Право собственности на драгоценные металлы

Обновлено: 02.07.2024

О драгоценных металлах и драгоценных камнях

(с изменениями на 28 июня 2022 года)

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:

Федеральным законом от 2 ноября 2004 года N 127-ФЗ (Российская газета, N 246, 05.11.2004) (вступил в силу с 1 января 2005 года);

Принят
Государственной Думой
4 марта 1998 года

Одобрен
Советом Федерации
12 марта 1998 года

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы регулирования отношений, возникающих в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения (гражданского оборота), в том числе:

устанавливает область действия государственной монополии;

устанавливает цели, принципы и особенности государственного регулирования деятельности юридических и физических лиц;

устанавливает полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

определяет условия функционирования рынка драгоценных металлов и драгоценных камней на территории Российской Федерации;

определяет статус Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, золотого запаса Российской Федерации, государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 30 октября 2015 года Федеральным законом от 2 мая 2015 года N 111-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

определяет цели, виды, формы государственного контроля (надзора) за производством, использованием и обращением драгоценных металлов, а также за добычей (в части сортировки, первичной классификации и первичной оценки драгоценных камней), использованием и обращением драгоценных камней, порядок его организации и осуществления.

Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе принимать в соответствии с настоящим Федеральным законом законы и иные нормативные правовые акты по вопросам государственного регулирования отношений в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи (абзац в редакции, введенной в действие с 31 июля 2005 года Федеральным законом от 18 июля 2005 года N 90-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).

Не является предметом регулирования настоящего Федерального закона порядок совершения гражданами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, сделок с ювелирными и другими изделиями из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, находящимися в собственности граждан (частной собственности).

Одобрен
Советом Федерации
12 марта 1998 года

ГЛАВА I. Общие положения

Статья 1. Основные понятия

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

драгоценные металлы - золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий). Драгоценные металлы могут находиться в любом состоянии, виде, в том числе в самородном и аффинированном виде, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, ювелирных и других изделиях, монетах, ломе и отходах производства и потребления;

драгоценные камни - природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде. К драгоценным камням приравниваются уникальные янтарные образования в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Не являются драгоценными камнями материалы искусственного происхождения, обладающие характеристиками (свойствами) драгоценных камней;

ценности - драгоценные металлы и (или) драгоценные камни;

добыча драгоценных металлов - извлечение драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений с получением концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы;

добыча драгоценных камней - извлечение драгоценных камней из коренных, россыпных и техногенных месторождений, а также сортировка, первичная классификация и первичная оценка драгоценных камней;

сортировка и первичная классификация драгоценных камней - завершающая часть процесса обогащения, позволяющая на основании утвержденных коллекций типовых образцов и классификаторов выделить из извлеченного минерального сырья драгоценные камни, а также разделить их на отдельные сорта, соответствующие принятым на мировом рынке;

первичная оценка драгоценных камней - завершающая часть технологического процесса обогащения, обеспечивающая оценку драгоценных камней на основании прейскурантов цен на драгоценные камни, разрабатываемых и утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней (далее - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти), в установленном им порядке с учетом цен, применяемых для оценки аналогичных сортов минерального сырья на мировом рынке;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 декабря 2019 года Федеральным законом от 2 декабря 2019 года N 414-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

производство драгоценных металлов - извлечение драгоценных металлов из добытых комплексных руд, концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы, а также из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы; аффинаж драгоценных металлов;

аффинаж драгоценных металлов - деятельность, осуществляемая специализированными организациями, включенными в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень (далее - аффинажные организации), по очистке извлеченных драгоценных металлов от примесей и сопутствующих химических элементов с доведением содержания драгоценного металла:

в аффинированном золоте на 1 тысячу массовых долей сплава драгоценного металла не менее 995 массовых долей химически чистого драгоценного металла;

(Абзац дополнительно включен с 30 октября 2015 года Федеральным законом от 2 мая 2015 года N 111-ФЗ)

в аффинированных серебре, платине, палладии, родии, рутении, осмии на 1 тысячу массовых долей сплава драгоценного металла не менее 999 массовых долей химически чистого драгоценного металла;

в аффинированном иридии на 1 тысячу массовых долей сплава драгоценного металла не менее 998 массовых долей химически чистого драгоценного металла;

(Абзац дополнительно включен с 30 октября 2015 года Федеральным законом от 2 мая 2015 года N 111-ФЗ)

Абзац одиннадцатый предыдущей редакции с 30 октября 2015 года считается абзацем четырнадцатым настоящей редакции - Федеральный закон от 2 мая 2015 года N 111-ФЗ.

рекуперация драгоценных камней - извлечение драгоценных камней из отработанных или выведенных из эксплуатации по иным причинам инструментов и других изделий технического назначения, а также из отходов, содержащих драгоценные камни, с последующим доведением (очисткой) до качества, соответствующего техническим условиям или классификатору драгоценных камней;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 30 октября 2015 года Федеральным законом от 2 мая 2015 года N 111-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

Абзацы двенадцатый - пятнадцатый предыдущей редакции с 30 октября 2015 года считаются соответственно абзацами пятнадцатым - восемнадцатым настоящей редакции - Федеральный закон от 2 мая 2015 года N 111-ФЗ.

использование драгоценных металлов и драгоценных камней - использование драгоценных металлов и драгоценных камней в производственных, научных и социально-культурных целях;

специальный учет - ведение реестра осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями организаций и индивидуальных предпринимателей, не предполагающее взимания сбора за внесение указанных организаций и индивидуальных предпринимателей в этот реестр;

операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями:

действия, выражающиеся в переходе права собственности и иных имущественных прав на драгоценные металлы и драгоценные камни (обращение драгоценных металлов и драгоценных камней), в том числе их использование в качестве залога;

Абзац шестнадцатый предыдущей редакции с 30 октября 2015 года считается абзацем девятнадцатым настоящей редакции - Федеральный закон от 2 мая 2015 года N 111-ФЗ.

изменение физического состояния или содержания драгоценных металлов и драгоценных камней в любых веществах и материалах при добыче, производстве драгоценных металлов, добыче драгоценных камней, последующей обработке (переработке) и использовании драгоценных металлов и драгоценных камней;

Абзац семнадцатый предыдущей редакции с 30 октября 2015 года считается абзацем двадцатым настоящей редакции - Федеральный закон от 2 мая 2015 года N 111-ФЗ.

перемещение драгоценных металлов и драгоценных камней и продукции из них, в том числе перевозка драгоценных металлов и драгоценных камней и продукции из них в места хранения, фонды и запасы, а также хранение и экспонирование драгоценных металлов и драгоценных камней;

Абзац восемнадцатый предыдущей редакции с 30 октября 2015 года считается абзацем двадцать первым настоящей редакции - Федеральный закон от 2 мая 2015 года N 111-ФЗ.

ввоз драгоценных металлов и драгоценных камней, а также продукции из них в Российскую Федерацию и их вывоз из Российской Федерации;

ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней - изделия, изготовленные из драгоценных металлов и их сплавов и имеющие пробы не ниже минимальных проб, установленных Правительством Российской Федерации, в том числе изготовленные с использованием различных видов декоративной обработки, со вставками из драгоценных камней, других материалов природного или искусственного происхождения или без них, за исключением монет, прошедших эмиссию, и государственных наград, статут которых определен в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее также - ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов), либо изделия, изготовленные из материалов природного или искусственного происхождения с использованием различных видов декоративной обработки, со вставками из драгоценных камней;

именник - знак изготовителя, оттиск которого ставится юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем либо по их обращению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственному контролю (надзору) за производством, использованием и обращением драгоценных металлов, за использованием и обращением драгоценных камней, за исключением функций по контролю при ввозе в Российскую Федерацию из государств, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывозе из Российской Федерации в государства, не входящие в Евразийский экономический союз, драгоценных камней (далее - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по государственному контролю (надзору), на изготовленные ими ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и содержит в зашифрованном виде информацию о его изготовителе;

проба - количество массовых долей химически чистого драгоценного металла на 1 тысячу массовых долей сплава драгоценного металла;

государственное пробирное клеймо - знак установленного образца, который ставится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственному контролю (надзору), на ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и удостоверяет их пробу;

клеймение - постановка оттиска государственного пробирного клейма на ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов;

опробование - определение или подтверждение пробы ювелирных и других изделий из драгоценных металлов;

анализ - определение химического состава металла и его сплава, из которых изготовлено изделие, в том числе путем применения методов, предусматривающих разрушение этого изделия;

лом и отходы драгоценных металлов - изделия (продукция), используемые для извлечения драгоценных металлов и утратившие свои потребительские и (или) функциональные свойства, брак, возникший в процессе производства изделий (продукции), содержащих драгоценный металл, а также остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, других изделий (продукции), используемые для извлечения драгоценных металлов и образовавшиеся в процессе производства;

Право собственности на драгоценные металлы

Статья 1. Основные понятия

драгоценные металлы - золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий). Драгоценные металлы могут находиться в любом состоянии, виде, в том числе в самородном и аффинированном виде, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, ювелирных и других изделиях, монетах, ломе и отходах производства и потребления;

(в ред. Федерального закона от 02.05.2015 N 111-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

драгоценные камни - природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде. К драгоценным камням приравниваются уникальные янтарные образования в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Не являются драгоценными камнями материалы искусственного происхождения, обладающие характеристиками (свойствами) драгоценных камней;

первичная оценка драгоценных камней - завершающая часть технологического процесса обогащения, обеспечивающая оценку драгоценных камней на основании прейскурантов цен на драгоценные камни, разрабатываемых и утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней (далее - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти), в установленном им порядке с учетом цен, применяемых для оценки аналогичных сортов минерального сырья на мировом рынке;

(в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 414-ФЗ)

аффинаж драгоценных металлов - деятельность, осуществляемая специализированными организациями, включенными в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень (далее - аффинажные организации), по очистке извлеченных драгоценных металлов от примесей и сопутствующих химических элементов с доведением содержания драгоценного металла:

в аффинированном золоте на 1 тысячу массовых долей сплава драгоценного металла не менее 995 массовых долей химически чистого драгоценного металла;

(абзац введен Федеральным законом от 02.05.2015 N 111-ФЗ)

в аффинированных серебре, платине, палладии, родии, рутении, осмии на 1 тысячу массовых долей сплава драгоценного металла не менее 999 массовых долей химически чистого драгоценного металла;

в аффинированном иридии на 1 тысячу массовых долей сплава драгоценного металла не менее 998 массовых долей химически чистого драгоценного металла;

рекуперация драгоценных камней - извлечение драгоценных камней из отработанных или выведенных из эксплуатации по иным причинам инструментов и других изделий технического назначения, а также из отходов, содержащих драгоценные камни, с последующим доведением (очисткой) до качества, соответствующего техническим условиям или классификатору драгоценных камней;

действия, выражающиеся в переходе права собственности и иных имущественных прав на драгоценные металлы и драгоценные камни (обращение драгоценных металлов и драгоценных камней), в том числе их использование в качестве залога;

изменение физического состояния или содержания драгоценных металлов и драгоценных камней в любых веществах и материалах при добыче, производстве драгоценных металлов, добыче драгоценных камней, последующей обработке (переработке) и использовании драгоценных металлов и драгоценных камней;

перемещение драгоценных металлов и драгоценных камней и продукции из них, в том числе перевозка драгоценных металлов и драгоценных камней и продукции из них в места хранения, фонды и запасы, а также хранение и экспонирование драгоценных металлов и драгоценных камней;

ввоз драгоценных металлов и драгоценных камней, а также продукции из них в Российскую Федерацию и их вывоз из Российской Федерации;

ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней - изделия, изготовленные из драгоценных металлов и их сплавов и имеющие пробы не ниже минимальных проб, установленных Правительством Российской Федерации, в том числе изготовленные с использованием различных видов декоративной обработки, со вставками из драгоценных камней, других материалов природного или искусственного происхождения или без них, за исключением монет, прошедших эмиссию, и государственных наград, статут которых определен в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее также - ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов), либо изделия, изготовленные из материалов природного или искусственного происхождения с использованием различных видов декоративной обработки, со вставками из драгоценных камней;

именник - знак изготовителя, оттиск которого ставится юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем либо по их обращению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственному контролю (надзору) за производством, использованием и обращением драгоценных металлов, за использованием и обращением драгоценных камней, за исключением функций по контролю при ввозе в Российскую Федерацию из государств, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывозе из Российской Федерации в государства, не входящие в Евразийский экономический союз, драгоценных камней (далее - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по государственному контролю (надзору), на изготовленные ими ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и содержит в зашифрованном виде информацию о его изготовителе;

проба - количество массовых долей химически чистого драгоценного металла на 1 тысячу массовых долей сплава драгоценного металла;

государственное пробирное клеймо - знак установленного образца, который ставится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственному контролю (надзору), на ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и удостоверяет их пробу;

клеймение - постановка оттиска государственного пробирного клейма на ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов;

опробование - определение или подтверждение пробы ювелирных и других изделий из драгоценных металлов;

анализ - определение химического состава металла и его сплава, из которых изготовлено изделие, в том числе путем применения методов, предусматривающих разрушение этого изделия;

лом и отходы драгоценных металлов - изделия (продукция), используемые для извлечения драгоценных металлов и утратившие свои потребительские и (или) функциональные свойства, брак, возникший в процессе производства изделий (продукции), содержащих драгоценный металл, а также остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, других изделий (продукции), используемые для извлечения драгоценных металлов и образовавшиеся в процессе производства;

обработка (переработка) лома и отходов драгоценных металлов - извлечение драгоценных металлов с использованием механических, химических и металлургических процессов из лома и отходов драгоценных металлов для получения промежуточного продукта металлургического производства, предназначенного для последующего аффинажа, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом;

государственная интегрированная информационная система в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота (далее также - ГИИС ДМДК) - федеральная государственная информационная система, предназначенная для получения, обработки, хранения и предоставления информации о происхождении и об обращении драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них, а также для организации специального учета;

средства идентификации драгоценных металлов, драгоценных камней - уникальная последовательность символов в машиночитаемой форме, представленная в виде штрихового кода или с использованием иного средства (технологии) автоматической идентификации, предназначенного для обеспечения прослеживаемости (учета) драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них при их обращении.

Добыча. Реализация драгоценных металлов, найденных или добытых физическими лицами

Рассматривая возможности реализации драгоценных металлов физическими лицами, предоставленные им действующим законодательством Российской Федерации, следует разграничить понятия "находка" и "добыча" драгоценных металлов.

Когда обычный гражданин находит драгоценный металл, то такой металл в соответствии со ст.ст.227, 228 и 229 Гражданского кодекса Российской Федерации является находкой. Нашедший обязан уведомить об этом собственника или кого-либо из известных ему лиц, имеющих право получить ее, и передать найденное этому лицу. Если такое лицо неизвестно, нашедший обязан заявить о находке в милицию или в орган местного самоуправления. При этом нашедший и возвративший найденное лицу, управомоченному на получение, вправе потребовать от него вознаграждение за находку в размере до 20% ее стоимости.

В ряде документов, принятых Администрацией Магаданской области, посвященных данному вопросу, такой найденный металл именуется "подъемным" (случайно найденным).

В ст.1 Федерального закона от 26 марта 1998 г. "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" записано: "Добыча драгоценных металлов - извлечение драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений с получением концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы. "

В соответствии с Законом РФ от 21 февраля 1992 г. "О недрах" (в ред. Федерального закона от 3 марта 1995 г.) недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью, а добытые из недр ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.

Из сказанного следует, что металлы до их добычи - государственная собственность. Очевидно, что "подъемный" металл - это не добытый металл. Ведь для ведения добычи необходима лицензия, а добыча без лицензии является нарушением требований законодательства. Статья 30 Федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" устанавливает, что лица, виновные в нарушении установленного порядка добычи драгоценных металлов, несут уголовную, административную и гражданскую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Полученные в результате осуществления незаконной добычи средства обращаются в доход государства. При этом драгоценные металлы и драгоценные камни подлежат обязательной сдаче в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации.

Никто, кроме лица, уполномоченного государством на принятие "подъемного" металла, не вправе принять такой металл, а тем более заплатить за него нашедшему указанные выше 20%. Уполномоченное государством лицо, выплачивая нашедшему вознаграждение, должно удержать с причитающейся суммы подоходный налог (12%) и взнос в Пенсионный фонд (1%). Именно необходимость взимания указанных налогов с лица, претендующего на такое вознаграждение, не позволяет осуществлять прием "подъемного" металла анонимно.

Оплата 20% лицу, нашедшему металл, затраты по его хранению, производству и транспортировке должны быть произведены государством. Законодательство не закрепляет непосредственное право на "подъемный" металл субъекта Федерации, на территории которого такой металл был найден, так же, как и не наделяет этого субъекта правом устанавливать режим реализации такого металла. Очевидно, что вопрос установления порядки реализации "подъемного" металла относится к компетенции федеральных органов или уполномоченных ими соответствующих органов субъектов Федерации. При этом необходим ясный статус предприятия, осуществляющего прием такого металла, для чего следует определить его права, обязанности, источники финансирования, а также взаимоотношения с бюджетами различных уровней и ответственность по взятым на себя обязательствам. Напомню, что речь идет о металле, принадлежащем государству.

Юридическое лицо, уполномоченное государством на принятие "подъемного" металла, должно иметь юридические, организационные и технические возможности аккумулировать такой металл, хранить, перерабатывать и реализовывать. Его полномочия при этом могут быть отражены в договоре с уполномоченным государственным органом. Таким образом, понеся расходы по расчетам с нашедшим "подъемный" металл, по производству, хранению, транспортировке и т.д., уполномоченное государством юридическое лицо может распорядиться полученным металлом в соответствии с условиями договора (в том числе и на условиях раздела продукции).

Именно такое уполномоченное юридическое лицо может от имени государства за счет средств федерального бюджета осуществлять прием и расчеты за найденные уникальные самородки драгоценных металлов и уникальные драгоценные камни от физических лиц, не являющихся недропользователями.

При этом вполне логично было бы предусмотреть в договоре возможность освобождения такого уполномоченного юридического лица от уплаты налогов и других платежей, предусмотренных налоговым законодательством Российской Федерации, за исключением налогов на прибыль от доли продукции, причитающейся такому уполномоченному юридическому лицу при реализации "подъемного" металла. В тех случаях, когда таким уполномоченным юридическим лицом будет являться недропользователь, стоимость "подъемного" металла не будет включаться в налогооблагаемую базу для уплаты им, например, регулярных платежей за пользование недрами, определяемых как доля от стоимости добытого минерального сырья. Им не будут также производиться отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и др.

Правительство Российской Федерации приняло 1 декабря 1998 г. постановление N 1419 "Об утверждении порядка совершения операций с минеральным сырьем, содержащим драгоценные металлы, до аффинажа" (аффинаж - это процесс очистки извлеченных драгоценных металлов от примесей и сопутствующих компонентов, доведение драгоценных металлов до качества, соответствующего государственным стандартам и техническим условиям, действующим на территории Российской Федерации, или международным стандартам). В числе операций с минеральным сырьем, содержащим драгоценные металлы, до аффинажа предусмотрены и операции, связанные с переходом права собственности и иных имущественных прав на минеральное сырье и продукты переработки минерального сырья, использование минерального сырья в качестве залога.

В соответствии с п.8 упомянутого постановления минеральное сырье, не обремененное обязательствами в соответствии с ранее заключенными договорами на поставку аффинированных металлов, может быть реализовано до аффинажа субъектами их добычи и производства юридическим лицам, имеющим лицензии на операции с драгоценными металлами в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе через биржи драгоценных металлов и драгоценных камней, или использовано в качестве залога или иного финансового обязательства.

Исчерпывающий перечень видов деятельности в области производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, требующих лицензирования, установлен ст.15 Федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях".

Несмотря на то что Федеральному закону "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" уже больше года, процедура получения указанных лицензий до настоящего времени не разработана.

Тем не менее и на сегодняшний день не может считаться нарушением действующего законодательства приобретение минерального сырья для его дальнейшей переработки лицами, уже обладающими правом и возможностями (организационными, техническими, юридическими, экономическими) осуществлять те или иные операции с драгоценными металлами, при условии правильного юридического и бухгалтерского оформления таких сделок, исключающего перепродажу купленного минерального сырья в том же виде, в каком оно было приобретено.

Физическое лицо - недропользователь обладает тем же объемом прав и обязанностей, что и юридическое лицо - недропользователь, что в обоих случаях закреплено в лицензии. Добываемый им металл на выделенной ему в соответствии с лицензией территории является собственностью этого физического лица и должен реализовываться в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Сложность, как и в случае с "подъемным" металлом, заключается в незначительности количества металла, что затрудняет процесс его производства и, соответственно, не дает возможности оперативно получить средства от его использования. Принятие упомянутого выше постановления Правительства N 1419 стало серьезным шагом на пути к упрощению громоздких и нецелесообразных путей реализации минерального сырья, до недавнего времени сохранявших хорошо знакомые черты государственной монополии.

Свобода распоряжения добытым минеральным сырьем для любого недропользователя ограничена только необходимостью учитывать преимущественное право Российской Федерации и ее субъектов на заключение договоров о приобретении в собственность добытых и произведенных драгоценных металлов (п.6 ст.2 Закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях"). Получив отказ уполномоченных государственных органов в лице Гохрана России и органов исполнительной власти субъекта Федерации, на территории которого были добыты эти драгоценные металлы, недропользователь получает право продать его или распорядиться им другим способом. Кроме того, действующее, законодательство позволяет решать финансовые проблемы физического лица - недропользователя и иными путями. Так, собственник вправе поручить "заботу" о своем имуществе другому лицу без передачи права собственности на него. Недропользователь может заключить договор на оказание услуг (выполнение работ) по переработке этого сырья (включая аффинаж) с включением в него положений, характерных для договоров поручения, комиссии или доверительного управления, допускаемых в соответствии со ст.421 ГК РФ. Передача минерального сырья третьему лицу либо предприятию-переработчику по договору поручения, комиссии или в доверительное управление с целью его переработки и реализации в интересах недропользователя не влечет перехода права собственности и не нарушает условий лицензии такого перерабатывающего предприятия.

Подобный договор допускает переработку и реализацию переданного металла независимо от его количества. Добытое физическим лицом - недропользователем минеральное сырье вместе с аналогичным сырьем других таких же недропользователей может быть переработано в слиток и продано по их поручению. При этом средства от реализации небольшого количества металла, сданного каждым недропользователем, будут получены им значительно быстрее, чем если бы ему пришлось самостоятельно добывать и накапливать его до нужного количества. Аналогичный комплекс услуг может быть предоставлен недропользователю и в рамках договора простого товарищества (совместной деятельности), что в отличие от других видов договоров позволяет воспользоваться перечисленными выше услугами по производству, хранению, транспортировке драгоценных металлов без уплаты налога на добавленную стоимость.

Проблема оперативного и регулярного возврата средств за добытый недропользователем металл может быть решена и путем выплаты предприятием-переработчиком залоговой стоимости сдаваемого ему на переработку минерального сырья в качестве обеспечения обязательства по его переработке и реализации.

Оплатив залоговую стоимость принимаемого на переработку и реализацию минерального сырья, предприятие-переработчик (аффинажный завод) по существу становится собственником металла, имея возможность возместить свои расходы после его реализации. Использование для реализации минерального сырья договоров, отличных от договора купли-продажи, позволяет сохранять право собственности на металл до момента реализации его в уже аффинированном виде, соотносить стоимость произведенных затрат и рыночной стоимости на момент продажи и определять этот момент, получить дополнительные доходы от использования металла, не продавая его (разместив его на обезличенных счетах, использовав его в качестве залога и др.).

Право собственности на драгоценные металлы в обезличенной форме


Рассматриваются особенности права собственности на драгоценные металлы в обезличенной форме.

М.А. ЗИНКОВСКИЙ,

кандидат юридических наук, преподаватель кафедры гражданского права и процесса Белгородского государственного национального исследовательского университета zinkovsky 2007@ rambler . ru , zinkovsky 2008@ rambler . ru

С.В. ТЫЧИНИН,

доктор юридических наук, профессор, зав. кафедрой гражданского права и процесса Белгородского государственного национального исследовательского университета Tychinin @ bsu . edu . ru

Рассматриваются особенности права собственности на драгоценные металлы в обезличенной форме.

Ключевые слова: право собственности на драгоценные металлы в обезличенной форме; слитки и монеты из золота, серебра, платины, палладия, иридия, родия, рутения и осмия.

The property right to precious metals in the depersonalized form

Zinkovsky M., Tychinin S.

The features of the right of ownership for the precious metals in aggregate form.

Keywords: the property right to precious metals in the depersonalized form; ingots and coins from gold, silver, platinum, a palladium, iridium, rhodium, ruthenium and osmium.

В гражданском обороте довольно редко заключаются договоры и сделки, предметом которых выступают драгоценные металлы в обезличенной форме, что повышает научный и практический интерес к ним. В абзаце втором ст. 1 Федерального закона от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»[1] установлено, что к драгоценным металлам относятся «золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий). Настоящий перечень драгоценных металлов может быть изменен только федеральным законом. Драгоценные металлы могут находиться в любом состоянии, виде, в том числе в самородном и аффинированном виде, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, ювелирных и иных изделиях, монетах, ломе и отходах производства и потребления».

Драгоценные металлы в обезличенной форме вещами не являются, они учитываются на обезличенных металлических счетах для совершения соответствующих договоров, такие объекты целесообразно называть «безналичные драгоценные металлы». Наряду с драгоценными металлами в обезличенной форме существуют наличные драгоценные металлы, являющиеся вещами и входящие в тот же перечень драгоценных металлов. Драгоценные металлы в обезличенной форме являются специфическими объектами гражданских прав по причине их высокой товарной стоимости, денежной правовой природы, химических свойств металла и редкости (в том числе ограниченности) использования в гражданском обороте.

Настоящая статья представляет собой анализ основных проблем и особенностей права собственности на драгоценные металлы в обезличенной форме. К числу основополагающих трудов в этой области относятся работы таких ученых, как С.С. Алексеев, В.А. Алексеев, М.И. Брагинский, В.А. Белов, А.В. Венедиктов, Е.А. Емельянова, С.А. Зинченко, Н.М. Коршунов, В.П. Камышанский, П.В. Крашенинников, Т.В. Киселева, В.Ф. Маслов, Е.В. Полунеева, А.П. Сергеев, Е.А. Суханов, К.И. Скловский, Ю.К. Толстой и др.

Наука гражданского права в настоящее время не позволяет дать ответ на вопрос: обладает ли собственник драгоценных металлов в обезличенной форме классической триадой правомочий — владения, пользования и распоряжения, — как это предписывает п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса РФ? Для ответа на этот вопрос необходимо выяснить правовую природу драгоценных металлов в обезличенной форме с точки зрения вещного или обязательственного подхода, а если говорить проще, определить, являются такие металлы вещами или нет.

В гражданском праве отсутствует определение понятия драгоценных металлов в обезличенной форме. Они именуются таковыми исходя из названия договора обезличенного металлического счета, который открывается клиенту коммерческим банком для совершения определенных операций.

В цивилистической литературе исследуемые металлы с точки зрения объектов гражданских прав понимаются как вещи, бестелесные условные драгоценные металлы (права требования) и деньги.

А.Ю. Федоров и И.П. Серебряков считают, что драгоценные металлы выступают в качестве материального объекта гражданских правоотношений, т. е. вещей. При этом бестелесные условные драгоценные металлы — это права требования на поставку драгоценных металлов[2].

В определенных случаях, например при покупке монет из драгоценных металлов физическим лицом у коммерческого банка, драгоценные металлы являются вещами и выступают в гражданском обороте как слитки и монеты, однако авторы выделяют бестелесные условные драгоценные металлы и определяют их как права требования на поставку драгоценных металлов. Такое утверждение является спорным по следующим причинам.

Во-первых, в буквальном понимании бестелесные условные драгоценные металлы лишены физической внешней формы, т. е. они не являются вещами или, строго говоря, «не имеют собственного тела». Тогда чем они являются и в виде чего выступают в соответствующих договорах, какова их правовая природа?

Во-вторых, термин «бестелесные условные драгоценные металлы» неудачен. Непонятно в чем заключается «условность» металла? Представляется более удачным употребление термина «безналичные драгоценные металлы». В поддержку такого утверждения следует привести пример из законодательства Республики Беларусь. Согласно абзацу шестому п. 1 Инструкции по совершению банками банковских операций с драгоценными металлами (утв. постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 10.12.2004 № 186) под безналичными драгоценными металлами понимаются драгоценные металлы, размещенные и учитываемые на обезличенных, депозитных или вкладных металлических счетах[3]. Термин «безналичные» исчерпывающе и непротиворечиво определяет природу данных металлов; его смысл заключается в том, что безналичные драгоценные металлы в гражданском обороте не являются вещами. В науке гражданского права термин «безналичные» употребляется также в отношении денег и является устоявшимся.

В-третьих, право требования на поставку драгоценных металлов — это право одной стороны по договору поставки требовать исполнения определенных действий от другой стороны, которое существует в обязательстве по поставке. Право — мера возможного поведения стороны в договоре, реализация которого на практике иногда относительна. Например, прекращение обязательства совпадением должника и кредитора в одном лице (ст. 413 ГК РФ) или невозможностью исполнения (ст. 416 ГК РФ) являются случаями, когда сторона договора не может воспользоваться таким правом. Из этого вытекает закономерный вопрос: как право требования может быть бестелесным условным драгоценным металлом? Право требования — это, скорее, особенность правоотношений с драгоценными металлами, также присущая другим гражданско-правовым обязательствам, где есть должник и кредитор.

С.И. Попова утверждает, что в целом драгоценные металлы в любом виде и состоянии как объекты гражданских правоотношений являются вещами. При этом как вещи они характеризуются родовыми признаками, но при некоторых условиях это может быть и индивидуально-определенная вещь (например, мерный или стандартный слиток золота, имеющий свой порядковый номер, знак аффинажного завода и другие индивидуальные признаки). Их своеобразие заключается еще и в том, что они могут выполнять функции мерила, являются предметом инвестиций, относятся к числу капиталоемких вещей, поскольку, имея большую стоимость в единице объема, удобны для хранения[4].

В отношении наличных драгоценных металлов необходимо согласиться с С.И. Поповой в том, что такие металлы являются вещами. Что же касается драгоценных металлов в обезличенной форме, то они вещами быть не могут. Автор, по всей видимости, под функциями мерила понимает денежную природу драгоценных металлов, к сожалению, не аргументируя свою позицию и не поясняя, считает ли она слитки и монеты деньгами?

А.Я. Курбатов полагает, что драгоценные металлы являются самостоятельным объектом прав и не могут рассматриваться в качестве средства платежа по двум причинам: во-первых, использование для погашения обязательства денежного характера данных объектов допустимо только с согласия кредитора, для чего при расчетах по гражданско-правовым обязательствам требуется достижение соглашения сторон, а по публичным — прямое указание в законодательстве; во-вторых, получение данных объектов кредитором не означает автоматического прекращения обязательства денежного характера. В обороте эти объекты чаще используются как товар, т. е. сами являются предметом гражданско-правовых сделок[5]. Автор исходит из того, что драгоценные металлы деньгами являться не могут. Если брать во внимание слитки, то такое утверждение представляется обоснованным, чего нельзя сказать о монетах. К сожалению, А.Я. Курбатов не разделяет драгоценные металлы на слитки и монеты в данном вопросе.

Представляется, что право собственности на драгоценные металлы в обезличенной форме имеет ряд особенностей с точки зрения науки гражданского права.

Денежная правовая природа. Драгоценные металлы в обезличенной форме, находясь на счету, обезличиваются, поэтому нельзя точно сказать, деньги это или слитки, а при конечном закрытии счета клиент может получить в натуре как то, так и другое. Вопрос принципиален лишь в том, что монеты из драгоценных металлов, внесенные на обезличенный металлический счет как вещи, являются деньгами (безналичные деньги), т. е. законным платежным средством на территории Российской Федерации, а потом трансформируются в права требования клиента к банку.

Обязательственно-правовая природа. К драгоценным металлам в обезличенной форме неприменима классическая триада прав собственника: владение, пользование, распоряжение, — так как они не овеществлены и являются правами требования. В этой связи заслуживает внимания точка зрения Е.В. Богданова, который считает, что вряд ли можно объяснить отношения, складывающиеся между клиентом и банком по поводу денежных средств, с позиций элементарной модели права собственности. Ученый предлагает исходить из позиций разделенной собственности: клиент является верховным собственником, а банк — подчиненным[6]. Аналогичный подход может быть также применим и к драгоценным металлам в обезличенной форме. Другие ученые полагают, что после зачисления денег на счет клиент утрачивает на них право собственности и, соответственно, его вещное право трансформируется в обязательственное[7]. В науке гражданского права встречается точка зрения, согласно которой клиенты банка сохраняют право собственности как на наличные, так и на безналичные деньги[8]. Компромиссную позицию по данному вопросу занимает В. Рахмилович, утверждая, что права собственности на безналичные деньги нет ни у кого — ни у банка, ни у его клиентов, так как отсутствует индивидуализированный вещный объект, являющийся необходимым условием возникновения и существования самого права собственности[9].

Ограниченный оборот драгоценных металлов ввиду недостаточного нормативного регулирования. Нельзя сказать, что драгоценные металлы вообще и драгоценные металлы в обезличенной форме в частности — это объекты свободного гражданского оборота, что подтверждается статьями 191 и 192 Уголовного кодекса РФ. Следует также иметь в виду, что драгоценные металлы могут быть отчасти ограничены в гражданском обороте ввиду наделения их статусом культурных ценностей. В настоящее время в науке гражданского права остаются открытыми ряд вопросов: могут ли быть предметом договорных обязательств с драгоценными металлами в обезличенной форме культурные ценности в виде монет и слитков[10]? распространяется ли на такие культурные ценности триада прав собственника: владение, пользование и распоряжение? могут ли наличные и безналичные драгоценные металлы в виде слитков и монет вообще являться культурными ценностями? К числу цивилистических трудов в этой области можно отнести фундаментальные научные исследования А.П. Сергеева, посвященные гражданско-правовой охране культурных ценностей[11].

Подводя итог изложенному, следует указать, что из приведенных точек зрения наиболее правильная будет та, согласно которой после зачисления денег (монет из драгоценных металлов, а также слитков) на счет клиент утрачивает на них право собственности и, соответственно, его вещное право трансформируется в обязательственное право. Здесь необходимо уточнить, что клиент после внесения наличных драгоценных металлов (вещей) во вклад или на счет приобретает право требования к банку о возврате соответствующего количества металла и причитающихся процентов (о чем неоднократно писали такие ученые, как В.В. Витрянский, Л.А. Новоселова, Е.А Суханов и др.) или эквивалентную этому денежную сумму. Вкладчик не может обладать вещным правом на драгоценные металлы в обезличенной форме, так как последние вещами не являются.

Таким образом, право собственности на драгоценные металлы в обезличенной форме не может рассматриваться с позиции классической триады правомочий — владения, пользования и распоряжения, — так как исследованные объекты гражданских прав по своей правовой природе являются правами требования и имеют отдельные ограничения в гражданском обороте по причине недостаточного правового регулирования.

Алексеев В.А. Недвижимое имущество: правовой режим и государственная регистрация прав: автореф. дис. . д-ра юрид. наук. — М., 2008.

Алексеев С.С. Право собственности. Проблемы теории. 2-е изд., перераб. и доп. — М., 2007.

Белов В.А. Гражданское право: общая и особенная части: учеб. — М., 2003.

Венедиктов А.В. Государственная социалистическая собственность / отв. ред. В.К. Райхекр. — М., 1948.

Венедиктов А.В. Гражданско-правовая охрана социалистической собственности в СССР. — М.; Л., 1954.

Емельянова Е.А. Правовые проблемы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним: автореф. дис. . канд. юрид. наук. — Саратов, 2004.

Зинченко С.А. Государственная собственность в СССР (хозяйственно-правовой аспект): автореф. дис. … д-ра юрид. наук. — М., 1989.

Камышанский В.П. Правовое регулирование приватизации государственных и муниципальных предприятий и его эффективность: автореф. дис. … канд. юрид. наук. — СПб., 1994.

Киселева Т.В. Гражданско-правовое регулирование недвижимости: автореф. дис. . канд. юрид. наук. — М., 2007.

Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (части первой) / под ред. О.Н. Садикова. — М., 1997 (автор гл. 5; гл. 21; статей 309—316, 318—328 гл. 22; статей 330—333, 359, 360 гл. 23; гл. 26 — М.И. Брагинский).

Коршунов Н.М. Приватизационный процесс Российской Федерации: методология правового регулирования: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. — М., 1998.

Крашенинников П.В. Современные проблемы права собственности и иных вещных прав на жилые помещения: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. — М., 1997.

Маслов В.Ф. Основные проблемы права личной собственности в период строительства коммунизма в СССР. — Харьков, 1950.

Маттеи У., Суханов Е. Основные положения права собственности. — М., 1999.

Полунеева Е.В. Институт государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (гражданско-правовой аспект): автореф. дис. . канд. юрид. наук. — М., 2004.

Скловский К.И. Актуальные проблемы права собственности // Закон. 2004. № 2.

Скловский К.И. Проблемы собственности и владения в советском гражданском праве: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. — М., 1999.

Суханов Е.А. Лекции о праве собственности. — М., 1991.

Толстой Ю.К. Еще раз о формах собственности в Российской Федерации // Правоведение. 1993. № 3. С. 28—33.

Толстой Ю.К. К учению о праве собственности // Правоведение. 1992. № 1. С. 15—23.

Толстой Ю.К. Концепция А.В. Венедиктова о праве собственности и современность // Правоведение. 1988. № 2. С. 15—27.

Толстой Ю.К. Собственность и право собственности в условиях перестройки // Правоведение. 1990. № 4. С. 3—15.

1 СЗ РФ. 1998. № 13. Ст. 1463.

2 См.: Федоров А.Ю. Драгоценные металлы как объекты гражданских правоотношений по законодательству Российской Федерации: дис. … канд. юрид. наук. — М., 2005. С. 37; Серебряков И.П. Правовое регулирование оборота драгоценных металлов // Актуальные проблемы гражданского права: сб. ст. под ред. М.И. Брагинского. — М., 1998. С. 406.

4 См.: Попова С.И. Гражданско-правовое регулирование сделок с драгоценными металлами: дис. … канд. юрид. наук. — М., 2002. С. 81.

6 См.: Курбатов А.Я. Банковские счета в российском праве: понятие, виды, правовые режимы: дис. … канд. юрид. наук. — М., 2006. С. 17—18.

7 См.: Богданов Е.В. Вопросы собственности в деятельности банков // Материалы региональной межвуз. науч.-практ. конф. 19—20 марта 1998 г. «Актуальные проблемы правового регулирования банковской деятельности». — Белгород. С. 7.

8 См.: Новоселова Л.А. Денежные расчеты в предпринимательской деятельности. — М., 1996. С. 37; Суханов Е.А. Заем и кредит. Финансирование под уступку денежного требования. Банковский вклад. Банковский счет // Хозяйство и право. 1996. № 7. С. 5.

9 См.: Трофимов К. Безналичные деньги. Есть ли они в природе? // Хозяйство и право. 1997. № 3. С. 25; Кузьмин В.Ф. Кредитные и расчетные правоотношения в промышленности. — М., 1975. С. 17—18.

10 См.: Рахмилович В. О правовой природе безналичных расчетов, корреспондентских счетов банков и их прав на привлеченный капитал // Право и экономика. 1996. № 1—2. С. 119.

11 См.: Долгов С.Г. Культурные ценности как объекты гражданских прав и их защита: дис. … канд. юрид. наук. — М., 2000. С. 13—99.

12 См.: Сергеев А.П. Гражданско-правовая охрана культурных ценностей в СССР: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. — Л., 1990; Его же. Гражданско-правовая охрана культурных ценностей в СССР. — Л., 1990; Его же. Гражданско-правовая охрана культурных ценностей // Правоведение. 1983. № 4. С. 37—46; Его же. Культурные ценности как правовая категория // Там же. 1990. № 4. С. 42—52; Его же. Правовые проблемы выявления и государственного учета памятников истории и культуры // Вестн. Ленинградского университета. 1990. Вып. 2. С. 76—80 и др.

Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":

Читайте также: