Практическая работа 5 решение экспериментальных задач по теме металлы

Обновлено: 21.09.2024

Современные дети живут в огромном информационном потоке, который нужно научиться структурировать. Это можно суметь сделать с помощью таких мыслительных операций как анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение и т.п. Их можно отнести к метапредметным действиям, о которых говорится в образовательном стандарте нового поколения. Именно эти действия, обеспечивающие овладения ключевыми компетенциями, составляют основу умения учиться.

По этой причине, данная практическая работа составлена таким образом, что большая часть времени отводится на формирование навыка аналитической деятельности, нежели экспериментальной. В отчете работы даже не требуются уравнения проделанных реакций, контролируется заполнение таблицы, в которой указываются наблюдения, происходящие в ходе реакции, правильность определения веществ по номеру пробирки, навыки работы с химическими веществами и соблюдение правил техники безопасности.

Работа по данной теме является логическим продолжением цикла практических работ по теме «Металлы», которые идут последовательно одна за другой:

1. «Осуществление цепочек химических превращений»
2. «Качественные реакции на катионы металлов» и «Экспериментальное решение задач по теме «Металлы». Поэтому умения писать уравнения и указывать признаки реакций контролировались ранее.

В ходе беседы необходимо требовать от учащихся озвучивать те методы, которыми они пользовались, поскольку все чаще в диагностических работах проверяют сформированность данных метапредметных действий.

Цель: обучение применения научных методов исследования в ходе практической работы

Задачи:

  • закрепить знания о качественных реакциях на катионы металлов;
  • показать значимость теоретических научных методов для исследовательской деятельности;
  • отработать навыки обращения с химическим оборудованием и правила техники безопасности.

Оборудование: штатив для пробирок с пятью пробирками под номерами (вещества в них в твердом состоянии), серная кислота, гидроксид натрия, спиртовка, спички, стеклянная палочка со стальной петлей, карточка с названиями предложенных для определения веществ.

Ход урока:

1-ый этап – ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ

Инструктаж по технике безопасности проведения практической работы на рабочем месте.
Оформление начала работы в тетради

2-ой этап – ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ

Учитель: Сегодня вам придется столкнуться с необычной задачей: вы должны будете к концу урока узнать какие вещества стоят перед вами. Это ваша цель на сегодняшний урок. Для себя я поставила другую цель: показать вам использование научных методов и необходимость их комплексного применения для решения научных задач.
Вспомним, какие есть научные методы исследования. (Написать схему на доске)

Научные методы исследования
Теоретические Практические или эмпирические

Кратко обговариваем характеристику каждого метода:

  • Анализ – выделение отдельных сторон или признаков объекта или явления и их всестороннее рассмотрение.
  • Синтез – соединение ранее выделенных частей предмета в единое целое.
  • Обобщение – установление общих свойств и признаков объектов.
  • Сравнение – выявление черт сходства и отличия объектов
  • Моделирование – изучение объекта на основе создания ее копии (модели)
  • Наблюдение – целенаправленное восприятие объектов или явлений, не вмешиваясь в ход событий
  • Эксперимент – наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях, что позволяет восстановить ход исследуемого явления при повторении условий.

Теперь, когда мы вооружились знаниями о научных методах, можно приступать к их применению на практике.
Возьмите карточку и напишите в тетрадь формулы предложенных веществ: хлорид меди(II), хлорид железа(III), хлорид алюминия, хлорид лития, хлорид бария.

Учитель: Что же вам сегодня необходимо определить: катион или анион?

Ученик: определяем катион, поскольку анион у всех солей одинаковый.

Учитель: Какими методами вы сейчас воспользовались?

Ученик: Сравнение и анализ.

Учитель: Рассмотрите вещества, находящиеся в пробирках. Что Вы можете о них сказать?

Ученик: Все вещества твердые, но разного цвета: одно – синее, другое – красно-коричневое, а остальные белые.

Учитель: Какими методами вы воспользовались?

Ученик: Наблюдение и сравнение.

Учитель: Может быть, кто-то уже смог определить некоторые вещества?

Ученик: Перед нами в одной пробирке соль меди, т.к. ее ион окрашен в синий цвет, а другое окрашенное вещество соль железа 3+, поскольку этот ион тоже окрашен. Таким образом, мы определили хлорид меди и хлорид железа, воспользовавшись методами наблюдения, сравнения и анализа.

Учитель: Не прибегая к эксперименту, вы получили результат, который приближает вас к поставленной цели. Как вы его достигли?

Ученик: С помощью методов научного познания, в основном теоретических, мы смогли определить два вещества, не прибегая к эксперименту.

Учитель: Оставшиеся вещества одинаковые по внешнему виду, вероятно, пришло время воспользоваться экспериментом. Вспомним, как называются реакции, с помощью которых можно определить качественный состав вещества?

Ученик: Такие реакции называют качественными.

Учитель: Воспользуемся предшествующей практической работой и вспомним качественные реакции на оставшиеся катионы.

Ученик: Катион Ва 2+ определяем сульфат-анионом (на столах стоит серная кислота); катион алюминия определяем с помощью щелочи, поскольку гидроксид алюминия амфотерен и будет растворяться в избытке щелочи. Оставшаяся соль – хлорид лития. Катион лития можно определить и по изменению цвета пламени, которое приобретет малиновую окраску. Метод, которым сейчас воспользовались – анализ.

Учитель: И, наконец, последний теоретический этап: мы должны понять как записать наблюдения, полученные в ходе эксперимента, чтобы четко был виден результат работы (Учащиеся предлагают сделать таблицу, в которой на пересечении граф записывают наблюдения. Метод – обобщения)

Практическая работа "Решение экспериментальных задач по теме "Металлы"

Цель: на основе знаний о металлах и их кислородных соединений научиться решать экспериментальные задачи; уметь проводить качественные реакции. соблюдать правила ТБ.

- углубить и систематизировать знания учащихся о металлах и их кислородных соединений; закрепление практических навыков при решении экспериментальных задач, умение составлять уравнения реакций.

- развитие навыков практической работы и развивать познавательный интерес, используя приемы самостоятельной работы, умение проводить лабораторные опыты.

- воспитание аккуратности при выполнении практических работ и соблюдении правил по технике безопасности; бережное отношение к реактивам.

Мысленно закройте глаза. Выполните

10 шагов вперед вверх

5 шагов вправо

5 шагов вниз

5 шагов влево

Какая фигура получилась.

( флажок).

1.На интер. доске предложения( используя названия металлов в переносном смысле образуем предложения)

1. Человек обладает…. здоровьем (железным)

2.Над городом нависли … тучи (свинцовые)

3.Певец обладает уникальным…. голосом (серебряным)

4.Каникулы – это….пора детства (золотая)

2.В эпиграфах найти слова, которые связаны с наукой химией, а затем самим определить цель урока. После формулирования цели легко перейти к теме урока.

«СУХА ТЕОРИЯ, МОЙ ДРУГ, А ДРЕВО ЖИЗНИ ПЫШНО ЗЕЛЕНЕЕТ»

«И ОПЫТ, СЫН ОШИБОК ТРУДНЫХ, И ГЕНИЙ, ПАРДОКСОВ ДРУГ…»

Металлы, теория, опыт.

Практическая работа

Решение экспериментальных задач по теме «Металлы».

Цель: изучить свойства металлов и их соединений.

Оборудование и реактивы:

1 вариант: штатив для пробирок, пробирки, растворы азотной кислоты, соляной кислоты, гидроксида натрия, сульфата никеля ( II ), нитрата серебра. хлорида железа (III), роданида калия, фосфата натрия, сульфата цинка.

Ход работы:

Вспомните правила техники безопасности при выполнении химического эксперимента.

Ø В химической лаборатории не пробуют на вкус даже известные вещества, они могут содержать примеси, ядовитые для человека.

Ø Кислоты – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки.

Ø Щёлочи – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки. От них возможна полная потеря зрения.

Ø Если кислота или щёлочь попала на кожу, её надо немедленно промыть большим количеством проточной воды.

Ø Соединения меди в виде пыли при попадании на кожу, особенно в местах микротравм, могут вызвать раздражения, привести к аллергии в лёгкой форме.

Ø Все нитраты оказывают сжигающее действие на кожу и слизистые оболочки. Нитрат серебра (ляпис) разлагается под действием солнечного света. При попадании на кожу вызывает её потемнение.

Ø Роданиды являются соединениями повышен­ной физиологической активности. При работе с ними следует приме­нять индивидуальные средства защиты, соблюдать правила личной гигиены.Не допускать попадания препаратов внутрь организма!

Ø Стекло – хрупкий материал, имеющий малое сопротивление при ударе и незначительную прочность при изгибе. Категорически запрещается использовать посуду, имеющую трещины и отбитые края.

Ø Пробирку закрепляют в держателе так, чтобы от горлышка пробирки до держателя было расстояние 1 – 1, 5 см.

Ø Опыты проводить с таким количеством веществ, которые указаны в методическом руководстве по проведению каждого опыта.

Ø Без разрешения учителя, ничего на столах не трогать.

Ø Во время проведения эксперимента или оформлении отчёта соблюдайте тишину.

Ø После работы приведи порядок на рабочем месте.

I вариант

Используя необходимые реактивы и оборудование, выполните следующие превращения

Уравнения реакций

1. К раствору хлорида железа (III) добавим несколько капель щелочи.

Образуется осадок бурого цвета.

FeCl 3 + 3 NaOH Fe ( OH )3↓ + 3 NaCl

Fe 3+ + 3 OH - Fe ( OH )3

2. К полученному осадку добавим раствор азотной кислоты.

Осадок растворяется, образуется раствор желтого цвета.

Fe(OH) 3 + 3 H + → Fe 3 + + 3 H2O

3. К раствору нитрата железа (III) добавим несколько капель роданида калия.

Появление кроваво-красного окрашивания.

Fe 3+ + 3CNS - ↔ Fe(CNS)3

Вывод: Экспериментально осуществили превращения химических реакций.

Задание 2. Приготовьте гидроксид никеля ( II ) и исследуйте его свойства.

1. К раствору сульфата никеля (II) добавим несколько капель щелочи.

Образуется осадок светло-зеленого цвета.

2. Полученный осадок раздел на 2 части. В одну пробирку к полученному осадку добавим раствор соляной кислоты.

Осадок растворяется.

Ni ( OH )2 + 2 HCl NiCl 2 + 2 H 2 O

Ni ( OH )2 + 2 H + Ni 2+ + 2 H 2 O

3. В другую пробирку к полученному осадку добавим конц. раствор щелочи.

Изменений нет.

Вывод: Гидроксид никеля ( II ) – осадок светло-зеленого цвета, проявляет основные свойства.

Задание 3. Предложите наиболее рациональный путь определения солей, растворы которых находятся в пронумерованных пробирках: Na 3 PO 4 , FeCl3, ZnS O4, Уравнения реакция запишите в молекулярной и ионной форме.

8 класс, химия, урок №40 :Практическая работа № 5 Решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы неорганических соединений»
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

За лето ребенок растерял знания и нахватал плохих оценок? Не беда! Опытные педагоги помогут вспомнить забытое и лучше понять школьную программу. Переходите на сайт и записывайтесь на бесплатный вводный урок с репетитором.

Вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

Предварительный просмотр:

8 класс, химия, урок №40 : Практическая работа № 5

Решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы неорганических соединений»

Цели и задачи: Закрепить знания полученные по теме: «Важнейшие классы неорганической химии». на практической деятельности. Повторить и использовать правила ТБ при выполнении практической работы. Воспитывать чувство ответственности , дисциплинированности при ее выполнении. Выработка умений самостоятельно применять знания в комплексе. Продолжать развивать умение строить логические связи , осмысленно двигаясь по цепочке: простое вещество- оксид- основание- соль. развивать мышление формируя и поддерживая интерес к химии. как к науке имеющей огромное прикладное значение.

Приборы и материалы.: лабораторное оборудование: пробирки , штатив для пробирок, реактивы: хлорид натрия, гидроксид натрия, соляная кислота, хлорид калия, сульфат меди(II), нитрат серебра, индикатор: лакмус
Ход урока:

2) Задание урока (1,2,9)

- опытным путем доказать в каких пробирках содержится растворы: хлорида натрия, гидроксида натрия, соляной кислоты.

- опытным путем отличить д. воду от хлорида калия

- Из раствора сульфата меди(II) получить хлорид меди(II)

Сначала мы с вами откроем тетради для практических работ. Запишем сегодняшнее число. Самостоятельно запишите приборы и материалы ,из задач 1,2,9

Оформляем таблицы к заданиям

Вывод (какое это вещество)

Самостоятельная работа учащихся.

А теперь можно и приступать к практической части нашего урока. И самое главное это повторить правила по ТБ. Это наши традиционные правила.

  1. Категорически запрещается входить с кабинет химии без разрешения учителя.
  2. В кабинете химии запрещается принимать пищу и напитки.
  3. Учащимся запрещается выносить из кабинета и вносить в него любые вещества без разрешения учителя.
  4. Во время работы в кабинете химии учащиеся должны соблюдать чистоту, порядок на рабочем месте, а также четко следовать правилам ТБ.
  5. Не допускается загромождение проходов портфелями и сумками.
  6. Не допускается нахождение в кабинете химии во время проветривания.
  7. Проводите опыты лишь с теми веществами, которые указаны учителем.
  8. Не пробуйте вещества на вкус.
  9. При выяснении запаха не подносите сосуд близко к лицу. Для выяснения запаха нужно ладонью руки сделать движение от отверстия сосуда к носу.
  10. Нагревая пробирку с жидкостью, держите ее так, чтобы открытый конец ее был направлен в сторону от себя и от соседа.
  11. Учащиеся, присутствующие на практической работе без халата, непосредственно к проведению эксперимента не допускаются.
  12. Опыты производите только над столом.
  13. В случае пореза, ожога немедленно обращайтесь к учителю.
  14. Обращайтесь бережно с посудой, веществами и лабораторным оборудованием.
  15. Закончив работу, приведите рабочее место в порядок.

Учащиеся ставят росписи о инструктаже по ТБ.

Для выполнения работы на ваших толах стоят пронумерованные три пробирки. Визуально видно что вещества совершенно одинаковые на вид. Даже зная формулу мы практически не можем отличить эти вещества друг от друга, помочь нам в этом могут вещества которые изменяют цвет в разных средах. Учащиеся называют – индикаторы. Называют- фенолфталеин, матилоранж, лакмус.

Итак, пришло время приступать к выполнению задания №1. (использум индикатор Лакмус)
Залдание 2. Отличить воду от хлорида меди 2, на столе стоит склянка с надписью нитрат серебра, это реагент для определения хлоридов
Залдание 3
Получить опытным путем их сульфата меди – хлорид меди.
- Возможно ли такая цепочка превращений происходить сразу?
- Нет. Сначала надо получить гидроксид меди , а затем хлорид меди.
Цепочку превращений учитель записывает на доске.
Учащиеся самостоятельно делают опыты. Получая в первой реакции ярко голубой осадок гидроксида меди (II)/
Затем приливают соляную кислоту получая, хлорид меди (II)/
Учитель записывает начало реакции на доске, учащиеся уточняют продукты реакции. Расстанавливают коэффиценты учащиеся самостоятельно.

Оформляют работу в тетеради.

6. Итог урока.:
Записываем общий вывод к проделанной работе.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Практическая работа «РЕШЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЗАДАЧ ПО ТЕМЕ «Металлы».

Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся специальные предметные умения работать с веществами, учит школьников безопасно.


МР урока – практической работы Решение экспериментальных задач по теме «Щелочные и щелочноземельные металлы» для 10 класса

Урок – практическая работа Решение экспериментальных задач по теме «Щелочные и щелочноземельные металлы». Место урока в теме – тема «Металлы», заключительный урок по теме по УМК "Химия 10 класс" Л.С.Г.


Практическая работа. РЕШЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЗАДАЧ ПО ТЕМЕ: «КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА»

Практическая работа №7РЕШЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЗАДАЧ ПО ТЕМЕ:«КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕВЕЩЕСТВА».


Практическая работа. Решение экспериментальных задач. По электромагнитным колебаниям.

Данную работу можно использовать при изучении темы в 11 классе: «ПЕРЕМЕННЫЙ ТОК». Материал предназначен для повторения.


Практическая работа "РЕШЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЗАДАЧ ПО ТЕМЕ "МЕТАЛЛЫ И ИХ СОЕДИНЕНИЯ""

Практическая работа для 9-го класса4 варианта45 минут.


Практическая работа: Решение экспериментальных задач по теме: «Обобщение сведений об основных классах неорганических соединений» (8 класс)

Инструкция к проведению практической работы по теме:"Обобщение и систематизация знаний основных классов неорганических соединений".

Практическая работа "Решение экспериментальных задач" для 9 класса в дистанционном формате.

Данная практическая работа по химии может быть использована во время проведения дистанционных уроков в 9 классе после изучения раздела "Неметаллы".

Практическая работа. Решение экспериментальныз эадач по теме Металлы

Цель урока: научиться решать экспериментальные задачи по теме «Металлы». Определять наличие ионов с помощью качественных реакций.

Задачи урока:

Образовательные : научиться использовать полученные знания в решении экспериментальных задач.

Развивающие: развивать умения ставить несложные проблемы, формулировать гипотезы и проводить их опытную проверку; совершенствовать умения работать с лабораторным оборудованием и реактивами; продолжить формирование умений оформлять результаты учебного эксперимента; развивать способность к само- и взаимоконтролю.

Воспитательные: продолжить формирование научного мировоззрения учащихся, воспитывать культуру общения через работу в парах «ученик – ученик», «учитель – ученик», а также наблюдательность, внимание, пытливость, инициативу.

оборудование: ( для класса из 4 учеников)

штатив для пробирок, пробирки, раствор соляной кислоты, гидроксида натрия,

хлорида железа (III),

для большого класса : еще в дополнение хлорида калия, карбоната калия, хлорида меди ( II ), хлорида железа ( II ) сульфата никеля ( II ), нитрата серебра.

I . Организационный этап.

Приветствие. Отметка отсутствующих. Проверка готовности к уроку.

II .Актуализация и мотивация учебной деятельности.

Сегодня на уроке мы проведем практическую работу, в результате которой выясним, как хорошо вы поняли изученную тему.

Ø Роданиды являются соединениями повышен­ной физиологической активности. При работе с ними следует приме­нять индивидуальные средства защиты, соблюдать правила личной гигиены. Не допускать попадания препаратов внутрь организма!

III .Проведение практической работы.

Практическая работа №5: Решение экспериментальных задач по теме: «Металлы».( в тетрадях)

задание 1

Получение гидроксидов железа и изучение их свойств по инструкции учебника Н.Е.Кузнецовой, стр. 252 - 253

опыт1.

Получите гидроксиды железа ( II ) и ( III ) из растворов соответсвующих солей. Для этого к растворам солей Fe 2+ и Fe 3+ прилейте раствор щелочи. Сравните полученные осадки по внешнему виду.

Запишите уравнения реакций.

опыт2.

Исследуйте свойства полученных соединений в соответствии со схемой учебника рис.79 и см. ниже.

Практическая работа 5 решение экспериментальных задач по теме металлы

Автор: Белоус Вера Владимировна

Организация: МБОУ СОШ №1 им. В.Н. Березуцкого п. Мостовского

Населенный пункт: Краснодарский край, п. Мостовской

Цель: на основе знаний о металлах, полученных на теоретических занятиях, научиться решать экспериментальные задачи; уметь проводить качественные реакции, соблюдать правила ТБ.

- углубить и систематизировать знания обучающихся о металлах и их кислородных соединений; закрепление практических навыков при решении экспериментальных задач, умение составлять уравнения реакций.

Мысленно закройте глаза. Выполните

10 шагов вперед вверх

5 шагов вправо

5 шагов вниз

Какая фигура получилась?

1.Ребята, попробуйте закончить предложения, используя названия металлов, преобразуя их в прилагательные:

1.Человек обладает…. здоровьем (?)

2.Над городом нависли … тучи (?)

3.Певец обладает уникальным…. голосом (?)

4.Каникулы – это….пора детства (?)

Эпиграф урока:

Практическая работа

Решение экспериментальных задач по теме «Металлы».

Цель: изучить свойства металлов и их соединений.

Оборудование и реактивы: штатив для пробирок, пробирки, растворы азотной кислоты, соляной кислоты, гидроксида натрия, сульфата никеля (II), нитрата серебра. хлорида железа (III), роданида калия, фосфата натрия, сульфата цинка.

Ход работы:

Ребята, несмотря на то, что мы сегодня выполняем работу вне химической лаборатории вспомните правила техники безопасности при выполнении химического эксперимента. Эти знания пригодятся Вам для выполнения задания 26 ЕГЭ по химии.

1) В химической лаборатории не пробуют на вкус даже известные вещества, они могут содержать примеси, ядовитые для человека.

2)Кислоты – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки.

3)Щёлочи – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки. От них возможна полная потеря зрения.

4)Если кислота или щёлочь попала на кожу, её надо немедленно промыть большим количеством проточной воды.

5)Соединения меди в виде пыли при попадании на кожу, особенно в местах микротравм, могут вызвать раздражения, привести к аллергии в лёгкой форме.

6)Все нитраты оказывают сжигающее действие на кожу и слизистые оболочки. Нитрат серебра (ляпис) разлагается под действием солнечного света. При попадании на кожу вызывает её потемнение.

7)Роданиды являются соединениями повышенной физиологической активности. При работе с ними следует применять индивидуальные средства защиты, соблюдать правила личной гигиены. Не допускать попадания препаратов внутрь организма!

8)Стекло – хрупкий материал, имеющий малое сопротивление при ударе и незначительную прочность при изгибе. Категорически запрещается использовать посуду, имеющую трещины и отбитые края.

9)Пробирку закрепляют в держателе так, чтобы от горлышка пробирки до держателя было расстояние 1 – 1, 5 см.

10)Опыты проводить с таким количеством веществ, которые указаны в методическом руководстве по проведению каждого опыта.

11)Без разрешения учителя, ничего на столах не трогать.

12)Во время проведения эксперимента или оформлении отчёта соблюдайте тишину.

13)После работы приведи порядок на рабочем месте.

Задание 1.

Можно посмотреть видеоопыты по ссылкам:

Что делали

Признаки реакции

Уравнения реакций в молекулярном и сокращенном ионном виде

Вывод: Экспериментально осуществили превращения химических реакций.

Задание 2.

Вывод: Гидроксид никеля (II) – осадок светло-зеленого цвета, проявляет основные свойства.

Задание 3.

Вывод: Распознать вещества можно с помощью качественных реакций

Читайте также: