдена в сплаве составляло 120%». Суд же счел, что в этом нет основания для возбуждения уголовного дела, и что данный инцидент должен решаться в рамках гражданско-правовых отношений.
На АвтоВАЗе вчера отказались официально комментировать это решение суда. Но источник в руководстве завода заявил, что «Автомет» все равно должен будет возместить ущерб». В настоящий момент АвтоВАЗ «заморозил» выплаты этому поставщику, и кредиторская задолженность завода перед ним на данный момент составляет порядка 18 млн руб. Однако собеседник „Ъ“ не ответил на вопрос, будет ли завод подавать в арбитраж иск против «Автомета», заявив, что «сейчас этот вопрос решается».
Аналогичная ситуация и с другим поставщиком цветмета на АвтоВАЗ – ООО «Метаком». В отношении руководителей фирмы в марте этого года было возбуждено два уголовных дела. По версии следствия, в прошлом году «Метаком» заключил с АвтоВАЗом несколько сделок на поставку ферросилиция, никеля и меди. При этом стоимость поставок, по версии следствия, существенно завышалась, в результате чего заводу был нанесен ущерб в размере около 3 млн рублей. Один из сотрудников УВД Тольятти предположил, что эти дела также будут прекращены, так как «основания для обвинений в этих делах примерно схожи (с делом «Автомета»)». «Теперь руководство ВАЗа должно само разобраться с руководством «Металлоснаба»,— заявил он.
Между тем в марте генеральный директор ОАО «АвтоВАЗ» Игорь Есиповский уже открыто заявил, что «завод будет уходить от практики поставок материалов на завод через посредников». Не исключено, что это решение заводского руководства связано с последними уголовными делами.
По словам сотрудника самарского областного ГУВД, практика откатов в структурах АвтоВАЗа, занимающихся поставками на завод материалов и комплектующих, является повсеместной. «Большая часть менеджеров завода, так или иначе курирующих поставки, входят в учредительный капитал фирм– поставщиков»,— заявил он „Ъ“. Так, по его словам, директор «Металлоснаба» Александр Жученко входит в число учредителей таких фирм- поставщиков, как ЗАО «Металл-трейд» и ООО «Сталь-сервис». Однако факт подобного рода мошенничеств и коммерческого подкупа менеджеров АвтоВАЗа, по его словам, «еще нужно доказать», а сделать это в подобных случаях еще не удавалось. Руководство «Металлоснаба» и ООО «Автомет» отказалось от комментариев.
НИКОЛАЙ СЕМЕНОВ, Тольятти

Из каких деталей сделана Lada Vesta - названы производители

Из каких деталей сделана Lada Vesta

Lada Vesta выпускается с конца 2015 года. Эта модель построена на собственной базе, однако в конструкции этого автомобиля используется множество деталей от Renault. Сразу несколько изданий разобрали Весту по винтикам, чтобы узнать из каких запчастей она состоит.

Двигатель ВАЗ 21179 (1.8л., 122л.с.):

  • INA (Германия): Фазовращатель, клапан электромагнитный, обводной и натяжной ролики
  • ELDOR CORPORATION (Италия): Катушки зажигания 21120370501015
  • "НПП Итэлма" ООО г. Москва: Блок управления двигателем 8450032549
  • "Behr Thermot-Tronik" GMBH г. Чханвон: Термостат 21900130601000

Фазовращатель, клапан электромагнитный, обводной и натяжной ролики
Катушки зажигания 21120370501015
Блок управления двигателем 8450032549
Термостат 21900130601000

  • Valeo (Турция): Генератор 8450006900
  • Valeo (Чехия): Компрессор кондиционера 8450030963
  • Valeo (Россия): Стартер 21901370801000

Генератор 8450006900
Компрессор кондиционера 8450030963
Стартер 21901370801000

Сцепление 1.8л с АМТ:

  • Valeo (Россия): Диск, корзина, выжимной подшипник 8450108938

Сцепление Valeo

Автоматизированная механическая коробка передач:

  • Sachs (Германия): Актуатор механизма переключения передач 21820170501201
  • Sachs (Германия): Контроллер управления роботизированной коробкой передач 8450031959
  • Sachs (Германия): Актуатор выключения сцепления 8450077259

Актуатор механизма переключения передач 21820170501201
Контроллер управления роботизированной коробкой передач 8450031959
Актуатор выключения сцепления 8450077259

Тормозная система:

  • TRW: Передний суппорт
  • Lucas: Задний суппорт
  • TRW: Вакуумый усилитель
  • Bosch: Блок управления ABS

суппорт веста
вут веста
блок абс веста

  • "ДААЗ Штамп" ООО г. Димитровград: Передние рычаги 8450006735 и 8450006734 (схожи с рычагами Skoda Octavia A7)
  • СААЗ: Передние стойки газомасляные 8450006745, 8450006744
  • СААЗ: Задние амортизаторы 8450006786
  • MUВЕА: Штанга стабилизатора поперечной устойчивости 8450031594

Подвеска и рулевое веста

Рулевое управление:

  • Nidec Corporation (Япония): Усилитель электромеханический рулевого управления 8450006840
  • Bosch: Рулевая рейка 7812974170

Усилитель электромеханический рулевого управления 8450006840
Рулевая рейка 7812974170

Климатическая система:

Valeo: Отопитель в сборе 8450006202
Valeo: Отопитель в сборе 8450006202


Другой ресурс dvizhok.su тоже разбирали Весту в 2016 году, вот что они обнаружили:

  • Масляный фильтр («Автоагрегат», Россия)
  • Радиаторы (системы охлаждения, отопления, кондиционирования): Valeo, производство Россия
  • Коробка передач JH3-510: бренд Renault, производство Россия. Картер трансмиссии отливается на собственной вазовской металлургии. Собственно, и вся сборка осуществляется в Тольятти.
  • Блок предохранителей и его корпус: бренд Renault, производство Румыния.
  • Блок предохранителей целиком достался от модели Logan, о чем говорят и логотипы Renault на корпусе, и румынский производитель Capirom.
  • Рулевая рейка известного немецкого бренда ZF, но производства Малайзии.
  • ШРУСы предоставлены британской фирмой GKN и сделаны в Польше.
  • Сцепление в сборе: бренд LuK, производство Россия
  • Тормоза: бренд TRW, производство Чехия, Польша, Италия, Франция, Турция.
  • Французские подшипники SNR, запрессованные в задние тормозные барабаны (объединенные со ступицей) немецкого бренда ATE, но итальянского производства.
  • Главный тормозной цилиндр и вакуумный усилитель прибыли из Польши, передние суппорты и колодки — из Чехии.
  • Часть тормозных шлангов оказалась турецкого производства фирмы Teklas.
  • По «иномарочным» лекалам шаровая (производства магнитогорского завода БелМаг).
  • Единственную надпись Made in China мы увидели на моторчике привода дворников фирмы Bosch, причем с логотипами другого автопроизводителя — китайской компании Chery.
  • Воздушный фильтр и его корпус оказались известного немецкого бренда Mann+Hummel.
  • Модуль электробензонасоса в сборе (с насосом фирмы Arsan) — российский.
  • Шланг расширительного бачка радиатора фирмы Teklas, но уже производства не Турции, а Болгарии.
  • Бачок омывателя с логотипами Renault, насос омывателя Continental, сделанный в Чехии.
  • Пластиковые детали интерьера оказались российскими, в частности ижевскими.

Еще один видео обзор разборки Весты с вариатором:

Дополнить статью можно этим слайдом, который был опубликован еще в конце 2015 года:

Читайте также: