Презентация роспись по металлу жостово

Обновлено: 17.05.2024

Презентация на тему: " ЖОСТОВСКАЯ РОСПИСЬ русский художественный промысел лаковой росписи по металлу, сложившийся в начале 19 века в деревне Жостово неподалеку от подмосковных." — Транскрипт:

2 ЖОСТОВСКАЯ РОСПИСЬ русский художественный промысел лаковой росписи по металлу, сложившийся в начале 19 века в деревне Жостово неподалеку от подмосковных Мытищ.

3 Возникновение промысла связано с лукутинской лаковой миниатюрой на папье-маше, изготовлявшейся в расположенном неподалеку Федоскине.

4 Жостовская фабрика ведет свое начало от мастерской откупившихся на волю крестьян братьев Вишняковых. В 1825 художник - миниатюрист О. Ф. Вишняков основал в Жостове мастерскую, где создавали подносы с сюжетной и цветочной росписью. В вишняковской мастерской первоначально производили и расписывали не только подносы, но и изделия из папье -маше.

6 С первой половины XIX века мастерские по производству расписных подносов работали в нескольких деревнях Московской губернии: Осташкове, с. Троицком, Сорокине, Хлебникове и др.

7 В начале 20 века спрос на изделия жостовских мастеров сократился, что привело к упадку промысла.

8 В 1922 в деревне Новосильцево из оставшихся художников сформировалась «Новосильцевская трудовая артель», выпускавшая подносы.

9 Артели появились в других селах: в Жостове в 1924 «Жостовская трудовая артель» и «Спецкустарь», в 1925 «Лакировщик»; в Троицком «Свой труд».

10 В 1928 все мелкие артели объединились в специализированную артель «Металлоподнос» с центром в деревне Жостово.

11 С 1938 года мастеров по росписи подносов готовили в школе бригадного ученичества, прямо на производстве. Обучали молодежь А.П.Гогин, В.И.Дюжаев, П.И.Плахов.

12 В 1960-е годы спецартель была преобразована в Жостовскую фабрику художественной росписи, где работают заслуженные мастера: Б. В. Графов, Д. Д. Кледов, Н. Н. Гончарова, Н. Н. Мажаев, В. И. Дюжаев, М. П. Савельев и молодые художники Л. И. Рябинина, А. Н. Голубева и др.

13 ФОРМИРОВАНИЕ ОСОБОЙ МАНЕРЫ РОСПИСИ

14 К середине 19 века в Жостове формируется своя оригинальная художественная манера и приемы росписи. Распространенные мотивы росписи жостовских подносов букеты и натюрморты, цветы, вазоны, гирлянды. Основной мотив жостовской росписи - цветочный букет на черном или красном фоне. Реже фоном служат другие цвета, золото или перламутр.

15 По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение. По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и др.

16 Традиционной особенностью росписи является импровизационное исполнение каждой отдельной композиции. Художник пишет не с натуры, а ориентируясь на свое воображение.

17 В основе жостовского искусства лежит свободный кистевой мазок, находящийся в прямой связи с традицией народной росписи на деревянных и берестяных изделиях.

18 Основной мотив жостовской росписи - цветочный букет - имеет несколько сложившихся типов композиций. Цветы могут располагаться гирляндами по периметру подноса, собираться в букеты из трех или пяти цветов, изображаться в корзинах. Нередко цветы сопровождают изображения фруктов, ягод или птиц.

20 Для производства жостовских подносов применяется тонкая кровельная сталь: листы штампуют, затем подносы проходят вальцовку для придания жесткости бортам. Перед росписью поднос тщательно шлифуется, затем покрывается двухслойным грунтом на основе каолина и сажи. На поднос наносится несколько слоев цветного лака с просушкой и полировкой каждого слоя.

21 Затем мастера расписывают подносы от руки масляными красками без применения трафаретов и образцов, полагаясь на собственную фантазию. Роспись производится обычно по черному фону (иногда по красному, синему, зеленому, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами.

22 При росписи жостовских подносов используются масляные краски на скипидаре, наносимые мягкими беличьими кистями. Многослойная роспись выполняется в несколько стадий, каждая из которых сопровождается длительной просушкой. Первая «подмалевок», когда мастер широкой кистью, без предварительного рисунка, набрасывает силуэт композиции и определяет основной колорит.

23 Орнаментальный узор наносится "твореным" золотом (золотым порошком, разведенном в прозрачном лаке или скипидаре) или гульфарбой (белой краской с лаком), которую присыпают алюминиевым порошком.

24 Вначале делается замалевка (основные силуэты букета), затем выправка: накладываются тени, прописываются светлые места, наносятся плотные мазки, блики, тонкими линиями прожилки листьев, тычинки, а потом крупные цветы связываются с более мелкими элементами узора травами, стеблями и т.д., в последнюю очередь наносится орнамент, расположенный на бортах (т.н. уборка).

25 После росписи жостовские изделия снова трижды покрывают бесцветным лаком с просушкой в печи и полируют тонким порошком вручную до зеркального блеска и возвращают живописцу.

26 Сильными сочными мазками полупрозрачной краски художник подчеркивает затененные места наносит «тенежку», после чего осуществляет «бликовку» выполняет белилами блики на цветах и листьях, подчеркивая их объемы.

27 Завершают работы по выявлению основных форм букета «чертежка» и «посадка семенцов» прорисовка тонкими линиями прожилок, лепестков, изображение пестиков и тычинок.

28 И, наконец, в просветах между цветами и листьями выписывается травный узор делается «привязка». Борта подноса украшаются тонким декоративным орнаментом.

30 После завершения росписи поднос покрывается несколькими слоями масляного лака с просушкой и полировкой. Последняя операция - наводка зеркального блеска - выполняется ладонями рук с использованием тончайшего мелового порошка.

31 Будущие художники - жостовцы обучаются в Федоскинском художественном училище. Жостовская лаковая роспись по металлу - на сегодняшний день в мире уже не декоративный народный промысел, а высокое искусство, ставшее неотъемлемой частью самобытной культуры.

презентация и план урока на тему"Жостово"
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

За лето ребенок растерял знания и нахватал плохих оценок? Не беда! Опытные педагоги помогут вспомнить забытое и лучше понять школьную программу. Переходите на сайт и записывайтесь на бесплатный вводный урок с репетитором.

Вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Мир цветов из Жостово. Работа учителя изо и черчения: Максимовой С.Н.

История Жостовского промысла восходит к началу ХIХ века, когда в ряде подмосковных сел и деревень (в их число входило и Жостово) возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше . Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых. Датой основания считается 1825г.

Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами.

Композиция венок букет полувенок букет в раскидку роспись с углов

Формы подносов разнообразны

Цветочную роспись выполняют масляными красками в две стадии . Первая стадия письма называется – замолевкой. Разбавленной краской на подготовленную поверхность художник наносит силуэты цветов и листьев.

Вторая стадия- выправка , она включает в себя: Тенежка. Полупрозрачными красками художник наносит цветные тени. Прокладка. Уточняются многие детали. Бликовка. Наложение бликов выявляет свет и объем. Чертежка . Это заключительная часть работы над букетом. При помощи тонкой кисти наносятся штрихи – прожилки, кружевные края у листочков, прописываются “семенца” в центре чашечек. Привязка. Прописываются стебельки и травинки. Букет объединяется в единое целое.

Заключительный этап росписи: Уборка . Украшение борта подноса.

Полюбуемся жостовскими подносами…

Проверим себя: Какой прием выявляет свет и объем? С какого этапа начинается роспись ? Какой поднос расписан жостовскими мастерами?

Задание: Придумайте интересную композицию подноса и распишите его травным узором с цветами.

Предварительный просмотр:

«Цветы на жостовских подносах»

“Букеты сказочных цветов
глядят на нас с подносов звонких»

  1. Расширить представления детей о многообразии и красоте окружающего мира и роли художника в преобразовании этого мира.
  2. Углубление знаний учащихся о народном и декоративно-прикладном искусстве.
  3. Знакомство с искусством росписи жостовских подносов.
  • Обучающие:
  • Познакомить с историей появления жостовских подносов, раскрыть детям секрет послойного жостовского письма.
  • Закрепить знания о красивых цветосочетаниях, о контрасте и нюансе.
  • Развивающие:
  • Развивать у учеников навыки кистевого письма, свободное владение кистью и гуашевыми красками при выполнении цветочной композиции.
  • Творческое развитие личности ребёнка, его воображения и фантазии. Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной.
  • Воспитывающие:
  • Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, эмоциональную отзывчивость. Видеть и ценить труд художников, создающих неповторимые образцы жостовских подносов.

Материально-техническое обеспечение урока:

  1. Мультимедийная установка (ПК, проектор),магнитная доска
  2. Художественные материалы(бумага, гуашь, кисти, баночка для воды)
  3. Таблицы со схемами композиций и этапами росписи подносов.
  4. Заготовки макета подноса, покрытые черной краской (для учеников и учителя).
  5. Видео-фильм (фрагмент) “Жостово”
  6. Видеослайды «букеты жостово»
  7. Иллюстрация с изображением подносов.

Музыкальный ряд: Русская народная музыка:( Русская народная песня – «Девка по саду ходила» Русская народная плясовая – «Камаринская»)

  1. Организационный момент-1минута
  2. Беседа об истории жостовского художественного промысла – 5 минут.
  3. Просмотр фрагмента фильма “Жостово” -1 минуты.
  4. Постановка художественной задачи – 3 минута
  5. Рассмотрение вариантов композиции и этапов выполнения росписи – 5 минут.
  6. Практическое выполнение задания поэтапно за действием учителя – 20 минут.
  7. Подведение итогов и просмотр работ – 5 минут.

Учитель : Здравствуйте ребята, садитесь, пожалуйста.

Проверить подготовку учеников к уроку, наличие материала на партах.

-Я хочу проверить все ли готовы к уроку. Сейчас на партах должны быть: белый лист бумаги, гуашь, кисти и баночка с водой.

Звучит русская народная мелодия. «Камаринская». Учитель открывает доску, на доске возникает зрительный ряд: четыре слова: чай, чаепитие, самовар, поднос; образцы жостовских подносов и таблицы с элементами росписи

Учитель : ребята, вы услышали русскую народную музыку и увидели на доске четыре слов : чай, чаепитие, самовар, поднос

-Мы сегодня попробуем с вами разобраться, в чем же здесь секрет.

Вопрос: Какая связь между этими словами?

Вопрос: Как вы думаете, что их связывает? Составьте логическую цепочку из этих слов. Дискуссия и обсуждение разных вариантов, предложенных детьми.

2.История развития жостовского подноса:

Учитель : ребята, а вы знаете, что чай – это заморский напиток. В Россию он попал в 1637 году в качестве подарка от Алтын-хана русскому царю. Чай начали пить сначала при царском дворе как лекарство и только в 1679 году был заключен первый договор о постоянных поставках чая в Россию. Он так полюбился русским людям, что вытеснил традиционно русский сбитень, медовуху и различные травяные настои. Возникла целая церемония чаепития. В XIX веке чай стал русским национальным напитком.

Слайд. Учитель : Это картина Кустодиева «Купчиха за чаем» 1918г. Прекрасный пример московского чаепития. Анализ картины. Молодая женщина пьет чай на балконе деревянного особняка. Складки темно-фиолетового с черными разводами платья и такой же чепец подчеркивают белизну округлых обнаженных плеч и свежие краски розового лица. Солнечный летний день клонится к вечеру. По сине-зеленому небу плывут розовые облака.

Вопрос: Что вы видите у нее на столе?

- А на столе пышет жаром ведерный самовар. Аппетитно расставлены фрукты и сласти – сочный, красный арбуз, яблоки, гроздь винограда, варенье, кренделя и булки в плетеной хлебнице.

Учитель : Своим появлением самовар обязан чаю. В 1778 году в Туле оружейник Федор Лисицын построил собственную мастерскую по изготовлению самоваров. Тульские самовары проникали во все уголки России, становились украшением ярмарок.

Вместе с самоваром на стол ставился и поднос, который тоже стал непременным участником русского чаепития.

Слайд . Учитель : В начале 19 в. в деревне Жостово, возник промысел по производству расписных металлических подносов. В 1825 году была открыта фабрика по производству подносов отцом и сыном Вешняковыми. А писали на подносах в основном маленькие букетики цветов, т.к. это было не сложно.

Итак, тема нашего урока: «Цветы на жостовских подносах».

-Предлагаю посмотреть фильм о том, как создавались жостовские подносы. Смотрим и слушаем внимательно,будет интересно и полезно.

3.Просмотр видео-фильма (фрагмент ) “Жостово ”.

Слайд . Учитель : поднос попадает в руки мастера-живописца. Традиционный мотив - цветочный букет на черном фоне. Цветы на подносе легко узнаются. Это королева всех цветов роза, алые маки, звездчатые астры и георгины. Их подбирают с особой выдумкой и вкусом. Дополнить композицию могут более мелкие цветочки: ромашки, васильки, колокольчики.

Слайд . Учитель : Постепенно, классический черный цвет фона, сменяется зеленым, красным, белым.

Жостовский мастер не работает по образцам, перед ним нет живых цветов, он пишет, руководствуясь воображением. Крупные и мелкие цветы объединяются в классические композиции:

Вопрос: как бы вы охарактеризовали эти композиции? Ответы детей.

- "Букет собранный","Букет в раскидку","Венок", «полувенок»"Ветка с угла".

Вопрос: Как вы думаете,какие по форме могут быть подносы? ? Ответы детей.

Слайд : форма подносов.

Композицию определяет форма подносов:

  • Круглые
  • Прямоугольные
  • Треугольные
  • Овальные
  • Фестончатые
  • Восьмиугольные
  • Гитарные.

По размерам подносы были очень большие – «скатертные», трактирные подносы достигали размеров стола, маленькие « закусочные » - не больше тарелки; шести и восьмиугольные, овальные, прямоугольные, круглые и даже треугольные для угловых столиков.

Вопрос: Чем же отличаются эти вроде бы простые цветы? Например от гжелевых цветов? От городецкой росписи?

Учитель : Конечно же особым свечением. Это достигалось определенными приемами и этапами росписи.

Как вы видели из фильма, мастер расписывает подносы в несколько этапов, сразу красками, без предварительного рисунка.

Слайды: Этапы росписи жостовского подноса

Эти этапы имеют свое название:

  1. Замалевок. Разбавленной краской на подготовленную поверхность художник наносит силуэты цветов и листьев.
  2. Тенежка. Полупрозрачными красками художник наносит цветные тени.
  3. Прокладка. Уточняются многие детали.
  4. Бликовка. Наложение бликов выявляет свет и объем.
  5. Чертежка. Это заключительная часть работы над букетом. При помощи тонкой кисти наносятся штрихи – прожилки, кружевные края у листочков, прописываются “семенца” в центре чашечек.
  6. Привязка. Прописываются стебельки и травинки. Букет объединяется в единое целое.
  7. Уборка. Украшение борта подноса.

4.Постановка художественной задачи. Дети сами определяют задачи урока.

Учитель: Ребята, а давайте представим, что мы мастара росписи подносов. И скоро намечается жостовская ярмарка. И как хотелось бы подготовиться к этому. С пустыми руками нам мастерам, стыдно туда идти.

Вопрос: Что же нам делать? Ответы детей

Вопрос: для того, чтобы жостовские букеты не перепутали с другой росписью, что нам надо узнать? Ответы детей

Учитель: Итак, мы сегодня попробуем на заготовленных шаблонах написать фрагмент жостовского букета: один крупный цветок с листиками.

-Мы должны с вами научиться рисовать цветы в свободной кистевой манере жостовских мастеров. А на следующем уроке вы завершите работу по росписи подносов, выбрав композиционные схемы.

-Я буду показывать каждый этап на доске, а вы работайте у себя на подносе:

Показ на доске. Учитель берёт в руки кисть и показывает процесс рисования розы, ромашки. Итак, начнём с розы – королевы цветов. В жостовских подносах она всегда в центре.

6.Самостоятельная работа учащихся. Учащимся раздаются готовые шаблоны из черной бумаги, бумага для палитры и раздаточный материал с элементами росписи.

Учитель: Приступайте к работе, а я вам немного помогу.

Самостоятельная работа. Начинать сразу кистью. Учитель контролирует подбор красок для цветов, которые должны гармонировать с фоном подноса. Чтобы росписи детских рисунков были красивы и выразительны, учитель следит за ритмом декоративных элементов в круге и последовательностью работы над цветочной росписью.

Музыкальный фон: Русская народная песня - Девка по саду ходила

-индивидуальная работа с учащимися

7. Подведение итогов урока.

Вопросы.(дополнительные иллюстративные вопросы на слайдах)

  1. В чем особенности жостовской росписи?
  2. Назовите основные формы подносов.
  3. В каких еще народных промыслах используются цветочные композиции?

На следующем уроке учащиеся завершают работу по росписи подносов.,выбрав композиционные схемы: «букет собранный», «венок», «ветка с угла». Затем выполняется привязка – прорисовка мелких веточек и травинок на подносе. Последний этап – выполнение уборки, украшение края подноса.

-А сейчас давайте посмотрим, что у нас получилось? Понравилось ли вам работать в жостовской манере? Что было легко, а в чем возникли трудности?

Оформляется выставка работ.

Задание на дом: Где еще в наше время можно использовать жостовскую роспись?( собрать иллюстративный материал)

Жостово.История,особенности росписи.презентация в 2 частях.
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Презентация является наглядным материалом для уроков ИЗО начальной и средней школы Содержит информацию о истории возникновения промысла росписи подносов.О начальном производстве подносов на Урала,на заводах Демидова (можно так же рассказать о этом знаменитом фабриканте и меценате)

Представленны слайды росписи уральских подносов,отличающихся от Жостовских сюжетами росписи.

В презентации использованны слайды с подробным ,поэтапным изготовлением (технологией )подноса из металла и подготовка его под роспись.

И сама роспись подносов.С особенностями жостовской росписи,слайды с материалом о влиянии на промысел других художественных центров.

Так же презентация содержит фотографии старых и современных подносов.Использование жостовской росписи в декоре самых разных вещей и даже прстранств.

Презентация состоит из 2х частей и может быть использованна на нескольких уроках.

ВложениеРазмер
zhostovo_-1_chast.pptx 1.46 МБ
zhostovo_-_2_chast.pptx 2.86 МБ
Подтяните оценки и знания с репетитором Учи.ру

ИСТОРИЯ. ТЕХНИКА РОСПИСИ. Особенности росписи . 1часть ЖОСТОВО

История промысла росписи подносов. Промысел расписных металлических подносов возник в середине XVIIIв . на Урале, где были расположены металлургические заводы Демидовых (Нижний Тагил, Невьянск, Верх- Нейвинск ), и только в первой половине XIX века подносы стали изготавливать в деревнях Московской губернии — Жостове , Троицком, Новосельцеве и др. Скоро московский промысел стал ведущим. В настоящее время производство подносов с лаковой росписью сосредоточено в деревне Жостово Московской области и в Нижнем Тагиле.

Уральские подносы. Нижний Тагил.

История развития промысла. . Дальнейшее развитие жостовской росписи стилистичести взаимосвязано с росписью по фарфору и финифти подмосковных заводов и фабрик, цветочными мотивами набивных ситцев ивановских фабрик и лукутинской миниатюры. изготовлявшейся в расположенном неподалеку Федоскине

Технология изготовления подноса .

Ковка подноса и обработка края подноса. Форма кованого подноса создается ручной ковкой по старинной кустарной традиции, при этом ее конфигурация и размер зависят от творческого варьирования коваля.

Подготовка под роспись . Отжиг , обезжиривание, грунтование, нанесение черной эмали в два-три слоя с промежуточной сушкой каждого слоя, зачистка каждого слоя эмали вручную при помощи шкурки . Разбеленными красками намечается общий силуэт композиции.

Презентация учителя ИЗО ГБОУ СОШ №1291 г.Москвы Бабенко Н,В.

ИСТОРИЯ. ТЕХНИКА РОСПИСИ. Особенности росписи . 2 часть ЖОСТОВО

Художественная роспись . Основной мотив жостовской росписи – цветочный букет – прост и лаконичен по композиции, в которой чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы; объемно-живописная передача реальной формы цветка сочетается с декоративной красочностью цветового решения, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, прялках, туесах. Борта подносов расписывают легким “золотым” орнаментом (т.н. уборка). Завершенная роспись покрывается тремя слоями светлого лака и полируется до зеркального блеска . В основе жостовской росписи лежит сочный, свободный мазок кисти. Жостовский мастер не работает по образцам. Он пишет по воображению, по хорошо усвоенным правилам, отточенным в долгой практике многих поколений местных художников. Классический стиль жостовского искусства предполагает несколько цветочных композиций: « Букет собраный », «Букет в раскидку», «Венок», «Ветка с угла», в которых в гармоничном единстве выступают крупные и мелкие цветы, листья, бутоны, стебли . Объемы цветов и листьев как бы вырастают из глубины фона. Это делают путем постепенного перехода от темных тонов к более светлым. В жостовской росписи цветы как будто оживают. И спользуется многослойное письмо.

Выправка состоит из серии следующих одна за другой операций: тенежка , прокладка , Жостовские мастера пишут масляными художественными красками, разбавленными льняным маслом и скипидаром. Используются беличьи кисточки. Жостовская роспись выполняется в два этапа. Первый этап письма называется замалевкой , второй – выправкой.

бликовка , чертежка , посадка семенцов и привязка.

Декор предметов в технике жостовской росписи.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как найти часть от целого и целое по его части"

Мультимедийная разработка урока к учебнику "Математика 6 кл." А.А. Зубарева, А.Г. Мордкович.Урок изучения нового материала, все этапы урока отражены в презентации. Объяснение материала и решение.


Слитное и раздельное написание не с разными частями речи. Совершенствование умения определять части речи.

Тип урока: повторительно-обобщающий. Цели урока 1) Обучающие: совершенствовать умение определять части речи и производить их морфологический разбор 2) Развивающие: систематизировать и обобщать правила.


Конспект урока "Соединение части вида с частью разреза на чертежах"

Цель урока: познакомить учащихся с правилами ГОСТа использования части вида и части соответствующего разреза, половины вида и половины разреза. Задачи: Закрепить изученный материал по теме "Разрезы". .


"Нахождение части от целого и целого по его части"

урок закрепления, 6 класс.

Урок презентация в 5 классе по теме: "Задачи на нахождение части от числа и числа по его части".

В презентацию включены задачи на нахождение части от числа и числа по его части. Задачи даются парами, чтобы дети могли научиться отпределять к какому типу отнети задачу. Представлены различные способ.

"Формула длины окружности. Урок-практикум." (часть 1, часть 2, часть 3)

Презентация разбита на три части из-за невозможности сжать её до необходимого размера.

Работа состоит из 3-х частей. Часть А – задания с выбором 1 ответа, каждый ответ оценивается в 1 балл. Часть В - задания на установления соответствия оценивается в 2 балла. Часть С – задания с развернутым ответом, оценивается в 3 балла. Максимальное кол

Работа состоит из 3-х частей. Часть А – задания с выбором 1 ответа, каждый ответ оценивается в 1 балл. Часть В - задания на установления соответствия оценивается в 2 балла. Часть С .

Презентация "Жостовские подносы"

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

«Букеты сказочных цветов «Букеты сказочных цветов глядят на нас с подносов звонких И щёлк волшебных лепестков и трепет трав в сиянии тонком… Как удивительно тепло и хмурый день наполнен светом, когда в руках ожившим летом горит такое мастерство».

Татьяна Агеева, Натюрморт.

. Этот промысел возник в начале 19 века, главным образом под влиянием уральской цветочной росписи по металлу. Само искусство росписи подносов известно в России гораздо раньше - еще с 18 века. Оно зародилось на Урале, на заводах известного промышленника Демидова.

Павел Ковалкин, Овальный красный.

В Жостове же, как и других окрестных деревнях Троицкого уезда, занимались тогда миниатюрной лаковой живописью. Производились шкатулки, табакерки, пудреницы, тарелочки, столики, украшенные рисованными миниатюрами, и многие другие изделия. Металл появился в 30-х годах 19 века, когда после окончания войны 1812 года были налажены поставки листового металла с Урала. Вместе с листовым металлом поступали и готовые изделия, в том числе металлические подносы ручной ковки с заводов Демидова.

В Жостове пишут на черном, красном, желтом и синем фоне, но самый распространенный, "классический" - это черный. Обычно в центре располагают крупные цветы, написанные яркими красками. Мелкие рисуют по краям подноса, они делаются слегка затемненными и словно сливаются с фоном. В результате такой росписи и цветы и листья словно выступают из глубины

Основным мотивом Жостовской росписи является цветочный букет, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. Живописная передача реальной формы нарисованного цветка сочетается с великолепной декоративной красочностью самого цветового решения, близкого по духу к традиционной русской росписи на ларцах, сундуках, прялках.

Евгения Мешкова, Черный

поднос с букетом цветов.

Жостово издавна славилось кузнецами, многие из них трудились при монастырях, изготавливали разнообразную церковную утварь - светильники, лампады, оклады для икон. Поэтому им легко было перенять новый опыт. Жостовская роспись представляет собой живопись на металлических подносах, предварительно покрытых несколькими слоями грунтовки и масляного лака, обычно чёрного.

Расписывают подносы в несколько последовательных приёмов мягкой кистью и масляными красками.

В начале 20 века промысел начал приходить в упадок, но по окончании гражданской войны вновь начал развиваться. И в наши дни жостовское искусство развивается, изделия жостовских мастеров известны далеко за пределами России.

Металлическую заготовку подноса грунтуют, шпатлюют, шлифуют и покрывают лаком. И выбирают цвет для фона. Чаще всего фон - чёрный, но может быть и белым, синим, красным.

Начало и основа композиции будущего узора. Разбавленной краской на подготовленную поверхность художник наносит силуэты цветов и листьев в соответствии со своим замыслом.

Полупрозрачными красками художник наносит цветные тени. Слово «тенёжка»—созвучно слову «тень». У цветов появляется объём, обозначаются теневые места растений.

Прокладка цветом

Один из самых ответственных этапов послойного жостовского письма. Форма букета обретает плоть — уточняются многие детали, высветляется и реализуется контрастный или более гармоничный строй всей композиции.

Наложение бликов выявляет свет и объём. Букет кажется освещенным множеством независимых источников света. Бликовка создает настроение и колорит.

Это заключительная часть работы над букетом. При помощи специальной тонкой кисти художник наносит небольшие, но очень значительные штрихи — рисует прожилки и кружевные края на листочках, «семенца» в центре чашечек цветов.

Предпоследний этап росписи подноса, когда уже готовый букет как бы вживается в фон изделия. При помощи тонких стебельков, травинок и усиков букет оформляется в единое целое и связывается с фоном.

Уборка краёв подноса

Украшение борта подноса, состоящие из геометрических или растительных узоров. Уборка может быть скромной, а может соперничать с роскошными старинными рамами для картин. Без уборки изделие выглядит незаконченным

Жостово
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

ЖОСТОВО. РОСПИСЬ ПО МЕТАЛЛУ

У же почти 200 лет радует людей прикладное искусство мастеров подмосковного села Жостово, сверкающей лаком черной, синей, красной или палевой поверхности подноса хороши и подмосковные пейзажи, и цветочные композиции:

венки из цветов, пышные букеты иногда в сочетании с фруктами и птицами, осенние мотивы из ягод и листьев.

Сколько подносов, столько и вариантов изображений. А почему? Жостовский мастер никогда не повторяет один и тот же рисунок.

Свободная манера письма дает мастеру возможность фантазировать, импровизировать. Это основной принцип жостовской живописи. Но и тут связь с традицией сохраняется.

Присмотрись к росписи подносов. Букеты на них плотные, почти нигде не видны стебли: одни головки цветов да листья. А цветы какие! Здесь красиво сочетаются крупные, средние и мелкие формы.

Самые крупные в середине, ближе к краям помельче, а промежутки заполнены листьями и самыми мелкими цветочками.

Видишь, какие разные могут быть формы подносов: прямоугольные и овальные, круглые и фигурные, большие и совсем маленькие. Разнообразие форм дает мастеру возможность решать композицию по-своему, но форма подносов во многом определяет эту композицию.

Прозрачной масляной краской мастер намечает основные пятна композиции—где будут большие цветы, где поменьше, где расположатся крупные листья. Это замалевок. Дальше мастер выполняет тенёжку, т. е. затемняет с одной стороны пятна цвета.

Вот кистью положен мазок, еще мазок от края лепестка к центру. Самые освещенные места выделены бликовкой. Слой за слоем на цветах и листьях создается объем.

И это еще не все. Надо усилить темные места. Много разных оттенков цвета может получиться: серо-голубые, голубовато-лиловые, красновато-оранжевые, зеленовато-коричневые.

Тонкие линии-черточки лягут по контуру лепестков и листьев, придавая им большую выразительность. Мелкие изящные травки и завитушки свяжут всю композицию в одно целое. Дальше поднос надо высушить и покрыть лаком.

Но и на этом дело не кончилось! Надо украсить борта подноса тонкой золотой полоской, лапками и кружевами или мелкими цветочками, золотым орнаментом. Это уборка, говорят мастера.

Поднос готов. Его хорошо просушивают и еще несколько раз покрывают бесцветным лаком. А чтобы блестящим был, полируют как зеркало. Правда, красиво?

ЗАДАНИЕ Придумай и распиши свой поднос. Для этого возьми большой лист бумаги или картона. Выбери одну из форм подносов (можешь вырезать ее) и не забудь про бортик.

ЗАДАНИЕ Подумай, какой фон тебе понадобится: черный, синий, темно-красный, зеленый или белый. Только не спеши! По бумаге и картону сначала пиши букет, а потом фон.

ЗАДАНИЕ Ты будешь работать гуашью, темперой или акварелью с белилами. Без белил у тебя не получится много оттенков цвета, разбелок.

ЗАДАНИЕ Наметь композицию из крупных, средних и мелких форм. Можешь работать сразу кистью. Вспомни, как работали мастера по подмалевку. Не бойся испортить, потому что гуашью можно по просохшему слою сверху положить другой оттенок.

ЗАДАНИЕ Пиши свободно сначала крупные формы. Потом помельче и листья. Теперь сделай фон. Объедини всю композицию в одно целое завитушками, тонкими травками.


Презентация к уроку ИЗО "Красота букетов из Жостово"

Данная презентация использована на уроке ИЗО в 4-5 классе -комплекте школы VIII вида в условиях школы VI вида. В ней рассказывается история возникновения росписи, показаны этапы создания подноса и эта.

Жостово / jostovo_raskraska

Фотографии в альбоме «jostovo_raskraska» zhital на Яндекс.Фотках Жостовское чудо. [more=. ] .


Урок изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М.Неменского на тему "Жостово. Истоки и современное развитие промысла"

Урок изобразительного искусства в 5 классе по проограмме Б.М. Неменского на тему "Жостово. Истоки и современное развитие промыла".

Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Жостово. Роспись по металлу» (по программе Б.М.Неменского).

В методической разработке урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Жостово. Роспись по металлу» (по программе Б.М.Неменского) представлены цели и задачи урока, результаты по ФГОС – личнос.


Урок по изобразительному искусству на тему "России яркие букеты. Жостово."

Этот урок разработан и проведён с использованием деятельностного подхода в обучении. Конспект урока проиллюстрирован фотографиями, что даёт представление об описаных методах и приёмах.


Презентация к уроку изобразительное искусство по теме Жостово

Презентация содержит наглядный материал по теме а так же подробный алгоритм практической работы.

Читайте также: