Прием металла без лицензии штраф

Обновлено: 19.09.2024

Нарушение правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов (приема, учета, хранения, транспортировки), за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2, частью 2 статьи 8.6 и частью 2 статьи 8.31 настоящего Кодекса, а также их отчуждения -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой.

Комментарии к ст. 14.26 КОАП РФ

1. Предусмотренное комментируемой статьей административное правонарушение посягает на установленный в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" порядок обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов и их отчуждения, а также права собственников и иных лиц на изделия из черных и цветных металлов.

2. В соответствии со ст. 1 указанного Федерального закона под ломом и отходами цветных и черных металлов понимаются пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий. Обращение с отходами представляет собой деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Наконец, под хранением отходов понимается их содержание в объектах размещения в целях последующего захоронения, обезвреживания или использования.

Требования к обращению с ломом и отходами цветных и черных металлов и их отчуждению установлены ст. 13.1 упомянутого Закона, согласно которой правила обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов и их отчуждения устанавливаются Правительством РФ.

Федеральным законом установлены следующие особенности оборота лома и отходов цветных металлов:

физические лица могут осуществлять в порядке, установленном законодательством РФ, отчуждение лома и отходов цветных металлов, образующихся при использовании изделий из цветных металлов в быту и принадлежащих им на праве собственности, согласно перечню, утвержденному органами государственной власти субъектов РФ;

юридические лица и индивидуальные предприниматели могут осуществлять обращение с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждение в случае, если имеются документы, подтверждающие их право собственности на указанные лом и отходы.

3. Правила обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения утверждены Постановлением Правительства РФ от 11 мая 2001 г. N 369, с ломом и отходами цветных металлов - Постановлением Правительства РФ от 11 мая 2001 г. N 370.

В отношении оборота лома и отходов и черных и цветных металлов установлены сходные требования к организации их приема, включая требования о наличии в каждом пункте приема: информации о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, осуществляющих прием лома или отходов; соответствующей лицензии; документов на имеющиеся оборудование и приборы; инструкций о порядке проведения радиационного контроля лома и отходов черных металлов и проверки их на взрывобезопасность и т.п.

Осуществляющие прием лома и отходов цветных и черных металлов юридическое лицо и индивидуальный предприниматель обязаны: принять меры к установлению личности гражданина, сдающего лом и отходы, а также подтверждению наличия у него права собственности на соответствующий лом и отходы либо полномочия распоряжаться ими; обеспечить проведение радиационного контроля и контроля взрывобезопасности лома и отходов; составить по установленной форме приемосдаточный акт, зарегистрировать его в книге учета приемосдаточных актов и осуществить ряд других действий.

К числу документов, необходимых при транспортировке лома и отходов черных металлов, отнесены: путевой лист (за исключением случаев перевозки индивидуальным предпринимателем, осуществляющим прием лома и отходов, либо перевозки лома и отходов, образовавшихся в процессе производства и потребления); транспортная накладная со всеми необходимыми реквизитами и ряд других документов.

В отношении оборота лома и отходов цветных металлов установлен ряд особенностей, вытекающих из содержания ст. 13.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" (см. п. 2 комментария), а также иных особенностей оборота цветных металлов. В частности, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием лома и отходов цветных металлов, обязаны обеспечить наличие в каждом пункте приема наряду с перечисленными выше документами перечня разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов, утвержденного органом государственной власти субъекта РФ.

Установлены также запрет на прием лома и отходов цветных металлов от физических лиц, не достигших 14 лет, и обязательность письменного согласия законных представителей - родителей, усыновителей или попечителей при сдаче лома и отходов цветных металлов лицами в возрасте от 14 до 18 лет.

4. Объективную сторону предусмотренного комментируемой статьей административного правонарушения образует несоблюдение любого из рассмотренных требований правил. Совершаются такие правонарушения, как правило, умышленно. Субъектом правонарушения могут являться граждане, осуществляющие отчуждение лома и отходов цветных и черных металлов; организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием, учет, хранение, транспортировку и отчуждение лома и отходов цветных и черных металлов, а также их работники.

5. Контроль за соблюдением рассмотренных правил осуществляют органы федеральных служб по экологическому, технологическому и атомному надзору, по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, органы внутренних дел (милиции) и органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах своей компетенции. Указанное положение учтено при установлении подведомственности рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, а также при определении перечня должностных лиц, органов, уполномоченных составлять протоколы об указанных административных правонарушениях (см. п. 7 настоящего комментария).

6. Следует иметь в виду, что за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с ломом и отходами цветных и черных металлов, уничтожение плодородного слоя почвы и порчу земель в результате нарушения правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов, а также загрязнение лесов ломом и отходами цветных и черных металлов административная ответственность наступает по ст. 8.2, ч. 2 ст. 8.6 и ч. 2 ст. 8.31 Кодекса (см. комментарии к указанным статьям).

7. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматривают должностные лица органов внутренних дел (полиции) и органов, осуществляющих государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений (ст. ст. 23.3 и 23.31). В случае если возникает вопрос о необходимости применить конфискацию предмета административного правонарушения, дело подлежит рассмотрению в судебном порядке (ч. 2 ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях наряду с упомянутыми должностными лицами вправе составлять также должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и органов, осуществляющих государственный экологический контроль (ч. 1, п. п. 19 и 37 ч. 2 ст. 28.3).

8. Нарушение правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов и их отчуждения может повлечь и уголовную ответственность, в частности в соответствии со ст. 171 УК РФ (незаконное предпринимательство - например, осуществление деятельности в области оборота лома и отходов цветных и черных металлов без регистрации или с нарушением правил регистрации, либо осуществление такой деятельности без специального разрешения (лицензии) или с нарушением лицензионных требований и условий, если эти деяния причинили существенный ущерб гражданам, организациям или государству) либо со ст. 175 УК РФ (приобретение или сбыт лома и отходов цветных и черных металлов, заведомо добытых преступным путем), а также некоторыми другими статьями УК РФ.

Незаконный прием металлолома: административная ответственность и штрафы в 2020 году


Прием металлического лома – деятельность, предполагающая получение разрешительных документов. Вести ее вправе индивидуальные предприниматели и юридические лица, соответствующие ряду требований к коммерческой площади, расположению, оснащению и т.д. Нормы обращения с ломом черных и цветных металлов прописаны в Постановлении Правительства Российской Федерации № 369 от 11 мая 2001 года.

В «Правилах обращения с ломом и отходами металлов» подробно описаны требования к организации приема, сбора и хранения. Одно из них гласит: пункт приема металлолома должен обладать лицензией и нотариально заверенной копией выписки из ЕГРЮЛ, которые обязан предъявлять по требованию клиентов и контролирующих органов. Эти документы подтверждают законность ведения предпринимательской деятельности, а получить их можно в уполномоченных госучреждениях: в Департаменте природопользования и окружающей среды и ФНС.

Требования к оснащению

Незаконный прием металлолома – это не только работа без постановки на учет в Налоговой службе, но также ведение коммерческой деятельности с нарушением актуальных правил приема и учета. Одно из наиболее важных – обеспечение радиационного контроля на предприятии в целях обеспечения безопасности людей и окружающей среды. Каждую партию поступающего лома черных и цветных металлов необходимо проверять с применением радиометров, а также более компактных носимых дозиметров и сигнализаторов.

На все виды обязательного оборудования (радиометры, спектрометры, высокоточные электронные весы) необходимо иметь документы: технический паспорт, свидетельства о поверке и т.д. Также в соответствии с Постановление Правительства РФ потребуются пресс-ножницы, пресс для пакетирования металлолома или установка для дробления и сортировки металлических отходов.

Требования к площадке и персоналу

Большинство незаконных пунктов приема металлолома расположены на окраинах города, в гаражных кооперативах или в ангарах на территории промышленной зоны. Однако для легальной работы необходима площадь не менее 200 кв. м (размер земельного участка – от 500 кв. м). В противном случае в получении лицензии будет отказано, а значит, мелкие пункты приема априори не могут работать легально.

Строгие требования предъявляют и к сотрудникам. В их числе должны быть:

  • контролер металлических отходов и лома II разряда;
  • прессовщик I разряда;
  • квалифицированный специалист, проводящий радиационный контроль партий металлолома и проверку их на предмет взрывобезопасности.

Работники должны пройти профессиональную подготовку и аттестацию до начала работы.

Лицензирование деятельности

Лицензирование пунктов приема, переработки и утилизация металлических отходов осуществляет Департамент природопользования и охраны окружающей среды. Но в разных субъектах федерации за оформление документов отвечают различны органы исполнительной власти: например, Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли в Санкт-Петербурге, Министерство промышленности и транспорта Республики Удмуртия или Министерство промышленности и инноваций Республики Татарстан.

Необходимые документы

Оформлять лицензии на прием черного и цветного металлов предстоит отдельно, подготовив два пакета документов. Но набор бумаг стандартный:

  • учредительные документы (устав организации, учредительный договор и др.);
  • паспорт гражданина РФ – для индивидуальных предпринимателей;
  • выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
  • свидетельство о постановке на налоговый учет по месту регистрации;
  • ИНН;
  • квитанция об оплате госпошлины;
  • наименование вида деятельности, подлежащей лицензированию;
  • документы на коммерческую площадь;
  • техпаспорта оборудования;
  • документы, подтверждающие достаточную квалификацию сотрудников и др.

Размер государственной пошлины фиксированный. Он составляет 7 500 руб., но стоимость оформления может многократно возрасти при обращении к посредникам, оказывающим помощь в подготовке и подаче документов на рассмотрение.

Незаконный оборот лома

Лицензирование деятельности по приему металлолома – сложная и длительная процедура. Она требует внушительных затрат на подготовку персонала и оснащение коммерческой площади, а также отнимает немало времени. Поэтому недобросовестные предприниматели маскируют свою деятельность под ту, которая не требует оформления разрешительных документов. Например, под реализацию металлолома, который получен в процессе собственного производства.

Высокий уровень криминализации данной сферы обусловлен относительной мягкостью наказания: предусмотрена административная ответственность за незаконный прием металлолома, то есть за ведение предпринимательской деятельности без регистрации. В соответствии со ст. 14.1 КоАП РФ отсутствие государственной регистрации и лицензии влечен наложение штрафа в размере от 500 до 2000 руб. Но в исключительных случаях возможно привлечение к уголовной родственности.

Ответственность за неправильный оборот металлолома

Помимо административных штрафов, которыми наказывают мелкие пункты приема, действующие без регистрации, предусмотрены более серьезные санкции. Они распространяются даже на лицензированные организации, поскольку незаконное обращение металлолома – это также его прием и хранение с нарушением законодательных норм.

Предусмотрены следующие наказания:

  • штраф в размере от 2000 до 100 000 руб. с конфискацией предметов правонарушения в случае неправильного обращения с металлоломом (ст. 14.26 КоАП);
  • штраф от 1000 до 200 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток при несоблюдении требований в области охраны окружающей среды (ст. 8.2 КоАП);
  • штраф от 3000 до 80 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток при порче земель в результате неправильного обращения с металлическими отходами (ст. 8.6. КоАП).

Однако незаконный оборот металлолома – это его прием и продажа без соответствующего разрешения. За такое правонарушение иногда грозит тюремный срок.

Уголовная ответственность за работу без лицензии

Особенность современного законодательства заключена в том, что за нелегальный прием и оборот лома черных и цветных металлов не предусмотрено специальное наказание. Поэтому привлечь пункты приема, действующие без регистрации и разрешительных документов, к реальной ответственности затруднительно, особенно мелкие. Держатели таких приемок отделываются мелкими административными штрафами, при этом металлолом невозможно конфисковать.

Один из вариантов ужесточения наказания – привлечение предпринимателей к уголовной ответственности по ст. 171 УК РФ «Незаконное предпринимательство». В этом случае правоохранительным органам предстоит доказать, что пункт приема получал от своей работы доходы в крупном размере. В этом случае работа без лицензии грозит штрафом до 300 000 руб. или арестом на срок до полугода. Доход определят по средней стоимости обнаруженного лома и бухгалтерским документам.

Прочие виды уголовной ответственности

Незаконная скупка и продажа металлического лома неразрывно связана со многими правонарушениями. Незаконное предпринимательство влечет уклонение от уплаты налогов, что также уголовно наказуемо. В соответствии со ст. 199 УК РФ первично выявленное правонарушение грозит наказанием в виде штрафа от 100 000 до 300 000 руб., арестом на срок до полугода или лишением свободы на срок до 2 лет.

Если преступление совершено несколькими лицами по предварительному сговору, а в процессе предпринимательства получены доходы в крупном размере, штраф возрастает до 500 000 руб., а срок лишения свободы может достигать 6 лет с запретом на ведение коммерческой деятельности на срок до 3 лет после освобождения. Крупными признаются доходы от 5 млн. руб., получение в течение 3 лет с момента начала скупки и продажи металлолома.

Наказание для физических лиц

Согласно актуальным законодательным нормам, наказать за незаконный оборот металлолома могут не только нелегальные пункты приема, но и рядовых граждан. В связи с недостаточной юридической осведомленностью они систематически участвуют в незаконном обороте лома, сдавая в специализированные пункты отходы, полученные из открытых источников. Законным является отчуждение металлических отходов, права собственности на которые можно подтвердить документально (ст. 13.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Брошенный металлический лом может быть обращен в собственной физического лица, если находится на земельном участке, которым оно владеет. Лом, найденный человек на свалках, полях, садовых участках, не может быть обращен в его собственность, поэтому его сдача формально считается незаконной и в ряде случаев влечет административную ответственность.

Покупка металлолома без лицензии

Подборка наиболее важных документов по запросу Покупка металлолома без лицензии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Покупка металлолома без лицензии

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2013 год: Статья 149 "Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(ООО "Юридическая компания "Налоговая помощь") Поскольку применение льготы, установленной подп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ, поставлено в зависимость от наличия у налогоплательщика лицензии, суд пришел к выводу о неправомерном применении налогоплательщиком льготы в отношении операций по оптовой перепродаже лома черных металлов, приобретенного у третьих лиц, в отсутствие лицензии на данный вид деятельности. Отсутствие претензий со стороны налогового органа при применении льготы в предыдущие налоговые периоды не может служить основанием для признания правомерным применения обществом льготы в следующих налоговых периодах в отсутствие соответствующей лицензии.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Определение Верховного Суда РФ от 28.03.1995 N 56-В97-2
В удовлетворении жалобы на постановление об административном правонарушении в части наложения штрафа и конфискации лома цветных металлов и орудий производства отказано правомерно, поскольку в действиях истца имелся состав административного правонарушения, выраженный в осуществлении предпринимательской деятельности без соблюдения установленного порядка регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. постановлением административной комиссии при администрации Надежденского района Приморского края от 14 мая 1996 г. на М. в соответствии со ст. 156 КоАП РСФСР за осуществление предпринимательской деятельности без регистрации, приобретение и хранение лома цветных металлов без лицензии было наложено административное взыскание в виде штрафа в сумме 75900 руб. с конфискацией лома цветных металлов и орудий производства.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Покупка металлолома без лицензии

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Криминальная обстановка в сфере оборота лома и отходов черных и цветных металлов в металлургической отрасли
(Федорченко А.В.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 6) Например, граждане Б., К. и В., не имея регистрации и без соответствующей лицензии, необходимой для осуществления такой деятельности, закупив необходимое оборудование, с помощью привлекаемых ими лиц - приемщиков, не осведомленных об их преступной деятельности, - осуществляли заготовку путем приобретения лома и отходов черных и цветных металлов у физических лиц на возмездной основе для последующей переработки и реализации, незаконно хранили заготовленный ими лом и отходы черных и цветных металлов, осуществляли разделку, сортировку и отбор лома и отходов черного и цветного металла, таким образом, незаконно их перерабатывали и подготавливали для последующей реализации. Затем привлекли не осведомленных о преступных намерениях последних водителей, на автомашинах которых с целью реализации незаконно заготовленного и переработанного ими лома и отходов цветных металлов и получения дохода от незаконной деятельности осуществили перевозку лома и отходов цветных металлов в приемо-сдаточный пункт, где, согласно приемо-сдаточному акту, сдали указанный лом и отходы металлов от имени вымышленного ломосдатчика.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Формирование критериев квалификации предпринимательской деятельности в судебной практике
(Олейник О.М.)
("Предпринимательское право", 2013, N 1) Интересным в данном случае является следующее судебное дело. Постановлением административной комиссии при администрации Надеждинского района Приморского края от 14 мая 1996 г. на М. в соответствии со ст. 156 КоАП РСФСР за осуществление предпринимательской деятельности без регистрации, приобретение и хранение лома цветных металлов без лицензии было наложено административное взыскание. М. обжаловал это постановление в суд, ссылаясь на то, что предпринимательской деятельностью он не занимался, приобретал лом цветных металлов для своих личных нужд в то время, когда деятельность по закупке лома цветных металлов не лицензировалась.

Нормативные акты: Покупка металлолома без лицензии

Верховного Суда РФ
"Некоторые вопросы судебной практики по гражданским делам" 12. Постановлением административной комиссии при администрации Надеждинского района Приморского края от 14 мая 1996 г. на М. в соответствии со ст. 156 КоАП РСФСР за осуществление предпринимательской деятельности без регистрации, приобретение и хранение лома цветных металлов без лицензии было наложено административное взыскание в виде штрафа в сумме 75900 рублей с конфискацией лома цветных металлов и орудий производства.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Решение Верховного Суда РФ от 13.10.2009 N ГКПИ09-929
С доводами заявления о том, что оспариваемые предписания Положения в их совокупности противоречат Закону, поскольку не позволяют юридическим лицам без получения лицензии осуществлять деятельность по оптовой торговле ломом черных металлов, которая не должна лицензироваться, суд также согласиться не может.

Бизнес на приеме металла в России: как открыть пункт сдачи


Прием металлолома в России – доходный вид бизнеса. Небольшие пункты приема собирают вторсырье для последующей перепродажи по оптовым ценам (при сдаче от 200 кг цены возрастают). Крупные перерабатывающие компании принимают лом черных и цветных металлов для последующей перепродаже металлургическим предприятиям. По данным статистики, свыше 80 % сырья для производства труб и металлоизделий – это продукты переработки лома.

Свой пункт приема лома

Независимо от объемов закупок пункт приема металлолома приносит неплохой доход. Скупая нержавеющую сталь А12 по цене от 10 руб./кг, вы можете перепродать ее в количестве от 1 тонны. В этом случае закупочная стоимость возрасте на 2 – 4 руб. за 1 кг, а прибыль составит 400 руб. с каждой тонны. Но наиболее выгодно перепродавать лом в количестве от 5 т, а еще лучше – сотрудничать с крупными заводами и перерабатывающими предприятиями. Независимо от запланированных объемов скупки, процесс регистрации одинаков.

Важность постановки на учет

Перед тем, как открыть пункт приема металлолома, необходимо зарегистрировать ИП или ООО в местном отделении налоговой службы (выбор отделения зависит от адреса вашей постоянной регистрации). Вести легальный бизнес без уплаты налогов невозможно. Незаконная деятельность по приему металлолома влечет наложение штрафов:

  • за предпринимательство без государственной регистрации – до 2 000 руб. (ст. 14.1 КоАП);
  • за отсутствие лицензии на деятельность по приему металлических отходов – до 5 000 руб. с возможной конфискацией лома;
  • за нарушение лицензионных требований – до 8 000 руб. для предпринимателей, до 200 000 руб. – для организаций с приостановкой деятельности на срок до 3 месяцев;
  • за нарушение правил по сбору, хранению и утилизации вторичного сырья – до 5 000 руб. (ст. 14.26 КоАП).

Незаконное предпринимательство чревато штрафом до 300 000 руб., обязательными работами до 480 часов или арестом на срок до полугода (ст. 171 УК РФ).

Перед подачей документов на регистрацию в ФНС определитесь с организационно-правовой формой. Для небольшой приемки на территории гаражного кооператива ограничьтесь статусом индивидуального предпринимателя. Выбрав упрощенную систему налогообложения, вы сможете платить государству всего 6 % от прибыли, а также необходимые взносы в Пенсионный фонд и Фонд соцстраха. При этом помните: предприниматель отвечает своим имуществом, а общество с ограниченной ответственностью – уставным капиталом.

Чтобы открыть приемку металлолома, можно зарегистрировать ООО с одним учредителем. Важно лишь правильно подготовить пакет документов: составить Устав и решение о создании предприятия, затем оплатить госпошлину в размере 4 000 руб. После этого обратитесь к нотариусу для заверки документов и подайте их в отделение ФНС вместе с заявлением по форме Р11001. Отметим, что для ИП госпошлина в 5 раз меньше, а из документов нужно только заверенное заявление (форма Р21001).

О лицензировании деятельности

Помимо свидетельства ЕГРИП или ЕГРЮЛ, которые следует получить после постановки на учет, какие нужны документы для ведения легального бизнеса? Поскольку деятельность по сборку, хранению, заготовке, переработке и реализации лома цветных и черных металлов подлежит обязательному лицензированию (ч. 9, ст. 22 ФЗ № 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности), нужно получить необходимые разрешения.

Для лицензирования деятельности необходима специально оборудованная коммерческая площадь (гараж, отдельно стоящее здание и т.д.). Ее расположение не имеет значения: работать можно в любом населенном пункте, на территории любого района, включая спальные. Большой плюс лицензии на скупку лома – ее бессрочный период действия. Достаточно один раз оформить разрешение, чтобы вести деятельность на протяжении многих лет.

Получение лицензии на скупку металлолома

Лицензии для бизнеса на металлоломе бывают трех видов: для работы с черметом, цветметом или двумя видами вторсырья. Их стоимость отличается: около 200 000 руб. – для скупки и переработки одного вида металлолома, а для работы с двумя видами – около 300 000 руб. без учета государственной пошлины (дополнительно 7 500 руб.). Если запланирован экспорт металлических отходов, нужно купить отдельную лицензию. Так же, как и для скупки драгоценных металлов.

Перед подачей документов на получение лицензии убедитесь, что выбранная коммерческая площадь отвечает следующим требованиям:

  • твердое покрытие пола (асфальтобетон, бетон и т.д.);
  • минимальная площадь – 200 кв. м (земельный участок для предприятия по скупе лома – от 500 кв. м);
  • законно оформленные имущественные права (свидетельство о праве собственности или договор долгосрочной аренды помещения).

Следующим этапом подготовки к оформлению разрешения станет закупка специального оборудования.

Оборудование для приема металла

Чтобы открыть точку по приему металлолома, необходимо минимальное техническое оснащение. В список обязательного оборудования входят высокоточные грузовые весы, пресс для пакетирования отходов и оборудование для установления химического состава металлического вторсырья (спектрометр, оптический или рентгеновский анализатор и т.д.). Не обойтись также без дозиметра – прибора для определения радиационного фона металлических отходов.

Автомобильные весы для металлолома

Контрольно-измерительные приборы необходимо передать на государственную поверку в организации, уполномоченные Росстандартом. По результатам проведенных исследований компетентное предприятие выдаст свидетельство, подтверждающие точность показаний прибора. Закупив и поверив оборудование, можно принимать на работу сотрудников.

Набор сотрудников в пункт приема

Требования к лицензированию бизнеса по приему металлолома строги и продуманы до мелочей. Даже штат сотрудников должен отвечать определенным стандартам, поэтому в нем должны быть:

  • контролер металлолома и отходов II разряда;
  • работник, ответственный за осуществление радиационного контроля при приеме вторсырья;
  • прессовщик лома и металлических отходов I разряда;
  • сотрудник, который отвечает за определение взрывобезопасности принимаемых отходов.

Соответственно, нужно составить трудовые договоры и официально устроить людей, оформив их прием на работу в налоговой службе. Для этого ООО нужно встать на учет в качестве работодателя во внебюджетных фондах ПФР и ФСС, а индивидуальным предпринимателям – только в ФСС.

Подготовка пакета документов

Для открытия пункта сдачи и приема лома цветных и черных металлов нужна лицензия, а для ее получения – правильно подготовленный пакет документов. Он включает в себя:

  • заявление о предоставлении лицензии с указанием наименования, юридического адреса организации либо личных данных предпринимателя;
  • учредительные документы (Устав, учредительный договор или решение об открытии предприятия) либо оригинал паспорта гражданина РФ и его заверенная копия – для ИП;
  • документы на земельный участок или коммерческую площадь (свидетельство, подтверждающее право собственности, выписка из ЕГРП или договор аренды);
  • документы, подтверждающие наличие необходимого оборудования (весов, дозиметра), и свидетельство о прохождении поверок;
  • копии трудовых договоров и другие документы, подтверждающие прием на работу сотрудников;
  • подтверждение квалификации работников (удостоверения, сертификаты, аттестаты и др.).

Обращение в лицензирующие органы

Лицензирование пунктов приема металлолома

Обратиться в Департамент также можно для переоформления разрешения, если уже открытый пункт приема переезжает по новому адресу. Лицензия распространяется только на конкретную приемку, поэтому переезд или открытие филиала компании – основания для повторного лицензирования.

Сроки оформления разрешения

Стандартный срок выдачи лицензии – 30 рабочих дней с момента принятия документов на рассмотрение (дни обработки заявления не учитываются). Такой же период оформления разрешения предусмотрен при смене фактического адреса пункта приема, при намерении лицензиата расширить перечень оказываемых услуг. Например, решив не только принимать, но также перерабатывать и сбывать металлолом, вы обязаны вновь обратиться в ДПиООС.

Необходимо уведомить Департамент в случае реорганизации юридического лица (поглощении, слиянии, преобразовании), изменении юридического адреса компании, а также при смене ФИО, адреса постоянной регистрации, выдаче нового паспорта индивидуальному предпринимателю. В этом случае повторное оформление разрешения не требуется, но необходимо переоформить лицензию. Новые данные в нее внесут в течение 10 рабочих дней с момента обращения. Стоимость услуги – 750 руб. Столько же стоит выдача дубликата лицензии в случае потери, порчи или кражи.

Плюсы и минусы ведения бизнеса

Описанные сложности отпугивают многих предпринимателей, ведь перед тем, как открыть прием металлолома, нужно посетить множество инстанций. На оформление документов уходит до 3 месяцев, и все это время нужно платить зарплату сотрудникам и вносить арендные платежи, если помещение не оформлено в собственность. И все же скупка лома – отличная идея для бизнеса, у которой есть плюсы и минусы.

Оформление разрешения можно доверить специализированной компании, которая быстро подготовит бумаги без вашего участия. Вам останется лишь правильно выбрать место, чтобы открыть пункт приема, а также проанализировать рынок и установить конкурентоспособные цены. В этом случае срок окупаемости вложений составить от 4 до 8 месяцев!

Лицензия на прием металлолома


Разобраться как получить лицензию на металлолом не так уж просто, хотя, казалось бы, дело это нетрудное. Обращаешься в организацию, которая уполномочена оформлять подобные разрешения, и спустя некоторое время становишься счастливым обладателем этого документа. Однако для прохождения лицензирования соискатель должен отвечать ряду требований организационного и технического характера. Только в этом случае сбор металлолома и получение дохода от его реализации будут считаться законными.

Важно. Согласно актуальному российскому законодательству получение разрешения на ведение данного вида бизнеса требуется не во всех случаях. Если предприятие продаёт остатки цветных и чёрных металлов, образовавшиеся в процессе его основной деятельности, то оформлять лицензионную документацию не требуется. Например, ваша фирма оказывает услуги по демонтажу металлоконструкций и распоряжается их компонентами по своему усмотрению. Беспокоиться о лицензировании вам не следует – оно вам не требуется.

Демонтаж металлолома

Зачем проходить лицензирование

Причина, по которой заниматься заготовкой и последующей продажей вторичного сырья можно только после получения специальной разрешительной документации, заключается в том, что металлы, вышедшие из непосредственного употребления, представляют собой потенциально вредные, а иногда даже опасные материалы. Поэтому недопустимо манипулировать ими свободно, что называется, как вздумается. Порядок действий строго расписан и регламентирован, чем обеспечивается безопасность для гражданских объектов и окружающей среды.

Лицензия является, по существу, подтверждением того, что заготовитель располагает всеми необходимыми ресурсами для того, чтобы ПРАВИЛЬНО осуществлять сбор лома чёрных металлов и цветмета. При отсутствии данного разрешения деятельность предприятия будет незаконной со всеми вытекающими последствиями. Подробные указания для того, чтобы получить лицензию на приём металлолома, содержатся в Постановлении российского правительства № 1287 от 12 декабря 2012 г.

Документ. Лицензия представляет собой бумажный документ строгой отчётности, напечатанный на гербовом бланке с водяными знаками и индивидуальным номером. Цветовая гамма может быть разной (в зависимости от заказа на фабрике Госзнака), но заполняется документация одинаково – вне зависимости от региона. Подделка лицензий приравнивается к фальсификации денежных знаков и преследуется по закону.

Что касается прочих нюансов лицензирования, то полезно будет знать следующее. На любом предприятии, занимающемся металлоломом, должно заводиться особое лицензионное дело, в котором содержится информация для получения лицензии. В большинстве российских регионов достаточно одного лицензионного дела, но в Москве их должно быть два – отдельно для чёрного и цветного лома.

С чего начать

Итак, первая проблема. Если вы решаете заняться заготовкой и последующей перепродажей металлического вторсырья, то вам нужно обратиться в соответствующий орган своего региона, который выдаёт лицензии на металлолом. Обычно этим занимаются департаменты при региональных министерствах природопользования или комитеты по лицензированию. Например, в Санкт-Петербурге приёмку металлолома параллельно лицензирует Министерство по развитию предпринимательства – жители Северной столицы могут обращаться туда.

Требования для получения лицензии

Для того чтобы соискатель получил лицензионную документацию, он должен, прежде всего, располагать площадкой для работы. К ней предъявляются следующие требования. Во-первых, размещать её необходимо только в нежилой зоне населённого пункта, например, на пустыре или территории промышленного предприятия. Во-вторых, землю нужно оформить в собственность, постоянную или арендованную. В-третьих, площадь должна превышать 200 квадратных метров. И, наконец, тем, кто выдаёт лицензию на лом, небезразлично покрытие площадки – требуется, чтобы она была покрыта твёрдым покрытием, к примеру, асфальтом или бетоном, изолирующим заготавливаемое вторсырьё от почвы.

Пункт приема лома

Далее лицензирующий орган проверяет техническую оснащённость пункта приёма металлического лома. Среди обязательного оборудования, которым должна быть оснащена заготконтора, следующие технические средства:

  • пакетировочный пресс;
  • весовая техника;
  • дозиметрический прибор;
  • лабораторные устройства.

Пакетировочный пресс используется для формирования компактных пакетов вторсырья, пригодных к безопасной транспортировке, в том числе, и по автодорогам общего пользования. На многих заготовительных пунктах используются многофункциональные прессы, конструкция которых включает измельчительную технику, например, гидравлические ножницы.

Весы в полном соответствии со своим названием применяются для взвешивания принимаемого утиля. Без проблем получить лицензию на металлолом можно только при том условии, что на момент лицензирования весовое оборудование поверено в уполномоченной метрологической организации.

Дозиметрический прибор служит для измерения уровня радиации, исходящей от принимаемого металла. Требование оп наличию этой аппаратуры диктуется необходимостью недопущения неконтролируемого распространения радиоактивных материалов.

Лабораторное оборудование является важной составной частью оснащения заготовительного предприятия, так как с его помощью устанавливается химический состав лома. Здесь речь идёт, главным образом, о заготовке цветных металлов. Существует особый цветмет, который запрещено утилизировать обычным порядком. Для выяснения того, нет ли таких материалов в принимаемом вторсырье, проводится химический анализ.

Ограничения. В перечень вторсырья, которое не разрешается заготавливать для последующей перепродажи, входят золото, серебро и редкоземельные металлы, которые зачастую содержатся в различных компонентах телекоммуникационной техники и электронных приборов. Их оборот находится в исключительном ведении государства. Если заготовитель примет подобный лом, то он рискует столкнуться с неприятностями со стороны правоохранительных органов.

Третий момент, который проверяется при выдаче лицензионных документов, заключается в наличии и квалификации персонала, работающего на заготовительном пункте. Дело в том, что один человек (например, сам предприниматель), не сможет выполнять все предписанные законом действия, связанные с оборотом металлического вторсырья. Поэтому и необходим дополнительный персонал – контролёры, прессовщики, дозиметристы, химики. Каждый из них исполняет свои функции, а все вместе обеспечивают безопасность операций с ломом металлов.

Персонал пункта приема

Заявление

После того, как проведены все мероприятия по оснащению предприятия техническими средствами и подобран нужный персонал, в лицензирующий орган необходимо предоставить заявление. В нём указывается информация о компании (название, форма государственной регистрации, описание вида деятельности, сведения об уплате госпошлины). Кроме того, к заявлению прикладываются копии документации, подтверждающих наличие у предприятия площадки и перечисленных выше технических средств для ведения деятельности. Отдельно предоставляются копии документов с подтверждением квалификации работников.

Способ подачи заявления роли не играет. Его можно подать лично, послать по почте заказным письмом, либо воспользоваться электронной почтой. В любом случае факт подачи документа будет зафиксирован в делопроизводстве лицензирующего органа. В течение 3 суток соискателю приходит уведомление о принятии заявления к рассмотрению, либо оно возвращается с указанием причин (неправильность заполнения, отсутствие обязательных данных и прочие обстоятельства).

Если документы приняты, то в ближайшие 45 рабочих дней проводится выездная проверка лицензируемого предприятия, и на основании её результатов выносится решение о выдаче (или невыдаче) лицензии. В ходя проверки выясняется, в какой степени заготовка, переработка и хранение металлических отходов отвечают установленным требованиям и предписаниям. В том случае, если предприятие соответствует всем нормативам, уполномоченный орган выдаёт лицензию, и предприниматель (или компания) может приступать к непосредственной деятельности.

Заключение

Если у вас остались вопросы о том, как и где получить лицензию на бизнес, связанный с заготовкой металлического вторсырья, оставляйте вопросы в комментариях и мы постараемся подробно на них ответить.

Читайте также: