Презентация металлы 11 класс профильный уровень

Обновлено: 02.07.2024

Девиз урока: «Опыт – основа познания» (написан на доске).

Цель урока: повторить и обобщить сведения, полученные ранее о металлах; дополнить их познавательными опытами; закрепить и проверить знания о физических и химических свойствах, применении металлов.

Задачи развития: научить учащихся воспринимать, анализировать и обрабатывать услышанное и увиденное на уроке, записывая выводы в «Лист самоконтроля».

Задачи воспитания: развитие коммуникативных умений в ходе групповой работы, научить применять знания, полученные на уроке химии, в повседневной жизни.

Методы обучения: беседа, демонстрация опытов, фронтальная работа с классом, групповая работа учащихся, контроль и самопроверка знаний учащимися.

Средства обучения: таблицы – Периодическая таблица Д.И.Менделеева, металлическая кристаллическая решетка, графопроектор c записями на прозрачных файлах отдельных моментов урока, коллекция металлов; генератор коллоидных ионов серебра «Георгий»; лабораторное оборудование и химические вещества.

План урока:

  • Организационный этап.
  • Активация опорных знаний и умений.
  • Подача нового познавательного материала с демонстрацией опытов.
  • Контроль и самопроверка знаний.
  • Подведение итогов занятия.

Ход урока

Сегодня мы с вами оказались в Океане Знаний в лодке под названием «Химия»: я в качестве рулевого, а вы в качестве гребцов. И от нашего взаимопонимания, дружной работы зависит, насколько успешно мы доплывём до пристани «Перемена».

Тема урока «Металлы». Девиз написан на доске: «Опыт – основа познания». Из девиза понятно, что на уроке будет много опытов. Цель нашего урока: обобщить ваши знания по данной теме, дополнить их новыми, полученными при проведении познавательных опытов, расширить кругозор и подготовиться к экзамену по химии.

Жизнь без металлов невозможна,
И эта аксиома непреложна:
Твердые, блестящие, ток проводящие,
Для человека металлы – друзья настоящие!

Существует гипотеза, что термин «металлы» произошел от греческого слова «металлон», которое в первоначальном переводе означало «копи», «рудники».

В древности и Средние века были известны только 7 металлов. Алхимики считали, что каждому металлу соответствует своя планета, которая управляет его судьбой на Земле, поэтому металл обозначали знаком этой планеты (демонстрация алхимических обозначений металлов).

Показать файл через графопроектор:

Солнце – золоту, Луна – серебру, Венера – меди, Марс – железу, Меркурий – ртути, Юпитер – олову, Сатурн – свинцу.

Так что же такое металлы?

Более 200 лет назад М.В. Ломоносов в труде «Первые основы металлургии» дал металлам такое определение: «Металлы – суть ковкие блестящие тела».

Для того времени эта краткая формулировка была достаточно верной. В конце урока мы возвратимся к этому определению и сделаем вывод: согласиться с этим определением или дополнить его.

Вы уже познакомились с Периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева, с классификацией химических элементов и узнали, что из 109 известных в настоящее время элементов более 80 являются металлами. Термин «металлы» относится и к химическим элементам, и к простым веществам.

Учащимся выданы листы самоконтроля (приложение), на которых указаны тема и цели урока, приведены задания. На этих листах школьники работают в течение урока, а в конце занятия сдают их учителю.

Учитель предлагает задание 1.

Задание 1. Напротив фраз, в которых сказано о металле как простом веществе, поставьте «пр.», а напротив тех, где речь идёт о металле как химическом элементе, – «эл».

  1. В состав ляписа входит серебро.
  2. Степень окисления галлия +3.
  3. Алюминий легкий металл.
  4. Натрий «бегает» по воде.
  5. Галлий плавится в ладони.
  6. Электроотрицательность цезия меньше электроотрицательности кислорода.
  • Чем отличается простое вещество – металл от химического элемента – металла?
  • Что такое химический элемент?
  • Какие свойства характерны для атомов металлов?
  • Какими общими физическими свойствами обладают простые вещества – металлы и почему?

Учитель объясняет строение кристаллической решетки металлов, используя соответствующую таблицу и каркас кристаллической решетки. Затем демонстрирует и комментирует слайд «Физические свойства металлов».

Физические свойства металлов:

Агрегатное состояние: кроме ртути, все металлы твердые.

Электро- и теплопроводны
Ag, Cu, Au, Al, Zn, Fe, Pb, Mg, Hg →
Электро- и теплопроводность уменьшается

Твердость различна.
Cr, W, Ni, Pt, Fe, Cu, Al, Ag, Zn, Au, Ca, Mg, Sn, Pb, K, Na →
Твёрдость уменьшается

Плотность различна.
Os, Pt, Au, Hg, Pb, Ag, Cu, Ni, Fe, Sn, Zn, Al, Mg, Ca, Na, K, Li →
Плотность уменьшается.

Температуры плавления и кипения различны.
W (3420), Pt (1772), Fe, Ni, Cu, Au, Ag, Ca, Al, Mg, Zn, Pb, Sn, Na, K (63,5), Ga (29,7), Cs (28,5) ,Hg (-39).

Ковкость, пластичность, прочность:
пластичные – Au, Ag, Cu.
хрупкие – Cr, Mn.

Способность намагничиваться: Fe, Co, Ni;
слабо – Al, Cr, Ti;
не притягиваются – Sn, Cu, Bi.

После этого учащиеся выполняют задания 2 и 5. Задание 5 – последнее на листе самоконтроля. Оно содержит вывод по теме.

Задание 2. Использование меди в электротехнике обуславливают свойства: металлический блеск, ковкость, электропроводность, красновато-коричневый цвет. Подчеркните правильные ответы.

Задание 5. Вывод о свойствах металлов. Заполните пропуски нужными словами.

Радиус атомов металлов ____ радиуса атомов неметаллов. Во всех соединениях _____ металлов имеют _____ степени окисления. При комнатной температуре металлы находятся ______ агрегатном состоянии, за исключением ____. Металлы обладают характерным _____. Они хорошо проводят _____ и _____. Самый тяжёлый металл – _____, самый легкий – _____, самый тугоплавкий – _______, самый легкоплавкий – _____.

После выполнения заданий учитель предлагает учащимся проверить некоторые физические свойства металлов на опытах.

Опыт 1. Теплопроводность металлов.

Металлические ложки из серебра, железа, алюминия и циркониевую трубку учитель опускает в стакан с кипятком и даёт одному из учащихся проверить, какой металлический предмет стал самым горячим. Учащиеся делают вывод.

Опыт 2. Легкоплавкость некоторых металлов.

Учитель берет в руку образец галлия, кому-то из учеников предлагает взять в ладонь цирконий. Пока металлы нагреваются, учитель напоминает, где располагаются эти элементы в Периодической системе Д.И.Менделеева, обращает внимание учащихся на электронные конфигурации валентных электронов их атомов:

Затем учащиеся выполняют задание 3.

Задание 3. Составьте формулы оксидов галлия и циркония.

После этого учитель приводит интересные сведения об этих металлах и их соединениях, демонстрируя по ходу рассказа ювелирные изделия – кольца с цирконом и фианитом.

Это интересно:

Галлий (Ga) – элемент главной подгруппы III группы, четвёртого периода. Это элемент, предсказанный Д.И.Менделеевым как «экаалюминий» и открытый через 5 лет, в 1875 г., французским ученым Лекок де Буабодраном. Назван в честь Франции. Плотность этого металла 5,097 г/см 3 , температура плавления 29,75˚С.

Это рассеянный металл не образует скоплений собственных минералов, поэтому впервые этот элемент удалось обнаружить с помощью спектрального анализа, что тоже предсказал Д.И. Менделеев. При 29,75˚С. галлий плавится и в жидком состоянии существует в очень большом температурном интервале, поэтому его применяют в термометрах для измерения высоких температур. Применяется как жидкий теплоноситель, для заполнения ламп (пары), для нанесения отражающих поверхностей оптических зеркал, входит в состав важных полупроводниковых и легкоплавких сплавов, которые применяют в сигнальной технике, в ювелирном деле. В воде и на воздухе – устойчив, окисляется при 260˚С.

Цирконий (Zr) – элемент побочной подгруппы IV группы, 5-го большого периода. Плотность этого металла 6.5 г/см 3 , температура плавления 1855˚С. Открыт в 1789 г. немецким химиком М. Клапротом при анализе драгоценного камня циркона, привезенного с Цейлона. Еще в эпоху Александра Македонского циркон считался драгоценным камнем и в старину циркон использовали не только как украшение, но и как амулет. Считалось, что кто «яхонт червленый» при себе носит, снов страшных и лихих не увидит, скрепит сердце свое, разум и честь умножит и в людях честен будет.

Крупных залежей минералов циркония в природе нет, он рассеян. Важнейшие циркониевые минералы — циркон (ZrSiO4) и бадделеит (ZrO2). Прозрачные, красивого желто-красного цвета (из-за примесей) кристаллы циркона называют гиацинтами. Это редкие драгоценные камни.

Цирконий химически стоек, тугоплавок, на воздухе он покрывается защитной оксидной пленкой, которая предохраняет его от коррозии. Благодаря высокой коррозионной стойкости цирконий используют в нейрохирургии – из сплавов циркония изготовляют кровеостанавливающие зажимы, хирургический инструмент и даже нити для наложения швов при операциях на мозге. Но главная служба циркония – атомная техника. Интересно, что М.Клапрот в 1789 г. открыл не только цирконий, но и уран. Однако никто не мог предположить, что урану будет нужен цирконий. В течение полутора веков ничто не связывало эти элементы. И только в наши дни ученые и инженеры, работающие в области ядерной энергетики, определили, что в атомных реакторах, где уран используют как ядерное топливо, цирконий должен служить оболочкой для урановых стержней. Он почти не захватывает нейтроны, возникающие в ходе цепной ядерной реакции. При этом цирконий должен быть высокой чистоты, т.е. свободный от гафния, так как гафний с жадностью поглощает нейтроны. Цирконий стал «одеждой» урановых стержней. Потребность в цирконии растет из года в год, так как этот металл приобретает все новые специальности.

Оксид циркония один из самых тугоплавких веществ природы – его температура плавления 2900˚С. Ученым Физического института им. П.Н. Лебедева Академии наук СССР (ФИАН) удалось создать на основе оксидов циркония и гафния удивительные кристаллы, которых нет в природе.

Фианиты – так стали называть эти рукотворные самоцветы, которые завоевали признание ювелиров, а в мире науки и техники используются как лазерные материалы. Дождевые плащи обязаны своей влагонепроницаемостью солям циркония, которые входят в состав особой эмульсии для пропитки тканей. В качестве катализатора соединения циркония используют при производстве высокооктанового моторного топлива.

Тетрахлорид циркония используется в конструкции универсального манометра – прибор для измерения давления. Электропроводность пластинки из этого вещества меняется в зависимости от давления, которое на него действует.

Учитель предлагает проверить, что произошло с металлами в ладонях. Показывает, что галлий в ладони расплавился, а цирконий нет.

Далее учитель переходит к рассмотрению химических свойств металлов.

Вспомните известные вам химические свойства металлов.

Затем демонстрирует и комментирует следующий слайд: краткую схему «Химические свойства металлов».

Слайд: «Химические свойства металлов».

  • с неметаллами → бинарные соединения;
  • с водой. Щелочные и щелочноземельные металлы → щелочь + водород; некоторые активные металлы (до водорода) при нагревании → оксид металла + водород;
  • с растворами кислот (кроме азотной): Металлы до водорода → соль + водород;
  • с растворами солей – вытесняют металлы из раствора соли только металлы после магния;
  • с растворами щелочей – переходные металлы → соль + водород.

Учитель проводит некоторые опыты и организует обсуждение их результатов. В листах самоконтроля учащиеся записывают уравнения химических реакций (задание 4).

Задание 4. Напишите уравнения реакций, происходящих при демонстрации опытов:

  1. натрий + вода → ?
  2. серебро + вода → ?
  3. цинк + раствор сульфата меди (II) → ?
  4. серебро + раствор хлорида меди (II) → ?
  5. алюминий + раствор карбоната натрия → ?

Опыт 3. Взаимодействие натрия и серебра с водой.

В чашку Петри учитель наливает воду, ставит её на графопроектор, добавляет фенолфталеин и опускает натрий. На экране виден малиновый хвост, следующий за «бегающим» натрием. Опускает в стакан с холодной кипячённой водой поплавок генератора коллоидных ионов серебра «Георгий» и выбирает режим 2. После этого исследует наличие ионов серебра в этой воде, а также в воде, в которой находилась серебряная ложка.

Происходит ли взаимодействие натрия и серебра с водой?

После того как учащиеся запишут выводы в листы самоконтроля, учитель сообщает занимательные факты.

Вода из серебряного сосуда имеет особые свойства: обладает повышенной бактерицидностью. Это связано с тем, что серебро все же растворяется в воде. Но не так как сахар, в растворе которого присутствуют молекулы, и не так, как поваренная соль, которая при растворении образует ионы натрия и ионы хлора. В растворах серебра в воде обнаружены коллоидные частицы серебра, т.е. группы молекул размерами от нескольких десятых до нескольких тысячных долей микрона. Чтобы обезвредить 1 л. воды, достаточно нескольких миллиардных долей грамма серебра.

Так, военачальники греческой армии, участвовавшие в походе под предводительством Александра Македонского, пили воду из серебряных бокалов. Это уберегло их от тяжёлых желудочно-кишечных заболеваний, которыми страдали солдаты использовавшие оловянную посуду. Обессиленные солдаты взбунтовались, требуя возвращения домой с полей сражения и Александр Македонский вынужден был повернуть назад.

В Индии воду обеззараживали, погружая в нее раскаленное серебро. При освящении колодцев туда бросали серебряные ложки. На орбитальных научных станциях ионы серебра помогают сохранять запас питьевой воды для космонавтов.

В настоящее время известно, что серебро – не просто металл, способный убивать микробы, а микроэлемент, являющийся необходимой и постоянной составной частью тканей любого животного и растительного организма. В суточном рационе у человека в среднем должно содержаться 90 мкг ионов Ag. Наиболее богаты серебром мозг, железы внутренней секреции, печень, почки и кости скелета.

В пищевой промышленности «серебряную воду» используют при консервировании и дезинфекции фруктовых и овощных соков, молока и других продуктов питания. Если на время поместить в такую воду семена, они быстрее прорастают, их всхожесть увеличивается. Опрыскивание растений приводит к появлению у них иммунитета к вредным микроорганизмам. Срезанные цветы дольше стоят в «серебряной воде».

Растворяется в воде не только серебро, но и золото, никель, платина, титан, молибден, ниобий, иридий, рутений, образуя в воде коллоидные растворы.

В органической химии коллоиды платины и никеля применяют как катализаторы.

В домашних условиях обеззараживать воду можно с помощью аппарата «Георгий».

Перед демонстрацией каждого из следующих опытов учитель ставит перед учащимися проблемные вопросы.

  • Можно ли растворять медный купорос в оцинкованном ведре?
  • Будет ли серебро растворяться в растворе хлорида меди (II)?
  • Можно ли кипятить в алюминиевой кастрюле раствор соды?

Опыт 4. Взаимодействие металлов с растворами солей.

Цинковую пластину учитель опускает в раствор сульфата меди (II).

В пробирку, на стенках которой после проведения реакции «серебряного зеркала» осело серебро, добавляет насыщенный раствор хлорида меди(II).

Алюминиевые гранулы опускает в раствор карбоната натрия и нагревает.

Школьники объясняют происходящие процессы и записывают уравнения реакций в листы самоконтроля.

Учитель демонстрирует слайд с правильными уравнениями реакций. Учащиеся исправляют ошибки красными ручками.

Слайд: «Взаимодействие металлов с растворами солей».

Учитель рассказывает о том, как можно определить наличие ионов металлов в растворах солей. При использовании сухого метода сухую соль растирают в ступке с определяемым веществом. Влажный метод заключается в сливании растворов и определении наличия иона по внешним признакам. Пирохимический метод – определение ионов по окрашиванию пламени растворами солей металлов.

Учитель демонстрирует слайд «Окрашивание пламени катионами металлов» и проводит опыты.

Слайд: «Окрашивание пламени катионами металлов».

  • Li + ,Sr 2+ – карминово-красный цвет.
  • K + , Rb + , Cs + – фиолетовый.
  • Na + – ярко-желтый.
  • Ca 2+ – кирпично-красный.
  • Ba 2+ – желто-зеленый.
  • Cu 2+ – зеленый
  • Pb 2+ – голубой.

Опыт 5. Определение катионов металлов в растворах солей.

Нихромовую проволоку учитель промывает в 20% соляной кислоте и просушивает. Затем кончик её (колечко) по очереди опускает в концентрированные растворы солей кальция, натрия, меди, калия, лучше – хлоридов (они более летучи) и вносит в пламя спиртовки. Соли следует растворять в дистиллированной воде, так как наличие солей натрия в водопроводной воде мешает наблюдению окраски пламени другими катионами.

Нихром – общее название сплавов на основе никеля, хрома, алюминия и кремния. Они обладают высокой жаропрочностью в сочетании с высоким электрическим сопротивлением. Нихромовую нить для опытов можно взять из старых открытых электрических плиток.

Учитель предлагает вернуться к определению, которое дал металлам М.В. Ломоносов (оно написано на доске). Учащиеся дополняют его, исходя из современных представлений о свойствах металлов.

В заключение учитель подводит итоги урока и предлагает учащимся сделать вывод по данной теме. Проецирует через графопроектор правильно заполненный лист самоконтроля, учащиеся исправляют ошибки красной ручкой и сами выставляют себе отметки по данной теме.

Учитель: Я думаю, мы удачно доплыли до пристани «Перемена» и выполнили поставленную задачу. Удачи вам!

Презентация по теме "Металлы. Строение свойства, применение" 9,11 класс
презентация к уроку по химии (11 класс) по теме

Металлы, положение в периодической системе, строение, свойства и применение.

ВложениеРазмер
metally.pptx 2.13 МБ
Подтяните оценки и знания с репетитором Учи.ру

За лето ребенок растерял знания и нахватал плохих оценок? Не беда! Опытные педагоги помогут вспомнить забытое и лучше понять школьную программу. Переходите на сайт и записывайтесь на бесплатный вводный урок с репетитором.

Вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

МЕТАЛЛЫ. СТРОЕНИЕ, СВОЙСТВА, ПРИМЕНЕНИЕ «Металл суть светлое тело, которое ковать можно». Ломоносов М.В.

Содержание Характеристика элемента-металла по положению в ПСХЭ Изменение металлических свойств в ПСХЭ Металлы – простые вещества Химическая связь в металлах 5-6.Физические свойства Металлы – рекордсмены О применении металлов Металлы древности на службе у человека 10-11. Из истории сплавов 12-18. Чугун-материал для создания шедевров мирового искусства О роли металлов Используемая литература 21. Авторская страница

Изменение металлических свойств в ПСХЭ В группах: металлические свойства усиливаются причина: 1.увеличивается заряд ядра, 2.число электронов на внешнем э.у . не изменяется 3.радиус атома увеличивается В периодах: металлические свойства уменьшаются причина: 1. увеличивается заряд ядра 2. число электронов на внешнем э.у . увеличивается 3. радиус атома уменьшается

Металлы –простые вещества Типы кристаллических решёток металлов Кубическая Объёмно-центрированная кубическая Гранецентрированная Гексагональная кубическая плотноупакованная

Химическая связь в металлах В узлах кристаллической решётки атом-ионы , между которыми свободно перемещаются свободные электроны («электронный газ») Металлическая связь – связь между атом-ионами и относительно свободными электронами за счёт сил электростатического притяжения

Физические свойства металлов теплопроводность твёрдость плотность Ме металлический пластичность блеск и ковкость электропроводность

Физические свойства металлов (продолжение) Физические свойства металлов: пластичность, металлический блеск, теплопроводность и электропро - водность обусловлены наличием в кристаллической решётке металлов свободных электронов - «электронный газ».

Металлы - «рекордсмены» W - самый тугоплавкий Ag - самый электропроводный Li - самый лёгкий AI - самый распространённый Cs - самый легкоплавкий Au - лучший катализатор Cr - самый твёрдый Os - самый тяжёлый

О применении металлов Медь была первым металлом, которым овладел человек. Она открыла эру металлургии и дала миру первый сплав. Многие тысячелетия медь была основой материальной культуры и искусств Трудно переоценить уникальную роль меди в истории человеческой цивилизации.

Металлы древности на службе у человека Семь металлов создал свет по числу семи планет … Алхимики Золото (Au) – солнце Серебро (Ag) – луна Ртуть (Hg) – меркурий Медь (Cu) – меркурий Железо (Fe) – марс Олово ( Sn ) – юпитер Свинец ( Pb ) – сатурн

Из истории сплавов Бронза была первым сплавом, полученным человеком. Распространение бронзы началось с конца 4 тыс. до н.э. Древнейшие бронзовые изделия найдены на территории Ирана, Месопотамии, Турции. В конце 3 тыс. до н.э. бронза появилась в Индии, во 2 тыс. до н.э. – в Китае и Европе. В Америке бронзовый век охва - тывает период с VI по Х века н.э.

Из истории сплавов (продолжение) В железный век первыми пришли народы Африки. Они перешагнули из каменного века в железный минуя медный и бронзовый. Это связано с тем, что в Африке железные руды выходят на поверхность земли. Африканцы изобрели плавку железа в 600-400 годах до новой эры.

Чугун –материал для создания шедевров мирового искусства Санкт-Петербург –своеобразный музей, в котором собрано бесчисленное множество произведений изобразительного искусства, выполненных из чугуна. Рассмотрит лишь некоторые из них – чугунные ограды дворцов и набережных рек Санкт – Петербурга.

Чугун – материал для создания шедевров мирового искусства (продолжение) Воронихинская решётка у Казанского собора. Отлита в 1811 году. (Архитектор Воронихин А.Н.)

Чугун –материал для создания шедевров мирового искусства (продолжение) Решётка Летнего сада. 36 гранитных колонн, увенчанных вазами и урнами, и тончайшие ажурные звенья, украшенные позолоченными розетками, стали сокровищем мирового искусства. (Архитекторы Фельтен Ю.М. и Егоров П.Е.)

Чугун – материал для создания шедевров мирового искусства (продолжение) Ограда Русского музея (Михайловского дворца), 1819-1825 г (Архитектор Росси К.И.) До 1917 года назывался музеем Александра III .

Чугун – материал для создания шедевров мирового искусства (продолжение) Ограда набережной реки Фонтанки. Сооружена в 1780-1789 г по проекту архитектора Квасова А.В.

О роли металлов Металлы сыграли важную роль в истории человечества и несмотря на то, что в последнее время у них появился конкурент – полимерные материалы, металлы и сейчас продолжают занимать ведущее место в развитии цивилизации.

Используемая литература 1. Малышкина В. «Занимательная химия»- Санкт-Петербург, « Тригон », 1998г 2. Габриелян О.С. Настольная книга учителя. Химия. 9 класс/ Габриелян О.С., Остроумов И.Г.-М.: Дрофа, 2002г 3. Карцова А.А. «Химия без формул»-3-е изд., переработанное,- Санкт-Петербург: Авалон , Азбука – классика, 2005г 4. «Химия в картинках»- М.: 1998г

Авторы проекта: Завалюева Анастасия, ученица 10 класса Яблокова Елизавета, ученица 10 класса Руководитель проекта: Касимова Светлана Пакидевна , к.х.н., учитель химии, школа № 520 Колпинского района, г. Санкт- Петербург

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку Строение Земли 6 класс

Презентация прекрасно подойдёт как наглядное пособие на уроке географии в 6 классе при изучении строения Земли, литосферы.


"Амины: состав, строение.свойства", 11 класс

"Амины", 11 класс, учебник Гузей Л.С.

Презентация к уроку химии в 10 классе "Строение и химические свойства глюкозы".

Презентация к уроку химии в 10 классе: " Строение и химические свойства глюкозы".


Презентация по теме "Строение клетки" 10 класс

Презентация по теме "Строение клетки" 10 класс.

Презентация по химии на тему: "Целлюлоза, ее строения и химические свойства" (10 класс)

Презентация по химии на тему: "Целлюлоза, ее строения и химические свойства" (10 класс).


Презентация по физике "Строение вещества" 7 класс

Презентация создана учителем физики, работающем в ГБОУ № 609 с обучающимися с ОВЗ. Наглядный материал позволяет освоить успешно освоить изучаемый материал по физике в 7 классе.


Презентация «Бензол и его свойства» 10 класс УМК Габриелян О.С.

Презентация урока по теме «Бензол и его свойства» 10 класс УМК Габриелян О.С. Цели презентации:1.Дать понятие об аренах, как об одном из гомологических рядовуглеводородов.

Презентация "Металлы
презентация к уроку по химии (11 класс) на тему

Металлы – простые вещества

Физические свойства кроме ртути твёрдые вещества ковкие, пластичные, тягучие вещества имеют металлический блеск тепло- и электропроводны

Металлическая химическая связь М 0 – n е М n+ атомы ионы металла металла связь в металлах и сплавах между атом-ионами посредством обобществлённых электронов называют металлической металлическая связь не обладает направленностью и насыщаемостью .

Кристаллические решётки металлов кубическая гранецентрированная –железо (медь, никель,серебро и др.) кубическая объёмноцентрированная - натрий (вольфрам, хром,ванадий и др.) гексагональная – ртуть (магний,титан,цинк и др.)

Зависимость физических свойств металлов от строения кристаллической решётки

Металлический блеск металлический блеск – электроны, заполняющие межатомное пространство отражают световые лучи, а не пропускают как стекло. Поэтому все металлы в кристаллическом состоянии имеют металлический блеск.

Ковкость и пластичность Механическое воздействие на кристалл с металлической решеткой вызывает только смещение слоев атомов и не сопровождается разрывом связи, и поэтому металл характеризуется высокой пластичностью

Обладают тепло- и электропроводностью Хаотически движущиеся электроны под действием электрического поля приобретают направленное движение, в результате чего возникает электрический ток.

Классификация металлов по физическим свойствам Свойство Классификационные группы Примеры Электропро водность С высокой электропроводностью Ag , Cu , Au , Al , Mg С низкой электропроводностью Mn , Pb , Hg Температура плавления Легкоплавкие Hg , Ga , Cs , In , Bi t пл ( Hg ) = -38 ,9 ° С Тугоплавкие W , Mo , V , Cr t пл ( W ) = 3420 ° С Плотность Лёгкие Li , K , Mg , Na ρ ( Li ) = 0,53 г/см 3 Тяжёлые Os , Ir , Pb ρ ( Os ) = 22,6 г/с м 3 Твёрдость Мягкие In , Na , K , Rb (режутся ножом) Твёрдые Mo , Cr (царапают стекло)

Магнитные свойства металлов Ферромагнетики – металлы способные сильно намагничиваться и долго сохранять это свойство ( Fe , Co , Ni ). Парамагнетики – слабо намагничиваются и не сохраняют это состояние вне магнитного поля (щелочные, щелочно-земельные и большая часть переходных металлов). Диамагнетики – металлы, выталкиваемые магнитным полем ( Cu , А g , Au , Bi ).

Это интересно… плотность самого лёгкого металла лития равна 0,53 г/см 3 ; литий настолько лёгок, что плавает в керосине; плотность самого тяжёлого металла осмия равна 22,6 г/см 3

Вопросы для самоконтроля Какое положение в периодической системе занимают металлы и почему? Какую химическую связь называют металлической? Какими общими физическими свойствами обладают простые вещества металлы? Почему? Назовите самый тугоплавкий и легкоплавкий металлы? Назовите самый лёгкий и тяжёлый металлы? Какие металлы являются лучшими проводниками электрического тока? Как можно использовать общие физические свойства металлов?

Тест 1) Электронная формула кальция. а) 1 S ² 2 S ² 2 P 3 S ¹ б ) 1S² 2S²2P 3S² в ) 1S² 2S² 2P 3S² 3P 4S¹ г ) 1S² 2S² 2P 3S ²3P 4S² 2 ) Электронную формулу 1S²2S² 2P 3S² 3P 4S² имеет атом : а) Na б)Са в) Cu г) Zn 3) Электронная формула наиболее активного металла: а ) 1S² 2S² б ) 1S² 2S² 2P 3S² в ) 1S² 2S² 2P 3S² 3P 3d 4S² г) 1 S ² 2 S ² 2 P 3 S ² 3 P 4 S ² 4) Металлы при взаимодействий с неметаллами проявляют свойства: а) окислительные; б) восстановительные; в) и окислительные, и восстановительные; г) не участвуют в окислительно-восстановительных реакциях. 5) В периодической системе типичные металлы расположены в: а) верхней части б) нижней части в) правом верхнем углу г) левом нижнем углу

Презентация к теме урока: Металлы.
презентация к уроку по химии (11 класс)

Урок повторения со студентами положение металлов в ПСХЭ, особенности строения их атомов и кристаллов, металлическую химическую связь и кристаллическую металлическую решетку.

Урок обобщения знания учащихся, полученные ранее при рассмотрении общих химических свойств металлов; способах получения металлов ( пирометаллургии, гидрометаллургии, электрометаллургии); о коррозии металлов, классификации коррозионных процессов и способах защиты от коррозии.

Во время урока развиваются логические операции мышления при обобщении знаний и конкретизации общих свойств металлов для отдельных представителей этого класса простых веществ.

ВложениеРазмер
metally.pptx 745.85 КБ

«Металлы» Преподаватель химии Хромых В.А .

Цели : Создать условия психологически-комфортного микроклимата для каждого обучающегося. Обеспечить условия для восприятия и осмысления понятия «металлы» посредством различных заданий для самостоятельной работы. Обеспечить условия для формирования устойчивого интереса учащихся к изучаемому предмету, формирования целостной естественнонаучной картины мира. Задачи. Воспитательные : способствовать формирования коммуникативных навыков учащихся; навыков работы в паре и группах, личной и коллективной ответственности за результаты работы; проводить рефлексию собственной деятельности; Метапредметные : обеспечить «ситуацию успеха», создать условия для самореализации личности, развивать умение логически мыслить, сопоставлять, анализировать, делать выводы и умозаключения; продолжить развитие у учащихся навыков работы с различными источниками информации. Предметные : создать условия для усвоения понятий «металлы», «металлургия»; расширить и углубить знания учащихся; содействовать формированию умения пользоваться схемами, таблицами, модулями, картами атласа для получения и анализа информации о металлах, их свойствах, применении, распространении и значении.

Введение Металл происходит от греческого metallon - рудники, копи, руда . Бо́льшая часть металлов присутствует в природе в виде руд и соединений. Они образуют оксиды, сульфиды, карбонаты и другие химические соединения. Для получения чистых металлов и дальнейшего их применения необходимо выделить их из руд и провести очистку. При необходимости проводят легирование и другую обработку металлов. Изучением этого занимается наука металлургия. Металлургия различает руды чёрных металлов (на основе железа) и цветных (в их состав не входит железо, всего около 70 элементов). Золото, серебро и платина относятся также к драгоценным (благородным) металлам. Кроме того, в малых количествах они присутствуют в морской воде, растениях, живых организмах (играя при этом важную роль ). Известно, что организм человека на 3 % состоит из металлов. Больше всего в наших клетках кальция (в костях) и натрия, выступающего в роли электролита в межклеточной жидкости и цитоплазме. Магний накапливается в мышцах и нервной системе, медь — в печени, железо — в крови.

Металлы в природе Li K Ba Ca Na Mg Al Zn Fe H Cu Ag Au в виде солей в виде оксидов и сульфидов NaCl магнитный железняк Fe 3 O 4 серебряный самородок медный самородок

Металлы в живых организмах В состав живых организмов металлы входят в виде соединений или растворенных ионов. макроэлементы K + , Na + , Ca 2+ Mg 2+ Fe 3+ микроэлементы Ионы Co Cu Mn Zn Al Mo Ni B Ультрамикро-элементы Биологическая роль щелочных и щелочно-земельных металлов

Металлическая связь Схема образования металлической связи: Ме 0 - ne ↔ Me n + В узлах кристаллической решетки находятся ионы металла, а оторвавшиеся электроны переходят в общее пользование и относительно свободно перемещаются между этими частицами. Такое строение обуславливает физические свойства: 1)Электропроводность- способность проводить электрический ток. Ток-это направленное движение заряженных частиц. 2)Ковкость и пластичность объясняется тем , что ионы и атомы металлов в металлической решетке друг с другом непосредственно не связаны и отдельные их слои могут свободно перемещаться относительно друг друга. Механизм образования металлической связи

генетический ряд металлов

Металлы Цветные Тяжелые Железо Медь Свинец Цинк Никель Олово Алюминий Титан Магний Легкие Черные Металлургия и общие способы получения металлов

Цветная металлургия Цветная металлургия – отрасль тяжёлой промышленности, включающая добычу и обогащение руд, производство и обработку цветных металлов и их сплавов. Ее попутной продукцией являются химические соединения, минеральные удобрения, стройматериалы и т.д. Производственный комплекс отрасли состоит из горнодобывающих предприятий, обогатительных фабрик, металлургических и металлообрабатывающих заводов.

Черная металлургия Чёрная металлургия служит основой развития машиностроения (1/3 отлитого металла из доменной печи идёт в машиностроение) и строительства (1/4 металла идёт в строительство). Основным исходным сырьем для получения черных металлов являются железная руда, марганец, коксующиеся угли и руды легирующих металлов.

При размещении предприятий учитывается обеспечение водой, электроэнергией, природным газом. В России созданы три металлургические базы: Уральская металлургическая база ( крупнейшие центры черной металлургии: Магнитогорск, Челябинск, Нижний Тагил, Новотроицк, Екатеринбург, Серов, Златоуст ) Центральная металлургическая база ( крупные заводы полного цикла представлены в городах Череповец - Северсталь), Липецк, Тула, Старый Оскол ) Сибирская металлургическая база ( заводы полного цикла представлены Новокузнецким металлургическим комбинатом и Западно-Сибирским металлургическим заводом, расположенным в Новокузнецке )

Тестирование В каком виде металлы находятся в природе, в живых организмах, чем это определяется на Ваш взгляд? Какова роль металлов в живых организмах? Какие особенности строения определяют физические и химические св-ва металлов? Что такое металлургия и на какие виды делится? Какое значения для экономики страны может имеет залегание на ее территории металлических руд? Итоги урока


Тема урока: «Металлы главной II подгруппы Периодической системы»

Цель урока: Дать общую характеристику металлов главнойIIподгруппы Периодической системы. Рассмотреть основные физические и химические свойства этих элементовМетоды: проблемные, поисковые, лаборат.


Презентация по теме урока: «Экономика СССР в 1953-1964 годах».

Презентация к уроку по истории России по теме: "Экономика СССР в 1953-1964 годах".


Презентация по теме Урок истории в 8 классе "Умереть- так только за Отчизну, жить – так только родиной дыша. (По отечественной войне 1812 г. Урок закрепления знаний)

мультимедийная презентация по теме "Умереть-так только за Отчизну, жить-так только Родиной дыша".


Презентация на тему: "Черные металлы"

Презентация была использована для урока в 6 классе на тему: "Черные металлы".

презентация по теме "Щелочные металлы 1 группы

описание свойств щелочных металлов и их применение.


Презентация по теме: "Нахождение металлов в природе и общие способы их получения"

Нахождение металлов в природе и общие способы их получения.


Тема урока: «Металлы в природе. Понятие о металлургии»

Тема урока: «Металлы в природе. Понятие о металлургии»Тип урока: комбинированный урокФорма учебной деятельности: коллективная, парная, индивидуальная, исследовательская.Методы: проблемно-и.

Презентация по химии 11 класс "Металлы"

Все металлы проявляют только восстановительные свойстваМЕТАЛЛЫ

Металлы (др.-греч. metallon, лат.metallum-рудник, шахта)-группа химических элементов, обладающих в виде простых веществ при нормальных условиях характерными металлическими свойствами, такими как высокие тепло- и электропроводность, высокая пластичность, ковкость и характерный металлический блеск.

Тяжелые ( свинец, медь, ртуть, кадмий, кобальт) Тугоплавкие (молибден, вольфр.

Тяжелые ( свинец, медь, ртуть, кадмий, кобальт)
Тугоплавкие (молибден, вольфрам)
Цветные (свинец, медь, олово, цинк, никель)
Благородные (золото, серебро, рутений, родий, палладий, осмий, иридий и платина)
Классификация

Металлы отдают свои электроны неметаллам, которые проявляют окислительные сво.

Металлы отдают свои электроны неметаллам, которые проявляют окислительные свойства
Образуются бинарные соединения, названия их формируются по принципу «неметаллид»+«металла » (с.о., если переменная)
Металлы взаимодействуют с галогенами («рождающий соль») с образованием солей 2Na0+Cl02=2Na+1Cl-1

Взаимодействие металлов
с неметаллами

Образование смеси хлорида сурьмы (III) и (V): 2Sb0+3Cl.

Образование смеси хлорида сурьмы (III) и (V): 2Sb0+3Cl02=2Sb+3Cl-13
2Sb0+5Cl02=2Sb+5Cl-15

Горение сурьмы в хлоре

В случае переменной степени окисления у металла продукт его взаимодействия с.

В случае переменной степени окисления у металла продукт его взаимодействия с неметаллом зависит от окислительных свойств последнего
При взаимодействии железа с серой образуется сульфид железа (II), а с хлором-хлорид железа (III):
Fe0+S0=Fe+2S-2
2Fe0+3Cl02=2Fe+3Cl-13

Д.И. Менделеев для высших оксидов предусмотрел специальную графу в таблице Пр.

Д.И. Менделеев для высших оксидов предусмотрел специальную графу в таблице
При взаимодействии с кислородом металлы образуют оксиды и пероксиды. Оксиды проявляют или основные или амфотерные свойства
При горении лития и магния образуются основные оксиды: 4Li0+O02=2Li+12O-2
2Mg0+O02=2Mg +2 O-2
сопровождается выделением яркого света,
что использовалось первыми фотографами
в качестве вспышки при съемке
Кислород-активный неметалл

Алюминий сгорает ярким, ослепительным пламенем: 4Al0+3O02=2Al+32O-23 Железо с.

Алюминий сгорает ярким, ослепительным пламенем: 4Al0+3O02=2Al+32O-23
Железо сгорает с образованием Fe3O4 (Fe+2O-2 . Fe+32O-23)-железной окалины:
Fe0+2O02=Fe+23O+34.
Натрий образует пероксид: 2Na0+O02=Na+12O-12 Обладает способностью регенерировать кислород из углекислого газа 2Na2O2+2CO2=2Na2CO3+O2
Оксид
Na+12O-12+2Na0=2Na+12O-2
Оксиды некоторых металлов

При обычных условиях энергично взаимодействуют с водой щелочные и щелочноземе.

При обычных условиях энергично взаимодействуют с водой щелочные и щелочноземельные металлы, при этом образуются щелочь и водород
Скорость ХР щелочных металлов с водой зависит от природы металла
! С калием и натрием закрывать пробиркой сосуд нельзя, возможен взрыв и выброс щелочи 2M0+2H+12O=2M+1OH+H02
В реакции с литием и кальцием можно собрать водород Ca0+2H+12O=Ca+2(OH)2+H02

Взаимодействие металлов с водой

Способность взаимодействия зависит от их положения в ЭХРН М взаимодействуют.

Способность взаимодействия зависит от их положения в ЭХРН
М взаимодействуют с растворами кислот при соблюдении условий: - М должен находиться левее водорода –в результате реакции должна образоваться растворимая соль, в противном случае она покроет М осадком и доступ кислоты к М прекратится –для реакций не рекомендуется использовать щелочные М –по-особому идет взаимодействие с серной и азотной кислотами любой концентрации
Взаимодействие металлов
с растворами кислот

ZN0+2H+1Cl=Zn+2Cl2+H02 соляная кислота хлорид цинка 2CH3COOH+1+Zn0.

ZN0+2H+1Cl=Zn+2Cl2+H02
соляная кислота хлорид цинка
2CH3COOH+1+Zn0 (CH3COO)2Zn+2+H02
уксусная кислота ацетат цинка
Некоторые органические соединения проявляют слабые кислотные свойства, а потому взаимодействуют с щелочными металлами: 2C2H5OH+1+2Na0 2C2H5ONa+1+H02
этанол этилат натрия
ПРИМЕРЫ

М взаимодействуют с растворами солей при соблюдении условий.

М взаимодействуют с растворами солей при соблюдении условий: -М должен находиться в ЭХРН левее металла, образующего соль -в результате реакции должна образоваться растворимая соль, так как в противном случае она покроет М осадком и доступ соли к М прекратится -для этих реакций не рекомендуется использовать щелочные металлы
Cu0+2Ag+1NO3=Cu+2(NO3)2+2Ag0
Cu0+2Ag+=Cu+2+2Ag0

Взаимодействие металлов
с растворами солей

Металлотермия (от греч. therme — теплота, жар) — отрасль современной металлур.

Металлотермия (от греч. therme — теплота, жар) — отрасль современной металлургии, которая основана на процессах восстановления металлов из их соединений другими металлами, химически значительно более активными, чем восстанавливаемые, при повышенных температурах.
Некоторые активные М-литий, магний, кальций, алюминий-способны вытеснять другие М из оксидов. Это свойство используют для получения некоторых М, а также для изготовления термитных смесей.
Хром получают с помощью алюминотермии: 2Al0+Cr+32O3=Al+32O3+2Cr0

Коррозией (от лат.corrodere-разъедать) называют самопроизвольное разрушение м.

Коррозией (от лат.corrodere-разъедать) называют самопроизвольное разрушение металлов и сплавов под влиянием окружающей среды
«Коррозия-рыжая крыса,
Грызет металлический дом. »
В.Шефнер
Коррозия металлов
и способы защиты от неё

ВРЕД и ФАКТОРЫЕжегодно из-за коррозии разрушается около ¼ всег.

ВРЕД и ФАКТОРЫ
Ежегодно из-за коррозии разрушается около ¼ всего произведенного в мире железа
Большие экономические затраты на ремонт и замену деталей, аппаратуры, техники, приборов
Серьезные экологические последствия
Коррозию металлов и сплавов (их окисление) вызывают действие:
вода
кислород
оксиды углерода и серы
водные растворы солей (морская вода, грунтовые воды),
происходит химическая коррозия

Особенно сильно корродирует металл во влажном воздухе или воде: 4Fe+3O2+6H2O.

Особенно сильно корродирует металл во влажном воздухе или воде: 4Fe+3O2+6H2O=4Fe(OH)3
Химически чистое железо почти не корродирует
Если два различных металла опустить в водный раствор электролита, то более активный (в ЭХРН левее) будет разрушаться, предохраняя менее активный металл от коррозии. Например, при взаимодействии железа и меди с водой, высвободившиеся электроны железа соединятся с ионами водорода и осядут на поверхности меди
Этот электрохимический процесс можно записать: Fe0+2ё Fe+2 (на железе)
2H++2ё H02 (на меди)
Fe0+2H+=Fe+2+H02 (в ионном виде)

1. Нанесение защитных покрытий.

1. Нанесение защитных покрытий -лаки, краски, эмали. Раз в два года необходимо обновление
- гальваностегия
-лужение-покрытие железного листа оловом (белая жесть)
2. Использование нержавеющих сталей (хром и никель, алюминий и титан и др.)
3. Введение ингибиторов коррозии в рабочую среду, где находятся металлические детали. Например ортофосфорная, щавелевая кислоты (замкнутые системы, нефтепродукты, газопроводы и пр.)
4. Создание контакта с более активным металлом-протектором (Например, цинк)
Борьба с коррозией

Читайте также: