Расстояние между иглой и поверхностью металла в туннельном микроскопе увеличилось как изменилась

Обновлено: 08.07.2024

1. Прочитайте перечень понятий, с которыми Вы встречались в курсе физики:

энергия, ньютон, конвекция, скорость, тесла, кулон, напряжение.

Разделите эти понятия на две группы по выбранному Вами признаку. Запишите в таблицу название каждой группы и понятия, входящие в эту группу.

Название группы понятий

2. Выберите два верных утверждения о физических явлениях, величинах и закономерностях. Запишите в ответе их номера.

1) Ни одно тело не может двигаться в атмосфере Земли со скоростью, превышающей скорость звука в воздухе.

2) С ростом температуры скорость диффузии в жидкости растёт, а в твёрдых телах падает.

3) Сила тока короткого замыкания произвольного источника электрической энергии только его внутренним сопротивлением.

4) Наблюдаемая радуга может быть объяснена на основе явлений преломления, отражения и дисперсии света в мельчайших каплях воды.

5) Фотоэффект в металлах может возникать под воздействием видимого и ультрафиолетового излучений.

3. Что произойдёт с мячом, неподвижно лежащим на полу вагона движущегося поезда, если поезд повернёт направо?

4.

Прочитайте текст и вставьте на места пропусков слова (словосочетания) из приведённого списка.

На уроке проводили опыт, поднося к деревянной линейке, положенной на баллон лампы, плексигласовую палочку, потёртую о бумагу (см. рисунок). При трении о бумагу плексигласовая палочка __________________________, т.е. приобретает __________________________. Деревянная линейка движется вслед за палочкой под воздействием __________________________.

Список слов (словосочетаний)

3) северный и южный полюса

4) электрический заряд

5) электростатического поля

6) магнитного поля Земли

5. Из воздуха на стеклянную плоскопараллельную пластину падает луч света (см. рисунок, вид сбоку). Изобразите примерный ход луча в пластине и после выхода света из стекла в воздух.

https://phys11-vpr.sdamgia.ru/get_file?id=42583&png=1

6. Связанная система элементарных частиц содержит 54 электрона, 74 нейтрона и 53 протона. Используя фрагмент Периодической системы элементов Д.И. Менделеева, определите ионом или нейтральным атомом какого элемента является эта система. В ответе укажите порядковый номер элемента.

https://phys11-vpr.sdamgia.ru/get_file?id=35371&png=1

https://phys11-vpr.sdamgia.ru/get_file?id=41318&png=1

7.

Автомобиль на большой скорости въехал на «горбатый мост», при этом скорость его движения по мосту остаётся постоянной по модулю (см. рисунок). Как изменились в верхней точке моста сила тяжести, действующая на автомобиль, импульс и потенциальная энергия автомобиля по сравнению с тем, какими они были на горизонтальном участке дороги?

Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения:

Сила тяжести, действующая на

8. Во время тренировки велосипедист отрабатывал различные режимы езды по прямому участку шоссе. Для каждого этапа тренировки А, В, С и D были выделены равные промежутки времени. В процессе тренировки был построен график зависимости расстояния между велосипедом и точкой старта от времени движения велосипеда, представленный на рисунке.

https://phys11-vpr.sdamgia.ru/get_file?id=42446&png=1

Выберите два верных утверждения, соответствующих данным графика. Запишите в ответе их номера.

1) На участке А велосипедист двигался равноускоренно.

2) На каждом из этапов тренировки велосипедист проезжал один и тот же путь.

3) В течение всей тренировки велосипедист преодолел путь, равный 21 км.

4) В точке М велосипедист остановился и начал двигаться в противоположную сторону.

5) На этапе D скорость велосипедиста постепенно уменьшалась, пока он не остановился.

9. Стальной брусок массой 500 г равномерно скользит по горизонтальной поверхности. Сила трения скольжения равна (1,2 ± 0,1) Н. Из каких материалов, представленных в таблице, может быть изготовлена горизонтальная поверхность?

Коэффициент трения скольжения

Запишите решение и ответ.

10.

С помощью мерного цилиндра (мензурки) проводились измерения объёма налитой жидкости. Шкала мензурки проградуирована в мл (1 мл = 1 см 3 ). Погрешность измерений объёма равна цене деления шкалы мерного цилиндра. Запишите в ответ показания мерного цилиндра в см 3 с учётом погрешности измерений. В ответе укажите значение с учётом погрешности измерений через точку с запятой. Например, если показания прибора (5,0 ± 0,5), то в ответе следует записать «5,0;0,1».

11. Для проведения опыта учитель взял простой железный гвоздь, обмотал его изолированной проволокой и подключил её к батарейке. Далее он обратил внимание учеников на ориентацию магнитной стрелки вблизи полученной катушки (см. рисунок).

https://phys11-vpr.sdamgia.ru/get_file?id=58995&png=1

С какой целью был проведён данный опыт?

12. Вам необходимо исследовать силу, необходимую для отрыва от поверхности жидкости, смачиваемого этой жидкостью, диска в зависимости от площади этого диска. Имеется следующее оборудование:

— набор из трех деревянных дисков разного радиуса с креплением в центре;

— неограниченный набор из грузов, масса каждого 1 г;

— штатив с нитью, блоками и подвесом для дисков и легкой чашей для грузов.

— емкость с жидкостью

Опишите порядок проведения исследования.

1. Зарисуйте или опишите экспериментальную установку.

2. Опишите порядок действий при проведении исследования.

13. Установите соответствие между техническими устройствами и физическими явлениями, лежащими в основе принципа их действия. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) копировальный аппарат электрографического типа с порошковым красящим элементом (ксерокс)

Б) генератор переменного тока на гидроэлектростанции

1) взаимодействие постоянных магнитов

2) действие магнитного поля на проводник с током

3) электромагнитная индукция

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

14. Расстояние между иглой и поверхностью металла в туннельном микроскопе увеличилось. Как изменилась сила туннельного тока?

Прочитайте текст и выполните задания 14 и 15.

Туннельный микроскоп

Технологии, предусматривающие работу с объектами размером менее 100 нанометров, называются нанотехнологии. На таких расстояниях начинают проявляться квантовые эффекты, и классическая физика перестаёт работать. Первыми устройствами, с помощью которых стало возможным наблюдать за нанообъектами и передвигать их, стали сканирующие зондовые микроскопы.

К одной из групп сканирующих зондовых микроскопов относятся сканирующие туннельные микроскопы, в которых используется так называемый туннельный эффект. Суть туннельного эффекта состоит в том, что электрический ток между острой металлической иглой и поверхностью, расположенной на расстоянии около 1 нм от острия иглы, начинает зависеть от этого расстояния: чем меньше расстояние, тем больше ток. Если между иглой и поверхностью прикладывать напряжение 10 В, то этот туннельный ток может составить от 10 пА до 10 нА. Измеряя этот ток и поддерживая его постоянным, сохраняют постоянным и расстояние между иглой и поверхностью. Это позволяет строить объёмный профиль поверхности (см. рисунок). Сканирующий туннельный микроскоп может изучать только поверхности металлов или полупроводников.

https://phys11-vpr.sdamgia.ru/get_file?id=59726&png=1

Рисунок. Игла сканирующего туннельного микроскопа находится на постоянном расстоянии над слоями атомов

15. Можно ли при помощи туннельного микроскопа исследовать поверхность стекла? Ответ поясните.

16. Меняется ли, и если меняется, то как скорость световой волны для наблюдателя (В) при движении источника света (см. рисунок)?

Эффект Доплера

На практике Вы наверняка наблюдали изменение звука, происходящее при перемещении источника звука относительно слушателя. Так, высота звукового сигнала поезда зависит от того, приближается или удаляется поезд от наблюдателя. Эффект изменения длины и частоты звуковых волн впервые в 1842 г. описал К. Доплер, вследствие чего этот эффект и был назван в честь этого австрийского физика.

Эффект Доплера наблюдается и для световых волн. На скорость света (с) в вакууме не влияют ни скорость источника света, ни скорость наблюдателя. Постоянство скорости света в вакууме имеет огромное значение для физики и астрономии. Однако частота и длина световой волны меняются с изменением скорости источника относительно наблюдателя.

https://phys11-vpr.sdamgia.ru/get_file?id=53795&png=1

Если источник света начинает двигаться со скоростью υ, то длина волны меняется. Для наблюдателя А, к которому источник света приближается, длина световой волны уменьшается. Для наблюдателя В, от которого источник света удаляется, длина световой волны увеличивается (см. рисунок). Так как в видимой части электромагнитного излучения наименьшим длинам волн соответствует фиолетовый свет, а наибольшим — красный, то говорят, что в случае приближающегося источника света наблюдается смещение длины волны в фиолетовую сторону спектра, а в случае удаляющегося источника света — в красную сторону спектра.

Относительное изменение длины световой волны зависит от скорости источника относительно наблюдателя (по лучу зрения) и определяется формулой Доплера:

где знак «плюс» соответствует случаю удаляющегося источника, а знак «минус» — случаю приближающегося источника.

Эффект Доплера лежит в основе радиолокационных лазерных методов, при помощи которых на Земле измеряются скорости самых разных объектов (самолётов, автомобилей и проч.). Его активно используют при изучении различных явлений Вселенной. Эффект Доплера для звуковых волн широко используется в разных областях медицины, например во многих современных приборах, с помощью которых осуществляют ультразвуковую диагностику сердца и сосудов.

17. Источник света движется от наблюдателя со скоростью, равной 0,003 с. Чему равно относительное изменение длины световой волны для наблюдателя?

18. Что происходит с высотой звукового сигнала поезда при его приближении к наблюдателю? Ответ поясните.

Расстояние между иглой и поверхностью металла в туннельном микроскопе увеличилось как изменилась

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Дробную часть отделяйте от целой десятичной запятой. Единицы измерений писать не нужно.

Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.

Прочитайте перечень понятий, с которыми Вы сталкивались в курсе физики.

Ваттметр, дозиметр, деление ядер, манометр,

крутильные весы, сухое трение, деформация, преломление света.

Название группы понятийПеречень понятий


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Выберите два верных утверждения о физических явлениях, величинах и закономерностях. Запишите в ответе их номера.

1) Ускорение материальной точки — векторная величина, характеризующая быстроту изменения скорости тела.

2) Теплопередача путём теплопроводности происходит за счёт переноса вещества в струях и потоках.

3) При взаимодействии заряженных тел в электрически изолированной системе алгебраическая сумма

электрических зарядов тел всегда увеличивается.

4) Силой Ампера называют силу, с которой электрическое поле действует на незаряженные частицы.

5) При падении луча света на плоское зеркало падающий луч, отражённый луч и перпендикуляр к зеркалу, восстановленный в точке падения, лежат в одной плоскости, а угол падения равен углу отражения.

Вертолёт поднимается вертикально с постоянной скоростью. Что представляет собой траектория точки на краю лопасти винта вертолёта в системе отсчёта, связанной с вертолётом?

Прочитайте текст и вставьте на место пропусков слова (словосочетания) из приведённого списка.

Возьмём растительное масло, сок, подкрашенный спирт и высокий стакан. Сначала нальем в стакан сок, затем аккуратно по лезвию ножа добавим растительное масло. И в последнюю очередь, опять же по лезвию ножа, добавим сверху спирт. В результате получим три слоя разных жидкостей в одном стакане. Этот опыт оказался возможным, потому что масло __________________ с соком и спиртом. Жидкости _____________________________, и слои жидкостей распределены в соответствии с _________________________________.

Список слов и словосочетаний

1) не взаимодействует

2) не смешивается

3) имеют одинаковый объём

4) имеют одинаковую массу

5) имеют разную плотность

6) условием плавания тел

Магнитная стрелка компаса зафиксирована (северный полюс затемнен, см. рис.). К компасу поднесли сильный постоянный полосовой магнит, затем освободили стрелку, она повернулась и остановилась в новом положении. Изобразите, новое положение стрелки.

Ядро атома содержит 80 протонов и 122 нейтрона. Используя фрагмент Периодической системы элементов Д. И. Менделеева, определите название элемента, один из изотопов которого имеет такой состав ядра.

Летящий под углом α к горизонту камень попадает в нагруженную песком неподвижную тележку. Как в момент падения меняется модуль проекции импульса на горизонтальную ось для камня, тележки и системы тел «камень-тележка»?

Модуль проекции импульса камня на горизонтальную осьМодуль проекции импульса тележки на горизонтальную осьМодуль проекции полного импульса системы на горизонтальную ось

Мальчик съезжает на санках с ледяной горки и затем движется по горизонтальному ледяному участку. На графике изображена зависимость скорости мальчика от времени в течение пяти секунд. Ускорение свободного падения —

Выберите два утверждения, которые верно описывают движение мальчика. Запишите номера, под которыми они указаны.

1) Начальная скорость мальчика равна 10 м/с.

2) Синус угла наклона горки равен 1/3.

3) Высота горки 5 м.

4) Длина склона горки 30 м.

5) Коэффициент трения санок о лёд равен 0,15.

Космический аппарат выдерживает внешнее давление, соответствующее давлению при погружении в море до глубины 800 м. Плотность морской воды равна 1030 кг/м 3 . В атмосфере каких из планет земной группы Солнечной системы мог бы работать аппарат, не испытывая механических повреждений? 1 атм. = 101 300 Па. Запишите решение и ответ.

Средняя
молекулярная масса28,97 43,243,5

Температура
у поверхности
(в средних широтах)
Tmax (К)
Tmin (К) 310
240500
110735
735270
200

С помощью весов измеряли массу груза. Погрешность измерений равна цене деления шкалы весов.

Запишите в ответ показания весов с учётом погрешности измерений. В ответе укажите значение и погрешность измерения слитно без пробела.

Учитель на уроке провёл следующий опыт (см. рис.). Он довёл до кипения воду в колбе и затем плотно её закрыл. Немного подождав, чтобы колба несколько остыла, он перевернул её и закрепил в штативе. Далее он начал поливать дно колбы холодной водой, в результате чего давление воздуха (и пара) в колбе резко упало. Вода в колбе бурно закипела, хотя её температура была ниже 100 °С.

Вам необходимо показать, зависит ли модуль силы Ампера, действующей на проводник с током в магнитном поле, от направления тока в проводнике. Имеется следующее оборудование (см. рис.):

— источник постоянного тока, ключ, реостат;

— проводники длиной 10 см, 15 см и 20 см (на рисунке проводник АВ);

— три одинаковых постоянных подковообразных магнита;

— штатив, соединительные провода.

1. Опишите экспериментальную установку.

Установите соответствие между примерами процессов и физическими явлениями, которые в этих процессах проявляются. Для каждого примера проявления физических явлений из первого столбца подберите соответствующее физическое явление из второго столбца и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А) ориентация магнитной стрелки компаса

Б) накопление электрического заряда на капле воды при её свободном падении в воздухе

1) электризация тела при трении

2) электризация тела через влияние

3) намагничивание вещества в магнитном поле

4) взаимодействие постоянного магнита с магнитным полем Земли

Расстояние между иглой и поверхностью металла в туннельном микроскопе увеличилось. Как изменилась сила туннельного тока?

Прочитайте текст и выполните задания 14 и 15.

Туннельный микроскоп

Можно ли при помощи туннельного микроскопа исследовать поверхность стекла? Ответ поясните.

Вставьте в предложение пропущенные слова (сочетания слов), используя информацию из текста.

Мягкое гамма-излучение образуется в процессе энергетических переходов ________________, а гамма-кванты с энергией более 100 гигаэлектронвольт возникают при взаимодействии ________________________ в ускорителях элементарных частиц.

В ответ запишите слова (сочетания слов) по порядку, без дополнительных символов.

Гамма-излучение

Гамма-излучение было открыто в начале XX в. при изучении радиоактивного излучения радия. Гамма-излучение – широкий диапазон электромагнитного спектра, поскольку он не ограничен со стороны высоких энергий. Мягкое гамма-излучение с энергией от 100 кэВ образуется при энергетических переходах внутри атомных ядер. Более жёсткое, с энергией от 10 МэВ, — при ядерных реакциях. Существуют космические гамма-лучи, которые почти полностью задерживаются атмосферой Земли, поэтому наблюдать их можно только из космоса.

Гамма-кванты сверхвысоких энергий (от 100 ГэВ) рождаются при столкновении заряженных частиц, разогнанных мощными электромагнитными полями космических объектов или земных ускорителей элементарных частиц. В атмосфере они разрушают ядра атомов, порождая каскады частиц, летящих с околосветовой скоростью. При торможении эти частицы испускают свет, который наблюдают с помощью специальных телескопов на Земле.

Где и как образуются гамма-лучи ультравысоких энергий (от 100 ТэВ 1 ), пока не вполне ясно. Земным технологиям такие энергии недоступны. Самые энергичные наблюдаемые кванты (10 20 –10 21 эВ), приходят из космоса крайне редко — примерно один квант в 100 лет на квадратный километр.

Гамма-кванты негативно воздействуют на организм человека и являются мутагенным фактором. Обладая высокой проникающей способностью, они ионизуют и разрушают молекулы, которые, в свою очередь, начинают ионизировать следующую порцию молекул. Происходит трансформация клеток и появление мутированных клеток, которые не способны исполнять возложенные на них функции.

Несмотря на опасность таких лучей, их используют в различных областях, соблюдая необходимые меры защиты, например для стерилизации продуктов, обработки медицинского инструментария и техники, контроля над внутренним состоянием ряда изделий, а также для культивирования растений. В последнем случае мутации сельскохозяйственных культур позволяют использовать их для выращивания на территории стран, изначально к этому не приспособленных. Применяются гамма-лучи и при лечении различных онкологических заболеваний. Метод получил название лучевой терапии.

1 1 ТэВ = 10 12 эВ; 1 эВ = 1,6·10 −19 Дж

Энергия кванта определяется по формуле E = . Определите частоту гамма-излучения, которое порождает в атмосфере Земли каскады частиц, летящих со скоростями, близкими к скорости света. Считайте, что энергия гамма-квантов равна перехода равна 100 ГэВ. Ответ приведите в герцах с точностью до целых, разделив его на 10 25 .

На одном из медицинских сайтов можно прочитать: «При неконтролируемом стихийном воздействии на человека излучения из гамма-спектра последствия дают о себе знать нескоро. Подчас облучение может "отыграться" на следующем поколении, не имея видимых последствий для родителей». Обоснуйте это утверждение.

Варианты впр «ВПР 11 класс 11 вариант» (физика)

индуктивность, тепловое движение, период колебаний, радиоактивность,

дисперсия света, электрическое напряжение.

1) В инерциальной системе отсчёта импульс системы тел сохраняется, если сумма внешних сил отлична от нуля, но не меняется с течением времени.

2) Силы взаимного гравитационного притяжения двух тел прямо пропорциональны расстоянию между телами и обратно пропорциональны произведению масс этих тел.

3) Давление смеси разреженных газов равно сумме их парциальных давлений.

4) Два неподвижных точечных заряда в вакууме действуют друг на друга с силами, обратно пропорциональными расстоянию между ними.

5) Свободными носителями зарядов в ионизированных газах являются электроны, также положительные и отрицательные ионы.

3. Парашютист спускается с постоянной скоростью. При этом его потенциальная энергия взаимодействия с Землей уменьшается, а кинетическая энергия остаётся неизменной. В какой вид энергии преобразуется при этом часть потенциальной энергии парашютиста?

4. Прочитайте текст и вставьте на места пропусков слова (словосочетания) из приведённого списка.

В XVIII в. Бенджамин Франклин установил _____________________ природу молнии, а также создал и разработал принципы элементарной грозозащиты в виде громоотвода (см. рисунок). Громоотвод соединяли с землёй, размещая на высоких точках зданий. При этом основную роль играли явление ______________________ металлических частей конструкции и высокая напряжённость __________________________________ вблизи острия.

4) магнитного поля

5) электрического поля

5. Магнитная стрелка компаса зафиксирована (северный полюс затемнен, см. рисунок). К компасу поднесли проводник с током (проводник расположен перпендикулярно плоскости рисунка), затем освободили стрелку, она повернулась и остановилась в новом положении. Изобразите новое положение стрелки.

6. На рисунке показана схема электрической цепи. При замыкании ключа лампа номер 1 вспыхивает сразу, а лампа номер 2 медленно разгорается. Но через некорое время лампы начинают светить однаково. Какое физическое явление объясняет этот эффект?

Модуль проекции импульса камня на горизонтальную ось

Модуль проекции импульса тележки на горизонтальную ось

Модуль проекции полного импульса системы на горизонтальную ось

8. Формочку со льдом достают из морозильной камеры в тёплое помещение. Лёд ежесекундно получает 70 Дж теплоты. На графике изображена зависимость температуры в формочке от времени. Теплоёмкостью формочки можно пренебречь. (Удельная теплоёмкость воды — 4200 Дж/(кг · °С), льда — 2100 Дж/(кг · °С), удельная теплота плавления льда — 3,3 · 105 Дж/кг.)

Выберите два утверждения, которые верно описывают, что происходило с водой. Запишите номера, под которыми они указаны.

1) Масса льда была 1 кг.

2) В промежутке времени от 0 до 10 мин происходило плавление льда.

3) В промежутке времени от 10 до 30 мин происходила кристаллизация воды.

4) В момент времени 30 мин в формочке было примерно поровну льда и жидкой воды (по массе).

5) Даже если бы формочку продержали 1 ч в помещении в ней оставался бы нерастаявший лёд.

9. Среднее сопротивление одной конфорки электрической плиты составляет 25 Ом. Определите количество теплоты, которое выделяется при включении одной конфорки в городскую электрическую сеть с напряжением 220 В за 10 минут работы. Запишите формулы и сделайте расчёты.

10. На участке цепи проводится измерение силы тока через лампу и напряжения на ней. Погрешности измерения силы тока и напряжения равны цене деления приборов. Амперметр и вольтметр считать идеальными.

Запишите в ответе показания амперметра с учётом погрешности измерений.

11. На стакан положили картонку, а на картонку — тяжёлую монету. При резком щелчке по картонке она вылетает, а монета не улетает вместе с картонкой, а падает в стакан (см. рисунок).

Какой вывод можно сделать на основании данного опыта?

Вам необходимо исследовать, зависит ли сила трения скольжения, действующая между деревянным бруском и деревянной поверхностью, от площади соприкосновения бруска с этой поверхностью.

Имеется следующее оборудование (см. рисунок):

− два деревянных бруска одинаковой массы размерами 10×10×6 см и 15×10×4 см (все поверхности брусков обработаны одинаково);

− набор из трёх грузов по 100 г каждый;

13. Установите соответствие между наблюдаемыми природными явлениями и объясняющими их физическими явлениями. Для каждого природного явления из первого столбца подберите соответствующее название физического явления из второго столбца.

А) красный цвет Солнца на закате

Б) радужная окраска некоторых раковин, крыльев стрекоз и бабочек

1) дисперсия света

2) рассеяние света

3) интерференция света

4) поляризация света

16. Вставьте в предложение пропущенные слова, используя информацию из текста.

В лампах дневного света фотолюминесценцию _________________, дающего дневной свет, вызывает излучение паров ртути ________________________ диапазона.

Фотолюминесценция

Световая волна, падающая на тело, частично отражается от него, частично проходит насквозь, частично поглощается. Часто энергия поглощённой световой волны целиком переходит во внутреннюю энергию вещества, что проявляется в нагревании тела. Однако известная часть этой поглощённой энергии может вызвать и другие явления: фотоэлектрический эффект, фотохимические превращения, фотолюминесценцию.

Так, некоторые тела при освещении не только отражают часть падающего на них света, но и сами начинают светиться. Такое свечение, или фотолюминесценция, отличается важной особенностью: свет люминесценции имеет иной спектральный состав, чем свет, вызвавший свечение (см. рисунок). Наблюдения показывают, что свет люминесценции характеризуется бо́льшей длиной волны, чем возбуждающий свет. Это правило носит название правила Стокса в честь английского физика Георга Стокса (1819—1903). Вещества, обладающие ярко выраженной способностью люминесцировать, называются люминофоры.

Свечение вещества (люминесценция) связано с переходами атомов и молекул с высших энергетических уровней на низшие уровни. Люминесценции должно предшествовать возбуждение атомов и молекул вещества. При фотолюминесценции возбуждение происходит под действием видимого или ультрафиолетового излучения.

Некоторые тела сохраняют способность светиться некоторое время после того, как освещение их прекратилось. Такое послесвечение может иметь различную длительность. В некоторых объектах оно продолжается очень малое время (десятитысячные доли секунды и меньше), и для его наблюдения требуются особые приспособления. В других оно тянется много секунд и даже минут (часов), так что его наблюдение не представляет никаких трудностей. Принято называть свечение, прекращающееся вместе с освещением, флюоресценцией, а свечение, имеющее заметную длительность, — фосфоресценцией.

Люминесценция нашла применение при изготовлении ламп дневного света. Возникающий в лампе, заполненной парами ртути, газовый разряд вызывает электролюминесценцию паров ртути. В спектре излучения ртути имеется ультрафиолетовое излучение с длиной волны 0,257 мкм, которое, в свою очередь, возбуждает фотолюминесценцию люминофора, нанесённого на внутреннюю сторону стенок лампы и дающего видимый свет. Изменяя состав люминофора, можно изготавливать лампы с требуемым спектром фотолюминесценции. При смещении максимума излучения в длинноволновую область видимого спектра получают тёпло-белый (желтоватый) свет, в коротковолновую — холодно-белый (голубоватый) свет.

17. В опыте по фотолюминесценции вещество излучает свет с максимумом, соответствующим голубому свету. Какие лучи видимого света могли вызвать процесс фотолюминесценции?

18. На рисунке представлены графики, иллюстрирующие результаты опытов по наблюдению фотолюминесценции для некоторого кристалла (график излучения и график поглощения при предварительном облучении).

Каковы длины волн, на которые приходится максимум поглощённого излучения и максимум спектра излучения кристалла при фотолюминесценции? Ответ поясните.

Читайте также: