Радиационный контроль лома цветных и черных металлов

Обновлено: 19.05.2024

"МУК 2.6.1.2152-06. 2.6.1. Ионизирующее излучение, радиационная безопасность. Радиационный контроль металлолома. Дополнение 1 к МУК 2.6.1.1087-02. Методические указания" (утв. Роспотребнадзором 04.12.2006)

Руководитель Федеральной службы

по надзору в сфере защиты прав

потребителей и благополучия человека,

4 декабря 2006 г.

Дата введения: 1 марта 2007 г.

2.6.1. ИОНИЗИРУЮЩЕЕ ИЗЛУЧЕНИЕ, РАДИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

РАДИАЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ МЕТАЛЛОЛОМА

ДОПОЛНЕНИЕ 1 К МУК 2.6.1.1087-02

1. Разработаны: ФГУН "Санкт-Петербургский НИИ радиационной гигиены им. проф. П.В. Рамзаева" Роспотребнадзора (А.Н. Барковский); Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (В.С. Степанов).

2. Рекомендованы к утверждению Комиссией по государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (протокол N 3 от 15 ноября 2006 г.)

3. Утверждены Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Г.Г. Онищенко 4 декабря 2006 г.

Настоящее дополнение 1 к МУК 2.6.1.1087-02 (далее по тексту - МУК) содержит дополнительные требования по контролю наличия источников нейтронного излучения в металлоломе при обнаружении превышения контрольного уровня по гамма-излучению.

Целью введения данного дополнения является обеспечение радиационной безопасности персонала, занимающегося радиационным контролем металлолома, при локализации обнаруженных локальных источников ионизирующего излучения.

Контроль наличия источников нейтронного излучения производится только для тех точек, в которых выявлено превышение контрольного уровня по гамма-излучению.

1. Радиационный контроль партии металлолома, подготовленной

1.1. П. 6.3 МУК заменяется на следующий:

"При проведении радиационного контроля партии металлолома, подготовленной для реализации, контролируют следующие параметры ее радиоактивного загрязнения:

- превышение ММЭД (ММЭД более 0,2 мкЗв/ч);

- наличие поверхностного радиоактивного загрязнения альфа-активными радионуклидами (плотность потока альфа-частиц более 0,04 - наличие поверхностного радиоактивного загрязнения бета-активными радионуклидами (плотность потока бета-частиц более 0,4 - наличие источников нейтронов (мощность дозы более 0,2 мкЗв/ч)".

1.2. П. 6.6 МУК заменяется на следующий:

"Последовательность проведения первого этапа радиационного контроля партии металлолома следующая:

- контроль наличия локальных источников;

- измерение МЭД гамма-излучения (обязательно только при обнаружении локальных источников);

- измерение плотности потока альфа-частиц (обязательно в местах обнаружения локальных источников);

- измерение плотности потока бета-частиц (обязательно только в местах обнаружения локальных источников);

- измерение плотности потока нейтронов (обязательно только в местах обнаружения локальных источников)".

1.3. П. 6.9 МУК заменяется на следующий:

"Выборочный контроль наличия загрязнения альфа- и бета-излучающими радионуклидами, а также источников нейтронов".

1.4. П. 6.9.1 МУК заменяется на следующий:

"Если при поиске локальных источников выявлены зоны превышения контрольного уровня, для каждой из них в точке максимума проводят контроль наличия загрязнения альфа- и бета-излучающими радионуклидами и источников нейтронов. При необходимости, по требованию органа, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, дополнительно проводится выборочный контроль наличия загрязнения альфа- и бета-излучающими радионуклидами и источников нейтронов в 3 - 5 точках, где показания поисковых приборов были максимальны".

1.5. В п. 6.9.2 МУК добавляется:

"Для проведения контроля наличия в металлоломе источников нейтронного излучения могут использоваться радиометры, предназначенные для проведения измерений мощности дозы нейтронного излучения и имеющие минимально измеримую величину мощности дозы не более 0,1 мкЗв/ч".

1.6. П. 6.9.3 МУК заменяется на следующий:

"Датчик радиометра размещают в точке максимума и делают 7 - 10 замеров (для радиометров типа МКС-01Р) или проводят измерение до тех пор, пока статистическая погрешность измерений не будет 5 - 10% (для радиометров типа ДКС-1117А). В первом случае среднее значение плотности потока альфа- и бета-частиц ( , ) и мощность дозы нейтронного излучения ( ) определяют, используя соотношения, аналогичные соотношениям (5.1) - (5.3)".

1.7. П. 6.9.4 МУК заменяется на следующий:

то обследуемая партия металлолома считается не содержащей радиоактивного загрязнения альфа- и бета-излучающими радионуклидами и источников нейтронов. В противном случае она считается радиационно-загрязненной и подлежит дополнительному радиационному контролю с последующей сортировкой".

2. Обеспечение радиационной безопасности при радиационном

2.1. П. 7.2 МУК заменяется на следующий:

"Все обнаруженные в металлоломе локальные источники должны быть из него удалены. Извлечение из металлолома локальных источников, МЭД на расстоянии 10 см от которых превышает 1 мкЗв/ч или имеющих радиоактивное загрязнение, может производиться только силами специализированной организации или специально подготовленными сотрудниками, включенными в утвержденный руководителем организации список персонала группы А по действующим нормам радиационной безопасности".

2.2. П. 7.5 МУК заменяется на следующий:

"При обнаружении в процессе радиационного контроля металлолома значений МЭД на его поверхности более 1 мкЗв/ч лица, проводившие радиационный контроль, должны немедленно прекратить дальнейшие работы и проинформировать об этом руководство ЛРК (организации) и орган, уполномоченный осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Руководство ЛРК (организации) должно принять меры к ограничению доступа посторонних лиц в зону с повышенным уровнем гамма-излучения (более 1,0 мкЗв/ч над природным фоном) и дальнейшие действия проводить по согласованию с органом, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в соответствии с требованиями действующих нормативных документов по обеспечению радиационной безопасности".

Радиационный контроль лома цветных и черных металлов


Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте профессиональную справочную систему
«Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 10 апреля 2001 года N 114

О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "Гигиенические требования к обеспечению радиационной безопасности при заготовке и реализации металлолома"

(с изменениями на 14 июля 2009 года)

Документ с изменениями, внесенными:

- Примечание изготовителя базы данных.

В соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ и в целях обеспечения радиационной безопасности при заготовке и реализации металлолома

2. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя министра, Главного государственного санитарного врача Российской Федерации Г.Г.Онищенко.

в Министерстве юстиции

8 мая 2001 года,

регистрационный N 2701

Приложение
к приказу Минздрава России
от 10.04.2001 N 114

УТВЕРЖДЕНЫ
Главным государственным
санитарным врачом Российской Федерации
29 октября 2000 года

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЗАГОТОВКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ МЕТАЛЛОЛОМА

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.6.1.993-00

В документе учтено:

1. Область применения

1.1. Настоящие санитарные правила (далее по тексту - правила) устанавливают требования по обеспечению радиационной безопасности населения при заготовке, реализации лома черных и цветных металлов и являются обязательными для выполнения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, занимающимися данной деятельностью.

1.2. Правила регламентируют гигиенические требования к обеспечению радиационной безопасности при заготовке и реализации металлолома, включая организацию и проведение радиационного контроля металлолома, обследование транспортных средств (оборудования), предназначенных к разделке на металлолом, а также порядок оформления на них санитарно-эпидемиологического заключения.

1.3. Действие настоящих правил не распространяется на обращение с металлоломом, образующимся в результате утилизации конструкций и оборудования на предприятиях ядерно-топливного комплекса.

2. Нормативные ссылки

2.7.Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99). СанПиН 2.6.1.799-99. Не нуждаются в государственной регистрации (письмо Минюста России от 01.06.2000 N 4214-ЭР).

3. Общие положения

3.1. Настоящие санитарные правила вводятся в действие в целях обеспечения радиационной безопасности граждан и исключения возможности радиоактивного загрязнения среды обитания человека при заготовке и реализации металлолома.

3.2. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, занимающиеся заготовкой и реализацией металлолома, в целях выявления радиоактивного загрязнения металлолома или наличия локальных источников ионизирующего излучения осуществляют его производственный радиационный контроль с использованием дозиметрических и радиометрических методов исследования.

3.3. При утилизации транспортных средств и установок (самолетов, вертолетов, кораблей, судов, железнодорожных вагонов, локомотивов, котлов, цистерн и т.д.), на которых могли быть стационарные или переносные приборы, аппараты и другое оборудование с источниками ионизирующего излучения, шкалы приборов с содержащими радионуклиды светосоставами постоянного действия, или осуществлялось хранение или транспортировка радиоактивных веществ, производственный радиационный контроль проводится перед разделкой их на металлолом.

3.4. Партия металлолома, ММЭД гамма-излучения вблизи поверхности которой (за вычетом вклада природного фона) не превышает 0,2 мкЗв/час, не имеющая локальных источников и поверхностного загрязнение альфа- и бета-активными радионуклидами, допускается к использованию на территории Российской Федерации без каких-либо ограничений по радиационной безопасности. На нее оформляется санитарно-эпидемиологическое заключение.

3.5. К реализации (в том числе к переплавке на металлургических заводах) допускаются партии металлолома, имеющие соответствующее санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии ее требованиям настоящих правил.

3.6. При обнаружении металлолома, который по результатам радиационного контроля не может быть допущен к использованию без ограничения, организация, проводившая радиационный контроль, а также владелец металлолома своевременно информирует об этом орган госсанэпидслужбы Российской Федерации, на подконтрольной территории или объекте надзора которого находится металлолом. Дальнейшее обращение с ним должно проводиться по согласованию с этим органом госсанэпидслужбы, с учетом требований санитарных правил и норм.

Дата введения 2002-03-01

1. РАЗРАБОТАНЫ авторским коллективом в составе: А.Н.Барковский, И.П.Стамат (Федеральный радиологический центр при Санкт-Петербургском НИИ радиационной гигиены), Г.С.Перминова, О.В.Липатова, А.А.Горский (Департамент госсанэпиднадзора Минздрава России), В.С.Степанов, С.И.Кувшинников, О.Е.Тутельян (Федеральный центр госсанэпиднадзора Минздрава России).

2. УТВЕРЖДЕНЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Г.Г.Онищенко 4 января 2002 г.

3. ВВЕДЕНЫ ВПЕРВЫЕ

ВНЕСЕНО Дополнение N 1 , утвержденное и введенное в действие Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Г.Г.Онищенко 4 декабря 2006 г. с 01.03.2007

Дополнение N 1 внесено изготовителем базы данных

1. Область применения

1.1. Настоящие методические указания (далее - методические указания) разработаны в соответствии с требованиями санитарных правил "Гигиенические требования к обеспечению радиационной безопасности при заготовке и реализации металлолома. СанПиН 2.6.1.993-00" в целях выявления в металлоломе локальных источников ионизирующего излучения и/или радиоактивного загрязнения.

1.2. Методические указания устанавливают общий порядок организации и проведения радиационного контроля металлолома.

1.3. Методические указания предназначены для использования учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, лабораториями радиационного контроля, аккредитованными в установленном порядке, и службами радиационного контроля организаций, осуществляющих заготовку, переработку или реализацию металлолома.

1.4. Методические указания не предназначены для радиационного контроля загрязненного радионуклидами металлолома, который образуется в результате утилизации элементов конструкций и технологического оборудования, имеющих радиоактивное загрязнение по условиям эксплуатации (при выводе из эксплуатации ядерных энергетических установок, судов с атомными энергетическими установками, атомных электростанций и т.п.).

2. Нормативные ссылки

2.2. Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" N 52-ФЗ от 30.03.99 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст.1650).

2.7. Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99). СП 2.6.1.799-99.

3. Термины и определения

3.1. Металлолом (лом цветных и черных металлов) - годные только для переработки, содержащие цветные и/или черные металлы отходы производства и потребления, образовавшиеся из пришедших в негодность или утративших потребительские свойства изделий промышленного и бытового назначения, их частей, оборудования, механизмов, конструкций, транспортных средств, военной техники и др.

3.2. Заготовка металлолома - хозяйственная деятельность по сбору, скупке, извлечению и перемещению лома цветных и черных металлов к месту их временного хранения, переработки и/или конечного потребления в металлургическом производстве.

3.3. Реализация металлолома - продажа или передача на возмездной или безвозмездной основе заготовленного и/или переработанного металлолома третьим лицам.

3.4. Локальный источник - отдельный фрагмент металлолома, вблизи поверхности которого (на расстоянии не более 10 см) значение МЭД гамма-излучения содержащихся в нем радионуклидов (за вычетом вклада природного фона) превышает 0,2 мкЗв/ч.

3.5. МЭД - мощность эквивалентной дозы гамма-излучения содержащихся в металлоломе радионуклидов вблизи поверхности (на расстоянии не более 10 см) партии (фрагмента) металлолома (за вычетом вклада природного фона).

3.7. Радиоактивное загрязнение - в рамках методических указаний наличие в металлоломе фрагментов, вблизи которых плотность потока альфа-излучения более 0,04 -частицы/(см·с), либо плотность потока бета-излучения более 0,4 -частицы/см·с).

3.8. Партия металлолома

- отдельно расположенное количество металлолома, подготовленное к загрузке в транспортное средство и предназначенное к реализации;

- загруженный в транспортную единицу (платформа, вагон, автомашина, грузовой контейнер и т.д.) металлолом;

- металлолом, загруженный в две и более транспортные единицы, следующие одновременно в адрес одного получателя.

4. Общие положения

4.1. При заготовке металлолома возможно попадание в него локальных источников либо металлических изделий, имеющих радиоактивное загрязнение. Чаще всего на практике встречаются следующие ситуации:

- наличие локальных источников вследствие попадания в металлолом шкал, тумблеров, приборов и их частей со светосоставами постоянного действия на основе Ra, источников из уровнемеров, плотномеров, дефектоскопов, датчиков обледенения, радионуклидных индикаторов дыма, загрязненных радионуклидами контейнеров для хранения и перевозки радиоактивных источников (Со, Sr, Cs, Tu, Ir, Pu, Am и т.д.);

- наличие труб и технологического оборудования с поверхностным радиоактивным загрязнением в результате осаждения природных радионуклидов при добыче нефти и газа, а также при получении воды из артезианских скважин;

- наличие изделий из металла с повышенным содержанием радионуклидов вследствие попадания в него радиоактивных веществ при переплавке.

4.2. Для исключения возможности заготовки и реализации металлолома, имеющего радиоактивное загрязнение или содержащего локальные источники, юридические и физические лица, занимающиеся заготовкой и реализацией металлолома (далее - организации), осуществляют его производственный радиационный контроль. Он осуществляется специальной службой или лицом, ответственным за производственный радиационный контроль, в соответствии со специально разработанным положением.

4.3. Производственный радиационный контроль металлолома проводится в два этапа: входной радиационный контроль, которому подвергается весь поступающий в организацию металлолом, и радиационный контроль партии металлолома, подготовленной для реализации, по результатам которого на нее оформляется санитарно-эпидемиологическое заключение. Радиационный контроль партии металлолома, подготовленной для реализации, проводят аккредитованные в установленном порядке лаборатории радиационного контроля (далее - ЛРК).

4.4. Для партий металлолома, направляемых на экспорт либо следующих транзитом через территорию Российской Федерации, а также в случае, когда при проведении радиационного контроля партии металлолома обнаружено превышение над природным фоном, проводится определение МЭД гамма-излучения на поверхности готовой к отправке транспортной единицы.

4.5. Объектом радиационного контроля в рамках методических указаний является партия металлолома. Радиационный контроль металлолома проводится:

- при приемке металлолома, в т.ч. на пунктах сбора металлолома;

- при подготовке партии металлолома к транспортированию и реализации;

- перед транспортированием загруженных металлоломом транспортных средств.

4.6. Все используемые для проведения радиационного контроля средства измерений должны иметь действующие свидетельства о государственной поверке.

4.7. К работе по проведению радиационного контроля металлолома допускаются прошедшие специальное обучение сотрудники, освоившие настоящую методику, инструкции по эксплуатации используемых ими средств измерений, а также требования СанПиН 2.6.1.993-00 и ОСПОРБ-99.

5.3. Для проведения входного радиационного контроля металлолома могут использоваться специализированные поисковые приборы (ДРС-РМ1401, ИСП-РМ1401М, МКС-РМ1402М, ИСП-РМ1701 и т.п.), радиометры (СРП-68, СРП-88 и т.п.), многофункциональные приборы (ДКС-96, ДКС-1117А, МКС-А02, МКС-РМ1402М, МКС-01Р и т.п.) и высокочувствительные гамма-дозиметры (EL-1101, ДКС-1119С и т.п.), используемые в поисковом режиме как радиометры.

5.4.1. Для проведения входного радиационного контроля поступающего в организацию металлолома выделяют специальную контрольную площадку, по возможности, с минимальным природным фоном (не более 0,2 мкЗв/ч). Ежедневно до начала приемки металлолома измеряют значение фоновых показаний всех используемых для производственного радиационного контроля приборов в центре пустой контрольной площадки. При этом, датчик радиометра держат в вытянутой в сторону руке на высоте 1 м над поверхностью контрольной площадки. Число замеров должно обеспечивать статистическую погрешность результата измерений 5-10% (для доверительной вероятности 95%). Для приведенных в п.5.3 радиометров при фоне более 0,1 мкЗв/ч это потребует проведения 5-10 замеров.

5.4.2. Средние значения фоновых показаний используемых радиометров рассчитывают по формуле:

О требованиях санитарного законодательства к радиационному контролю металлолома (организациям, осуществляющим деятельность по заготовке и реализации металлолома)

С целью предупреждения возникновения радиационных аварий и инцидентов при обороте металлолома Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю напоминает о требованиях санитарного законодательства, предъявляемых к радиационному контролю металлолома при осуществлении деятельности по его заготовке и реализации.

В соответствии с п. 34 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ) деятельность по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов подлежит лицензированию.

В рамках лицензирования/лицензионного контроля указанной деятельности устанавливается наличие у соискателя лицензии/лицензиата условий для выполнения требований Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.2001 г. № 369 и Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.2001 г. № 370 (далее – Правила).

Правила имеют ссылку на то, что производственный радиационный контроль металлолома должен осуществляться в установленном порядке и в соответствии с установленными требованиями.

Требования к осуществлению производственного радиационного контроля установлены в санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах СанПиН 2.6.1.993-00 «Гигиенические требования к обеспечению радиационной безопасности при заготовке и реализации металлолома» (далее - СанПиН 2.6.1.993-00), соблюдение которых контролируют органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор (Роспотребнадзор).

Обращаем внимание, что данные санитарные правила содержат более жесткие требования к радиационному контролю металлолома, отличающиеся от лицензионных. В частности, требования СанПиН 2.6.1.993-00 предусматривают:

- обязательное осуществление радиационного контроля металлолома при его приемке, при подготовке партии металлолома к реализации и перед реализацией загруженных металлоломом транспортных средств по требуемым показателям (при этом, радиационный контроль подготовленного к реализации металлолома должен проводиться лабораториями, аккредитованными на право проведения соответствующих измерений);

- наличие согласованного с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, порядка (программы) проведения производственного радиационного контроля металлолома;

- осуществление радиационного контроля на территории площадок и помещений, предназначенных для размещения металлолома, перед началом их эксплуатации;

- внесение результатов производственного радиационного контроля в специальный журнал (рекомендуемая форма приведена в приложении 1 к СанПиН 2.6.1.993-00), а не в книгу учета приемосдаточных актов, наличие которой предусмотрено требованиями Правил обращения с ломом и отходами металлов и их отчуждения.

Подробно последовательность и методика проведения радиационного контроля металлолома описана также в методических указаниях МУК 2.6.1.1087-02 «Радиационный контроль металлолома», утвержденных и введенных в действие Главным государственным санитарным врачом РФ 04.01.2002 г.

Без каких-либо ограничений по радиационной безопасности допускается к использованию на территории Российской Федерации только те партии металлолома, которые согласно п. 3.4 СанПиН 2.6.1.993-00 отвечают следующим требованиям:

- отсутствуют локальные источники ионизирующего излучения,

- отсутствует поверхностное загрязнение альфа- и бета- активными радионуклидами.

Неукоснительное и полное соблюдение вышеуказанных требований обеспечит достоверность наличия либо отсутствия радиоактивного загрязнения металлолома, минимизирует риск возникновения угрозы причинения вреда здоровью и жизни граждан.

С 1 января 2021 года вступают в силу изменения, внесенные в правила обращения с ломом черных и цветных металлов

В соответствии с Постановлением Правительства от 7 октября 2020 года № 1619 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам обращения с ломом черных и цветных металлов и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» в Положение о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов (Постановление Правительства от 12 декабря 2012 г. № 1287) внесены следующие нововведения:

1. Введен новый вид работ: «заготовка, хранение и реализация лома цветных металлов». При этом старый вид работ также и остается.

2. Закреплены новые формулировки понятий:

Из определения «заготовка» исключено транспортирование лома к месту его хранения и добавлены сортировка и отбор;

Внесено уточнение, что к «реализации» относится отчуждение заготовленного лицензиатом лома.

Также внесены измененияв Правила обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения (Постановление Правительства РФ от 11 мая 2001 г. № 369):

1. Уточнен перечень информации, находящейся в доступном месте на объекте осуществления деятельности:

для юридического лица - наименование и основной государственный регистрационный номер (ОГРН), номер телефона, для индивидуального предпринимателя - основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя (ОГРНИП), фамилия, имя, отчество (при наличии), номер телефона.

Требование наличия на объекте в доступном месте нотариально заверенной копии документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, или свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя упразднено.

2. Допускается возложение ответственности за проведение радиационного контроля и контроля взрывобезопасности на одно лицо на одном и том же объекте.

3. С 1 января 2021 года не требуется наличие прессовщика лома и отходов металла 1 разряда.

4. Уточнены требования в части покрытия площадки для хранения лома черных металлов. Постановлением определено, что площадка должна иметь твердое неразрушаемое влагостойкое покрытие.

5. Введено требование наличия на объекте оборудования для взвешивания лома и отходов черных металлов.

6. Для открытия объекта по работе с ломом черных металлов теперь необходимо наличие не менее чем на одном из объектов по приему лома и отходов черных металлов в пределах территории субъекта Российской Федерации одной единицы любого из следующих видов оборудования:

пресс для пакетирования лома черных металлов;

установка для дробления и сортировки легковесного лома;

оборудование для сортировки или измельчения стружки;

копер для разбивки металлолома.

Действовавшее ранее требование наличия пресса с заданным усилием прессования в 2500 кН отменено.

7. Закреплено оформление приемо-сдаточных актов и книги учета актов, журнала регистрации отгруженных лома и отходов металлов в электронном виде, при условии использования усиленной квалифицированной электронной подписи.

Введены редакционные изменения по заполнению приемо-сдаточных актов, книги учета приемо-сдаточных актов, журнала регистрации отгруженных лома и отходов черных металлов.

8. Упразднено требование нотариального заверения копий документов, подтверждающих право собственности на транспортируемые лом и отходы черных металлов, имеющихся у перевозчика, а также наличия при этом копии лицензии.

9. Утверждена новая форма приемо-сдаточного акта:

ПРИЕМО-СДАТОЧНЫЙ АКТ № _____ от _____________

Получатель лома и отходов _____________________________________________

Сдатчик лома и отходов ________________________________________________

ИНН сдатчика лома и отходов ___________________________________________

Банковские реквизиты сдатчика лома и отходов (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) ________________________________

Данные документа, удостоверяющего личность, место регистрации по месту жительства или месту пребывания __________________________________________

Транспорт (марка, номер) ______________________________________________

Основания возникновения права собственности у сдатчика лома и отходов на сдаваемые лом и отходы черных металлов _________________________________

Краткое описание лома и отходов черных металлов________________________________________________________________

Вес брутто (тонн)

Вес нетто (прописью) __________________________________________________

Итого на сумму ________________________________________________________

В том числе НДС _______________________________________________________

За представление недостоверных данных об ответственности предупрежден.

Достоверность представленных сведений подтверждаю.

Сдачу лома и отходов произвел и акт получил _________ (подпись сдатчика лома и отходов).

Указанный металлолом подготовлен согласно Межгосударственному стандарту

ГОСТ 2787-2019 "Металлы черные вторичные. Общие технические условия",

проверен, обезврежен, признан взрывобезопасным, прошел радиационный

контроль и может быть допущен к переработке и переплавке.

Подпись лица, ответственного за прием лома и отходов, _________________

Подпись лица, ответственного за проверку лома и отходов на

Подпись лица, ответственного за радиационный контроль лома и отходов, ___

В Правила обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.05.2001 № 370 «Об утверждении Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения» внесены следующие нововведения:

1. Уточнен перечень информации, находящейся в доступном месте на объекте осуществления деятельности, аналогично объекту по работе с ломом черных металлов.

2. Закреплено требование приема лома цветных металлов по заявлению только от физических лиц. У юридических лиц и индивидуальных предпринимателей прием теперь будет осуществляться в соответствии с условиями договора между указанными субъектами и юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющим прием лома и отходов цветных металлов.

3. Исключены нормы, не допускающие прием лома и отходов цветных металлов от физических лиц, не достигших 14 лет, а также устанавливающие порядок приема лома и отходов цветных металлов от лиц в возрасте от 14 до 18 лет и лиц, достигших 16 лет, объявленных полностью дееспособными.

4. Допускается возложение ответственности за проведение радиационного контроля и контроля взрывобезопасности на одно лицо на одном и том же объекте.

5. С 1 января 2021 года не требуется наличие прессовщика лома и отходов цветного металла 1 разряда.

6. Уточнены требования в части покрытия площадки для хранения лома цветных металлов. Постановлением определено, что площадка должна иметь твердое неразрушаемое влагостойкое покрытие.

7. Введено требование наличия на объекте оборудования для взвешивания лома и отходов цветных металлов.

8. Введено разделение требований в части наличия необходимого перечня оборудования в зависимости от выполняемого вида работ.

Для осуществления заготовки, хранения и реализации (без переработки) лома и отходов цветных металлов необходимо наличие не менее чем на одном из объектов по приему лома и отходов цветных металлов в пределах территории субъекта Российской Федерации оборудования для определения химического состава лома и отходов цветных металлов.

Таким образом, исключено требование наличия на объекте пресса в случае предоставления лицензии для осуществления заготовки, хранения и реализации лома и отходов цветных металлов.

В случае же осуществления на объекте, в том числе переработки лома и отходов цветных металлов, лицензиат, соискатель лицензии обязаны дополнительно обеспечить наличие не менее чем на одном из объектов по приему лома и отходов цветных металлов в пределах территории субъекта Российской Федерации одной единицы любого из следующих видов оборудования:

пресс для пакетирования лома и отходов цветных металлов;

установка для дробления лома и (или) отходов цветных металлов;

установка для разделки кабеля.

9. Закреплено оформление приемо-сдаточных актов и книги учета актов, журнала регистрации отгруженных лома и отходов металлов в электронном виде, при условии использования усиленной квалифицированной электронной подписи.

Введены редакционные изменения по заполнению приемо-сдаточных актов, книги учета приемо-сдаточных актов, журнала регистрации отгруженных лома и отходов цветных металлов.

10. Упразднено требование нотариального заверения копий документов, подтверждающих право собственности на транспортируемые лом и отходы цветных металлов, имеющихся у перевозчика, а также наличия при этом копии лицензии.

11. Утверждена новая форма приемо-сдаточного акта (аналогично форме акта для лома черных металлов).

Кроме того, с 1 января 2021 года отменяется выдача бланков лицензий при предоставлении или переоформлении лицензий. Вместо бланка лицензий будут выдаваться выписки из реестра лицензий, соответствующие установленным требованиям законодательства Российской Федерации.

Читайте также: