Радиатор из какого металла

Обновлено: 05.07.2024

Радиатор автомобильный, устройство которого включает в себя два бачка – верхний и нижний, а также трубки между ними, выполняет важнейшую функцию и отвечает за предотвращение перегрева двигателя. Как же это происходит, и какие виды этого узла мы можем найти в наших машинах, поговорим чуть ниже.

Автомобильный медный радиатор, или алюминиевый?

Радиатор нагревает воздух в системах отопления, кондиционирования и вентиляции. Охлаждает в системе рециркуляции отработанные газы, масло, которое находится в системе смазки, воздух системы турбонаддува и рабочую жидкость в случае с автоматической КПП. Существует несколько видов систем охлаждения: жидкостная, воздушная и комбинированная. В первом случае охлаждение происходит за счет потока жидкости, во втором –посредством воздуха, ну, а в третьем, соответственно, идет объединение воздушной и жидкостной систем.

Наиболее распространенным материалом, из которого изготавливается сердцевина современных радиаторов, является алюминий. Это обосновано тем, что автомобильные алюминиевые радиаторы охлаждения очень легкие, а их стоимость значительно ниже, чем медных. Однако они обладают очень малой теплопроводностью и подвержены коррозии. Автомобильный медный радиатор имеет больше достоинств, среди них: устойчивость к коррозии, высокий КПД, отличная теплопроводность. Также он является более прочным и, соответственно, долговечным. Но главный недостаток – высокая стоимость.

Еще до недавнего времени пользовались спросом радиаторы, сделанные из стали, однако из-за ее низкой теплопроводности, которая в четыре раза меньше, чем у алюминия, эти варианты сегодня практически нигде не встречаются.

Фото автомобильных радиаторов, radymo.com
Фото автомобильного радиатора охлаждения, radymo.com
Фото автомобильного медного радиатора, radymo.com
Фото автомобильного алюминиевого радиатора, radymo.com

Жидкостной и масляный радиатор для авто?

Безусловно, огромное значение имеют свойства материала, но это далеко не все, так как более важными факторами, отвечающими за хорошую работу, являются конструктивные особенности и устройство радиатора автомобиля. Чаще всего, в автомобилях устанавливают жидкостные агрегаты. Посредством насоса жидкость циркулирует в замкнутом контуре, тем самым охлаждая стенки цилиндра и осуществляя отвод тепла от элементов двигателя.

Нашел свое применение и масляный радиатор для авто, который отвечает за охлаждение масла. Они могут быть как высокого, так и низкого давления, а система охлаждения может быть искусственной или естественной. В первом случае установлен дополнительный вентилятор, который обеспечивает воздушный поток, и тем самым охлаждение происходит намного быстрее.

Автомобильный масляный радиатор с естественной системой охлаждения, безусловно, уступает по эффективности своему аналогу. Технология их изготовления довольно трудоемкая, поэтому этим занимаются только лишь оригинальные производители, но при этом всем и срок их службы немалый. Однако, если масляный радиатор автомобиля пришел в негодность, то, скорей всего, его необходимо заменить, т.к. ремонту они не подлежат.

Радиатор автомобильный – конструкция системы теплоотдачи

Что касается их конструкции, то они делятся на следующие виды: трубочные и спаянные. Варианты с круглыми трубками представляют собой агрегат, собранный из панелей с нанизанными на них круглыми алюминиевыми трубками. Главным их достоинством является приемлемая ценовая политика из-за малой себестоимости. К недостаткам же можно отнести низкую прочность, небольшую теплопередающую поверхность и потребность в высококачественных прокладках, которые не всегда можно найти.

Радиаторы с овальными трубками, находящиеся в средней ценовой категории, чуть лучше в эксплуатации. Это возможно из-за овального разреза, благодаря которому увеличивается площадь, отдающая тепло. Недостатки: малая прочность, потребность в прокладках высокого качества. Спаянные же радиаторы, которые отличаются более высокой прочностью и теплоотдачей, обладают еще и стоимостью, что по карману далеко не каждому. Таким образом, не столь важно, какой автомобильный радиатор, алюминиевый или медный, вы выбрали, главное – грамотное сочетание устройства и материала радиатора.

Из чего делают радиаторы отопления

Свойства радиатора напрямую зависят от того, из какого материала он изготовлен. Рассмотрим самые популярные виды материалов, используемых в производстве радиаторов и отопительных приборов.

Алюминий

Металл из легкой группы, третий химический элемент в мире по распространенности. Алюминий хорошо поддается разным видам механической обработке и литью. Технические характеристики металла:

  • высокая теплопроводность и электропроводность;
  • металл не магнитится и не горит;
  • отличные антикоррозийные свойства.

Устойчивость к коррозии создается за счет образующейся оксидной пленки, защищающей поверхность алюминия от негативных внешних воздействий.

Благодаря высокой пластичности металл используется в разных отраслях, уступая по объему применения лишь железу. Принимает любые формы, обладает долгим сроком службы. Это один из самых легких металлов в мире (почти в 3 раза легче железа), при этом алюминий очень прочен.

Он обладает высокой способностью к соединению с разными элементами, что позволяет получать широкий спектр сплавов. Даже если добавить в состав незначительное количество другого химического элемента, это серьезно изменит характеристики металла и расширит возможности его применения.

В чистом виде алюминий не встречается в природе. Основной объем мирового алюминия производится из бокситов – запасы этого минерала сосредоточены в разных уголках планеты. В России для производства металла используется нефелиновая руда, добываемая в карьерных условиях.

Алюминиевые радиаторы устойчивы к коррозии и обладают отличной теплопроводностью. Ввиду высокой пластичности металла радиаторы не рекомендуется устанавливать в местах, где оборудование может быть подвергнуто механическому повреждению. Для повышения устойчивости металла к внешним механическим воздействиям его поверхность может дополнительно обрабатываться специальной порошковой краской.

Сталь

Для производства радиаторов отопления обычно используется низкоуглеродистая сталь, обладающая высокой коррозийной устойчивостью. Предварительно стальные панели проходят процесс обезжиривания, их покрывают порошковой эмалью и подвергают термической обработке.

Преимущественные характеристики низкоуглеродистых сталей:

  • пластичность (это позволяет подвергать материал деформации без риска образования трещин);
  • отличная способность к сварке и обработке, слабое закаливание.

Основная область применения низкоуглеродистых сталей – это изготовление различных изделий холодной штамповкой. Для придания материалу дополнительных свойств в него добавляются специальные элементы, меняющие состав и характеристики стали: повышение устойчивости к коррозии, улучшение прочностных характеристик и т.д. Углеродистая сталь с дополнительными добавками называется легированной.

Существует несколько технологий производства стали, в основном для ее получения используется чугун и металлолом. Наиболее распространенная технология выплавки – это кислородно-конвертерный способ. К новейшим методам выплавки можно отнести электролиз.

Недостатками низкоуглеродистой стали по сравнению низколегированными видами являются более низкие прочностные характеристики и меньшая ударная вязкость.

Чугун

Чугун состоит из углерода и железа. Процентное соотношение углерода может составлять до 6% и более. На свойства материала влияет наличие примесей в составе: марганца, серы, кремния и др. В зависимости от количества примесей различают три основных вида чугуна:

  • белый – в основном применяется для производства стали;
  • серый – вязкий металл, хорошо поддающийся обработке, используется в машиностроении и производстве различных конструкций, работающих в условиях повышенной интенсивности;
  • легированный – так называют чугун, в состав которого добавляют элементы для повышения его основных характеристик: прочности, износостойкости и т.д.

Чугун используется для производства литых конструкций и деталей, эксплуатируемых в условиях невысокой динамической нагрузки. Материал хорошо обрабатывается и стоит дешевле стали (этим объясняется доступная цена радиаторов отопления).

Первый радиатор был отлит из чугуна в середине XVIII века. Позднее оборудование получило широкое распространение в Европе и России и пользуется спросом до сих пор, несмотря на развитие технологий по производству радиаторов из других материалов.

Одно из преимуществ чугуна, которое сделало его популярным материалом для производства батарей отопления – это высокая стойкость к коррозии. После установки поверхность радиатора покрывается сухой ржавчиной, что тормозит дальнейшее проникновение коррозии.

Стенки радиаторов из чугуна очень толстые, это повышает вес и прочность изделия, а также значительно продляет срок его службы. Еще один плюс – это неприхотливость к теплоносителю. Наличие примесей в воде не вредит батарее изнутри, материал сложно повредить поэтому чугунные радиаторы обеспечивают стабильную работу отопительной системы на протяжении долгого времени, не требуя замены (до 50 лет).

Высокая масса радиаторов обеспечивает отличную теплоемкость и инерционность, сглаживая изменения температурного режима в помещении. При длительной эксплуатации (более 40 лет) может возникнуть разрушение чугунных ниппелей. За счет пористости и шершавости чугуна на внутренних стенках радиаторов со временем образуется налет, что приводит к потере теплоотдачи.

Латунь

Латунь - это сплав на основе цинка и меди. Состав цинка в сплаве может достигать 45%, он влияет на повышение технологических и механических свойств латуни, а также снижает стоимость материала (так как обладает более низкой ценой, чем медь).

Из латуни получают различные изделия, в том числе радиаторные трубки, которые отличает повышенная прочность, длительный срок службы, устойчивость к воздействию коррозии и способность к сварке.

Материал хорошо поддается обработке и обладает высокими механическими свойствами. По сравнению с бронзой, латунь обладает более высокой прочностью и стойкостью к коррозии. К основным недостаткам латуни можно отнести слабую устойчивость на открытом воздухе и в соленой воде.

Высокая влажность способна спровоцировать развитие коррозии латуни, поэтому на стадии производства материал обрабатывается и подвергается низкотемпературному обжигу. Латунь сохраняет пластичность даже при понижении температуры, не становясь хрупким.

Плавка латуни осуществляется в печах разного типа, наиболее распространена технология выплавки в индукционных печах. По технологии сплав не рекомендуется нагревать до слишком высоких температур, поскольку это может привести к возгоранию некоторых составляющих.

Использовать медь человечество начало еще в IV тысячелетии до нашей эры, это объясняется тем, что данный металл может встречаться в природе.

Температура плавления меди составляет 1083° С. Это мягкий и ковкий металл, хорошо проводящий электрический ток и обладающий отличной теплоемкостью. При отрицательной температуре металл повышает свои прочностные характеристики и пластичность.

Медь устойчива к коррозии, при эксплуатации в условиях высокой влажности и атмосферы с повышенным содержанием углекислого газа поверхность металла покрывается специальным защитным налетом, имеющим зеленоватый оттенок. Данное покрытие называют патиной.

Практически 80% всей меди на планете выплавляют из сульфидных руд. Процесс включает в себя несколько процедур: отжиг, выплавка, рафинирование и др. Благодаря высоким теплопроводным свойствам металл используется для изготовления радиаторов отопления. Гибкость металла упрощает монтажные работы.

Существуют различные сплавы меди: бронза, латунь и т.д., повышающие качественные характеристики металла. Для получения сплавов в состав меди добавляют цинк, свинец, марганец и пр. Содержание самой меди в сплавах превышает 30%.

Медные радиаторы можно эксплуатировать при высоком атмосферном давлении, а максимальный температурный предел, который выдерживают батареи, составляет +150°. Устойчивость меди к воздействию многих химических активных веществ позволяет использовать в радиаторах разные виды теплоносителей, в том числе обычный бытовой антифриз.

К недостаткам металла можно отнести его высокую стоимость, что повышает цену радиаторов и ограничивает их широкое распространение.

Автомобильные радиаторы: от меди до композитов

Если компоновку и конструкцию ходовой части первые автомобили унаследовали от карет, то материалы для компонентов систем охлаждения моторов пришли от паровых силовых установок. Поэтому еще «в старину» стало понятно, что для того, чтобы радиатор успешно справлялся со своей задачей, необходимо выполнить два основных условия: большая площадь для эффективного теплообмена и трубки из материала, который обладает хорошей теплопроводностью и высокой коррозионной стойкостью.

Долгое время единственным относительно доступным материалом, отвечающим данным требованиям, была медь и сплавы на ее основе. До 70-х годов прошлого века почти все радиаторы были медно-латунными, а основной технологией производства была пайка.

радиатор

Это было трудоемко и дорого, но и радиаторы тех лет служили десятилетиями, а также легко ремонтировались. Но высокая стоимость и большой вес со временем поставили крест на такой конструкции – на современных легковых автомобилях она уже не применяется. В настоящее время такие радиаторы устанавливают только на некоторые виды коммерческой техники, в основном рассчитанной на длительный срок службы в тяжелых условиях.

Алюминиевая революция

Когда конструкция автомобилей существенно усложнилась, помимо систем охлаждения и отопления, радиаторы стали применять в системах кондиционирования, а также для обеспечения оптимального теплового режима работы автоматических коробок, полноприводных трансмиссий и турбин. Понадобились более легкие материалы. В результате разработчики систем охлаждения начиная с 60-х годов прошлого века стали массово использовать алюминий.

Технология изготовления первое время принципиально не менялась, радиатор остался таким же паяным, но только с алюминиевыми трубками. Позже для того, чтобы алюминиевый радиатор служил долго, был способен выдерживать высокое давление и вибрацию, была разработана специальная технологии пайки Nocolock. В процессе производства происходят предварительный нагрев, пайка в азотной среде и мгновенное охлаждение. В результате получается очень прочная, герметичная и долговечная конструкция. Еще одно преимущество такой технологии – возможность создавать теплообменники любой формы и размера, в отличие от радиаторов механической сборки.

Для охлаждения современных высокофорсированных двигателей применяются паяные радиаторы с плоскими трубками и гофрированными охлаждающими пластинами. Они обладают минимальным аэродинамическим сопротивлением. Бачки в настоящее время изготавливают из различных полиамидов, усиленных стекловолокном. Их крепление к радиатору осуществляется при помощи фланцев с уплотнениями из эластомеров.

Существует еще более современная и прочная конструкция алюминиевых радиаторов, в которых бачки также выполнены из алюминия. Но пока такая технология из-за высокой стоимости применяется крайне ограниченно.

Инженерные головоломки

При разработке систем охлаждения конструкторам приходится решать множество противоречивых задач. Например, при эксплуатации автомобиля в условиях мегаполисов с их неизбежными пробками оптимален радиатор большой площади с низким сопротивлением потоку, но для него не всегда есть место в подкапотном пространстве. Поэтому приходится идти на компромисс – устанавливать радиатор меньшей площади с мощными вентиляторами, что приводит к росту энергопотребления бортовой сетью автомобиля.

Отдельная тема – спорткары с высокофорсированными моторами, у них из-за особенностей компоновки для больших радиаторов просто нет места, поэтому эффективное охлаждение обеспечивает сложная конструкция, состоящая из нескольких небольших по площади радиаторов, объединенных в один контур.

Также конструкторам приходится учитывать, что в процессе эксплуатации любых автомобилей эффективность охлаждения неизбежно ухудшается из-за внешних загрязнений радиатора и внутренних отложений, поэтому на этот случай должен быть запас по эффективности.

Серьезная база – залог успеха

Обеспечение оптимального теплового режима работы двигателя в реальных условиях эксплуатации – очень сложная задача. Ведущие разработчики в области систем охлаждения проводят испытания в аэродинамических трубах, климатических камерах. Компаний, имеющих возможности проводить столь дорогие исследования и выпускать продукцию премиального сегмента, – единицы. Именно этим обусловлена высокая разница в стоимости между радиаторами, даже предназначенными для одной и той же модели автомобиля.

радиатор_2

Игроки массового рынка

Самый распространенный на сегодняшний день вариант для автомобилей массового сегмента – алюминиевые трубчато-пластинчатые радиаторы сборного типа. Они собираются механически – отдельно трубки с пластинами, отдельно верхние и нижние бачки, плюс набор прокладок и уплотнителей, благодаря которым обеспечивается герметичность системы. По эффективности и долговечности радиаторы такой конструкции уступают паяным, но благодаря меньшей стоимости востребованы на вторичном рынке. К тому же с годами конструкция радиаторов совершенствуется, что позволяет повысить их производительность и долговечность. Например, некоторые компании устанавливают в трубках так называемые турболизаторы, которые закручивают поток жидкости, в результате увеличивается скорость потока и теплообмен становится более эффективным.

Главное, что стоит рекомендовать, – при покупке сборных радиаторов выбирать продукцию известных марок.

Большая эффективность

Радиаторы также могут быть однорядными или многорядными. Если в подкапотном пространстве есть место и конструкция автомобиля допускает такую установку, то для техники, которая эксплуатируется в тяжелых условиях, например на бездорожье или в пробках с полной нагрузкой, при ремонте целесообразно установить многорядный радиатор вместо однорядного, он обеспечит более эффективную работу системы охлаждения.

Премиум для бюджетника

Следует также помнить, что массовый автомобиль – далеко не обязательно простой по конструкции. У многих массовых брендов, например Chevrolet, Citroen, Opel, Peugeot, Volkswagen, в линейке есть модели с высокофорсированными двигателями, у которых температура термостатирования от 110 до 118 градусов Цельсия. Это обеспечивает высокий КПД двигателя, но любой, даже малейший сбой в системе охлаждения приведет к перегреву мотора. Поэтому при покупке компонентов систем охлаждения для таких автомобилей следует ориентироваться на продукцию премиальных брендов.

Технологии будущего

Кажется, что все технологии уже исчерпаны и в ближайшее десятилетие их конструкция существенно не изменится, разве что большее распространение получат полностью алюминиевые конструкции. Существуют также опытные разработки радиаторов, выполненных целиком из полимеров, они легкие, но пока еще уступают по эффективности алюминиевым.

Больше радиаторов для «зеленого» транспорта

Кстати, даже для электромобилей, которые активно завоевывают рынок (читайте подробнее на странице 26 нашего журнала), радиаторы необходимы для охлаждения литий-ионных батарей, да и без климатической системы электромобилю никак не обойтись, а там нужны свои дополнительные радиаторы.

В ближайшее десятилетие массовое распространение получат и гибридные автомобили. А это настоящий Клондайк для производителей автокомпонентов и радиаторов в частности. Поскольку у таких авто сохраняется двигатель внутреннего сгорания со своей системой охлаждения и при этом добавляется электрическая силовая установка, дополнительный радиатор понадобится им не только для охлаждения литий-ионных батарей, но и для обогрева, иначе при низких температурах двигатель не запустится.

радиатор_2

Список лучших

Так что рынок радиаторов, скорее всего, будет только расти, а их разнообразие шириться. Отчего потребителям вряд ли станет легче ориентироваться в изобилии брендов. В помощь и нынешнему, и будущему потребителю наш журнал предлагает рейтинг лучших производителей радиаторов, составленный на основе результатов премии «Мировые автомобильные компоненты». Анализ проводился за последние семь лет в номинации «Радиатор года». Список брендов, которым точно можно доверять, смотрите на 32-ой странице нашего журнала.

Греют воздух лучше всех! Металлические радиаторы отопления: какие выбрать

Фото 1

В системах отопления роль передатчика тепла от нагретого жидкого теплоносителя в помещение играют теплообменники — батареи.

Промышленность освоила множество видов и технологий теплообменников, каждый из которых имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

Металлические батареи отопления

Фото 2

Как правило, радиаторы делают из металлов. У этого материала два больших преимущества: высокая теплопроводность и механическая прочность.

Металлу легко в промышленных условиях придать любую форму литьём или штамповкой, он долговечен и прост в эксплуатации.

Батареи по принципу действия делятся на две группы:

  1. Конвекторы. Принцип действия ― передача тепла непосредственно циркулирующему в каналах воздуху. Внутри конвектора циркулируют воздушные потоки, холодный воздух засасывается снизу и поднимается, нагреваясь, вверх. Такие обогреватели эффективны, но микроклимат в помещении не самый приятный. Признак конвекторов ― наличие рёбер и каналов для повышения площади воздухообмена.
  2. Излучатели. Принцип действия ― излучение инфракрасных лучей, нагрев воздуха от таких радиаторов вторичен. Для этого типа характерна массивность, большая площадь лицевых панелей, высокая комфортность.

Большинство обогревателей используют оба принципа, однако, при проектировании отопления в доме стоит учесть преимущественный тип действия, умело управлять потоками тёплого воздуха и лучистым теплом.

Виды радиаторов

По материалу изготовления выделяют несколько типов отопительных радиаторов.

Стальные панельные

Популярный конструкционный материал широко используется в теплотехнике. Панели радиаторов делают из стойких к коррозии сталей, такие обогреватели недороги, хорошо выглядят и довольно эффективны.

Фото 3

Фото 1. Стальной панельный радиатор отопления. Прибор белого цвета, хорошо сочетается с интерьером.

Стальные батареи двух типов:

  1. Трубчато-коллекторные. Наглядный пример ― полотенцесушители. Состоят из стоек-трубочек, спаянных в торцах коллекторами.
  2. Панельные. Состоят из двух штампованных листов металла, соединённых по периметру сплошной сваркой, внутри ― точечной. Выштамповки, как правило, образуют коллектор. Панельные радиаторы комбинированного типа отлично излучают тепло, и благодаря дополнительным конвекторным воздуховодам, активно прогревают воздух.

Панельные стальные радиаторы невозможно спутать с остальными: лицевая сторона образована штампованным стальным листом. Батареи красятся стойкими к механическим ударам полимерными красками.

Благодаря простоте производства панельные радиаторы имеют различные типы и размеры. Пластины для повышения эффективности собирают в пакеты из 2—4, между ними предусмотрен зазор с рёбрами-теплообменниками.

Преимущества стальных радиаторов:

  • презентабельный внешний вид;
  • высокий КПД;
  • малое количество теплоносителя;
  • широкие каналы;
  • малый вес.

Фото 4

В батарее предусмотрены разные виды подключения, также можно установить регулирующий температуру клапан, развоздушиватель.

Недостатки стальных радиаторов:

  • низкая коррозионная стойкость;
  • сложность с удалением пыли внутри конвекционных каналов.

Чугунные

В недалёком прошлом радиаторы из чугуна были монополистом на рынке. Производят чугунные секции методом литья в песчаные формы с последующей фрезеровкой прецизионных плоскостей. Каждая секция изготавливается отдельно, после чего конструкция собирается при помощи паронитовых или резиновых прокладок и двухсторонних штуцеров.

Чугун используется для нагревательных приборов не только на просторах бывшего СССР, в Европе ряд производителей смогли возвести технологию литься в ранг искусства. Литые драконы, цветы и даже пейзажи, подвесные и напольные модели украсят любой интерьер.

Фото 5

Фото 2. Современный чугунный радиатор отопления. Прибор украшен декоративной ковкой, из-за чего смотрится достаточно стильно.

Работает батарея по принципу излучателя инфракрасных волн, поэтому их лучше не закрывать декоративными экранами, не допускается толстый слой краски с низкой теплопроводностью. Рёбра внутри батарей для дополнительного теплообмена с воздухом.

Считается, что одно ребро чугунной батареи способно передать в окружающую среду около 140—175 Ватт/час.

На территории СНГ немало заводов производят привычные стандартные обогреватели из чугуна. Они пользуются спросом благодаря преимуществам:

Лучше всего обогреют дом радиаторы отопления биметаллические: с легкостью алюминия и долговечностью стали

Вы просматриваете раздел Биметаллические, расположенный в большом разделе Виды.

Фото 1

Отопительные радиаторы пропускаю теплоноситель внутри себя, передавая его энергию окружающей среде. Те из них, корпуса которых неоднородны по толщине — выполнены из двух сплавов, называются биметаллическими.

Характеристики комбинированного материала обусловлены лучшими свойствами веществ, из которых он составлен.

Благодаря алюминиевому слою биметаллический прибор хорошо отдаёт тепло, отличаясь компактностью, лёгкостью. Стальной составляющей он обязан долговечностью и широкой сферой применения.

Принцип работы, преимущества и ограничения

Фото 2

Радиаторное водяное отопление считается традиционным. Основные элементы системы:

  • насос (если выбрано напорное движение воды);
  • генератор тепла (водогрейный котел);
  • ёмкостной водонагреватель (стабилизирующий температуру жидкости);
  • трубы (теплоизолированные, если потери тепла по их трассе нежелательны);
  • запорно-регулирующую арматуру (термостатические клапаны, балансировочный вентиль, регулятор перепада давления и прочие);
  • измерительные приборы (манометры, термометры, штуцеры);
  • отопительные элементы — батареи.

Сталь, чугун, алюминий — традиционные материалы для батарей. Радиатор биметаллический состоит из стальных труб, проводящих внутри себя теплоноситель, и алюминиевого корпуса, передающего тепло в помещение конвекцией и излучением.

Какие есть достоинства и недостатки приборов, их цены

В целом прибор наделён плюсами, характерными для стальных и алюминиевых конструкций:

  1. Корпус хорошо отдаёт теплоту, в силу высокой теплопроводности стенок (в отличие от чугунного радиатора).
  2. При небольшой металлоёмкости прочность прибора достаточна, чтобы выдержать высокое гидростатическое давление сетевого теплоносителя, вероятные гидравлические удары (заслуга стального сердечника).
  3. Радиатор не требует столь строгого контроля кислотности воды, как алюминиевый (pH 7—8): с теплоносителем контактирует металл, более стойкий к коррозии.
  4. Биметалл износостоек, обладает ударной вязкостью.

Фото 3

  1. Объём греющей жидкости в радиаторе невелик — в 2—3 раза меньше, чем в алюминиевом. Это позволяет быстро менять температуру в помещении.
  2. Биметаллические батареи выделяются современным дизайном, возможностью выбрать нужную конфигурацию.
  3. От чугунных радиаторов двухметаллические отличаются удобством очистки поверхности, малым весом, компактностью, простотой монтажа.

Высокая стоимость — заметный недостаток агрегата из биметалла. Она на 12—20% превосходит цену алюминиевых приборов. Одна секция радиатора российского производства стоит 400—800 р., итальянского — 700—900 р., китайского — от 300 р.

Эксплуатационные показатели, по которым сталеалюминиевый теплообменник уступает прочим:

  1. Поверхность неизотермична.
  2. Вода нуждается в очистке и подготовке более тщательной, чем для чугунных изделий.
  3. По сравнению со сталью у биметалла ниже скорость реагирования на изменение температуры, меньше доля теплоизлучения — в пользу конвекции.

Устройство

Основные эксплуатационные характеристики радиатора обусловлены его конструкцией и толщиной стенок.

Трубы (два горизонтальных коллектора, соединённых одним вертикальным) в специальном цеху, под давлением обливаются алюминиевым сплавом. Так формируется монолитное изделие из многослойного материала: стальной каркас внутри алюминиевого корпуса.

Наружному слою в процессе литья придаётся сложная форма — в виде развитой системы рёбер. Прибор приобретает обширную теплоотдающую поверхность. Чем больше площадь контакта батареи и воздуха, тем больше тепла отдаст прибор.

Фото 4

Фото 1. Биметаллический радиатор монолитного типа. Изделие представляет из себя цельную конструкцию.

Полубиметаллический радиатор

Двухметаллические приборы, в которых горизонтальные каналы теплоносителя выполнены из алюминиевого сплава, называют полубиметаллическими. Эта особенность наделяет агрегат недостатками алюминиевых радиаторов:

  • чувствительностью к кислотности воды;
  • истираемостью горизонтальных коллекторов механическими включениями;
  • выделением водорода при контакте с водой — причиной воздушных пробок, снижающих эффективность обогрева;
  • недопустимостью использования в доме с централизованным отоплением (из-за присутствия присадок в теплоносителе).

Владельцы домов с индивидуальным источником тепла, с водой без примесей и кислотность pH 7—8 не остаются в проигрыше и ценят полубиметаллические батареи за небольшой вес.

За и против: выбор радиатора отопления. Алюминиевый или биметаллический – какой надежнее и дольше прослужит?

Как своими руками произвести установку биметаллических радиаторов отопления и их ремонт? Пошаговая инструкция

Просты и удобны в эксплуатации! Котлы на дровах для дачи – отличное решение вопроса отопления

Монолитные или секционные

Габариты и мощность водяного теплообменника задаёт изготовитель, если его продукция — монолитные радиаторы. Цельные конструкции служат дольше, выдерживают большее гидростатическое давление.

Производство отдельных секций предоставляет покупателю возможность подобрать нужное их количество. Соединение секций между собой стальными ниппелями происходит в заводских условиях. Герметизируют стыки прокладками из термостойкой каучуковой резины, выдерживающей температуру до 200 °C.

Фото 5

Фото 2. Биметаллический радиатор секционного типа. Устройство состоит из отдельных частей, их можно добавить или убрать.

Секционные радиаторы менее долговечны в силу увеличенного числа соединений, требуют более щадящего режима эксплуатации. По мощности монолитные и секционные приборы равнозначны.

Внимание! Применение каждого радиатора имеет ограничения. Ознакомиться с содержанием технического паспорта следует перед покупкой.

Причины неравномерного прогрева

Одна из характеристик радиатора — степень равномерности распределения температуры по площади теплообменной поверхности. Причина неизотермичности кроется в конструкции радиатора, неоднородности материала по толщине:

  1. Ребра корпуса имеют значительную протяжённость. Удалённые от коллектора части ребра существенно холоднее теплоносителя.
  2. Контакт стального каркаса и алюминиевого оребрения небезупречен априори, а в процессе эксплуатации — ослабевает. У продукции зарубежного производства первоначальные тепловые показатели со временем снижаются не более чем на 2—3%.
  3. Различна эффективность теплоотдачи средних и крайних секций. Чем короче радиатор, тем эта разница меньше.

Как выбрать биметаллическую батарею отопления

Фото 6

Выбор отопительных приборов для водяного отопления обусловливается несколькими параметрами:

  1. типом системы (напорная или безнапорная);
  2. рабочим и испытательным давлениями;
  3. теплоносителем;
  4. мощностью отопительного котла;
  5. гигиеничностью конструкции теплообменника;
  6. расположением батареи в помещении;
  7. финансовыми возможностями, эстетическими предпочтениями покупателя.

Биметаллические радиаторы, как и стальные, пригодны для пропуска воды, продвигаемой по трубам насосом. В системах отопления с естественной циркуляцией теплоносителя работа стального сердечника непродолжительна. Безнапорный поток, открытый расширительный бак способствуют насыщению теплоносителя кислородом, вызывающим коррозию металла.

Справка. В одном литре теплоносителя, побуждаемого к циркуляции насосом, содержится 0,2—0,4 г кислорода (в 10—20 раз больше расчётного значения). Поэтому при возможности стоит предпочесть современные радиаторы с внутренним антикоррозионным слоем.

В Европе опрессовочное давление превышает рабочее на 30%. В России систему испытывают в более жёстком режиме, с превышением рабочих параметров на 60%. Такое несоответствие способно пагубно сказаться на импортных сталеалюминиевых радиаторах, если они не адаптированы к российским нормативным условиям.

Допустим ли контакт стального сердечника с водой централизованной отопительной сети, или с водой, обогащённой антифризными добавками, изготовитель сообщает в техпаспорте, рекомендациях применения. Указывается и допустимый диапазон значений показателя кислотности (например, 7—9,5).

Мощность системы с выбранными теплообменниками должна соответствовать мощности отопительного котла. В предварительных расчётах удельную объёмную ёмкость системы отопления принимают 15 л / 1 кВт.

Фото 7

Объём системы складывается из емкостей:

  • водогрейного котла;
  • расширительного бака;
  • трубопроводов (подающих, отводящих);
  • отопительных приборов.

Ёмкость теплопроводов вычисляется произведением его протяжённости на площадь сечения трубы. Объём теплообменника прописывается в техпаспорте. Делением суммарного объёма (л) на 15 (л / кВт) получают приближённую расчётную мощность тепловыделения водонагревателя. (Например, для 600 л — 40 кВт).

Габариты биметаллического радиатора зависят от размера ниши, отведённой для его установки. Зазор между низом батареи и полом допустим не менее 6 см, до стены нельзя оставить менее 3 см.

Расположение отопительного прибора под окном создаёт тепловую завесу на пути наружного воздуха, препятствует появлению конденсата на стёклах, наледи. В этом месте радиатор эффективен, если его длина составляет 0,5—0,75 ширины оконного проема. До подоконника оставляют не менее 10 см.

Лаконичный дизайн — отличительная черта отопительных элементов из алюминия. Зарубежные производители предоставляют возможность предпочтения цвета покрытия. Помимо белоснежных приборов спросом пользуются кремовые, серые и чёрные модели.

Читайте также: