Производство металлов за полярным кругом

Обновлено: 02.05.2024

Сегодня заключительная серия проекта о производстве металлов за полярным кругом. Наш корреспондент Ольга Хохлова побывала на Медном заводе в Норильске. И узнала, что карусель - это не только детский аттракцион, но и производственное оборудование. Почему норильчане, никогда не работавшие на заводе, считают себя металлургами, далее в сюжете.

Уже много лет работников и гостей Медного завода встречает ковш с застывшим расплавом. Своеобразный символ металлургов, который мы еще не раз увидим в плавильном цехе, сердце завода.

- Это спецодежда рабочих на производстве. Вот такие куртки, не обращайте внимания, что такая большая. Моего размера просто не было, каска, очки и респиратор. Он нужен обязательно, без него на производстве никак нельзя. Нужен, чтобы защитить себя от вредных выбросов.

В отличие от обогатительной фабрики и рудника здесь людей мы встречали часто. На предприятии в три смены трудятся более 2 тысяч человек. Сырье с обогатительной фабрики просушивают и отправляют в плавильный цех. Здесь очень шумно работают огромные агрегаты - конвертеры.

Валерий Белоус, заместитель начальника цеха по производству: «Технология какая: поступает к нам сырье из сушильного цеха в виде концентрата, подается на печи, где происходит плавление. Он самый большой, самый насыщенный всяким оборудованием . Естественно, металлургическое предприятие - медный завод, можно сказать, что самый ключевой».

Но прежде, чем получить чистую медь, из печей сливают файнштейн - это промежуточный материал. Расплав в больших ковшах перевозят в ко второй печи.

- Это, пожалуй, самое жаркое производство «Норильского никеля». Температура здесь более 1200 градусов. Жидкая медь из ложниц выливается вот в такие специальные формы.

Это крутящееся устройство, так называемая, карусель. В ней анодная медь остывает и приобретает вот такую форму. Толщина этих блоков около 5 сантиметров.

- А вот это цех электролиза. Здесь очень сильное электрическое напряжение. Камеры зачастую здесь просто не работают, но нам повезло, и мы продолжаем снимать.

И именно здесь аноды превращают в катоды. Сложный химический процесс проходит в таких огромных ваннах. Через несколько дней из них достанут уже товарную медь.

Щелочь из ванн для человека небезопасна. Поэтому все ходят в резиновых сапогах, листы берут только в перчатках. Отсюда они отправляется в цех готовой продукции. Медь упаковывают, ставят штамп и уже в таком виде отправляют на экспорт.

Алеко Габучия, заместитель директора медного завода: «Все норильчане гордятся нашими металлургическими переделами. Это любовь с рождения, все, кто родился в Норильске, они почему-то себя считают металлургами. День Металлурга и День города у нас проводятся в один день».

Отмечать профессиональный праздник норильские металлурги, а вместе с ними горняки и обогатители будут еще не один десяток лет. Так как разведанных запасов полезных ископаемых на севере края хватит еще как минимум лет на 50.

Карьера инженера-металлурга Подписаться Обратная связь Тематическая обновляемая подборка литературы

Инженер-металлург — специалист, владеющий технологией изготовления металлов. Инженеры-металлурги работают как на производстве, так и в проектировании. Инженеры-металлурги отвечают за организацию и проведение технологического процесса в металлургии; кроме того, они выдвигают предложения по модернизации и обеспечивают их воплощение.

  • история развития металлургии,
  • металлургические заводы,
  • основы металлургического производства,
  • научная и инженерная деятельность,
  • саморазвитие и планирование карьеры.

История и философия металлургии и обработки металлов

Шаталов Роман Львович 2011 год

История и философия металлургии и обработки металлов : учебное пособие

Шаталов Роман Львович
2011 год


Металлургия сегодня, завтра, послезавтра

Доклад. IX Всероссийская конференция «Молодёжь и наука»
Косова А. С.
2013


Производство металлов за полярным кругом : технологическое пособие

Авторский коллектив : "ГМК "Норильский никель" Заполярный филиал
2007 год

Методология научной и инженерной деятельности

Иванцов Василий Михайлович 2006 год

Методология научной и инженерной деятельности : учебное пособие для вузов

Иванцов Василий Михайлович
2006 год

Промышленная и экологическая безопасность металлургических производств

Костиков Валерий Иванович Варенков Анатолий Николаевич 2006 год

Промышленная и экологическая безопасность металлургических производств : учебное пособие

Костиков Валерий Иванович, Варенков Анатолий Николаевич
2006 год

Воскобойников Виктор Григорьевич Кудрин Виктор Александрович Якушев Алексей Михайлович 2002 год

Общая металлургия : учебник для вузов

Воскобойников Виктор Григорьевич, Кудрин Виктор Александрович, Якушев Алексей Михайлович
2002 год

Инженерная и профессиональная психология

Стрелков Юрий Константинович 2001 год

Инженерная и профессиональная психология : учебное пособие для вузов

Стрелков Юрий Константинович
2001 год

Красноярский завод цветных металлов. И встал завод над Енисеем

Красноярский завод цветных металлов. И встал завод над Енисеем

Заводы цветной металлургии Урала

Набойченко Станислав Степанович 1998 год

Заводы цветной металлургии Урала : учебное пособие

Набойченко Станислав Степанович
1998 год

Беккерт М. 1980 год

Мир металла

Беккерт М.
1980 год

Организация металлургического производства

Приймак Иван Андреевич Рябинький Бронислав Яковлевич Мошкевич Исай Евсеевич 1960 год

Организация металлургического производства : учебник для вузов

Приймак Иван Андреевич, Рябинький Бронислав Яковлевич, Мошкевич Исай Евсеевич
1960 год


Время и металлургия : в 4 книгах. Кн.2 : монография

Карабасов Ю. С., Черноусов П. И., Коротченко Н. А., Голубев О. В.
2011 год


Как управлять своей карьерой : научно-популярная литература


Физический интеллект: как слышать свое тело и управлять эмоциями : научно-популярная литература

Дейл Клэр, Пейтон Патрисия
2019 год

Саморазвитие и планирование карьеры

Голованова И. И. 2013 год

Саморазвитие и планирование карьеры : учебное пособие

Голованова И. И.
2013 год


Самопознание и саморазвитие личности в их взаимосвязи : монография

Байлук В. В.
2019 год


Двухуровневая подготовка инженеров в России : монография

Соловьев В. П., Золотарева Н. М., Крупин Ю. А.
2013 год


Студент вуза: технологии обучения и профессиональной карьеры : учебное пособие

Резник Семен Давыдович
2013 год


Управление персоналом: деловая карьера : учебное пособие

Сотникова Светлана Ивановна
2018 год


Этика науки в интегральном измерении: социально-философский анализ : учебное пособие

Багдасарьян Н. Г.
2019 год


Тайм-менеджмент. Полный курс : учебное пособие

Архангельский Глеб Алексеевич, Бехтерев Сергей Владимирович
2016 год


Основы металлургического производства : учебник

Бигеев В. А., Колокольцев В. М., Салганик В. М., Сибагатуллин С. К., Сычков А. Б., Чернов В. П., Черчинцев В. Д., Чукин М. В.
2021 год


Логика и методология научных исследований : учебное пособие

Кравцова Елена Дагриевна, Городищева Анна Николаевна
2014 год


Время и металлургия : в 4 книгах. Кн.1 : монография

Карабасов Ю. С., Черноусов П. И., Коротченко Н. А., Голубев О. В.
2009 год

Довженко Н. Н., Гильманшина Т. Р.
Цветные металлы. – 2019. - № 9

Кармазин, В. В.
Электрометаллургия. - 2015. - № 3

Григорович К. В.
Электрометаллургия. - 2015. - № 4

Чернышов Е. А. , Романов А. Д.
Металлург. - 2013. - № 10

Неменов А. М.
Электрометаллургия. - 2016. - № 5

Набойченко С. С., Кельчевская Н. Р., Гончарова Н. В., Неволина А. Л.
Цветные металлы. – 2017. - № 1

Борзенко Е. В., Юрьев А. И., Шамшетдинова Е. Н., Цюпко Л. М.
Цветные металлы. – 2018. - № 6

Комлев И. В.
Цветные металлы. – 2019. - № 11

Котляр Б. А., Окуньков А. М.
Металлург. - 2019. - № 3

Париевский Е. В., Фомичев В. Б., Зайцев В. А., Халикова Т. А.
Цветные металлы. – 2015. - № 6

Хаяк Г. С., Кнышев С. Э.
Цветные металлы. – 2016. - № 7

Сизяков В. М., Власов А. А., Бажин В. Ю.
Цветные металлы. – 2016. - № 1

Королева Т. Б., Стасенко Е. Л., Ломтева М. Ю.
Цветные металлы. – 2013. - № 10

Сайфуллина Э.
Аллея науки. – 2018. – Том 7, № 6

Нурмеева Елена Климовна
Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2018. – Том 7, № 2

Соловьев Виктор Петрович, Крупин Юрий Александрович, Перескокова Татьяна Аркадьевна
Высшее образование сегодня. – 2015. - № 3

Аникеев В. В., Никитин В. И.
Известия Волгоградского государственного технического университета. Серия: Новые образовательные системы и технологии обучения в вузе. - 2010. - Том 7, № 8

Алексеева Елена Вениаминовна
Исторический курьер. - 2020. - № 1

Соколов Н. В., Клименко И. В., Аширов М. И., Бормотов И. С., Кирсанова Н. Ю.
Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. - 2016. - № 16-2

Суходолов Александр Петрович
Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2015. - Том 25, № 1

Набойченко Станислав Степанович, Кельчевская Наталья Рэмовна, Гончарова Наталья Вадимовна
Известия высших учебных заведений. Цветная металлургия. - 2010. - № 3

kak_eto_sdelano

Как это сделано, как это работает, как это устроено

Самое познавательное сообщество Живого Журнала

Как добывают руду и выплавляют металл. Норильский никель. aslan wrote in kak_eto_sdelano December 4th, 2014

Норильск — город на севере Красноярского края в 90 км к востоку от Енисея. Своим появлением он обязан строительству крупнейшего в мире горнодобывающего и, одновременно, металлопроизводящего комбината. Аналогов промышленного района «Норильск» (включая город) нигде в мире больше не имеется.

Вид на Ленинский проспект, Старый город и гору Шмидтиха.
Норильск - второй крупнейший по населению в мире город, расположенный за полярным кругом после Мурманска.
Всего в Норильском промышленном районе проживает более 170 тысяч человек. Удивительно, что несмотря на суровый климат, здесь живут не "вахтовики", а целые поколения семей, которые не собираются никуда уезжать.

В городе бывают полярные дни и полярные ночи.
Полярный день на широте Норильска длится около 2 месяцев (солнце ходит по кругу, не касаясь горизонта), полярная ночь продолжается около 1,5 месяцев (на улицах полная темнота, и не выключается свет).

Гвардейская площадь и Ленинский проспект - главные площадь и улица города.
В архитектуре многих зданий Норильска прослеживается стилистическое сходство с архитектурой Ленинграда/Петербурга — это объясняется тем, что в строительстве Норильска участвовали ленинградские архитекторы.

Талнахское месторождение. Рудник "Таймырский"
Для спуска в рудник используется клеть.
Самый глубокий клетьевой ствол уходит в землю на 1532 метра!

Диспетчерский пульт подъемной установки ствола.
Клеть опускается на глубину больше километра за 5-7 минут.

Горизонт "минус 1100 метров".
На этой отметке находится своеобразный "зал ожидания".
Отправная точка под землей – пассажирский вокзал, кстати один из самых глубоких в мире.

Пути для шахтных вагонеток

Подземные поезда приводятся в движение от электричества, которое подается через контактный провод

Горный пассажирский транспорт

Развитая система подземных дорог в рудниках исчисляется тысячами (. ) километров.

Самоходная буровая установка во время бурения вертикальной скважины

Кабина бурового мастера

Манипулятор самоходной буровой установки

Отгрузка горной массы осуществляется с помощью погрузо-доставочной машиной (ПДМ)
Грузоподъемность таких ПДМ - 14 тонн, объем ковша около 4,7 кубических метра, мощность - 335 лошадиных сил

Переднее колесо погрузо-доставочной машины
Цепь одета чтобы сберечь колеса от износа

Интересно то, что перед началом выемки горной выработки, машинист выходит из ПДМ.
Дальнейшая работа осуществляется при помощи пульта дистанционного управления, а сам машинист остается в стороне на безопасном расстоянии и управляет погрузкой. Как только ковш заполнен, машинист возвращается в кабину и отправляется на разгрузку

Температура в руднике значительно выше чем на поверхности и может превышать 30 градусов тепла за счет близости к недрам Земли. Комфортные для работы условия поддерживаются только благодаря мощной вентиляции

Камера опрокидывателя.
Чуть ниже опрокидывателей монтированы дробильные установки, где руда измельчается до необходимой фракции, после чего на конвейерах отправляется в дозаторную, а уже оттуда на поверхность.

Цех по ремонту и обслуживанию подземной горной техники

Надеждинский металлургический завод им. Б.И. Колесникова
Именно сюда поступает добытая и обогащенная руда.
Пирометаллургическое производство перерабатывает никелевый и медный концентраты Талнахской обогатительной фабрики, сульфидный концентрат гидрометаллургического производства и медный концентрат ЦРФ Никелевого завода.

Цех розлива файнштейна в изложницы

Конвертерное отделение. Выгрузка шлака в ковш.

Машинист мостового крана

Пожалуй, у него самая ответственная и самая "жаркая" работа в конвертерном отделении.
Он управляет краном, непосредственно находясь над расплавленным металлом

Дышать внутри конвертерного отделения можно только через маску

Механизированная очистка конвертера

Отливка медной изложницы

Готовой продукцией завода являются: файнштейн, аноды медные и элементарная сера. Файнштейн отправляется на дальнейшую переработку на Никелевый завод и комбинат "Североникель", анодная медь - на Медный завод.

Благодарю пресс-службу и руководство ГМК "Норильский Никель" за организацию фотосъемки!

Жми на кнопку, чтобы подписаться на "Как это сделано"!

Подписывайтесь также на наши группы в фейсбуке, вконтакте, одноклассниках и в гугл+плюс, где будут выкладываться самое интересное из сообщества, плюс материалы, которых нет здесь и видео о том, как устроены вещи в нашем мире.

800 метров под землёй

Сегодня в "Новостях 24" стартует спецпроект о производстве металлов за полярным кругом. Несколько дней я провела на Севере, ездила на заводы и собственными глазами видела, как вот такая руда превращается в медь и никель. В сегодняшней серии проекта предлагаю вместе спустится под землю и посмотреть, что за профессия такая - шахтер.


- Перед тем, как спуститься в шахту, мне выдали специальную одежду. Это вот такие резиновые сапоги, куртка, штаны. Это каска обязательна. Вот такой спасатель, он весит 5 килограммов, нужен на случай, если случится авария. Ну, и вот такой фонарик, в нем есть специальный чип, с помощью него я могу отметиться, и все будут знать, что я сейчас нахожусь в шахте.

Спуск под землю строго по расписанию. Не успел в 10, уедешь только через полчаса. За раз такая кабина увозит вниз полсотни человек.

- И вот мы спускаемся в шахту на глубину 800 метров. На самом деле вот этот лифт похож, так скажем, на обычный, которые в обычных наших зданиях. Такая же скорость, кажется, но нет! Сейчас скорость увеличивается, я чувствую, закладывает уши. Становится немного страшно, но надеюсь с нами ничего не случится, и мы благополучно спустимся вниз.

Скорость лифта примерно 5 метров в секунду. Шахтеры к такому резкому спуску привыкли давно, а вот у меня голова все-таки закружилась.

- Ощущение, что я сейчас пережила буквально посадку самолета, знаете, это когда уши закладывает, и не слышишь даже себя, ощущения невероятные просто.

Глубина почти километр, а вот протяженность шахты в 250 раз больше. Нас встречают и по длинным коридорам ведут к поезду.

- А вот это пассажирский вокзал номер один. Напоминает станцию метро, и вот такие электрички, в которые мы сейчас сядем, и они повезут нас на расстояние 1,5 километра.

Так, рабочий день шахтера начинается каждое утро. Дорога на участок долгая, поэтому на работу остается всего 6 часов. Неудивительно, это ведь еще не весь транспорт.

- А мы держим путь дальше , вот на таких автобусах. Сколько мы будем ехать?

- Примерно 20 минут.

На дорогу с учетом всех ожиданий ушло примерно 45 минут. И мы, наконец-то, оказались на рабочем месте. Правда, людей почти не видно.

Темно и шумно. Гигантские машины: одни бурят, другие - набирают руду в ковши. Интересно, что ими управляют дистанционно, с пульта. Машинист играючи рулит погрузо-доставочной машиной со стороны. Хетаг Цавкаев более 20 лет трудится здесь, говорит, работать может уже с закрытыми глазами.

Хетаг Цавкаев, начальник участка эксплуатации самоходного оборудования: «Когда высота больше 8 метров, запрещено заезжать в ручном управлении. Набирает груз в ковш, точно так же отъезжает в безопасное место и уже дальше производит транспортировку горной массы до рудоспуска уже в ручном режиме».
 

Вот в такие рудоспуски погрузо-доставочные машины выгружают породу, которая проваливается еще глубже - на 10-ки метров.

За сутки такая машина может перевезти до 16 тысяч тонн руды. Это непрерывный процесс. В шахте работает несколько сотен современной спецтехники.

- Посмотрите, какая большая машина, какой большой ковш, нас здесь сейчас стоит трое. Сюда может поместиться еще человек 10. Видно, что за раз эта машина может увезти порядка 10 тонн руды.

После того, как порода попала в рудоспуск, ее грузят в большие вагоны и затем отправляют на поверхность. А после на обогатительную фабрику. Но это уже совсем другая история.

Читайте также: