Реализация драгоценных металлов банку ндс

Обновлено: 04.10.2024

C 1 января 2008 года вступила в силу новая редакция подп. 9 п. 3 ст. 149 НК РФ, но она не исключила возможность возникновения налоговых рисков для кредитных организаций при применении льгот по налогу на добавленную стоимость по операциям реализации слитков драгоценных металлов.

В настоящее время в России практически все произведенные драгоценные металлы реализуются коммерческим банкам. Золото у производителей приобретают более 30 коммерческих банков, «имеющих право на работу с драгметаллами (лицензию, разрешение)» (см. «Вестник Банка России» от 21.01.2008 № 2).

Налоговое законодательство РФ не дает специального толкования термину «драгоценный металл». Поэтому правоприменитель на основании ст. 11 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) вынужден использовать термины иных отраслей законодательства. Статьей 1 Федерального закона от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» установлен исчерпывающий перечень драгоценных металлов, подлежащий изменению только каким-либо федеральным законом. Согласно этому перечню в число драгметаллов входят: золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий). Драгоценные металлы могут находиться в любом состоянии и виде, в том числе в самородном и аффинированном виде, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, ювелирных и иных изделиях, монетах, ломе и отходах производства и потребления.

Понятие «слитки драгоценных металлов» введено п. 2.3 Положения Банка России от 01.11.1996 № 50 «О совершении кредитными организациями операций с драгоценными металлами на территории РФ и порядке проведения банковских операций с драгоценными металлами» (далее — Положение № 50). Это стандартные или мерные слитки российского производства, соответствующие государственным стандартам, действующим в РФ, и зарубежного производства, соответствующие международным стандартам качества, принятым Лондонской ассоциацией участников рынка драгоценных металлов и участниками Лондонского рынка платины и палладия. Параметры стандартных и мерных слитков даны в Инструкции Банка России от 30.11.2000 № 94-И.

Согласно подп. 9 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) налогом на добавленную стоимость, в частности:

1) реализация драгоценных металлов и драгоценных камней налогоплательщиками (за исключением указанных в подп. 6 п. 1 ст. 164 НК РФ) Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов РФ, Банку России и банкам (далее — первая льгота);

2) реализация драгоценных металлов в слитках Банком России и банками, в том числе по договорам поручения, комиссии либо агентским договорам с Банком России и банками, независимо от помещения этих слитков в хранилище Банка России или хранилища банков, а также иным лицам при условии, что эти слитки остаются в одном из хранилищ (Государственном хранилище ценностей, хранилище Банка России или хранилищах банков) (далее — вторая льгота).

Особенностью применения первой льготы является то, что независимо от того, кем реализуются драгоценные металлы и каков источник их выбытия, если приобретателями по сделке являются Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, фонды драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации, Банк России или какой-либо банк, операция не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость.

Такой вывод основан на буквальном толковании содержащихся в норме слов и выражений. Нет никаких исключений, которые позволили бы иначе истолковать первую льготу.

Таким образом, если сделка заключается между банками (один банк продает, а другой банк приобретает), то стороной покупателя и конечным получателем драгоценного металла всегда будет выступать банк. Банк вправе совершать операции с драгоценными металлами исключительно при наличии у него специального разрешения (лицензии) на данный вид операции, о чем прямо говорится в п. 6 ст. 149 НК РФ, который определяет, что «перечисленные в настоящей статье операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Так, в соответствии с п. 3 ст. 17 Федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» Банк России в соответствии с федеральными законами осуществляет лицензирование операций банков и иных кредитных организаций с драгоценными металлами и драгоценными камнями.

Согласно подп. 8.2.3 Инструкции Банка России от 14.01.2004 № 109-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций» лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов содержит банковские операции, перечисленные в Приложении 8 к этой Инструкции. Данная лицензия может быть выдана банку одновременно с лицензией, указанной в подп. 8.2.2 указанной Инструкции.

Лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов, содержащая банковские операции, перечисленные в Приложении 8 к указанной Инструкции (см. подп. 14.1.2 Инструкции Банка России от 14.01.2004 № 109-И), позволяет осуществлять:

— привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

— другие операции с драгоценными металлами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что правовая норма, освобождающая банки от уплаты НДС по операциям с драгоценными металлами, предполагает наличие у банков соответствующих лицензий и хранилищ, то есть охватывает эти условия при применении налоговой льготы. Установления дополнительных условий, если конечным потребителем драгоценного металла является банк, данной нормой не предусмотрено.

В 2007 году вторая льгота действовала при условии оставления слитков в одном из сертифицированных хранилищ (Федеральный закон от 17.05.2007 № 85-ФЗ изменил редакцию второй льготы, исключив, в частности, слово «сертифицированных» и распространив действие новой редакции на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года, но сам он вступил в силу лишь с 1 января 2008 года). При этом НК РФ не оговаривал, что под таким хранилищем подразумевается исключительно хранилище банка-продавца или же иного банка, в котором слитки находились на момент заключения сделки. Текст подп. 9 п. 3 ст. 149 НК РФ оставлял без комментариев ситуацию физического перемещения покупателем, не являющимся банком, приобретенных им слитков в иное сертифицированное хранилище.

На наш взгляд, смысл второй льготы был в том, что она установлена для стимулирования сторон сделки к хранению слитков драгоценных металлов в банковских хранилищах. По этой причине полагаем определяющим в новом тексте второй льготы упоминание об оставлении слитков в «одном» (то есть в любом) из хранилищ.

Официальная позиция налоговых органов по данному вопросу неизвестна. Управление МНС России по г. Москве соглашалось с налоговой льготой при «. временном краткосрочном изъятии их (слитков — прим. автора) для целей транспортировки из сертифицированного хранилища продавца при условии размещения проданных слитков в сертифицированном хранилище покупателя. » (Письмо Управления МНС России по г. Москве от 17.09.2002 № 24-14/43091). Однако этот вывод делался применительно к межбанковским операциям, для которых физическое место нахождения слитков не имеет принципиального значения.

Упоминание о «сертифицированном» хранилище исключено из текста подп. 9 п. 3 ст. 149 НК РФ с 1 января 2008 года. До этого времени предписание налогового законодательства о необходимости сертификации хранилища не базировалось на нормативно закрепленном гражданско-правовом (банковском) механизме сертификации хранилищ. Специальная сертификация банковских хранилищ отсутствовала (Письмо Минфина России от 10.07.2007 № 03-07-05/40).

В этой связи до 2008 года налоговые органы не были вправе ставить законность применения банком налоговой льготы п. 3 ст. 149 НК РФ в зависимость от получения банками сертификатов на хранилища (Письмо Минфина России от 10.07.2007 № 03-07-05/40). Достаточно было использовать одно из следующих хранилищ, прямо перечисленных в норме НК РФ: Государственное хранилище ценностей, хранилище Банка России, хранилища специально уполномоченных коммерческих банков.

Также с 2008 года в результате внесенных в НК РФ изменений устранено неоднозначное толкование льготы в части операций по реализации слитков драгоценных металлов банкам по посредническим договорам. В соответствии с Федеральным законом от 17.05.2007 № 85-ФЗ «О внесении изменений в главы 21, 26.1, 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» не подлежит обложению НДС реализация драгоценных металлов в слитках Банком России и банками Банку России и банкам, в том числе по договорам поручения, комиссии либо агентским договорам с Банком России и банками, независимо от помещения этих слитков в хранилище Банка России или хранилища банков.

Новая редакция подп. 9 п. 3 ст. 149 НК РФ исключила не все налоговые риски для кредитных организаций.

Во-первых, в соответствии с п. 1 ст. 113 НК РФ «лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности)». То есть пока срок давности не истек, претензии налоговиков возможны. В 2007 году, несмотря на наличие разъяснений Минфина России от 14.08.2006 № 03-04-15/153 и от 22.01.2007 № 03-07-15/07, ФНС России продолжала судебное преследование ряда банков (Письмо Ассоциации российских банков от 06.06.2007 № А-02/5-298, опубликованное в «Вестнике АРБ», 2007, № 12).

Если допустить, что банк-хранитель самостоятельно и своевременно представил банку-продавцу документы, о которых идет речь, то возникает другая проблема. Главой 21 НК РФ не определен порядок предъявления банком-продавцом физическим и юридическим лицам, не являющимся кредитными организациями (например, ювелирным компаниям и частным ювелирам), НДС при последующем изъятии из хранилища слитков драгоценных металлов.

На это, в частности, указано в Письме Ассоциации российских банков от 06.06.2007 № А-02/5-298: «Продавая драгоценные металлы в слитках ювелирным компаниям или физическим лицам с условием хранения в хранилище банка-продавца, банк-продавец обязан отслеживать дальнейшее передвижение слитков, в том числе по металлическим счетам, и в случае изъятия их из хранилища или перевода на металлический счет в другом банке требовать от ювелирной компании или физического лица доплаты НДС либо представления документов, подтверждающих зачисление слитков в хранилище другого банка или нахождение драгоценного металла на металлическом счете. Вместе с тем доплата НДС по истечении срока действия договора купли-продажи отдельно от оплаты сумм сделки явно противоречит как условиям подобных сделок, предусмотренных гражданским законодательством, так и нормам главы 21 НК РФ, регулирующим порядок уплаты НДС, а также природе НДС как косвенного налога, выступающего в форме надбавки к цене товара».

Во-вторых, сохраняется вероятность того, что и новую редакцию подп. 9 п. 3 ст. 149 НК РФ налоговые органы будут трактовать как обязывающую банки для освобождения от уплаты НДС доказывать помещение слитков в хранилища банков-покупателей. В случае приобретения драгоценных металлов банком-покупателем по агентскому договору или по договору комиссии в пользу третьего лица, не являющегося банком, по-прежнему налоговый орган может требовать по истечении длительного времени от банка-продавца доказательства того, что эти металлы до сих пор остаются в хранилище банка-покупателя.

По-прежнему, даже если банк-покупатель предоставит информацию банку-продавцу об изъятии покупателем, не являющимся банком, драгоценных металлов из его хранилища, доплата НДС по истечении срока действия договора купли-продажи отдельно от оплаты сумм сделки не предусмотрена нормами главы 21 НК РФ.

На наш взгляд, вывод очевиден: порядок налогообложения нужно урегулировать законодательно.

Во-первых, обратим внимание на то, что на зарубежных рынках подобные операции освобождаются от НДС, например в Европейском сообществе, согласно документу Council Directive 98/80 ЕС от 12.12.1998 (Письмо Ассоциации российских банков от 06.06.2007 № А-02/5-298). Но Минфином России неоднократно рассматривались такие предложения и не были поддержаны (Письмо Минфина России от 10.07.2007 № 03-07-05/40).

Во-вторых, проблему можно решить изменением НК РФ путем включения нормы об обязательной уплате НДС при реализации слитков драгоценных металлов физическим лицам, а также юридическим лицам, не являющимся кредитными организациями (то есть вне зависимости от помещения или непомещения драгоценных металлов в какое-либо хранилище). Такое решение, на наш взгляд, лучше, чем неопределенность законодательства, создающая для банков налоговые риски. На такой путь решения проблемы указано, например, в Письме Ассоциации российских банков от 29.03.2007 № А-01/5-169 («Вестник АРБ», 2007, № 7). Однако это означало бы создание российского финансового рынка с нормами, противоречащими зарубежному.

Поэтому, на наш взгляд, целесообразно было бы вернуться к рассмотрению Госдумой проекта федерального закона об освобождении от НДС операций по продаже слитков физическим лицам, подготовленного в 2006 году в соответствии с предложением Президента РФ, внесенного в Госдуму, но по которому 13 февраля 2007 года Советом Госдумы было принято решение о переносе его рассмотрения.

Очевидно, что банковское сообщество будет продолжать настаивать на решении этой проблемы в новой политической ситуации. В. Путин 26 мая 2008 года сказал, что «до конца лета следует представить предложения по созданию благоприятного налогового режима для операций на финансовом рынке». Ассоциация российских банков 28 мая 2008 года информировала о направленных в Минфин России предложениях, в частности, и по решению рассмотренной проблемы.

Реализация драгоценных металлов банку ндс

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 18 декабря 2020 г. N 03-07-05/111473 О применении организацией НДС при реализации банку драгоценных металлов, ранее приобретенных этой организацией у данного банка и учитываемых банком на обезличенном металлическом счете

Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 18 декабря 2020 г. N 03-07-05/111473 О применении организацией НДС при реализации банку драгоценных металлов, ранее приобретенных этой организацией у данного банка и учитываемых банком на обезличенном металлическом счете

Вопрос: ОАО просит дать разъяснения по следующему вопросу.

Компания производит приобретение на обезличенный металлический счет (далее - ОМС) учетной массы драгоценного металла путем перевода денежных средств в сумме, эквивалентном стоимости приобретаемого металла. Через определенный промежуток времени коммерческий банк (далее - Банк) по требованию компании покупает и списывает его учетную массу металла с ОМС с одновременным перечислением денежных средств на счет компании в сумме, равной стоимости драгоценного металла на дату покупки. При этом учетная масса, числящаяся на ОМС, не имеет материально-вещественной (натуральной) формы.

Просим дать официальные разъяснения по следующему вопросу:

Являются ли операции по реализации драгоценных металлов с использованием ОМС объектом налогообложения по НДС?

Ответ: В связи с письмом о применении организацией налога на добавленную стоимость при реализации банку драгоценных металлов, ранее приобретенных этой организацией у данного банка и учитываемых банком на обезличенном металлическом счете, Департамент налоговой политики сообщает.

Согласно подпункту 9 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) операции по реализации драгоценных металлов налогоплательщиками Центральному банку Российской Федерации и банкам освобождены от налогообложения налогом на добавленную стоимость.

В связи с этим организацией налог на добавленную стоимость при реализации банку драгоценных металлов, ранее приобретенных этой организацией у данного банка и учитываемых банком на обезличенном металлическом счете, не исчисляется.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента Н.А. Кузьмина

Обзор документа

Как пояснил Минин, организация не исчисляет НДС при реализации банку драгметаллов, ранее приобретенных у данного банка и учитываемых на обезличенном металлическом счете.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 27 июля 2020 г. N 03-07-05/65450 О применении банком освобождения от налогообложения НДС при реализации по договорам купли-продажи драгоценных металлов в слитках лицам, не являющимся банками, при условии, что реализованные слитки помещаются банком-продавцом на хранение в хранилище другого банка либо транспортной компании на основании договоров аренды хранилища либо договоров на оказание услуг по хранению драгоценных металлов

Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 27 июля 2020 г. N 03-07-05/65450 О применении банком освобождения от налогообложения НДС при реализации по договорам купли-продажи драгоценных металлов в слитках лицам, не являющимся банками, при условии, что реализованные слитки помещаются банком-продавцом на хранение в хранилище другого банка либо транспортной компании на основании договоров аренды хранилища либо договоров на оказание услуг по хранению драгоценных металлов

Вопрос: Акционерное общество коммерческий банк (далее - Банк) заключает с юридическими лицами (не банками) и физическими лицами (далее - Контрагенты) договоры купли-продажи драгоценных металлов в слитках без изъятия их из хранилища Банка. По условиям данных договоров слитки драгоценных металлов не покидают хранилище Банка, а одновременно с покупкой остаются на хранении в Банке.

В соответствии с положениями подпункта 9 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации операциями не подлежащими обложению НДС является в том числе реализация драгоценных металлов в слитках банками иным лицам (кроме Центрального банка РФ и банков) при условии, что эти слитки остаются в одном из хранилищ (Государственном хранилище ценностей, хранилище Центрального банка Российской Федерации или хранилищах банков).

Для целей развития бизнеса Банк заключает с рядом банков и транспортных компаний:

- договоры аренды хранилища;

- договоры на оказание услуг по хранению драгоценных металлов.

В связи с вышеизложенным Банк просит разъяснить следующее:

Вправе ли Банк применять освобождение по НДС по операциям с драгметаллами, если реализованные Контрагентам слитки драгоценных металлов помещаются Банком на хранение в хранилище другого банка, либо транспортной компании, на основании одного из двух вышеуказанных видов договоров.

Ответ: В связи с письмом по вопросам применения банком освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) при реализации по договорам купли-продажи драгоценных металлов в слитках лицам, не являющимся банками, при условии, что реализованные слитки помещаются банком-продавцом на хранение в хранилище другого банка либо транспортной компании на основании договоров аренды хранилища либо договоров на оказание услуг по хранению драгоценных металлов, Департамент налоговой политики сообщает, что рассмотрение данных вопросов требует проведение анализа указанных договоров.

В то же время согласно пункту 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14 сентября 2018 г. N 194н, в Минфине России не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Одновременно сообщаем, что согласно подпункту 9 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) от налогообложения НДС освобождаются операции по реализации драгоценных металлов в слитках банками лицам, не являющимся банками, при условии, что эти слитки остаются в одном из хранилищ (Государственном хранилище ценностей, хранилище Центрального банка Российской Федерации или хранилищах банков).

На основании данной нормы статьи 149 Кодекса операции по реализации драгоценных металлов в слитках лицам, не являющимся банками, осуществляемые банком и отражаемые по соответствующим банковским счетам в драгоценных металлах, открытым клиентам банка, и металлическим счетам ответственного хранения без изъятия слитков из хранилища банка-продавца, налогообложению НДС не подлежат.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента А.А. Смирнов

Банк продает драгметаллы в слитках лицам, не являющимся банками. Как пояснил Минфин, эти операции освобождаются от НДС, если слитки остаются в одном из хранилищ (Государственном хранилище ценностей, хранилище ЦБ РФ или хранилищах банков).

Реализация драгоценных металлов банкам

Подборка наиболее важных документов по запросу Реализация драгоценных металлов банкам (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Реализация драгоценных металлов банкам

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 79 "Возврат сумм излишне взысканных налога, сбора, страховых взносов, пеней и штрафа" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY") По результатам налоговой проверки налогоплательщику было отказано в принятии к вычету НДС в связи с получением необоснованной налоговой выгоды. Суд признал отказ правомерным, указав, что налогоплательщик являлся фактическим получателем драгоценного металла, поставляемого банком через цепочку фирм-однодневок с использованием заемной схемы, при этом источник для возмещения НДС в бюджете сформирован не был. Налогоплательщик полагал, что доначисленный по результатам налоговой проверки НДС является излишне взысканным, и обратился в суд с требованием о возврате налога, поскольку выгодоприобретателем в данном случае выступал не налогоплательщик, а банк, который использовал сходные заемные схемы во всех случаях реализации драгоценных металлов, именно на банк должна быть возложена обязанность уплатить НДС в бюджет. Суд отказал в удовлетворении требований налогоплательщика о возврате взысканного по итогам проверки НДС, пени, штрафа и процентов, указав, что действия налогоплательщика по подаче иска о возврате данных сумм направлены на преодоление вступивших в законную силу судебных актов, вынесенных по результатам обжалования налогоплательщиком решения налогового органа об их доначислении.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Реализация драгоценных металлов банкам

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Вопрос: Об освобождении от НДС операций по реализации банками драгметаллов в слитках физлицам с изъятием их из хранилищ банков и применении УСН и ПСН при производстве изделий из драгметаллов и торговле ими.
(Письмо Минфина России от 28.07.2022 N 03-11-11/73213) Вопрос: Об освобождении от НДС операций по реализации банками драгметаллов в слитках физлицам с изъятием их из хранилищ банков и применении УСН и ПСН при производстве изделий из драгметаллов и торговле ими.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Вопрос: Об НДС при реализации банками драгметаллов в слитках физлицам и предложении по сохранению УСН и ПСН для микро-, малого и среднего бизнеса в сфере ювелирных и других изделий из драгметаллов.
(Письмо Минфина России от 20.04.2022 N 03-11-10/35825) Вопрос: Об НДС при реализации банками драгметаллов в слитках физлицам и предложении по сохранению УСН и ПСН для микро-, малого и среднего бизнеса в сфере ювелирных и других изделий из драгметаллов.

Нормативные акты: Реализация драгоценных металлов банкам

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ
(ред. от 14.07.2022)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 14.08.2022) 9) реализация руды, концентратов и других промышленных продуктов, содержащих драгоценные металлы, лома и отходов драгоценных металлов для производства драгоценных металлов и аффинажа; реализация драгоценных металлов и драгоценных камней налогоплательщиками (за исключением указанных в подпункте 6 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса) Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации и банкам; реализация драгоценных камней в сырье (за исключением необработанных алмазов) для обработки предприятиям независимо от форм собственности для последующей продажи на экспорт; реализация драгоценных камней в сырье и ограненных специализированным внешнеэкономическим организациям Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации и банкам; реализация драгоценных металлов из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, из фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации специализированным внешнеэкономическим организациям, Центральному банку Российской Федерации и банкам, а также реализация драгоценных металлов в слитках Центральным банком Российской Федерации и банками Центральному банку Российской Федерации, банкам и физическим лицам, в том числе по договорам поручения, комиссии либо агентским договорам с Центральным банком Российской Федерации и банками, независимо от помещения этих слитков в хранилище Центрального банка Российской Федерации или хранилища банков, а также иным лицам при условии, что эти слитки остаются в одном из хранилищ (Государственном хранилище ценностей, хранилище Центрального банка Российской Федерации или хранилищах банков);

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Указ Президента РФ от 06.02.2003 N 135
"О Государственной инвестиционной корпорации" абзац третий пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 1 ноября 1994 г. N 2056 "О реализации драгоценных металлов Центральному банку Российской Федерации";

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 24 сентября 2021 г. N 03-07-05/78041 О применении налоговой ставки по НДС в размере 0 процентов организацией, осуществляющей на участке недр добычу драгоценных металлов, извлечение руды из коренных (рудных пород) с получением комплексных руд и производство драгоценных металлов из добытых комплексных руд, содержащих драгоценные металлы, в случае, если лицензия на право пользования данным участком недр принадлежит сторонней организации

Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 24 сентября 2021 г. N 03-07-05/78041 О применении налоговой ставки по НДС в размере 0 процентов организацией, осуществляющей на участке недр добычу драгоценных металлов, извлечение руды из коренных (рудных пород) с получением комплексных руд и производство драгоценных металлов из добытых комплексных руд, содержащих драгоценные металлы, в случае, если лицензия на право пользования данным участком недр принадлежит сторонней организации

Вопрос: На основании пункта 1 статьи 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации общество с ограниченной ответственностью (ООО) просит дать письменное разъяснение по вопросу применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а именно, применения подпункта 6 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ:

Согласно статье 1 Федерального закона от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях":

- добыча драгоценных металлов - это извлечение драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений с получением концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы;

- производство драгоценных металлов - это извлечение драгоценных металлов из добытых комплексных руд, концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы, а также из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы; аффинаж драгоценных металлов.

Согласно действующему законодательству к лицам, которые могут быть признаны субъектами добычи и производства драгоценных металлов, относятся и иные лица, в том числе не имеющие лицензию на право пользования участками недр.

Так, абзацем 5 статьи 9 Закона N 2395-1 "О недрах" предусмотрено, что в случае, если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии).

В Постановлении Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость" в п. 19 указано, что из взаимосвязанного толкования подпункта 6 пункта 1 статьи 164 НК РФ и положений статьи 4 Федерального закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" и статьи 9 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" следует вывод о том, что указанную ставку налога вправе применять лица, которые могут быть признаны субъектами добычи и производства драгоценных металлов в соответствии с названным специальным законодательством, то есть прежде всего имеющие лицензию на право пользования участками недр.

По мнению ООО, позиция Пленума ВАС определяет, что ставку налога 0% вправе применять лица, прежде всего имеющие лицензию на право пользования участками недр, а также иные лица, которые могут быть признаны субъектами добычи и производства драгоценных металлов.

ООО считает, что лицом, которое может быть признано субъектом добычи и производства драгоценных металлов, может явиться Общество 1, осуществляющее геолого-разведочные работы, работы по проходке горных выработок, бурение, опробование, подготовительные работы, а также горные работы по добыче полезного ископаемого на лицензионном участке, принадлежащим Обществу 2, имеющим лицензию для геологического изучения, разведки и добычи полезного ископаемого (рудного золота).

Общество 2 не имеет специальных разрешений (лицензий) на осуществление специальных видов работ, в том числе на хранение взрывчатых веществ, на проведение взрывных работ, на проведение маркшейдерских работ и т.д. В связи с этим Общество 2 не может собственными силами осуществлять геолого-разведочные работы и работы по проходке горных выработок, а также горные работы по добыче полезного ископаемого на лицензионном участке.

На основании Соглашения с Обществом 2, Общество 1 собственным квалифицированным персоналом, необходимым для разработки указанного горного участка, проводит геолого-разведочные работы на участке, в том числе проходку наземных и подземных горных выработок. В период проведения работ по отбору крупнообъемных полупромышленных проб из первичных и смешанных руд, из недр в пределах указанного месторождения Обществом 1 извлекается золотосодержащая руда. Переработка добытой Обществом 1 руды производится на мощностях принадлежащей ему золотоизвлекательной фабрики.

Учитывая, что Общество 1 на основании соответствующих разрешений и лицензий самостоятельно осуществляет разработку горного участка, геолого-разведочные работы на участке с дальнейшим получением из добытого минерального сырья (руды) сплава доре, считаем, что Общество 1 также является субъектом добычи и производства драгоценных металлов в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с п. 6 ст. 164 НК РФ налогообложение по НДС производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации в том числе драгоценных металлов банкам налогоплательщиками, осуществляющими добычу драгоценных металлов.

При таких обстоятельствах, поскольку Общество 1 в соответствии с Законом N 2395-1 "О недрах" собственными силами единолично участвует в процессе добычи драгоценных металлов на указанном участке, единолично участвует в извлечении руды из коренных (рудных) пород указанного участка с получением комплексных руд, единолично участвует в производстве драгоценных металлов из добытых комплексных руд, содержащих драгоценные металлы, просим пояснить, соблюдаются ли в данном случае Обществом 1 условия применения льготы по НДС в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 164 НК РФ.

Ответ: В связи с обращением о применении налоговой ставки по налогу на добавленную стоимость в размере 0 процентов, предусмотренной подпунктом 6 пункта 1 стати 164 Налогового кодекса Российской Федерации, организацией, осуществляющей на участке недр добычу драгоценных металлов, извлечение руды из коренных (рудных пород) с получением комплексных руд и производство драгоценных металлов из добытых комплексных руд, содержащих драгоценные металлы, в случае, если лицензия на право пользования данным участком недр принадлежит сторонней организации, Департамент налоговой политики сообщает, что решение поставленного в обращении вопроса предполагает проведение экспертизы соглашения, заключенного указанными организациями.

В то же время на основании пункта 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14 сентября 2018 г. N 194н, в Минфине России не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертиз договоров и иных документов, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

В связи с этим рассмотреть вышеуказанное обращение по существу не представляется возможным.

Одновременно сообщаем, что в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 стати 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при реализации драгоценных металлов Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации, банкам налогоплательщиками, осуществляющими добычу или производство драгоценных металлов из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, а также налогоплательщиками, осуществляющими без лицензии на пользование недрами производство драгоценных металлов из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, налогообложение налогом на добавленную стоимость производится по налоговой ставке в размере 0 процентов.

Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (далее - Федеральный закон N 41-ФЗ) добыча драгоценных металлов осуществляется исключительно организациями, получившими в порядке, установленном Федеральным законом N 41-ФЗ и другими федеральными законами, специальные разрешения (лицензии).

В соответствии со статьей 6 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) недра предоставляются в пользование для установленных указанной статьей целей.

На основании части первой статьи 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.

Таким образом, ставку налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов, предусмотренную подпунктом 6 пункта 1 статьи 164 Кодекса, вправе применять налогоплательщики, признаваемые субъектами добычи и производства драгоценных металлов в соответствии с положениями Закона о недрах и Федерального закона N 41-ФЗ и, соответственно, имеющие лицензию на право пользования недрами, а также налогоплательщики, осуществляющие без лицензии на пользование недрами производство драгоценных металлов из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы.

В связи с этим положения подпункта 6 пункта 1 статьи 164 Кодекса на налогоплательщиков, принимающих участие в добыче и (или) производстве драгоценных металлов, но не имеющих лицензии на право пользования недрами, не распространяются.

Нулевую ставку НДС вправе применять налогоплательщики:

- признаваемые субъектами добычи и производства драгметаллов и, соответственно, имеющие лицензию на право пользования недрами;

- осуществляющие без лицензии на пользование недрами производство драгметаллов из лома и отходов, содержащих драгметаллы.

Нулевая ставка НДС не распространяется на налогоплательщиков, принимающих участие в добыче и производстве драгметаллов, но не имеющих лицензии на право пользования недрами.

Читайте также: