Практическая работа 7 решение экспериментальных задач по теме металлы опыт 1 осуществление цепочки

Обновлено: 13.05.2024

Вид урока : урок совершенствования знаний, умений и навыков на практике.

Форма: практическая работа.

  1. применить знания, полученные при изучении темы «Металлы», в экспериментальном решении задач;
  2. закрепить навыки проведения химического эксперимента.

Планируемые результаты:

· Предметные: знать свойства металлов главных подгрупп ПСХЭ Д.И. Менделеева; уметь применять полученные и теоретические знания о химии металлов в практических работах, проводить опыты по осуществлению реакций в соответствии с правилами пользования химической посудой и правилами безопасного обращения с химическими веществами, описывать наблюдения и характеризовать результаты выполненных опытов, составлять уравнения реакций, характеризующих свойства металлов и их соединений.

· Метапредметные:

А) регулятивные: умение ставить цели и анализировать условия достижения цели; прогнозирование результата и оценивание уровня достижения результата.

Б) познавательные: знать свойства металлов главных подгрупп ПСХЭ Д.И. Менделеева ; умение структурировать знания; умение выделять существенные характеристики объектов; умение устанавливать причинно-следственные связи.

В) коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с товарищем; умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.

· Личностные: умение управлять своей познавательной деятельностью; самоконтроль и самооценка.

  1. Организационный момент.
  2. Мотивация на входе

задание на определение ионов в растворе. На слайде

- прежде чем выполнить это задание необходимо сначала поставить ожидаемый результат, а затем сравните его с реальным.

1. Обнаружить присутствие сульфат – анионов в растворе можно с помощью раствора, содержащего ионы

1. Cu 2+ 2. Na + 3. Ba 2+ 4. Al 3+

2. В растворах, содержащих ОH - , фенолфталеин имеет окраску:

1. желтую 2. оранжевую 3. бесцветную 4. малиновую

3. Обнаружить присутствие хлорид – анионов в растворе можно с помощью раствора, содержащего ионы

1. Cu 2+ 2. Na + 3. Ba 2+ 4. Ag +

4. Поваренная соль окрашивает пламя в:

1. в зеленый цвет

2. кирпично – красный цвет

3. светло – фиолетовый цвет

- зачем вам эти знания?

3. Целеполагание

Вы изучили теоретический материал по теме «Металлы и их соединения». Скажите, какая тема урока у нас будет сегодня?

Какую цель урока сегодня перед собой поставите?

Определите задачи урока.

Какой хотите получить результат в конце урока?

4. Информационно-аналитический блок

1. Повторим основные правила по технике безопасности.

2. Предлагаю вам выполнить первое учебное задание

НОВОЕ ПОСТУПЛЕНИЕ. В школьную лабораторию Дальнезакорской средней школы поступили новые химические реактивы, но вот не задача – на трех упаковках с реактивами не оказалось этикеток. Помогите лаборанту их распознать.

Перед вами на столах в трех пронумерованных пробирках даны вещества: хлорид калия, карбонат кальция и сульфат натрия. При помощи химических реакций определите, в какой пробирке находится каждое из веществ. Запишите уравнения химических реакций в тетрадь, укажите их признаки.

Сравните свой результат с ключом, представленным на слайде. Оцените себя по критериям:

- за каждое верно составленное уравнение химической реакции – 1б,

- за верно указанный признак химической реакции – 1б.

Если вы набрали 6-5 б – «5», 4-3 б – «4», 2б – «3», менее 2б – вы не справились с заданием.

Сделайте вывод, что получилось /не получилось/, почему?

5. А теперь я вам предлагаю выполнить следующее задание.

ЧТО ЖЕ ЭТО? У вас на столе в химическом стакане находится неизвестное вещество, каким способ узнать, что же это? Попробовать на вкус? Конечно, нет! А вдруг это яд! По внешним признакам – тоже не получается!

Проведите эксперимент, растворите выданное вами вещество в воде, затем разлейте полученный раствор в две пробирки. К раствору в пробирке №1 прилейте немного растворе хлорида бария, а в пробирку № 2 гидроксида натрия.

Результаты эксперимента внесите в таблицу:

Предполагаемый ион, который содержит неизвестное вещество

Запишите уравнения химических реакций, которые были проведены.

На основе результатов эксперимента, сделайте вывод.

Применение сульфата алюминия

Сульфат алюминия используется в пищевой промышленности в качество добавки Е520 (коагулянт, отвердитель). Кроме этого его применяют для очистки сточных и питьевых вод (опять же выступает в качестве коагулянта), а также в бумажной и текстильной промышленности, кожевенном деле.

6. Учебное задание №3.

- Обратите внимание на заголовок, какому веществу эти прилагательные относятся?

ЖЕСТКАЯ И МЯГКАЯ. Вам известно, что в дождевой воде мыло хорошо пенится, такую воду называют мягкой, а в ключевой – обычно плохо (жесткая вода).

Перед вами на столах в двух химических стаканах дана вода. В одной из них вода содержит сульфат магния, а в другой гидрокарбонат кальция. Проделайте опыт, при помощи которого можно устранить постоянную жесткость. Запишите уравнение протекающей химической реакции. Обсудите с одноклассниками, какими способами можно устранить временную жесткость воды.

Почему жесткую воду не рекомендуется употреблять в пищу, нельзя, например, использовать для охлаждения двигателей машин? Ответ поясните. Приведите примеры из жизни.

Учитель дополняет информацию о влиянии жесткой воды на организм человека.

Влияние жёсткой воды на организм

Существует постоянная и временная жёсткость воды. При постоянной жёсткости в воде находится допустимое количество химических веществ, которое не приносит человеку вреда, а даже напротив насыщает организм необходимыми микроэлементами.

Сложнее обстоит дело с временной жесткостью, при которой в воде появляются гидрокарбонат кальция и магния. Эта крайне вредная смесь для организма, которая затрудняет работу желудка и кишечника, провоцирует образование камней в почках. Во время приготовления пищи в воде, перенасыщенной гидрокарбонатами магния и кальция, в продуктах разрушаются многие полезные вещества, а сами продукты развариваются. В такой воде хуже отстирываются вещи, а при мытье посуды моющие средства слабо пенятся. Обычно, когда говорят о «жёсткой воде» подразумевают именно временную жёсткость.

Результат повышенного содержания кальция и магния в водопроводной воде можно увидеть собственными глазами в виде накипи на стенках чайника или посудомоечной машины. При превышении нормы железа вместо накипи на стенках чайника образуется рыжеватый налёт. И то и другое вредно для организма. Только представьте, если накипь покрывает посуду за несколько недель, то, что происходит с нашим организмом, если мы употребляем эту воду годами? Кроме угнетающего воздействия на организм в виде образования камней, отложения солей, жёсткая вода не лучшим образом влияет на внешний вид. При постоянных гигиенических процедурах в жёсткой воде, волосы становятся ломкими и тусклыми, медленно растут, кожа при умывании стягивается, делается сухой, появляются мелкие морщинки.

Практическая работа 7 решение экспериментальных задач по теме металлы опыт 1 осуществление цепочки

FOR-DLE.ru - Всё для твоего DLE ;)
Привет, я Стас ! Я занимаюсь так называемой "вёрсткой" шаблонов под DataLife Engine.

На своем сайте я выкладываю уникальные, адаптивные, и качественные шаблоны. Все шаблоны проверяются на всех самых популярных браузерх.
Раньше я занимался простой вёрсткой одностраничных, новостных и т.п. шаблонов на HTML, Bootstrap. Однажды увидев сайты на DLE решил склеить пару шаблонов и выложить их в интернет. В итоге эта парочка шаблонов набрала неплохую популярность и хорошие отзывы, и я решил создать отдельный проект.
Кроме шаблонов я так же буду выкладывать полезную информацию для DataLife Engin и "статейки" для веб мастеров. Так же данный проект будет очень полезен для новичков и для тех, кто хочет правильно содержать свой сайт на DataLife Engine. Надеюсь моя работа вам понравится и вы поддержите этот проект. Как легко и удобно следить за обновлениями на сайте?
Достаточно просто зарегистрироваться на сайте, и уведомления о каждой новой публикации будут приходить на вашу электронную почту!

ГДЗ (ответы) Химия 9 класc Габриелян О.С. , Остроумов И.Г., Сладков С.А., 2018, ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №3 Решение экспериментальных задач по теме «Металлы»

Проведите химические реакции, с помощью которых можно осуществить превращения по схеме
MgO ⟶ MgCl2 ⟶ Mg(OH)2 ⟶ MgSO4 ⟶ MgCO3. Все опыты проводите в одной пробирке, добавляя по каплям следующий реагент до прекращения признаков протекания реакции. Напишите уравнения реакций в молекулярной и ионной формах.
MgO + 2HCl = MgCl2 + H2O
MgO + 2H + + 2Cl - = Mg 2+ + 2Cl - + H2O
MgO + 2H + = Mg 2+ + H2O

Используя предложенные вам реактивы, получите хлорид железа (II). Докажите наличие иона Fe 2+ в полученном растворе.
При добавлении щелочи к хлориду железа (II) образуется осадок гидроксида железа (II) зеленоватой окраски:
FeCl2 + 2NaOH = 2NaCl + Fe(OH)2
Fe 2+ + 2Cl - + 2Na + + 2OH - = 2Na + + 2Cl - + Fe(OH)2
Fe 2+ + 2OH - = Fe(OH)2
Используя в качестве окислителя пероксид водорода, получите из хлорида железа (II) хлорид железа (III).
2FeCl2 + 2HCl + H2O2 = 2FeCl3 + 2H2O
2Fe 2 + + 4Cl - + 2H + + 2Cl- + H2O2 = 2Fe 3+ + 6Cl - + 2H2O
2Fe 2 + + 2H + + H2O2 = 2Fe 3+ + 2H2O
Докажите наличие иона Fe 3+ в полученном растворе. Переведите ион Fe 3+ в осадок в виде гидроксида железа (III).
При добавлении щелочи к хлориду железа (III) образуется осадок гидроксида железа (III) бурой окраски:
FeCl3 + 3NaOH = 3NaCl + Fe(OH)3
Fe 3+ + 3Cl - + 3Na + + 3OH - = 3Na + + 3Cl - + Fe(OH)3
Fe 3+ + 3OH - = Fe(OH)3

В четырёх пронумерованных пробирках без этикеток находятся кристаллические соли: сульфат магния, сульфат цинка, сульфат натрия, карбонат кальция. С помощью предложенных вам реактивов распознайте каждую соль. Напишите уравнения проведённых реакций в молекулярной и ионной формах.
Доливаем в пробирки воды и разделяем вместимое всех пробирок на 3 порции.
В четыре пробирки 1 порции добавляем соляную кислоту, в пробирке с карбонатом кальция будет наблюдаться выделение углекислого газа:
CaCO3 + 2HCl = CaCl2 + H2O + CO2
CaCO3 + 2H + + 2Cl - = Ca 2+ + 2Cl - + H2O + CO2
CaCO3 + 2H + = Ca 2+ + H2O + CO2
В три пробирки 2 порции добавляем раствор гидроксида натрия. В пробирках с сульфатом магния и сульфатом цинка образуются осадки, однако при дальнейшем добавлении раствора гидроксида натрия, в одной из пробирок произойдет растворение осадка, следовательно, в этой пробирке содержится сульфат цинка, а в другой ― сульфат магния.
ZnSO4 + 2NaOH = Na2SO4 + Zn(OH)2
Zn 2+ + SO4 2- + 2Na + + 2OH - = 2Na + + SO4 2- + Zn(OH)2
Zn 2+ + 2OH - = Zn(OH)2
Zn(OH)2 ↓ + 2NaOH = Na2[Zn(OH)4]
Zn(OH)2 ↓ + 2Na + + 2OH - = 2Na + + [Zn(OH)4] -
Zn(OH)2 ↓ + 2OH - = [Zn(OH)4] -

MgSO4 + 2NaOH = Na2SO4 + Mg(OH)2
Mg 2+ + SO4 2- + 2Na + + 2OH - = 2Na + + SO4 2- + Mg(OH)2
Mg 2+ + 2OH - = Mg(OH)2
В оставшуюся пробирку 3 порции добавим хлорид бария, выпадет белый мелкодисперсный осадок:
Na2SO4 + BaCl2 = 2NaCl + BaSO4
2Na + + SO4 2- + Ba 2+ + 2Cl - = 2Na + + 2Cl - + BaSO4
Ba 2+ + SO4 2- = BaSO4

ГДЗ Химия 8 класc Габриелян О.С. , Остроумов И.Г., Сладков С.А. 2019 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №7 Решение экспериментальных задач по теме "ОСНОВНЫЕ КЛАССЫ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ"

Реакция 3 и 4. Получим нерастворимое основание и проведем реакции нейтрализации. В пробирку налили раствора сульфата меди (II) и добавили немного раствора гидроксида натрия. Наблюдаем выпадение осадка голубого цвета.
CuSO4 + 2NaOH = Cu(OH)2↓ + Na2SO4
При приливании раствора серной или азотной кислоты осадок растворяется, поскольку происходит реакция нейтрализации.
3) Cu(OH)2 ↓ + H2SO4 = CuSO4 + 2H2O
4) Cu(OH)2↓ + 2HNO3 = Cu(NO3)2 + 2H2O

2. Получение соединений
С помощью предложенных реактивов, выданных в виде растворов (гидроксид натрия, хлорид бария, сульфат меди (II), соляная кислота,) и твёрдых веществ (железо, карбонат натрия) получите четыре соли, щёлочь и нерастворимое основание, одну кислоту и один металл. Запишите уравнения реакций.
Получение солей.
NaOH + HCl = NaCl + H2O
Fe + 2HCl = FeCl2 + H2
BaCl2 + Na2CO3 = 2NaCl + BaCO3
BaCl2 + CuSO4 = CuCl2 + BaSO4

Получение нерастворимого основания:
CuSO4 + 2NaOH = Na2SO4 + Cu(OH)2

Получение металла:
Fe + CuSO4 = FeSO4 + Cu↓

Получение щёлочи.
Ba2CO3↓ = BaO + CO2
BaO + H2O = Ba(OH)2 ― растворимое основание, проявляет все свойства щелочей.

3. Идентификация кислоты
Используя необходимые реактивы, проведите реакции, подтверждающие качественный состав серной кислоты. Запишите уравнения реакций.
Реактивы: лакмус или гранулы цинка, хлорид бария.
Серная кислота H2SO4 состоит из атомов водорода и кислотного остатка.
Доказать наличие водорода можно двумя способами:
1-й способ
При помощи индикатора, например, лакмуса, который окрасится в растворе кислоты в красный цвет.
2-й способ
При помощи выделения водорода.
Zn + H2SO4 = ZnSO4 + H2
Доказать наличие сульфат-анионов можно при помощи cоли бария, например, хлорида бария, поскольку наблюдается выпадение белого осадка:
H2SO4 + BaCl2 = 2HCl + BaSO4

4. Идентификация основания.
Используя необходимые реактивы, проведите реакции, подтверждающие качественный состав гидроксида кальция, выданного вам в виде известковой воды. Запишите уравнения реакций.
Реактивы: лакмус, углекислый газ.
Доказать наличие гидроксид-ионов можно при помощи индикатора, например, лакмуса, который окрасит раствор щелочи в синий цвет.
Доказать наличие кальция можно при помощи углекислого газа, поскольку наблюдается помутнение раствора, т.к. образуется малорастворимая соль СaCO3:
Ca(OH)2 + CO2 = CaCO3↓ + H2O

5. Идентификация солей.
Используя необходимые реактивы, проведите реакции, подтверждающие качественный состав:
а) хлорида бария;
Реактивы: серная кислота или сульфат натрия, нитрат серебра (I).
Доказать наличие бария можно при помощи раствора серной кислоты или её солей, например, сульфата натрия, поскольку наблюдается выпадение белого осадка:
H2SO4 + BaCl2 = 2HCl + BaSO4
или
Na2SO4 + BaCl2 = 2NaCl + BaSO4
Доказать наличие хлорид-анионов можно при добавлении раствора нитрата серебра к раствору хлорида бария, поскольку в результате реакции образуется белый творожистый осадок хлорида серебра (I):
BaCl2 + 2AgNO3 = Ba(NO3)2 + 2AgCl↓

б) сульфата аммония.
Реактивы: гидроксид натрия, влажная лакмусовая бумажка, хлорид бария.
Доказать наличие аммония можно при добавлении раствора щелочи, например, гидроксида натрия к раствору сульфата аммония, и последующем нагревании, поскольку в результате реакции выделяется аммиак, который можно распознать по запаху или с помощью влажной лакмусовой бумажки (окрасится в синий цвет) :
(NH4)2SO4 + 2NaOH = Na2SO4 + 2NH3↑ + 2H2O
Доказать наличие сульфат-анионов можно при помощи cоли бария, например, хлорида бария, поскольку наблюдается выпадение белого осадка:
(NH4)2SO4 + BaCl2 = 2NH4Cl + BaSO4

ГДЗ (ответы) Химия 11 класc Габриелян О.С. , Остроумов И.Г., Сладков С.А., ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 2 вариант 1 Решение экспериментальных задач по теме "Вещества и их свойства"

― реагируют с солями, если в результате реакции образуется осадок, или газ, или слабый электролит:
BaCl2 + H2SO4 = BaSO4↓ + 2HCl
Ba 2+ + 2Cl - + 2H + + SO4 2- = BaSO4 ↓ + 2H + + 2Cl -
Ba 2+ + SO4 2- = BaSO4

Задание 2 Получите гидроксид меди (II) реакцией обмена и проведите эксперименты, характеризующие химические свойства этого соединения. Запишите молекулярные и ионные уравнения проведённых реакций.
Получить гидроксид меди (II) можно с помощью растворов сульфата меди (II) и гидроксида натрия:
CuSO4 + 2NaOH = Na2SO4 + Cu(OH)2
Cu 2+ + SO4 2- + 2Na + + 2OH - = 2Na + + SO4 2- + Cu(OH)2
Cu 2+ + 2OH - = Cu(OH)2

Свойства амфотерного гидроксида меди (II):
― реагирует с кислотами:
Cu(OH)2 + 2HCl = CuCl2 + 2H2O
Cu(OH)2 + 2H + + 2Cl - = Cu 2+ + 2Cl - + 2H2O
Cu(OH)2 + 2H + = Cu 2+ + 2H2O

― реагирует с концентрированными растворами щелочей:
Cu(OH)2 + 2NaOH = Na2[Cu(OH)4]
Cu(OH)2 + 2Na + + 2OH - = 2Na + + [Cu(OH)4] 2-
Cu(OH)2 + 2OH - = [Cu(OH)4] 2 -

― термически разлагается:
Cu(OH)2 t ⟶ CuO + H2O

Задание 3 Проведите реакции, подтверждающие качественный состав хлорида аммония, отметьте условия и признаки проведённых реакций. Запишите их молекулярные и ионные уравнения.
Хлорид аммония состоит из катионов аммония и хлорид-анионов.
Доказать наличие катионов аммония можно при добавлении раствора щелочи к раствору хлорида аммония, и последующем нагревании, поскольку в результате реакции выделяется аммиак, который можно распознать по запаху или с помощью смоченной лакмусовой бумажки (окрасится в синий цвет) :
NH4Cl + NaOH = NaCl + NH3↑ + H2O
NH4 + + Cl - + Na + + OH - = Na + + Cl - + NH3↑ + H2O
NH4 + + OH - = NH3↑ + H2O

Доказать наличие хлорид-анионов можно при добавлении раствора нитрата серебра к раствору хлорида аммония, поскольку в результате реакции образуется белый творожистый осадок хлорида серебра (I):
NH4Cl + AgNO3 = NH4NO3 + AgCl↓
NH4 + + Cl - + Ag + + NO3 - = NH4 + + NO3 - + AgCl↓
Ag + + Cl - = AgCl↓

Практическая работа № 7 «Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения»

А сейчас разобьемся на 5 групп. В каждой группе распределим роли.

  • докладчика, (будет выступать на конференции, рассказывать о результатах и делать выводы)
  • ответственного за ТБ (следит, чтобы не было нарушений правил ТБ)
  • ответственного за правильное проведение химического эксперимента,
  • наблюдателя (замечает изменения при выполнении хим. эксперимента)

Посовещайтесь и выберете роли.

II. Выполнение практической работы. (10 мин)

Сегодня мы с вами – коллеги, вы - лаборанты химической лаборатории на экспериментальном заводе, а я- его директор. Нам поступил госзаказ на выяснение качественного состава химических реактивов, в состав которых входят металлы. Группы – это отделы лаборатории, и у каждого отдела свое задание.

1 отдел «Качественные реакции на ионы».

на завод доставили пакеты с MgCl 2, NaOH, Na 2 SO 4 , Na 2 CO 3 , но надписи на таре потерялись. Вам нужно определить каждое из веществ. Как это можно сделать?

Отдел № 2. Доказательство наличия ионов Al 3+ и SO 4 2- в сульфате алюминия». Сульфат алюминия используется для очистки воды хозяйственного, питьевого и промышленного назначения, нам нужно доказать наличие ионов алюминия и сульфат- ионов в данном соединении.

Отдел № 3. «Качественный анализ веществ».

Известно, что пробирках под номерами 1и 2 вещества - хлорид натрия и хлорид алюминия. Определить, в какой пробирке находится каждое из веществ.

Отдел №4 «Устранение постоянной и временной жесткости».

Коллеги, вам известно, что использование жесткой воды приводит к быстрому изнашиванию приборов и механизмов в условиях завода, что ведет к дополнительным материальным затратам. Поэтому в госзаказе есть и такое задание: разработать способы для умягчения жесткой воды. Нам известно, что в воде содержатся сульфат магния и гидрокарбонат кальция. Составьте схему анализа и проведите его.

Отдел №5. «Превращения веществ».

Завод решил производить нитрат железа( III ) для легкой промышленности, он используется при окраске тканей и шерсти, и получается из порошкообразного железа в 4 стадии. Наша задача- провести в лаборатории весь цикл синтеза.

III . Конференция (10 мин)

Итак, 1 отдел…. И его докладчик

2 отдел и докладчик

3 отдел, докладчик

4 отдел, докладчик

5 отдел, докладчик

IV . Заполнение экспериментальной карты (10 мин)

Итак, коллеги, на столе у каждого из вас лежит экспериментальная карта. Сейчас вам дается время на ее заполнение. Качество заполнения карты показывает, насколько вы были внимательны при проведении научного эксперимента и при выступлениях ваших коллег из других отделов. После сдачи отчета лучшие из вас будут поощрены. Приступаем к работе.

V .Видеоопыт «Качественные реакции на соли железа ( III )

Сейчас мы посмотрим видеоролик, в котором кандидат химических наук покажет качественные реакции на соли железа (III). Один из опытов вы сегодня проделали. Ваша задача, коллеги, отметить те реакции, которые в нашей лаборатории не выполнялись, запомнить их и обсудить с коллегами.

2, 5 мин .1.Сейчас мы посмотрим видеоролик получение железа, после просмотра нужно ответить на вопрос: «Сможем ли мы получать железо на заводе и в лаборатории?»

Читайте также: