Практическая работа сравнение активности металлов

Обновлено: 18.05.2024

8.2 4.7 разработать ряд активности металлов по результатам экспериментов и сопоставить его со справочными данными

8.2 4.8 прогнозировать возможность протекания незнакомых реакций замещения металлов, используя ряд активности металлов

Все научатся: Определять активность металлов по интенсивности их взаимодействия с кислотами и составлять ряд активности металлов, прогнозировать возможность протекания реакций замещения металлов.

Большинство смогут: Составлять словесные схемы уравнений химических реакций взаимодействия металлов с растворами кислот и растворами солей.

Некоторые Смогут составлять уравнение химических реакций используя ряд активности металлов.

Ход урока

1) Приветствие «Круг добра пожелания»

Все учащиеся и учитель встают в круг, смотря прямо друг против друга кивком головы выражают приветствие, слева и справа стоящими обмениваются рукопожатиями, таким образом образуется внутренний круг сомкнувшихся рук, учитель говорит, что этот круг символизирует: «Единство класса, мыслей и целей.» Затем обмениваются пожеланиями друг другу успехов на уроке.

Сегодня мы с вами будем работать в парах.

Учащиеся занимают свои рабочие места, на которых уже находятся листы оценивания и стикеры Лист оценивания Ф.И ____________________________

Вид деятельности Максимальный балл балл

Домашнее задание 4

Практическая работа 8

Стратегия «Зри в корень» 3

Проверка домашнего задания:

Цель: Проверить усвоение предыдущих знаний

а)Составьте словесное уравнение реакции цинка и железа с разбавленной соляной кислотой: 1-реакция: ___________________________________________

б) Выберите рисунки, позволяющие собирать водород?

Обоснуйте свой ответ.

Составляют словесное уравнение химической реакции цинка с соляной кислотой 1 Составляют словесное уравнение химической реакции железа с соляной кислотой 1 Выбирают из предложенных рисунков тот который показывает правильный способ сбора водорода 1

Обосновывают свой ответ согласно выбранному рисунку 1

Изучение нового материала АМО: «Лаборатория успеха»

Практическая работа № 1 Просмотр видео «Сравнение активности металлов»

Цель: Обобщить результаты и разработать ряд активности металлов.

Реактивы: Металлы: медные стружки, железные стружки, цинк (гранулы).

Растворы солей: сульфат меди(II), хлорид железа, сульфат цинка, хлорид олова, нитрат свинца (II) Оборудование: Чашки Петри, пробирки.

Ход работы: В пять пробирок налить растворы солей по 5мл. опустить в каждую пробирку стружки меди. Затем такие опыты повторить с другими металлами. Наблюдать за интенсивностью хода реакций. Заполнить таблицу, где идет реакция следует поставить знак «+», если не идет реакция – знак «-». По сравнительной интенсивности, т.е. по числу протекающих реакций, составить ряд активности металлов.

Растворы солей металлы Cu Fe Zn Sn Pb CuSO4 FeCl3 ZnSO4 SnCl2 Pb(NO3)2

Количество протекающих реакций Вопросы и задания:

1. По проведенным опытам определите самый активный и самый инертный металлы, составьте свой ряд активности металлов.

2. Сопоставьте ваш ряд активности с табличными данными.

3. Сделайте прогноз возможности протекания незнакомых реакций, используя ряд активности металлов Бекетова.

Закончите уравнения, протекающих реакций:

Определяют самый активный и самый инертный металлы, составляют свой ряд активности металлов. 1

Сопоставляют свой ряд активности с табличными данными. 1

Делают прогноз возможности протекания незнакомых реакций, используя ряд активности металлов Бекетова.

Завершают уравнения протекающих реакций: 6

«ЗРИ В КОРЕНЬ!» А Б В Г Д 1 О N Ca Br Ag 2 Li S F Ar Co 3 Fe C Si Ba Au 4 Cl Mg Na B Н 5 Al K Cu Zn Hg 6 Pb P He Ne Pb

 Выберите активные металлы

 Составьте два словесных уравнения реакции металлов с кислотами и солями

 Составьте два химических уравнения реакции металлов с кислотами и солями Дескрипторы балл

Практическая работа сравнение активности металлов

Сравнение активности металлов

Пр. р. №4 Сравнение активности металлов 8 класс
Гайдар Лариса Николаевна ГУ « Михайловская СОШ Павлодарская область Железинский район » учитель химии и биологии почтовый адрес 140407 lora -81_81@ bk . ru 87776467228

Раздел долгосрочного плана:

8.1 B Химическая активность металлов

Школа: Михайловская СОШ

ФИО учителя: Гайдар Л.Н

Сравнение активности металлов

Пр. р. №4 Сравнение активности металлов.

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

8. 2.4.4 исследовать активность металлов в реакциях взаимодействия с растворами кислот

8.2.4.5 понимать, что более активный металл будет вытеснять менее активный из растворов его солей

8.2.4.8 использовать ряд активности металлов для прогнозирования возможности протекания незнакомых реакций

8. 2.3.6 составлять уравнения химических реакций металлов с растворами кислот и солей

Сравнить активность металлов на примере реакций взаимодействия их с растворами кислот и солей.

Учащийся достиг цели обучения, если

определяет продукты взаимодействия металлов с растворами кислот;

составляет уравнения реакций и называет продукты;

формулирует вывод о том, что более активный металл будет вытеснять менее активный из растворов его солей;

верно определяет реакции, протекание которых невозможно, объясняет причину с помощью ряда активности.

Определите языковые цели, включая примеры лексики и фраз.

Лексика и терминология, специфичная для предмета:

кислота, соль (хлорид, сульфат), более/менее активный металл

Полезные выражения для диалогов и письма:

При взаимодействии металлов с растворами кислот образуется …

При взаимодействии металлов с растворами солей образуется…

Более/менее активный металл вытесняет более/ менее активный из растворов его солей.

Сотрудничество через работу в паре.

Умение выражать свою точку зрения, сравнивать, анализировать, обобщать информацию

Навыки использования ИКТ

Работа с презентацией PowerPoint

7.1.1.2 знать и понимать правила безопасной работы в лаборатории;

7.2.2.2 исследовать реакции различных металлов с разбавленными кислотами;

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

желаю (соприкасаются большими пальцами);

во всём (безымянными);

и везде (мизинцами);

Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

Просмотр видео «Под Шымкентом обнаружено уникальное захоронение».

Беседа с учащимися →

Почему данный предмет не почернел?

Выход на тему урока: Сравнение активностей металлов

Деление на группы активные ме, менее активные ме и неактивные ме

Учащиеся представляют опорные конспекты

1 группа: взаимодействие металлов с водой

2 группа: взаимодействие металлов с растворами кислот

3 группа: взаимодействие металлов с растворами солей

4 группа: Коррозия металлов

Вспоминаем критерии оценивания опорного конспекта (информативность/содержание, символичность изображения, красочность оформления, краткость представления/тайм менеджмент)

ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ПОНЯТИЙ И СПОСОБОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Формативное оценивание через проведение практической работы «Сравнение активности металлов»

Все записи оформляем на рабочих листах, в конце урока рабочие листы сдаем на проверку. Напоминаем Т/Б! (работа с растворами кислот, раствором нитрата серебра)

1. Взаимодействие металлов с растворами кислот.

Опытным путем определите возможность протекания химических реакций:

а) В пробирку поместите небольшое количество магния (в виде порошка), прилейте 1 мл раствора соляной кислоты. Что наблюдаете?

б) В пробирку поместите кусочек медной проволоки, прилейте 1 мл раствора соляной кислоты. Что наблюдаете?

в) В пробирку поместите небольшое количество железа (в виде порошка), прилейте раствора соляной кислоты. Что наблюдаете?

(И) (О) Учащиеся составляют уравнения реакций взаимодействия металлов с растворами кислот, формулируют выводы.

2. Сравнение активности металлов.

а) В раствор хлорида железа (II) опустите медную проволоку. Через 2-3 мин достаньте медную проволоку из раствора и положите её на фильтровальную бумагу. Что наблюдаете?

б) Железный гвоздь (на нитке) опустите в раствор хлорида меди (II). Через 2-3 мин достаньте железный гвоздь из раствора и положите его на фильтровальную бумагу. Что наблюдаете?

в) В раствор нитрата серебра опустите медную проволоку. Не вынимая проволоку из раствора, опишите ваши наблюдения через 3-5 минут.

(И) (О) Учащиеся составляют уравнения реакций взаимодействия металлов с растворами солей, формулируют выводы.

Взаимооценивание (учащиеся обмениваются тетрадями)

штатив с пробирками; железный гвоздь (на нитке); кусочки медной проволоки; магний, железо (в виде порошка); вода, раствор соляной кислоты, растворы CuCl 2 , FeCl 2 , AgNO 3 .

Лабораторная работа по химии на тему "Химические свойства металлов"


Работа поможет закрепить знания студентов о химических свойствах металлов, развивать познавательную активность, умение делать обоснованные выводы.

Описание разработки

Цель: закрепить знания студентов о химических свойствах металлов, развивать познавательную активность, умение делать обоснованные выводы.

Ход работы:

Опыт 1. Сравнение химической активности металлов.

А). Возьмите две пробирки. В первую долейте 2 мл раствора соли цинка, во вторую пробирку 2 мл раствора соли меди (ΙΙ). В первую пробирку положите кусочек меди, во вторую – цинк.

Б). Возьмите две чистые пробирки. В первую налейте 2 мл раствора плюмбум нитрата, во вторую – столько же раствора купрум (ΙΙ) нитрата. В первую пробирку опусти кусочек меди, во вторую – кусочек свинца.

Опыт 2. Воздействия металлов с растворами кислот.

Возьмем три чистые пробирки. В первую пробирку опустим кусочек меди, во вторую – магния, в третью – цинка. В каждую пробирку нальем по 2-3 мл разбавленного раствора сульфатной кислоты.

Опыт3. Взаимодействие металлов с водой.

Возьмите три чистых пробирки. В первую опустите кусочек меди, во вторую – магния, в третью - цинка. В каждую из пробирок налейте по 2 мл воды.

Полную информацию смотрите в файле.

Содержимое разработки

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОНЕЦКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО- ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

Дисциплина:ХИМИЯ

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3

Тема. Химические свойства металлов.

Цель: закрепить знания студентов о химических свойствах металлов, развивать познавательную активность, умение делать обоснованные выводы.

Оборудование: штатив с пробирками.

Реактивы: раствор цинка хлорида, купрум сульфата, плюмбум хлорида, плюмбум нитрата, купрум нитрата, хлоридной кислоты, сульфатной кислоты, медь, цинк, свинец.

С правилами техники безопасности ознакомлен: ____________________

Опыт 1. Сравнение химической активности металлов.

Запишите химическую реакцию в молекулярной форме и ионной форме

Опыт 2. Воздействия металлов с растворами кислот.

Опыт3. Взаимодействие металлов с водой.

В тех пробирках, где не произошло никаких изменений, нагрейте.

Сделайте общий вывод:

Какие химические свойства металлов вы рассмотрели в ходе лабораторной работы?

Приведите в порядок своё рабочее место.


-82%

Химическая активность металлов

Электрохимический ряд активности металлов (ряд напряжений, ряд стандартных электродных потенциалов) — последовательность, в которой металлы расположены в порядке увеличения их стандартных электрохимических потенциалов φ 0 , отвечающих полуреакции восстановления катиона металла Me n+ : Me n+ + nē → Me

Ряд напряжений характеризует сравнительную активность металлов в окислительно-восстановительных реакциях в водных растворах.

На странице -> решение задач по химии собраны решения задач и заданий с решёнными примерами по всем темам химии.

Электрохимический ряд активности металлов показывает, какие из металлов более активные, какие менее. Расположение элементов в горизонтальном ряду слева направо показывает направление снижения восстановительной способности и возрастание окислительной.

Реакции металлов с кислородом и водой

Что вы знаете о ржавлении железа? Расскажите о разрушении металлов?
Как вы думаете, как можно защитить металлы от разрушения? Где применяются металлы? Приведите примеры из жизни.

Металлы мы часто применяем в повседневной жизни. Это алюминий, медь, железо, золото, серебро и т. д. Алюминий и медь применяются для изготовления проводов. Алюминиевой фольгой упаковывают лекарства. В домашнем обиходе вы часто встречаете алюминиевую посуду и упаковки для напитков. Но больше всего применяется железо для изготовления различных металлоконструкций, трубопроводов, деталей машин и т. д. Этот металл от
воды и кислорода воздуха приходит в негодность, изменяет цвет и тускнеет.
Железо покрывается ржавчиной красно-бурого цвета. Железо + вода + воздух → ржавчина. Такой химический процесс называется коррозией (от лат. corrodere – разъедать).

Самопроизвольное разрушение металлов в результате их взаимодействия с веществами окружающей среды называется коррозией.

Поверхность алюминия покрывается оксидной пленкой, которая препятствует коррозии:

Химическая активность металлов

Химические активные металлы легко окисляются кислородом воздуха (Na, Mg, Ca). Железо и медь окисляются только при нагревании:

А золото и некоторые благородные металлы вообще не окисляются кислородом.

Рассмотрите рисунок 15 и сами сделайте выводы.

Ежегодно четвертая часть всего производимого металла из-за коррозии приходит в негодность (рис. 16).

Химическая активность металлов

Знаменитую Эйфелеву башню в Париже красили уже 18 раз, в результате чего ее масса увеличилась на 70 т.

Коррозия вызывает серьезные экологические катастрофы. Из разрушенных трубопроводов может быть утечка газа, нефти, опасных химических продуктов.
Это приводит к загрязнению окружающей среды, что отрицательно влияет на здоровье и жизнь людей.

Металлы защищают от коррозии нанесением покрытий на поверхность изделия: окраска металла лаками, красками, эмалями. Но это покрытие недолговечно. Предохраняют металл покрытием другого металла, менее подверженного коррозии. Это – золото, серебро, хром, никель, олово, цинк и др. В повседневной жизни часто применяют оцинкованные ведра, никелированные кровати. Для консервных банок применяют железо, покрытое оловом. Такое железо называют белой жестью. Белую жесть получают в г. Темиртау Карагандинской области на металлургическом заводе. Можно уменьшить коррозию железа, добавляя другие металлы: никель, хром, молибден. Таким образом, получают сплав, который называется нержавеющей сталью. Из этой стали изготавливают столовые приборы, трубы и другие изделия.

Олово - достаточно редкий, но очень полезный металл. Известно, что его начали добывать раньше, чем железо.
Олово - это мягкий белый металл, который можно сплавлять с медью, чтобы получить бронзу. Олово - один из первых освоенных человеком металлов. Оно не подвержено коррозии, поэтому из него делают тару для упаковки. Слой олова, нанесенный на другие металлы, делает их поверхность гладкой и блестящей. Банки для хранения консервов и напитков также делают из тонкого стального листа, покрытого оловом.

Химическая активность металлов

Взаимодействие воды с некоторыми металлами (рис. 17).
1. Взаимодействие воды с активными металлами в обычных условиях идет очень интенсивно.
При этом протекают реакции замещения

Химическая активность металлов

При проведении таких опытов необходимо соблюдать меры предосторожности.

2. При взаимодействии металлов средней активности с водой вместо щелочи выделяется оксид металла:

3. Малоактивные металлы (Cu) с водой не реагируют.

Коррозия, ржавчина, защита от коррозии, белая жесть, алюминиевая фольга, сплав

Свинец - тяжелый голубовато-серый металл, который не ржавеет. Он используется в автомобильных аккумуляторах. Свинцовые экраны защищают людей от опасной радиации. Но свинец токсичен и ядовит для человека.

Демонстрация №2

Взаимодействие активных металлов с холодной и горячей водой

Демонстрацию выполняет учитель, учащиеся наблюдают, делают выводы.

Цель: узнать, как реагируют активные металлы с холодной и горячей водой.

Химическая активность металлов

Обрежьте кусочек натрия скальпелем, высушите фильтровальной бумагой. Высушенный кусочек натрия следует бросить в кристаллизатор с холодной, а затем горячей водой. Наблюдать за ходом реакции через стекло вытяжного шкафа. Такую же реакцию проделать и с металлическим кальцием. Испытать полученные растворы двумя индикаторами.

Взаимодействие металлов с кислотами. ряд активности металлов

Что такое кислоты? Какие кислые вещества вы встречали в природе?

В соответствии с определением кислоты должны вступать в реакции с металлами. Все ли металлы взаимодействуют с кислотами? Это можно проверить на опыте.

В четыре пронумерованные пробирки нальем одинаковое количество раствора соляной кислоты и добавим: в первую пробирку – Mg; во вторую – Zn; в третью – Sn; в четвертую – Cu.

Как видим, не все металлы могут взаимодействовать с кислотами и скорости их взаимодействия различны (рис. 18).

На основании интенсивности взаимодействия металлов с кислотами русским ученым Н.Н. Бекетовым был составлен ряд активности металлов:

Li K Ca Na Mg Al Zn Fe Ni Sn Pb (H2) Cu Hg Ag Au

При использовании ряда химической активности нужно помнить
следующие правила:

1) металлы, стоящие в начале этого ряда, химически активны, они могут вытеснить водород из воды.
2) активность металлов в этом ряду снижается слева направо 3) только металлы, стоящие в ряду активности до водорода, вытесняют водород из растворов кислот

активный металл + кислота —> соль + водород

Протекает реакция замещения.
Металлы, стоящие в ряду активности после водорода, не реагируют с разбавленными растворами кислот (табл. 6).

Химическая активность металлов

Химическая активность металлов

Лабораторный опыт №3
Взаимодействие металлов с растворами кислот

Цель: исследовать реакции различных металлов с растворами кислот и
сделать вывод о существовании химически инертных металлов.

Химическая активность металлов

Налейте в четыре пробирки раствор соляной кислоты. В одну из пробирок насыпьте порошка магния, в другую – поместите гранулы цинка, в третью – опилки железа, в четвертую – стружки меди.

Может ли железо не подвергаться коррозии? Да, если оно очень чистое. Например, в Дели (Индия) находится Кутубская колонна высотой 7 м, массой 6,5 т. Она установлена в IX в. до н. э., в ее составе 99,72% Fe. До сих пор эта колонна не подверглась коррозии.

Взаимодействие металлов с растворами солей

Какие соли вы встречали в повседневной жизни?

Химически активные металлы вытесняют менее активные металлы из растворов солей, при этом протекает реакция замещения. Например, из раствора сульфата меди (ІІ) железо вытесняет медь (рис. 19):

Химическая активность металлов

Выделение красного налета меди является признаком реакции. Обратная реакция не протекает

Схема реакций замещения выглядит следующим образом:

соль 4- активный металл = новая соль + новый металл (менее активный)

Реакции такого типа протекают при следующих условиях:
1) взаимодействующие соли должны быть растворимыми в воде;
2) более активный металл вытесняет из соли менее активный металл.

Демонстрация №3
Вытеснение металлов из растворов солей

Цель: понимать, что более активный металл вытесняет менее активный
металл из растворов его солей.

Химическая активность металлов

Химическая активность металлов

В пробирку поместите гранулы цинка и налейте раствор сульфата меди.
В другую пробирку поместите небольшие кусочки железа и налейте раствор сульфата меди. Что наблюдаете? Напишите уравнение реакции. Сделайте вывод.

Практическая работа № 1
Сравнение активности металлов

Цель: Разработать ряд активности металлов. Обобщить результаты и сделать выводы.

Химическая активность металлов

Ход работы

В пять пробирок налейте растворы солей по 5 мл, опустите в каждую пробирку стружки меди. Затем такие опыты повторите с другими металлами. Наблюдайте за интенсивностью хода реакций. Заполните таблицу: где идет реакция следует поставить знак “+”, если не идет реакция – знак “–”. По сравнительной интенсивности, т. е. по числу протекающих реакций, составьте ряд активности металлов.

Химическая активность металлов

  • 1. Атомы металлов в реакциях только отдают электроны, образуя положительно заряженные ионы.
  • 2. Самопроизвольное разрушение металлов в результате их взаимодействия с веществами окружающей среды называется коррозией.
  • 3. Сравнительную активность металлов можно определить с помощью ряда активности, составленного Н. Н. Бекетовым.
  • 4. Металлы IA, НА группы очень легко вступают во взаимодействие с кислородом и водой. Многие металлы образуют оксидную пленку, которая препятствует дальнейшему окислению. Благородные металлы вообще не реагируют с кислородом и водой.

Услуги по химии:

Лекции по химии:

Лекции по неорганической химии:

Лекции по органической химии:

Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Сайт предназначен для облегчения образовательного путешествия студентам очникам и заочникам по вопросам обучения . Наталья Брильёнова не предлагает и не оказывает товары и услуги.

Читайте также: