Реализация драгоценных металлов ндс

Обновлено: 17.05.2024

Порядок исчисления, уплаты и учета НДС определен главой 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ.

Для организаций, занятых в горнорудной промышленности, глава 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ не содержит каких-либо специальных положений, то есть, если производственная организация является плательщиком НДС, она исчисляет и уплачивает НДС в общеустановленном порядке.

В процессе осуществления своей деятельности, производственные организации изготавливают и реализуют собственную продукцию. В соответствии с нормами главы 21 «Налог на добавленную стоимость», а именно статьи 146 НК РФ, операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации являются объектом налогообложения по НДС.

Статья 164 НК РФ предусматривает несколько ставок налога, а именно: 0%, 10%, 18%.

Отметим, что для организаций горнорудной промышленности, применение ставки налога 0 процентов возможно на основании подпункта 6 пункта 1 статьи 164 НК РФ, при реализации:

«6) драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу или производство из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации, банкам».

Иными словами, при реализации Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации, Центральному Банку Российской Федерации, банкам драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу, обложение таких операций осуществляется по налоговой ставке 0 процентов.

Согласно статье 1 Федерального закона Российской Федерации от 26 марта 1998 года №41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»:

«драгоценные металлы - золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий). Настоящий перечень драгоценных металлов может быть изменен только федеральным законом. Драгоценные металлы могут находиться в любом состоянии, виде, в том числе в самородном и аффинированном виде, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, ювелирных и иных изделиях, монетах, ломе и отходах производства и потребления».

Отметим, что НДС, уплаченный поставщикам и подрядчикам, принимается к вычету. При этом согласно пункту 8 статьи 165 НК РФ при реализации товаров, предусмотренных подпунктом 6 пункта 1 статьи 164 НК РФ, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов в налоговые органы предоставляются следующие документы:

- контракт (копия контракта) на реализацию драгоценных металлов или драгоценных камней;

- документы (их копии), подтверждающие передачу драгоценных металлов или драгоценных камней Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, Центральному Банку Российской Федерации, банкам.

В том случае, если налогоплательщик не осуществляет добычу драгоценных металлов, а только реализует их, то такие операции не подлежат налогообложению НДС. Это следует из подпункта 9 пункта 3 статьи 149 НК РФ:

«реализация руды, концентратов и других промышленных продуктов, содержащих драгоценные металлы, лома и отходов драгоценных металлов для производства драгоценных металлов и аффинажа; реализация драгоценных металлов и драгоценных камней налогоплательщиками (за исключением указанных в подпункте 6 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса) Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации и банкам; реализация драгоценных камней в сырье (за исключением необработанных алмазов) для обработки предприятиям независимо от форм собственности для последующей продажи на экспорт; реализация драгоценных камней в сырье и ограненных специализированным внешнеэкономическим организациям Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации и банкам; реализация драгоценных металлов из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, из фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации специализированным внешнеэкономическим организациям, Центральному банку Российской Федерации и банкам, а также драгоценных металлов в слитках Центральным банком Российской Федерации и банками при условии, что эти слитки остаются в одном из сертифицированных хранилищ (Государственном хранилище ценностей, хранилище Центрального банка Российской Федерации или хранилищах банков».

Следовательно, права на возмещение НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) налогоплательщик не имеет, так как согласно пункту 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретение товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ, за исключением товаров, предусмотренных подпунктом 1 пункта 2 статьи 170 НК РФ:

«приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации (а также передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд) товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения)».

Суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг).

Из изложенного выше следует: для того, чтобы получить права на налоговый вычет по НДС, налогоплательщик должен осуществлять добычу драгоценных металлов.

Под добычей драгоценных металлов, драгоценных камней в соответствии со статьей 1 Федерального закона №41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» признается:

«добыча драгоценных металлов - извлечение драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений с получением концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы;

добыча драгоценных камней - извлечение драгоценных камней из коренных, россыпных и техногенных месторождений, а также сортировка, первичная классификация и первичная оценка драгоценных камней».

Извлечение же драгоценных металлов из добытых комплексных руд, концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы, а также из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, и аффинаж драгоценных металлов есть производство драгоценных металлов. В связи с этим операции по реализации руды, концентратов и полупродуктов, содержащих драгоценные металлы, а также из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, и аффинаж драгоценных металлов освобождаются от налогообложения НДС. Это подтверждается Письмом Минфина Российской Федерации от 17 октября 2005 года №03-04-03/08.

Более подробно с вопросами, касающимися исчисления и уплаты НДС, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR - ИНТЕРКОМ - АУДИТ» «Налог на добавленную стоимость».

Более подробно с вопросами, касающимися бухгалтерского учета и налогообложения в организациях горнорудной промышленности, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Производство и торговля в горнорудной промышленности».

Обложение НДС реализации банками слитков драгоценных металлов

C 1 января 2008 года вступила в силу новая редакция подп. 9 п. 3 ст. 149 НК РФ, но она не исключила возможность возникновения налоговых рисков для кредитных организаций при применении льгот по налогу на добавленную стоимость по операциям реализации слитков драгоценных металлов.

В настоящее время в России практически все произведенные драгоценные металлы реализуются коммерческим банкам. Золото у производителей приобретают более 30 коммерческих банков, «имеющих право на работу с драгметаллами (лицензию, разрешение)» (см. «Вестник Банка России» от 21.01.2008 № 2).

Налоговое законодательство РФ не дает специального толкования термину «драгоценный металл». Поэтому правоприменитель на основании ст. 11 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) вынужден использовать термины иных отраслей законодательства. Статьей 1 Федерального закона от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» установлен исчерпывающий перечень драгоценных металлов, подлежащий изменению только каким-либо федеральным законом. Согласно этому перечню в число драгметаллов входят: золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий). Драгоценные металлы могут находиться в любом состоянии и виде, в том числе в самородном и аффинированном виде, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, ювелирных и иных изделиях, монетах, ломе и отходах производства и потребления.

Понятие «слитки драгоценных металлов» введено п. 2.3 Положения Банка России от 01.11.1996 № 50 «О совершении кредитными организациями операций с драгоценными металлами на территории РФ и порядке проведения банковских операций с драгоценными металлами» (далее — Положение № 50). Это стандартные или мерные слитки российского производства, соответствующие государственным стандартам, действующим в РФ, и зарубежного производства, соответствующие международным стандартам качества, принятым Лондонской ассоциацией участников рынка драгоценных металлов и участниками Лондонского рынка платины и палладия. Параметры стандартных и мерных слитков даны в Инструкции Банка России от 30.11.2000 № 94-И.

Согласно подп. 9 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) налогом на добавленную стоимость, в частности:

1) реализация драгоценных металлов и драгоценных камней налогоплательщиками (за исключением указанных в подп. 6 п. 1 ст. 164 НК РФ) Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов РФ, Банку России и банкам (далее — первая льгота);

2) реализация драгоценных металлов в слитках Банком России и банками, в том числе по договорам поручения, комиссии либо агентским договорам с Банком России и банками, независимо от помещения этих слитков в хранилище Банка России или хранилища банков, а также иным лицам при условии, что эти слитки остаются в одном из хранилищ (Государственном хранилище ценностей, хранилище Банка России или хранилищах банков) (далее — вторая льгота).

Особенностью применения первой льготы является то, что независимо от того, кем реализуются драгоценные металлы и каков источник их выбытия, если приобретателями по сделке являются Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, фонды драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации, Банк России или какой-либо банк, операция не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость.

Такой вывод основан на буквальном толковании содержащихся в норме слов и выражений. Нет никаких исключений, которые позволили бы иначе истолковать первую льготу.

Таким образом, если сделка заключается между банками (один банк продает, а другой банк приобретает), то стороной покупателя и конечным получателем драгоценного металла всегда будет выступать банк. Банк вправе совершать операции с драгоценными металлами исключительно при наличии у него специального разрешения (лицензии) на данный вид операции, о чем прямо говорится в п. 6 ст. 149 НК РФ, который определяет, что «перечисленные в настоящей статье операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Так, в соответствии с п. 3 ст. 17 Федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» Банк России в соответствии с федеральными законами осуществляет лицензирование операций банков и иных кредитных организаций с драгоценными металлами и драгоценными камнями.

Согласно подп. 8.2.3 Инструкции Банка России от 14.01.2004 № 109-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций» лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов содержит банковские операции, перечисленные в Приложении 8 к этой Инструкции. Данная лицензия может быть выдана банку одновременно с лицензией, указанной в подп. 8.2.2 указанной Инструкции.

Лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов, содержащая банковские операции, перечисленные в Приложении 8 к указанной Инструкции (см. подп. 14.1.2 Инструкции Банка России от 14.01.2004 № 109-И), позволяет осуществлять:

— привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

— другие операции с драгоценными металлами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что правовая норма, освобождающая банки от уплаты НДС по операциям с драгоценными металлами, предполагает наличие у банков соответствующих лицензий и хранилищ, то есть охватывает эти условия при применении налоговой льготы. Установления дополнительных условий, если конечным потребителем драгоценного металла является банк, данной нормой не предусмотрено.

В 2007 году вторая льгота действовала при условии оставления слитков в одном из сертифицированных хранилищ (Федеральный закон от 17.05.2007 № 85-ФЗ изменил редакцию второй льготы, исключив, в частности, слово «сертифицированных» и распространив действие новой редакции на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года, но сам он вступил в силу лишь с 1 января 2008 года). При этом НК РФ не оговаривал, что под таким хранилищем подразумевается исключительно хранилище банка-продавца или же иного банка, в котором слитки находились на момент заключения сделки. Текст подп. 9 п. 3 ст. 149 НК РФ оставлял без комментариев ситуацию физического перемещения покупателем, не являющимся банком, приобретенных им слитков в иное сертифицированное хранилище.

На наш взгляд, смысл второй льготы был в том, что она установлена для стимулирования сторон сделки к хранению слитков драгоценных металлов в банковских хранилищах. По этой причине полагаем определяющим в новом тексте второй льготы упоминание об оставлении слитков в «одном» (то есть в любом) из хранилищ.

Официальная позиция налоговых органов по данному вопросу неизвестна. Управление МНС России по г. Москве соглашалось с налоговой льготой при «. временном краткосрочном изъятии их (слитков — прим. автора) для целей транспортировки из сертифицированного хранилища продавца при условии размещения проданных слитков в сертифицированном хранилище покупателя. » (Письмо Управления МНС России по г. Москве от 17.09.2002 № 24-14/43091). Однако этот вывод делался применительно к межбанковским операциям, для которых физическое место нахождения слитков не имеет принципиального значения.

Упоминание о «сертифицированном» хранилище исключено из текста подп. 9 п. 3 ст. 149 НК РФ с 1 января 2008 года. До этого времени предписание налогового законодательства о необходимости сертификации хранилища не базировалось на нормативно закрепленном гражданско-правовом (банковском) механизме сертификации хранилищ. Специальная сертификация банковских хранилищ отсутствовала (Письмо Минфина России от 10.07.2007 № 03-07-05/40).

В этой связи до 2008 года налоговые органы не были вправе ставить законность применения банком налоговой льготы п. 3 ст. 149 НК РФ в зависимость от получения банками сертификатов на хранилища (Письмо Минфина России от 10.07.2007 № 03-07-05/40). Достаточно было использовать одно из следующих хранилищ, прямо перечисленных в норме НК РФ: Государственное хранилище ценностей, хранилище Банка России, хранилища специально уполномоченных коммерческих банков.

Также с 2008 года в результате внесенных в НК РФ изменений устранено неоднозначное толкование льготы в части операций по реализации слитков драгоценных металлов банкам по посредническим договорам. В соответствии с Федеральным законом от 17.05.2007 № 85-ФЗ «О внесении изменений в главы 21, 26.1, 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» не подлежит обложению НДС реализация драгоценных металлов в слитках Банком России и банками Банку России и банкам, в том числе по договорам поручения, комиссии либо агентским договорам с Банком России и банками, независимо от помещения этих слитков в хранилище Банка России или хранилища банков.

Новая редакция подп. 9 п. 3 ст. 149 НК РФ исключила не все налоговые риски для кредитных организаций.

Во-первых, в соответствии с п. 1 ст. 113 НК РФ «лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности)». То есть пока срок давности не истек, претензии налоговиков возможны. В 2007 году, несмотря на наличие разъяснений Минфина России от 14.08.2006 № 03-04-15/153 и от 22.01.2007 № 03-07-15/07, ФНС России продолжала судебное преследование ряда банков (Письмо Ассоциации российских банков от 06.06.2007 № А-02/5-298, опубликованное в «Вестнике АРБ», 2007, № 12).

Если допустить, что банк-хранитель самостоятельно и своевременно представил банку-продавцу документы, о которых идет речь, то возникает другая проблема. Главой 21 НК РФ не определен порядок предъявления банком-продавцом физическим и юридическим лицам, не являющимся кредитными организациями (например, ювелирным компаниям и частным ювелирам), НДС при последующем изъятии из хранилища слитков драгоценных металлов.

На это, в частности, указано в Письме Ассоциации российских банков от 06.06.2007 № А-02/5-298: «Продавая драгоценные металлы в слитках ювелирным компаниям или физическим лицам с условием хранения в хранилище банка-продавца, банк-продавец обязан отслеживать дальнейшее передвижение слитков, в том числе по металлическим счетам, и в случае изъятия их из хранилища или перевода на металлический счет в другом банке требовать от ювелирной компании или физического лица доплаты НДС либо представления документов, подтверждающих зачисление слитков в хранилище другого банка или нахождение драгоценного металла на металлическом счете. Вместе с тем доплата НДС по истечении срока действия договора купли-продажи отдельно от оплаты сумм сделки явно противоречит как условиям подобных сделок, предусмотренных гражданским законодательством, так и нормам главы 21 НК РФ, регулирующим порядок уплаты НДС, а также природе НДС как косвенного налога, выступающего в форме надбавки к цене товара».

Во-вторых, сохраняется вероятность того, что и новую редакцию подп. 9 п. 3 ст. 149 НК РФ налоговые органы будут трактовать как обязывающую банки для освобождения от уплаты НДС доказывать помещение слитков в хранилища банков-покупателей. В случае приобретения драгоценных металлов банком-покупателем по агентскому договору или по договору комиссии в пользу третьего лица, не являющегося банком, по-прежнему налоговый орган может требовать по истечении длительного времени от банка-продавца доказательства того, что эти металлы до сих пор остаются в хранилище банка-покупателя.

По-прежнему, даже если банк-покупатель предоставит информацию банку-продавцу об изъятии покупателем, не являющимся банком, драгоценных металлов из его хранилища, доплата НДС по истечении срока действия договора купли-продажи отдельно от оплаты сумм сделки не предусмотрена нормами главы 21 НК РФ.

На наш взгляд, вывод очевиден: порядок налогообложения нужно урегулировать законодательно.

Во-первых, обратим внимание на то, что на зарубежных рынках подобные операции освобождаются от НДС, например в Европейском сообществе, согласно документу Council Directive 98/80 ЕС от 12.12.1998 (Письмо Ассоциации российских банков от 06.06.2007 № А-02/5-298). Но Минфином России неоднократно рассматривались такие предложения и не были поддержаны (Письмо Минфина России от 10.07.2007 № 03-07-05/40).

Во-вторых, проблему можно решить изменением НК РФ путем включения нормы об обязательной уплате НДС при реализации слитков драгоценных металлов физическим лицам, а также юридическим лицам, не являющимся кредитными организациями (то есть вне зависимости от помещения или непомещения драгоценных металлов в какое-либо хранилище). Такое решение, на наш взгляд, лучше, чем неопределенность законодательства, создающая для банков налоговые риски. На такой путь решения проблемы указано, например, в Письме Ассоциации российских банков от 29.03.2007 № А-01/5-169 («Вестник АРБ», 2007, № 7). Однако это означало бы создание российского финансового рынка с нормами, противоречащими зарубежному.

Поэтому, на наш взгляд, целесообразно было бы вернуться к рассмотрению Госдумой проекта федерального закона об освобождении от НДС операций по продаже слитков физическим лицам, подготовленного в 2006 году в соответствии с предложением Президента РФ, внесенного в Госдуму, но по которому 13 февраля 2007 года Советом Госдумы было принято решение о переносе его рассмотрения.

Очевидно, что банковское сообщество будет продолжать настаивать на решении этой проблемы в новой политической ситуации. В. Путин 26 мая 2008 года сказал, что «до конца лета следует представить предложения по созданию благоприятного налогового режима для операций на финансовом рынке». Ассоциация российских банков 28 мая 2008 года информировала о направленных в Минфин России предложениях, в частности, и по решению рассмотренной проблемы.

В каких случаях продажа лома драгметаллов освобождается от НДС

Согласно пп. 9 п. 3 ст. 149 НК операции по реализации руды, концентратов и других промышленных продуктов, содержащих драгоценные металлы, лома и отходов драгоценных металлов для производства драгоценных металлов и аффинажа освобождаются от НДС.

При этом следует иметь в виду, что производство драгметаллов — это извлечение драгоценных металлов из добытых комплексных руд, концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы, а также из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы; аффинаж драгоценных металлов.

Таким образом, операции по реализации лома и отходов драгоценных металлов освобождаются от НДС только в случае, если лом и отходы драгоценных металлов приобретаются лицом, непосредственно осуществляющим производство и (или) аффинаж драгоценных металлов.

Об этом сообщает Минфин в письме от 18.01.2021 № 03-07-05/2034.

Дарим курс повышения квалификации «Исправление ошибок в учете» за подписку на «Клерк.Премиум»

Оформите подписку «Клерк.Премиум» и получите 50+ онлайн-курсов и 450+ вебинаров. Плюсом дадим доступ к консультациям с ведущими экспертами «Клерка» без ограничений.

Впридачу получите больше 400 инструкций и чек-листов для работы.

Один год доступа стоит 24 880 рублей. После оформления подписки получите курс повышения квалификации бесплатно. Оставьте заявку ниже — ответим на все вопросы..

Безотзывные вклады – страховка будет частичной

В безотзывных вкладах граждане могут снимать часть средств, в экстренной ситуации. ЦБ обсуждает вопрос страхового покрытия такого депозита.

⚡️Мобилизовать будут стрелков, танкистов, артиллеристов и водителей. И только с боевым опытом

Представители Минобороны рассказали подробности о том, кого и как будут призывать. Собрали самое главное с брифинга.

Повышение квалификации

«Аэрофлот» вернет деньги за билеты мобилизованных. Обратиться могут и родственники

За все билеты, приобретенные мобилизованными гражданами до 21 сентября, «Аэрофлот» вернет деньги.

Конфискат из легкой промышленности предложили продавать. Сейчас мы его уничтожаем

Чтобы увеличить доходы бюджета, конфискованные товары легкой и пищевой промышленности нужно не уничтожать, а продавать.

«Ночной бухгалтер». Мобилизованным сохранят рабочие места. Чиновники обещают

Принесли вам обзор основных обещаний мобилизованным, которые успели дать власти за последнее время.

Мероприятия

Цитата дня. Про нет брони

О том, как будут исполнять свой долг депутаты Госдумы, рассказал Вячеслав Володин.

Вызвали на допрос и комиссию. Пришли на осмотр офиса с выемкой документов. Как быть?

60% налоговых нарушений становятся уголовными делами и начинаются допросы, комиссии, выемки и осмотры. Хотите разобраться, в каких случаях они назначаются, как они проходят и что делать налогоплательщику?

Хайп-тренд. Облигации в юанях

В связи с нарастающей токсичностью двух основных «накопительных» валют россиян — доллара и евро, крайне актуальным становится вопрос куда переложить инвестиции или накопления. Этот процесс активно подогревают банки и брокеры, вводящие дополнительные комиссии за владение валютами недружественных стран.

В Турции обсудят работу платежной системы «МИР» на высоком уровне

Президент Турции в пятницу проведет встречу на высоком уровне, где будет обсуждаться, в том числе, работа платежной системы «МИР».

⚡ В 2023 году МРОТ будет 16 242 рубля

Проекты законов об утверждении прожиточного минимума и МРОТ на 2023 года сегодня были одобрены на заседании Правительства.

0% НДС: реализация драгоценных камней и металлов

Федеральный закон от 27 июня 2018 г. № 159-ФЗ уточнил некоторые нюансы применения нулевой ставки НДС при реализации драгоценных металлов.

Налогоплательщики, осуществляющие добычу или производство драгоценных металлов из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, могут применять нулевую ставку НДС при реализации:

  • Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней РФ;
  • фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов РФ;
  • Центральному банку РФ;
  • банкам.

Это установлено подпунктом 6 пункта 3 статьи 164 Налогового кодекса.

Федеральным законом от 27 июня 2018 г. № 159-ФЗ скорректирован данный подпункт.

Так, с 1 октября 2018 года ставку НДС 0 % можно применять также налогоплательщикам, осуществляющим без лицензии на пользование недрами производство драгоценных металлов из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы.

Кроме того, подпунктами 9 и 10 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса установлены льготы по реализации драгоценных камней и металлов.

Напомним, если вы реализуете драгоценные камни или металлы и вам невыгодно применять льготу, вы можете от нее отказаться.

Начало действия документа - 01.10.2018.

Ознакомиться с данным Федеральным законом и комментарием к нему, вы можете на сайте журнала «Нормативные акты для бухгалтера».

Журнал «Нормативные акты для бухгалтера». Важные документы с комментариями экспертов. Подписаться

Лента новостей

Как оплачивать работнику дни обучения по охране труда?

Страховую выплату после увеличения степени утраты трудоспособности не доплачивают

Нужно ли указывать должностные обязанности работника в его трудовом договоре?

Как бухгалтеру пережить 2023 год? Не пропустить подписку по выгодным ценам.

Увольнение после отпуска авансом: могут ли удержать отпускные?

Сколько проверяют декларацию 3-НДФЛ по имущественному вычету?


Распечатать

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Интересное

ГЛАВНОЕ ЗА НЕДЕЛЮ

Мобилизация сотрудников: сохраняется ли рабочее место, кто оплачивает?

Нет записи в электронной трудовой, работодатель ликвидирован

Осторожно! В России появилась двухэтапная схема мошенничества

Уточненка по НДС: когда нужна и как составить

В. Путин объявил частичную мобилизацию


Как удерживают алименты с зарплаты работника: до налогов или после?

20.09.2022 Взыскание алиментов из заработной платы работника производится после удержания и уплаты НДФЛ, а пере.

Госкомпании могут участвовать в программах по развитию поставщиков - субъектов МСП

20.09.2022 Малый и средний бизнес получит дополнительные возможности для участия в закупках товаров, работ и услуг.

Досрочная выплата зарплаты: разъяснения Роструда

19.09.2022 Выплата заработной платы работнику за не отработанный им период действующим законодательством не пре.

Об НДС в отношении операций по реализации лома и отходов цветных металлов, содержащих драгоценные металлы

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 10.08.2018 г. N 03-07-11/56621 О применении НДС в отношении операций по реализации лома и отходов цветных металлов, содержащих драгоценные металлы

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России

от 10 августа 2018 г. N 03-07-11/56621

Вопрос: По договору поставки реализуются лом и отходы металлов. Данные лом и отходы являются многокомпонентным сырьем, в химический состав которого входят медь и в незначительном объеме драгоценные металлы (золото, серебро, платина, палладий). Основным компонентом является медь. В договоре поставки стороны закрепили требования по содержанию и количеству меди и драгоценных металлов, содержащихся в каждой партии товара.

В соответствии с договором на каждую партию товара оформляются удостоверения о радиационной взрывобезопасности лома и отходов цветных металлов и сплавов, в которых указывается соответствует/не соответствует лом (отходы) цветных металлов требованиям ГОСТ 1639-2009 "Лом и отходы цветных металлов и сплавов".

Также на каждую партию товара независимой аккредитованной организацией оформляются протоколы измерений радиационной безопасности, в которых указано, что объектом исследований является партия лома и отходов меди и сплавов на основе меди.

Таким образом, по факту в данном случае товаром являются лом и отходы цветных металлов, содержащие драгоценные металлы.

Согласно пункту 37 ГОСТ Р 52793-2007, лом драгоценного металла: пришедшие в негодность, утерявшие эксплуатационную ценность или подлежащие ликвидации изделия и/или их составные части, которые содержат драгоценный металл и могут быть использованы в качестве вторичного сырья для извлечения из них драгоценного металла.

Лом драгоценного металла является частным случаем лома цветных металлов.

Согласно пункту 38 ГОСТ Р 52793-2007, отход драгоценного металла: остатки содержащих драгоценный металл сырья, материалов, промежуточных продуктов металлургического производства, образующиеся при производстве и использовании продукции технического и бытового назначения, включая неисправимый брак, которые могут быть использованы для последующей переработки.

Отход драгоценного металла является частным случаем отхода цветных металлов.

С учетом изложенного полагаем, что лом и отходы цветных металлов, содержащие драгоценные металлы, являются ломом и отходами цветных металлов, в связи с чем просим предоставить разъяснения: относятся ли вышеуказанные лом и отходы цветных металлов, содержащие медь и драгоценные металлы, к лому и отходам цветных металлов, налогообложение которых осуществляется в порядке, установленном п. 8 ст. 161 Налогового кодекса РФ?

Ответ: В связи с письмом о применении налога на добавленную стоимость в отношении операций по реализации лома и отходов цветных металлов, содержащих драгоценные металлы, Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.

Абзацем четвертым пункта 8 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено, что налоговая база по налогу на добавленную стоимость при реализации лома и отходов черных и цветных металлов определяется налоговыми агентами, которыми признаются покупатели (получатели) данных товаров.

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Здесь и далее по тексту имеется в виду "абзацем пятым пункта 8 статьи 161 Налогового кодекса РФ"

Согласно Федеральному закону от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" ломом и отходами драгоценных металлов являются изделия (продукция), используемые для извлечения драгоценных металлов и утратившие свои потребительские и (или) функциональные свойства, брак, возникший в процессе производства изделий (продукции), содержащих драгоценный металл, а также остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, других изделий (продукции), используемые для извлечения драгоценных металлов и образовавшиеся в процессе производства.

Сырьевые товары, содержащие драгоценные металлы, а именно, руды и концентраты цветных металлов (медь, цинк, свинец, сурьма, олово) рассматриваются как медные, цинковые и др. руды и концентраты, то есть товарное название руды (концентрата) устанавливается по содержанию основного полезного компонента.

Таким образом, лом и отходы металлов, содержащие в качестве основного компонента медь и в незначительном количестве драгоценные металлы, могут быть отнесены к лому и отходам цветных металлов.

Учитывая изложенное, налогообложение налогом на добавленную стоимость операций по реализации указанных лома и отходов цветных металлов производится в порядке, установленном абзацем четвертым пункта 8 статьи 161 Кодекса.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Читайте также: