Практическая работа 6 решение экспериментальных задач по теме металлы и их соединения

Обновлено: 02.07.2024

Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся специальные предметные умения работать с веществами, учит школьников безопасному и грамотному обращению с веществами на уроках, в быту и на производстве. Основная роль практической работе заключается в развитии у учащихся научного мышления, в формировании умений интеллектуального проникновения в сущность изучаемых явлений, в побуждении интереса к науке, в приобщении к научному поиску и т.д. Практические работы должны проводиться с учетом интересов школьников, иметь практическую направленность, носить элемент занимательности. Постановка проблемных вопросов, моделирование проблемных ситуаций, творческие задания должны стать логическим дополнением к уроку. Такой деятельностный подход в обучении химии делает успешной практическую работу, повышает интерес к исследовательской деятельности учащихся и к предмету в целом. В данной практической работе используются элементы проблемного обучении, коллективный способ обучения, игровая технология, а также технология развивающего обучения.

ВложениеРазмер
9_klass_prakticheskaja_rabota_no2.doc 421.5 КБ
Подтяните оценки и знания с репетитором Учи.ру

За лето ребенок растерял знания и нахватал плохих оценок? Не беда! Опытные педагоги помогут вспомнить забытое и лучше понять школьную программу. Переходите на сайт и записывайтесь на бесплатный вводный урок с репетитором.

Вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

Предварительный просмотр:

Тема: Практическая работа №2 «РЕШЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЗАДАЧ ПО ТЕМЕ «Металлы».

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся

Создать условия для активизации у учащихся личностных и регулятивных УУД:

-самостоятельную коррекцию знаний;

Создать условия для формирования:

- навыков работы с лабораторным оборудованием, выполнения правил техники безопасности;

- умения включать в процесс деятельности знания, полученные на предыдущих уроках,

- умения обобщать и систематизировать знания о свойствах металлов и их соединений.

Создать условия для развития у учащихся познавательных и коммуникативных УУД:

-умения определять способы действия,

-устанавливать причинно-следственные связи,

-организовывать сотрудничество и совместную деятельность с одноклассниками;

-работать в группах;

-формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

- исследовательские умения (анализ, синтез, выбор методов, постановка эксперимента по составленному плану, выводы на основе полученных результатов).

Оборудование и реактивы: образцы магния, цинка и меди, оксида кальция и оксида цинка, пробирки, соляная кислота, вода в колбе, гидроксид алюминия, пластинка меди, спиртовка, тигельные щипцы, спички, держатель для пробирок, штатив для пробирок, инструкционные карты, ряд активности металлов, знаки безопасности .

Задача: подготовить учащихся к работе на уроке.

Приветствует учащихся, создает благоприятную обстановку на уроке. Обращает внимание учащихся на готовность к уроку. Просит разделиться на группы. Сообщает, что за урок можно получить две оценки (за правильно оформленную работу и за активную работу на уроке).

Настраиваются на урок. Готовятся к уроку.

Рабочие места учащихся организованы, учащиеся готовы к уроку, разделены на группы, выбрали старшего по группе Установление эмоционально-психологического контакта.

Столы сдвинуты по два, на которых установлены таблички с разными цветами. Каждый учащийся выбирает карточку определенного цвета и занимает место за столом в соответствии с цветовой гаммой.

Старший по группе выполняет следующие функции: распределяет обязанностей (выполнение эксперимента, выбирает, кто отвечает на вопросы), отвечает за порядок на рабочем месте, проверяет правильность заполнения тетрадей у учащихся группы

Сообщает эпиграф к уроку «Суха теория, мой друг, А древо жизни пышно зеленеет» «Фауст» Гете

«И опыт, сын ошибок трудных, и гений, парадоксов друг…»А.С. Пушкин. Предлагает учащимся, вспомнить какую тему они изучали в течение месяца и в эпиграфах найти слова, которые связаны с наукой химией, а затем самим определить цель урока. После формулирования цели легко перейти к теме урока.

Работают в группе, находят слова «теория» и «опыт» в эпиграфах, на основании которых формулируют цель урока: опытным путем доказать химические свойства металлов и их соединений. Записывают тему урока.

Принимают правила организации урока. Формулируют цель и тему урока.

За правильный ответ команда получает «эрудитик»

Предлагает, предварительно посмотрев на предложенные реактивы и оборудование, выбрать по слайду «Знаки безопасности» правила безопасности ,которые относятся к данной работе.

Предлагает ознакомиться с инструкционными картами, оформить таблицу

Учащиеся выполняют задание в группе. Формулируют правила инструктажа по технике безопасности. Делают запись в тетради о прохождении инструктажа по технике безопасности.

Знакомятся с инструкционными картами, оформляют таблицу.

Учащиеся мотивированы на учебную деятельность.

Выполнение работы (опыты, эксперимент);

Направляет работу, принимает решение задачи, контролирует и оценивает процесс деятельности; стимулирует познавательную деятельность.

Работают по инструкционным картам в группе.

Находят рациональный путь решения задачи.

Решение задач экспериментальным путем

По ходу работы учитель проверяет решение задачи у каждой группы, дает разрешение на продолжение работы. Команда, которая первой справилась с заданием, получает «эрудитик».

Осознание и осмысление учебного материала.

Организует обсуждение экспериментальной деятельности учащихся в группах.

Воспроизводят полученные результаты своих исследований. Обсуждают и отвечают на вопросы.

Характеризуют полученные результаты исследования. Формулируют выводы к каждой экспериментальной задачи.

Подведение итогов урока.

Определить сформировано ли умение по обобщению изученного и умение выделять главное, навыки самооценивания знаний и своей деятельности на уроке.

Что мы узнали сегодня на уроке? Помогает самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.

Вспомнили и сформулировали правила взаимодействия металлов с кислотами, взаимодействие оксидов металлов с водой, характерные свойства амфотерных гидроксидов, понятие генетического ряда металла.

Сформировали умения обобщать изученное и выделять главное.

Формируют навыки самооценивания знаний и своей деятельности на уроке.

Выяснить эмоциональное состояние учащихся при изучении учебного материала и выполнения деятельности на уроке.

Организует деятельность учащихся по самооценке своей работы и оценке работы в группе

Оценивают свою деятельность на уроке. Самостоятельно оценивают свою индивидуальную деятельность и работу в группе на уроке.

Тетради и листочки с баллами заполнены и сданы учителю.

Сообщить и разъяснить методику выполнения домашнего задания.

Объясняет особенности домашнего задания.

Подготовиться к контрольной работе. Задание будет опубликовано в электронном журнале.

Подготовить эссе на тему «Металлы в моей жизни»

Записывают домашнее задание.

Задание записано в рабочие тетради.

Выставляет оценки. Благодарит за активную работу и сотрудничество.

Каждая команда подсчитывает «эрудитики»

Практическая работа №2 «РЕШЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЗАДАЧ

ПО ТЕМЕ «МЕТАЛЛЫ»

Вам выданы образцы трех металлов - магния, цинка и меди. Опытным путем определите каждый образец (используйте рациональное решение).

Сформулируйте правило, которое позволило вам решить задачу.

Вам выданы образцы двух оксидов металлов - оксида кальция и оксида цинка. Опытным путем определите каждый образец (используйте рациональное решение).

Определите характер оксидов. Сформулируйте правило, которое позволило вам решить задачу.

Докажите амфотерный характер гидроксида алюминия

В пробирке №6 находится амфотерное соединение, т. к. оно реагирует…

Cu  CuO  CuCl 2

Ответьте на вопросы.

Какие условия требуются для проведения данных реакций? Почему?

Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся специальные предметные умения работать с веществами, учит школьников безопасному и грамотному обращению с веществами на уроках, в быту и на производстве. Основная роль практической работе заключается в развитии у учащихся научного мышления, в формировании умений интеллектуального проникновения в сущность изучаемых явлений, в побуждении интереса к науке, в приобщении к научному поиску и т.д. Практические работы должны проводиться с учетом интересов школьников, иметь практическую направленность, носить элемент занимательности. Постановка проблемных вопросов, моделирование проблемных ситуаций, творческие задания должны стать логическим дополнением к уроку.

Такой деятельностный подход в обучении химии делает успешной практическую работу, повышает интерес к исследовательской деятельности учащихся и к предмету в целом.

В данной практической работе используются элементы проблемного обучении, коллективный способ обучения, игровая технология, а также технология развивающего обучения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Практическая работа "РЕШЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЗАДАЧ ПО ТЕМЕ "МЕТАЛЛЫ И ИХ СОЕДИНЕНИЯ""

Практическая работа для 9-го класса4 варианта45 минут.


Презентация к лабораторной работе "Получение, собирание и распознавание газов. Решение экспериментальных задач по теме "Металлы. Неметаллы"

Презентация к лабораторной работе "Получение, собирание и распознавание газов. Решение экспериментальных задач по теме "Металлы. Неметаллы".


11 класс Практическая работа №2. Решение экспериментальных задач по теме "Металлы"

Материал разработан для учащихся обучающихся по УМК Н.Е. Кузнецовой.

Практическая работа № 5. Решение экспериментальных задач по теме: "Металлы"

Практическая работа № 5. Решение экспериментальных задач по теме: "Металлы".


Практическая работа №4 "Экспериментальные задачи по теме "Подгруппа кислорода"

Представлен материал для проведения практической работы №4 "Экспериментальные задачи по теме "Подгруппа кислорода" в условиях дистанционного обучения.

Практическая работа №5 "Экспериментальные задачи по теме "Подгруппы азота и углерода"

Представлен материал для проведения практической работы №5"Экспериментальные задачи по теме "Подгруппы азота и углерода" в условиях дистанционного обучения.

Открытый урок на тему: Практическая работа №3 Решение экспериментальных задач по теме "Металлы", 11 класс

Открытый урок на тему: Практическая работа №3 Решение экспериментальных задач по теме "Металлы", 11 класс.

Практическая работа № 6. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения» 9 класс.

предметные: определить наличие веществ на основе качественных реакций, доказать качественный состав вещества, осуществить превращения веществ; отработать навыки экспериментальной работы согласно правилам техники безопасности.

метапредметные: умение самостоятельно планировать решение экспериментальных задач, осознанно выбирать эффективные способы решения задач, умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.

личностные: развивать навыки аккуратности при выполнении практических работ и соблюдении правил по технике безопасности; бережное отношение к реактивам.

Организация.

Актуализация опорных знаний.

Повторение формул металлов, свойства металлов и их соединений.

Ответ (хлорид магния гидроксид натрия карбонат натрия соляная кислота сульфат алюминия хлорид бария)

Назовите формулы веществ.

Рассмотреть таблицу «Определение ионов» стр 202 – 204

Для определения иона алюминия Al 3+ прильем …… в результате наблюдаем ,…

Для определения иона алюминия SO 4 2- прильем …… в результате наблюдаем,…

Для определения иона алюминия С l - прильем …… в результате наблюдаем ,…

Для определения иона алюминия CO 3 2- прильем …… в результате наблюдаем ,…

Ответ (гидроксид натрия NaOH белый желеобразный осадок

хлорид бария BaCl 2 белый молочный осадок

соляная кислота HCl бурное выделение газа

нитрат серебра AgNO 3 белый осадок)

Осуществите превращение: ZnSO 4 → Zn ( OH )2 → ZnO

Выполнение практической работы № 6

Ознакомиться с инструкцией.

Практическая работа № 6

Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения»

Цель: использовать полученные знания о свойствах металлов и их соединений для поведения опытов и объяснения их результатов

Название опыта.

Условие опыта

Уравнение реакции

1. Определение веществ.

В трех пробирках даны вещества: хлорид магния, гидроксид натрия, карбонат натрия. При помощи химических реакций определите, в какой пробирке находится каждое из этих веществ.

1. Чтобы определить Гидроксид натрия, в пробы из трех пробирок добавить …..

2. Чтобы определить Карбонат натрия, в пробы из двух пробирок добавить …..

3. Чтобы подтвердить, что в третьей пробирке находится Хлорид магния, необходимо добавить …..

в молекулярном и ионном виде

2. Докажите состав вещества Al 2 ( SO 4 )3

Чтобы определить ионы Al 3+

в пробу добавим ….

Чтобы определить SO 4 2- в пробу добавим …

3. Получение веществ .

Получите из сульфата меди – оксид меди

Оформление отчета о проделанной работе в тетради, выводы по работе.

Рефлексия учебной деятельности

Мне было трудно…

Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

стр 167 тест, стр 176 тест,

Для обучающихся, которые сдают ГИА.

Подготовка к ОГЭ по химии

1. Даны вещества: Fe, NaHCO3, HCl(р-р), FeSO4, NaOH, H2O2. Используя воду

и необходимые вещества только из этого списка, получите в две стадии гидроксид железа(III). Запишите уравнения проведённых химических реакций. Опишите признаки этих реакций. Для реакции ионного обмена напишите сокращенное ионное уравнение реакции.

2. Для проведения эксперимента предложены следующие реактивы: растворы H2SO4, HNO3, NaOH, CaCl2, BaCl2, фенолфталеина. Используя необходимые вещества только из этого списка, получите в результате двух последовательных реакций раствор хлорида натрия. Запишите уравнения проведённых химических реакций. Опишите признаки этих реакций. Для второй реакции напишите сокращённое ионное уравнение. Na2SO4 → NaCl . Ответ 1) H 2 SO 4 + NaOH = Na 2 SO 4 + H 2 O .

сокращенное ионное: Ba +2 + SO4 -2 = BaSO4 (белый осадок)

3. Даны вещества: MgO, H3PO4, NaCl, AgNO3, HCl (р-р), Ba(NO3)2. Используя воду и необходимые вещества только из этого списка, получите в две стадии нитрат магния. Запишите уравнения проведённых химических реакций. Опишите признаки этих реакций. Для второй реакции напишите сокращенное ионное уравнение реакции.

Ответ . MgO + 2HCl =MgCl2 + H2O - образование воды
MgCl2 + AgNO3 = AgCl + Mg(NO3)2 -выпал белый творожистый осадок AgCl

Практическая работа № 6 . Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения»

УМК (название, автор, год издания): Химия 9 класс, И.И.Новошинский, Н.С.Новошинская; 2011 г.

Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный): базовый

Тема урока: Практическая работа № 6. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения»

Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 11

Место урока в системе уроков по теме: 9

Цель урока: Ознакомиться со свойствами металлов и их соединений, научиться определять качественный состав веществ и распознавать их.

Задачи урока:

продолжить формировать умения:

· составлять технологическую карту;

· применять теоретические знания о свойствах и лабораторном способе получения аммиака, при выполнении химического эксперимента;

· проводить химический эксперимент, соблюдая правила ТБ, записывать уравнения химических реакций;

· работать с реактивами, химической посудой;

продолжить формировать ОУУН:

· самостоятельно организовывать учебную деятельность, работать в группе;

· наблюдать, делать выводы, подводить итоги проделанной экспериментальной работы, оформлять технологическую карту по результатам эксперимента;

· описывать химические реакции, наблюдаемые в ходе эксперимента.

· участвовать в совместном обсуждении результатов опытов.

· формирования навыков поведения обучающихся в коллективном, групповом, индивидуальном учебном труде;

· воспитание бережного отношения к здоровью; привычки соблюдать правила по ТБ при проведении эксперимента.

Тип урока : изучение нового материала.

Вид урока: исследовательский.

Планируемые результаты:

· знать строение , физические и химические свойства аммиака;

· уметь устанавливать причинно-следственные связи между строением и свойствами аммиака;

· регулятивные УУД – уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать свои предположения.

· коммуникативные УУД – уметь формулировать свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

· познавательные УУД – уметь ориентироваться в системе знаний; отличать новое от ранее изученного; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

· установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов.

Используемое оборудование: Штатив с пробирками, спиртовка, хлорид калия, хлорид кальция, хлорид меди, соляная кислота, сульфат железа ( II ) , железа ( III ) и меди ( II ), железный купорос.

Этапы урока

Дидактическая задача

Деятельность учителя (с указанием приемов и методов, согласно применяемой технологии)

Деятельность учащихся (с указанием форм работы)

Подготовка учащихся к работе на уроке.

- Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.

Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм

Мотивация учебной деятельности

Выработка у ученика внутренней готовности к учебной деятельности.

- Гёте говорил: «Просто знать – ещё не всё, знания нужно уметь использовать»

Готовность учащихся к активной учебно познавательной деятельности на основе опорных знаний

Актуализация знаний и умений

Закрепление знаний по теме «Металлы».

Организует выполнение тестового задания и взаимопроверку учащихся. Письменный контроль (тестирование)

Выполняет предложенные задания. Проводят взаимопроверку. Сравнивают результаты с образцом.

Постановка учебной задачи

Подведение учащихся формулированию темы и к постановке задач урока. Составление плана работы.

Организует диалог с обучающимися, в ходе которого формируются задачи урока. Составляют совместно с обучающимися план работы. Словесный метод (диалог), Исследовательский метод.

Формулируют тему и задачи урока. Составляют план работы изучаемой темы

Освоение нового учебного материала

Получить навыки экспериментальной работы с химическим оборудованием. Соблюдение ТБ с химическим оборудованием и нагревательными приборами

Проводит инструктаж обучающихся. Организует работу. Помогает контролирует проведение практической работы. Наблюдает за ходом работы учащихся в группах.

Практический метод (опыт).

Слушают инструктаж по ТБ. Выполняют практическую работу. Записывают наблюдения, уравнения реакции и делают выводы в рабочую тетрадь

Закрепление учебного материала

Выявления качества и уровня усвоения учащимися полученных знаний

Организует фронтальный опрос

Отвечают на вопросы

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Обеспечение понимания учащимися способов выполнения домашнего заданиявыполнения.

Сообщает домашнее задания. Проводит инструктаж по его выполнению.

Словесные методы (беседа)

Воспринимают полученное задания. Слушают и задают вопросы по домашнему заданию. Выбирают уровень сложности

Осмысление и выявление организации самооценке учениками собственной учебной деятельности

Стимулирует учащихся к осмыслению. Организует рефлексию Индивидуальные ответы

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности. высказывают свои впечатления об уроке, делают предложения

Карточка – инструкция

Опыт. Окрашивание пламени

Внимание: соблюдайте правила по технике безопасности при работе со спиртовкой и летучими веществами!

Цель: определить, в какой цвет окрашивают пламя катионы разных металлов.

1. Налейте в одну пробирку раствор хлорида натрия, в другую – хлорида калия, в третью – хлорид кальция, а в четвертую – хлорид меди ( II ) .

2. В пламени горелки прокалите ңелезную проволку.

3. Смочите е ё в растворе хлорида бария, внесите в пламя горелки, наблюдайте за окрашиванием раствора.

4. Аналогичную работу проделайте с остальными растворами.

Цвет пламени

Задание 1. Подтверждение качественного состава.

Цель: подтвердить опытным путём, качественный состав хлорида железа ( III ) и сульфата железа ( II ).

Практическая работа "Металлы и их соединения", 9 класс, карточка - путеводитель

Практическая работа

Среди экспериментальных работ, рекомендуемых к проведению обучающимися, особое место занимают практические работы, которые требуют высшей степени самостоятельности учеников. Практическим занятиям отводится особое место в обучении экспериментальной химии, так как целью этих работ является не только совершенствование, закрепление и контроль знаний, но и проверка умений планировать собственную деятельность, делать обобщенные выводы при анализе результатов химического экспериментирования, грамотно работать с химическими веществами и лабораторным оборудованием. Практические работы сопровождаются как картами-инструкциями, направленными на воспроизведение известных знаний и умений (репродуктивный уровень), так и карточками-заданиями, придающими практическим занятиям проблемный характер и стимулирующими творческую деятельность.

Практическая работа № 6 МЕТАЛЛЫ И ИХ СОЕДИНЕНИЯ Решение экспериментальных задач Ц е л ь : совершенствовать умения решать экспериментальные задачи, осуществлять превращения, анализировать результаты опытов. О б о р у д о в а н и е и р е а к т и в ы : 1) спиртовка, зажим пробирочный, штатив с пробирками, стакан с водой, стеклянная палочка; 2) в пронумерованных пробирках твердые вещества: сульфат меди (II), cульфат железа (II), сульфат цинка; реагенты: Fe (порошок), H2SO4, FeCl3, NaOH, AlCl3. ТБ: 1) аккуратно работать с реактивами и приборами; 2) не смешивать реактивы без согласования с заданием. Х о д р а б о т ы З а д а н и е 1. Проверьте свою готовность к работе – выберите и подчеркните верные утверждения: а) Натрий хранят в плотно закрытой стеклянной банке под слоем керосина. б) Все металлы подвергаются коррозии. в) Металлы побочных подгрупп образуют нерастворимые основания. З а д а н и е 2. Распознайте вещества в пронумерованных пробирках (кристаллические сульфат меди (II), cульфат железа (II), сульфат цинка) с помощью одного реактива. Заполните таблицу, запишите уравнения химических реакций в молекулярном и ионном виде. № пробирки, результат наблюдения I II III Реактивы 1) Растворение 2) Качественная проба Формула вещества ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ З а д а н и е 3. Цепочка превращений. Составьте схему превращений хлорида алюминия в сульфат алюминия, а Напишите затем осуществите это же экспериментальным путем. соответствующие реакции в молекулярном и ионном виде. → ? П о д с к а з к а : AlCl3 → 2(SO4)3 Al ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ З а д а н и е 4. Проблемный опыт с катионами металлов. В пробирку налейте 2 мл раствора хлорида железа (III) и опустите на шпателе немного порошка железа. Сделайте предположение о возможности протекания реакции. Нагрейте содержимое пробирки. Затем отлейте немного раствора в другую пробирку и проведите качественную реакцию на катионы железа в растворе с помощью гидроксида натрия. Запишите наблюдения и попробуйте их объяснить с помощью уравнения реакции. Действия Наблюдения ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ З а д а н и е 4 А. Дополнительный проблемный опыт. Предположите возможность протекания реакции между растворами сульфата железа (II) и нитрата серебра. Запишите уравнение реакции. С помощью реактивов проведите данный опыт. Сравните результаты опыта с составленным уравнением. Отлейте часть раствора в другую пробирку и проведите качественный анализ на наличие ионов железа в растворе. Запишите ваши наблюдения и выводы. ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ Практическая работа № 6 МЕТАЛЛЫ И ИХ СОЕДИНЕНИЯ Задание 1. а, в. Задание 2. Реактивы: 3 пронумерованные пробирки с тверд. CuSO4 (1), FeSO4 (2), ZnSO4 (3); раствор NaOH. Реактивы 1) Растворение 2) Качественная проба – р­р NaOH Формула вещества № пробирки, результат наблюдения I II III Образуется раствор голубого цвета Хлопьевидный осадок голубого цвета CuSO4 Образуется раствор желтовато­ зеленоватого цвета Осадок темно­ зеленого цвета FeSO4 Образуется бесцветный раствор Студенистый осадок белого цвета ZnSO4 Уравнения: CuSO4 + 2NaOH = Сu(OH)2 + Na↓ FeSO4 + 2NaOH = Fe(OH)2 + Na↓ ZnSO4 + 2NaOH = Zn(OH)2 + Na↓ Задание 3. AlCl3 Уравнения: 1) AlCl3 + 3NaOH = Al(OH)3 2SO4 2SO4 2SO4 Al→ 2(SO4)3 → Al(OH) 3 Cu2++ 2OH– = Сu(OH)2↓ Fe2++ 2OH– = Fe(OH)2↓ Zn2++ 2OH– = Zn(OH)2↓ ↓ + 3NaCl – белый гелеобразный осадок Al3+ + 3OH– = Al(OH)3 ↓ 2) 2Al(OH)3 + 3H2SO4 = Al2(SO4)3 + 6H2O – растворение осадка 2Al(OH)3 + 6H+ = 2Al3+ + 6H2O П р о б л е м н ы й о п ы т . Действия Наблюдения 1. В раствор FeCl3 добавил порошок железа и нагрел смесь 2. Отлил часть раствора в другую пробирку и добавил раствор NaOH Цвет раствора стал бледно­желтым Выпал осадок темно­зеленого цвета В ы в о д : в растворе находятся ионы Fe2+,  прошла окислительно­ восстановительная реакция. Уравнение: Fe + 2FeCl3 = 3FeCl2 1 2 Fe0 –2ē = Fe+2 Fe+3 + ē = Fe+2 восстановитель окислитель Пояснение к п р о б л е м н о м у о п ы т у (для обучающихся продвинутого уровня). Г и п о т е з а , выдвинутая учениками, может быть следующей: при взаимодействии растворов сульфата железа (II) и нитрата серебра идет реакция обмена, при которой выпадает осадок Ag2SO4 белого цвета. Это подтверждает уравнение реакции: FeSO4 + 2AgNO3 = Fe(NO3)2 + Ag2SO4 Но при проведении эксперимента наблюдается осадок серого цвета. Качественный анализ катионов в растворе показывает, что в растворе находятся ионы Fe3+. 2– + 2Ag+ = Ag2SO4 ↓ ↓ SO4 В ы в о д : прошла окислительно­восстановительная реакция. Окислительные свойства иона серебра (Ag+) в растворе значительно выше окислительных свойств иона железа (Fe2+). Уравнение: 3FeSO4 + 3AgNO3 = 3Ag + Fe↓ 2(SO4)3 + Fe(NO3)3 1 1 Fe+2 – ē = Fe+3 Ag+ + ē = Ag0 восстановитель окислитель

Практическая работа по теме Металлы. Конспект урока, презентация, видеоролики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок проводится в конце изучения раздела "Важнейшие s-элементы и их соединения". Тип урока: практическая работа. Метод обучения: самостоятельная работа.

Оборудование: интерактивная доска, лабораторное оборудование: пробирки, пипетки, пробиркодержатель, спиртовка, нихромовая проволочка, пинцет. Реактивы: растворы хлорида калия, хлорида бария, карбоната калия, гидроксида калия, сульфата натрия, хлорида кальция, карбоната кальция, хлорида натрия, нитрата кальция, карбоната магния.

Просмотр содержимого документа
«П.р. металлы»

КГУ «Парыгинская средняя школа»


Подготовила: учитель химии

Урок химии 10 класс

Дата проведения: 19.02.2015

Тема: Практическая работа № 1: Решение экспериментальных задач по теме

«Металлы и их соединения».

Цель: на основе знаний о металлах и их соединениях научиться решать экспериментальные задачи; уметь проводить качественные реакции, соблюдать правила ТБ.

Образовательная: углубить и систематизировать знания учащихся о металлах и их соединениях; закрепить практические навыки при решении экспериментальных задач, умение составлять уравнения реакций.

Развивающая: развивать навыки практической работы и познавательный интерес, используя приемы самостоятельной работы, умение проводить лабораторные опыты.

Воспитательная: воспитывать аккуратность при выполнении практической работы и соблюдение правил по технике безопасности; бережное отношение к реактивам.

Тип урока: практическое занятие

Метод обучения: самостоятельная работа.

Оборудование:

1. Интерактивная доска: (с подготовленными записями)

Девиз урока: Как формула, как график трудовой,

Строй Менделеевской системы строгий.

Вокруг тебя творится мир живой,

Тема урока (на бегущей строке): «Практическая работа № 1»

тема: Решение экспериментальных задач по теме

«Металлы и их соединения».

2. Электронное учебное пособие по химии «Репетитор: Химия»

3. Лабораторное оборудование: пробирки, пипетки, пробиркодержатель, спиртовка, нихромовая проволочка, пинцет.

4. Реактивы: растворы хлорида калия, хлорида бария, карбоната калия, гидроксида калия, сульфата натрия, хлорида кальция, карбоната кальция, хлорида натрия, нитрата кальция, карбоната магния.

Организационный момент (4 мин).

Проверить готовность уч-ся к уроку, настрой учащихся на урок.

«Подари улыбку» Слайд 1.

Просмотр видеоролика «Позитив». На цветной бумаге нарисованы красивые улыбающиеся мордашки. Подарите друг другу и нашим гостям улыбку. Улыбайтесь, и вы будите нравиться людям. (Вместе с улыбкой дети обмениваются картинками).

Актуализация знаний (2 мин).

Учащиеся по очереди говорят предложения по теме « s – элементы». Начинает 1 группа, подхватывает вторая и т.д.

Проверка домашнего задания (7 мин) – Приложение 1. Флипчарт, тестирующие устройства:

Учащиеся выполняют тест по теме « s – элементы и их соединения». Приложение 1. Учащиеся выставляют оценки в дневники по критериям, приведенным на слайде 2.

Слайд 2. Ответы:

Критерии оценивания: Слайд 2.

9 – 10 баллов (90 – 100 %) – оценка «5»

7 – 8 баллов (70 – 80 %) – оценка «4»

6 баллов (60 %)– оценка «3»

4. Подготовка к практической работе (4 мин):

Великий Гете сказал: «Просто знать – еще не все, знания нужно уметь использовать».

На каких уроках химии можно использовать полученные знания? - на практическом уроке.

Дома вы должны были подготовить оформление работы в тетрадях для практических работ. Откройте тетради и на полях напротив темы поставьте дату сегодняшнего урока (19.02.2015 г) «Практическая работа №1» Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения». Слайд 3.

Девиз урока:

Как формула, как график трудовой,

Цель урока: определяют уч-ся самостоятельно. Слайд 4. Учитель корректирует: изучить химические свойства металлов и их соединений, закрепить знания о качественных реакциях на катионы и анионы, усовершенствовать навыки написания ионных уравнений.

Инструктаж перед практической работой.

Представим себе, что мы на химическом заводе в лаборатории. Прежде чем выпустить какую – либо продукцию, необходимо провести ряд анализов, химических реакций. Чем мы с вами сейчас и займемся.

Я, как главный научный сотрудник лаборатории назначаю технолога в каждой группе (1 группа: Наталья, 2 группа: Алена). Мы с вами должны провести ряд лабораторных анализов, которые записаны в технологических картах, разработанных главным научным сотрудником лаборатории. Для того чтобы учесть все этапы работы, вам необходимо оформить отчет в тетради для практических работ.

Но перед началом работы необходимо провести инструктаж по ТБ.

Сегодня в нашей лаборатории инженером по ТБ назначается (Снегирев Андрей), который проведет инструктаж.

Инженер по ТБ: «Я обращаю внимание на правила работы с кислотами и щелочами и правилами оказания первой помощи. С кислотами и щелочами вам нужно работать очень осторожно. Если случайно кислота или щелочь попадет на руку, или одежду, немедленно смойте ее большим количеством прохладной воды. Запрещается обрабатывать пораженный участок увлажненным тампоном. Используйте при работе средства защиты: халаты.

Растворы необходимо наливать из сосудов так, чтобы при наклоне этикетка оказалась сверху. Вещества нельзя брать руками и проверять их на вкус. Следует убрать с рабочего стола все лишние предметы, учебники и бумагу. По формуле, приведенной на этикетке склянки, необходимо убедиться, что вы правильно выбрали реактив для опыта. Нельзя наклоняться над открытыми сосудами с реактивами. Пробирку всегда держите так, чтобы ее горлышко было направлено от лица, от присутствующих. После завершения опыта, использованные реактивы и приборы поставьте на место. Если вам что-то непонятно, обязательно обратитесь за разъяснением к главному научному сотруднику. А сейчас, прошу вас расписаться в журнале по ТБ.

Учащиеся расписываются в журнале по ТБ.

Главный научный сотрудник: « В технологической карте даны задания, которые вы должны выполнить строго по инструкции и заполнить таблицу в ваших тетрадях.

5. Практическая работа (20 мин).

Технологическая карточка:

1. Опыт 1: выполняют уч-ся в группе.

В 3 пробирках даны следующие вещества: Нитрат кальция, гидроксид калия и хлорид бария (1 группа). Карбонат кальция, сульфат натрия, хлорид калия (2 группа). Опытным путем определите, в какой пробирке, какое вещество находится. Пользуйтесь таблицей «Качественные реакции на анионы и катионы», влияние индикаторов на растворы электролитов. Напишите уравнения этих реакций в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде.

После выполнения, учащиеся называют вещества, которые определили и говорят, как они это распознали.

1 группа: 1 пробирка - КОН; 2 – ВаС l 2; 3 – Са( N O 3)2

2 группа: 1 пробирка - Na 2 SO 4; 2 – C аС O 3; 3 – KCl

Демонстрация видеоопыта: Слайд 5

1. Действие индикатора на щелочи КОН + ф/ф = малиновый раствор Неорганика 1 Видео № 39

3. Качественная реакция на сульфат ион

Физминутка: (2 мин) Слайд 6 Видео «Зимняя сказка»

2. Опыт 2: уч-ся выполняют в группах.

В 2 чашках Петри находятся сухие соли: хлорид натрия, нитрат кальция. Определите, в какой чашке находится каждое из веществ.

1 группа: 1 чашка – Са( NO 3)2, 2 ч - NaCl

2 группа: 1 чашка – NaCl , 2 ч - Са( NO 3)2

Слайд 7: (1 Окрашивание пламени в желтый цвет натрием, и 2. кирпично-красный нитратом кальция Виртуальная химическая лаборатория)

3. Опыт 3:

1 группа: Проделайте следующие превращения: CaCl 2 Ca ( OH )2 CaCO 3 Ca SO 4

2 группа: Проделайте следующие превращения: MgCO 3 MgCl 2 Mg ( OH )2 MgSO 4

Запишите реакции в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.

5. Вывод урока. (Уч-ся делают самостоятельно)

Сегодня на уроке мы закрепили и углубили знания по теме «Металлы и их соединения».

Какой мы можем сделать вывод после проведения практической работы?

- Изучили химические свойства металлов и их соединений. Зная, качественные реакции на катионы и анионы, а также влияние индикаторов на растворы электролитов можно распознавать химические вещества.

6. Д/з закончить оформление практической работы (1 мин)

7. Рефлексия. Ладонь. (3 мин)

Учащимся раздаются ладони, на которых записаны вопросы. Учащимся необходимо ответить на вопросы. Ответы учащихся заслушиваются.

8. Итог урока. Ролик: Улучшитель настроения (2 мин) Слайд 8.

Читайте также: