Практическая работа общие свойства металлов

Обновлено: 16.05.2024

Тема урока: Химические свойства металлов.

Тип урока: практическая работа.

  • закрепить на практике знания химических свойств металлов;
  • продолжить формирование умений наблюдать за явлениями и делать выводы;
  • продолжить формирование умений и навыков учащихся по использованию лабораторного оборудования для проведения эксперимента.

Методы и методические приемы: репродуктивный (повторение), наглядный, поисковый.

  • лоток, пробирки, штатив для пробирок, щипцы, спиртовка, соляная кислота, серная кислота, цинк, сульфат меди(II), железо;
  • методичка для выполнения опытов;
  • творческое задание.

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний (вводная часть)

Учитель: Мы изучаем тему «Металлы», познакомились с нахождением металлов в Периодической системе элементов Д.И.Менделеева, их физическими и химическими свойствами. Вспомните, какие химические свойства металлов нам известны?

Ученик: Взаимодействие с простыми веществами (кислородом, хлором, серой, азотом) и сложными веществами (водой, кислотами, солями).

Учитель: При изучении химических свойств металлов мы рассмотрели реакцию их взаимодействия с водой, а теперь вам предстоит познакомиться на практике еще с некоторыми свойствами металлов.

III. Практическая работа

Учитель: Итак, откройте тетради, запишите дату и приступайте к оформлению работы по заданному образцу.

На доске образец оформления работы (продублирован в рабочих картах):

Практическая работа № 1. Химические свойства металлов

Цель работы: на практике познакомиться с основными химическими свойствами металлов. Повторить навыки обращения с лабораторным оборудованием и реактивами.

Приборы и реактивы: (заполняется учащимися самостоятельно, исходя из предложенных материалов, согласно варианту).

Ход работы:

Общий вывод:

Учитель: Перед выполнением опытов, давайте повторим основные правила проведения эксперимента и техники безопасности.
Ученик: Действия производятся над лотком, на расстоянии вытянутой руки, на уровне глаз. Банки с реактивами берутся в руку этикеткой внутрь, реактив наливается 1–2 мл, но если перелили, то обратно в банку не возвращается.
Учитель: Приступаем к проведению опытов.

Учащиеся выполняют опыты по вариантам (1, 2) группами по 4 человека.

IV. Закрепление материала

Учитель: для проверки полученных вами знаний поработайте над творческим заданием – отгадайте по описанным свойствам о каком металле идет речь и ответьте на вопросы.

Конечно, мы металлы – дружная семья,
Но все же всех прекрасней – я.
Я красная, блестящая и очень работящая.
Ведь если нужно потрудиться, ток вам проводя,
Все тут же вспоминают про меня.
И если колокол звенит, под куполом паря,
Так это я звеню, всем музыку даря.
Доспехи в древности для рыцаря, коня
Ведь тоже делали при помощи меня.
А вот теперь в карман залезьте
И монетами звеня, вы дружно угадайте
Кто же я?
А заодно ответьте, правды не тая,
Вот почему же люди, красоту мою ценя
Посуду-то не делают, скажите из меня?

Ученик: Этот металл – медь. Медь не применяют для производства посуды, потому что изделия из меди в присутствии влаги покрываются темно-зеленой пленкой.

Прославился я твердостью и прочностью своей,
И потому-то мною исписал стекло злодей,
Но нет полезней нас с танталом для людей.
Когда хирург не смог собрать костей,
То обратился к помощи моей.
Так вот ответьте, почему же?
И имя постарайтесь отгадать к тому же.

Ученик: Этот металл – титан. Он применяется в хирургии для восполнения утраченных фрагментов костей, так как является устойчивым к окислительным процессам, происходящим в организме человека.

V. Рефлексия

Учитель: Что мы закрепили сегодня на уроке? Какие вопросы у вас остались неразрешенными?

Ученик: Мы повторили и закрепили на практике химические свойства металлов.

Учитель: Запишите в дневниках домашнее задание – стр. 34– 37, в. 1 , з.7 (стр. 37).

Рабочая карта

1. Оформление работы

Практическая работа № 1. Химические свойства металлов.

Приборы и реактивы:

2. Описание проведения опытов

Опыт 1. Поместите в пробирку кусочек цинка и добавьте 1–2 мл раствора серной кислоты.

Опыт 2. Зажмите щипцами медную проволоку и прокалите в пламени спиртовки до образования черного налета.

3. Творческое задание

Рабочая карта.

Лабораторная работа "Общие свойства металлов"
учебно-методический материал по химии (11 класс) по теме

Предлагаем студентам экспериментально изучить химические свойства ме-таллов разной активности и сделать вывод о связи между положением метал-ла в ряду и его реакционной способностью. По ходу выполнения опытов уча щиеся заполняют таблицу в тетрадях для практических работ.

ВложениеРазмер
lab_rab_no6resh.eksp_.zad_._po_teme_metally_variant1svoystva_me.docx 31.06 КБ
Подтяните оценки и знания с репетитором Учи.ру

За лето ребенок растерял знания и нахватал плохих оценок? Не беда! Опытные педагоги помогут вспомнить забытое и лучше понять школьную программу. Переходите на сайт и записывайтесь на бесплатный вводный урок с репетитором.

Вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

Предварительный просмотр:

Лабораторная работа № 6

Тема: Общие свойства металлов.

Дидактическая цель: создать условия для применения студентами знаний и умений в знакомых и новых учебных ситуациях.

Образовательные цели : на практике познакомить учащихся с химическими свойствами металлов разной активности; установить связь между положени-ем металла в ряду активности и его химическими свойствами; повторить типы химических реакций.

Развивающие цели : развивать общеучебные умения и навыки (заполнение таблицы, грамотное проведение эксперимента, моделирование процесса, вы-деление главного), внимание, мышление (прогнозирование продуктов реак-ции); продолжить формирование умения записывать уравнения химических реакций.

Воспитательные : развивать навыки общения в группе

Основные правила безопасности при выполнении эксперимента

  1. Содержите свое рабочее место в чистоте и порядке, работайте внимательно и аккуратно.
  2. Соблюдайте тишину, не отвлекайте товарищей.
  3. Не пейте и не принимайте пищу в лаборатории.
  4. Приступайте к выполнению задания только тогда, когда четко уяснили цели, задачи и ход проведения эксперимента, строго следуйте всем ука-заниям преподавателя.
  5. Осмыслите основные этапы проведения опыта. Проверьте наличие не-обходимого оборудования и реактивов на рабочем месте перед началом работы.
  6. Сухие вещества берите шпатылем, жидкие реактивы набирайте пипет-кой; наливая жидкость из склянки, держите емкость этикеткой к ладони. Категорически запрещается брать реактивы руками.
  7. НЕ сливайте инее ссыпайте ошибочно взятый избыток какого-либо ре-актива в ту емкость, из которой он был взят.
  8. Не пробуйте вещества на вкус.
  9. При попадании на кожу кислот смойте их большим количеством воды и обработайте пораженное место нейтрализующим веществом (5%-10%

-ным раствором соды).

10. При попадании реактивов на одежду смойте их большим количеством воды и используйте нейтрализующее средство по указанию учителя для каждого конкретного случая.

11.После окончания работы сдайте рабочее место преподавателю или дежур- ному студенту.

Предлагаем студентам вопросы:

1.Что такое ряд активности?

2.По какому принципу металлы расположены в этом ряду?

3.Какие химические свойства характерны для металлов, стоящих в этом ряду активности до водорода и после него?

4.Какие признаки металлов вам известны?

5.Где находятся металлы в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева?

6.Что такое химическая реакция?

7.Какие типы химических реакций вам известны?

Предлагаем студентам экспериментально изучить химические свойства ме-таллов разной активности и сделать вывод о связи между положением метал-ла в ряду и его реакционной способностью. По ходу выполнения опытов уча щиеся заполняют таблицу в тетрадях для практических работ.

Результаты изучения некоторых химических свойств металлов разной активности

Организуем в группах выполнение химического эксперимента. Предлагаем инструкцию.

Инструкция по выполнению работы

  1. В пробирку с порошкообразным железом аккуратно добавьте несколь-ко капель соляной кислоты. Наблюдайте происходящее явление и за-полните табдицу. Какой газ при этом выделился? О чем это свидетель-ствует?
  2. В пробирку аккуратно налейте несколько миллилитров раствора суль-фата меди (||), добавьте гранулу цинка, наблюдайте появление красного налета на поверхности цинка. Заполните таблицу.
  3. К медным стружкам аккуратно прилейте несколько капель соляной кислоты. Если признаки протекания реакции? Заполните таблицу.
  4. Наблюдайте опыт, демонстрируемый преподавателем: взаимодействие кусочка лития с водой. Обратите внимание на выделение газа. Заполните таблицу.
  5. Сделайте общий вывод.

Студенты в группах проводят опыты, иллюстрирующие свойства металлов: взаимодействие с кислотами и солями. При этом они применяют знания в знакомой ситуации (пункты 1,2 инструкции), в измененной (пункт3) и в новой (пункт 4,5). Заполняют таблицу и формулируют выводы.

Информация о домашнем задании и рефлексия

Закончить уравнения реакций, написать их в ионном виде:

Вопрос : как связано положение металла в ряду активности с его природой и химическими свойствами?

Оценка лабораторных работ производится по следующим критериям:

Оценка 5 ставится, если учащийся самостоятельно выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведе-ния опытов, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и акку-ратно выполняет все записи, оформляет таблицу, делает выводы, отвечает на вопросы.

Оценка 4 ставится, если выполнены требования к оценке 5, но были допущены два-три ошибки в написании уравнений реакций.

Оценка 3 ставится, если студент правильно понимает химическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению материала. Работа выполнена не полностью.

Оценка 2 ставится, если студент не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил много ошибок. Работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; если опыты, наблюдения производились неправильно.

Оценка 1 ставится, если учащимся совсем не выполнил работу.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требований правил безопасного труда.

Перечень ошибок

1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений теории, формул, общепринятых символов обозначения химичес-ких знаков, физических величин, единиц их измерения.

2. Неумение выделять в ответе главное.

3. Неумение применять знания для написания уравнений реакций, решения задач и объяснения физических и химических явлений решения.

5. Неумение провести опыт, написать уравнения химических реакций. необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.

6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию.

8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.

1. Неточности формулировок, определении, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия; ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.

2. Ошибки в условных обозначениях.

3. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.

Практическая работа №2 По теме: «Общие свойства металлов и их соединений».
методическая разработка по химии по теме

Практическая работа №2

По теме: «Общие свойства металлов и их соединений».

Цель работы: изучение химических свойств металлов и их соединений.

  1. Закрепить знания о химических свойствах металлов: взаимодействие металлов с растворами кислот и солей.
  2. Экспериментальным путем убедиться в различной химической активности металлов, доказать, что более активные металлы восстанавливают менее химически активные из водных растворов их солей.
  3. Изучить общие свойства амфотерных гидроксидов.
  4. Изучить общие свойства нерастворимых оснований.
  5. Отработать навыки экспериментальной работы согласно правилам техники безопасности.

Краткие теоретические сведения.

Металлы в периодической системе находятся в I, II, III группах, в побочных подгруппах всех групп. Кроме того, металлами являются наиболее тяжелые элементы IV, V, VI и VII групп.

Особенностью строения атомов металлов является небольшое число электронов во внешнем электронном уровне, как правило, не превышающее трёх. Атомы металлов легко отдают электроны и являются хорошими восстановителями.

Металлы по их активности расположены в ряд, называемый электрохимическим рядом напряжений металлов.

Li Rb K Cs Ba Sr Ca Na Mg Be Al Mn Zn Cr Fe Cd Co Ni Sn Pb H Sb Bi Cu Hg Ag Au

Металлы, стоящие в электрохимическом ряду напряжений металлов до водорода, могут вытеснять его из растворов кислот, а всякий металл, стоящий ближе к началу ряда, может вытеснять (восстанавливать) последующие из растворов их солей.

1.Металлы, расположенные в начале ряда - от лития до магния –восстанавливают водород из воды с образованием щелочи:

2Na + 2HOH  2NaOH + H 2 ↑.

2. Металлы менее активные (от марганца до железа), восстанавливая из воды водород, образуют оксиды:

3Fe + 4H 2 O  Fe 3 O 4 + 4H 2 ↑.

3.Металлы реагируют с кислотами. Взаимодействие металлов зависит от их активности (см. электрохимическим рядом напряжений металлов) и от концентрации кислоты:

а) кислоты HCl, H 3 PO 4 , H 2 SO 4(разб.) реагируют со всеми металлами (кроме Pb), которые стоят в ряду напряжений до водорода, при этом выделяется водород;

Zn + 2HCl  ZnCl 2 + H 2 ↑.

б) концентрированная H 2 SO 4 при нагревании реагирует со всеми металлами (кроме Pt и Au), при этом водород не выделяется; с тяжелыми (плотность > 5 г/ см 3 ) металлами образует газ SO 2 (оксид серы (IV)); с более активными легкими (плотность 3 ) металлами выделяется H 2 S (сероводород):

Cu +2H 2 SO 4 (конц)  CuSO 4 + 2H 2 O + SO 2 ↑.

в) концентрированная НNO 3 c щелочными и щелочноземельными металлами образует газ N 2 O – оксид азота (IV), с другими тяжелыми металлами – оксид азота (IV) NO 2 :

Ca + 10HNO 3(конц.) → Ca(NO 3 ) 2 + N 2 O + 5 H 2 O

Cu + 4HNO 3(конц.) → Cu(NO 3 ) 2 + NO 2 + 2 H 2 O

г) разбавленная НNO 3 взаимодействует c щелочными и щелоч-ноземельными металлами, а также с Zn, Fe, Sn, при этом выделяется газ NH 3 (аммиак) или образуется соль аммония (NH 3 + НNO 3 =NH 4 NO 3 ), при реакции с остальными металлами (плотность > 5 г/ см 3 ) образуется оксид азота (II) NO:

Ca + 10HNO 3(разб.) → 4Ca(NO 3 ) 2 + NH 4 NO 3 + 3 H 2 O

Cu + 4HNO 3(разб.) → 3Cu(NO 3 ) 2 + 2NO + 4H 2 O

д) кислоты H 2 CO 3 ,H 2 SO 3 , CH 3 COOH – слабые, взаимодействуют с активными металлами:

2 CH 3 COOH + 2Na → 2CH 3 COONa + H 2

4. Каждый последующий металл может быть восстановлен из раствора соли предыдущим металлом: Fe + CuSO 4  FeSO 4 + Cu.

Переходные металлы расположены в Периодической системе с 4 по 7 период. Переходные металлы, символы которых расположены в самой таблице, называют d-элементами, а те элементы, символы которых расположены в нижней части Периодической системы, называют лантаноидами и актиноидами или f-элементами.

Амфотерные оксиды - оксиды переходных металлов.

1. Амфотерные оксиды не растворяются в воде.

2. Амфотерные оксиды, реагируя с основными и с кислотными оксидами, дают соли:

Al 2 O 3 + K 2 O  2KAlO 2 ,

Al 2 O 3 + 3SO 3  Al 2 (SO 4 ) 3 .

3. Амфотерные оксиды, реагируя с основными или кислотными гидроксидами, дают соли:

ZnO + 2KOH  K 2 ZnO 2 + H 2 O,

ZnO + H 2 SO 4  ZnSO 4 + H 2 O

4. Соответствующие амфотерным оксидам гидроксиды обладают амфотерными свойствами:

Zn(OH) 2  Zn 2+ + 2OH - - как основание

H 2 ZnO 2  2H + + ZnO 2 2- - как кислота

Амфотерные гидроксиды - это такие гидроксиды, где растворенная в воде часть, диссоциирует на катионы водорода, металла и анионы гидроксида и кислотного остатка.

Zn(OH) 2 ⇆ Zn 2+ + 2OH - , H 2 ZnO 2 ⇆ 2H + + ZnO 2 2-

1.Взаимодействием переходных металлов (после удаления оксидной пленки) с водой:

2Al + 6H2O = 2Al(OH) 3  + 3H 2 ↑

2.Взаимодействие солей со щелочами:

ZnCl 2 + 2KOH  Zn(OH) 2  + 2KCl

3. Взаимодействием солей с кислотами:

Na[Al(OH) 4 ] + HCl  Al(OH) 3  + NaCl + H 2 O

1. Диссоциирует на ионы растворенная в воде часть амфотерного гидроксида: Zn(OH) 2 ⇆ Zn(OH) + + OH - ⇆ Zn 2+ + 2OH -

H 2 ZnO 2 ⇆ HZnO 2- + H + ⇆ZnO 2 2- + 2H +

2. Взаимодействие с кислотными оксидами, кислотами и кислыми солями:

2Cr(OH) 3 + 3SO 3  Cr 2 (SO 4 ) 3 + 3H 2 O

Al(OH) 3 + 3HBr  AlBr 3 + 3H 2 O

Zn(OH) 2 + 2NaHSO 4  ZnSO 4 + Na 2 SO 4 + 2H 2 O

3. Взаимодействуют с основными оксидами, основаниями и основными солями:

Zn(OH) 2 + Li 2 O  Li 2 ZnO 2 + H 2 O

Zn(OH) 2 + Ba(OH) 2  BaZnO 2 + 2H 2 O

4. Подвергаются разложению при нагревании:

2Al(OH) 3  Al 2 O 3 + 3H 2 O

Приборы и реактивы:

- штатив с пробирками, пипетка, держатель для пробирок, спиртовки, спички, стеклянная палочка.

- растворы: серной кислоты, гидроксида натрия; растворы солей: сульфат меди (II),хлорид цинка, сульфат алюминия, сульфат натрия; кусочки: цинка, меди.

Порядок выполнения работы.

Опыт № 1. Взаимодействие металлов с растворами кислот.

Ход работы: В три пробирки положить: в первую кусочек магния, во вторую – гранулу цинка, в третью – медь (кусочек проволоки). Прилить во все пробирки 1 мл раствора серной кислоты.

Записать наблюдения в таблицу «Оформление отчета». Сравнить скорость происходящих реакций. Почему в одной из пробирок реакция не идёт? Дать объяснение. Записать уравнения реакций в молекулярном и ионном видах.

Опыт № 2. Взаимодействие металлов с солями.

Ход работы: В одну пробирку положить одну гранулу цинка и прилить раствор медного купороса, во вторую – кусочек медной проволоки и прилить раствор сульфата натрия.

Записать наблюдения в таблицу «Оформление отчета». Составить схему электронного баланса в окислительно–восстановительных реакциях.

Опыт № 3. Получение гидроксида цинка и испытание его амфотерных свойств.

Ход работы: В две пробирки налить по 5-6 капель раствора соли цинка и очень аккуратно по каплям добавить в них раствор щелочи до появления осадка.

Затем в одну пробирку добавить 2-3 капли раствора серной кислоты.

В другую пробирку добавить избыточное количество щелочи (до растворения осадка).

Записать наблюдения в таблицу «Оформление отчета». Составить уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.

Опыт № 4. Получение гидроксида меди и изучение его свойств

Ход работы: Из имеющихся реактивов получить гидроксид меди (II). Указать цвет осадка. Нагреть полученное вещество.

Записать наблюдения в таблицу «Оформление отчета». Что произойдет с осадком при нагревании?

Урок химии 9 класс Практическая работа по теме "Общие свойства металлов"

Цели урока : Способствовать применению обучающимися знаний теоретического материала о металлах в практической деятельности; проверить усвоение теоретического материала по теме: « Общие свойства металлов».

Развивать навыки экспериментальной работы, навыки составления уравнений химических реакций; умение обобщать материал эксперимента и формулировать выводы.

Воспитывать культуру проведения эксперимента, внимательное отношение к своему здоровью во время проведения эксперимента. Воспитывать интерес к предмету химии.

Планируемые результаты обучения.

Предметные . Уметь подобрать реагенты и проводить химические реакции, необходимые для решения определённой задачи, соблюдая правила работы в кабинете химии.

Метапредметные . Развивать умения самостоятельно определять цели работы, планировать пути достижения целей, определять способы действий врамках предложенных условий, строить умозаключения и делать выводы.

Личностные . Формировать ответственное отношение к учению

Оборудование, ТСО урока: лабораторные штативы, пробирки, склянки с веществами. Растворы кислот и солей: серной кислоты, соляной кислоты, хлорида бария, соды. Известковое молоко. Кристаллические вещества: хлорид бария, гидроксид натрия, карбонат калия, сульфат натрия, хлорид калия, сульфат магния. Жесткая вода.

Структура урока :

1.Организационный момент. Эмоциональный настрой. Инструктаж поТБ (безопасность работы с кислотами, щелочами, солями)

2. Актуализация опорных знаний и деятельности учащихся, необходимых для творческого решения задач.

FeCl 2 + 2 NaOH = Fe ( OH )2 ↓+ 2 NaCl

3. Постановка цели и задачи. Мотивация учебной деятельности. Инструктаж по оформлению практической работы

4.Усвоение учебного материала. Самостоятельное выполнение практической части работы. Работа в парах.

В-1. Задание . В трёх пронумерованных пробирках даны следующие кристаллические вещества: а) хлорид бария; б) гидроксид натрия; в) карбонат калия. Опытным путём определите, в какой пробирке находится какое вещество. Напишите уравнения соответствующих реакций в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде.

В-2. Задание. В пронумерованных пробирках находятся следующие вещества: а) карбонат кальция; б) сульфат натрия; в) хлорид калия. Опытным путём определите, в какой пробирке находится какое вещество. Напишите уравнения соответствующих реакций в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде.

В-3. Задание. В двух пронумерованных склянках дана вода. В одной из них вода содержит сульфат магния, а в другой – гидрокарбонат кальция. Проделайте опыты, при помощи которых можно устранить постоянную и временную жёсткость воды

5. Творческое применение обобщенных знаний, умений и навыков при оформлении практической работы.

В-1. Задание. Для распознавания данных соединений растворим их в воде. После этого добавим во все три пробирки раствор серной кислоты. По результатам визуальных наблюдений сделаем вывод о соединениях, находящихся в пробирках.

В первой пробирке нет видимых изменений, но если потрогать её, можно почувствовать тепло. Значит, в ней находился гидроксид натрия, так как реакции нейтрализации являются экзотермическими, протекают со значительным выделением тепла.

Во второй пробирке наблюдаем выделение газа, значит, в ней находился карбонат калия, так как при взаимодействии с раствором серной кислоты должен выделиться углекислый газ.

В третьей пробирке наблюдаем выпадение белого осадка, значит, в ней был хлорид бария.

Ученики записывают уравнения соответствующих реакций в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде.

В-2. Задание. Из трёх выданных веществ два являются растворимыми (Na2 SO 4, KCl ), а одно, CaCO 3 , -нерастворимо. (Обучающиеся используют данные таблицы растворимости). Добавив воду во все три пробирки, определим нерастворимый карбонат кальция. Для большей уверенности можно провести качественную реакцию на карбонат – ион. Для этого добавим в данную пробирку раствор соляной кислоты. Наблюдаем выделение газа, значит, в ней действительно была соль CaCO3.

В две другие пробирки добавим раствор хлорида бария. В одной из них наблюдаем выпадение белого осадка, значит, здесь находится Na2 SO 4.

В пробирке, где никаких изменений не происходит, была соль KCl .

В-3. Задание. Временная, или карбонатная, жёсткость воды обусловлена присутствием гидрокарбонатов кальция и магния. Её можно устранить кипячением или действием известкового молока или соды.

Постоянная, или некарбонатная. Жёсткость воды обусловлена присутствием сульфатов и хлоридов кальция и магния. Её устраняют действием соды.

6.Отчеты групп о проделанной работе у доски (по выбору учителя )

7. Взаимопроверка оформления работ в тетрадях для практических работ с использованием критериев оценивания оформления практической работы

8. Итоги урока. Рефлексия

9. Д/з. Решить расчетную задачу: Цинк массой 14,5 г растворили в избытке водного раствора гидроксида натрия. Рассчитайте объём (н.у.) газа (в литрах), выделившегося в результате этой реакции.

*Выполните самостоятельную работу по теме «Металлы» в Якласс

Приложение№1

Взаимопроверка учениками оформления практической работы. Критерии оценивания работы.

1. Правильно подобраны реагенты -1балл

2. Эксперимент проведён с соблюдением ТБ-1балл

3. Записаны уравнения соответствующих реакций в молекулярном, ионном и сокращённом ионном виде-2 балла

Конспект по химии Практическая работа № 6 "Свойства металлов"

Цель урока:Создать условия для закрепления изученного материала через практическую работу.

Показать связь между металлами и их соединениями с помощью эксперимента

Задачи урока:

Развивающая:

· Создать условия для применения на практике полученных знаний;

· на основании полученных знаний в ходе изучения темы «МЕТАЛЛЫ» совершенствовать навыки учащихся проводить химический эксперимент;

· предвидеть его результаты, проводить наблюдения.

· способствовать развитию навыков составления уравнений химических реакций;

Воспитательная:

· способствовать развитию внимания, аккуратности при написании уравнений реакций;

· способствовать формированию экологической культуры учащихся, стремлению соблюдать технику безопасности при выполнении практической работы;

· способствовать формированию умение работать в коллективе, умение оценивать знания своих товарищей, стремление к достижению положительных результатов в изучении химии.

ФОПД: ф ронтальная, дифференцированная, групповая.

Наглядный (демонстрация слайдов);

Работа в парах, решение задач

Планируемые результаты обучения:

· проводить опыты между веществами в растворах

· записывать уравнения реакций в молекулярном и ионном виде

Средства обучения:

1. Компьютер для просмотра презентации

2. Оборудование для лабораторного опыта из имеющихся в наличии веществ, инструктивные карточки, таблица растворимости веществ, рабочая программа по химии 9 класс

Оборудование: пробирки, штатив, сухое горючее, держатель для пробирок, медная проволока, реактивы: оксид меди ( CuO ), щелочь ( NaOH ), соляная кислота ( HCl ), серная кислота ( H 2 SO 4 )

I . Вводная часть: организационный момент.

o Приветствие учащихся.

o Проверка готовности к началу урока.

o Организация внимания, постановка цели урока.

Сегодня на уроке еще раз мы побываем с вами в удивительном мире соединений металлов. Этот яркий, красочный мир сейчас откроется для вас. В этом нам поможет выполнение практической работы. Вооружитесь знаниями и умениями, а так же соблюдением правил техники безопасности.

II . Выполнение практической работы № 6 «Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения»

Цель: Показать связь между металлами и их соединениями

Выполнению данной работы нам поможет металл о котором вы узнаете отгадав загадку

Иду на мелкую монету,

В колоколах люблю звенеть,

Мне ставят памятник за это

И знают: имя мое - .

Все металлы реагируют свеществами которые находятся в окружающей среде.

- Что происходит с веществами?

- А что получится если металлы вступят в реакцию с кислородом?

- А какого цвета медь?

- Назовите ее физические свойства. (Металлический блеск)

- А давайте посмотрим, во что превратится медь в результате взаимодействия с кислородом.

Посмотрите на порошок оксид меди, назовите отличия. (разные физические свойства)

Каким путем можно получить оксид меди

- Что для этого нужно сделать? Прокалить проволоку в пламени.

Взять кусочек медной проволоки, зачисть его и прокалить в пламени.

- Отметьте, как изменился ее цвет. (Ее поверхность покрылась черным налетом оксида меди СuO)

2 Cu + O 2 = 2 CuO – реакция соединения

Без нагревания нужно большое количество времени при повышении температуры скорость химической реакции увеличивается

Ионы меди могут следовать от одного вещества к другому это можно доказать с помощью практической работыкоторую нам предстоит выполнить.Цель нашей работы: Показать связь между металлами и их соединениями.

Прореагируйте на оксид сернойкислотй

В пробирку набрать черный порошок, который при растворении в кислоте дает голубой раствор. Этот порошок, как вы, наверное, догадываетесь,— оксид меди.

К оксиду меди(I I ) прилейте серую кислоту.

- Но можем ли мы сразу пронаблюдать реакцию? (Нет) мой опыт без нагревания. К концу урока обратить на скорость протекания химической реакции

Увеличение температуры скорость реакции увеличивается.

- А как увеличить скорость реакции? (Нагреванием)

Техника безопасности!

Проделайте опыт, результат запишите в таблицу.

Составьте уравнение реакции

Cu 2+ O 2- + H 2 SO 4 = CuSO 4 + H 2 O реакция обмена

Cu 2+ O 2- + 2H + +SO 2- 4= Cu 2+ +SO4+ H + 2O -2

CuSO4 – растворимая соль

К сульфату меди(II) прилейте гидроксид натрия (щелочь).

Что наблюдаете? (Выпадение голубого осадка нерастворимого в воде)

Запишите уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.

Cu +2ОН= Cu (ОН)2нерастворимое основание

Нерастворимое основание в воде, а осадок может раствориться в кислоте. Какая кислота вступит в реакцию с гидроксидом натрия? ( HCl )

Cu ( OH )2 + 2 HCl = CuCl 2 + 2 H 2 O

Cu ( OH )2 + 2 H = Cu + 2 H 2 O

CuCl2 –растворимая соль

Какие новые вещества получили при выполнении практической работы?

Вернитесь к таблице, какова была тема урока? (Решение экспериментальных задач «Металлы и их соединения»).

- Какая цель стояла перед вами?

Показать связь между металлами и их соединениями

Исходя из опытов составьте цепочку химических превращений

Глядя на генетическуюцепочку какой вывод можно сделать? (ионы меди следуют из одного вещества к другому).

Вывод: В ходе практической работы мы проследили, как из простых веществ металлов можно получить соединения металлов, таких как оксиды, гидроксиды и соли.

Вывод занесите в таблицу.

Наше путешествие закончилось.

Оцените свое состояние и работу на уроке.

для проведения химического эксперимента.

Отметьте, как изменился ее цвет.

Наблюдаемый результат занесите в таблицу.

К оксиду меди(I I ) CuO , прилейте серую кислоту H 2 SO 4

Содержимое пробирки нагрейте.

Внимание: при проведении эксперимента соблюдайте правила безопасности труда!

В пробирку добавьте по каплям раствор гидроксида натрия NaOH .

Наблюдайте за происходящими явлениями.

Результаты занесите в таблицу

Запишите уравнения в молекулярном и ионном виде

Исходя из опытов, составить химическую цепочку превращений.

Самоанализ урока химии в 9 классе

Тема урока: практическая работа «Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения»

Данный урок является одиннадцатым по счету в разделе « Общие свойства металлов ». Содержание материала урока дает возможность опираться на имеющиеся знания и одновременное применение умений и навыков приобретенных на уроках. Содержание отобранного материала соответствует базовому уровню преподавания предмета.

Тип урока урок актуализации знаний и умений, данный вид урока: практическая работа позволяет наиболее эффективно решить все поставленные задачи.

Дидактическая цель создать условия для воспроизведения в памяти учащихся системы опорных знаний: стимулировать поисковую деятельность

Цель урока:закрепление изученного материала через практическую работу

Показать связь между металлами и их соединениями с помощью эксперимента.

На уроке решались следующие задачи:

· способствовать развитию внимания, аккуратности при выполнении практической работы;

· способствовать формированию умения работать в парах, умение оценивать знания своих товарищей, стремление к достижению положительных результатов.

Образовательные цели соответствуют требованиям программы, охватывают все содержание урока. Задачи урока направлены на формирование следующих компетенций ученика:

o Коммуникативные (навыки работы в парах)

o Личностное самосовершенствование

План урока и его цели были реализованы полностью. При постановке цели и задач урока учитывались реальные учебные возможности и психологические особенности учащихся. В классе обучаются 6 человек из них 4 подростка имеют слабые знания, т.к. прибыли в училище в течение учебного года и начальный курс знаний по предмету отсутствует. Ребята с трудом составляют химические уравнения, слабо разбираются в основных классах неорганической химии. У некоторых подростков завышена самооценка проявляется чувство взрослости, их «Я»; (учащимся на уроке предоставилась возможность доказать свою позицию, проведя практические исследования). Такой подход, по моему мнению, активизирует учащихся, поддерживает позитивный эмоциональный фон урока, позволяет продуктивно работать в паре, помогая и поддерживая друг друга. Оптимальная работоспособность учащихся на уроке достигалась путем чередования видов учебной деятельности на различных этапах урока и спокойной доброжелательной обстановкой.

Работа проходила в сотрудничестве с учителем. Структурные элементы урока взаимосвязаны, осуществлялся логичный переход от одного этапа к другому . Все это обеспечило предупреждение перегрузки учащихся.

На уроке использовались различные формы работы: фронтальная , дифференцированная, групповая.

Все этапы урока логически связаны между собой. Организационный момент настраивает учащихся на решение основной цели урока. На второмэтапе урока использовался метод актуализации знаний.При работе над основной темой урока использовались следующие методы обучения:

· Наглядный (демонстрация слайдов);

· Работа в парах, решение задач

Осуществлялись межпредметные связи (мета предметные математика, ОБЖ) и связь с жизнью. Используются на уроке ситуации, во время которых «включаются» различные виды памяти (моторная, образная, словесно-логическая, эмоциональная). Поскольку в классе находятся дети с разным типом восприятия материала, то я старалась на уроке применять разнообразие приемов и методов, направленных на восприятие информации. Смена видов деятельности (практическая работа, ИКТ, занимательный материал), работа в группах способствовали предупреждению перегрузки школьников.

В течение всего урока осуществлялся текущий контроль за работой учащихся при помощи ИКТ, а так же сбор информации и оформление виде. Для выставления оценок использовался взаимоконтроль и самоконтроль по образцу.

Выбранная структура урока (организационный момент, включающий эмоциональный настрой, мотивирование на результат, актуализация ранее полученных знаний, подводящая к теме и задачам урока, закрепление знаний путем практических действий, обобщение, рефлексия) была рациональна для решения задач.

Рационально распределено время на этапы урока, «связки» между ними логичны.

Хорошая психологическая атмосфера поддерживалась самими формами групповой и парной работы, т.к. снималась тревожность, мнительность, нерешительность, в результате общение на уроке было продуктивным и качественным.

На случай непредвиденной ситуации на уроке были придуманы следующие ходы:

если не хватит времени, будет сокращеноколичество экспериментов,

если время останется, будут использованы дополнительные эксперименты;

Все поставленные задачи удалось реализовать. В целом урок прошел успешно, настроение учащихся и учителя было великолепным, все остались довольны своей работой.

Читайте также: