Правовое регулирование драгоценных металлов и драгоценных камней

Обновлено: 18.05.2024

Департамент занимается выработкой государственной политики и нормативно-правовым регулированием в сфере производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней.

Департамент создан в 2016 году, однако еще до его создания сотрудниками блока драгоценных металлов и драгоценных камней, входящего в состав Административного департамента, были внесены значительные изменения в законодательство, позволившие провести системную актуализацию нормативной базы, в том числе восстановить федеральный государственный пробирный надзор.

При непосредственном участии Департамента для формирования в рамках ЕАЭС единого рынка драгоценных металлов и драгоценных камней в 2019 году главами правительств государств-членов ЕАЭС было принято Соглашение об особенностях осуществления операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями. Соглашение определяет единые правила обращения на внутреннем рынке ЕАЭС драгоценных металлов и драгоценных камней.

Директор департамента

Гончаренко Юлия Александровна

Функции и полномочия Департамента

  • информационно-технологическое обеспечение деятельности Министерства по осуществлению функций и полномочий, закрепленных за ним соответствующими нормативными правовыми актами;
  • реализация деятельности Министерства по созданию, развитию и использованию информационных технологий в сфере управления государственными и муниципальными финансами и информационного обеспечения бюджетного процесса, в том числе по созданию и развитию государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет»;
  • обеспечение межведомственной координации мероприятий в сфере систематизации и кодирования технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области;
  • обеспечение осуществления функций Министерства по нормативно-правовому регулированию в области отношений, возникающих в связи с ведением государственного адресного реестра, эксплуатацией федеральной информационной адресной системы и использованием содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах, с ведением Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния и эксплуатацией федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния;
  • подготовка нормативных правовых актов по вопросам формирования и ведения федерального информационного ресурса, содержащего сведения о населении Российской Федерации;
  • создание и развитие центров обработки данных и иной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Министерства и подведомственных ему федеральных служб и организаций;
  • реализация деятельности Министерства по стандартизации и унификации процессов и процедур финансово-хозяйственной деятельности организаций сектора государственного управления, подлежащих автоматизации в информационных системах управления общественными финансами;
  • создание и развитие информационных систем Министерства, в том числе официальных информационных ресурсов, сайтов, порталов Министерства, размещение и публикация на них информации, а также иных официальных информационных ресурсах, сайтах, порталах, определение правил создания и развития, размещения и публикации информации на которых относится к компетенции Министерства;
  • организация и совершенствование межведомственного информационного взаимодействия в электронном виде Министерства с иными федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
  • разработка внутренней информационной политики Министерства, основных направлений развития информационных систем и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Министерства;
  • формирование предложений и реализация мероприятий по созданию центров компетенции в сфере управления государственными и муниципальными финансами;
  • организация работ по выполнению мероприятий в рамках общегосударственных проектов в сфере информатизации (в том числе электронного правительства) и созданию, развитию и внедрению информационных систем, применяемых всеми федеральными государственными органами;
  • организация работы структурных подразделений Министерства по применению механизмов (инструментов) реализации принципов открытости Министерства по направлениям «Реализация принципа информационной открытости Министерства», «Обеспечение работы с открытыми данными»;
  • формирование предложений по методологии оценки проектов в сфере создания, развития и эксплуатации информационных систем и создания, модернизации и эксплуатации информационно-телекоммуникационной инфраструктуры с целью повышения эффективности бюджетных расходов на их реализацию;
  • участие в проведении экспертизы проектов в сфере информатизации, реализуемых федеральными государственными органами, в части оценки используемых информационных технологий и перечня автоматизируемых функций, а также финансово-экономических обоснований реализации данных проектов;
  • информационное и техническое обеспечение и сопровождение процессов составления и исполнения федерального бюджета, составления отчетности об исполнении федерального бюджета;
  • организация и проведение мероприятий по переходу на электронный документооборот в Министерстве и обмен электронными документами с иными федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальными образованиями, в том числе организация работ по созданию, развитию и эксплуатации системы электронного документооборота;
  • осуществление защиты информации (за исключением сведений, составляющих государственную тайну), содержащейся в информационных системах Министерства в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области информации, информационных технологий и защиты информации.

Документы по теме

Приказ Минфина России от 29.04.2020 № 183 «Об утверждении Положения о Департаменте государственного регулирования отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней»

Приказ Минфина России от 12.08.2020 № 862 «О внесении изменений в Положение о Департаменте государственного регулирования отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней Министерства финансов Российской Федерации»

Приказ Минфина России от 16.04.2021 № 179 «О внесении изменений в Положение о Департаменте государственного регулирования в сфере производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней и валютного контроля, утвержденное приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 апреля 2020 г. № 183»

Правовое регулирование драгоценных металлов и драгоценных камней

Статья 1. Основные понятия

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

драгоценные металлы - золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий). Драгоценные металлы могут находиться в любом состоянии, виде, в том числе в самородном и аффинированном виде, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, ювелирных и других изделиях, монетах, ломе и отходах производства и потребления;

(в ред. Федерального закона от 02.05.2015 N 111-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

драгоценные камни - природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде. К драгоценным камням приравниваются уникальные янтарные образования в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Не являются драгоценными камнями материалы искусственного происхождения, обладающие характеристиками (свойствами) драгоценных камней;

ценности - драгоценные металлы и (или) драгоценные камни;

добыча драгоценных металлов - извлечение драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений с получением концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы;

добыча драгоценных камней - извлечение драгоценных камней из коренных, россыпных и техногенных месторождений, а также сортировка, первичная классификация и первичная оценка драгоценных камней;

сортировка и первичная классификация драгоценных камней - завершающая часть процесса обогащения, позволяющая на основании утвержденных коллекций типовых образцов и классификаторов выделить из извлеченного минерального сырья драгоценные камни, а также разделить их на отдельные сорта, соответствующие принятым на мировом рынке;

первичная оценка драгоценных камней - завершающая часть технологического процесса обогащения, обеспечивающая оценку драгоценных камней на основании прейскурантов цен на драгоценные камни, разрабатываемых и утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней (далее - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти), в установленном им порядке с учетом цен, применяемых для оценки аналогичных сортов минерального сырья на мировом рынке;

(в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 414-ФЗ)

производство драгоценных металлов - извлечение драгоценных металлов из добытых комплексных руд, концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы, а также из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы; аффинаж драгоценных металлов;

аффинаж драгоценных металлов - деятельность, осуществляемая специализированными организациями, включенными в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень (далее - аффинажные организации), по очистке извлеченных драгоценных металлов от примесей и сопутствующих химических элементов с доведением содержания драгоценного металла:

в аффинированном золоте на 1 тысячу массовых долей сплава драгоценного металла не менее 995 массовых долей химически чистого драгоценного металла;

(абзац введен Федеральным законом от 02.05.2015 N 111-ФЗ)

в аффинированных серебре, платине, палладии, родии, рутении, осмии на 1 тысячу массовых долей сплава драгоценного металла не менее 999 массовых долей химически чистого драгоценного металла;

в аффинированном иридии на 1 тысячу массовых долей сплава драгоценного металла не менее 998 массовых долей химически чистого драгоценного металла;

рекуперация драгоценных камней - извлечение драгоценных камней из отработанных или выведенных из эксплуатации по иным причинам инструментов и других изделий технического назначения, а также из отходов, содержащих драгоценные камни, с последующим доведением (очисткой) до качества, соответствующего техническим условиям или классификатору драгоценных камней;

использование драгоценных металлов и драгоценных камней - использование драгоценных металлов и драгоценных камней в производственных, научных и социально-культурных целях;

специальный учет - ведение реестра осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями организаций и индивидуальных предпринимателей, не предполагающее взимания сбора за внесение указанных организаций и индивидуальных предпринимателей в этот реестр;

операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями:

действия, выражающиеся в переходе права собственности и иных имущественных прав на драгоценные металлы и драгоценные камни (обращение драгоценных металлов и драгоценных камней), в том числе их использование в качестве залога;

изменение физического состояния или содержания драгоценных металлов и драгоценных камней в любых веществах и материалах при добыче, производстве драгоценных металлов, добыче драгоценных камней, последующей обработке (переработке) и использовании драгоценных металлов и драгоценных камней;

перемещение драгоценных металлов и драгоценных камней и продукции из них, в том числе перевозка драгоценных металлов и драгоценных камней и продукции из них в места хранения, фонды и запасы, а также хранение и экспонирование драгоценных металлов и драгоценных камней;

ввоз драгоценных металлов и драгоценных камней, а также продукции из них в Российскую Федерацию и их вывоз из Российской Федерации;

ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней - изделия, изготовленные из драгоценных металлов и их сплавов и имеющие пробы не ниже минимальных проб, установленных Правительством Российской Федерации, в том числе изготовленные с использованием различных видов декоративной обработки, со вставками из драгоценных камней, других материалов природного или искусственного происхождения или без них, за исключением монет, прошедших эмиссию, и государственных наград, статут которых определен в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее также - ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов), либо изделия, изготовленные из материалов природного или искусственного происхождения с использованием различных видов декоративной обработки, со вставками из драгоценных камней;

именник - знак изготовителя, оттиск которого ставится юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем либо по их обращению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственному контролю (надзору) за производством, использованием и обращением драгоценных металлов, за использованием и обращением драгоценных камней, за исключением функций по контролю при ввозе в Российскую Федерацию из государств, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывозе из Российской Федерации в государства, не входящие в Евразийский экономический союз, драгоценных камней (далее - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по государственному контролю (надзору), на изготовленные ими ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и содержит в зашифрованном виде информацию о его изготовителе;

проба - количество массовых долей химически чистого драгоценного металла на 1 тысячу массовых долей сплава драгоценного металла;

государственное пробирное клеймо - знак установленного образца, который ставится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственному контролю (надзору), на ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и удостоверяет их пробу;

клеймение - постановка оттиска государственного пробирного клейма на ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов;

опробование - определение или подтверждение пробы ювелирных и других изделий из драгоценных металлов;

анализ - определение химического состава металла и его сплава, из которых изготовлено изделие, в том числе путем применения методов, предусматривающих разрушение этого изделия;

лом и отходы драгоценных металлов - изделия (продукция), используемые для извлечения драгоценных металлов и утратившие свои потребительские и (или) функциональные свойства, брак, возникший в процессе производства изделий (продукции), содержащих драгоценный металл, а также остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, других изделий (продукции), используемые для извлечения драгоценных металлов и образовавшиеся в процессе производства;

обработка (переработка) лома и отходов драгоценных металлов - извлечение драгоценных металлов с использованием механических, химических и металлургических процессов из лома и отходов драгоценных металлов для получения промежуточного продукта металлургического производства, предназначенного для последующего аффинажа, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом;

государственная интегрированная информационная система в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота (далее также - ГИИС ДМДК) - федеральная государственная информационная система, предназначенная для получения, обработки, хранения и предоставления информации о происхождении и об обращении драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них, а также для организации специального учета;

средства идентификации драгоценных металлов, драгоценных камней - уникальная последовательность символов в машиночитаемой форме, представленная в виде штрихового кода или с использованием иного средства (технологии) автоматической идентификации, предназначенного для обеспечения прослеживаемости (учета) драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них при их обращении.

Специфика гражданско-правового регулирования оборота драгоценных металлов и драгоценных камней


Правовое регулирование оборота драгоценных металлов и драгоценных камней является важным фактором развития национальной экономики России, условием ее экономической безопасности, финансовой стабильности и престижа.

В последние годы отмечается усиление интереса к драгоценным металлам и драгоценным камням как к объекту рыночного обращения, что подтверждает необходимость и своевременность исследования, посвященного гражданско-правовому обороту драгоценных металлов и драгоценных камней, тем более, что любой рынок, в том числе и рынок драгоценных металлов и камней, может успешно функционировать лишь при наличии нормативной правовой базы, регламентирующей соответствующую деятельность.

Ключевые слова: гражданский оборот драгоценных металлов и драгоценных камней, международный договор, биржа, биржевые сделки.

Legal regulation of the turnover of precious metals and precious stones is an important factor in the development of the national economy of Russia, a condition of its economic security, financial stability and prestige.

In recent years, there has been a growing interest in precious metals and precious stones as an object of market circulation, which confirms the need and timeliness of research on civil law turnover of precious metals and precious stones, especially since any market, including the market of precious metals and stones, can successfully operate only in the presence of the regulatory framework governing the relevant.

Keywords: civil turnover of precious metals and precious stones, international agreement, exchange, exchange transactions.

Слитки и монеты из драгоценных металлов, несомненно, являются надежным вложением денежных средств, оберегают их от инфляции, иных неблагоприятных экономических процессов. Монеты покупаются нумизматами, накапливаются как сокровища, преподносятся как ценный подарок коллегам и друзьям. Гражданский оборот драгоценных металлов и драгоценных камней — это совокупность гражданско-правовых сделок, оформляющих переход права собственности и иных имущественных прав на драгоценные металлы и драгоценные камни.

Сделки купли-продажи драгоценных металлов имеют некоторые особенности. Во-первых, они являются общей (родовой) конструкцией для ряда производных или видовых сделок, таких, как опцион, своп, фьючерс, спот и т. п. Во-вторых, купля-продажа — наиболее распространенная сделка с драгоценными металлами в обезличенной форме на территории Российской Федерации. В-третьих, предметом таких сделок выступают драгоценные металлы в обезличенной форме (безналичные драгоценные металлы).

Субъектами сделок купли-продажи драгоценных металлов являются Центральный банк Российской Федерации, Комитет Российской Федерации по драгоценным металлам и драгоценным камням, специально уполномоченные банки, пользователи недр, инвесторы, иные физические лица и т. д.

В качестве предмета выступают драгоценные металлы — слитки и монеты из золота, серебра, платины и палладия в наличной форме, когда, например, монеты покупает физическое лицо, а также в безналичной форме, когда драгоценные металлы учитываются на обезличенных металлических счетах.

Популярность электронных международных аукционов по продаже драгоценных металлов и камней в 2017 году значительно возросла. Кроме того фактора, что экономическая политика американских властей стимулирует мировой спрос на золото, международные организации предприняли ряд мер по упрощению юридических процедур, регулирующих данные виды торгов.

Необходимо также отметить, что все объемы драгоценного металла, участвующие в торгах, проходят через процедуру МКТ (международные конкурсные торги). МКТ сегодня — это весьма распространенный инструмент современной международной торговли, который практикуется государственными, а также и негосударственными организациями в промышленно развитых и в новых индустриальных странах. Международные договоры занимают особое место в регулировании торговли драгоценными камнями и металлами.

Способы внутригосударственного осуществления международных договорных обязательств, место, которое отводится международным договорам в иерархической системе источников внутригосударственного права, и подходы к решению проблемы самоисполнимости, непосредственной применимости международных договоров (договорных положений) тесно взаимосвязаны. Именно этими тремя составляющими определяются порядок взаимодействия национального права и международных договоров в сфере регулирования оборота драгоценных металлов и камней, практика реализации международных договорных обязательств по данной тематике в национальной правовой системе.

Так, Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации», воспроизводя положение ч. 4 ст. 15 Конституции, вносит существенное дополнение в порядок взаимодействия национального права и международных договоров, устанавливая, что «положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров Российской Федерации принимаются соответствующие правовые акты».

Так, непосредственное действие и применение договорных положений регулирования оборота драгоценных металлов и камней возможно, во-первых, если правила, установленные международным договором, расходятся с правилами внутригосударственных правовых актов и, во-вторых, если в этом случае государство не приняло законодательные или административные акты для имплементации договорных положений, предоставив им возможность действовать непосредственно, и такие договорные положения обладают такой способностью, т. е. являются самоисполнимыми. Вторым фактором, оказывающим существенное влияние на формирование порядка взаимодействия национального права и международных договоров регулирования оборота драгоценных металлов и камней, является место, которое отводится международным договорам в иерархической системе источников внутригосударственного права. Данная система располагает эти источники в зависимости от юридической силы акта в соответствии с установленным конституцией распределением компетенции между органами государственной власти.

Положение, которое занимают в этой иерархии международные договоры, обычно зависит от уровня, на котором приняты решения о согласии на их обязательность, т. е. статус международного договора либо соответствует статусу акта, посредством которого он инкорпорируется во внутригосударственное право, либо международному договору придается приоритет в применении перед актами, равными по юридической силе акту, посредством которого договор инкорпорирован во внутригосударственное право, и всеми нижестоящими актами. Действие международного права в значительной степени зависит от того, как национальная правовая система разрешает коллизии между внутригосударственным и международным правом.

Торговля драгоценными металлами может осуществляться на биржах, в этом случае говорят о так называемой биржевой торговле. Организация и деятельность биржевой торговли требуют надлежащего гражданско-правового регулирования как в отношении статуса биржи, так и в отношении сделок, на ней совершаемых. В этой связи необходимо показать отдельные проблемы гражданско-правового регулирования деятельности бирж драгоценных металлов и предложить пути (варианты) их решения путем внесения изменений и дополнений в действующее гражданское законодательство.

Проблемы гражданско-правового регулирования деятельности бирж драгоценных металлов сводятся к следующему: Биржа драгоценных металлов как участник гражданского оборота не поименована в ГК РФ. В Законе о биржах нет специальных статей, касающихся организации и деятельности биржи драгоценных металлов. Законодательно такая биржа отнесена к товарным, однако сделки могут совершаться в отношении монет из драгоценных металлов, правовое регулирование которых противоречиво (по одним актам они являются деньгами [1,3,4], а по другим — нет [2]), поэтому есть вероятность отнесения такой биржи к валютным, что будет противоречить ст. 1 Закона о биржах.

Подробнее остановимся на вопросе отнесения слитков и монет из драгоценных металлов к платежным средствам.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 140 ГК РФ рубль является законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации. Платежи на территории Российской Федерации осуществляются путем наличных и безналичных расчетов. Деньги могут быть наличными — металлические монеты и бумажные купюры — и могут быть безналичными, когда они функционируют в рамках банковских счетов. Выходит, что ст. 140 ГК РФ не содержит указания на драгоценные металлы.

В соответствии с Положением Центрального банка Российской Федерации от 1 ноября 1996 г. N 50 «О совершении кредитными организациями операций с драгоценными металлами на территории Российской Федерации и порядке проведения банковских операций с драгоценными металлами», утвержденным Приказом Центрального банка Российской Федерации от 1 ноября 1996 г. N 02–400, драгоценные металлы — слитки золота, серебра, платины и палладия, а также монеты из драгоценных металлов (золота, серебра, платины и палладия), за исключением монет, являющихся валютой Российской Федерации. По указанному нормативному правовому акту слитки и монеты из драгоценных металлов деньгами не являются.

В соответствии с п. 27 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 1994 г. N 756 «Об утверждении Положения о совершении сделок с драгоценными металлами на территории Российской Федерации» монета, содержащая золото, серебро, платину и металлы платиновой группы и выпущенная в обращение центральным банком Российской Федерации, обязательна к приему по нарицательной стоимости (номиналу) на территории Российской Федерации во все виды платежей без ограничений, а также зачислению на счета, во вклады, на аккредитивы и для перевода.

Не допускается использование в качестве средства платежа, а также путем зачисления на счета, во вклады, на аккредитивы и для перевода монеты Российской Федерации, вышедшей из обращения на момент совершения платежа, а также монеты иностранных государств, за исключением случаев, установленных Центральным банком Российской Федерации [1].

В п. 23 этого нормативного правового акта говорится о том, что не допускается использование слитков золота и серебра в качестве средства платежа, в том числе путем осуществления операций по специальным счетам, открытым в специально уполномоченных банках, а также в расчетах за кредиты, предоставляемые коммерческими банками добывающим предприятиям [1].

То есть указанный акт признает в качестве денег монеты, изготовленные из драгоценных металлов. Исключение составляют монеты, вышедшие из обращения, и монеты иностранных государств. И однозначно не признает в качестве денег слитки золота и серебра. Открытым остается вопрос: являются ли деньгами слитки из платины и металлов платиновой группы.

Биржевые сделки с драгоценными металлами могут совершаться в отношении слитков и монет (ст. 3 Закона о металлах), банки также проводят операции с такими вещами. В соответствии с п. 8.3 Положения N 50 от 1 ноября 1996 г. Центрального банка Российской Федерации «О совершении кредитными организациями операций с драгоценными металлами на территории Российской Федерации и порядке проведения банковских операций с драгоценными металлами», утвержденного Приказом Центрального банка Российской Федерации от 1 ноября 1996 г. N 02–400 [2], банки могут совершать сделки с драгоценными металлами типа опцион, своп, фьючерс и другие. Можно предположить, что биржевые сделки с драгоценными металлами в обязательном порядке должны совершаться по обезличенным металлическим счетам. Причин тому несколько. Во-первых, подобные сделки законодательно относятся к купле-продаже драгоценных металлов (п. 8 и 8.3 Положения N 50). Во-вторых, если такие сделки относятся к купле-продаже драгоценных металлов, то они могут осуществляться только двумя способами: с поставкой драгоценных металлов в физической форме (драгоценные металлы выступают в обороте как вещи) или с отражением по счетам (п. 8.1 Положения N 50, драгоценные металлы — права требования). Известно, что сделки типа опцион, своп, фьючерс, репо и другие — это биржевые сделки. В этой связи остается неясным правовой механизм взаимодействия бирж драгоценных металлов и банков по совершению таких сделок, вопрос о том, к какой разновидности сделок (к банковским или к биржевым) следует отнести сделки типа опцион, своп, спот, фьючерс, репо (репорт-депорт), форвардная и другие аналогичные сделки, совершаемые в отношении драгоценных металлов, а также вопрос о необходимости открытия обезличенного металлического счета для совершения таких сделок.

Правовая природа, механизм совершения, субъектный состав, ответственность и другие существенные моменты биржевых сделок с драгоценными металлами в действующем гражданском законодательстве практически не закреплены. В ГК РФ не поименованы опцион, своп, спот, фьючерс, репо (репорт-депорт), форвардная и другие аналогичные сделки. Их совершение в гражданском обороте регулируется только принципом свободы договора (ст. 421 ГК РФ).

Большое количество подзаконных актов в области оборота драгоценных металлов приводит к проблемам в правоприменительной договорной практике, связанной с биржевыми сделками.

21 октября 2013 года были запущены первые в Российской Федерации поставочные биржевые торги золотом и серебром. Биржевые торги драгоценными металлами совершаются на технической платформе валютного рынка ПАО Московская Биржа.

Акционерное общество «Небанковская кредитная организация-центральный контрагент «Национальный Клиринговый Центр» (далее НКЦ) выполняет функции центрального контрагента, осуществляет клиринг и расчеты по всем совершенным биржевым сделкам с золотом и серебром.

Поставка драгоценных металлов осуществляется в обезличенном виде на металлические счета участников клиринга, открытые в НКЦ (местом поставки для целей совершения неторговых операций с обеспечением в драгоценных металлах считается г. Москва).

Участникам клиринга — кредитным организациям доступны опциональные услуги: операции со слитками золота и серебра в хранилище НКЦ (внесение/снятие слитков с отражением по металлическим счетам участников), а также использование в качестве обеспечения обезличенные драгоценные металлы, находящиеся на металлических счетах участников у иностранных контрагентов в следующих локациях: г. Лондон (Великобритания), г. Цюрих (Швейцария).

Сделки на биржевых торгах заключаются в российских рублях за грамм драгоценного металла.

Торги проводятся по существующей технологии с частичным обеспечением и возможностью использования единого обеспечения (единый лимит) в рублях, иностранной валюте и драгоценных металлах при заключении любых сделок на валютном рынке и рынке драгоценных металлов (с иностранной валютой или драгоценными металлами) в разрезе расчетных кодов участников.

Представляется, что отмеченные в статье проблемы гражданско-правового регулирования сделок купли-продажи драгоценных металлов должны быть решены, во-первых, путем дополнения раздела IV «Отдельные виды обязательств» части второй ГК РФ главой под названием «Биржевые обязательства», во-вторых, существенной редакцией Закона о биржах (а в перспективе принятием нового закона на основании и во исполнение ГК РФ), в-третьих, приведением нормативных актов Банка России в соответствие с ГК РФ в вопросах деятельности бирж драгоценных металлов и совершения соответствующих сделок.

Конкретные изменения гражданского законодательства в сфере деятельности бирж драгоценных металлов должны отражать следующее:

– установление четкой, непротиворечивой, иерархической вертикали гражданско-правовых актов;

– определение понятия «биржа драгоценных металлов», ее организации и деятельности; решение вопроса о порядке совершения сделок с драгоценными металлами типа опцион, фьючерс и других с участием биржи драгоценных металлов и/или банка;

– закрепление легальных определений всех видов биржевых сделок с драгоценными металлами; решение вопроса об их соотношении с банковскими сделками (операциями) и др.

  1. Постановление Правительства РФ от 30 июня 1994 г. N 756 «Об утверждении Положения о совершении сделок с драгоценными металлами на территории Российской Федерации» (в ред. Постановления Правительства РФ от 24.08.2004 N 433) // Собрание законодательства РФ. 1994. N 11. Ст. 1291.
  2. Положение N 50 от 1 ноября 1996 г. Центрального банка Российской Федерации «О совершении кредитными организациями операций с драгоценными металлами на территории Российской Федерации и порядке проведения банковских операций с драгоценными металлами», утвержденное Приказом Центрального банка Российской Федерации от 1 ноября 1996 г. N 02–400 // Вестник Банка России. 1996. N 61.
  3. Указание Центрального банка РФ от 19 сентября 2005 г. N 1614-У «О порядке выдачи Банком России кредитным организациям — резидентам памятных и инвестиционных монет» // Вестник Банка России. 2005. N 57.
  4. Письмо Центрального банка РФ от 3 июля 2001 г. «Об обращении золотых и серебряных монет на территории Российской Федерации» // Вестник Банка России. 2001. N 43.
  5. Балабанов И. П. Драгоценные металлы и драгоценные камни: операции на российском рынке. — М.: Финансы и статистика, 1998. — 342с.
  6. Захаров А. Н. Международные конкурсные торги. Издание 2-е дополненное и переработанное. М.: МГИМО(У) МИД России, 2011. С. 160.
  7. Янкевич С. В. Понятие драгоценных металлов и драгоценных камней. Реформы и право. 2014. № 1. С. 11–21.
  8. Петросян Э. С. Правовое регулирование биржевых сделок (на примере фьючерсного контракта): Дис. канд. юрид. наук. М., 2003. С. 77.
  9. Г. И. Тункин. Международное регулирование обязательственного права // Российское гражданское право, 2016. — № 2. — С. 23.
  10. Шеленкова Н. Б. Правовая природа биржевых опционных операций: Дис. канд. юрид. наук. М., 1994. 309 с.

Основные термины (генерируются автоматически): металл, Российская Федерация, ГК РФ, сделка, Центральный банк, акт, гражданский оборот, камень, международный договор, Положение.

Нормативно-правовое регулирование перемещения через таможенную границу евразийского экономического союза драгоценных камней и драгоценных металлов


В статье раскрываются нормативно-правовые основы перемещения драгоценных камней и драгоценных металлов через таможенную границу Евразийского экономического союза, а также приведен перечень межгосударственных стандартов, относящихся к сфере технического регулирования в таможенном деле.

Ключевые слова: драгоценные камни, драгоценные металлы, классификация драгоценных камней и металлов, товарооборот драгоценных камней и металлов.

The article reveals the regulatory framework for the movement of precious stones and precious metals across the customs border of the Eurasian Economic Union, as well as a list of interstate standards related to the field of technical regulation in customs.

Keywords: precious stones, precious metals, classification of precious stones and metals, turnover of precious stones and metals.

Значимость данной темы заключается в том, что, поскольку перевозка драгоценных металлов и камней через таможенную границу часто сопровождается досмотром для таможенных целей, важно изучить решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 258 «О порядке проведения таможенной экспертизы при таможенном контроле», которое регламентирует порядок организации и проведения таможенной экспертизы при проведении таможенного контроля таможенными экспертами (экспертами) [4].

Важной частью регулирования в сфере права исследуемой темы являются межгосударственные стандарты, которые относятся к части технического регулирования в таможенном деле, к примеру:

— ГОСТ Р 51519.1–99. Алмазы природные необработанные. Классификация. Основные признаки;

— ТУ 95335–88. Изумруды природные обработанные. Технические условия

— ГОСТ Р 52913–2008 — Бриллианты. Классификация. Технические требования;

— ГОСТ Р 53372–2009 — Золото. Методы анализа;

— ГОСТ 30649–99 — Сплавы на основе благородных металлов ювелирные. Марки;

— ГОСТ 6836–2002. Серебро и сплавы на его основе. Марки;

— ГОСТ Р 52599–2006 — Драгоценные металлы и их сплавы. Общие требования к методам анализа;

— ГОСТ Р 52793–2007. Драгоценные металлы. Термины и определения;

— ГОСТ Р 52599–2006. Драгоценные металлы и их сплавы. Общие требования к методам анализа;

— «Сплавы на основе благородных металлов ювелирные. Марки. ГОСТ 30649–99» и др.

Вышеперечисленные стандарты закрепляют нормы, характеристики, критерии и требования ко все видам драгоценных камней и металлов. В связи с их применяют при идентификации и идентификационных экспертизах, в том числе для обнаружения фальсификации и повреждений драгоценных металлов и камней.

На национальном уровне Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» так же причисляют положения ТК ЕАЭС и Договора о ЕАЭС о перемещении товаров. В это же число входят драгоценные металлы и драгоценные камни перемещаемые через государственную границу РФ [5].

Федеральный закон от 26.03.1998 № 41-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» определяет цели, виды, формы государственного контроля (надзора) за производством, использованием и обращением драгоценных металлов [6].

По причине того, что драгоценные камни и металлы из-за своей высокой стоимости на рынке являются достаточно часто предметом правонарушений, к источникам регулирования можно отнести:

— «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 24.02.2021) [8];

— «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 24.02.2021) [9].

В Кодексе об административных правонарушениях РФ вводится новый состав административного правонарушения, так как в рамках абз. 2 п. 1 ст. 30 ФЗ-41 участники внешнеэкономической деятельности внесут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Так же хочется отметить несколько пунктов по причине которых в исследуемой теме можно отнести к уголовным преступлениям:

— незаконный оборот драгоценных камней и металлов;

— нарушение правил сдачи государству драгоценных камней и металлов;

— уклонение от уплаты таможенных платежей и др.

Приказом ФТС РФ от 12.05.2011 № 971 «О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении драгоценных металлов и драгоценных камней» существует перечень таможенных постов, у которых есть полномочия на совершение таможенных операций и по причине этого есть разрешение на регистрацию таможенных деклараций на определённые виды товаров, в том числе и на драгоценные металлы и камни и товары их содержащие [10].

Кроме того, в исследуемой сфере можно выделить такие приказы, как:

— Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 02.08.2017 № 124н «Об утверждении формы сертификата вывоза необработанных природных алмазов и порядка его выдачи» [11];

— Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 04.05.2017 г. № 71н «Об утверждении Порядка предоставления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений о совершаемых ими сделках с необработанными драгоценными камнями для учета таких сделок» [12];

— Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2017 г. № 169н «Об утверждении Порядка идентификации драгоценных камней» [13] и др.

Таким образом, перемещение драгоценных металлов и камней регулируется на всех трех уровнях таможенного права ЕАЭС. При этом общий порядок таких перемещений регламентируется международным и интеграционным уровнями таможенного законодательства, а на внутригосударственном — особенностями торговли драгоценными металлами и камнями на рынке России и их соответствием техническим условиям, общепринятые стандарты и регламентируются ГОСТ-(ами). Основными правовыми актами, регулирующими торговлю, в том числе перемещение драгоценных металлов и камней через таможенную границу, являются Договор о ЕАЭС, Таможенный кодекс ЕАЭС, Решения ЕЭК, а также нормативные правовые акты национального законодательства стран ЕАЭС.

1. «Договор о Евразийском экономическом союзе» (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 01.10.2019)

2. «Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» (ред. от 29.05.2019) (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза)

3. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 14.09.2021 № 80 (ред. от 22.03.2022) «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Совета Евразийской экономической комиссии»

4. Решение Комиссии таможенного союза от 20.05.2010 № 258 «О порядке проведения таможенной экспертизы при таможенном контроле»

5. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

6. Федеральный закон от 26.03.1998 № 41-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»

8. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 30.12.2021)

9. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 30.12.2021)

10. Приказ ФТС России от 12.05.2011 № 971 (ред. от 06.05.2013) «О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении драгоценных металлов и драгоценных камней»

11. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 02.08.2017 № 124н (ред. от 06.05.2019) «Об утверждении формы сертификата вывоза необработанных природных алмазов и порядка его выдачи»

12. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 04.05.2017 г. № 71н «Об утверждении Порядка предоставления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений о совершаемых ими сделках с необработанными драгоценными камнями для учета таких сделок»

13. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2017 г. № 169н «Об утверждении Порядка идентификации драгоценных камней»

Основные термины (генерируются автоматически): металл, Российская Федерация, камень, ГОСТ Р, метод анализа, Приказ Министерства финансов, таможенная граница, таможенная экспертиза, таможенное дело, таможенный контроль.

Ключевые слова

драгоценные металлы, драгоценные камни, классификация драгоценных камней и металлов, товарооборот драгоценных камней и металлов

драгоценные камни, драгоценные металлы, классификация драгоценных камней и металлов, товарооборот драгоценных камней и металлов

Похожие статьи

Таможенный контроль: понятие, виды, формы и методы

Таможенный контроль — это одно из средств реализации таможенной политики Российской Федерации, которое представляет собой совокупность мер, осуществляемых органами таможенной службы в целях обеспечения соблюдения всеми участниками.

Основные положения таможенной экспертизы

таможенная экспертиза, таможенный контроль, таможенный союз, таможенное регулирование, предмет, таможенное дело, задача, РФ, таможенная граница, Центральное экспертно-криминалистическое таможенное.

Практика назначения таможенной экспертизы | Статья в журнале.

На современном этапе развития таможенной экспертизы в таможенном деле можно сказать о том, что возникло научное направление, в рамках которого проводятся научные исследования, дающие рекомендации по назначению и проведению таможенной экспертизы, в рамках.

Проблемы, связанные с контролем таможенной стоимости.

таможенный контроль, товар, Российская Федерация, выпуск товаров, пошлина, таможенный орган, таможенная процедура, таможенная территория, внутреннее потребление, заявленная таможенная процедура. таможенно-тарифное регулирование, Таможенный союз.

Законодательное регулирование деятельности таможенных.

Ключевые слова: таможенное регулирование, таможенный контроль, таможенное законодательство, нормативно-правовая

Несмотря на то, что ФТС России подведомственна Министерству Финансов Российской Федерации, прерогативные полномочия общего.

Проблемы и перспективы развития системы таможенного.

Ключевые слова: таможенный контроль, таможенный контроль после выпуска товаров, ТКПВТ, таможенная проверка, действия сотрудников таможенных органов, таможенная проверка, нормативно-правовое регулирование ТКПВТ. Сложившаяся в последние месяцы в.

Виды, формы и методы финансового контроля в области.

Здесь необходимо отметить отличие понятий таможенный контроль и финансовый контроль в области таможенного дела. В зависимости от объекта финансового контроля выделяют бюджетный, налоговый, банковский, валютный, таможенный контроль.

Проблемы системы управления рисками в таможенном деле РФ.

Ключевые слова: таможенный контроль, Японская таможня, таможенное оформление, таможенное регулирование, система управления

Поэтому ключевым принципом таможенного контроля, закрепленным как в международных законах, так и в российском законодательстве.

Качество таможенного регулирования в РФ | Статья в журнале.

Ключевые слова: таможенные органы, таможенное регулирование, Федеральная таможенная служба, таможенная граница, качество таможенных услуг, должностные лица таможенных органов, формы контроля таможенной службы.

Читайте также: