Самоходная металлическая конструкция оборудованная подъемной лебедкой иногда несколькими это

Обновлено: 18.05.2024

Подъемно-транспортные машины предназначены для подъема, опускания и перемещения штучных, пакетированных и насыпных грузов в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве и на транспорте. Специально сконструированные пассажирские подъемно-транспортные машины используются для подъема, опускания и перемещения людей. В зависимости от назначения их объединяют в функционально-подобные группы.

Грузоподъемные машины. Домкраты используются, главным образом, в ремонтном производстве и автосервисе. Их отличительной особенностью является относительно большая масса груза и небольшая высота его подъема. Существуют особо мощные гидравлические домкраты, позволяющие передвигать многоэтажные здания и приподнимать их наземную часть при капитальном ремонте фундаментов.
Лебедки предназначены для создания тягового усилия в одном направлении. Их основными элементами являются двигатель (как правило, электрический), понижающий редуктор, барабан, канат и грузозахватное устройство (обычно это крюк). Лебедки могут эксплуатироваться в качестве самостоятельных механизмов или входить в состав более сложных устройств. Различают подъемные и тяговые лебедки. Подъемные лебедки используют при подъеме и опускании свободно подвешенного груза или грузовой площадки, перемещающейся по направляющим. Подъемные подвесные лебедки называется талями. Тяговые лебедки применяют для перемещения тележек с грузом по горизонтальной или слегка наклонной плоскости.

Кран - это самоходная металлическая конструкция, оборудованная подъемной лебедкой (иногда несколькими). Краны могут перемещать груз по произвольной траектории, находящейся внутри зоны его действия. Существует более 20 типов кранов. В транспортном строительстве наиболее популярны самоходные стреловые краны, а в промышленности строительных материалов - пролетные.

Подъемники применяют для перемещения по вертикали грузовых или пассажирских площадок и кабин. Движение грузозахватного устройства или платформы с грузом обеспечивается канатно-блочными полиспастами, а следование груза по траектории - жесткими направляющими. Кабины и платформы пассажирских подъемников перемещаются по жестким направляющим, являющимся одновременно элементами предохранительных устройств. Рабочий процесс грузоподъемных машин носит циклический характер (цикл - это последовательность операций, объединяемых технологической целесообразностью, имеющих конечную продолжительность).

Транспортирующие машины. Для перемещения больших объемов штучных или насыпных грузов по неизменной траектории применяют транспортирующие машины. Перемещение груза осуществляется с помощью гибких лент, ковшей, скребков и шнеков, несущих груз или толкающих его перед собой по неподвижному основанию. Пассажирские транспортирующие машины - эскалаторы - используются в крупных городах для перемещения больших пассажиропотоков между разными уровнями зданий и подземных сооружений. Эти машины непрерывного действия, способные работать без остановки в течение продолжительного времени, поэтому чаще всего они используются для обслуживания непрерывных технологических процессов. Паузы в их работе нужны для обслуживания и ремонта. Наиболее распространенными представителями этого типа машин являются конвейеры, классифицируемые по типу транспортирующего органа на ленточные, канатные, скребковые, ковшовые, пластинчатые и шнековые. Особняком стоят пневматические конвейеры, в которых сыпучие мелкодисперсные грузы, находящиеся благодаря аэрации в псевдожидком состоянии, движутся самотеком или переносятся потоком сжатого воздуха.

Погрузочно-разгрузочные машины. Предназначены для перевалки штучных и насыпных материалов между местами хранения, из транспортных средств к местам хранения и использования, и наоборот. Перемещение груза между местами погрузки и выгрузки осуществляется по произвольной траектории самоходными механизмами со специальными грузозахватными органами (ковши, вилы, траверсы и т. д.). Погрузочно-разгрузочные машины - это, как правило, машины Циклического действия, чередующие режимы загрузки, движения с грузом, выгрузки и холостого хода. Исключение составляют специальные погрузчики непрерывного действия, в частности, снегопогрузчики. В силу особенностей рабочего органа стреловые ковшовые погрузчики часто используются на земляных работах, поэтому иногда их одновременно относят и к землеройным машинам. Манипуляторы - вспомогательные грузоподъемные механизмы, устанавливаемые на грузовые автомобили и некоторые типы мусоровозов для обеспечения независимости их работы от специальных грузоподъемных механизмов.

Ознакомиться с имеющимся у нас подъёмно-транспортным оборудованием вы можете у нас на сайте.

Основные элементы подъемных установок.

Подъемная установка состоит из подъемного оборудования и горнотехнических сооружений.

К подъемному оборудованию относятся: подъемные машины, подъемные сосуды и канаты, разгрузочные и загрузочные устройства и др.

К горнотехническим сооружениям относятся:

1) сооружения, расположенные в околоствольном дворе (погрузочный бункер и камера для опрокидывателя при скиповом подъеме или приемная площадка при клетевом подъеме);

2) ствол шахты, оборудованный направляющими проводниками для клетей и скипов при вертикальном подъеме и рельсовыми путями для вагонеток и скипов при наклонном подъеме;

3) надшахтные сооружения, состоящие из копра и приемного бункера для разгрузки подъемных сосудов; при оборудовании подъема неопрокидными клетями вместо приемного бункера сооружается надшахтное здание с приемными площадками и откаточными путями.

На рис. 2 показаны схемы подъемных установок для вертикальных стволов

Над стволом шахты устанавливается надшахтный копер 1, на верхней площадке которого укреплены два направляющих (копровых) шкива 2. Подъем и спуск клетей 3 (рис. 2, а) и скипов 4(рис. 2, б) производится подъемной машиной 5 (см. рис. 2, а), находящейся в отдельном здании 6, расположенном на расстоянии 20—40 м от копра.

Подъемные канаты 7 перекинуты через направляющие шкивы и одним концом прикреплены к барабану подъемной машины, а другим — к шахтной клети или скипу.

При вращении барабана подъемной машины один канат навивается на него, поднимая клеть из шахты, а другой свивается, опуская вторую клеть в шахту. Подъемные сосуды одновременно: один загружаются в шахте, а второй разгружаются на поверхности на специальных приемных площадках.

В подъемных установках, оборудованных неопрокидными клетями, груженые вагонетки на нижней приемной площадке вкатываются в клеть, выталкивая из нее порожние вагонетки, и поднимаются по стволу до верхней приемной площадки в надшахтном здании, где груженые вагонетки выкатываются из клети, а порожние вагонетки вкатываются в нее. Затем процесс обмена вагонеток на приемных площадках повторяется.

В подъемных установках, оборудованных скипами, груженые вагонетки разгружаются в околоствольном дворе при помощи опрокидывателя 8 (см. рис. 2, б) в загрузочное устройство 9, откуда уголь загружается в скипы. Затем скипы поднимаются по стволу на поверхность и в надшахтном здании автоматически разгружаются в разгрузочный бункер. Скипы так же, как и клети, движутся в стволе по направляющим проводникам.

Околоствольные сооружения наклонной скиповой подъемной установки (рис. 3) состоят из камеры опрокидывателя 1 и загрузочного бункера 2с затвором 3. Скипы 4 движутся по наклонному стволу 5, а на поверхности — по эстакаде или станку копра 6. На поверхности скип входит в разгрузочные кривые 7 и разгружается в приемный бункер 8.Опорой наклонной эстакады служит металлическая ферма 9с укрепленными на ней направляющими шкивами 10. Подъемная машина 11находится в отдельном здании 12.

Грузы по наклонным стволам транспортируются канатным или конвейерным подъемом. Канатный подъем может осуществляться подъемными машинами с концевыми канатами (одноконцевым с одним канатом и двухконцевым с двумя канатами) или лебедками для откатки бесконечным канатом.

Подъем концевыми канатами может быть скиповым, клетевым или вагонеточным.

Скиповой подъем предназначен для транспортирования угля по стволу при угле наклона более 25°. Для выполнения вспомогательных операций при скиповом подъеме в большинстве случаев необходим клетевой подъем. Скиповой подъем перед другими видами канатного подъема имеет следующие преимущества: большую производительность; меньший вагонеточный парк, так как отпадает необходимость иметь вагонетки в стволе и на верхней приемной площадке; меньшее сечение ствола; небольшой штат обслуживающего персонала на приемных площадках.

Клетевой подъем применяется при угле наклона более 25°. Для шахт небольшой производительности клетевой подъем является главным и вспомогательным, а для шахт большой производительности— только вспомогательным.

Вагонеточный подъем применяется при угле наклона ствола 5—25°. При большем угле наклона подъем в вагонетках по рельсовому пути возможен при условии принятия мер, препятствующих высыпанию угля. В зависимости от производительности шахты подъем производят одной вагонеткой или составом из нескольких вагонеток. Материалы транспортируют в тех же вагонетках, что и уголь, или в вагонетках специального тип

В вагонетках специального типа (козы, платформы) спускают лес, рельсы, трубы и горно-шахтное оборудование.

Для перевозки людей предназначены также специально оборудованные вагонетки.

Подъем бесконечным канатом в вагонетках производят при угле наклона до 20°, реже — до 25°. Этот вид подъема применяют редко, так как установка непригодна для подъема и спуска людей и, кроме того, необходима большая ширина ствола.

Конвейерный подъем применяют в наклонных стволах с углом наклона до 18°. При этом вместо копров, зданий подъемных машин и других надшахтных устройств сооружают только одну наклонную галерею, иногда с небольшим надшахтным зданием. Конвейеры размещают в стволе и галерее, а привод с разгрузочной головкой

Вопрос 11

Скиповые подъемы

СКИПОВЫЙ ПОДЪЁМНИК (а. skip winder; н. Gefa?forderantage; ф. extraction par skips; и. maquina de extraccion соn skip) — установка для транспортировки полезного ископаемого или горной породы в скипах по рельсовым путям с горизонтов карьера, расположенных ниже 150-200 м. Относится к комбинированным видам карьерного транспорта.

Основная элементы скипового подъемника: рельсовый путь, скипы, подъёмная машина, копер, тяговый канат, перегрузочные устройства в карьере и на поверхности. Распространены преимущественно одноканатные двухскиповые подъёмники с двухбарабанными подъёмными машинами (грузоподъёмность скипов до 45 т). При грузоподъёмности скипов 65-90 т более эффективны двухскиповые многоканатные бобинные и блоковые подъёмные установки; при грузоподъёмности более 200 т — односкиповые многоканатные установки с противовесом.

Скиповые рельсовые пути располагают в траншее с прямолинейным или ломаным продольным профилем на постоянном или временном нерабочем борту карьера. Угол подъёма пути в зависимости от угла откоса карьера 20-45°. Для скипов грузоподъёмностью до 50 т применяют рельсовые пути обычной колеи, для повышения устойчивости скипов грузоподъёмностью 50-80 т колея увеличивается до 3-5 м. Вдоль скипового пути устраивается ступенчатая пешеходная дорожка для обслуживающего персонала.

Скипы загружают непосредственно из автосамосвалов или из бункеров. Конструкция погрузочных эстакад разборная для удобства перемещения их при удлинении линии скипового подъемника по мере понижения горных работ. Разгрузка скипа в бункер на поверхности производится опрокидыванием кузова вперёд или назад при помощи направляющих кривых или гидроопрокидывателей. Пульт управления скипового подъемника размещается, как правило, на верхней площадке копра. Возможна полная автоматизация работы скипового подъемника.

Характеристики скипового подъемника: высота подъёма 60-240 м, скорость подъёма 4-10 м/с, производительность 650-2000 т/ч. Основные достоинства скипового подъемника: большой угол подъёма, перемещение горных пород или полезных ископаемых по кратчайшему пути, возможность подъёма крупных кусков породы без предварительного дробления и работа с большими, чем у других видов карьерного транспорта, скоростями, простота конструкции, технического обслуживания и ремонта, малая энергоёмкость, возможность раздельного подъёма вскрышных пород и различных типов и сортов полезных ископаемых. Недостатки: высокая трудоёмкость и значительные затраты на строительство скипового подъемника и перенос перегрузочных пунктов, большая металлоёмкость.

Вопрос 12

Клетьевой подъемник

Клетьевые подъемники ( лифты) в промышленности строительных материалов применяют главным образом для подъема грузов на верхние этажи промышленных зданий и складов. По числу клетей ( кабин) эти подъемники подразделяют на одноклетьевые и двухклетьевые. По типу привода различают подъемники, оборудованные барабанными лебедками и лебедками с канатоведущими шкивами. [1]

Клетьевые подъемники с приводом от барабанных лебедок по схеме принципиально не отличаются от клетьевых подъемников с приводом от лебедок с канатоведущими шкивами, но кабины и противовесы в первых подвешивают к отдельным канатам, попеременно навиваемым на барабаны. Скорость движения клетей не превышает 1 м / сек, обычно она равняется 0 2 - 0 6 м / сек.

Клетьевые подъемники ( так называемые лифты) предназначены исключительно для вертикального перемещения грузов и людей в клети, движущейся в жестких направляющих. Они имеют большое применение в различных промышленных предприятиях, а также в магазинах и в жилых домах. Клетьевые подъемники разделяются на грузовые и пассажирские. По роду привода они разделяются на электрические ( фиг. Наибольшее применение имеют подъемники с электроприводом. Для клетьевых подъемников применяются лебедки барабанного типа и лебедки с канатоведущими шкивами. Указатель глубины клетье-вого подъемника. Указатель глубины клетье-вого подъемника.

В клетьевых подъемниках применяют как механические, так и электрические ограничители скорости. Применяются также скиповые и клетьевые подъемники. Клетьевой подъем может быть эффективен при применении вагонеток для горизонтального транспорта породы. Клеть поднимает одну или две вагонетки. Производительность клети соответствует примерно производительности скипового подъемника.

Вопрос 13

Вагонеточный подъем.

Новые способы подъема руды. Подъем в настоящее время является одним из наиболее совершенных звеньев в технологии добычи руды, причем и скиповой, и конвейерный подъемы полностью автоматизированы. Однако оба эти способа подъема ( да и любой непрерывный подъем, например, гидравлический) при взрывной отбойке руды требуют больших подземных выработок для бункеров, дробилок и т.п. Желательно такое комплексное решение подъема и транспорта руды, при котором руда могла бы перемещаться от забоя о дневной поверхности в крупных кусках и без промежуточных перегрузок. При ограниченной мощности шахт это условие может быть обеспечено подъемом в клетях и самоходным оборудованием, о чем сказано выше. Для крупных же шахт целесобразно работать над созданием ситемы рельсового транспорта, преодолевающего значительные уклоны (25-45°). В этих системах могут быть использованы некоторые уже разработанные принципы, например принцип системы “Секама”. (Секционные поезда перемещаются стационарными приводами; сцепление с полкой, имеющейся на поезде, осуществляется пневмошинным колесом; расстояние между приводами несколько меньше6 чем длина поезда; уклоны пути до 45°.)

Гидравлический подъем требует предварительного измельчения материала до крупности по карайней мере минут 100 мм, желательно – минус 50 мм. Это недостаток. Достоинство же состоит в том, что трубопровод может быть размещен в стволе малого сечения или в малой части сечения вспомогательного ствола7 Гидравлический подъем применяли пока лишь в опытном порядке. Он может найти применение преимущественно на крупных шахтах с механической отбойкой руды, при которой крупность кусков обычно не превышает 50 мм, в частности – на калийных шахтах ( с использованием насыщенного солевого раствора).

Вопрос 14

Типы вагонеток.

На горнодобывающих предприятиях страиы для подземной откатки грузов применяют следующие типы рудничных вагонеток (рис. 7): с глухим неопрокидным кузовом (а), с опрокидным кузовом (б), саморазгружающиеся через боковую откидную стенку (е), с от-кидным днищем.

Основными элементами конструкции грузовых ваголеток явля-ются рама, скаты, кузов, сцепные устройства н буфера.Рама представляет собой несущую конструкцию. Ее изготовляют из двух продольных швеллеров специального профлля. Рама с полускатами может соединяться жестко или при помощи резиновых амортизаторов. В большегрузных глухих рудничных вагонетках рама опирается на полускаты через рессорные пружины, чтр смягчает удары при движении и равномерно распределяет нагрузку от колес на рельсы. Кузов вагонетки изготовляют из стальных листов толщиной 5—6 мм. С рамой его соединяют жестко (глухие вагонетки) или шарнирно.

Буфера предназначены для смягчения ударов вагонеток друг о друга и для удобства сцепки и расцепки вагонеток. Они бывают жесткими и эластичными, что достигается за счет пружин и резиновых прокладок.

Сцепные устройства служат для соединения вагонеток в состав и передачи тягового усилия. По способу действия сцепки делят на простые, требующие ручной сцепки-расцепки вагонов, и автоматические, требующие ручных операций только при расцепке вагонеток. Сцепки для вагонеток с глухим неопрокидным кузовом не должны препятствовать их разгрузке в круговых опрокидывателях. Такие сцепки называют вращающимися.

В настоящее время для горных предприятий Советского Союза разработан новый тип рудничных вагонеток, характеристика которых приведена в табл. 1.

Вагонетки с глухим кузовом широко применяются в горнорудной промышленности. Они наиболее удобны в эксплуатации, так как просты по конструкции и весьма прочны. К недостаткам этого типа

Грузоподъемность лифтов в кг. Грузоподъемность лифтов в кг.

Грузонесущей частью клетьевых подъемников является клеть, которая должна вмещать транспортируемые грузы или пассажиров. Конструкция клети должна быть простой, прочной и удобной в эксплуатации. Обычно пассажирская клеть имеет дверь, раздвижную или распашную с одной стороны, для входа и выхода пассажиров. Подъемные механизмы клетьевых подъемников оборудуются колодочными тормозами, устанавливаемыми на барабане.

При использовании клетьевых подъемников для выдачи полезных ископаемых ( главные подъемы небольших шахт) на выгрузку вагонеток при обычных клетях затрачивается значительное время. Одновременно усложняется и система откаточных путей, располагаемых на откаточной площадке. Более удобными в этих случаях являются опрокидные клети. Она состоит из основной рамы 3, на которой установлены направляющие башмаки клети. При разгрузке клети этот ролик входит в фасонные направляющие 4, устанавливаемые на копре.

Во всех клетьевых подъемниках ( за исключением многоканатного подъема) клеть подвешивается на одном конце грузового каната. По правилам технической эксплуатации эта подвеска дублируется устройством, предохраняющим кабину от падения при обрыве штанги. Узел барабанов подъемной машины клетьевого подъемника. Узел барабанов подъемной машины клетьевого подъемника.

Редукторы подъемных машин клетьевых подъемников, как правило, выполняются с цилиндрическими колесами с косыми или шевронными зубьями. При передаточных числах до 12 они обычно делаются одноступенчатыми, при больших передаточных числах - двухступенчатыми.

Вопрос 15

Конвейерный подъем

Для конвейерного подъема по стволам используются только ленточные конвейеры. Они могут транспортировать руду в кусках приблизительно не более 200 мм, во избежание слишком сильного износа конвейерной ленты.

Тележно-ленточные конвейеры6 созданные кафедрой транспортных машин Московского Горного Института и институтом Гипроникель, предназначены для руды любой крупности. Они проходят испытания и, возможно, позволят осуществить конвейерный подъем руды в кусках крупностью до 1-1,5 м.

Применительно же к освоенным ленточным конвейерам для конвейерного подъема необходимо предварительно пропускать руду через механические дробилки с разгрузочным отверстием не более 200 мм. Угол наклона конвейеров 16-17° ( L : H ? 3,3 : 10). На одну приводную станцию приходится от 300 до 600 м конвейера, следовательно, на каждые 100-180 м высоты подъема необходима отдельная приводная станция, а при высоте подъема6 например, 500 м требуется 3-5 подземных приводных станций с необходимыми для них камерными выработками.

Производительность конвейерного подъема практически не ограничена. При ширине ленты 2000 мм конвейер может выдавать до 12-18 млн. т руды в год, что соответсвует производительности крупнейших рудников мира. Конвейерный подъем по двум стволам при ширине ленты 2000 мм применяется на Криворожском руднике им. Кирова–Артем производительностью 15 млн. т в год, на апатитовом Кировском руднике производительностью 10 млн. т в год и на ряде зарубежных рудников.

При конвейерном подъеме обычно вскрывают сразу несколько горизонтов ( рис. 30),всю руду перепускают на нижний горизонт в дробильную установку, из которой руда поступает на ленточный конвейер. При вскрытии II очереди руда с нижних горизонтов транспортируется конвейером в бункер I очереди. Ствол получается зигзагообразный в связи с небольшим углом наклона.

Преимущества конвейерного подъема по сравнению со скиповым: 1) практически неограниченная производительность при любой глубине; 2) внекоторых случаях можно исключить полностью рельсовый транспорт руды, если подавать руду к дробильной установке самоходным оборудованием. ( это возможно при безэтажной выемке, в частности в пологих залежах, под которыми может быть оборудована дробильная установка конвейерного ствола.)

Недостатки 1) увеличенная ( приблизительно в 3 раза) длина ствола; 2) необходимы подземные приводные станции6 требующие значительного объема камер; 3) необходимо тщательное наблюдение за потоком руды на питателе во избежание поступления на конвейер металлических предметов и возможность серьезных повреждений конвейера ( на длину до 1 км) при недосмотрах; 4) необходима подземная дробильная установка, тогда как в случае скипового подъема при ограниченной производительности шахты или мягкой руде можно обойтись и без дробильной установки.

5. ГрузоподЪеМно-монтажные машины и оборудование

Рассмотрены современные отечественные и зарубежные грузоподъемно-монтажные машины и оборудование такие, как строительные, башенные, стреловые самоходные краны, трубоукладчики, трубогибы и др. Выявлены наиболее современные грузоподъемно-монтажные машины и оборудование, которые отличаются функциональностью, более высокой производительностью, удобством и качеством исполнения.

Терминология

Кран это самоходная металлическая конструкция, оборудованная подъемной лебедкой (иногда несколькими). Краны могут перемещать груз по произвольной траектории, находящейся внутри зоны его действия.

Трубоукладчик – самоходная грузоподъемная машина, способная перемещаться с грузом на крюке и служащая для подъема и укладки трубопровода в траншею, а также для выполнения различных грузоподъемных и монтажных работ (погрузка и разгрузка труб и плетей, центровка труб при сварке и пр.).

Трубогибочные станки – предназначены для изготовления криволинейных вставок (колен) из стальных тонкостенных труб методом холодного гнутья.

5.1. Строительные краны и их основные параметры

На строительно-монтажных работах при сооружении объектов нефтяной и газовой промышленности применяются грузоподъемные машины различных видов, что обусловлено номенклатурой возводимых зданий и сооружений. На строительных площадках наибольшее распространение получили башенные и стреловые самоходные краны, а на линейном строительстве – краны-трубоукладчики. Краны представляют собой грузоподъемные машины цикличного действия, предназначенные для перемещения грузов как в вертикальном, так и в горизонтальном направлении. Для подъема груза они могут оснащаться сменными грузозахватными рабочими органами в виде крюковой обоймы (крюка), грейфера, магнитной шайбы и т. д. Преимущественное применение получили крюковые обоймы (крюки).

Технико-эксплуатационные возможности кранов, как и других строительных машин, определяются рядом параметров, составляющих техническую характеристику машины. Основные параметры строительных кранов регламентированы требованиями государственных стандартов.

Основные параметры кранов, индексация и характеристика типоразмерных рядов кранов

Величины, характеризующие конструкцию и технологические возможности машины, называются параметрами (рис. 5.1).


Рис. 5.1. Схемы и характеристики для определения основных параметров кранов: а – схема для кранов с поворотной башней и подъемной стрелой; б – схема для кранов с неповоротной башней и балочной стрелой; в – схемы к определению радиусов закругления и поворота крана; г – грузовая характеристика; д – высотная характеристика; А – удаление

Вылет L расстояние по горизонтали от оси вращения поворотной части крана до вертикальной оси грузозахватного органа при установке крана на горизонтальной площадке. Различают вылет проектный, определенный без нагрузки на крюк, и вылет рабочий, определенный с грузом на крюке. Перемещение грузозахватного органа путем подъема, опускания стрелы или передвижения грузовой тележки называется изменением вылета. Изменение вылета с грузом на крюке называется маневровым, без груза – установочным.

Грузоподъемность нетто Q представляет собой груз массой Q, поднимаемый краном и подвешенный при помощи несъемных грузозахватных приспособлений. В грузоподъемность нетто входят масса полезного груза и масса съемных грузозахватных приспособлений (стропы, траверсы, грейфер), навешиваемых на крюк крюковой подвески крана. Грузоподъемность крана зависит от вылета, эта зависимость называется грузовой характеристикой (рис. 5.1, г).

Грузовой момент М – произведение грузоподъемности на соответствующий вылет – учитывает два основных параметра, поэтому его часто используют в качестве главного обобщающего параметра башенного крана.

Высота подъема Н – расстояние по вертикали от уровня стоянки крана до грузозахватного органа, находящегося в верхнем рабочем положении (рис. 5.1, д):

для крюков – до их опорной поверхности;

для грейферов – до их нижней точки в замкнутом положении.

Под уровнем стоянки понимается горизонтальная поверхность основания (например, поверхность головок рельсов для рельсовых кранов, нижняя опора самоподъемного крана), на которую опирается неповоротная часть крана. Высота подъема зависит от вылета. В характеристике кранов указывается либо высота подъема для двух крайних вылетов: минимального Н1, и максимального Н2 (рис. 5.1, а), либо приводится график H–L (рис. 5.1, д).

Глубина опускания h расстояние по вертикали от уровня стоянки крана до грузозахватного органа, находящегося в нижнем рабочем положении (рис. 5.1, а, б).

Диапазон подъема D расстояние по вертикали между верхним и нижним рабочими положениями грузозахватного органа, определяется как сумма высоты подъема и глубины опускания (рис. 5.1, б).

Колея К – расстояние по горизонтали между осями рельсов или колес ходовой части крана (рис. 5.1, a). При наличии сдвоенных рельсовых путей (например, для мощных кранов БК-1000А) колея измеряется по осям сдвоенных нитей пути. Для грузовых тележек колея – это расстояние между осями рельсов (ездовых балок) для передвижения грузовой тележки по стреле.

База Б – расстояние между вертикальными осями передних и задних колес (или балансирных ходовых тележек) крана (рис. 5.1, б).

Задний габарит I наибольший радиус поворотной платформы со стороны, противоположной стреле (рис. 5.1, а, б). От величины заднего габарита зависит удаление А рельсового пути кранов от возводимого здания. Расстояние А должно быть на 700 мм больше заднего габарита или наиболее удаленной (от оси вращения) части крана.

Скорость подъема Vп груза, равного максимальной грузоподъемности крана, – скорость вертикального перемещения груза в установившемся режиме движения.

Скорость посадки Vм – наименьшая скорость плавной посадки рабочего груза при его монтаже и укладке в установившемся режиме движения.

Частота вращения п поворотной части крана в установившемся режиме движения определяется числом оборотов крана в минуту с рабочим грузом на крюке при минимальном вылете и при установке крана на горизонтальной площадке при скорости ветра не более 3 м/с на высоте 10 м (рис. 5.1, а, б).

Скорость передвижения крана Vд – рабочая скорость передвижения крана по горизонтальному пути с рабочим грузом в установившемся режиме движения и при скорости ветра не более 3 м/с на высоте 10 м.

Скорость передвижения тележки Vl скорость передвижения грузовой тележки с наибольшим рабочим грузом по горизонтально расположенной балочной стреле в установившемся режиме движения.

Скорость изменения вылета Vr средняя скорость горизонтального перемещения рабочего груза при изменении вылета от наибольшего до наименьшего (у кранов с подъемной стрелой). Часто вместо скорости изменения вылета в характеристике крана указывается время изменения вылета, т. е. время, необходимое для полного изменения вылета от наибольшего до наименьшего.

Установленная мощность N суммарная мощность электродвигателей рабочих механизмов на кране, которые возможно включить одновременно.

Радиус закругления R – наименьший радиус закругления оси внутреннего рельса на криволинейном участке кранового пути (рис. 5.1, в).

Радиус поворота Rп – наименьший радиус окружности, описываемый внешним передним колесом автомобиля крана или тягача при изменении направления движения (рис. 5.1, в).

Конструктивная масса – масса крана без балласта и противовеса, съемных монтажных и транспортных устройств.

Общая масса – полная масса крана вместе с балластом и противовесом в заправленном состоянии.

Нагрузка от колеса на рельс – наибольшая вертикальная нагрузка от общей массы крана и рабочего груза, передающаяся от колеса на рельс, в наиболее неблагоприятном положении крана.

Допустимая скорость ветра – максимальная скорость ветра, при которой кран сохраняет прочность и устойчивость. По максимальной скорости ветра на высоте 10 м от земли вся территория России разделена на семь ветровых районов (ГОСТ 1451–77):

Ветровой район I II III IV V VI VII

Скорость ветра, м/с,

не более 21 24 27 30 33 37 40

В паспорте каждого крана указано, на установку в каком ветровом районе рассчитан данный кран, что определяет допустимую скорость ветра для крана в нерабочем состоянии. Кроме того, в паспорте приводится допустимая скорость ветра при работе крана (скорость ветра рабочего состояния). При скорости ветра рабочего состояния выше допустимой эксплуатацию крана прекращают, а кран устанавливают на захваты. Скорость ветра прямо пропорциональна высоте, поэтому в паспорте указывают допустимую при эксплуатации скорость ветра на уровне установленного на кране датчика ветра – анемометра.

Режим работы крана определяет степень загрузки крана и его механизмов в условиях эксплуатации.

Самоходная металлическая конструкция оборудованная подъемной лебедкой иногда несколькими это

Дом Машины

ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНЫХ, СТРОИТЕЛЬНЫХ,

ДОРОЖНЫХ МАШИН И ОБОРУДОВАНИЯ

2.1. СИЛОВЫЕ УСТАНОВКИ

Разнообразие условий эксплуатации и нагрузочных режимов подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и обору­дования предполагает использование в качестве силового привода широкой номенклатуры двигателей внутреннего сгорания и электри­ческих двигателей. Машины и оборудование, для которых передви­жения на большие расстояния являются частью рабочего цикла, ос­нащаются двигателями внутреннего сгорания: дизельными и карбю­раторными. К их числу относятся машины для земляных работ (за исключением больших карьерных экскаваторов с электрическим при­водом), машины для устройства дорожных покрытий, ремонта и со­держания дорог, инженерных сооружений, дорожной обстановки и прилегающих территорий, бурильные установки на автомобильном шасси, самоходные погрузчики (за исключением части вилочных).

Техника стационарная или перемещающаяся в радиусе несколь­ких десятков метров оборудуется электродвигателями с питанием от аккумуляторных батарей или центральной электросети. Электропри­водом оснащаются подъемно-транспортные машины и механизмы (за исключением самоходных стреловых кранов и самоходных фрон­тальных погрузчиков), машины для добычи и переработки каменных материалов (в том числе, пневматические механизмы, питающиеся от компрессоров с электроприводом), оборудование для работы с цементом и битумом и изготовления цементе- и асфальтобетонов.

Двигатели внутреннего сгорания. Для привода самоходных ма­шин со значительной долей транспортных операций в рабочем цикле используются дизельные или карбюраторные двигатели. К их преимуществам относятся независимость от посторонних источ­ников энергии, высокая удельная (на единицу массы) мощность, относительно высокий КПД и надежность, а к общепризнанным недостаткам - шум, токсичность выхлопа и нарушение теплового баланса окружающей среды.

Области использования дизельных и карбюраторных двигате­лей определяются их техническими особенностями. Традиционно считается, что для карбюраторного двигателя характерны повы-

шенные удельная мощность и частота вращения, меньший кру­тящий момент, более устойчивая работа при переменной нагрузке. В силу этого их применяют на машинах, работающих с большими скоростями и меньшими рабочими нагрузками. Дизельные двига­тели развивают больший крутящий момент, работают при мень­ших угловых скоростях и на более дешевом топливе, но они тяже­лее, дороже из-за точной топливной аппаратуры, хуже переносят резкие колебания нагрузки и сложнее в обслуживании.

Энергетический кризис 70-х гг. XX в. заставил весь мир сделать выбор в пользу более дешевого дизельного топлива. В последую­щие годы усилия конструкторов и технологов позволили значи­тельно повысить удельную мощность, шумо- и вибробезопасность дизельных двигателей, а также упростить их обслуживание и ре­монт, вплотную приблизив их по этим показателям к карбюратор­ным двигателям. Это привело к широкому использованию дизель­ных двигателей практически во всем спектре мощностей и рабочих скоростей, характерных для погрузочных, строительных, землерой­ных, дорожных и коммунальных машин.

Основная доля действующего парка отечественных коммуналь­ных машин базируется на грузовых автомобилях с карбюраторны­ми двигателями, но в последние годы начался массовый их пере­вод на дизельные двигатели. Строительные, землеройные и дорож­ные машины, базирующиеся на оригинальных шасси, традицион­но оборудуются дизельными двигателями. До конца 60-х гг. XX в. для этих целей использовались длиноходовые и низкоскоростные тракторные дизели, а с началом массового производства коротко-ходовых транспортных дизелей их начали устанавливать и на до-рожно-строительные машины. Анализ характеристик современных бульдозеров, скреперов, автогрейдеров, экскаваторов, трубоуклад­чиков, пневмоколесных и гусеничных погрузчиков свидетельству­ет, что наиболее широко используются четырех- и шестицилинд­ровые дизельные двигатели мощностью от 60 до 120 кВт и часто­той вращения от 1 850 до 2 100 мин"1. Этот факт отражает техни­ческую политику производителей в области энерговооруженности машин и оборудования, характерную для 90-х гг. XX в. Конечно, не следует считать, что такое положение будет оставаться неизмен­ным. Например, за 1970-1996 гг. мощность двигателей одноков­шовых полноповоротных экскаваторов выросла в среднем на 20 %, а их частота вращения выросла до 2000. 2200 мин'1. В последние годы на землеройные машины стали устанавливать менее скорост­ные двигатели, отличающиеся повышенным крутящим моментом и большей долговечностью. Таким образом, в ближайшие годы сер­висные и ремонтные службы, отвечающие за работу строительной, Дорожной и коммунальной техники, будут сталкиваться с обслужи­ванием и ремонтом двигателей предыдущего и нового поколений, характеристики которых лежат в диапазонах указанных значений.

Условия работы двигателей погрузочных, строительных, дорож­ных и коммунальных машин отличаются сильной запыленностью окружающего воздуха, широким диапазоном изменения его тем­пературы, влажности и давления, частыми и быстрыми перехода­ми от пиковых нагрузок к холостым, и наоборот, удаленностью машин от сервисных центров и складов запчастей.

Наибольший уровень запыленности отмечается при совместной работе погрузчика с бульдозером, разрабатывающим грунт. Затем, в порядке убывания количества пыли, образующейся при работе, следуют бульдозеры, погрузчики, скреперы, корчеватели, прицеп­ные грейдеры, автогрейдеры и пневмоколесные катки.

Средняя запыленность воздуха в зависимости от типа машин, г/м3

Гусеничные бульдозеры. 0,70

Пневмоколесные погрузчики. 0,60

Самоходные скреперы. 0,53

Гусеничные корчеватели. 0,31

Прицепные грейдеры. 0,31

Самоходные пневмокатки . 0,23

На запыленность окружающего воздуха влияет не только рабо­чее оборудование и характер рабочего цикла, но и тип ходового устройства - гусеничный или пневмоколесный. Более «пылящим» и, кстати, более опасным для почвенного слоя является стандартный гусеничный ход, так как траки с грунтозацепами сильнее поврежда­ют опорную поверхность при маневрировании и буксовании.

Грунтовая пыль, попадая в цилиндры и топливную аппаратуру, способна быстро вывести их из строя, поэтому для надежной рабо­ты двигателя важно оснащение его системами очистки воздуха, топ­лива и смазочных материалов и регулярное и своевременное об­служивания этих систем.

Мощность и топливная экономичность двигателя заметно меня­ются при колебаниях температуры, влажности и давления окружаю­щей среды. При низкой температуре воздуха, поступающего в цилин­дры, топливо хуже испаряется, часть его конденсируется на стенках цилиндра, смывая смазку и ускоряя износ, больше энергии требуется для подогрева смеси до температуры воспламенения, более интенсив­на отдача тепла в атмосферу. Кроме того, больше времени и топлива затрачивается при запуске двигателя и на поддержание рабочей тем­пературы в процессе работы, особенно, на высоких транспортных скоростях. Низкие температуры требуют применения более качествен­ного топлива: без примесей воды - для бензина, парафинов и воды -для дизельного топлива. Все это приводит к удорожанию эксплуата­ции при одновременном снижении мощности и долговечности двига­теля. Избежать некоторых отрицательных последствий эксплуатации двигателей при очень низких температурах можно:

храня технику в теплых помещениях;

применяя посторонние и встроенные системы предпускового по­догрева, системы электрозапуска от внешних источников энергии;

используя дополнительную теплоизоляцию моторного отсека;

используя специальные присадки к дизельным топливам и бензинам.

Вместе с тем, следует отчетливо представлять, что зимняя эксп­луатация двигателя неизбежно влечет ее удорожание. Чрезмерно высокая температура окружающего воздуха не менее неблагопри­ятна для двигателей внутреннего сгорания: уменьшается наполне­ние цилиндров воздухом, снижается вязкость смазок, ухудшаются условия охлаждения двигателя. Кроме того, горюче-смазочные материалы подвергаются ускоренному старению уже в заправоч­ных емкостях машин.

Повышенная влажность атмосферного воздуха также отрица­тельно сказывается на эффективности работы двигателя. Увеличен­ное содержание водяного пара в воздухе снижает количество кис­лорода, попадающего в камеру сгорания, и количество топлива, испаряющегося в ее объеме, а также требует дополнительного теп­ла на подогрев водяного пара. Кроме того, влага, конденсируясь и смешиваясь с отработанными газами, образует агрессивные жид­кости, ускоряющие коррозию металлических деталей двигателя. Предотвратить падение мощности и ускоренный износ агрегатов двигателя из-за высокой влажности воздуха может его предвари­тельное осушение, но пока применение осушительных устройств на двигателях не носит массового характера.

Существенное влияние на мощность двигателя оказывает атмос­ферное давление, зависящее от высоты над уровнем моря: чем оно ниже, тем более разрежен воздух и тем меньшее его количество по­падает в цилиндры двигателя при всасывании, следовательно, мень­шее количество топлива сгорит за один рабочий ход поршня и дви­гатель в целом разовьет меньшую мощность, а часть несгоревшего топлива будет выброшена в атмосферу.

Мощность, развиваемая дизельным двигателем при работе в горах (в процентах к номинальной)

Высота над уровнем моря, м:

Пониженное атмосферное давление также ухудшает условия охлаждения двигателя. В значительной степени свободны от этого порока или менее подвержены ему двигатели с турбонаддувом и электронным управлением впрыска топлива.

Колебания нагрузки, выражающиеся в нерегулярном чередовании максимальных и минимальных сопротивлений на валу двигателя, спо­собны заметно снизить мощность и топливную экономичность дви­гателя. Сами по себе такие колебания неизбежны и предопределены многооперационным характером работы машин и случайными свой­ствами среды, с которой они взаимодействуют. Влияние неравно­мерности нагрузки на работу двигателей хорошо известно (табл. 2.1). При предварительных расчетах падение мощности двигателя из-за неустановившейся нагрузки оценивается примерно в 10%.

Степень неравномерности нагрузки двигателей строительных и землеройных машин

Время работы двигателя под нагрузкой, %

В том числе, в тяжелых режимах, %

Бульдозеры Скреперы Погрузчики Краны

63. ..75 65. 75 75. ..77 64. ..66

37. ..52 36. ..53 35. ..39

Практика свидетельствует, что несоблюдение правил и сроков технического обслуживания двигателей строительных, дорожных и коммунальных машин приводит к двукратному увеличению ско­рости износа их основных деталей. К числу основных факторов, вызывающих ускоренный износ, относятся:

обводнение и загрязнение горюче-смазочных материалов при хранении и заправке, ведущее к износу плунжерных пар и отсеч­ных клапанов насосов высокого давления, а также прецизионных пар форсунок;

плохая регулировка топливной аппаратуры, ведущая к прогрес­сирующей неравномерности подачи топлива;

холодный пуск и эксплуатация холодного или перегретого дви­гателя, ведущие к ускоренному износу гильз цилиндров, поршне­вых колец и клапанов;

нарушение герметичности впускного коллектора, ускоряющее износ гильз цилиндров и поршневых колец;

несвоевременная очистка и замена воздушных, масляных и топ­ливных фильтров, ведущие к ускоренному износу гильз цилиндров, поршневых колец, клапанов газораспределительного механизма, прецизионных деталей топливной аппаратуры, насосов и клапа­нов системы смазки;

неквалифицированное управление машиной, способное вызвать как ускоренный износ, так и поломку деталей двигателя.

Наиболее распространенными признаками развивающейся не­исправности двигателя (и дизельного и карбюраторного) являют­ся: падение мощности, повышенный расход топлива, перегрев при обычных нагрузках и кратковременных перегрузках, усиленная дьшность выхлопа, более шумная, чем обычно, работа, усиленная вибрация, металлический стук. При появлении любого из этих при­знаков эксплуатацию двигателя следует приостановить до выясне­ния и устранения причин.

Число моделей карбюраторных и дизельных двигателей, выпус­каемых сегодня в мире, чрезвычайно велико. На строительной, дорожной и коммунальной технике, эксплуатирующейся в нашей стране, чаще всего встречаются двигатели отечественных заводов, а также заводов ближнего зарубежья. Импортная техника чаще всего оборудуется двигателями Caterpillar, Cummins, Daimler, Deutz, Fiat, Ford, Iveko, Komatsu, Liebherr, MAN, Perkins, Yamaha, Zetor.

Для крутящего момента и мощности современных дизельных двигателей без турбонаддува справедливы выражения:

где Мкр - максимальный крутящий момент двигателя, Н • м; Граб -рабочий объем двигателя, л; Ne - номинальная мощность двига­теля, кВт.

Для внешней скоростной характеристики двигателя справедливо выражение:

а — + Ь\ — | +с\ —

где Nt - текущая мощность двигателя, кВт, при частоте вращения коленчатого вала и,-, мин"1; а,Ь,с- коэффициенты обобщенной ско­ростной характеристики (табл. 2.2); Ne - номинальная мощность двигателя при частоте вращения коленчатого вала пе, мин"1.

Таблица 2.2 Значения коэффициентов обобщенной скоростной характеристики

База книг в электронке для ЭНН УТЭК / трубопроводы / krets_v_g_shadrina_a_v_antropova_n_a_sooruzhenie_i_ekspluata

Кавитационная характеристика представляет собой зависимость допускаемого кавитационного запаса от подачи насоса при постоянной частоте вращения и свойствах жидкости. Кавитационная характеристика является исходной для расчета бескавитационной работы насоса.

Канатно – скреперные установки могут использоваться для разработки траншей на болотах, строительстве переходов через небольшие реки и водоемы, а также в горной местности на уклонах более 20° (рис. 14).

Примером канатно – скреперной установки служит установка КСУ – 1. Самоходная канатно – скреперная установка КСУ – 1 предназначена для рытья траншей на болотах, при строительстве переходов через небольшие реки и водоемы, а также в горной местности на уклонах более 20°.

Установка состоит из тягача (трактор Т – 130), двухбарабанной лебедки (Л 51), смонтированной на заднем мосту и прицепном устройстве трактора, комплекта скреперных ковшей и якорного приспособления с блоком.

Рис. 14. Схема работы канатно – скреперной установки: а – с одним ковшом; б – с двумя ковшами

Кинематическая вязкость – отношение динамической вязкости к плотности среды.

Клапан – устройство, применяемое для регулирования потоков жидких и газообразных сред (воздуха и продуктов его разделения) Подразделяются на:

клапаны прямого действия (уменьшение проходного сечения происходит при движении затвора вниз)

клапаны обратного действия (уменьшение проходного сечения происходит при движении затвора вверх)

Рис. 15. Клапан обратного действия

Колонна изоляционно - укладочная – это механизированная колонна

(рис. 16), которая выполняет функции: очистки наружной поверхности трубопроводов, их изоляции и укладки в траншею. [2]

Рис. 16. Схема производства изоляционно – укладочных работ: 1, 2, 3, 4, 5, 6 – трубоукладчик; 7 – очистная машина; 8 – изоляционная машина; 9 – подвеска троллейная; 10 – бульдозер; 11 – вахтовый автомобиль; 12 – вагон – домик

Компрессор – машина, предназначенная для повышения давления и перемещения газа. Компрессор относится к классу воздухоили газодувных машин. К этому же классу относятся вентиляторы и газодувки, работающие по тому же принципу, что и компрессоры, но отличающиеся от них конструкцией и отношением конечного давления газа к начальному.

Компрессор – машина, преобразующая механическую энергию привода в полезную потенциальную и кинетическую энергию газа.

По принципу сжатия компрессоры можно разделить на объемные и динамические.

Компрессорные станции предназначены для транспортирования газа от месторождений или подземных хранилищ до потребителя. Компрессорные станции (КС) располагаются по трассе газопровода в соответствии с гидравлическим расчетом при соблюдении нормативных разрывов от границ КС до зданий и сооружений населенных пунктов, вахтенных поселков и промышленных предприятий.

Технологической схемой КС предусматриваются следующие технологические процессы:

• сжатие (компримирование) газа;

• охлаждение газа после сжатия.

Контейнерный транспорт – вид транспорта, в котором твердые материалы транспортируются в капсулах или контейнерах, перемещающихся внутри трубопровода в потоке жидкости или воздуха. Контейнерный транспорт эффективен тогда, когда транспортируемый материал состоит из крупных фракций и частиц, либо когда его увлажнение нежелательно. Достоинства: грузы не требуют специальной обработки (измельчения, осушки и т.д.), не происходит загрязнение несущей среды транспортируемым материалом и, наоборот, грузов несущей средой. Различают:

Контейнерный гидротранспортКонтейнерный пневмотранспорт

[«Основы нефтегазового дела» А.А. Коршак, А.М. Шаммазов] Коррозия – процесс, вызывающий разрушение или изменение его

свойств в результате химического или электрохимического воздействия окружающей среды.

Пример – кислородная коррозия железа в воде: 4Fe + 2Н 2 О + ЗО 2 = 2(Fe 2 O 3 •Н 2 О), где Fe 2 O 3 •Н 2 О (гидратированный оксид железа) и является тем, что называют ржавчиной.

[«Основы нефтегазового дела» А.А. Коршак, А.М. Шаммазов

Корчеватели предназначены для очистки участков, отведенных под земляные работы, от оставшихся после кусторезов корней и пней, а также для извлечения из грунта крупных камней (рис. 18). Они подразделяются на корчеватели и корчеватели–собиратели, различающиеся рабочим оборудованием и технологией работы. В обоих случаях в качестве базовой машины используется промышленный гусеничный трактор.

Рис.18. Корчеватель: а – общий вид; б – схема работы

Котлован – выемка в грунте для устройства основания и фундамента здания (сооружения) [7].

Коэффициент прочности пород по Протодъяконову f . Для сравнительной оценки горных пород по прочности в нашей стране широко используется шкала М.М. Протодьяконова (табл. 2.1), в соответствии с которой прочность породы оценивается коэффициентом крепости f – безразмерной величиной, равной одной десятой временного сопротивления породы сжатию, измеренного в МПа. Коэффициент крепости f равен от 0,3 до

Кран – трубопроводная регулирующий элемент имеет конус), или его части;

арматура, в которой запирающий или форму тела вращения (шар, цилиндр, поворачивается вокруг своей оси,

перпендикулярно расположенной по отношению к направлению потока рабочей среды.

Рис. 19. Грузоподъёмный кран

Кран – это самоходная металлическая конструкция, оборудованная подъемной лебедкой (иногда несколькими) (рис. 21). Краны могут перемещать груз по произвольной траектории, находящейся внутри зоны его действия.

На строительных площадках наибольшее распространение получили башенные и стреловые самоходные краны, а на линейном строительстве – краны-трубоукладчики. Краны представляют собой грузоподъемные машины цикличного действия, предназначенные для перемещения грузов как в вертикальном, так и в горизонтальном направлении. Для подъема груза они могут оснащаться сменными грузозахватными рабочими органами в виде крюковой обоймы (крюка), грейфера, магнитной шайбы и т. д. Преимущественное применение получили крюковые обоймы (крюки).

Рис. 21. Кинематическая схема автокрана с гидравлическим приводом: 1 –

крюковая обойма полиспаста; 2 – грузовой канат; 3 – выдвижная секция стрелы; 4 – стрела; 5 – гидроцилиндр выдвижения секции стрелы; 6 – гидроцилиндры подъема стрелы; 7 – гидронасос, питающий гидромоторы кранового оборудования; 8 – опорно – поворотное устройство; 9–11 – гидромотор, тормоз и редуктор механизма поворота; 12, 13, 15, 16 – барабан, редуктор, гидромотор и тормоз грузовой лебедки;14 – рама автомобиля; 17– поворотная платформа; 18 – редуктор отбора мощности; 19, 20 – коробка перемены передач и двигатель

Кусторезы предназначены для срезки кустарника и мелколесья при подготовке строительной полосы.

Наибольшее распространение получили кусторезы отвально – ножевого типа с прямыми ножами (пассивные рабочие органы). Их конструкция характеризуется простотой, прочностью и надежностью в работе. Кусторез этого типа состоит из базовой машины трактора и навесного рабочего оборудования. Навесное оборудование аналогично бульдозеру состоит из универсальной толкающей рамы, на которой вместо отвала бульдозера крепится отвал кустореза.

Иногда для срезки растительности при подготовительных работах используются машины с активными рабочими органами, такими как горизонтальные дисковые (рис. 22) и цепные пилы, фрезерные измельчители и ножевые косилки. Созданы мульчеры, которые весь растительный материал перерабатывают в щепу

Рис. 22. Кусторез

ЛАРН – ликвидации аварийных разливов нефти.

Лебедка для протаскивания трубопроводов по дну водоема.

Лебедки предназначены для протаскивания трубопроводов при строительстве подводных переходов через водные преграды большой протяженности. Лебедка базируется на тяжеловозном прицепе и состоит из

двигателя, трансмиссии, барабана, канатоукладчика, систем управления и якорения (рис. 22).

Рис. 22. Лебедка типа ЛП 151

Линейные сооружения магистрального нефтепровода: 1) собственно трубопровод (линейная часть); 2) задвижки линейные; 3) средства активной защиты трубопровода от коррозии (станции катодной и протекторной защиты, дренажные установки); 4) переходы через естественные и искусственные препятствия (водные преграды: реки, озёра, болота, железные и шоссейные дороги и т. п.); 5) линии связи; 6) линии электропередачи; 7) дома обходчиков; 8) вертолетные площадки; 9) грунтовые дороги, прокладываемые вдоль трассы трубопровода.

Локализация аварийного разлива нефти – проведение комплекса мероприятий по ограничению распространения нефти по вводной поверхности, а также придание потоку нефти заданного направления перемещения.

Лупинг – участок линейной части нефтепровода, проложенный параллельно основному для увеличения пропускной способности.

Магистральная насосная станция (МНС) – комплекс технологического оборудования, осуществляющий повышение давления в магистральном трубопроводе с помощью магистральных насосных агрегатов.

Магистральный нефтепровод (МНП) – инженерное сооружение,

состоящее из трубопроводов с арматурой и связанных с ними нефтеперекачивающих станций, хранилищ, нефти и других технологических объектов, обеспечивающих приемку, транспортировку, сдачу нефти потребителям, или перевалку на другой вид транспорта.

Машина (франц. machine, лат. machina) – устройство, выполняющее механические движения для преобразования энергии, материалов и информации с целью замены или облегчения физического и умственного труда (Крайнев, 1981).

Машины общестроительные имеют широкое применение и могут быть использованы на строительстве любого объекта (например, бульдозер).

Машины специальные предназначены в основном для строительства магистральных трубопроводов (например, роторный траншейный экскаватор).

Расчетно – теоретическая производительность П р представляет собой производительность, определяемую (на стадии проектирования) расчетными параметрами машины без учета простоев.

Техническая производительность П т – это максимально возможная производительность в данных конкретных условиях.

Эксплуатационная производительность П э представляет собой фактическую производительность машины с учетом всех перерывов в работе: случайных и запланированных. Она учитывает использование машины по времени в течение смены и равняется произведению технической производительности П т на коэффициент использования машины k и во времени:

Единицы производительности машин могут быть различны: т/м 3 , м/ч , км/ч и др.

Машины изоляционные предназначены для нанесения грунтовки, липких лент и комбинированных покрытий типа «Пластобит» на наружную поверхность магистральных трубопроводов диаметрами 317–1220 мм при капитальном ремонте с заменой изоляции и ремонте с заменой труб (рис. 23).

Рис. 23. Изоляционная машина типа МИАБ

Машина подкапывающая роторная МПР – 1М предназначена для механизированного удаления грунта из – под трубопроводов диаметром от 530 мм до 1220 мм по технологии без подъема трубы (рис. 24).

Рис. 24. Схема работы машины МПР – 1М

Мобильные ремонтные базы (МРБ) применяются для проведения ремонтных работ по переизоляции линейной части магистральных газопроводов с частичной или полной заменой труб в трассовых условиях в различных природно – климатических зонах.

Применение мобильных ремонтных баз позволит повысить степень индустриализации ремонтных работ за счет выполнения комплексных технологических операций в базовых условиях; осуществлять стопроцентный контроль качества строительно – монтажных работ, соблюдение всех экологических требований по охране окружающей среды, и, что немаловажно, увеличить темп производства ремонтных работ независимо от природно – климатических условий.

Морские нефтегазовые промыслы (МНГ) – технологические комплексы, предназначенные для добычи и сбора нефти, газа и конденсата из морских месторождений углеводородов, а также подготовки продукции к дальнейшей транспортировке.

Морские нефтеналивные терминалы служат для приема сырой нефти и нефтепродуктов из нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, хранения и погрузки в танкеры для морской доставки потребителю (рис. 25). Потребителями сырой нефти, как правило, являются нефтеперерабатывающие заводы.

В состав нефтеналивных терминалов входят: резервуарные парки; технологические трубопроводы; технологические насосные; узлы учета; узлы защиты от гидроударов; причальные сооружения (береговые причалы, пирсы, выносные приемные устройства и др.); шлангующие устройства (стендера, гибкие резиновые армированные шланги); очистные сооружения; вспомогательные здания и сооружения (химическая лаборатория, центральный диспетчерский пункт, котельная и др.); системы диспетчерского управления и сбора данных (SCADА) и системы связи.

Рис. 25. Морские нефтегазовые комплексы

Морские трубопроводы – трубопроводы, предназначенные для освоения нефтяных и газовых месторождений на шельфе. Технология строительства морских трубопроводов предусматривает следующие этапы: земляные работы, подготовку трубопровода к укладке, его укладку, засыпку и защиту от повреждений.

Читайте также: