Постепенное истощение запасов нефти и металлов активизация деятельности экстремистских групп

Обновлено: 03.05.2024

За­да­ние 1. Най­ди­те тер­мин, ко­то­рый яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных тер­ми­нов пред­став­лен­но­го ниже ряда. За­пи­ши­те это слово (сло­во­со­че­та­ние).

эко­ло­ги­че­ский кри­зис

угро­за новой ми­ро­вой войны

рост нар­ко­ма­нии

рас­про­стра­не­ние СПИДа

угро­за XXI века

За­да­ние 2. Ниже при­ведён ряд тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, свя­за­ны с по­ня­ти­ем «гло­ба­ли­за­ция». Най­ди­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

4) Все­мир­ный банк

5) ми­ро­вые рынки

6) на­ту­раль­ное хо­зяй­ство

За­да­ние 3. Най­ди­те в при­ве­ден­ном спис­ке черты, от­ли­ча­ю­щие гло­баль­ные про­бле­мы от дру­гих про­блем че­ло­ве­че­ства. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) тре­бу­ют для сво­е­го раз­ре­ше­ния сов­мест­ных уси­лий го­су­дарств мира

2) воз­ник­ли во вто­рой по­ло­ви­не про­шло­го века

3) от­ра­жа­ют про­ти­во­ре­чие между по­треб­но­стя­ми людей и воз­мож­но­стя­ми

4) вы­зва­ны не­хват­кой при­род­ных ре­сур­сов

5) носят мас­штаб­ный ха­рак­тер

За­да­ние 4. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о гло­баль­ной про­до­воль­ствен­ной про­бле­ме и за­пи­ши­те цифры в по­ряд­ке воз­рас­та­ния, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Ре­ше­ние гло­баль­ной про­до­воль­ствен­ной про­бле­мы свя­за­но с ис­поль­зо­ва­ни­ем до­сти­же­ний на­уч­но-тех­ни­че­ско­го про­грес­са.

2) Дан­ная про­бле­ма про­яв­ля­ет­ся пре­иму­ще­ствен­но в стра­нах Се­вер­но­го по­лу­ша­рия.

3) Остро­та про­бле­мы опре­де­ля­ет­ся пре­иму­ще­ствен­но при­род­но-кли­ма­ти­че­ски­ми раз­ли­чи­я­ми ре­ги­о­нов Земли.

4) Про­бле­ма тре­бу­ет раз­ви­тия и внед­ре­ния пе­ре­до­вых ме­то­дов аг­ро­тех­ни­ки.

5) Дан­ная про­бле­ма вза­и­мо­свя­за­на с ми­ро­вой де­мо­гра­фи­че­ской про­бле­мой.

За­да­ние 5. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми про­яв­ле­ния и ха­рак­те­ри­сти­кой гло­баль­ных про­блем: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

А) по­сте­пен­ное ис­то­ще­ние за­па­сов нефти и ме­тал­лов

Б) ак­ти­ви­за­ция де­я­тель­но­сти экс­тре­мист­ских групп (за­хват за­лож­ни­ков, под­го­тов­ка и про­ве­де­ние взры­вов в ме­стах мас­со­во­го скоп­ле­ния людей)

В) быст­рый рост на­се­ле­ния в стра­нах Азии, Аф­ри­ки и Ла­тин­ской Аме­ри­ки

Г) уве­ли­че­ние раз­ры­ва в уров­не ва­ло­во­го на­ци­о­наль­но­го до­хо­да на душу на­се­ле­ния между груп­па­ми стран

Д) рост за­бо­ле­ва­ний, вы­зван­ных от­хо­да­ми вред­ных про­из­водств

1) угро­за ми­ро­во­го тер­ро­риз­ма

2) угро­за эко­ло­ги­че­ско­го кри­зи­са

3) про­бле­ма «Север — Юг»

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

За­да­ние 6. Какие из пе­ре­чис­лен­ных мер на­прав­ле­ны на пре­одо­ле­ние про­бле­мы «Север-Юг»? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) под­го­тов­ка ин­ве­сти­ци­он­ных про­ек­тов, на­прав­лен­ных на со­зда­ние новых ра­бо­чих мест в эко­но­ми­че­ски не­раз­ви­тых стра­нах

2) де­я­тель­ность меж­ду­на­род­ных пра­ви­тель­ствен­ных ор­га­ни­за­ций, на­прав­лен­ная на борь­бу с тер­ро­риз­мом

3) предо­став­ле­ние тор­го­вых пре­фе­рен­ций для стран с сы­рье­вым ха­рак­те­ром экс­пор­та

4) со­кра­ще­ние рас­хо­дов на пре­одо­ле­ние без­гра­мот­но­сти

5) раз­ра­бот­ка про­грамм по­ста­вок ору­жия

6) огра­ни­че­ние вы­бро­са за­гряз­ня­ю­щих ве­ществ в ат­мо­сфе­ру

За­да­ние 7. На меж­ду­на­род­ной кон­фе­рен­ции об­суж­да­лись меры по пре­одо­ле­нию про­бле­мы обес­пе­че­ния че­ло­ве­че­ства ре­сур­са­ми. Что могло быть вклю­че­но в про­грам­му этой кон­фе­рен­ции? Вы­бе­ри­те вер­ные по­ло­же­ния и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) ис­поль­зо­ва­ние аль­тер­на­тив­ных ис­точ­ни­ков энер­гии

2) про­грам­ма под­держ­ки раз­ви­ва­ю­щих­ся стран

3) со­кра­ще­ние во­ен­ных рас­хо­дов

4) вы­де­ле­ние средств на лик­ви­да­цию не­гра­мот­но­сти

5) эко­но­мия прес­ной воды на про­из­вод­ствен­ные и бы­то­вые нужды

6) со­зда­ние под­зем­ных хра­ни­лищ дож­де­вых и талых вод

За­да­ние 10. Про­чи­тай­те при­ведённый ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов (сло­во­со­че­та­ний). Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова (сло­во­со­че­та­ния), ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место про­пус­ков.

« ___________(А) со­вре­мен­ные учёные на­зы­ва­ют про­цесс фор­ми­ро­ва­ния еди­но­го че­ло­ве­че­ства. Про­ис­хо­дит ак­тив­ное раз­ви­тие ми­ро­вой эко­но­ми­ки и ми­ро­вой си­сте­мы ___________(Б), внед­ря­ют­ся еди­ные пред­став­ле­ния об оп­ти­маль­ном со­ци­аль­но-по­ли­ти­че­ском устрой­стве, рас­про­стра­ня­ет­ся ___________(В). Гло­ба­ли­за­ция — ___________(Г) про­цесс, ока­зы­ва­ю­щий как по­зи­тив­ное, так и не­га­тив­ное вли­я­ние на раз­ви­тие со­вре­мен­но­го че­ло­ве­че­ства. С одной сто­ро­ны, про­ис­хо­дит ста­нов­ле­ние ___________(Д) об­ще­ства, с дру­гой, — обост­ря­ют­ся эко­но­ми­че­ские раз­но­гла­сия стран За­па­да со стра­на­ми "тре­тье­го мира", обост­ря­ет­ся про­бле­ма ___________(Е)».

Слова в спис­ке даны в име­ни­тель­ном па­де­же. Каж­дое слово (сло­во­со­че­та­ние) может быть ис­поль­зо­ва­но толь­ко один раз. Вы­би­рай­те по­сле­до­ва­тель­но одно слово за дру­гим, мыс­лен­но за­пол­няя сло­ва­ми каж­дый про­пуск. Имей­те в виду, что слов в спис­ке боль­ше, чем вам не­об­хо­ди­мо вы­брать.

1) диа­лог куль­тур

2) раз­де­ле­ние труда

6) мас­со­вая куль­ту­ра

7) сель­ское хо­зяй­ство

За ­да­ние 11. Про­чи­тай­те при­ведённый ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место про­пус­ков.

«На нашей пла­не­те су­ще­ству­ют стра­ны, резко раз­ли­ча­ю­щи­е­ся по сво­е­му об­ще­ствен­но-эко­но­ми­че­ско­му___ (А) и со­от­вет­ствен­но по уров­ню ____ (Б) на­се­ле­ния. С одной сто­ро­ны, су­ще­ству­ет срав­ни­тель­но не­боль­шая груп­па ___ (В), с дру­гой – боль­шое число го­су­дарств, в ко­то­рых эко­но­ми­че­ское раз­ви­тие ха­рак­те­ри­зу­ет­ся от­ста­ло­стью, а ка­че­ство жизни на­се­ле­ния яв­ля­ет­ся низ­ким. Эко­но­ми­ка ___ (Г) ос­но­вы­ва­ет­ся на до­бы­че и экс­пор­те сы­рье­вых ре­сур­сов. На­се­ле­ние от­ста­лых и сред­не­раз­ви­тых стран со­став­ля­ет ____ (Д). На­се­ле­ние пла­не­ты со­став­ля­ет уже 7 мил­ли­ар­дов. Общая тен­ден­ция со­вре­мен­но­го раз­ви­тия та­ко­ва, что раз­рыв между «зо­ло­тым мил­ли­ар­дом» и осталь­ной ча­стью че­ло­ве­че­ства ____ (Е).»

Слова в спис­ке даны в име­ни­тель­ном па­де­же. Каж­дое слово (сло­во­со­че­та­ние) может быть ис­поль­зо­ва­но толь­ко один раз. Вы­би­рай­те по­сле­до­ва­тель­но одно слово за дру­гим, мыс­лен­но за­пол­няя каж­дый про­пуск. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, что слов в спис­ке боль­ше, чем Вам по­тре­бу­ет­ся для за­пол­не­ния про­пус­ков.

1) раз­ви­тые стра­ны

3) от­ста­лые стра­ны

4) по­дав­ля­ю­щее боль­шин­ство

За­да­ние 12. Какой смысл об­ще­ство­ве­ды вкла­ды­ва­ют в по­ня­тие «гло­ба­ли­за­ция»? При­вле­кая зна­ния об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, со­ставь­те два пред­ло­же­ния: одно пред­ло­же­ние, со­дер­жа­щее ин­фор­ма­цию о про­яв­ле­ни­ях гло­ба­ли­за­ции в по­ли­ти­че­ской сфере, и одно пред­ло­же­ние, рас­кры­ва­ю­щее про­цесс гло­ба­ли­за­ции в эко­но­ми­че­ской сфере

За­да­ние 13. С по­мо­щью трех при­ме­ров про­ил­лю­стри­руй­те вза­и­мо­связь гло­баль­ных про­блем со­вре­мен­но­сти.

За­да­ние 14. На­зо­ви­те и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ра­ми три по­ло­жи­тель­ных по­след­ствия про­цес­са гло­ба­ли­за­ции.

За­да­ние 15. Рост на­се­ле­ния в раз­ви­ва­ю­щих­ся стра­нах со всей остро­той по­ста­вил про­до­воль­ствен­ную про­бле­му. Для ее ре­ше­ния ис­поль­зу­ет­ся экс­тен­сив­ный путь раз­ви­тия сель­ско­го хо­зяй­ства — осво­е­ние все новых зе­мель. Это ведет к вы­руб­ке тро­пи­че­ских лесов на боль­ших пло­ща­дях. Ин­тен­сив­ный путь раз­ви­тия сель­ско­хо­зяй­ствен­но­го про­из­вод­ства, свя­зан­ный с ис­поль­зо­ва­ни­ем со­вре­мен­ной тех­ни­ки, часто не­до­сту­пен этим го­су­дар­ствам в силу их эко­но­ми­че­ской от­ста­ло­сти. Вза­и­мо­связь каких гло­баль­ных про­блем здесь про­сле­жи­ва­ет­ся? Ука­жи­те три про­бле­мы

За­да­ние 16. В ре­ше­нии гло­баль­ных про­блем со­вре­мен­но­сти вы­де­ли­лись два на­прав­ле­ния уче­ных: нео­маль­ту­зи­ан­цы, по­ла­га­ю­щие, что рост че­ло­ве­че­ства не­об­хо­ди­мо стро­го кон­тро­ли­ро­вать и огра­ни­чить по­треб­но­сти, и кор­ну­ко­пи­ан­цы, по­ла­га­ю­щие, что тех­ни­че­ский про­гресс и от­кры­тия спо­соб­ны сде­лать ре­сур­сы, не­об­хо­ди­мые для жизни людей, без­гра­нич­ны­ми. Уче­ные опро­си­ли раз­ные ка­те­го­рии уче­ных и обыч­ных граж­дан для вы­яс­не­ния их от­но­ше­ния к по­став­лен­ной про­бле­ме. Ре­спон­ден­там были за­да­ны во­про­сы: «Кто прав: нео­маль­ту­зи­ан­цы или кор­ну­ко­пи­ан­цы?»

Ре­зуль­та­ты опро­са были под­счи­та­ны уче­ны­ми и пред­став­ле­ны в виде таб­ли­цы (дан­ные при­ве­де­ны в %):

Пути ре­ше­ния гло­баль­ных про­блем со­вре­мен­но­сти

Ка­те­го­рии опро­шен­ных

Сто­рон­ни­ки нео­маль­ту­зи­ан­цев

Не смог­ли от­ве­тить

Про­ана­ли­зи­руй­те дан­ные таб­ли­цы и сде­лай­те любые три вы­во­да, под­твер­див каж­дый из них ссыл­ка­ми на ма­те­ри­а­лы ис­сле­до­ва­ния.

За­да­ние 17. Вам пред­сто­ит под­го­то­вить развёрну­тый ответ по теме «Про­бле­ма Се­ве­ра и Юга и пути её ре­ше­ния».

Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым вы бу­де­те осве­щать эту тему. План дол­жен со­дер­жать не менее трёх пунк­тов, из ко­то­рых два или более де­та­ли­зи­ро­ва­ны в под­пунк­тах.

Глобальные проблемы современности, ответы:

1 – угроза ХХ I века – 1б.

2 – 26 – 1 б.

3 – 125 – 2 б.

4 – 145 – 2 б.

5 – 21332 – 2 б.

6 – 13 – 1 б.

7 – 156 – 2 б.

8 – 13221 – 2 б.

9 – 32112 – 2 б.

10 – 426581 – 3 б.

11 – 971345 – 3 б.

12 - - 3 б. 1) смысл по­ня­тия, на­при­мер: про­цесс ста­нов­ле­ния еди­но­го че­ло­ве­че­ства;

(Может быть при­ве­де­но иное, близ­кое по смыс­лу опре­де­ле­ние.)

2) одно пред­ло­же­ние с ин­фор­ма­ци­ей о про­яв­ле­ни­ях гло­ба­ли­за­ции в по­ли­ти­че­ской сфере, опи­ра­ю­щей­ся на зна­ния курса, на­при­мер: «В по­ли­ти­че­ской сфере гло­ба­ли­за­ция вы­ра­жа­ет­ся в том, что меж­ду­на­род­ные ор­га­ни­за­ции при­ни­ма­ют на себя всё боль­шую часть пол­но­мо­чий на­ци­о­наль­ных пра­ви­тельств»;

(Могут быть со­став­ле­ны дру­гие пред­ло­же­ния, со­дер­жа­щие ин­фор­ма­цию о про­яв­ле­ни­ях гло­ба­ли­за­ции в по­ли­ти­че­ской сфере.)

3) одно пред­ло­же­ние, рас­кры­ва­ю­щее с опо­рой на зна­ние курса про­цесс гло­ба­ли­за­ции в эко­но­ми­че­ской сфере, на­при­мер: «Гло­ба­ли­за­ция эко­но­ми­ки про­яв­ля­ет­ся в том, что фор­ми­ру­ет­ся ми­ро­вое эко­но­ми­че­ское про­стран­ство, в ко­то­ром от­рас­ли, гео­гра­фия раз­ме­ще­ния про­из­водств, обмен ин­фор­ма­ци­ей и тех­но­ло­ги­я­ми опре­де­ля­ют­ся со­об­ра­же­ни­я­ми раз­ви­тия ми­ро­во­го хо­зяй­ства, а эко­но­ми­че­ские подъёмы и кри­зи­сы про­ис­хо­дят в ми­ро­вом мас­шта­бе».

13 - - 3 б. 1) эко­но­ми­че­ская от­ста­лость раз­ви­ва­ю­щих­ся стран по­рож­да­ет ис­поль­зо­ва­ние тех­но­ло­гий, на­но­ся­щих боль­шой урон при­ро­де;

2) быст­рый рост на­ро­до­на­се­ле­ния в раз­ви­ва­ю­щих­ся стра­нах усу­губ­ля­ет эко­но­ми­че­ские про­бле­мы, уве­ли­чи­ва­ет от­ста­ва­ние от раз­ви­тых го­су­дарств;

3) низ­кий со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ский уро­вень ряда раз­ви­ва­ю­щих­ся стран, от­сут­ствие раз­ви­тых си­стем здра­во­охра­не­ния, об­ра­зо­ва­ния ведет к росту опас­ных за­бо­ле­ва­ний, таких, как СПИД.

14 - 3 б. - Одним из самых по­ло­жи­тель­ных эф­фек­тов или по­след­ствий гло­ба­ли­за­ции - это улуч­шен­ное ка­че­ство то­ва­ров и услуг из-за уве­ли­че­ния кон­ку­рен­ции.

- Гло­ба­ли­за­ция имеет чи­стый по­ло­жи­тель­ный эф­фект на ми­ро­вую эко­но­ми­ку. Осво­бож­де­ние от пра­вил, ко­то­рые пре­пят­ству­ют гло­ба­ли­за­ции поз­во­лят день­гам дви­гать­ся более сво­бод­но.

- Общий уро­вень об­ра­зо­ва­ния уве­ли­чит­ся в связи с тре­бо­ва­ни­я­ми гло­ба­ли­за­ции. Ком­му­ни­ка­ци­он­ные тех­но­ло­гии де­ла­ют мир тес­нее.

- Гло­ба­ли­за­ция упро­ща­ет для людей до­ступ к ин­фор­ма­ции, од­но­вре­мен­но уве­ли­чи­вая ко­ли­че­ство новой, ин­те­ре­су­ю­щей, до­ступ­ной ин­фор­ма­ции для каж­до­го жи­те­ля пла­не­ты.

- Когда-то, огра­ни­чен­ная юрис­дик­ция была по­ме­хой в пре­сле­до­ва­нии пре­ступ­ни­ков на­хо­дя­щих­ся в дру­гой стра­не. Уже сей­час из-за меж­ду­на­род­ных судов, эти пре­ступ­ни­ки боль­ше не могут за­про­сить по­ли­ти­че­ско­го убе­жи­ща в за­ру­беж­ной стра­не, они будут вы­дво­ре­ны и стра­ны или предо­став­ле­ны пра­во­су­дию в ко­то­ром они со­вер­ши­ли пре­ступ­ле­ние

15 - 2 б. — де­мо­гра­фи­че­ская;

— раз­рыв в уров­нях эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия стран «Се­ве­ра» и «Юга».

16 - 3 б. Сде­ла­ны три вы­во­да, до­пу­стим: 1) Боль­шин­ство уче­ных-гло­ба­ли­стов верят в воз­мож­но­сти науки че­ло­ве­че­ский разум, по­ла­гая, что че­ло­ве­че­ство смо­жет найти раз­ре­ше­ние всех ны­неш­них про­блем (58% опро­шен­ных уче­ных –сто­рон­ни­ки кор­ну­ко­пи­ан­цев).

2) Обыч­ные граж­да­не, да­ле­кие от про­блем гло­ба­ли­сти­ки, плохо ори­ен­ти­ру­ют­ся в про­бле­мах вы­жи­ва­ния че­ло­ве­че­ства, опре­де­ле­нии стра­те­гии бу­ду­ще­го (об этом сви­де­тель­ству­ет тот факт, что при­мер­но треть опро­шен­ных не опре­де­ли­лась во взгля­дах, а осталь­ные две трети рас­пре­де­ли­лись по­ров­ну между двумя по­зи­ци­я­ми).

3) Наи­бо­лее пес­си­ми­стич­ны во взгля­дах на пер­спек­ти­вы че­ло­ве­че­ства уче­ные де­мо­гра­фы и гу­ма­ни­та­рии, по­ла­га­ю­щие, что людям не­об­хо­ди­мо са­мо­огра­ни­чи­вать­ся, стро­го кон­тро­ли­ро­вать при­рост жи­те­лей на Земле (со­от­вет­ствен­но 56% де­мо­гра­фов и 54% гу­ма­ни­та­ри­ев – сто­рон­ни­ки нео­маль­ту­зи­ан­цев).

17 - 3 б. 1) Про­бле­ма Се­ве­ра и Юга — одна из гло­баль­ных про­блем со­вре­мен­но­сти.

2) Сущ­ность про­бле­мы Се­ве­ра и Юга и ее связь с дру­ги­ми гло­баль­ны­ми про­бле­ма­ми.

3) Про­яв­ле­ния и по­след­ствия на­зван­ной про­бле­мы:

а) «де­мо­гра­фи­че­ский взрыв»;

б) голод, ни­ще­та, не­гра­мот­ность, бо­лез­ни;

в) без­ра­бо­ти­ца и ми­гра­ция в эко­но­ми­че­ски бла­го­по­луч­ные стра­ны мира.

4) Пути пре­одо­ле­ния эко­но­ми­че­ской от­ста­ло­сти, бед­но­сти и ни­ще­ты стран «тре­тье­го мира»:

а) осу­ществ­ле­ние про­ду­ман­ной де­мо­гра­фи­че­ской по­ли­ти­ки;

б) уста­нов­ле­ние но­во­го ми­ро­во­го эко­но­ми­че­ско­го по­ряд­ка;

в) меж­ду­на­род­ное со­труд­ни­че­ство в ре­ше­нии про­блем Се­ве­ра и Юга.

Постепенное истощение запасов нефти и металлов активизация деятельности экстремистских групп

В задании № 3 даны вопросы по теме «Человек, общество, познание, культура». Необходимо установить соответствие между признаками, особенностями, характерными чертами, данными в первом столбце, с понятиями, явлениями, данными во втором.

Алгоритм выполнения.

1.Внимательно прочитайте задание и информацию, данную в первом и втором столбце.

2.Определите, по какой конкретно ТЕМЕ дано задание.

3.Вдумывайтесь в каждую особенность, данную в первом столбце, представляйте себе картину, не перепутайте понятия и их характеристики.

4.Запишите ответ цифрами, ещё раз проверив его.

Разберём конкретные примеры.

Пример № 1.

Установите со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми проявления и ха­рак­те­ри­сти­кой глобальных проблем: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те соответствующую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

Б) ак­ти­ви­за­ция деятельности экс­тре­мист­ских групп (захват заложников, под­го­тов­ка и про­ве­де­ние взрывов в ме­стах массового скоп­ле­ния людей)

В) быст­рый рост на­се­ле­ния в стра­нах Азии, Аф­ри­ки и Ла­тин­ской Америки

Г) уве­ли­че­ние разрыва в уров­не валового на­ци­о­наль­но­го дохода на душу на­се­ле­ния между груп­па­ми стран

2) угроза эко­ло­ги­че­ско­го кризиса

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Пояснение.

Внимательно прочитав задание и материал, можно сделать вывод, что речь идёт о конкретных ТРЁХ глобальных проблемах. Определяем, как они проявляются.

А) по­сте­пен­ное истощение за­па­сов нефти и ме­тал­лов (это экологическая проблема, человечество нерационально использует то, что дала природа) — 2;

Б) ак­ти­ви­за­ция деятельности экс­тре­мист­ских групп (захват заложников, под­го­тов­ка и про­ве­де­ние взрывов в ме­стах массового скоп­ле­ния людей) — понятно, что речь идёт о терроризме – 1;

В) быст­рый рост на­се­ле­ния в стра­нах Азии, Аф­ри­ки и Ла­тин­ской Америки – это страны «Юга», то есть развивающиеся, поэтому речь идёт о проблеме «Север-Юг») – 3.

Г) уве­ли­че­ние разрыва в уров­не валового на­ци­о­наль­но­го дохода на душу на­се­ле­ния между груп­па­ми стран (тоже о разном уровне стран Юга и Север) — 3;

Д) рост заболеваний, вы­зван­ных отходами вред­ных производств – это нарушение экологии – 2.

Ответ:21332

Пример № 2.

Установите со­от­вет­ствие между эта­па­ми познания и ил­лю­стри­ру­ю­щи­ми их кон­крет­ны­ми операциями: к каж­дой позиции пер­во­го столбца под­бе­ри­те соответствующую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

Б) от­ра­же­ние предметов и их свойств в виде це­лост­но­го образа

B) фик­са­ция существенных свойств предмета

Г) со­хра­не­ние в па­мя­ти обобщенного об­ра­за предмета

Д) утвер­жде­ние или от­ри­ца­ние наличия у пред­ме­та каких-либо свойств

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

Данное задание по теме «Познание», по особенностям его двух форм – чувственного и рационального. Сразу представим себе, как человек познаёт мир при помощи органов чувств (слуха, зрения, осязания и т.д.) и разума, мышления.

A) от­ра­же­ние в со­зна­нии человека внеш­них свойств предмета (речь идёт о представлении, человек мысленно может представить себе внешние признаки предмета, который видел) – 1;

Б) от­ра­же­ние предметов и их свойств в виде це­лост­но­го образа (это то же самое)- 1;

B) фик­са­ция существенных свойств предмета (чтобы отметить, зафиксировать существенные признаки предмета, недостаточно только внешне за ним наблюдать, необходимо логически размышлять) – 2;

Г) со­хра­не­ние в па­мя­ти обобщенного об­ра­за предмета (снова сохранение в памяти лишь обобщённого образа предмета, то есть того, что мы увидели, услышали и т.д.) – 1;

Д) утвер­жде­ние или от­ри­ца­ние наличия у пред­ме­та каких-либо свойств (это, конечно, логика, рассуждения) – 2;

Е) ло­ги­че­ский вывод новых суж­де­ний о пред­ме­те на ос­но­ве имеющихся (тоже логические суждения) – 2.

ЗАПОМНИТЕ ступени форм познания:

  • чувственное: ощущение, восприятие, представление;
  • рациональное: понятие, суждение, умозаключение.
  1. Запишите ответ цифрами, ещё раз проверив его.

4. Запишите ответ цифрами, ещё раз проверив его.

Ещё раз проверьте свои ответы и запишите цифры.

Ответ:1121

Пример № 3.

Установите со­от­вет­ствие между ха­рак­тер­ны­ми чер­та­ми и ти­па­ми культуры: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

Б) ори­ен­та­ция на за­про­сы ши­ро­ко­го круга потребителей

B) коммерциализация ду­хов­ной деятельности

Г) при­о­ри­тет­ное раз­ви­тие раз­вле­ка­тель­ных жанров

Данное задание по трём основным типам культуры. Подобное задание очень часто предлагается на ЕГЭ, обязательно выучите особенности каждого из этих типов.

A) анонимность произведений (имя автора не сохранилось в памяти народа, мало того, каждое новое поколение дополняет, изменяет что-то в произведениях фольклора, то есть устного народного творчества) – 1;

Б) ори­ен­та­ция на за­про­сы ши­ро­ко­го круга потребителей (это признак массовой культуры, рассчитанной на большой круг потребителей) — 2;

B) коммерциализация ду­хов­ной деятельности (тоже признак массовой культуры, так как данные произведения создаются, чтобы получить прибыль. Кстати, данный пункт часто приводит к затруднению, ведь в наше время все получают прибыль: исполните и народных, и классических произведений. Просто запомните, что это – признак массовой культуры) -2;

Г) при­о­ри­тет­ное раз­ви­тие раз­вле­ка­тель­ных жанров (тоже признак массовой культуры, одна из функций которой- рекреативная, то есть она служит для отдыха, развлечений) -2;

Д) слож­ность содержания (это признак элитарной культуры; чтобы почувствовать всю прелесть, например, оперы или балета, нужна подготовка, знание особенностей данных произведений, которые отличаются сложностью содержания) -3.

Ответ:12223

Таковы рекомендации по выполнению задания № 3.

Для выполнения данного задания необходимо знать теоретический материал по темам «Общество, человек, познание, духовная сфера». Это достаточно большой блок. Учите термины, определения понятий, их особенности, признаки, чтобы успешно выполнить задание № 3.

Тип 3 № 134

Установите соответствие между признаком и отраслью культуры, произведения которой он характеризует: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Б) логическая целостность

В) художественный язык

Г) чувственно-эмоциональное отражение мира

Наука — это логика. Художество — это уникальное выражение эмоций и чувств.

А) образность — искусство.

Б) логическая целостность — наука.

В) художественный язык — искусство.

Г) чувственно-эмоциональное отражение мира — искусство.

Д) обоснованность — наука.

Тип 3 № 467

Установите соответствие между характеристиками различных обществ и их типами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

A) господство сельского натурального хозяйства

Б) доминирование интенсивных технологий

B) господство общинной собственности

Г) преобладание ручных орудий труда

Д) развитие расширенного воспроизводства

1) традиционное (аграрное)

A) господство сельского натурального хозяйства — традиционное (аграрное).

Б) доминирование интенсивных технологий — индустриальное.

B) господство общинной собственности — традиционное (аграрное).

Г) преобладание ручных орудий труда — традиционное (аграрное).

Д) развитие расширенного воспроизводства — индустриальное.

Тип 3 № 615

Установите соответствие между главными социальными институтами и сферами жизни общества: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

3) духовная культура

4) социальные отношения

Социальный институт — это исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей.

Экономическая сфера связана с производством, обменом, потреблением материальных благ. Ее институты: деньги, капитал, собственность, производство.

Политическая сфера включает в себя управление и руководство в обществе. Ее институты: власть, разделение властей, суд, государство.

Социальная сфера включает отношения между различными социальными общностями и группами. Ее институты: семья, брак, материнство.

Духовная сфера охватывает отношения, складывающиеся в процессе создания, распространения, сохранения и освоения духовных ценностей. Ее институты: церковь, школа, театр, образование, религия.

А) государство — политика.

Б) религия — духовная культура.

В) образование — духовная культура.

Г) производство — экономика.

Д) семья — социальные отношения.

Тип 3 № 800

Установите соответствие между социальными фактами и формами культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) показ многосерийного телевизионного фильма

Б) проведение фестиваля фольклорных коллективов

В) празднование масленицы

Г) завершение экспедиции по записи обрядовых песен

Д) концерт эстрадной музыки

Народная культура — фольклор. Создается неизвестными авторами, сохраняется в виде традиционных праздников, песен, образцов устного народного творчества.

Массовая культура. Общедоступна, понятна большинству людей, непритязательна, ее образцы выпускаются большими тиражами. Создается профессионалами. Продукты массовой культуры — продукт для продажи.

А) показ многосерийного телевизионного фильма — массовая.

Б) проведение фестиваля фольклорных коллективов — народная.

В) празднование масленицы — народная.

Г) завершение экспедиции по записи обрядовых песен — народная.

Д) концерт эстрадной музыки — массовая.

Тип 3 № 1022

Установите соответствие между примерами проявления и характеристикой глобальных проблем: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) постепенное истощение запасов нефти и металлов

Б) активизация деятельности экстремистских групп (захват заложников, подготовка и проведение взрывов в местах массового скопления людей)

В) быстрый рост населения в странах Азии, Африки и Латинской Америки

Г) увеличение разрыва в уровне валового национального дохода на душу населения между группами стран

Д) рост заболеваний, вызванных отходами вредных производств

1) угроза мирового терроризма

2) угроза экологического кризиса

3) проблема «Север — Юг»

Экологический кризис — это кризис, связанный с истощением природных ресурсов, загрязнением окружающей среды и т. д.

Угроза мирового терроризма — учащение захвата заложников, взрывов в мире, экстремистских взглядов и уничтожения мирного населения.

Проблема «Север-Юг» — это проблема стран Севера и Юга, стран развитых и отсталых стран Третьего мира (Африка, Латинская Америка).

А) постепенное истощение запасов нефти и металлов — угроза экологического кризиса.

Б) активизация деятельности экстремистских групп (захват заложников, подготовка и проведение взрывов в местах массового скопления людей) — угроза мирового терроризма.

В) быстрый рост населения в странах Азии, Африки и Латинской Америки — проблема «Север — Юг».

Г) увеличение разрыва в уровне валового национального дохода на душу населения между группами стран — проблема «Север — Юг».

Д) рост заболеваний, вызванных отходами вредных производств — угроза экологического кризиса.

Глобальные проблемы современности, практикум. Формат ЕГЭ

За­да­ние 8. Про­чи­тай­те при­ве­ден­ный ниже текст, каж­дое по­ло­же­ние ко­то­ро­го обо­зна­че­но опре­де­лен­ной бук­вой.

(А) Груп­па уче­ных во главе с А. Пе­чет­ти ор­га­ни­зо­ва­ла так на­зы­ва­е­мый Рим­ский клуб — меж­ду­на­род­ную не­пра­ви­тель­ствен­ную ор­га­ни­за­цию, цель ко­то­рой — изу­че­ние про­блем со­вре­мен­но­го мира. (Б) Не­кон­тро­ли­ру­е­мый рост на­се­ле­ния, эко­ло­ги­че­ские про­бле­мы, со­вре­мен­ные до­сти­же­ния науки и тех­но­ло­гии по­ста­ви­ли про­бле­му оцен­ки ка­че­ства со­ци­аль­но­го про­грес­са. (В) Обост­ре­ние гло­баль­ных про­блем сви­де­тель­ству­ет, на наш взгляд, о кри­зи­се со­вре­мен­но ци­ви­ли­за­ции. (Г) В то же время до­пус­ка­ем, что по­пыт­ки раз­ре­шить гло­баль­ное про­бле­мы укреп­ля­ют един­ство стран и на­ро­дов. (Д) В ра­бо­те Рим­ско­го клуба при­ни­ма­ют уча­стие спе­ци­а­ли­сты из раз­ных стран.

Опре­де­ли­те, какие по­ло­же­ния тек­ста носят

1) фак­ти­че­ский ха­рак­тер

2) ха­рак­тер оце­ноч­ных суж­де­ния

3) ха­рак­тер тео­ре­ти­че­ских утвер­жде­ний

За­да­ние 9. Про­чи­тай­те при­ве­ден­ный ниже текст, каж­дое по­ло­же­ние ко­то­ро­го обо­зна­че­но опре­де­лен­ной бук­вой.

(А) Гло­баль­ные про­бле­мы со­вре­мен­но­го мира угро­жа­ют вы­жи­ва­нию че­ло­ве­че­ства как био­ло­ги­че­ско­го вида. (Б) Пре­умень­ше­ние опас­но­сти новой ми­ро­вой войны в со­вре­мен­ных усло­ви­ях не­оправ­дан­но. (В) По офи­ци­аль­ным све­де­ни­ям, на Земле на­счи­ты­ва­ет­ся около 70 тысяч еди­ниц ядер­но­го ору­жия. (Г) Про­ведённые рас­че­ты по­ка­зы­ва­ют, что этот ар­се­нал спо­со­бен пол­но­стью уни­что­жить жизнь на пла­не­те. (Д) Счи­та­ем, что об­ра­ще­ние к ми­ро­во­му со­об­ще­ству с при­зы­вом к разору­же­нию край­не не­об­хо­ди­мо.

В дан­ной ниже таб­ли­це при­ве­де­ны буквы, ука­зы­ва­ю­щие на про­пуск слова. За­пи­ши­те в таб­ли­цу под каж­дой бук­вой номер вы­бран­но­го вами слова.

За­да­ние 12. Какой смысл об­ще­ство­ве­ды вкла­ды­ва­ют в по­ня­тие «гло­ба­ли­за­ция»? При­вле­кая зна­ния об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, со­ставь­те два пред­ло­же­ния: одно пред­ло­же­ние, со­дер­жа­щее ин­фор­ма­цию о про­яв­ле­ни­ях гло­ба­ли­за­ции в по­ли­ти­че­ской сфере, и одно пред­ло­же­ние, рас­кры­ва­ю­щее про­цесс гло­ба­ли­за­ции в эко­но­ми­че­ской сфере

Тест по теме "Глобальные проблемы"

1) Гло­баль­ные про­бле­мы пред­став­ля­ют угро­зу су­ще­ство­ва­нию че­ло­ве­че­ства.

2) Гло­баль­ные про­бле­мы обост­ри­лись во вто­рой по­ло­ви­не XX в.

3) Все гло­баль­ные про­бле­мы могут быть успеш­но ре­ше­ны со­вре­мен­ной на­у­кой.

4) Гло­баль­ные про­бле­мы могут быть ре­ше­ны на ре­ги­о­наль­ном уров­не.

5) Гло­баль­ные про­бле­мы яв­ля­ют­ся со­во­куп­но­стью со­ци­аль­но-при­род­ных про­блем.

3. Установите со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми проявления и ха­рак­те­ри­сти­кой глобальных проблем: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те соответствующую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

А) по­сте­пен­ное истощение за­па­сов нефти и ме­тал­лов

Д) рост заболеваний, вы­зван­ных отходами вред­ных производств

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

1) угроза ми­ро­во­го терроризма

4. Установите со­от­вет­ствие между ви­да­ми гло­баль­ных про­блем и их кон­крет­ны­ми проявлениями: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

А) Мас­штаб­ная вы­нуж­ден­ная ми­гра­ция из раз­ви­ва­ю­щих­ся стран в развитые.

Б) Гло­баль­ное из­ме­не­ние климата.

В) Вы­со­кий уро­вень кон­цен­тра­ции мас­со­вой бед­но­сти и ни­ще­ты в странах

Г) Со­кра­ще­ние би­о­раз­но­об­ра­зия Земли.

Д) Огра­ни­чен­ность при­род­ных за­па­сов уг­ле­во­до­род­но­го сырья.

ВИД ГЛО­БАЛЬ­НОЙ ПРОБЛЕМЫ

1) эко­ло­ги­че­ские проблемы

2) про­бле­ма «Север-Юг»

3) энер­ге­ти­че­ская проблема

5. Какие из пе­ре­чис­лен­ных мер на­прав­ле­ны на пре­одо­ле­ние про­бле­мы «Север-Юг»?

6 .Гонка во­ору­же­ний по­вли­я­ла на обостре­ние эко­ло­ги­че­ской и эко­но­ми­че­ской си­ту­а­ции в мире. Вы­бе­ри­те из при­ве­ден­но­го ниже спис­ка гло­баль­ные проблемы, ко­то­рые не­по­сред­ствен­но от­ра­же­ны в дан­ной причинно-след­ствен­ной связи.

1) угроза новой ми­ро­вой войны

2) экологический кри­зис и его последствия

3) отставание раз­ви­ва­ю­щих­ся стран «третьего мира» от раз­ви­тых стран

4) демографическая си­ту­а­ция на планете

5) алкоголизм и наркомания

6) международный терроризм

7. В стране Z создан Центр изучения глобальных экологических проблем. Какие проблемы могут стать объектом изучения в данном центре?

1) проблема «Север—Юг»

2) потепление климата

3) повышение уровня Мирового океана

4) распространение вируса СПИДа

5) озоновые дыры

6) глобальное перенаселение

8. Парламент страны Х принял ряд новых законов. Какие из перечисленных законов направлены на решение существующих глобальных проблем?

1) Введены налоговые льготы для предприятий, устанавливающих новейшее очистное оборудование.

2) Ужесточена ответственность за сокрытие информации о готовящихся террористических актах.

3) В Гражданский кодекс внесены изменения, направленные на упрощение процедуры регистрации сделок.

4) Законодательно был повышен размер МРОТ.

5) В государстве учреждена новая должность Уполномоченного по правам ребёнка.

6) Ратифицировано международное соглашение по сокращению выбросов в атмосферу.

Читайте также: