Правка заготовок из тонколистового металла

Обновлено: 05.10.2024

3. Воспитывающий: воспитание аккуратности, ответственности, самостоятельности, целеустремленности, взаимовыручки во время работы.

Инструменты и оборудование: слесарный верстак, заготовки из листового металла и проволоки, компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Правка заготовок из тонколистового металла и проволоки».

Оформление доски: тема урока, новые слова: правка, гладилка, киянка

Методическая цель: использование различных приемов, форм и методов изучения материала с целью активации мыслительной и познавательной деятельности. Осуществлять межпредметные связи по физике, математике.

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: комбинированный

Форма урока: фронтальная, групповая

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, демонстрационный, рассказ, репродуктивный

I. Организационная часть: 2 мин

1. Знакомство. Эмоциональный настрой.

2. Отметить отсутствующих.

II . Изложение нового материала: 1 мин

- Из заготовки, которая имеет неровности, коробление и искривления, не может быть изготовлена качественная деталь или красивое изделие. Сегодня мы познакомимся:

1.С инструментами и приспособлениями для правки,

2.С приемами правки заготовок тонколистового металла,

3.С приемами правки проволоки,

4.С правилами безопасной работы при правке.

III . Изучение новой темы: 11 мин

1.Рассказ учителя о процессе правки и инструментах, применяемых для правки

- Правка –слесарная операция по приданию заготовке правильной, ровной формы. Слайд1.

-Как можно определить правильность выполнения правки? (на глаз, линейкой, на плите, специальными инструментами и приспособлениями)

2. Демонстрация приемов правки тонколистового металла

- Тонко листовой металл правят деревянным бруском — гладилкой, которую перемещают по поверхности заго товки, лежащей на плите.

-Тонкую фольгу распрямляют ватным тампоном.

-Правят деревянным молотком — киянкой. Лист кладут на металлическую правильную плиту выпуклостью вверх (рис. 63). Удары наносят начиная с краев листа. Приближаясь к выпуклому месту, следует уменьшить силу удара, но удары наносить чаще. Нельзя ударять по самой выпуклости, так как она от этого еще больше увеличится.

-Правят слесарным молотком. Слайд 3.

3. Работа в тетрадях.

- Запишите в тетради способы правки тонколистового металла. (Самостоятельная работа)

-Проверка записей в тетради.

4.Демонстрация приемов правки проволоки.

-Проволоку кладут на плиту и наносят легкие удары молотком, поворачивая ее вокруг оси.

-Помещают изогнутые участки между губками плоскогубцев и сжимают их.

-Протягивают проволоку между гвоздями вбитыми в доску.

-Правка вокруг металлического и деревянного стрежня, закрепленного в тисках.

-Протягивают проволоку между двух дощечек в тисках. Слайд 4.

5. Работа в тетрадях.

- Запишите в тетради способы правки проволоки.

6. Рассказ учителя о правилах безопасной работы при правке тонколистового металла и проволоки.

- Работать только исправным инструментом.

-Надевать рукавицу на руку, придерживающую заготовку.

-Держать левую руку в стороне от места удара.

-Плотно прижимать заготовку к правильной плите.

-Не стоять за спиной работающего и не работать, если кто-то стоит за вами.

Слайд5.

IV . Практическая работа. 12 мин

1.Вводный инструктаж.

- выполнить правку заготовки (гвозди, заклепки, пружины, заготовки для чертилки, проволока для изготовления головоломок, заготовки для совка, свистка)

-проверить качество правки любым из способов.

2. Текущий инструктаж.

- следить, чтобы учащиеся соблюдали правила безопасной работы.

-подсказывать и корректировать выполнение работы по правке заготовки.

-контролировать ход практической работы.

3. Заключительный инструктаж.

-навести порядок на рабочем месте.

-характеристика успехов и ошибок в работе.

V . Закрепление изученного на уроке. 2 мин

-В результате чего металл получает деформацию? (после обработки или неправильного хранения заготовки становятся покоробленными, помятыми и гнутыми.)

-Почему при выпрямлении проволоки нельзя сильно стучать по выпуклому месту? (грани молотка могут оставлять вмятины на поверхности проволоки.)

-От чего зависит выбор того или иного способа правки проволоки? (необходимо учитывать толщину проволоки и металл, из которого она изготовлена.)

-Как контролировать качество правки листового металла и проволоки? (на глаз, линейкой, на плите, специальными инструментами и приспособлениями)

VI . Подведение итогов урока. 3 мин

-Выставление оценок в журнал и в дневники.

-Молодцы! Я очень доволен вашей работой на уроке. А вам понравился урок? Что вы сегодня узнали нового и интересного для себя? Теперь вы стали мастерами и как настоящим мастерам от меня небольшой подарок.

-Мастер-класс. Свисток из тонколистового металла.

Вручение детям подарка-свистка, сделанного учителем из тонколистового металла

- Уборка рабочих мест

- Домашнее задание. Подготовить устный ответ по правке тонколистового металла и проволоки.

ПРАВКА ЗАГОТОВОК ИЗ ТОНКОЛИСТОВОГО МЕТАЛЛА И ПРОВОЛОКИ

Заготовки из тонколистового металла и проволоки часто бывают неровными, поэтому перед обработкой их необходимо выровнять. Правка — это слесарная операция по выравниванию заготовок.

Листы из жести правят деревянным молотком — киянкой. Лист кладут на металлическую правильную плиту выпуклостью вверх (рис. 63). Удары наносят начиная с краев листа. Приближаясь к выпуклому месту, следует уменьшить силу удара, но удары наносить чаще. Нельзя ударять по самой выпуклости, так как она от этого еще больше увеличится.

Листовой металл толщиной до 0,2 мм правят деревянным бруском — гладилкой, которую перемещают по поверхности заго товки, лежащей на плите. Тонкую фольгу распрямляют ватным тампоном.

В промышленности листовой металл правят, пропуская его между вращающимися валками листоправильного стана.

Правка проволоки может выполняться разными способами. Выпрямить тонкую и мягкую проволоку можно, протягивая ее между гвоздями, вбитыми в доску (рис. 64, а), между двумя брусками, зажатыми в тисках (рис. 64, б), или вокруг цилиндриче ского стального стержня (рис. 64, в).

Толстую стальную проволоку правят на плите (рис. 64, г), легко ударяя по выпуклым местам молотком. Медную и алюминиевую проволоку выпрямляют киянкой.

Правила техники безопасности

1. Осторожно обходиться с заготовками, поскольку листовой металл и проволока имеют острые кромки.

2. Обязательно надевать рукавицу на руку, удерживающую заготовку при ее правке.

3. Работать только исправным молотком и киянкой.

4. Держать руку, которая удерживает заготовку, по возможности дальше от места удара молотком или киянкой.

5. Не стоять за спиной товарища, когда он работает.

http://berezaklim.ru/u4eb_rabota/metodika/texno/texno5/metall/images/64.jpg
http://berezaklim.ru/u4eb_rabota/metodika/texno/texno5/metall/images/63.jpg

Тонколистовой металл толщиной до 0,5 мм правят осторожными движениями деревянной колодкой-гладилкой (рис.). Очень тонкий листовой металл (фольгу) правят ватным тампоном.

В процессе правки используют молотки с квадратным и круглым бойком (рис.).

Для правки непластичных деталей применяются молотки со вставками из твёрдых сплавов (см. рис.).

При правке деталей с окончательно обработанной поверхностью применяют молотки со вставками из мягких металлов и сплавов (медь, свинец, латунь), а также с резиновыми наконечниками (рис.). Такими же молотками правят детали из цветных металлов и их сплавов, тонкостенные трубы.

Деталь из листового металла слесарным молотком правят так. Её кладут на правильную плиту выпуклостью вверх так, чтобы края плотно касались плиты.

Место выпуклости обводят мелом или карандашом. После этого наносят удары молотком от края детали по направлению к выпуклостям. По мере приближения к выпуклости удары следует наносить слабее, но чаще (рис.). В процессе правки деталь постоянно поворачивают для того, чтобы удары равномерно распределялись вокруг выпуклости. Материал под действием ударов будет вытягиваться, а выпуклость постепенно исчезать. Правка продолжается до полного устранения выпуклости.

Качество правки на плите проверяют на просвет или с помощью контрольной линейки.

Толстую проволоку правят молотком на плите или металлической подкладке. Чтобы поверхность проволоки после правки была ровной и гладкой, боёк молотка не должен оставлять на ней вмятин. Поэтому материал, из которого он изготовлен, должен быть мягче, чем проволока. Чаще всего алюминиевую и медную проволоку правят киянкой.

Правку начинают с конца проволоки, нанося частые лёгкие удары на выпуклые места. Проволоку при этом постоянно прокручивают вокруг оси. Качество правки проверяют на глаз или прокатыванием проволоки по плоской поверхности. Короткие отрезки проверяют прикладыванием к краю металлической линейки.

При выпрямлении тонкой проволоки чаще всего используют следующие способы.

1. Проволоку кладут на плиту и наносят лёгкие частые удары молотком, одновременно покручивая её вокруг оси (рис.).

2. Изогнутый участок проволоки помещают между губками плоскогубцев и сильно сжимают.

3. Проволоку протягивают между гвоздями, вбитыми в доску (рис.).

4. Проволоку с помощью ручных тисков или плоскогубцев протягивают между двумя дощечками, зажатыми в тисках (рис.).

5. Концы отрезка проволоки обматывают 2-3 раза вокруг деревянных палочек, а затем несколько раз протягивают его вокруг металлического стержня, зажатого в тиски (рис.).

6. Один конец проволоки закрепляют в тисках между двумя дощечками, а за второй конец вытягивают её на всю необходимую длину.

Определение места сгиба, разреза или всей длины проволоки с соблюдением размеров, указанных на чертеже, называют разметкой. Эту операцию выполняют с помощью линейки, карандаша, угольника и чертилки.

Например, если необходимо согнуть проволоку на расстоянии 100 мм от её начала, то для этого к ней следует приложить линейку так, чтобы нулевая отметка совпала с краем отрезка. Затем на линейке находят отметку 100 мм и напротив неё на проволоке делают метку.

Гибка - это слесарная операция, с помощью которой заготовке придаётся нужная форма. Проволоку диаметром до 3 мм сгибают круглогубцами (рис.) и плоскогубцами (рис.). Для сгибания деталей криволинейной формы применяют круглогубцы. Толстую проволоку гнут с помощью оправок в тисках или используя гибочные приспособления (рис.).

«правка заготовок из тонколистового металла и проволоки»

Нажмите, чтобы узнать подробности

труд.» Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. Москва.

Просвещение. 2018 г.

Использованный УМК: Программа по технологии (технический труд)

Федеральный стандарт образовательной области «Технология»

Учебник «Технология. Технический труд. 5 класс. Под редакцией

В.М.Казакевича, Г.А.Молевой, Москва, Дрофа, 2012 г.

Бешенков А.К. «Технология». Методика обучения технологии.

5 – 9 кл., Москва, дрофа, 2014 г.,

Соответствие стандарту образования: соответствует

Компетенции, развиваемые на уроке:

Умение читать графические изображения изделий из металла.

Владение навыками правки тонколистового металла и проволоки.

Способность контролировать и исправлять ошибки своего труда.

Способность самостоятельно приобретать новые знания.

Формирование ответственности за результаты своего труда.

Владение умениями по совместному сотрудничеству.

Место данного урока в системе: 4-й урок в разделе «Технология обработки металлов»

Межпредметные связи: с физикой, черчением (деформация, хрупкость, пластичность, обозначение на чертежах).

Краткая психолого-педагогическая характеристика класса:

В классе 5 мальчиков, интерес к урокам технологии у всех высокий. Есть желание что-то сделать и научиться новым умениям. Хорошо физически развиты 4 человека, 1 человек слабее. По формированию навыков по технологии класс выше среднего уровня.

Ознакомить с приёмами правки тонколистового металла и проволоки;

закрепить навыки о графической грамоте;

обучить выполнять правку тонколистового металла и проволоки;

развивать навыки точности и координации;

воспитывать целеустремлённость и ответственность во время работы.

Инструменты и оборудование: слесарный верстак; заготовки из листового металла и проволоки; киянка; правильная плита; приспособления для правки проволоки; таблица «Правка и разметка тонколистового металла».

Оформление доски: тема урока, новые слова (правка, гладилка, киянка, боек); домашнее задание.

Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

Устный ответ по карточке 12.

Прочитай вопрос и подготовь ответ на него:

- Какие существуют правила выполнения графических изображений из металла?

2. Для этого вспомни:

Условности и упрощения на чертежах;

Изображения деталей из тонколистового металла и проволоки.

Примерный ответ учащегося:

При изготовлении различных деталей и изделий, необходимо сначала правильно прочитать чертежи изделий. От этого будет зависеть правильность выполнения изделия.

К графическим изображениям изделий из металла относят чертёж, эскиз и технический рисунок.

Для того чтобы облегчить чтение чертежа и упростить его выполнение, применяются определённые упрощения и условности: радиус – R, диаметр - O, толщина детали – s, длина – l.

Если изделие изготавливается из проволоки диаметром меньше 2 мм, то на чертеже её изображают сплошной толстой основной линией, если больше 2 мм, то двумя параллельными сплошными толстыми основными линиями.

Изделия из проволоки часто имеют криволинейные участки, которые надо учитывать при вычислении длины заготовки. Из математики известно, что длина окружности примерно равна её диаметру, умноженному на число 3,1 ), или примерно равно 2 R.

Если нужно изготовить объёмное изделие из тонколистового металла, например, коробку для мелких деталей, или совок, то вначале необходимо вырезать плоскую заготовку, называемую развёрткой.

Правильное выполнение чертежа и правильное его прочтение позволит качественно выполнять изделие из тонколистового металла и проволоки.

Работа с группой.

Тест «Графическое изображение деталей из металла»

Что такое эскиз?

а) графическое изображение, выполненное от руки с указанием размеров и соблюдением пропорций на глаз;

б) графическое изображение, выполненное по правилам черчения с помощью чертёжных инструментов;

в) объёмное изображение, выполненное от руки.

2. Укажите масштаб уменьшения.

3. Как обозначается линии сгиба объёмных фигур?

а) сплошной толстой линией,

б) штриховой линией;

в) штрихпунктирной линией с двумя точками;

г) штрихпунктирной линией.

4. Для чего применяются специальные символы на чертежах?

а) для облегчения чтения чертежа;

б) для уменьшения количества видов на чертеже;

в) для уменьшения количества размеров;

5. Для чего применяется специальный символ: кружок, перечёркнутый линией?

а) для нанесения размеров радиуса;

б) нанесения размеров длины;

в) нанесения размеров диаметра;

г) нанесения размеров толщины.

Терминологический диктант по теме « Графическое изображение изделий из тонколистового металла и проволоки». Записать в тетради определения слов: чертеж, эскиз, технический рисунок, технологическая карта, радиус окружности, диаметр окружности.

Переход к изучению новой темы

Из заготовки, которая имеет неровности, коробление и искривления, не может быть изготовлена качественная деталь или красивое изделие. Почему?

(высказывания учащихся по этому вопросу)

1. Инструменты и приспособления для правки.

2. Приемы правки тонколистового металла.

3. Приемы правки проволоки.

4. Правила безопасной работы при правке.

Изучение новой темы

Рассказ учителя о процессе правки и инструментах, применяемых для правки

Правка - слесарная операция по приданию заготовке правильной, ровной формы.

Для выполнения правки применяются специальные инструменты и приспособления:

киянка (деревянный молоток);

приспособления для правки проволоки.

- Как можно определить правильность выполнения правки?

( На глаз, линейкой, на плите, специальными инструментами и приспособлениями.)

Демонстрация приемов правки тонколистового металла

(перед демонстрацией приёмов правки тонколистового металла дать учащимся возможность самим попробовать выпрямить заготовку и определить, какими приёмами и способами лучше это сделать)

После этого учитель демонстрирует правильные приёмы правки:

Правка металла киянкой на правильной плите (риc. 1а )

Правка листового металла слесарным молотком ( рис. 1б )

Правка колодкой-гладилкой ( рис.1 в )

Правка фольги ватным тампоном.

Правка закрученной полосы в тисках с помощью ручных тисков.

Самостоятельная работа в тетради

Запишите в тетради способы правки тонколистового металла.


Проверка записей в тетради

Демонстрация приемов правки проволоки.

После этого учитель демонстрирует приёмы правки проволоки:

- Проволоку кладут на плиту и наносят легкие удары молотком, поворачивая ее вокруг оси ( рис. 2а )

- Помещают изогнутые участки между губками плоскогубцев и сжимают их ( рис. 2б)

- Протягивание проволоки между гвоздями вбитыми в доску ( рис. 2в )

- Правка вокруг металлического или деревянного стержня, закрепленного в тисках ( рис. 2г )

- Протягивание проволоки между двух дощечек в тисках (рис.2д )


-Запишите в тетради способы правки проволоки.

Рассказ учителя о правилах безопасной работы при правке тонколистового металла и проволоки

Работать только исправным инструментом.

Надевать рукавицу на руку, придерживающую заготовку.

Держать левую руку в стороне от места удара.

Плотно прижимать заготовку к правильной плите.

Не стоять за спиной работающего и не работать, если кто-то стоит за вами.

Практическая работа

1.Вводный инструктаж

Выполнить правку заготовки для чертилки и заготовки для совка .

Проверить качество правки любым из способов и сделать выводы по качеству.

2.Текущий инструктаж

Следить, чтобы учащиеся соблюдали правила безопасной работы.

Подсказывать и корректировать выполнение работы по правке заготовки.

Контролировать ход практической работы.

3.Заключительный инструктаж.

Навести порядок на рабочем месте.

Характеристика успехов и ошибок в работе.

Закрепление изученного на уроке.

- В результате чего металл получает деформацию? (После обработки или неправильного хранения заготовки становятся покоробленными, помятыми и гнутыми.)

- Почему при выпрямлении проволоки нельзя сильно стучать по выпуклому месту? (Грани молотка могут оставлять вмятины на поверхности проволоки)

- От чего зависит выбор того или иного способа правки проволоки? (При выборе способа правки проволоки необходимо учитывать толщину проволоки и металла, из которого она изготовлена.)

- Как контролировать качество правки листового металла и проволоки? (На глаз, линейкой, на плите, специальными инструментами и приспособлениями).

Подведение итогов урока.

Выставление оценок в журнал и в дневники.

Домашнее задание

Прочитать § 25, 33, с. 80 – 85, 120 – 122

Подготовить устный развёрнутый ответ на вопрос:

- Как произвести правку тонколистового металла и проволоки?

Технология. Технический труд. 5 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений под. ред. В.М.Казакевича и Г.А.Молевой. М. Дрофа. 2014 г.

Бешенков А.К. Технология. Методика обучения технологии 5 – 9 кл. М. Дрофа. 2018 г

Боровков Ю.А. Технический справочник учителя труда. М. Просвещение. 2018г.

Карабанов И.А. Справочник по трудовому обучению. Обработка древесины и металла, электротехнические и ремонтные работы. Пособие для учащихся 5 – 7 кл. М. Просвещение. 1991 г.

Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М. Академия. 2012 г.

Муравьёв Е.М. Технология обработки металлов. Учебник для учащихся 5 – 9 кл. общеобразовательных учреждений. М. Просвещение. 2018г.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Читайте также: