Предметы из стекла и металла

Обновлено: 04.10.2024

Область познание. Познавательно-исследовательская деятельность.

Цель: Систематизировать знания детей о свойствах стекла и металла через организацию совместной деятельности.

1. Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова.

2. Создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательного отношения друг к другу.

3. Развитие целостного восприятия, умение воспроизводить целостный образ предмета, развивать коммуникативные навыки.

Предварительная работа: экспериментирование по выявлению свойств стекла и металла.

Оборудование: оборудование для проведения опытов: стеклянные и металлические предметы – ваза, ложка, лампочка, стакан, значок, вилка, тарелочка с водой, схемы для обозначения свойств материалов. Стеклянные и металлическиепредметы разных цветов.

Активный словарь: стекло, стеклянный, металл, металлический, гладкий, твёрдый, прозрачный, не прозрачный, хрупкий, не хрупкий, водопроницаемый, водонепроницаемый, разноцветный, звучит.

1. Вводная часть.

На столе лежат стеклянные и металлические предметы.

В.: Здравствуйте, ребята! На предыдущих занятиях мы рассматривали предметы, сделанные из стекла и металла, изучали свойства этих материалов. Сегодня на занятии мы будем сравнивать свойства стекла и металла. Ребята, перед вами на столе различные предметы. Возьмите каждый по одному предмету.

2. Основная часть.

В.: Вы называете мне предмет, который у вас в руках и говорите, из какого материала он сделан.

Д.: У меня ваза. Она сделана из стекла.

У меня лампочка. Она сделана из стекла.

У меня стакан. Он сделан из стекла.

У меня ложка. Она сделана из металла.

У меня значок. Он сделан из металла.

У меня вилка. Она сделана из металла.

В.: Какие ещё предметы вы знаете сделанные из стекла и металла?

В.: Из какого материала сделаны ваза, лампочка, стакан?

В.: Как называются предметы, сделанные из стекла?

В.: Из какого материала сделаны ложка, значок, вилка?

В.: Как называются предметы, сделанные из металла?

В.: Мы с вами разделимся на 2 команды и будем сравнивать свойства стекла и металла.

Дети одной команды взяли по одному предмету из стекла, а дети из другой команды – по предмету из металла.

Воспитатель показывает схему свойства «Какой предмет на ощупь».

В.: Погладьте предметы и скажите какие они на ощупь.

Д.: Стекло на ощупь гладкое, твёрдое.

Металл на ощупь гладкий, твёрдый.

В.: Какой можем сделать вывод?

Д.: Это свойство у стекла и металла одинаковое.

Воспитатель показывает схему свойства «Прозрачность».

В.: Посмотрите через ваши предметы в окно. Что вы видите?

Д.: Стекло пропускает свет, значит оно прозрачное.

Металл не пропускает свет, значит он не прозрачный.

Д.: Это свойство у стекла и металла разное.

Воспитатель показывает схему свойства «Хрупкость».

В.: Уроните металлический предмет на пол?

Д.: Предмет не разбился, значит металл не хрупкий.

В.: А мы можем уронить на пол стеклянный предмет?

Д.: Предмет может разбиться, значит стекло хрупкое.

Дети встают в круг.

В.: Ребята, мы поиграем в игру «Карлики и великаны», но с небольшими изменениями в условии игры. Если я называю предмет, сделанный из стекла, вы «великаны», из металла – «карлики».

В.: Давайте повторим рассмотренные свойства стекла и металла.

Д.: На ощупь стекло гладкое, твёрдое. Стекло прозрачное и хрупкое.

Д.: На ощупь металл гладкий, твёрдый. Металл не прозрачный и не хрупкий.

Воспитатель показывает схему свойства «Водопроницаемость».

В.: Прикоснитесь стеклянными стаканчиками к воде. Что вы видите?

Д.: Дно стаканчика мокрое, а внутрь вода не попала, значит стекло водонепроницаемое.

В.: Прикоснитесь металлическим предметом к воде. Что вы видите?

Д.: Низ предмета мокрый, а внутрь вода не попала, значит металл водонепроницаемый.

Воспитатель показывает схему свойства «Цвет».

В.: Рассмотрите предметы, которые лежат на столе. Какого цвета бывают стеклянные предметы?

Д.: Дети называю цвета. Стеклянные предметы бывают разноцветными.

В.: Какого цвета бывают металлические предметы?

Д.: Дети называю цвета. Металлические предметы бывают разноцветными.

Воспитатель показывает схему свойства «Звук».

В.: Возьмите два стеклянных предмета и постучите тихонько друг о друга. Что вы слышите?

Д.: Стеклянные предметы издают звук, значит стекло звучит.

В.: Возьмите два металлических предмета и постучите тихонько друг о друга. Что вы слышите?

Д.: Металлические предметы издают звук, значит металл звучит.

В.: Что сегодня на занятии мы рассматривали?

Д.: Мы рассматривали стеклянные и металлические предметы и изучали свойства стекла и металла, сравнивали их.

В.: Назовите мне эти свойства?

Д.: Материал на ощупь, прозрачность, хрупкость, водонепроницаемость, цвет, звук.

Дети называют свойства, а воспитатель показывает соответствующие схемы.

В.: Расскажите о свойствах стекла, опираясь на схему.

Д.: На ощупь стекло гладкое и твёрдое.

Стекло прозрачное, так как через него виден свет.

Стекло хрупкое, так как бьётся.

Стекло водонепроницаемое, так как не пропускает воду.

Стекло разноцветное, так как бывает разного цвета.

Стекло звучит, так как при ударе издаёт звук.

В.: Расскажите о свойствах металла, опираясь на схему.

Д.: На ощупь металл гладкий и твёрдый.

Металл не прозрачный, так как через него виден свет.

Металл не хрупкий, так как не бьётся.

Металл водонепроницаемый, так как не пропускает воду.

Металл разноцветный, так как бывает разного цвета.

Металл звучит, так как при ударе издаёт звук.

В.: Молодцы. Дома нарисуйте предмет, сделанный из стекла и предмет, сделанный из металла.

1. Бондаренко Г. М. «Экологические занятия с детьми»

2. Дыбина О. В. «Из чего сделаны предметы»

3. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетина В. В. «Неизведанное рядом». – М. 2004

4. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. «Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст». – М.: Педагогическое общество России, 2003. - 79 с.

5. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под ред. Прохоровой Л. Н. М., 2004

ВложениеРазмер
СВОЙСТВА СТЕКЛА И МЕТАЛЛА 17.04 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по экспериментированию в старшей группе «Свойства стекла и металла»

Анастасия Васильева
Занятие по экспериментированию в старшей группе «Свойства стекла и металла»

Занятие по экспериментированию в старшей группе

« Свойства стекла и металла » .

Цель : Систематизировать знания детей о свойствах стекла и металла через организацию совместной деятельности.

1. Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование : умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова.

3. Развитие целостного восприятия, умение воспроизводить целостный образ предмета , развивать коммуникативные навыки.

Предварительная работа : экспериментирование по выявлению свойств стекла и металла .

Оборудование : оборудование для проведения опытов : стеклянные и металлические предметы – ваза , ложка, лампочка, стакан, значок, вилка, тарелочка с водой, схемы для обозначения свойств материалов . Стеклянные и металлические предметы разных цветов.

Активный словарь : стекло , стеклянный , металл , металлический , гладкий, твёрдый, прозрачный, не прозрачный, хрупкий, не хрупкий, водопроницаемый, водонепроницаемый, разноцветный, звучит.

На столе лежат стеклянные и металлические предметы .

В.: Здравствуйте, ребята! На предыдущих занятиях мы рассматривали предметы, сделанные из стекла и металла , изучали свойства этих материалов . Сегодня на занятии мы будем сравнивать свойства стекла и металла . Ребята, перед вами на столе различные предметы. Возьмите каждый по одному предмету.

Д.: У меня ваза. Она сделана из стекла .

У меня лампочка. Она сделана из стекла .

У меня стакан. Он сделан из стекла .

У меня ложка. Она сделана из металла .

У меня значок. Он сделан из металла .

У меня вилка. Она сделана из металла .

В.: Какие ещё предметы вы знаете сделанные из стекла и металла ?

В.: Как называются предметы, сделанные из стекла ?

В.: Как называются предметы, сделанные из металла ?

В.: Мы с вами разделимся на 2 команды и будем сравнивать свойства стекла и металла .

Дети одной команды взяли по одному предмету из стекла , а дети из другой команды – по предмету из металла .

Воспитатель показывает схему свойства «Какой предмет на ощупь» .

Д.: Стекло на ощупь гладкое , твёрдое.

Металл на ощупь гладкий , твёрдый.

Д.: Это свойство у стекла и металла одинаковое .

Воспитатель показывает схему свойства «Прозрачность» .

Д.: Стекло пропускает свет , значит оно прозрачное.

Металл не пропускает свет , значит он не прозрачный.

Д.: Это свойство у стекла и металла разное .

Воспитатель показывает схему свойства «Хрупкость» .

В.: Уроните металлический предмет на пол ?

Д.: Предмет не разбился, значит металл не хрупкий .

В.: А мы можем уронить на пол стеклянный предмет ?

Д.: Предмет может разбиться, значит стекло хрупкое .

В.: Ребята, мы поиграем в игру «Карлики и великаны» , но с небольшими изменениями в условии игры. Если я называю предмет, сделанный из стекла , вы «великаны» , из металла – «карлики» .

В.: Давайте повторим рассмотренные свойства стекла и металла .

Д.: На ощупь стекло гладкое , твёрдое. Стекло прозрачное и хрупкое.

Д.: На ощупь металл гладкий , твёрдый. Металл не прозрачный и не хрупкий.

Воспитатель показывает схему свойства «Водопроницаемость» .

В.: Прикоснитесь стеклянными стаканчиками к воде . Что вы видите?

Д.: Дно стаканчика мокрое, а внутрь вода не попала, значит стекло водонепроницаемое .

В.: Прикоснитесь металлическим предметом к воде . Что вы видите?

Д.: Низ предмета мокрый , а внутрь вода не попала, значит металл водонепроницаемый .

Воспитатель показывает схему свойства «Цвет» .

В.: Рассмотрите предметы, которые лежат на столе. Какого цвета бывают стеклянные предметы ?

В.: Какого цвета бывают металлические предметы ?

Воспитатель показывает схему свойства «Звук» .

Д.: Стеклянные предметы издают звук, значит стекло звучит .

Д.: Металлические предметы издают звук, значит металл звучит .

В.: Что сегодня на занятии мы рассматривали ?

Д.: Мы рассматривали стеклянные и металлические предметы и изучали свойства стекла и металла , сравнивали их.

В.: Назовите мне эти свойства ?

Дети называют свойства , а воспитатель показывает соответствующие схемы.

В.: Расскажите о свойствах стекла , опираясь на схему.

Д.: На ощупь стекло гладкое и твёрдое .

Стекло прозрачное , так как через него виден свет.

Стекло хрупкое , так как бьётся.

Стекло водонепроницаемое , так как не пропускает воду.

Стекло разноцветное , так как бывает разного цвета.

Стекло звучит , так как при ударе издаёт звук.

В.: Расскажите о свойствах металла , опираясь на схему.

Д.: На ощупь металл гладкий и твёрдый .

Металл не прозрачный , так как через него виден свет.

Металл не хрупкий , так как не бьётся.

Металл водонепроницаемый , так как не пропускает воду.

Металл разноцветный , так как бывает разного цвета.

Металл звучит , так как при ударе издаёт звук.

В.: Молодцы. Дома нарисуйте предмет, сделанный из стекла и предмет , сделанный из металла .

1. Бондаренко Г. М. «Экологические занятия с детьми »

2. Дыбина О. В. «Из чего сделаны предметы»

3. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетина В. В. «Неизведанное рядом» . – М. 2004

4. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. «Детское экспериментирование . Старший дошкольный возраст ». – М.: Педагогическое общество России, 2003. - 79 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Свойства дерева и металла.

ГБОУ АО «Сольвычегодский детский дом №2» НОД «Познание» (интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Безопасность», «Музыка», «Труд»)в подготовительной к ш.


Конспект занятия.Тема:"Знакомство со свойствами дерева и металла"(средняя группа)

Конспнкт занятия в средней группе по ознакомлению дошкольников с окружающим и социальной действительностью.


Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе. «Знакомство со свойствами дерева и металла».

Познакомить детей со свойствами дерева и металла (металл - холодный материал, дерево - теплый, металл прочнее дерева); показать детям, как свойство этих материалов люди используют при изготовлении пре.


Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в старшей группе На тему: «Знакомство со свойствами стекла» (Ознакомление со свойствами и качествами предметов)


Занятие "Предметы из стекла и металла"

Цель: познакомить со свойствами стекла и металла и их применением; развивать любознательность, тактильную память, внимание, уточнить представление детей о том, какие предметы могут быть сделаны из сте.


Эксперименты со стеклом. Свойства стекла.

Нам хотелось: больше узнать о свойстве стекла, так как оно играет важную роль в нашей жизни. Цель нашего исследования: доказать, что стекло имеет различные свойства.


План – конспект занятия по ОО «Познавательное развитие».Тема: «В мире материалов». «Сравнение стекла и пластмассы, стекла и металла»

Цель: формирование представлений о материалах, их свойствах. Задачи: Обучающие: формировать умение детей называть предметы обобщающим словом по признаку материала (стеклянные, металлические.

Свойства стекла и металла
план-конспект

Данная работа представляет собой конспект занятия по окружающему миру. На занятии дети вспомнят то, что им известно о таких материалах как стекло и металл. Кроме того, приобретут новые знания о свойствах предметов из этих веществ. Игровая форма позволит детям чувствовать себя комфортно на протяжении всего занятия.

ВложениеРазмер
steklo_i_metall.docx 27.31 КБ
Подтяните оценки и знания с репетитором Учи.ру

За лето ребенок растерял знания и нахватал плохих оценок? Не беда! Опытные педагоги помогут вспомнить забытое и лучше понять школьную программу. Переходите на сайт и записывайтесь на бесплатный вводный урок с репетитором.

Вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

«Удивительный мир Стекла и Металла»

Интеграция видов деятельности: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, социально-эстетическое развитие, физическое развитие.

Вид занятия: Занятие-путешествие с элементами практических ситуаций.

Формы образовательной деятельности: Социально-коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская деятельность, речевая деятельность.

Цель: Развитие любознательности, тактильной памяти, внимания, уточнение представлений детей старшего дошкольного возраста о том, какие предметы могут быть сделаны из стекла и металла.

Образовательные: закрепить и обобщить знания детей о предметах из стекла и металла, умение воспроизводить целостный образ предмета.

Воспитательные: воспитывать самостоятельность, активность и чувство коллективизма

Коррекционные: развитие умения высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова в познавательно - исследовательской деятельности через элементарное экспериментирование

Планируемый результат: У детей старшего дошкольного возраста развито целостное восприятие, мыслительная деятельность и познавательный интерес в ходе познавательно-исследовательской деятельности умение воспроизводить целостный образ предмета, коммуникативные навыки и создан положительный эмоциональный фон на занятии.

Подготовительная работа: Беседа о свойствах стекла и металла, рассматривание иллюстраций о предметах из стекла и металла, чтение познавательной литературы о профессиях людей, работающих со стеклом и металлом, д/и «Что звучит?»

Оборудование: волшебная коробочка с письмом, фишки, два подноса на одном из них стеклянные предметы, на другом металлические, стеклянный стакан, ковш металлический,3 пластины (деревянная, металлическая и стеклянная), наряженная металлическая ложка и бокал,маркеры,2 макета, карточки с предметными картинками из стекла и металла, маленький шарик, презентация, ноутбук.

Психологический настрой-1 мин

Приветствие, установление зрительного и слухового контакта

Ребята, посмотрите сколько к нам пришло гостей! Поздоровайтесь с ними. А теперь давайте с вами поиграем. Хотите?

Здравствуй небо (руки вверх),

Здравствуй Земля (приседают)

Здравствуйте мои друзья (руки вперёд),

Один, два, три, четыре

Соберемся в круг пошире (Берутся за руки),

Будем дружно мы играть

В путешествие мы хотим опять (идут по кругу).

Участие в приветствии.

Дети все дружно встают в круг и, взявшись за руки словесно повторяют за воспитателем

Вводно-организационное слово воспитателя

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ Организационный момент

Организация направленного внимания

У меня для вас есть сюрприз, сегодня нас пригласили в удивительную страну стекла и металла и прислали письмо. Мне и вам прислали необычное письмо ребята, да такое, что и я никак не могу разобраться.

«Здравствуйте, дорогие ребята!

Пишет вам Королева Стекла и Металла. Жители моей страны все сделаны из стекла и металла. И я хочу познакомить вас с ними. Если вы будете внимательными и активными, то узнаете много интересного и нового. А еще лучше будет, если я приду к вам сама. Мы вместе отправимся в путешествие».

Предполагаемые ответы детей на поставленные вопросы воспитателя.

Привлечение направленного внимания.

Готовность к предстоящей деятельности. Внутренняя мотивация на деятельность.

Проблемная ситуация (мотивация),постановка и принятие детьми цели занятия

Формирование умения вести диалог, развивать воображение

Мотивация: (процесс вовлечения детей в деятельность).

Королева: А для этого, чтобы начать наше знакомство, вы должны выполнить первое мое задание: Назвать вежливые слова.

Воспитатель. Дети вы хотите познакомиться с жителями стеклянной страны? Ну, тогда давайте выполним задание Королевы.

Проблемная ситуация: Ребята, поможем Королеве? А мы справимся?? Дети называют вежливые слова, за каждое слово получают по фишке.

Стремление участвовать в диалоге, эмоциональный отклик на беседу.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний или начало выполнения действий.

Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений и умений.

1 задание- Свойства Стекла и Металла. - Ребята, посмотрите, что Королева приготовила нам на столике. Чего тут только нет! Назовите, что вы видите, (ответы детей)

- Ребята, как вы думаете, почему Королева положил одни предметы на первый поднос, а другие — на второй?

- Правильно, на первом подносе все предметы из стекла, стеклянные, а на втором подносе все предметы из металла, металлические.

- Вы любите играть в прятки? И Королева тоже очень любит играть. Хотите немного поиграть? Сейчас Королева будет прятать шарик (любой предмет), а вы должны будете догадаться, где он.

Дети закрывают глаза.

- Раз, два, три - шарик скорее найди!

Королева прячет шарик в стакан. Дети открывают глаза и сразу находят предмет.

- Ребята, как вы так сразу смогли найти шарик?

Дети отвечают, что они увидели шарик.

- А каким свойством обладает стекло, что вы сразу увидели через него шарик? Стекло какое? (Прозрачное.) Давайте скажем все вместе: «Прозрачное». А где еще люди применяют стекло, чтобы использовать это замечательное свойство - прозрачность? (Из стекла изготавливают стекла автомашин, стенки аквариума, термометры, очки, стекла вставляют в рамы окон, лампочки и т. д.)

- Хорошо, что люди придумали стекло. Что бы было, если бы у нас в группе не было стеклянных окон? (Было бы темно, не было бы солнца и света в группе, не видели бы через окно природу.)

- Ребята, Королева опять хочет с вами поиграть. На этот раз, она спрячет шарик хорошенько.

Королева прячет шарик в металлический ковш.

- Раз, два, три - шарик найди!

Дети открывают глаза и ищут шарик. Игра «Горячо - холодно». Находят в коробочке.

- А теперь сложнее было искать? В металлической коробочке шарик не видно, но вы догадались по звуку. Когда взяли ковш в руки, шарик загремел. Металлический ковш непрозрачная. Повторим все вместе: «Непрозрачный».

(Дети выполняют данное задание, сидя на стульях,

последовательно отвечая на игровые задания воспитателя. По окончанию пройденных заданий дети получают фишки за правильно названные ответы

Демонстрация результата при помощи слова и действия.

Выполнение представленного задания с энтузиазмом.)

Физкультминутка 1 мин

Предупреждение утомляемости детей.

Совместная деятельность с детьми. Воспитатель проговаривает:

Будь зеркальным отраженьем,

Повторяй мои движенья –

Руки вверх ты подними.

Три, четыре, пять –

Ноги врозь скорей поставь

Три, четыре, три, четыре -

И присесть, и присесть.

А теперь ты отдохни!

И снова повтори!


(Совместная деятельность с воспитателем.

Дети повторяют движения за воспитателем.

Словесная игра «Будь зеркальным отраженьем…»

Снятие физического напряжения)

2 задание- А теперь, ребята, давайте попросим Королеву выбрать и взять в руки тот предмет, который ей понравился

Королева берет стеклянный стакан и чуть было не роняет его.

- Ребята, что было бы, если бы Королева уронил стакан на пол? Что было бы со стаканом из стекла, если бы он ударился о твердый пол? (Он бы разбился.) Значит, стекло обладает еще одним свойством. Какое это свойство? (Стекло хрупкое.)

- А металлическая коробка тоже хрупкая? (Нет.)

- Проверим? (После удара о пол коробка осталась целой.)

- Стекло - хрупкое, а металл - прочный, твердый.

- Ребята, Королева хочет попить воды и волнуется, куда же ей лучше налить воду: в стеклянный или металлический стакан. Она думает, что если стекло прозрачное, то вдруг вода из него вытечет. Давайте попробуем налить Королеве воду в металлический и стеклянный стакан. Пусть посмотрит, что будет.

Воспитатель наливает воду.

- Смотри, Королева, вода не выливается, не просачивается, а прочно удерживается во всех стаканчиках. Значит, стекло и металл обладают еще одним общим свойством - водонепроницаемостью.

(Отвечают на поставленные вопросы воспитателя, ориентируясь на наглядно практические ситуации, показанные воспитателем.

Зрительная гимнастика 2 мин

Предупреждение утомляемости глаз детей

Совместная деятельность с детьми. Воспитатель обращает внимание на себя и самостоятельно демонстрирует зрительную гимнастику.

(Совместная деятельность с воспитателем. Дети наблюдают глазами за движущимися глазами воспитателя и повторяют движения за ним самостоятельно.

Зрительная гимнастика «Раз налево-два направо»

Снятие зрительного напряжения)

3 задание- А теперь давайте вернемся к нашим предметам.

- Ребята проведите рукой по всем стеклянным и металлическим предметам. Какие они? Мягкие или твердые? (Твердые.) Гладкие или шероховатые? (Могут быть и гладкими, и шероховатыми, в этом они похожи.)

- А по запаху можно различить их? (Нет.)

- А по звуку? (Можно.)

- Вот сейчас Королева поиграет с вами в интересную игру «Что звучит?»

Королева стучит палочкой по различным предметам, дети узнают по звуку, какой предмет.

- И по звуку можно определить металл и стекло.

(Участие детей в ситуативном диалоге, рассуждения.

Ответы детей на поставленные воспитателем вопросы.)

4 задание- Ребята, смотрите, а это еще кто к нам пришел?

Воспитатель показывает наряженную металлическую ложку и наряженный стеклянный бокал.

- Это давние друзья, но и великие спорщики. Каждый из них утверждает и уверен, что он главнее всех остальных. Ложка спорит, что из металла делают много очень полезных человеку предметов, а бокал утверждает, что из стекла - гораздо больше. Как разрешить их спор? Кто из них прав?

- Ребята, давайте разделимся на две команды. Первая команда - за ложку, вторая - за бокал. Кто больше назовет предметов, сделанных из стекла или металла.

Дети называют по очереди предметы из стекла и металла.

- Молодцы, ребята, много предметов назвали. Выходит, и ложка, и бокал были правы. И стекло, и металл - очень полезны и необходимы в жизни человека.

Ребята, помогите пожалуйста Королеве нам осталось выполнить последнее задание:

Сейчас задание девочкам нужно найти и обвести красным маркером предметы из стекла, а Андрею синим маркером карточки с изображенными металлических предметов .

Итог занятия. Систематизация знаний.

Решение проблемной ситуации.

«У нас получилось сегодня с вами разгадать все тайны удивительного мира стекла и металла» «Вам понравилось путешествие? Что нового вы узнали? Что вам было легко? А что трудно?» Какие вы сегодня у нас молодцы. Королева Стекла и Металла благодарит вас за помощь и увлекательное путешествие! И в подарок дарит вам вот такие замечательные леденцы.

Конспект занятия экспериментированию в старшей группе «Удивительный мир стекла и металла »

4. Развивать у детей познавательный интерес, мыслительную деятельность: уметь рассуждать, делать выводы;

5. Учить проводить элементарные опыты и эксперименты со стеклом;

6. Сформировывать представления о магните и его свойствах (притягивает предметы из металла).

7. Актуализировать знания детей об использовании свойств магнита человеком.

8. Развивать познавательную деятельность через экспериментирование с магнитом.

Словарная работа: магнит, магнитные силы, пластмасса, железный, скрепка. стекло, стеклянный, металл, металлический, гладкий, твёрдый, прозрачный, не прозрачный, хрупкий, не хрупкий, водопроницаемый, водонепроницаемый, разноцветный, звучит.

Материал: металлические и пластмассовые предметы, крупа, стеклянные стаканы с водой, бабочки, рыбки на магнитах, скрепки, магниты по количеству детей. стеклянные предметы

(Дети на ковре встают в круг.)

В: « Собрались все дети в круг,

Ты мой друг и я твой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Раз, два, три - волшебство скорей приди! »

В: А сейчас давайте закроем глазки и все вместе скажем - Крибле-крабле- бумс!

Теперь, Ребята, посмотрите вокруг. Вы догадались, куда мы сейчас попали?

мы оказались в лабораторию Волшебников. И сегодня мы познакомимся с несколькими предметами. А вот с какими, вы постарайтесь отгадать:

А ударь — разобьюсь.

(на столе рассматриваем небольшие стеклянные предметы и просит назвать их. Дети называют, а воспитатель подводит детей к выводу, что они сделаны из стекла, т.е. стеклянные.)

В: А сейчас я вам расскажу, как изготавливают стекло. Человек давно научился делать предметы из стек­ла. Стекло изобрели много лет назад. В глиняный горшок насыпали песок, золу, немного краски и всё это долго варили на огне, пока не получилось блестящее «тесто». Мастеру-стекольщику очень помогла глиняная палочка. Одним концом палочки он брил расплавленную массу, а в отверстие другого конца дул и выдувал стеклянный пузырь, как вы выдувал мыльные пузыри. Выдувая пузыри, мастер придавал им разную форму (получались вазы, сосуды, флако­ны, бусины). В древние времена оконное стекло еще не умели делать. В домах, в замках и даже в королев­ских дворцах были маленькие окна. Вместо стекла вставляли бумагу, пропитанную воском или маслом, чтобы она не размокала от дождя. В России на окна натягивали пленку бычьего пузыря. Но однажды ма­стер-стекольщик выдул большой стеклянный шар, обрезал с обеих сторон концы, образовалась труба, и пока она была теплая, разрезал ее и развернул на сто­ле. В результате получился стеклянный лист. Первое стекло было неровное, мутное, но и оно очень цени­лось. Вначале стеклянные окна были только в домах богатых людей. Шло время, и люди придумали ма­шину, которая вытягивала из плавильной печи жид­кую стеклянную массу в виде широкой ленты. Зас­тывшую, затвердевшую стеклянную ленту разрезали па части, получался лист стекла. Сейчас построены современные предприятия для изготовления стекла. Ну а сейчас давайте пройдём в нашу лабораторию и немного поэкспериментируем, чтобы подробнее узнать о свойствах стекла. Но сначала мы должны запомнить и выучить одно самое главное правило обращения со стеклом.

Со стеклом будь осторожен –

Ведь оно разбиться может.

А разбилось – не беда,

Есть ведь верные друзья:

Шустрый веник, брат – совок

И для мусора бачок –

Вмиг осколки соберут,

Наши руки сберегут.

Эксперимент №1

Дети кладут в прозрачный стакан цветные камешки тем самым показывая, что стекло обладает свойством прозрачности.

Эксперимент №2

Воспитатель предлагает взять в руки стеклянные предметы, лежащие на столах, и потрогать их. Спрашивает, какие ощупь стеклянные предметы. (Дети отвечают, что |гладкие, холодные, ребристое.)

Эксперимент №3

Дети вместе с воспитателем демонстрирует водонепроницаемость стекла, для чего в стакан наливает воду, убеждаются, что стекло не пропускает воду, т.е. оно водонепроницаемо.

Эксперимент №4

Воспитатель предлагает дни слегка ударить карандашом по стеклянному предмету и послушать, как оно звучит. (Стекло издаёт звонкий звук.) Сравнивают простой бокал и хрустальный.

Далее воспитатель рассказывает, что стекло может быть разной толщины, поэтому оно отличаются прочностью. (Показывает несколько примеров: тонкий, толстый, хрустальный.)

Физкультминутка «Мы здоровы! »

Мы ногами – топ, топ

Мы руками – хлоп, хлоп

Мы глазами миг, миг

Мы плечами – чик – чик

Раз – сюда, два – туда

Повернись вокруг себя

Раз – присели, два – привстали,

Руки кверху все подняли

Сели, встали. Сели, встали.

Руки к телу все прижали.

И подскоки делать стали.

В: Молодцы, справились с заданиями. Я вам сейчас загадаю еще одну загадку:

Не летает, не жужжит, жук по улице бежит.

И горят в глазах жука два блестящих огонька.

— Дети, что это? (машина). Воспитатель достает машину и подтверждает отгадку детей.

— Дети, что вы можете сказать о машине? (цвет, форма и т.д.). Если машина железная, значит, из чего сделана? (из металла). А если она сделана из металла, значит она какая? (металлическая).

Эксперимент №1 «Звук металла»

Детям предлагается постучать сначала деревянной полочкой по металлическому предмету, а затем железной, сравнить какой звук был громче и почему.

Эксперимент №2 «Вес металла»

Дети сначала взвешивают на ладонях два шарика одинаковых по размеру, но разные по материалу (напр., металлический и деревянный). Определяют, какой тяжелее. Затем проводится опыт: в стаканы с водой опускают шарики. Дети озвучивают, что произошло с каждым из шариков, сравнивают. Делают вывод, что металлический шарик тонет в воде, потому что он тяжелый.

Эксперимент №3 «Теплопроводность металла»

Воспитатель предлагает проверить, нагревается ли металл от огня. Дети на ощупь определяют, что пластина холодная, затем сравнивают после того как педагог нагрел пластину при помощи свечи. Делают вывод, что металлические предметы нагреваются. Педагог говорит, что металл проводит тепло – это называется теплопроводностью.

Эксперимент №4 «Волшебная рукавица»

Воспитатель предлагает детям «интересную вещицу – волшебную рукавицу». и демонстрирует детям фокус: с «волшебной рукавицы» не падают металлические предметы. Детям предлагается разгадать, в чем ее секрет. Дети рассматривают рукавицу, находят в ней магнит. Делается вывод, что металл магнитится, это свойство называется магнетизмом. Воспитатель дарит детям магнитики, для того, что бы они без труда могли отличать металлические предметы среди других.

Занятие в подготовительной группе «Свойства стекла и металла»

Цель: познакомить детей со свойствами стекла и металла.

Задачи: учить детей находить предметы из стекла и металла, сравнивать их; уточнить представления о том, какие предметы могут быть сделаны из стекла и металла; развивать любознательность; познакомить с профессией людей, работающих со стеклом и металлом.

Материалы и оборудование: предметы из стекла – стеклянная банка, стакан, колбочка, тарелочка, фигурка животного; из металла - ложка, кастрюля, кружка, чайник, скрепки, гайки; два камешка, деревянная палочка.

Ход занятия:

На столе у воспитателя разложены предметы, сделанные из стекла (аквариум, стеклянная банка, стакан, тарелочка, колбочка, фигурка животного, из металла (ложка, кастрюля, кружка, чайник, скрепки, гайки).

Воспитатель: Посмотрите внимательно на эти предметы, что вы можете о них рассказать?

Дети: Они разные: одни железные, другие стеклянные.

Воспитатель: Правильно. Мы сегодня с вами будем работать в научной лаборатории, будем определять свойства предметов, выполненных из стекла и металла. Давайте рассмотрим аквариум. Что вы в нем видите?

Дети: В нем лежит камешек.

Воспитатель: Каким свойством обладают стеклянные предметы?

Дети: Аквариум сделан из стекла, он прозрачный. Всё, что в нем находится видно.

Воспитатель: Правильно. А где ещё люди применяют стекло, чтобы использовать это свойство - прозрачность?

Дети: Моя бабушка носит очки, стекла прозрачные.

- Витрины магазинов сделаны из стекла, можно все рассмотреть.

- В автомобиле стекла тоже прозрачные, водителю хорошо все видно.

Воспитатель: Правильно, ребята. У нас в группе на окнах прозрачные стекла. А если стекла были бы темными?Дети: Мы бы не видели, что происходит на улице. В группе было темно, не было бы света и солнца.

Воспитатель: А теперь я возьму в руки кастрюлю. Что в ней лежит, вы видите?

Дети: Нет.

Воспитатель: В кастрюле тоже лежит камешек (показывает). Почему вы его не видите?

Дети: Кастрюля железная, она не прозрачная.

Воспитатель: Запомните это свойство - предметы, сделанные из металла непрозрачные.

Посмотрите, что произойдет с металлической коробочкой с ней, если она упадет на пол (роняет коробку на пол). Она разбилась?

Дети: Нет

Воспитатель: Приходилось ли вам нечаянно ронять на пол ложку, стакан? Что происходило с ними?

Дети: Стакан стеклянный разобьется, а ложка нет.

Воспитатель: Значит, стекло обладает ещё одним свойством, оно хрупкое (повторяет с детьми). Воспитатель: Металлические предметы прочные, твердые (повторите).

Давайте с вами проведем небольшой эксперимент. Опустим в таз с водой небольшое стеклышко и ложечку, что вы видите?

Дети: Они утонули.

Воспитатель: А теперь я опушу в воду деревянный карандаш. Что произошло?Дети: Он плавает.

Воспитатель: Карандаш плавает, потому что он какой?

Дети: Легкий.

Воспитатель: Правильно, а стеклышко и ложка какие? (тяжелые). Запомните еще одно свойство стекла и металла: они тяжелые (повторяет с детьми).

(Воспитатель предлагает детям постучать палочкой по стакану и по кастрюле). Отличается ли звук от этих предметов?

Дети: Если постучать по металлическим предметам, то услышим звонкий звук, а по стеклянным - тихий, глухой.

Воспитатель: Потрогайте предметы из стекла. Какие они на ощупь? (гладкие). Если ложка сделана из стекла, то она какая? (стеклянная, из металла (металлическая). Какими ложками мы обедаем за столом? Почему? (металлическими, они хорошо моются, не бьются.)

- Кто из вас с родителями был на рыбалке? Уху варили в каком ведерке? Почему? (в металлическом, потому что оно прочное).

Воспитатель предлагает детям налить воду в стеклянную банку и металлическую кастрюлю. Вытекает вода из них или нет? Вывод: стекло, и металлы обладают еще одним свойством – водонепроницаемостью (повторяет с детьми). Для сравнения налить воду в бумажный стаканчик, что вы видите?

- Что произойдет, если в стакан и кастрюлю нальем горячей воды? (дети трогают руками).

Дети: Они нагреются.

Воспитатель: Они обладают теплопроводностью. Металлические предметы можно нагреть до высокой температуры и придать им нужную форму. Это свойство применяют в своей работе кузнецы.

Воспитатель: Может ли человек обойтись без стеклянных и металлических предметов?

Дети: Нет. Они нужны нам каждый день.

Воспитатель: Правильно, ребята. Сейчас мы не представляем нашу жизнь без этих предметов. Все они необходимы нам. Но так было не всегда. Давным-давно люди не знали, что это такое. У них не было таких домов, как у нас с вами, не было посуды. Однажды человек увидел таинственную гору, которая извергала огонь и раскаленную лаву. Эта гора называется вулкан. Лава извергалась и разбрасывала далеко раскаленные камни. Человек заметил, что камни остывали и становились очень твердыми. Из этих камней он постепенно научился делать прочные ножи, топоры. С этими орудиями труда древний человек научился ходить на охоту и добывать зверя. Этот материал был назван металлом.

(Воспитатель показывает современную доменную печь, кузнеца). С металлом в настоящее время работают кузнецы, сварщики, токари, металлурги.

Стекло люди научились добывать очень давно. К песку добавляли специальные добавки, расплавляли их, и получалась прозрачная масса. Из нее затем вытягивали листы. Эти прозрачные листы мы видим и сейчас в оконных рамах. Кто вставляет стекла в рамы?

Дети: Стекольщики (рассматривают иллюстрации). у меня папа вставляет окна.

Воспитатель: Ещё одна профессия связана со стеклом, это стеклодувы. Из раскаленного стекла, они выдувают различные изделия: игрушки, фигурки животных, вазы. У нас в группе имеются такие игрушки, посмотрите на них (показывает).

Со свойствами каких предметов мы познакомились сегодня? Давайте назовем их.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром за полугодие в средней группе «Предметы из стекла, металла и дерева» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Ромашка» р. п. Степное, Советского района Саратовской области.

Занятие по экспериментированию в старшей группе «Свойства стекла и металла» Занятие по экспериментированию в старшей группе «Свойства стекла и металла». Область познание. Познавательно-исследовательская деятельность.

Читайте также: