Простые вещества металлы и неметаллы конспект урока

Обновлено: 19.05.2024

За лето ребенок растерял знания и нахватал плохих оценок? Не беда! Опытные педагоги помогут вспомнить забытое и лучше понять школьную программу. Переходите на сайт и записывайтесь на бесплатный вводный урок с репетитором.

Вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА р.п. РОВНОЕ РОВЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА: МЕТАЛЛЫ И НЕМЕТАЛЛЫ

Подготовила и провела

  1. Класс: 8
  2. Тема урока: Простые вещества металлы и неметаллы
  3. Базовый учебник (название, автор): Химия 8 класс Габриелян О.С.
  4. Цель урока: создать условия для самостоятельной работы учащихся по определению состава и строения простых веществ металлов и неметаллов, изучению их физических и химических свойств с последующим закреплением полученных знаний в виде выполнения упражнений.
  5. Предполагаемые результаты обучения:

-личностные: постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение,осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

-метапредметные: В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации(составление таблицы), использование различных источников для получения химической информации.

-предметные: определять простые вещества металлы и неметаллы;перечислять отличительные физические свойства металлов и неметаллов; составлять уравнения химических реакций, характеризующих свойства металлов и неметаллов.

  1. УУД, формируемые (базовые) на уроке : анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в парах, исследуя свойства металлов и неметаллов, описывать простые вещества с помощью химических формул и химических уравнений, составлять опорный конспект.
  2. Тип урока: изучение нового материала
  3. Формы работы учащихся: работа с учебником, работа в парах, работа с Интернет-ресурсом
  4. Необходимое оборудование (дидактическое, техническое, компьютерное) :

Учебник, компьютер учителя, проектор, презентация к уроку, Интернет-ресурс

Структура и ход урока

Основной вид деятельности со средствами ИКТ ( название используемых ЭОР, действий с ЭОР и интерактивной доской, с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность преподавателя ( функции и виды: организация деятельности по постановке цели, система вопросов, организация урока в деятельностной парадигме, дифференцированный подход, индивидуальная помощь, система контроля, критериальное оценивание, рефлексия и т.д. )

Должны знать; должны уметь

Актуализация знаний учащихся

2. Моделирование. Химические формулы простых веществ

3.Образцы некоторых металлов и неметаллов

Беседа. Какие вещества называются простыми?

На какие группы делятся все простые вещества?

Как по внешнему виду отличить металл от неметалла? ( Демонстрация металлов и неметаллов). Какие физические свойства металлов вам известны?

Отвечают на вопросы

Изучение нового материала

Основа опорного конспекта на слайде

Знакомит со строением и физическими свойствами металлов и неметаллов.

Демонстрация кристаллических решеток металлов и неметаллов

Вводит понятия веществ молекулярного и немолекулярного строения

Демонстрирует видеофрагменты о физических свойствах металлов и неметаллов

Химические свойства простых веществ. К какому типу относятся данные реакции?

Сравнивают физические свойства

металлов и неметаллов.

Составляют таблицу, используя полученные сведения из видеофрагментов и слайдов презентации.

Дополняют опорный конспект

Выполняют задание стр.81 в.2,3

Первичное закрепление материала

Дает задания разной уровни сложности из учебника. Дифференцированный подход. Индивидуальная помощь при составлении химических уравнений.

Работа в парах. Выполнение заданий стр.81, в. 4, 5 , 6

Объявляет критерии оценивания работы на уроке

Ученик работает на доске с выполненным заданием в.6 стр.81.

Остальные проверяют и подсчитывают число заработанных баллов

Перечень используемых на данном уроке ЭОР:

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модели и д.р.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

Образцы некоторых металлов и неметаллов

Моделирование. Химические формулы простых веществ

  • Создать условия психологически-комфортного микроклимата для каждого обучающегося.
  • Обеспечить условия для восприятия и осмысления понятий «металлы» и «неметаллы» посредством нестандартных заданий для самостоятельной работы.
  • Обеспечить условия для формирования устойчивого интереса обучающихся к изучаемому предмету, «химического» стиля мышления при обсуждении относительности деления элементов на металлы и неметаллы.
  • Воспитательные : способствовать формирования коммуникативных навыков учащихся; навыков работы в паре и группах, личной и коллективной ответственности за результаты работы; проводить рефлексию собственной деятельности; содействовать воспитанию потребности в здоровом образе жизни; возбудить интерес к дальнейшей учебной деятельности, снять напряжение при ответах.
  • Метапредметные : обеспечить «ситуацию успеха», создать условия для самореализации личности, развивать у обучающихся способность легко отличать простые вещества от сложных, металлы от неметаллов; развивать умение логически мыслить, сопоставлять, анализировать, делать выводы и умозаключения; продолжить развитие у учащихся навыков работы с различными источниками информации.
  • Предметные : создать условия для усвоения понятий «металлы» и «неметаллы»; расширить и углубить химические знания учащихся; содействовать формированию экспериментальных умений и навыков; включить элементы опережающего обучения как базу для более легкого последующего усвоения знаний о строении и свойствах веществ.

Тип урока: урок изучения новых знаний и первичных их закреплений.

Методы урока: частично-поисковый,частично-исследовательский, иллюстративный,эвристический; работа в паре и в группах,тестирование, работа с коллекциями,самоконтроль, взаимоконтроль.

Формы урока: индивидуальная, парная,групповая,фронтальная беседа.

Средства обучения, оборудование : ПСХЭ,коллекции металлов и неметаллов, инструкционные карты, слайд-презентация урока, подготовленная учителем, проектор, компьютер, поддерживающий формат MicrosoftPower Point-2007.

Применяемые технологии: урок построен с использованием здоровьесберегающих технологий, современных информационных технологий – программы MicrosoftPowerPoint. Презентация происходит в виде сменяющихся слайдов. Урок построен на основе личностно-ориентированного подхода в условиях гуманизации обучения.

Урок позволяет создать ситуацию успеха,психологическую комфортную обстановку в учебном процессе, дает возможность, увидеть ученику свои сильные стороны, быть понятым.Личностно-ориентированный подход дает возможность строить учебный процесс на разных уровнях сложности, использовать нетрадиционные формы обучения.

1. Организационный момент.Вступительное слово учителя.
2. Актуализация темы.
3. Формулировка темы урока.
4. Целеполагание.
5. Изучение нового материала.
6. Заполнение таблицы
7. Первичная проверка понятия материала.
8. Физкультминутка.
9. Литературная разминка
10. Рефлексия.
11. Заключительное слово учителя. Оценка работы обучающихся на уроке.
12. Домашнее задание.

Основное содержание
Деятельность учителя

Приветствие учащихся ( Презентация , слайд 1)

2. Актуализация темы

Чтобы сформулировать тему урока, предлагаю сначала ответить на несколько вопросов.
1. Что такое вещество? На какие две группы делятся все вещества?

2. Какие виды химической связи наблюдаются в веществах

( Презентация , слайд 2)
3. Дайте характеристику металла как простого вещества, опираясь на знания из курса физики ( Презентация , слайд 3 – схема)

3. Формулировка темы урока

Знания о простых и сложных веществах подводит нас к формулировке темы урока. Но прежде чем записать ее в тетрадь прошу вас отгадать загадку. В одной удивительной и загадочной стране жили два народа. Жители большого народа обладали твердым, но пластичным характером, они были теплы в общении и носили блестящие одежды. А жители малого народа носили разные одежды, были холодные и хрупкие. Что это за два народа? Какова же тема урока? ( Презентация , слайд 4)

Формулируют тему урока: «Простые вещества – металлы и неметаллы».
Записывают тему урока в тетради.

Эпиграфом нашего сегодняшнего урока, будут следующие слова:
«Сами, трудясь. Вы сделаете все и для близких людей и для себя, а если при труде успеха не будет, неудача – не беда, попробуйте еще» Д.И.Менделеев( Презентация , слайд 5)
Я не случайно взяла эти слова. Сегодня вы многое будете делать самостоятельно, сами будете добывать знания. Предлагаю вам сформировать цели урока исходя из темы.
Цель урока: Познакомиться с понятием металлы и неметаллы, их физическими свойствами. Выявить отличие металлов от неметаллов ( Презентация , слайд 6)

Формулируют цель урока, исходя из темы: научиться отличать металлы от неметаллов.

5. Изучение новой темы

Великий русский ученый М.В.Ломоносов, которому в этом году исполнилось 300 лет, определял металл как «твердое, непрозрачное, светлое тело, которое на огне плавить и холодное ковать можно» ( Презентация , слайд 7)
Эти свойства относятся к металлам. А какие еще физические свойства характерны для металлов?
А что мы можем сказать о неметаллах? Чтобы ответить на этот вопрос послушайте стихотворение Н.А.Морозова( Презентация , слайд 8).

Семь металлов создал свет
По числу семи планет.
Дал нам космос на добро
Медь, железо, серебро,
Злато, олово, свинец.
Сын мой! Сера их отец.
И спеши скорей узнать:
Всем им ртуть — родная мать!

Семь металлов, известные еще в Древнем Египте, считались представителями на Земле семи планет. Вам было дано опережающее задание, найти металлы, известные еще в древности и соответствующие им планеты. Назовите их? ( Презентация , слайд 9)

Какое вещество не относят к металлам? Почему?.

Опытным путем вы убедились, что свойства металлов отличаются от свойств остальных веществ. Все металлы обладают рядом общих физических свойств. Назовите их? ( Презентация , слайд 11).

Ребята коллективно обсуждают проблему и определяют общие свойства металлов.

Учащиеся отвечают с места.

Работа в паре по карточкам – заполнение таблицы.
Я даю консультацию, если это необходимо.

Записывают общие свойства металлов в тетрадь

6. Первичное закрепление понятия материала

Сейчас вам предстоит решить первую контекстную задачу, а именно по описанию угадать, что это за вещество и является ли это вещество металлом или неметаллом ( Презентация , слайды 12, 13, 14, Приложение 3 )

Предлагаю вам разделиться на три группы и поработать с текстом. Для ответа на поставленные вопросы можно использовать выданные картинки, а также привлекать ваш жизненный опыт. Для этого учащиеся первого ряда соберутся у первой парты, учащиеся второго ряда соберутся у второй парты, учащиеся третьего ряда соберутся у третьей парты. На обсуждение дается 2 мин., после чего каждая группа отчитается о проделанной работе.

Работа в группах с информационными текстами по описанию вещества

После обсуждения и коллективной работы, отчет каждой группы.

«Гимнастика дляглаз» Вращение глазами по часовой стрелке и обратно.

Делают упражнения для глаз.

8. Литературные ребусы

1. Корабли меня обходят.
Знает лоцман наизусть.
Если л на д заменят,
То металлом окажусь.

( Мель – медь . Презентация , слайд 15)

2. С «ка» – активный я металл,
С «ге» – я очень легкий газ.
Чтобы ты нас разгадал,
Глянь в таблицу еще раз.

( Калий – галлий . Презентация , слайд 16)

3. Я металл, меня ты знаешь.
Мощь громадная во мне.
Если б ко мне добавишь,
Небо скрою в снежной мгле.

( Уран – буран . Презентация , слайд 17)

Учащиеся все вместе отгадывают ребусы.

Используя новый материал, выполните тестовое задание, каждый индивидуально. ( Приложение 2 )
После окончания выполнения теста проверьте сами и передайте проверить соседу по парте. Проверяем правильность выполнения тестового задания. ( Презентация , слайд 18) Поставьте оценку, согласно критерию: одно задание – два; два задания – три; три задания – четыре; четыре задания – пять. ( Презентация , слайд 19)

Индивидуальная работа по выполнению тестового задание.
Самопроверка и взаимопроверка теста.

10. Подведение итогов урока

А теперь подумайте и задайте один вопрос, который остался неясным. Почему одни химические элементы образуют простые вещества металлы, а другие не образуют?
Для этого нам надо знать еще и химические свойства металлов. А их мы изучим на следующих уроках.

  • Над какой темой мы сегодня работали?
  • Что нового мы узнали о металлах?
  • Решили ли мы проблему отличия металлов от неметаллов?
  • К каким выводам пришли?

Ученик задает вопрос.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя

11. Оценки за работу на уроке

Оценки выставляю за работу на уроке и за выполнение теста.

12. Домашнее задание

Параграф учебника , подготовить презентации о металлах на выбор: (железо, алюминий, медь, серебро, золото, свинец, олово, натрий, магний, ртуть) ( Презентация , слайд 20)

Конспект урока "Простые вещества металлы и неметаллы"
план-конспект урока по химии (8 класс) по теме

За лето ребенок растерял знания и нахватал плохих оценок? Не беда! Опытные педагоги помогут вспомнить забытое и лучше понять школьную программу. Переходите на сайт и записывайтесь на бесплатный вводный урок с репетитором.

Тема урока: «Простые вещества металлы и неметаллы»

Цель урока: выяснить физические свойства простых веществ металлов и неметаллов на основе их строения.

  • исследовать свойства металлов и неметаллов путём эксперимента (лабораторная работа);
  • сравнить свойства металлов и неметаллов и объяснить причины различий в свойствах этих веществ;
  • сформировать представление о том, что свойства веществ обусловлены строением.
  • развитие познавательных умений (умение выделять главное, сравнивать, обобщать, выполнять эксперимент, объяснять результаты опытов, работать по маршрутному листу, находить информацию в интернете);

Тип урока: урок открытия новых знаний.

1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Я рада вас видеть на уроке здоровыми и бодрыми. Сегодня наша работа будет выполнятся на рабочем листе.

2. Ориентировачно-мотивационный этап.

А сейчас обратите внимание на столах находятся формулы каких-то веществ. Ваша задача состоит в том, чтобы разделить эти вещества на две группы, используя какой-то общий признак.

Работаем в группе.

Вопрос: На какие группы вы разделили вещества? Какой признак вы использовали?

Ответ: 1—группа простые вещества

2—группа сложные вещества

признак—количество атомов в молекуле

Почему вы отнесли данные вещества к сложным веществам/ к простым веществам (Определения)

Простые вещества разделите на две группы.

Вопрос: Какие это вещества по составу?

Ответ : металлы и неметаллы.

Тема урока. « Простые вещества металлы и неметаллы »

В 1910 году английский полярный исследователь Роберт Скотт снарядил экспедицию, целью которой было достичь Южного Полюса. Много трудных месяцев передвигались отважные путешественники по снежным пустыням антарктического материка, оставляя на своём пути небольшие склады с продуктами и канистры из олова с керосином – запасы на обратную дорогу. Однако главная беда поджидала Р. Скотта на обратном пути. На складах, которые они оставили, не осталось керосина, он весь вытек. В начале 1912 г. экспедиция полярного исследователя Роберта Скотта к Южному Полюсу погибла.

В чём же крылась причина исчезновения керосина? Почему тщательно подготовленная экспедиция закончилась трагически? Мы можем с вами ответить на данный вопрос?

Ответить на данный вопрос мы сумеем в конце нашего урока. Объясняя данную трагедию с точки зрения химии. Но для этого мы должны изучить ………. (цели урока)

Цель урока: изучить свойства металлов и неметаллов

Каждый человек хотя бы раз в жизни слышал про металлы. Мы можем перечислить множество предметов, в состав которых они входят. Но что мы с вами знаем о металлах. На этот вопрос вы должны ответить самостоятельно, чтобы принять решение - основывайтесь на своих знаниях и убеждениях. В столбике ДО поставьте +, если вы согласны с утверждением или - , если вы не согласны с утверждением.

Структура ЭЙ АР ГАЙД

Ионы некоторых металлов могут убивать бактерии и другие микроорганизмы.

Дверные ручки, сделанные из латуни, сплава меди и цинка могут самоочищаться.

На торжественных обедах императору и его почетным гостям по приказу Наполеона III подавалась посуда, изготовленная из алюминия.

Давайте посмотрим видео о металлах.

После просмотра прочтите все утверждения. В столбике ПОСЛЕ поставьте +, если вы согласны с утверждением или - , если вы не согласны с утверждением. Сравните столбики ДО и ПОСЛЕ .

  • Изменились ли ваши убеждения?
  • Кто хочет поделиться? (спросить несколько человек)

На сегодняшний день ученые исследовали более 90 видов металлов. Но в древности их было известно только 7, и каждому из них соответствовала своя планета:

  1. Золото Au – Солнце;
  2. Серебро Ag – Луна;
  3. Медь Cu – Венера;
  4. Железо Fe – Марс;
  5. Олово Sn – Юпитер;
  6. Свинец Pl – Сатурн;
  7. Ртуть Hg – Меркурий.

Считалось, что металлов не может быть больше, потому что столько же небесных тел хорошо видно с Земли. Когда открыли сурьму, алхимики долго отказывались признать её металлом- ведь для неё не хватало на небе планеты.

Но ведь чтобы начать изучение простых веществ, необходимо знать, что представляют собой химические элементы, которыми образованы эти вещества, поэтому, вначале мы рассмотрим положение этих элементов в периодической системе химических элементов.

Золото Au – 1 стол;

Серебро Ag – 2 стол;

Медь Cu – 3 стол;

Железо Fe – 4 стол;

Олово Sn – 5 стол;

Свинец Pl – 6 стол;

Ртуть Hg – 7 стол.

Выступление групп с места

Свойства вещества зависят от его строения. Вспомним вид химической связи и схемы образования данной связи.

Определите тип химической связи и запишите схему образования данной связи.

Конспект урока "Простые вещества металлы и неметаллы" химия 8 класс

Цель урока : Освоение учебного материала по теме и формирование умений школьников :

Предметные : уметь описывать свойства простых веществ металлов и неметаллов на основе строения их атомов и простых веществ

Метапредметные :

- познавательные : уметь найти и выделить необходимую информацию , сравнивать , устанавливать причинно - следственные связи , аргументировать

- регулятивные : адекватно оценивать свою деятельность

- коммуникативные : уметь слушать и слышать , работать в паре

Личностные : осознанно относиться к обучению по теме

Материал к уроку :

1. Раздаточный материал ( кроссворд , тексты № 1,2)

2. Презентация к уроку
3. Демонстрационный опыт : Превращение красного фосфора в белый

Организация начала урока

1. Работа с кроссвордом ( в парах , проверка на слайде )
Назовите ключевое слово
2. Проанализируйте список : Fe , Au , O 2, Mg , Zn , Cu , Ni ( проверка на слайде )
Какое вещество в этом списке будет лишним ? Обоснуйте .
3. Помогите сформулировать тему урока

Экспедиция полярного исследователя Р . Скотта к Южному полюсу в 1912 году погибла из - за того , что потеряла весь запас горючего : оно находилось в запаянных оловом баках .
Сделайте заключение о причинах такого результата с позиции химических процессов . Согласны , что надо в этом разобраться ?

Работа с новым учебным материалом

Состав простых веществ . ( по ходу урока оформляются записи в таблицу : металлы / неметаллы )
1. ( З ) Охарактеризуйте положение атомов металлов в Периодической таблице элементов .
2. ( П ) ( У ) Приведите примеры и запишите формулы простых веществ металлов .
3. ( З ) Охарактеризуйте положение атомов неметаллов в Периодической системе элементов .
4. ( П ) ( У ) Приведите примеры и запишите формулы простых веществ неметаллов .
Строение простых веществ .
5 . ( З ) Назовите особенности строения атомов металлов .
6. ( З ) ( П ) Назовите вид химической связи , характерной для простых веществ металлов ? Аргументируйте свое мнение .
7. ( У ) Составьте схему образования металлической связи .
8. ( З ) Назовите особенности строения атомов неметаллов ?
9. ( З ) ( П ) Назовите вид химической связи , характерной для простых веществ неметаллов ? Аргументируйте свое мнение .
10. ( У ) Составьте схему образования ковалентной неполярной связи .
Физические свойства простых веществ .
( работа текстом стр .70-71 учебника ) работа в парах
11. ( З ) Назовите какие общие физические свойства характерны для простых веществ металлов ?
12. ( З ) По каким физическим свойствам отличаются металлы ?
13. ( П ) Обоснуйте взаимосвязь строения и физических свойств .
( работа с текстом стр . 73, 78) работа в парах
14. ( П ) Сравните физические свойства металлов и неметаллов .
15. ( У ) Сформулируйте понятия : Простые вещества металлы это… . Простые вещества неметаллы это…
Демонстрационный опыт «Превращение красного фосфора в белый»

Химический элемент фосфор образует два вещества : красный фосфор и белый фосфор , которые отличаются по свойствам . Такое явление носит название аллотропия , а эти простые вещества - аллотропные видоизмемнения .
( работа с текстом учебника стр .75 - 76)
16. ( З ) А какие еще элементы способны образовать несколько разных простых веществ ?
17. ( П ) ( У ) Сравните свойства аллотропных видоизменений . Результаты оформите в виде таблицы . ( работа в парах )
1 ряд : кислорода и озона ( работа с текстом № 1)
2 ряд : графита и алмаза ( работа с текстом № 2)
3 ряд : белого и серого олова ( работа с текстом учебника стр .77-78)
18. ( П ) Сделайте вывод о том , почему аллотропные видоизменения кислорода отличаются по свойствам ?
19. ( П ) Сделайте вывод о том , почему аллотропные видоизменения углерода и олова отличаются по свойствам ?
20. ( П ) ( У ) Обоснуйте свое мнение , почему деление на металлы и неметаллы является условным . Приведите примеры , доказывающие относительность деления химических элементов на металлы и неметаллы .

Диагностика освоения темы

Выберите правильный ответ : ( см . слайд )
1. Какое простое вещество неметалл при обычных условиях будет газообразным ?
1) H 2 2) графит 3) Br 2 4) S
2. Назовите аллотропные видоизменения фосфора :
1) озон и кислород 2) графит и алмаз 3) красный и белый 4) белое и серое
3. Назовите самый пластичный драгоценный металл :
1) Au 2) Ag 3) Pt
4. Причина электропроводности металлов заключается в :
1) наличии в узлах решетки атомов 2) наличии в узлах решетки катионов 3) наличии подвижных обобществленных электронов

Вернемся к вопросу урока : Сделайте вывод , почему экспедиция к Южному полюсу потерпела неудачу , с позиции химических процессов .

1. Оцените свою работу на уроке : Я оцениваю свою работу на уроке на …… ., потому что …
2. Закончите любое из предложений по своему выбору ( см . слайд )

Конспект урока "Металлы и неметаллы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан с использованием элементов технологий ИКТ, проблемно-диалогического обучения, технологии смыслового чтения.

В соответствии с требованиями ФГОС на уроке идет формирование и развитие УУД.

Цель урока: Обеспечить усвоение знаний о металлах и неметаллах, об особенностях их строения, физических и химических свойствах.

Задачи урока:

Образовательная: способствовать формирования коммуникативных навыков учащихся; навыков работы в паре и группах, личной и коллективной ответственности за результаты работы; проводить рефлексию собственной деятельности; содействовать воспитанию потребности в здоровом образе жизни; возбудить интерес к дальнейшей учебной деятельности, снять напряжение при ответах.

Развивающая: создать условия для самореализации личности, развивать у обучающихся способность легко отличать простые вещества от сложных, металлы от неметаллов; развивать умение логически мыслить, сопоставлять, анализировать, делать выводы и умозаключения; продолжить развитие у учащихся навыков работы с различными источниками информации.

Воспитательная: Воспитание чувства уверенности в своих силах, способствовать развитию объективной самооценки.

Тип урока: Урок формирования и совершенствования знаний.

Вид урока: Урок – беседа.

Методы и методические приёмы: частично-поисковый, частично-исследовательский, иллюстративный, эвристический; работа в паре и в группах, тестирование, самоконтроль, взаимоконтроль.

Ход урока.

II.Актуализация знаний ( 10- 15 мин.).

1) Анализ контрольной работы, выполненной учащимися на прошлом уроке.

2) Вопросы учащихся и выполнение заданий, интересующих учеников по контрольной работе.

ВЫопросы, подводящие к новой теме:

Вопрос №1: Что такое вещество?

Ответ ученика: Вещество – это то, из чего состоит физическое тело; - Вещество – это группа атомов.

Вопрос №2: Как классифицируются вещества?

Ответ ученика: простые и сложные ; -металлы и неметаллы.

Вопрос №3: Какие классы веществ вы знаете?

Ответ ученика: -кислоты, основания, оксиды, соли.

Вопрос №4: Они все обладают одинаковыми свойствами?

Ответ ученика: Нет. Все обладают разными свойствами и каждому классу присуще свои свойства и признаки.

Вопрос №5: Как вы думаете чаще всего металлы встречаются в природе в чистом виде или в виде соединений?

Ответ ученика: Чаще всего встречаются в виде солей неорганических кислот и оксидов.

III. Изучение нового материала ( 20- 25 мин.):

Сегодня вы узнаете о удивительном мире неметаллов и металлов. Из 109 элементов 22 являются неметаллами. Земная кора, включая атмосферу и гидросферу, на 76,7% состоит из таких неметаллов, как кислород, кремний, водород, хлор, фосфор, углерод и азот. В морской воде – колыбели жизни на Земле – господствуют три неметалла: кислород, водород и хлор. Их общее содержание в морской воде составляет 99%. Сегодня мы изучим физические свойства неметаллов. Сравним их со свойствами металлов.

В атомах неметаллов число электронов на внешнем энергетическом уровне от 4 до 8. Радиус атомов неметаллов в пределах одного периода уменьшается, а в пределах одной подгруппы увеличивается с ростом порядкового номера элементов. В простых веществах-неметаллах – ковалентная неполярная химическая связь.

Первые попытки классификации химических элементов были предприняты еще в 70-х годах XVIII века. Все известные элементы были разделены на металлы и неметаллы. Вспомним физические свойства металлов.

Таблица №1 “Физические свойства неметаллов и металлов”

1. Твердые вещества ( Исключение – ртуть).

2. Металлический блеск.

3. Хорошие проводники тока и тепла.

4. Ковкие, пластичные.

1. Агрегатное состояние (газы, твердые вещества, жидкие – бром).
2. Металлическим блеском не обладают ( исключение – йод).
3. Изоляторы.
4. Хрупкие.

Неметаллы – это химические элементы, которые образуют в свободном виде простые вещества, необладающие физическими свойствами металлов.

Учитель: У элементов – неметаллов наблюдается явление, когда одному химическому элементу соответствуют несколько простых веществ, отличающихся друг от друга по свойствам.

Данное явление называется – аллотропией (существование двух и более простых веществ одного и того же химического элемента, различных по строению и свойствам — так называемых аллотропных (или аллотропических) модификаций или форм). Оно широко распространено среди химических элементов – неметаллов.

Учитель: Металлы обычно существуют не в виде изолированных атомов, а в виде слитка или металлического изделия.
Атомы большинства металлов на внешнем уровне содержат небольшое число электронов-1,2,3.Эти электроны легко открываются, и атомы при этом превращаются в положительные ионы. Оторвавшиеся электроны перемещаются одного иона к другому, связывая их в единое целое.
Все оторвавшиеся электроны стали общими. Соединяясь с ионами, эти электроны временно образуют атомы, потом снова открываются и соединяются уже с другим ионом.
Следовательно, в обьеме металла атомы непрерывно превращаются в ионы и наоборот.
Связь в металлах между ионами посредством обобществленных электронов называются металлической. Каждый атом натрия окружен восемью соседними атомами. Металлическая связь имеет некоторое сходство с ковалентной, так как основана на обобществлении внешних электронов.
Металлическая связь характерна как для чистых металлов, так и для смесей различных металлов- сплавов, находящихся в твердом и жидком состояниях.
Пары металлов состоят из отдельных молекул(одноатомных и двухатомных)

IV.Закрепление полученных знаний ( 10- 13 мин.):

1) Просмотр фильма с диска к учебнику Габриеляна 8 класс “Химия”.

2) Запись в тетрадь таблицы с учебника стр.

V. Домашнее задание ( 2- 3 мин.):

§ 12,записи в тетрадях учить

VI. Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель благодарит учащихся за работу на уроке, комментирует полученные оценки за урок

Конспект урока химии на тему: Простые вещества-металлы и неметаллы.

Учитель: Прежде чем мы запишем тему нашего урока, я попрошу вас отгадать загадку.

Мы с вами побываем в одной удивительной стране. Коренные жители этой страны назывались… Впрочем, догадайтесь сами по характеру жителей. Народ в этой стране был беден, но беспечен. Хотя в карманах у большинства из них не было ни одной свободной монеты (а деньги в стране назывались электронами), никто не горевал по этому поводу. Если же заводился хоть один лишний электрончик, то характер их портился, они становились агрессивными и даже опасными, поэтому скорее хотели от него избавиться, чтобы стать опять добрыми и веселыми.

Надо сказать, что «знать» этой страны отличалась от простых граждан своей скупостью. Свою «электронную валюту» они неохотно одалживали и при малейшей возможности стремились забрать еще.

- Скажите, кто были жители этой страны? (Металлы и неметаллы).

- Объясните, почему простые жители и «знать» имели такие разные черты характера?

II. Подготовка и выполнение заданий группами

Фронтальная беседа:

1) Что такое вещество? Какие вещества называются простыми?

2) Что мы знаем о металлах с точки зрения строения атома и почему они легко отдают электроны?

3) Что мы знаем о неметаллах с точки зрения строения атома и почему они легче принимают электроны, чем их отдают?

4) Опираясь на знания из курса физики, дайте характеристику металла как простого вещества.

5) Охарактеризуйте физические свойства неметаллов, сравнивая их со свойствами металлов.

Учитель: Итак, тема нашего урока «Простые вещества: металлы и неметаллы».

На доске плакат (схема):

Классификация веществ

Металлы Неметаллы Оксиды Кислоты Соли Основания

Учитель: Предлагаю вам разделиться на две группы и поработать с коллекциями. Для ответа на поставленные вопросы можно использовать схемы и таблицы из учебника, а также привлекать ваш жизненный опыт. На выполнение задания отводится 5 минут. Рассмотрите физические свойства металлов и неметаллов по плану (у одной группы коллекция металлов, а у другой коллекция неметаллов).

План изучения физических свойств

1. Агрегатное состояние;

2. Температура плавления и кипения;

5. Электро- и теплопроводность;

6. Ковкость, пластичность;

7. Металлический блеск.

Вопросы группам выдаются на карточках. Каждая группа готовит отчет о проделанной работе и выбирает выступающего.

Учитель: Говоря о свойствах металлов и неметаллов, уделите внимание применению этих веществ в соответствии с их характерами.

III. Изучение нового материала

Изучение основных свойств простых веществ – металлов и неметаллов.

Учитель (начинает объяснять новый материал, обращаясь к периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева). Ребята, вам уже известно, что металлы расположены в начале периодов, а в конце периодов расположены неметаллы. Если провести диагональ от элемента бора (В, № 5) до элемента астата (Аt, № 85), то ниже диагонали все элементы являются металлами, четыре ряда больших периодов также состоят из металлов. Над диагональю расположены неметаллы. Как видно из таблицы, металлов в природе значительно больше, чем неметаллов (из 110 химических элементов только 22 неметаллы, а остальные являются металлами).

Учитель отмечает, что у металлов много общих свойств, а для неметаллов более характерно различие в свойствах, чем общность. Обращает внимание ребят на металлический блеск кристаллического йода, подчеркивая тем самым относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.

В целях привития интереса к химии можно продемонстрировать характерные свойства металлов и неметаллов. Например, такие наглядные опыты:

- взаимодействие натрия с водой (предварительно добавив в воду раствор фенолфталеина);

- горение магния в кислороде;

проверка на наличие водорода (характерный хлопок при поджигании); кислород и водород следует собрать заранее в газометре.

IV. Составление обобщающей схемы и закрепление изученного материала

Обучающимся выдается карточка (с таблицей) для обобщения изученного на уроке материала. Используя материал карточек, можно проводить рефлексию по изученному материалу – обучающимся предлагается составить опорный конспект, ответить на вопросы.

Читайте также: