Расход металла на воздуховоды

Обновлено: 28.09.2024

НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАСХОДА МАТЕРИАЛОВ

ВЕНТИЛЯЦИЯ И КОНДИЦИОНИРОВАНИЕ ВОЗДУХА

Разработаны инженерами Акимовой З.Н., Моисеевым В.А. (Государственное предприятие "Туластройпроект"), Кузнецовым В.И., Степановым В.А., Шутовым А.А. (Главное управление совершенствования ценообразования и сметного нормирования в строительстве Минстроя России), Кретовой В.П., Петрухиной К.М. (КТИ г.Тула), Карцевой Т.А., Саватеевым Л.А. (ЦНИИЭУС Минстроя России).

Настоящий сборник рекомендован Минстроем России для разработки ресурсных смет и ведомостей потребности в материалах и изделиях в составе проектно-сметной документации на всех уровнях инвестиционного процесса по специфицированной (марочной) номенклатуре. Нормы расхода материалов могут использоваться всеми сторонами независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности для определения потребности в ресурсах при выполнении строительных и монтажных работ, расчета плановой и фактической себестоимости указанных работ на основе калькулирования издержек производства в ценах и тарифах того периода, для которого определяется сметная и фактическая стоимость работ.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1. Общие указания

1.1. Настоящий сборник содержит нормативные показатели расхода материалов на работы по устройству систем вентиляции, кондиционирования воздуха и воздушного отопления в жилых, общественных, производственных и вспомогательных зданиях промышленных предприятий независимо от материала стен, перекрытий и перегородок.

Сборник разработан на основе сборника 20 "Вентиляция и кондиционирование воздуха" СНиР-91 (СНиП 4.02-91) с конкретизацией структур строительно-монтажных процессов и выделением операций, предусматривающих расход материалов.

1.2. Нормативные показатели расхода материалов предназначены для определения потребности ресурсов при выполнении работ по устройству систем вентиляции, кондиционирования воздуха и воздушного отопления и расчета плановой и фактической себестоимости указанных работ на основе калькулирования издержек производства в ценах и тарифах того периода, для которого определяется сметная и фактическая стоимость работ. Нормативные показатели применяются всеми участниками инвестиционного процесса независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.

1.3. В основу нормативных показателей положены производственные нормы расхода материалов, определяющие максимально допустимый расход материалов на производство единицы продукции строительного процесса (рабочей операции) заданного качества при уровне техники, технологии, организации строительства и использовании материальных ресурсов, соответствующих требованиям стандартов и нормативных документов.

1.4. Нормами учтены чистый расход и трудноустранимые потери (отходы) материалов, образующиеся в пределах строительной площадки, при выполнении рабочих операций, обусловленных технологией и организацией производства.

1.5. В нормы не включены:

потери и отходы материалов, обусловленные отступлением от регламентированных технологических процессов и режимов работы, нарушением установленных правил организации, производства и приемки работ, применением некачественных материалов;

потери и отходы материалов, образующиеся при транспортировании их от поставщика до приобъектного склада строительной площадки;

расход материалов на ремотно-эксплуатационные и производственно-эксплуатационные нужды в части изготовления, ремонта и эксплуатации оснастки, приспособлений, стендов, средств механизации и т.п.

1.6. Прокладка воздуховодов предусмотрена при наличии готовых сквозных отверстий в стенах, перегородках и перекрытиях. Заделка отверстий после прохода воздуховодов нормами настоящего сборника не предусмотрена.

1.7. Предусмотренная техническими условиями первичная окраска или грунтовка воздуховодов и вентиляционных изделий выполняется заводами-изготовителями.

1.8. Нормы расхода материалов на установку дроссель-клапанов в патрубках, шиберов, сеток в рамках, заглушек питометражных лючков, скоб и креплений учтены в нормах на прокладку воздуховодов. Количество, типы и размеры на указанные изделия принимаются по проектным данным.

1.9. В нормах расхода материалов (табл.20-1 - 20-6) присоединение воздуховодов прямоугольного сечения (на шинах) скобами следует исключить расход болтов с гайками и шайбами и учитывать расход скоб (по проектным данным).

1.10. В нормах расхода материалов (табл.20-23) на установку дефлекторов учтена установка растяжек с талрепами. Количество растяжек и талрепов принимается по проектным данным.

1.11. Нормы расхода материалов в табл.20-31, 20-32, 20-33 на установку вентиляторов радиальных, осевых и крышных распространяются на все типы вентиляторов независимо от материала, из которого они изготовлены (сталь углеродистая, коррозионностойкая или алюминий).

1.12. Нормами расхода материалов в табл.20-31, 20-32, 20-33 на установку вентиляторов не учтен расход виброизоляторов. Расход их следует принимать по нормам табл.20-41 "Установка виброизоляторов".

1.13. Нормами расхода материалов (табл.20-55) не учтен расход гибких вставок. Расход их следует определять по нормам табл.20-29 "Установка вставок".

1.14. Нормами расхода материалов настоящего сборника не учтен расход материалов на установку вентиляторов, фильтров всасывающих, циклонов батарейных, затворов шлюзовых, разгрузителей и других устройств, устанавливаемых в системах аспирации и пневмотранспорта в зернохранилищах, предприятиях по переработке зерна и других производствах. Расход их следует определять по сборникам на монтаж оборудования.

1.15. Отделка вентиляционных коробов с наружной стороны нормами не учтена и должна приниматься по сборнику 15 "Отделочные работы".

2. Правила исчисления объемов работ

2.1. Объем работ по прокладке воздуховодов следует исчислять в м поверхности воздуховодов (прямых участков и фасонных частей).

2.2. Длина воздуховодов измеряется между точками пересечения осевых линий магистралей, согласно проектным данным.

2.3. Поверхность круглых и прямоугольных воздуховодов определяется умножением периметра воздуховода на его длину; конических и пирамидальных - умножением среднего периметра воздуховода на его длину.

2.4. Площадь вентиляторных коробов и камер исчисляется по поверхности уложенных плит без вычета отверстий, занимаемых решетками. Количество жалюзийных решеток принимается по проекту.

01. ВОЗДУХОВОДЫ МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ

Таблица 20-1. Прокладка воздуховодов класса Н (нормальные) из листовой стали

Состав работ: 01. Установка и заделка креплений. 02. Установка блоков в проектное положение. 03. Соединение блоков на болтах с постановкой прокладок.

Расход металла на воздуховоды


Приветствую всех! Можете посоветовать программу для расчета массы сортовой стали для крепления воздуховодов или какой нить нормативный документ с объяснениями к расчету примерно так: d125= . килограмм стали

У нас считают так (на 1 м.п. воздуховодов):

до 160 мм - 0,33 кг
до 315 мм - 0,75 кг
до 500 мм - 1,80 кг
до 700 мм - 4,00 кг
до 900 мм - 6,50 кг
свыше 900 - 8,80 кг

У меня есть "Расход металла на крепление 1 м.п. трубопровода"
Разработано: ВНИИВПРОЕКТ Киевский филиал

-BuTeK-, а для возжуховодов есть ли зависимость массы крепежа от того мзолированные в/воды или нет?

Есть такая вещь, называемая НПРМ. Для наших разделов - сборники с 16 по 20. Учтены расходники, крепежи и прочее для монтажа.

Спасибо а то я графу расходные материалы в коммерческих предложениях по наитию считал. Теперь хоть обоснование будет!

Очень интересно, действительно откуда цифра получилась?

и у вас эти среднеарифметические цифры как получились?

Может кому-то пригодится
Нашел ссылку на старый материал, но для расчета массы металла для крепления
на стадии проектной документации, например, по серии 5.904-1 будет достаточно.
massa_kreplenii.pdf ( 112,32 килобайт ) Кол-во скачиваний: 4047

Нормативные показатели расхода материалов, Сборник 20, Вентиляция и кондиционирование воздуха, Часть 1, 1995

Толщина стали воздуховодов: война экономики и физики

Without a second though subcontractors replace black steel air ducts with galvanized ones, made of thinner metal sheets, as part of the "budget optimization". There is a valid reason why such solution is quite dangerous in the modern architecture. And in general, correct selection of steel thickness is becoming more and more important and. quite not simple.

В рамках «оптимизации бюджета» подрядчики, недолго думая, меняют воздуховоды из черной стали на оцинкованные, выполненные из более тонких листов. Есть веская причина, по которой в современной архитектуре такое решение весьма опасно. Да и вообще правильный выбор толщины стали становится все более актуальным и… совсем непростым.

А. Ю. Иванов, руководитель проектной мастерской ООО «Траст инжиниринг»

К. С. Каргапольцева, главный конструктор ООО «Траст инжиниринг»

А. И. Павельчак, главный инженер проекта ООО «Траст инжиниринг»


Истоки проблемы

Задайте любому профильному проектировщику вопрос о том, какой толщины должны быть воздуховоды противодымной вентиляции, и получите мгновенный и чаще всего неправильный ответ: «Что за глупый вопрос? По СП – 0,8 мм».

Основа такого утверждения лежит намного глубже, чем тема экономии на металле, и берет свое начало в уютных дорогих офисах девелоперов и архитекторов.

Обычно проектирование объектов «большой архитектуры» происходит по одному и тому же отлаженному сценарию. Реализуя концепцию, архитекторы редко привлекают в качестве консультантов инженеров, поэтому вспоминают о технических помещениях, шахтах и воздухозаборниках в самую последнюю очередь, размещая их в самых «неликвидных» и ненужных (для архитекторов) местах.

Все бы ничего, но наряду с красивыми картинками в концепции содержится таблица ТЭПов, в которой декларируется полезная площадь. Скажем, в ней указано, что «на подземной стоянке размещается 600 машиномест». Девелопер интуитивно переводит эти цифры в рубли, а когда на более поздних этапах проектирования призываются на помощь инженеры, которые требуют изменить местоположение, количество и размеры вентиляционных камер в ущерб полезной площади, сделать это становится невозможно. «Вы съедаете четыре машиноместа – это 20 млн руб. Вписывайтесь в то, что есть»!

В дополнение к этому девелоперы и архитекторы настойчиво уменьшают высоту отведенного для коммуникаций запотолочного пространства, заставляя инженеров разгонять воздух и завязывать воздуховоды в узлы, что и приводит к росту сопротивления сети.

Рисунок 1

Исторически сложилось, что в СНиПах и СП рекомендуемые значения толщины стали определялись при условии, что воздуховоды работают при напорах до 1000 Па. Но один пункт СП по вентиляции не является для заказчика настолько весомым, чтобы изменить планировочные решения, пожертвовав полезной площадью. Как следствие, в современных зданиях системы с сопротивлением 1500 Па и более – вполне рядовое явление, которое и заставляет нас погрузиться в размышления.

В этом нелегком деле нам способствуют два пункта СП.

СП 7.13130.2013 «Требования пожарной безо­пасности к системам вентиляции»: «6.13. …толщину листовой стали для воздуховодов следует принимать расчетную, но не менее 0,8 мм».

СП 60.13330 «Отопление, вентиляция и кондиционирование» (в версиях разных годов формулировка пропадает и снова возрождается): «…для воздуховодов прямоугольного сечения, имеющих одну из сторон свыше 2000 мм, и воздуховодов сечением 2000×2000 мм толщину стали следует обосновывать расчетом».

В обоих документах упоминается некий «расчет», однако ссылки на методику его выполнения Вы там не найдете – поэтому инженеры по вентиляции о нем и не знают. А знают о нем специалисты в совсем другой области.

Расчет толщины стали

Решив разобраться с проблемой, мы отправились искать правды у конструкторов. Вот каким путем нам пришлось пройти.

Подобный расчет необходимо было выполнить в три шага.

1. Расчет по прочности, который показывает, при каком давлении воздуховод «лопнет» из-за нехватки прочности стали. Очевидно, что такое событие невероятно – ведь все понимают, что воздуховод перестанет выполнять свою функцию задолго до разрыва, – но проверить было необходимо. Итог расчета: лист стали толщиной 0,55 мм не выдержит напора в 7300 Па. Идем дальше.

Рисунок 2.

2. Расчет по деформациям, который, в свою очередь, должен быть разделен еще на два:

а) расчет по пределу текучести – показывает, при каком давлении листы будут «пластично деформированы», проще говоря – сомнутся, как бумага. В штатном же режиме воздуховоды могут прогибаться, но после отключения вентилятора они должны вернуться в исходное состояние. Воздуховод из стали 0,55 мм не сможет это сделать уже при 2200 Па. Именно то, что воздуховод не схлопывается, монтажники считают достаточным основанием для применения более тонких листов. Но они не учитывают третий, самый важный, расчет;

б) расчет по допустимому прогибу. В этом случае стенки воздуховода возвращаются в исходное положение после отключения системы, но при работе прогибы заужают проходное сечение канала. Что считать допустимым прогибом? Если воздуховод «играет» и «хлопает» – это еще допустимый прогиб или уже нет? Сомневаемся, что решения такого уровня можно принимать «на глазок».

Рисунок 3.

Найти прямого указания в нормативных документах не удалось. Тогда мы начали экстраполировать.

В «Пособии по производству и приемке работ при устройстве систем вентиляции и кондиционирования воздуха (к СНиП 3.05.01-85)» указываются отклонения наружных размеров при производстве воздуховодов. Не совсем идеальное совпадение, но уже что-то. В этом документе мы находим указание, что для прямоугольных воздуховодов допускается неплоскостность стенки воздуховода от 5 до 20 мм в зависимости от сечения (см. табл. 18 Пособия).


В пункте 6.13 СП 7.13130.2013 упоминается допустимое уменьшение площади проходного сечения вентиляционных каналов в строительном исполнении на 3 %. Опять-таки не совсем то, что нужно, но тоже близко.

Данные обоих источников более или менее совпадают, поэтому принимаем максимальные прогибы по таблице Пособия и передаем конструкторам.

Расчет пластины – в нашем случае горизонтального листа, который опирается на два фланца и на две вертикальные стороны воздуховода, – не такая простая процедура, как кажется.

Такие расчеты выполняются в специализированных программах, таких как SolidWorks, с помощью метода конечных элементов, когда пластина разделяется на небольшие участки и к каждому из них применяется целый набор дифференциальных уравнений.

Очевидно, что этот способ неприменим в ежедневной работе проектировщика по вентиляции, ведь изучать или вспоминать основы сопромата, осваивать сложную программу стоимостью 3000 долл. в год, когда нужно лишь выбрать толщину стали для воздуховода, – нерациональная трата времени и сил.

Поэтому мы задались целью найти более простой путь, который и обнаружили в книге Д. В. Вайнберга и Е. Д. Вайнберг «Расчет пластин» (1970) и в труде американских ученых российского происхождения С. П. Тимошенко (профессор Стэнфордского университета, на минуточку) и С. Войновского-Кригера «Пластинки и оболочки» (1966).

Мы сверили результаты расчетов по этой методике с результатами в SolidWorks и получили приемлемую для наших целей сходимость. Считаем, что рабочий инструмент для проектировщика найден.


Испытания

На одном из наших объектов подрядчик намеревался заменить проектные воздуховоды из черной стали толщиной 1,5 мм на оцинкованные из листов толщиной 0,9 мм. Главным козырем подрядчика было применение коротких отрезков воздуховодов длиной 625 мм от фланца до фланца. По его словам: «Мы так всегда делаем, и проблем не бывает».

Для подтверждения своих доводов подрядчик собрал участок воздуховода, к которому подключил тестовый вентилятор, пригласил заказчика и нажал на кнопку «Пуск». Вентилятор натужно гудел в попытках смять воздуховод, что ему, конечно же, не удалось. Это и позволило подрядчику убедить заказчика перейти на оцинкованные воздуховоды – ведь «это позволит увеличить скорость монтажа и снизить стоимость системы». На то, что воздуховод прогнулся, никто внимания не обратил.

Рисунок 4.

Теперь посмотрим на ситуацию со стороны проектировщика.

Во-первых, уже при 735 Па листы продемонстрировали прогиб более 30 мм, что не только превосходит предельные значения по таблице, но и приводит к уменьшению проходного сечения воздуховода более чем на 10 %.

Во-вторых, слабым местом оказались выполненные из стандартной шинорейки фланцы, которые также прогнулись, придавая коробу дополнительный прогиб.

И последнее. Испытания проводились при комнатной температуре, но при 350 °C этот воздуховод дополнительно прогнется еще на 15 %.

С точки зрения проектировщика это испытание полностью провалилось.

Вывод

В современной нестандартной архитектуре невозможно обойтись стандартными решениями по вентиляции, что и приводит к необходимости назначать толщины стали на основании расчетов. По нашему мнению, следует отказаться от практики использовать в сложных системах дымоудаления воздуховоды из оцинкованной стали толщиной 0,9 мм, вернувшись к применению черной стали толщиной не менее 1,5 мм. И вообще, если в проекте применяются вентиляторы с напорной характеристикой более 1000 Па, толщину стали нужно определять исключительно расчетом. Окажутся ли монтажники настолько сообразительными, что начнут устанавливать толстую сталь на самых напорных участках, а по мере удаления от вентилятора переходить на более тонкую, – покажет время.

Все иллюстрации приобретены на фотобанке Depositphotos или предоставлены авторами публикаций.


Нормативные показатели расхода материалов. Сборник 20. Вентиляция и кондиционирование воздуха. Часть 1

1. Общие указания

2. Правила исчисления объемов работ

Таблица 20-2. Прокладка воздуховодов класса П (плотные) из листовой стали

Таблица 20-3. Прокладка воздуховодов класса Н (нормальные) из оцинкованной стали

Таблица 20-4. Прокладка воздуховодов класса П (плотные) из оцинкованной стали

Читайте также: