Преступления в сфере оборота драгоценных металлов и камней

Обновлено: 30.04.2024

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Байгускаров Ильмир Ринатович, Загидуллина Лиана Ураловна

Государство всегда уделяло особое внимание экономическим отношениям, складывающимся в сфере добычи и оборота драгоценных металлов и драгоценных камней , а также собственным интересам по пополнению золотовалютных резервов. Учитывая важность данной отрасли экономики, а также особую ликвидность и высокую стоимость драгоценных металлов и драгоценных камней , государством установлена ограниченная оборотоспособность на указанные ценности. В связи с этим, деятельность правоохранительных органов по противодействию преступлениям в указанной сфере относится к одним из приоритетных направлений.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Байгускаров Ильмир Ринатович, Загидуллина Лиана Ураловна

К вопросу о структуре и содержании криминалистической характеристики нарушений правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней, незаконного предпринимательства в этой сфере

Анализ изменений законодательства РФ в сфере незаконного оборота драгоценных металлов и природных драгоценных камней

Особенности законодательного регулирования ответственности за незаконный оборот драгоценных металлов и драгоценных камней

Некоторые аспекты проблем организации взаимодействия следователя с оперативными службами ОВД и других спецслужб при расследовании преступлений, совершаемых в сфере незаконного оборота драгоценных металлов и драгоценных камней

Особенности проведения осмотра места происшествия на таможне по делам о незаконном обороте драгоценных металлов и драгоценных камней

Текст научной работы на тему «Способы совершения преступления в сфере промышленности, незаконного оборота драгоценных камней и металлов»

1. Постановление ВС РСФСР от 24.10.1991 N 1801-1 «О Концепции судебной реформы в РСФСР» // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 1991. № 44. Ст. 1435.

3. Нерсесянц В.С. Философия права: учебник/ В.С. Нерсесянц. М.: ИНФРА-М, 2011. С. 477.

4. Об утверждении Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национального плана действий в интересах детей). Собрание законодательства Российской Федерации от 22 декабря 1997 г. № 51. Ст. 5815. «Российская газета» от 23 января 1998 г. № 13.

5. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». «Российская газета» от 30 июня 1999 г. № 121. Собрание законодательства Российской Федерации от 28 июня 1999 г. № 26. Ст. 3177.

СПОСОБЫ СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ И МЕТАЛЛОВ Байгускаров И.Р.1, Загидуллина Л.У.2

1Байгускаров Ильмир Ринатович - курсант; 2Загидуллина Лиана Ураловна -курсант, кафедра социально-гуманитарных и экономических дисциплин, Уфимский юридический институт МВД России, г. Уфа

Аннотация: государство всегда уделяло особое внимание экономическим отношениям, складывающимся в сфере добычи и оборота драгоценных металлов и драгоценных камней, а также собственным интересам по пополнению золотовалютных резервов. Учитывая важность данной отрасли экономики, а также особую ликвидность и высокую стоимость драгоценных металлов и драгоценных камней, государством установлена ограниченная оборотоспособность на указанные ценности. В связи с этим, деятельность правоохранительных органов по противодействию преступлениям в указанной сфере относится к одним из приоритетных направлений.

Ключевые слова: драгоценный металл, драгоценные камни, преступление.

Актуальность темы исследования. Драгоценные металлы и драгоценные камни наиболее привлекательный предмет преступлений, поскольку позволяет использовать их как средство накопления, обладающее высокой стоимостью, незначительным объемом, высокой степенью сохранности, и иметь капиталы в виде устойчивой валюты - золота и драгоценных камней. Предметом преступного посягательства в большинстве случаев являются алмазы и бриллианты. Учитывая, что в современных условиях, следует отметить и то обстоятельство, что благодаря своим физико-химическим свойствам драгоценные металлы и драгоценные камни все больше входит в сферу промышленного производства и все более часто превращаются из средства платежа в товар [3, с. 392].

Россия входит в десятку мировых лидеров по объемам добычи драгоценных металлов и драгоценных камней (ДМДК), занимая в ней одно из ведущих мест. С января 2010 года, страна вышла в мировые лидеры по добыче алмазов. Алмазо -бриллиантовый комплекс России ежегодно производит товарной продукции более чем на 2,3 млрд. долларов США. Объемы добычи драгоценных металлов в 2015 году впервые приблизилась к дореформенному уровню. Три четверти объема золота и алмазов Россия успешно экспортирует [2, с. 230].

Самые крупные по запасам ДМДК регионы находятся в Дальневосточном федеральном округе. Так, в Республике Саха (Якутия) ежегодно добывается около 1/3 всего объема золота и 99,7% всех алмазов страны; доля Магаданского золота также составляет треть общего объема; в Амурской области ежегодно добывается 12 -13 тонн; в Хабаровском и Красноярском крае, помимо золота добывают серебро, платину и металлы группы. На Урале разрабатывают алмазы (в Пермской области добывается 0,3% алмазов), изумруды, хризобериллы (александрит), запасы которых составляют 11,5 млн. тонн. В Архангельской области сосредоточено 18,7% запасов алмазов страны, их промышленная добыча пока не ведется.

Страна занимает ведущее место в мире по разведанным запасам драгоценных полезных ископаемых. В настоящее время в центральных регионах страны ведется экономическая оценка вновь открытых месторождений драгоценных минералов. Однако современное состояние законодательства, регламентирующего добычу, оборот и использование ДМДК, а также практика правоприменения в данной сфере не соответствуют современным требованиям развития рынка ДМДК и отечественной ювелирной промышленности и, как следствие, создаются предпосылки для неприемлемого уровня криминогенного фона в данном секторе экономики. По экспертным оценкам ежегодно в теневой оборот попадает до 25 - 35 тыс. карат драгоценных камней, в основном алмазов и от 10 до 15 тонн золота.

Однако дынные о количестве выявленных преступлений в сфере оборота ДМДК по отношению к общим показателям преступности в России более чем скромные. Это объясняется: во-первых, профессионализмом преступников, их способностью активно противодействовать выявлению, раскрытию и расследованию таких преступлений, во-вторых, сложным механизмом совершения преступлений, меняющимися способами их совершений и сокрытия, участием значительного круга лиц, преследующих общие корыстные цели; в-третьих, низким уровнем профессиональной подготовки, сотрудников Органов Внутренних дел, слабым знанием специфики собирания, исследования, и использования доказательств, сложностями в квалификации преступных действий, их неоднозначной правовой оценкой, неоднозначной правовой оценкой, недостаточной правовой оценкой, недостаточным методическим обеспечением, а подчас и прямой коррумпированностью работников правоохранительных органов, ведущих борьбу с преступностью в этой сфере [2, с. 231].

Несоответствие государственных закупочных цен на драгоценные металлы и драгоценные камни реальным трудозатратам, потраченным на их добычу, отсутствие

должной «прозрачности» в этой сфере лишь множит их незаконный оборот. Преступники получают огромные доходы от этой деятельности. Организованная преступность контролирует большую часть нелегального оборота ДМДК в регионах их добычи и обогащения (на Урале, в Восточной Сибири, на Дальнем Востоке и Севере России). Несмотря на активные действия правоохранительных органов (с 2003 г. по 2010 г. ими было изъято более 4550 кг золота, около 10055 кг серебра, более 260 кг платины, 279 кг металлов платиновой группы, 47709 каратов алмазов и 496 каратов рубинов), раскрывается лишь каждое десятое преступление, совершенное в этой сфере. Изъятое у преступников золото составляет всего лишь 4,2% от его общего объема, выведенного за 7 лет из государственного оборота. Этому способствуют многие факторы, в том числе и отсутствие универсальной методики расследования преступлений в сфере оборота ДМДК.

К структурным элементам преступной деятельности в сфере оборота ДМДК следует отнести кражи ДМДК (ст. 158 УК РФ), хозяйственную деятельность субъектов на рынке ДМДК в отсутствие государственной регистрации предпринимательской деятельности (ст. 171 УК РФ), незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга (ст. 191 УК РФ), нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней (ст. 192 УК РФ) [1, с. 896]. Возможность объединения указанных деяний в единую группу и разработка групповой методики предопределяется отсутствием фактической разницы в изъятии ДМДК при краже на обогатительном или аффинажном предприятии либо при его незаконной добыче (без лицензии). И в том, и в другом случае драгоценный металл или драгоценный камень изымается из государственного оборота, факт преступления, чаще всего, фиксируется при его обнаружении. При этом действия следователя и мероприятия оперативного работника одинаковы, независимо от того, что было первоначально.

Особенностью незаконного оборота, нарушений правил сдачи государству ДМДК, незаконного предпринимательства и хищений в этой сфере является то, что совершение одного из указанной группы преступлений, как правило, влечет за собой совершение другого. Так, похищенный с аффинажного предприятия или незаконно добытый драгоценный металл, либо не реализованный в установленном порядке государству, какое-то время хранится у субъекта, и лишь затем реализуется. А реализация и незаконное хранение, осуществляемые в крупном размере - составляют диспозицию ст. 191 УК РФ. Поэтому, как преступная деятельность происходит комплексно, так и расследование преступлений должно осуществляться в комплексе, учитывая указанные особенности. В ходе изучения практики расследования данной группы преступлений установлено, что большая часть задач организационного и тактического порядка находится в одной плоскости правовых решений. Их сходство позволяет разработать комплексную методику расследования нескольких видов преступлений, входящих в единую группу [1, с. 896].

Научные исследования (Ю.П. Гармаева, М.В. Субботиной, О.С. Кучина и других авторов) создали условия для глубокого исследования рассматриваемой проблемы и разработки научно - обоснованных рекомендаций по совершенствованию раскрытия и расследования названной группы преступлений, будет универсальной по отношению к видовым методикам расследования преступлений, входящих в группу. В целях упрощения названия предполагаемой методики автор обозначил ее как расследования преступлений в сфере оборота ДМДК.

1. Скуратова Ю.И., Лебедева В.М. Комментарий к Уголовному кодексу Российской

Федерации. М.: Издательство НОРМА-ИНФРА-М, 2001. 896 с.

2. Арзамасцев М.В., Базаров Р.А., Михайлов К.В. Уголовно-правовая характеристика незаконного оборота драгоценных металлов и драгоценных камней. Челябинск, 2002. 230 с.

3. Кучин О. С. Криминалистическая теория выявления и расследования преступлений в сфере незаконного оборота драгоценных металлов и природных драгоценных камней: Монография, М.: Юрлитинформ, 2010. 392 с.

Преступления в сфере оборота драгоценных металлов и камней

УК РФ Статья 191. Незаконный оборот янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней, драгоценных металлов, драгоценных камней либо жемчуга

(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 500-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Совершение сделки, связанной с заведомо самовольно добытыми янтарем, нефритом или иными полудрагоценными камнями, а равно их незаконные хранение, перевозка или пересылка в любом виде, состоянии, за исключением ювелирных и бытовых изделий и лома таких изделий, лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние, предусмотренное статьей 7.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, -

наказываются штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до двух лет со штрафом в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев или без такового.

2. Совершение сделки, связанной с заведомо самовольно добытыми янтарем, нефритом или иными полудрагоценными камнями, а равно их незаконные хранение, перевозка или пересылка в любом виде, состоянии, за исключением ювелирных и бытовых изделий и лома таких изделий, совершенные в крупном размере, -

наказываются штрафом в размере до двух миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частью второй настоящей статьи, совершенные организованной группой или группой лиц по предварительному сговору, -

наказываются штрафом в размере до пяти миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового.

4. Совершение сделки, связанной с драгоценными металлами, драгоценными камнями либо с жемчугом, в нарушение правил, установленных законодательством Российской Федерации, а равно незаконные хранение, перевозка или пересылка драгоценных металлов, драгоценных камней либо жемчуга в любом виде, состоянии, за исключением ювелирных и бытовых изделий и лома таких изделий, совершенные в крупном размере, -

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового.

5. Деяния, предусмотренные частью четвертой настоящей статьи, совершенные организованной группой или группой лиц по предварительному сговору, -

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового.

Примечание. Перечень полудрагоценных камней для целей настоящей статьи и статьи 255 настоящего Кодекса устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статья 191 УК РФ. Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга

1. Совершение сделки, связанной с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями либо с жемчугом, в нарушение правил, установленных законодательством Российской Федерации, а равно незаконные хранение, перевозка или пересылка драгоценных металлов, природных драгоценных камней либо жемчуга в любом виде, состоянии, за исключением ювелирных и бытовых изделий и лома таких изделий, совершенные в крупном размере, -

2. Те же деяния, совершенные организованной группой или группой лиц по предварительному сговору, -

Комментарии к ст. 191 УК РФ

1. Правовой режим драгоценных металлов и драгоценных камней имеет ряд существенных особенностей.

Порядок совершения сделок с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями и жемчугом устанавливается Федеральным законом от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" . Другими важнейшими нормативными актами являются: Постановление Правительства РФ от 04.01.1992 N 10 "О добыче и использовании драгоценных металлов и алмазов на территории Российской Федерации и усилении государственного контроля за их производством и потреблением" ; Положение о совершении сделок с драгоценными металлами на территории Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.1994 N 756 ; Постановления Правительства РФ: от 01.12.1998 N 1419 "Об утверждении порядка совершения операций с минеральным сырьем, содержащим драгоценные металлы до аффинажа" ; от 27.02.2003 N 127 "Об утверждении Положения о Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации" и др.

СЗ РФ. 1998. N 13. Ст. 1463.

СП РФ. 1992. N 6. Ст. 29.

СЗ РФ. 1994. N 11. Ст. 1291.

СЗ РФ. 1998. N 49. Ст. 6058.

СЗ РФ. 2003. N 9. Ст. 866.

2. Драгоценными металлами являются: золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий), а природными драгоценными камнями - алмазы, рубины, изумруды, сапфиры и александриты в сыром и обработанном виде, а также жемчуг. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" к драгоценным камням приравниваются уникальные янтарные образования в порядке, установленном Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 05.01.99 N 8 "Об утверждении порядка отнесения уникальных янтарных образований к драгоценным камням" ). Драгоценные камни, непригодные для изготовления ювелирных изделий, используются как продукция производственно-технического назначения без ограничений, установленных Федеральным законом "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (п. 3 ст. 22).

СЗ РФ. 1999. N 2. Ст. 310.

Предметом преступлений по ст. 191 являются драгоценные металлы в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий и лома таких изделий, а также природные драгоценные камни и жемчуг, за исключением ювелирных и других бытовых изделий из природных и драгоценных камней или жемчуга и лома таких изделий. Драгоценные металлы и природные драгоценные камни могут быть в виде добытого из недр минерального сырья, самородных минералов, слитков аффинированных драгоценных металлов, монет, содержащих драгоценные металлы, сырья, полуфабрикатов, не завершенной производством готовой продукции (включая ювелирные и бытовые изделия), готовой продукции, не относящейся к ювелирным и другим бытовым изделиям, материалов, инструментов, оборудования, установок, приборов, деталей, узлов, содержащих в своем составе драгоценные металлы и драгоценные камни, а также в виде лома и отходов, их содержащих (например, стружка драгоценных металлов, их опилки, сколы драгоценных камней и др.). Исходя из смысла закона и грамматического толкования, можно полагать, что ст. 191 в качестве предмета преступления имеет в виду лишь природный жемчуг.

К ювелирным и иным бытовым изделиям из драгоценных металлов и камней, не являющихся предметом рассматриваемых преступлений, относятся ювелирные украшения, предметы сервировки стола, предметы украшения помещений и культа, часы, портсигары, табакерки, чернильные приборы и т.д. Нельзя считать предметом рассматриваемых преступлений также сусальное золото, оружие, ордена и другие награды, выполненные из драгоценных металлов и камней или с их использованием (Постановление Правительства РФ от 18.06.1999 N 643 "О порядке опробования и клеймения изделий из драгоценных металлов" ;

СЗ РФ. 1999. N 27. Ст. 3359.

Приказ Роскомдрагмета от 30.10.96 N 146 "О порядке отнесения изделий, содержащих драгоценные металлы, к ювелирным").

3. Применительно к драгоценным металлам, природным драгоценным камням и жемчугу наказуемы все виды сделок (купля-продажа, дарение, мена, залог, заем и др.), совершенные в нарушение правил, установленных законодательством РФ. При предъявлении обвинения и признании лица виновным в совершении незаконной сделки с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями или жемчугом следует указывать конкретное правило совершения таких сделок, которое было нарушено в данном случае.

Незаконность сделки с драгоценными металлами и драгоценными камнями может быть определена незаконностью самой добычи или производства этих предметов (т.е. если драгоценные металлы или камни добыты или произведены незаконно, то незаконными являются и последующие сделки с ними). Незаконными будут также сделки, совершенные с нарушением установленного законодательством порядка (правил) (по кругу субъектов, предмету сделки, месту ее совершения, нарушение приоритетного порядка приобретения и др.) с правомерно добытыми или произведенными драгоценными металлами и камнями.

4. Незаконное изготовление гражданами ювелирных, зубопротезных и других бытовых изделий из принадлежащих изготовителю или заказчику драгоценных металлов и драгоценных камней, как и изготовление указанных предметов из ювелирных и других бытовых изделий, состоящих из драгоценных металлов и драгоценных камней, а также лома этих изделий не могут рассматриваться как незаконный оборот драгоценных металлов и камней (п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 18.04.80 N 3 "О судебной практике по делам о нарушении правил о валютных операциях").

5. Незаконная сделка с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями или жемчугом признается оконченным преступлением, когда выполнены все действия, составляющие суть соответствующей сделки (купли-продажи, мены, дарения, использования в качестве средства платежа и др.). Если сделка, совершенная в нарушение правил, установленных законодательством РФ, была двусторонней или многосторонней, то ответственности подлежат все участвующие в ней стороны.

6. Составы незаконного хранения, перевозки или пересылки драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга имеют в виду случаи, когда данные предметы были незаконно добыты или произведены, похищены, получены в результате совершения любого другого преступления, либо приобретены путем сделки, совершенной в нарушение правил, установленных законодательством РФ. Именно незаконный источник (способ) приобретения названных ценностей делает незаконным последующее их хранение, перевозку или пересылку.

Под хранением понимаются любые умышленные действия, связанные с нахождением драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга во владении виновного (при себе, если это не связано с перевозкой, в помещении, в тайнике и других местах). Ответственность за хранение наступает независимо от его продолжительности. Хранение - длящееся преступление: оно совершается до тех пор, пока названные предметы остаются в незаконном владении виновного.

Перевозка - любые умышленные действия по перемещению драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга из одного места в другое с применением любого транспортного средства.

Пересылкой признается незаконное перемещение драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга в виде почтовых, багажных отправлений (посылка, бандероль, багаж и т.п.), когда их транспортировка осуществляется без участия отправителя. Незаконная пересылка считается оконченным преступлением с момента сдачи соответствующего предмета для отправления.

Для ответственности по ст. 191 достаточно совершения любого из этих действий.

7. Рассматриваемые преступления могут быть совершены только умышленно, когда виновный осознает, что совершает незаконную сделку или незаконно хранит, перевозит или пересылает природные драгоценные камни, жемчуг или драгоценные металлы, и желает совершения этих действий. Мотив преступления в законе не оговорен, но, как правило, является корыстным, хотя отдельные соучастники преступления могут руководствоваться и иными мотивами.

8. Субъектом преступления может быть гражданин России, иностранец или лицо без гражданства по достижении возраста 16 лет.

Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга, совершенный лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой организации, с использованием служебных полномочий, при наличии всех признаков состава злоупотребления полномочиями квалифицируется по совокупности ст. ст. 201 и 191 УК.

9. Хищение драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга и последующее совершение с ними незаконной сделки квалифицируется по совокупности ст. ст. 158 - 162 УК (в зависимости от способа хищения) и ст. 191, даже если эти предметы похищены у лица, владевшего ими незаконно.

Хищение драгоценных металлов, драгоценных камней и жемчуга и последующие их незаконное хранение, перевозку или пересылку также следует квалифицировать по совокупности названных статей.

10. Незаконная перевозка или пересылка драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга через таможенную границу РФ при обстоятельствах, указанных в ст. 188 УК, охватывается ст. ст. 191 и 188 УК.

11. Незаконные, при отсутствии лицензии, добыча и производство драгоценных металлов и природных драгоценных камней и последующие сделки, хранение, перевозка, пересылка драгоценных металлов и камней образуют совокупность преступлений, предусмотренных ст. ст. 171 и 191 УК.

12. Квалифицирующие признаки ч. 2 ст. 191 относятся как к случаям совершения незаконных сделок, так и к незаконному хранению, перевозке или пересылке драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга.

13. Крупный размер преступления (п. "б" ч. 2 ст. 191) определяется стоимостью предметов незаконного оборота драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга, превышающей 250000 руб. (примечание к ст. 169 УК). При установлении стоимости драгоценных металлов, драгоценных камней и жемчуга следует руководствоваться ценами на эти металлы и камни, существовавшие на момент совершения незаконных сделок с ними, перевозки или пересылки, а при незаконном хранении - по состоянию, когда деяние было прекращено самим лицом или пресечено правоохранительными органами. При этом используются цены покупки на цветные металлы, ежедневно котируемые Центральным банком РФ, а стоимость драгоценных камней определяется на основании заключения геммологической экспертизы.

14. О понятиях группы лиц, совершающих преступление по предварительному сговору, и организованной группы см. коммент. к ст. 35.

Преступления в сфере финансовых отношений и отношений, связанных с оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней

Нарушение правил изготовления и использования государственных пробирных клейм (ст. 181 УК РФ). Непосредственным объектом преступления является сфера обращения драгоценных металлов.

Предмет преступления – государственное пробирное клеймо.

Государственное пробирное клеймо – это приспособление, при помощи которого на ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов наносится (чеканится) знак, свидетельствующий о достоинстве этого изделия. Государственные пробирные клейма для механического клеймения изделий изготавливаются Монетным двором Гознака Министерства финансов РФ, клейма-электроды для электроискрового клеймения – Центральной госинспекцией по заказам Российской государственной пробирной палаты. Клейма должны строго соответствовать утвержденным единым образцам и техническим условиям.

Объективная сторона характеризуется четырьмя альтернативными несанкционированными действиями:

1) изготовление пробирного клейма;

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

Состав преступления – формальный.

Субъект преступления – лицо, достигшее возраста 16 лет.

Злоупотребления при эмиссии ценных бумаг (ст. 185 УК РФ) . Непосредственным объектом преступления выступает порядок обращения ценных бумаг. Дополнительным объектом – имущественные интересы граждан, организаций и государства.

Объективная сторона преступления включает четыре альтернативно указанных действия:

1) внесение в проспект эмиссии ценных бумаг заведомо недостоверной информации;

2) утверждение проспекта эмиссии ценных бумаг, содержащего заведомо недостоверную информацию;

3) утверждение отчета об итогах выпуска ценных бумаг, содержащего заведомо недостоверную информацию;

4) размещение эмиссионных ценных бумаг, выпуск которых не прошел государственную регистрацию.

Ценная бумага – документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении (ст. 142 ГК РФ).

Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной формой вины.

Состав преступления – материальный. Уголовная ответственность за все виды злоупотреблений при эмиссии ценных бумаг наступает, если этими деяниями причинен крупный ущерб гражданам, организациям или государству.

Субъект преступления – специальный. Субъектом преступления в виде внесения в проспект эмиссии ценных бумаг заведомо недостоверной информации может быть лицо, наделенное функциями единоличного исполнительного органа эмитента, его главный бухгалтер (иное лицо, выполняющее его функции), аудитор, а в некоторых случаях – независимый оценщик и финансовый консультант.

Злостное уклонение от предоставления инвестору или контролирующему органу информации, определенной законодательством Российской Федерации о ценных бумагах (ст. 185.1 УК РФ) . Непосредственный объект преступления совпадает с объектом преступления, предусмотренного ст. 185 УК РФ.

Инвесторы – это физические и юридические лица, объектом инвестирования которых являются эмиссионные ценные бумаги (ст. 1 ФЗ от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»).

Объективная сторона преступления выражена в двух самостоятельных формах:

1) в злостном уклонении от предоставления информации;

2) в предоставлении заведомо неполной или ложной информации.

Состав преступления – материальный.

Субъект преступления – специальный: лицо, обязанное обеспечить указанной информацией инвестора или контролирующий орган.

Изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг (ст. 186 УК РФ) . Непосредственным объектом преступления выступает порядок обращения денег и ценных бумаг.

Предметом преступления являются:

1) валюта Российской Федерации;

2) иностранная валюта;

3) внутренние ценные бумаги;

4) внешние ценные бумаги.

Объективная сторона преступления включает два альтернативно указанных действия:

1) изготовление в целях сбыта;

2) сбыт поддельных денег или ценных бумаг.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

Субъект преступления – лицо, достигшее возраста 16 лет. Уголовной ответственности за сбыт поддельных денег, ценных бумаг и иностранной валюты подлежат не только лица, занимающиеся их изготовлением или сбытом, но и лица, в силу стечения обстоятельств ставшие обладателями поддельных денег или ценных бумаг, сознающие это, и тем не менее, использующие их как подлинные.

Изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов (ст. 187 УК РФ) . Непосредственным объектом преступления выступает порядок безналичных расчетов.

Предметом преступления выступают кредитные карты, расчетные карты, а также иные платежные документы, не являющиеся ценными бумагами.

Объективная сторона характеризуется двумя альтернативно указанными действиями:

2) сбыт поддельных кредитных (расчетных) карт и иных платежных документов.

Состав преступления – формальный.

Субъектом преступления признается лицо, достигшее возраста 16 лет.

Квалифицированный состав характеризуется совершением указанных в ч. 1 ст. 186 УК РФ деяний организованной группой.

Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга (ст. 191 УК РФ) . Непосредственным объектом являются общественные отношения в сфере государственного регулирования оборота драгоценных металлов, природных драгоценных камней.

Предметом преступления являются драгоценные металлы, природные драгоценные камни, жемчуг в любом виде, состоянии, за исключением ювелирных и бытовых изделий и лома таких изделий.

Объективная сторона преступления выражается в альтернативных действиях: совершение сделки, связанной с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями либо с жемчугом, в нарушение правил, установленных законодательством РФ; незаконное хранение, перевозка и пересылка данных предметов.

Состав преступления – формальный; преступление окончено с момента совершения любого из перечисленных в диспозиции нормы действий.

Нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней (ст. 192 УК РФ) . Непосредственный объект совпадает с объектом преступления, предусмотренного ст. 191 УК РФ.

Предметом преступления являются драгоценные металлы и драгоценные камни, при условии что они добыты из недр, получены из вторичного сырья либо же подняты или найдены.

Объективная сторона преступления выражается: 1) в уклонении от обязательной сдачи на аффинаж; 2) в уклонении от обязательной продажи государству указанных предметов.

Субъективная сторона анализируемого деяния характеризуется прямым умыслом.

Субъект преступления – лицо, достигшие возраста 16 лет, обязанное сдать драгоценные металлы и драгоценные камни на аффинаж или обеспечить их приоритетную продажу государству.

Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица (ст. 198 УК РФ) . Непосредственным объектом выступают финансовые интересы государства.

Объективная сторона преступления выражается в уклонении от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица.

Субъектом преступления является достигшее возраста 16 лет физическое лицо (гражданин РФ, иностранный гражданин, лицо без гражданства), на которое в соответствии с законодательством о налогах и сборах возложена обязанность по исчислению и уплате в соответствующий бюджет налогов и (или) сборов, а также по представлению в налоговые органы налоговой декларации и иных документов, необходимых для осуществления налогового контроля.

Квалифицированный состав преступления характеризуется совершением деяния в особо крупном размере.

Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации (ст. 199 УК РФ) . Уклонение от уплаты налогов с организации уголовно наказуемо, если оно совершено в крупном размере и сумма налогов и (или) сборов составляет за период в пределах трех финансовых лет подряд более 500 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 % подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышает 1,5 млн руб.

К субъектам преступления могут быть отнесены руководитель организации-налогоплательщика, главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера), в обязанности которых входит подписание отчетной документации, представляемой в налоговые органы, обеспечение полной и своевременной уплаты налогов и сборов, а равно иные лица, если они были специально уполномочены органом управления организации на совершение таких действий.

К числу субъектов данного преступления могут относиться также лица, фактически выполнявшие обязанности руководителя или главного бухгалтера (бухгалтера).

Квалифицированный состав преступления характеризуется его совершением:

1) группой лиц по предварительному сговору;

2) в особо крупном размере. Согласно примечанию к ст. 199 УК РФ особо крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 2,5 млн руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 % подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 7,5 млн руб.

Неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 199.1 УК РФ) . Объективная сторона преступления выражается в неисполнении обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд).

Обязательным признаком состава является крупный размер неуплаченных налогов и (или) сборов, понятие которого определяется в примечании к ст. 199 УК РФ.

Субъектом преступления является налоговый агент.

Квалифицированный состав преступления характеризуется его совершением в особо крупном размере, понятие которого дается в примечании к ст. 199 УК РФ.

Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов (ст. 199.2 УК РФ) . Предметом преступления выступают денежные средства либо имущество организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание недоимки по налогам и (или) сборам.

Объективная сторона преступления выражается в сокрытии предмета преступления.

Субъектом преступления может быть физическое лицо, имеющее статус индивидуального предпринимателя, руководитель организации либо лицо, выполняющее в этой организации управленческие функции, связанные с распоряжением ее имуществом.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Статья 282. Нарушение правил скупки у населения драгоценных металлов и камней в изделиях и ломе и торговли ими

Статья 282. Нарушение правил скупки у населения драгоценных металлов и камней в изделиях и ломе и торговли ими [Ст. 282 наименование изменено ЗП126 от 07.07.11, МО131-133/12.08.11 ст.397] (1) Скупка у населения драгоценных металлов (самородках, шлихе, проволоке, пластинах и деталях),

Статья 93.1. Зачисление средств от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в государственной или муниципальной собственности, от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней

Статья 93.1. Зачисление средств от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в государственной или муниципальной собственности, от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней Средства, получаемые от продажи акций и иных

Статья 19.14. Нарушение правил извлечения, производства, использования, обращения, получения, учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней или изделий, их содержащих

Статья 19.14. Нарушение правил извлечения, производства, использования, обращения, получения, учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней или изделий, их содержащих Нарушение установленных правил извлечения, производства, использования, обращения (торговли,

Статья 23.54. Органы, осуществляющие федеральный пробирный надзор и государственный контроль за производством, извлечением, переработкой, использованием, обращением, учетом и хранением драгоценных металлов и драгоценных камней

Статья 23.54. Органы, осуществляющие федеральный пробирный надзор и государственный контроль за производством, извлечением, переработкой, использованием, обращением, учетом и хранением драгоценных металлов и драгоценных камней 1. Органы, осуществляющие федеральный

Статья 6. Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений

Статья 6. Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений К ведению федеральных органов

Статья 191. Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга

Статья 191. Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга 1. Совершение сделки, связанной с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями либо с жемчугом, в нарушение правил, установленных законодательством Российской

Статья 192. Нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней

Статья 192. Нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней Уклонение от обязательной сдачи на аффинаж или обязательной продажи государству добытых из недр, полученных из вторичного сырья, а также поднятых и найденных драгоценных металлов

2.6. Особенности продажи изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней

2.6. Особенности продажи изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней Продажа ювелирных изделий, или изделий, изготовленных из драгоценных металлов (золото, серебро, платина, палладий) и их сплавов со вставками из драгоценных, полудрагоценных камней и других

Статья 19. 14. Нарушение правил извлечения, производства, использования, обращения, получения, учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней или изделий, их содержащих

Статья 19. 14. Нарушение правил извлечения, производства, использования, обращения, получения, учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней или изделий, их содержащих Нарушение установленных правил извлечения, производства, использования, обращения (торговли,

Статья 23. 54. Органы, осуществляющие федеральный пробирный надзор и государственный контроль за производством, извлечением, переработкой, использованием, обращением, учетом и хранением драгоценных металлов и драгоценных камней

Статья 23. 54. Органы, осуществляющие федеральный пробирный надзор и государственный контроль за производством, извлечением, переработкой, использованием, обращением, учетом и хранением драгоценных металлов и драгоценных камней 1. Органы, осуществляющие федеральный

11. Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга

11. Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга Объектом преступления являются правила оборота драгоценных металлов, драгоценных камней и жемчуга.Предмет преступления составляют драгоценные металлы, драгоценные камни и

Статья 214. Нарушение правил сдачи драгоценных металлов и драгоценных камней

Статья 214. Нарушение правил сдачи драгоценных металлов и драгоценных камней Уклонение от предусмотренных законом обязательной сдачи на аффинаж или обязательной продажи добытых из недр, полученных из вторичного сырья, поднятых либо найденных драгоценных металлов или

11. Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга

Объектом преступления являются правила оборота драгоценных металлов, драгоценных камней и жемчуга.

Предмет преступления составляют драгоценные металлы, драгоценные камни и жемчуг.

Статья 1 Федерального закона от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» дает следующие определения:

• драгоценные металлы — золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий) в любом состоянии, в том числе в самородном и аффинированном виде, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, ювелирных и иных изделиях, монетах, ломе и отходах производства и потребления;

• драгоценные камни — природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде.

Объективная сторона преступления по ч. 1 ст. 191 состоит в одном из нескольких деяний:

• совершение сделки, связанной с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями или жемчугом, то есть любого действия, направленного на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей в отношении этих предметов (как правило, сущность сделки состоит в реализации этих предметов посредством купли-продажи и пр.);

• хранение драгоценных металлов, драгоценных камней или жемчуга в любом состоянии или виде (кроме ювелирных, бытовых изделий и лома таких изделий) — нахождение этих предметов во владении виновного, не имеющего права на их хранение;

• перевозка этих предметов — перемещение их независимо от способа транспортировки, а также вывоз за границу или ввоз на территорию России;

• пересылка — перемещение в форме почтовых или багажных отправлений.

Хранение, перевозка и пересылка должны быть незаконными, то есть совершаться в нарушение установленного порядка лицами, не имеющими таких прав.

Исходя из вышеизложенного сделкой, совершенной в отношении драгоценных металлов, драгоценных камней или жемчуга с нарушением установленных правил, являются любые действия, направленные на возникновение, изменение или прекращение прав или обязанностей в отношении этих предметов, нарушающие требования закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» и других нормативных актов, регулирующих оборот драгоценных металлов и камней.

Преступление является оконченным с момента заключения сделки в отношении драгоценных металлов, драгоценных камней или жемчуга, а если объективная сторона выражена в их незаконных хранении, перевозке или пересылке, то с момента совершения этих действий.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

Субъектом преступления может быть любое лицо, достигшее 16 лет, в том числе должностное лицо, чьи обязанности связаны с оборотом драгоценных металлов.

Квалифицирующие признаки преступления установлены в ч. 2 ст. 191:

• крупный размер — в соответствии с Примечанием к ст. 169 крупный размер имеет место при стоимости драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга, в отношении которых совершен незаконный оборот более чем 250 тыс. руб.;

• соучастие в форме группы лиц по предварительному сговору или организованной группы.

Преступления в сфере финансовых отношений и отношений, связанных с оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней

Преступления в сфере финансовых отношений и отношений, связанных с оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней Нарушение правил изготовления и использования государственных пробирных клейм (ст. 181 УК РФ). Непосредственным объектом преступления является сфера

95. Незаконный оборот оружия

95. Незаконный оборот оружия Незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывчатых устройств (ст. 222 УК РФ)Объект – установленный порядок обращения с огнестрельным оружием,

Читайте также: