Сборка металлических опор лэп

Обновлено: 04.10.2024

Монтаж воздушных линий напряжением 0,4 – 10 кВ

Электрические сети (ЭС), расположенные на открытых территориях вне зданий, часто выполняют воздушными линиями (ВЛ) . За длину пролета воздушной линии на местности принимают горизонтальное расстояние между центрами двух смежных опор.

Анкерным участком называют сумму длин пролетов между опорами анкерного типа. Под стрелой провиса проводов f при одинаковой высоте точек полвеса подразумевают вертикальное расстояние между линией, соединяющей точки подвеса, и низшей точкой провода. За габарит линии H принимают наименьшее расстояние по вертикали при наибольшем провисании проводов до уровня земли или пересекаемых сооружений.

Углом поворота трассы лини называют угол между направлениями линий в смежных пролетах. Под тяжением провода понимают усилие, направленное по оси провода. Механическое напряжение провода получают делением величины тяжения на величину площади поперечного сечения провода.

Промежуточные опоры устанавливают на прямых участках трассы воздушной линии. Эти опоры в нормальных условиях не должны воспринимать усилий, направленных вдоль воздушной линии.

Угловые опоры устанавливают в местах изменения направления трассы воздушной линии. Эти опоры в нормальных условиях должны воспринимать тяжение проводов смежных пролетов.

Анкерные опоры устанавливают на пересечениях с различными сооружениями, а так же в местах изменения количества, марок и сечений проводов. Эти опоры должны воспринимать в нормальных режимах работы от разности тяжения проводов, направленные вдаль воздушной оинии. Анкерные опоры должны иметь жесткую конструкцию.

Концевые опоры устанавливают в начале и конце воздушной линии. А также в местах кабельных вставок. Они являются опорами анкерного типа. Ответвительные опоры устанавливают в местах ответвления от воздушной линии.

Перекрестные опоры устанавливают в местах пересечения воздушной линии в разных направлениях.

Промежуточный пролет – это расстояние по горизонтали между двумя смежными промежуточными опорами. На воздушной линии до 1 кВ длина пролетов от 30 до 50 м, а на воздушной линии выше 1 кВ длина пролетов от 100 до 250 м.

Устройство и конструкции воздушных линий

Воздушные линии имеют следующие конструктивные элементы: провода, опоры, изоляторы, арматуру для крепления проводов на изоляторах и изоляторов на опорах. Воздушные линии бывают одноцепные и двхцепные. Под одной цепью понимают три провода одной трехфазной линии или два провода однофазной линии. Для ВЛ применяют алюминиевые, сталеалюминиевые и стальные провода. Опоры для воздушных линий изготавливают из дерева и железобетона. Деревянные опоры просты в изготовлении, дешевы, но недолговечны. Железобетонные опоры дороже, но прочнее.

При изготовлении деталей деревянных опор применяют пиломатериалы хвойных пород. Основные типы промежуточных опор на рис.

Железобетонные промежуточные опоры выполняют одностоечными с горизантальным расположением проводов на штыревых изоляторах. Опоры рассчитаны на подвеску проводов марок А25 – А70, АС16 – АС50, и ПС25. высота штыря до 175 мм. штыри заземляют приваркой к выпускам арматуры из железобетонной траверсы.

Для ответвлений до 1 кВ к вводам зданий можно применять алюминиевые провода и из его сплавов сечением не менее 16 мм кв.

На воздушных линиях применяют штыревые изоляторы, которые доставляют к месту монтажа в решетчатых ящиках. Отбраковку изоляторов производят визуально перед отправкой их на трассу.

Монтаж ЛЭП напряжением до 1 кВ

При прохождении воздушной линии по лесным и зеленым насаждениям вырубка просеки необязательна. Вертикальные и горизонтальные расстояния до проводов при наибольшей стреле провиса и небольшом отклонении до деревьев и кустов должно быть не менее 1 м.

Ямы бод опоры бурят с применением буровых машин. При невозможности использования буровых машин ямы копают вручную.

Под одностоечные опоры ямы бурят точно по оси трассы. Штангу бура при бурении размещают строго в вертикальном положении.

Размеры заглубления опор определяют по таблице в зависимости от высоты опор, числа укрепленных на опоре проводов, вида грунта , а также от способа производства земляных работ. При ручной копке ям, их копают на 30 – 50 см глубже.

Траверсы угловых опор располагают по биссектрисе угла поворота линии. На опоры наносят их порядковый номер и год установки. Нумерация опор идет от источника питания.

Траверсы, кронштейны и изоляторы устанавливают до подъема опоры. Изоляторы перед монтажом тщательно осматривают и отбраковывают. Изоляторы не должны иметь трещин, сколов, повреждений глазури. Чистка изоляторов металлическим предметом не допускается. Штыревые изоляторы навертываются на крюки или штыри, обмотанные паклей. Оси штыревых изоляторов располагают вертикально.

Крюки и штыри для предохранения от ржавчины порывают асфальтовым лаком.

Крепление проводов на штыревых изоляторах выполняют проволочными вязками.

Провода соединяют соединительными зажимами или сваркой. Провода можно соединять скруткой с последующей пайкой. Крепление проводов на опорах одинарное. Двойное крепление выполняется при пересечениях воздушной линии с линией связи и сигнализации, контактных проводов, дорог и в населенных пунктах.

Собранные и развезенные по трассе опоры, устанавливают по трассе с помощью бурильно-крановых машин или автокранов.

Штыревые изоляторы, закрепленные на крюках, на стволах деревянных опор без траверс. В опоре буравом высверливают отверстия, в которые ввертывают хвосты крюков. Штыри с изоляторами для установки на траверсах закрепляются гайкой.

Стройка воздушной линии ведется поточным методом. Монтаж проводов разбивают на операции: раскатка проводов, соединение проводов, подъем проводов на промежуточные опоры, натяжка проводов и крепление проводов на анкерных и промежуточных опорах.

Раскатку проводов с барабанов производят тракторами или автомашинами и ведут от одной анкерной опоры до другой.

При раскатке отмечают места обнаруженных дефектов проводов. Перед натяжкой в этих местах выполняют ремонт.

Монтаж воздушных линий до 10 кВ

Разбивку котлованов под опоры проводят теодолитом, стальной мерной лентой или рулеткой по схеме, на которой указаны разбивочные оси и размеры котлованов поверху и понизу с учетом применяемого фундамента и требуемой крутизны откосов. Размеры дна котлованов не должны превышать размеров опорной плиты фундамента более чем на 150 мм на сторону.

Рытье котлованов с вертикальными стенками без креплений допускается в грунтах естественной влажности при отсутствии грунтовых вод.

Механизированную разработку грунта в котлованах выполняют без нарушения его структуры в основании фундамента. Поэтому разработку котлованов экскаватором производят с недобором грунта на толщину 100 – 200 мм. разработка грунта ниже проектной отметки не допускается.

Вынутый грунт следует отбрасывать не менее 0,5 м от края котлована во избежания возможности обвала стенок котлована.

Для изготовления деревянных опор воздушных линий напряжением 10 кВ применяют сосну и лиственницу. Лес для изготовления опор, целиком ошкуривают и пропитывают антисептиком для устойчивости опоры от загнивания.

При прохождении трассы воздушной линии с деревянными опорами, где возможны низовые пожары, опоры защищают от загорания. Для этого вокруг каждой опоры на расстоянии 2 м от неё роют канавы глубиной 0,4 и шириной 0,6 м, вокруг каждой опоры очищают от травы и кустарника площадки радиусом 2 м. Или же на этих участках применяют железобетонные приставки.

Железобетонные опоры перед монтажом тщательно осматривают на наличие раковин, и выбоин размером не более 10 мм по длине, ширине и глубине. При этом на 1 м длины опоры не должно быть более двух раковин и выбоин. Раковины и выбоины необходимо заделывать цементным раствором.

Основной способ установки одностоечных жб опор – установка их в бурильные ямы с ненарушенной структурой грунта.

Расстояние от подземной части опоры воздушной линии до подземных канализационных трубопроводов должно быть не мене 2 м для воздушной линии напряжением до 10 кВ.

При сближении воздушной линии с магистральными газо- и нефтепродуктопроводами последние должны прокладываться вне охранной зоны воздушной линии. Для воздушных линий 10 кВ охранная зона 10 м. это расстояние отсчитывают от газопроводов и нефтепродуктопроводов до проекции крайних проводов. В стесненных условиях допускается снижение охранной зоны до 5 м для воздушных линий до 10 кВ.

Для защиты от грозовых перенапряжений заземлению подлежат: железобетноое опоры воздушных линий напряжением до 10 кВ в населенной и в ненаселенной местности, железобетнонные и деревянные опоры всех типов линий всех напряжений, на которых установлены устройства грозозащиты, все виды опор, на которых установлены силовые и измерительные трансформаторы, разъединители, предохранители и другое оборудование.

Заземляющее устройства воздушных линий выполняют из вертикальных стержневых заземлителей из угловой стали.

Телеграмм канал для тех, кто каждый день хочет узнавать новое и интересное: Школа для электрика

Если Вам понравилась эта статья, поделитесь ссылкой на неё в социальных сетях. Это сильно поможет развитию нашего сайта!

- Технологическая карта на сборку и установку концевых ж/б опор (круглого сечения)

Технологическая карта разработана на сборку и установку ж/б опор.

Все виды работ выполняться квалифицированным персоналом согласно с действующими требованиями «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей» и «Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации электроустановок».

Мусор и лишний грунт вывозятся автотранспортом на расстояние до 10 км в места, отведенные местной администрацией.

Сборка и установка ж/б опор включает в себя следующие виды работ:

  • Развозка опор по трассе;
  • Разработка котлованов для опор;
  • Сборка и установка опор.

2. ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТ

2.1.МОНТАЖ ОПОР

Развозка опор по трассе

Все до монтажные манипуляции со стойками проводят в горизонтальном положении, перевозят стойки предохраняя их смещения и ударов о борта транспортного средства. Под каждый горизонтальный ряд укладывают на деревянные прокладки, которые будут выше, чем закладные изделия, таким образом не будут повреждены ниже лежащие стойки. Хранятся железобетонные стойки на специальных площадках (горизонтальных, с твердым покрытием и наличием водостока) в штабелях высотой 1,6 – 1,8м с установкой между рядами деревянных прокладок.

При развозке опор выполняют следующие операции: погрузку опор на транспортные средства, выгрузку и подтаскивание опор по трассе, выкладка опор. Погрузо-разгрузочные работы следует выполнять механизированным способом при помощи автомобильного крана.

При погрузке и выгрузке опоры стропят в двух точках стальным тросом диаметром 16-18 мм или универсальным двухветвевым стропом симметрично центра тяжести стойки.

Допускается захват стоек тросом крана в одном месте, на расстоянии 2-3 м от комля или 3-4 м от вершины. При этом трос должен удерживать стойку в одном месте. Запрещается закрепление троса в месте нахождения центра тяжести стоек, т.е. 4,7 м от комля у стоек длиной 10 м и 5,7 м от комля у стоек длиной 11 м.

Разгружают опоры основанием к колышку. Выкладку опор производят вдоль оси ВЛ. В отдельных случаях (стесненных условиях) выкладку опор производят поперек трассы. На косогорах выкладку опор необходимо производить вдоль оси ВЛ траверсами в сторону подъема косогора. На участках пересечения линии электропередач с автомобильными и железными дорогами, реками и оврагами, а так же линиями связи опоры выкладывают вдоль оси линии, траверсами в сторону пересекаемых объектов при расстоянии от центра установки опоры.

Перед началом погрузо-разгрузочных работ машинист крана обязан проверить исправность съемных грузозахватных приспособлений и наличие на них клейм и бирок с указанием грузоподъемности, даты испытания и номера.

Разработка котлованов для опор

После разбивки трассы выполняются работы по разработке котлованов.

Под одностоечные опоры без фундаментов котлованы разрабатываются бурильно-крановой машиной. Бурильно-крановая машина имеет сменные буры в зависимости от сечения стойки и соответственно необходимого диаметра котлована.

Рытье котлованов и траншей в нескальных грунтах без крепления откосов допускается при крутизне откосов:

Грунт Крутизна откосов (отношение высоты к заложению) при глубине выемки м , не более
1,5 3,0 5,0
Насыпной неуплотненый 0,67 1:1 1:1,25
Песчаный и гравийный 1:0,5 1:1 1:1
Супесь 1:0,25 1:0,67 1:0,85
Суглинок 1:0 1:0,5 1:0,75
Глина 1:0 1:0,25 1:0,5
Лессы и лессовидные 1:0 1:0,5 1:0,5

Схема бурения скважины под проектируемую опору на базе стойки СС 136.6

Сборка и установка опор

Железобетонные опоры собирают из железобетонных стоек (СС 136.6.), применяя при этом соответственные назначению линии конструкции и крепежные изделия (ведомость оснастки) на месте их установки.

При сборке одностоечных опор устанавливают траверсы, закрепляют их болтами, прокладывают по опоре заземляющий спуск, надевают штыревые изоляторы. Для прочной насадки изоляторов на штыри применяются полиэтиленовые колпачки. Полиэтиленовые колпачки надевать на штыри разогретыми в горячей воде при помощи специальных молотков из дерева твердых пород на монтажной площадке на территории вахтового поселка до развозки траверс по трассе.

Железобетонные опоры устанавливают грузоподъемными лебедками бурильно-крановых машин, автокранами и так же кранами на гусеничном ходу. При монтаже стропы закрепляют на расстоянии 1/3 длины от вершины опоры.

Схема строповки проектируемой опоры на базе стойки СС 136.6

Поднимают грузоподъемным механизмом и при помощи ухвата для выправки опор направляют основанием в пробуренный котлован. После выверки установки опоры, устройства заземления, производится засыпка пазух с послойным уплотнением выбуренным из скважины грунтом. В зимних условиях обратную засыпку выполнять песком или песчано-гравийной смесью, допускается засыпка измельченным выбуренным мерзлым грунтом при условии дополнительной засыпки и трамбовки котлованов в летнее время. Уплотнение грунта производиться слоями не более 20 см. одновременно тремя стальными трамбовками длиной 3 м, массой не менее 3 кг, диаметром нижней части не менее 40 мм (или стороной квадрата).

2.2. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ УСТАНОВКЕ ОПОР

1. Механизмы и приспособления для установки опор должны соответствовать нормативным требованиям;

2. Одностоечные опоры должны устанавливаться бурильно-крановыми машинами, а также передвижными кранами г/п 3-5 т.;

3. Запрещается нахождение посторонних лиц, не занятых при подъеме опоры в радиусе двойной высоты опоры;

4. При установке опор бурильно-крановыми машинами или передвижными кранами рабочие обязаны:

а) после закрепления троса отойти от котлована на расстояние, равное двойной высоте опоры;

б) направлять комель опоры в яму только с помощью оттяжек и только после того, как опора будет полностью оторвана от земли (чем будет подвержена надежности крепления ее тросами);

в) при направлении комля в котлован, находиться со стороны обратной наклону опоры;

г) снимать тросовые чалки и освобождать краны только после надежного закрепления опоры;

5. Не допускается установка опор при сильном ветре.

2.3 УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

Работа выполняется краном на автомобильном ходу, следующим по прилегающему пути; вблизи частей, находящихся под напряжением; по наряду.

2.4 ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ МЕХАНИЗМОВ, ПРИБОРОВ, МОНТАЖНЫЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ, ИНСТРУМЕНТ, ЗАЩИТНЫЕ СРЕДСТВА И СИГНАЛЬНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ
Кран на автомобильном ходу 1 шт
Прицеп двухосный 1 шт
Автомобиль 1 шт
Ключ гаечный 2 шт
Топор 1 шт
Кувалда 1 шт
Лопата 1 шт
Трамбовка 1 шт
Приспособление – захват для разворота опор 1 шт
Отвес 2 шт
Рулетка 1 шт
Лестница 7 м 2 шт
Тросовая петля-стропа 1 шт
Расчалка веревочная 1 шт
Штанга заземляющая 1 шт
Каска защитная 4 шт
Перчатки диэлектрические 4 шт
Аптечка 1 комп
Жилет сигнальный 4 шт
Пояс предохранительный (привязь) 4 шт
2.5 КОНТРОЛЬ КАЧЧЕСТВА И ПРИЕМКА РАБОТ

Получить наряд на производство работ и инструктаж от лица, выдавшего его.

Подобрать в соответствии с проектной документацией опоры по типам, проверить комплектность и качество на соответствие техническим требованиям.

Заблаговременно развести и разгрузить их у мест установки.

Подобрать монтажные приспособления, защитные средства и инструмент, проверить их исправность и сроки испытаний, погрузить на транспортные средства.

По прибытии на место работ провести инструктаж членам бригады, с росписью каждого в наряде.

В соответствии с нарядом заземлить провода и оборудование, с которых снято напряжение, заземляющими штангами по обе стороны места работ.

При работе, вблизи проводов, находящихся под напряжением, заземлить раму автокрана медным переносным заземлителем сечением 50 мм2 на инвентарный заземлитель.

Осуществить допуск бригады к производству работ.

Схема последовательного технического процесса

1.1.1. После остановки механизмов у места работ опустить аутригеры и привести стрелу крана в рабочее положение.

1.1.2. Освидетельствовать котлован с проверкой его глубины.

1.1.3. Присоединить крюк крана петлей к выгруженной на землю опоре так, чтобы при поднятии она заняла вертикальное положение, для чего тросовую петлю закрепить выше центра тяжести опоры на 1-1,5 м. Проверить правильносмть закрепления путем подъема опоры на 5-10 см от земли. Для строповки опор применяют стальной трос диаметром 16 мм.

1.1.4. Закрепить ниже центра тяжести две веревочные расчалки для удержания опоры от раскачивания.

1.1.5. Поднять опору краном в вертикальное положение и, поддерживая от раскачивания веревочными расчалками, переместить ее к месту установки.

1.2.1. Опустить опору в котлован.

1.2.2. Проверить вертикальность оси опоры. Отклонение оси опоры от вертикального положения не должно превышать 3% (для анкерных опор 0,5%) – в сторону, противоположную действию основных нагрузок и веревочными расчалками, а проверяется отвесом. Вертикальная регулировка должна производиться одновременно с засыпкой пазух котлована.

1.3.1. По окончании регулировки, удерживая опору краном и расчалками, присыпать землей пазухи котлована на 1/3 его глубины. Засыпку пазух котлована производить лопатами, слоями толщиной не более 20 см, с тщательной трамбовкой. Грунт должен быть разрыхлен, комья размером более 50 мм не допускаются.

1.3.2. После засыпки и утрамбовки грунта на 1/3 глубины котлована (но не менее 1 м), приставить к установленной опоре лестницу и закрепить ее на опоре. Подняться к месту крепления стропы и расчалок. Машинисту крана, опуская крюк, вывести его из зацепления с петлей, затем, поддерживая стропы, произвести расстроповку, снять веревочные расчалки и отвести стрелу крана в транспортное положение, поднять аутригеры и переместиться к следующей опоре.

1.3.3. Продолжить засыпку пазух котлована. Оставшийся грунт спланировать, очистив кювет.

3. УСТРОЙСТВО ЗАЗЕМЛЕНИЯ Ж/Б ОПОР И ОБОРУДОВАНИЯ

Для заземления ж/б опоры СС136.6 без силового оборудования применяются вертикальные заземлители из угловой стали 50х50х5мм. Эти заземлители забивают на глубину 2,5 м соединённых между собой стальной полосой 40х5мм. Стальная полоса прокладывается на глубину 0,5м от поверхности земли и соединяется к нижнему выводу скрытого заземляющего проводника стойки.

Схема заземления опоры

Исполнительная документация

Техническая документация

  • Сертификаты на материалы
    • Линейная арматура для ЛЭП
    • Провода и тросы для воздушных линий электропередач
    • Железобетонные изделия
    • Оборудование для ВЛ
    • Трубы полиэтиленовые, электротехнические двустенные
    • Трубы металлические и фасонные изделия
    • Сварочные материалы
    • Металлопрокат
    • Рудные и нерудные материалы
    • Лакокрасочные материалы
    • Маслянные смазочно-охлаждающие жидкости
    • Сети связи
    • Отопление, вентиляция и кондиционирование, электроосвещение
    • Прочие строительные материалы
    • Линейная арматура для ЛЭП
    • Металлические опоры ЛЭП и комплектующие
    • Сваи стальные винтовые
    • Провода и тросы для воздушных линий электропередач
    • Кабельная продукция
    • Железобетонные изделия
    • Оборудование для ВЛ
    • Трубы полиэтиленовые, электротехнические двустенные
    • Трубы металлические и фасонные изделия
    • Сварочные материалы
    • Металлопрокат
    • Рудные и нерудные материалы
    • Лакокрасочные материалы
    • Кровельные и фасадные материалы
    • Маслянные смазочно-охлаждающие жидкости
    • Сети связи
    • Отопление, вентиляция и кондиционирование, электроосвещение
    • Прочие строительные материалы
    • Детское игровое оборудование
    • Материалы ВСП ЖД
    • Электротехническое оборудование для ВЛ, ОРУ, ЗРУ, ОПУ, КТПН
    • Охранно-пожарная сигнализация, электроосвещение, отопление, вентиляция и кондиционирование
    • Сети связи
    • Сети связи (ВОЛС)
    • Электрические сети (ЛЭП)
    • Отделочные работы
    • Окна
    • Сварочные работы
    • Свайные работы
    • Восстановление и ремонт
    • Автодороги и мосты
    • Геодезические работы
    • ТТК в AutoCAD

    Новые статьи

    Опалубка для фундамента и стен

    Основа любого строения – фундамент. Он должен выдержать нагрузку всего здания, быть устойчивым при горизонтальных нагрузках. А для того чтобы.

    Сборка и установка опор воздушных линий

    Сборка и установка опор воздушных линий

    Для сооружения воздушных линий напряжением до 1000 В применяются деревянные и железобетонные опоры. Деревянные опоры бывают разнообразных конструкций (рис. 1, а, б, в, г).

    Для изготовления деревянных опор используют главным образом древесину деревьев хвойных пород (лиственницы, пихты, сосны и др.). Диаметр сосновых бревен для основных элементов опор (стоек, приставок, траверс, подкосов) воздушных линий до 1000 В должен быть не менее 14 см, а для вспомогательных деталей (ригелей, подтраверсных брусьев и т. п.) - не менее 12 см.

    Древесина опор недолговечна и, например, срок службы деревянных непропитанных сосновых опор около 5 лет. Опасными разрушителями древесины являются столбовой гриб, розовый трутовик, шпальный грибок и такие насекомые, как жуки-рогохвосты, черные усачи и термиты.

    Увеличение срока службы деревянных опор в 3 - 4 раза достигается путем обработки их различными химическими веществами - антисептиками, процесс обработки деревянных опор называют антисептированием. В качестве антисептиков применяют креозотовое масло, фтористый натрий, уралит, донолит и др.

    Конструкции деревянных опор воздушных линий до 1000 В

    Рис. 1. Конструкции деревянных опор воздушных линий до 1000 В: а - одностоечная промежуточная, б - угловая с подкосом, угловая с оттяжкой, г - анкерная А-образная: 1 - стойка, 2 - подкос, 3 - ригель, проволочная оттяжка, 5 - натяжное устройство, б - бандажи, 7 - приставка (пасынок)

    Деревянные опоры изготовляют, антисептируют и собирают на специальных полигонах и стройзаводах, а затем на автомашинах с прицепами доставляют к месту установки.

    Одностоечные деревянные опоры доставляют на трассу в собранном виде, а многостоечные (А-образные и др.) - частично собранными. Эти опоры собирают на месте.

    Перед сборкой все детали опоры тщательно осматривают: у них не должно быть таких дефектов, как разрушение защитных покрытий (антисептических, антикоррозийных), повреждение резьбы болтов и шпилек, глубоких раковин на металлических хомутах и бандажах и т. п. В процессе эксплуатации наиболее быстро повреждается участок деревянной опоры, расположенный на 30 - 40 см ниже и выше уровня земли, т. е. в месте, где древесина наиболее интенсивно подвергается переменному воздействию атмосферных осадков и содержащейся в земле влаги.

    В целях экономии древесины деревянные опоры делают составными - соединяют стойку опоры с деревянной или железобетонной приставкой (пасынком). Составные опоры образуют прочную конструкцию, применение которой повышает надежность работы воздушной линии электропередачи и срок ее службы.

    Соединение стойки опоры с одной или двумя приставками (рис. 2, а, б) осуществляется бандажами или хомутами. Для соединения деревянной стойки с деревянной приставкой комлевая часть стойки на длине 1,5 - 1,6 м стесывается на плоскость шириной 100 мм. На такую же длину и ширину обрабатывается и верхняя часть деревянной приставки.

    Способы сопряжения деревянных стоек опор с приставками (пасынками)

    Рис. 2. Способы сопряжения деревянных стоек опор с приставками (пасынками): а - с одной деревянной, б - с одной железобетонной, с двумя деревянными, 1 - стойка, 2 - бандажи, 5 - деревянная приставка, 4 -железобетонная приставка, 5 - слой толя.

    Стесанные плоскости стойки и приставки должны кончаться перпендикулярной зарубкой. Стык соединяемых деталей должен быть плотным без просветов. На обеих деталях намечают линии бандажей и делают небольшие выемки для болтов, стягивающих бандажи. Выемки для болтов делают в случае, когда стягивание бандажей осуществляется не скруткой, а болтами.

    По окружности стойки и приставки на ширине бандажей (50 - 60 мм) устраняют неровности для обеспечения лучшего стягивания этих деталей опоры бандажами.

    Бандажи накладывают на участок сопряжения в двух местах, отступив вниз от верхушки приставки на 200 мм и выше комля стойки опоры на 250 мм. Расстояние между бандажами - 1000 - 1100 мм.

    Для бандажей применяют стальную оцинкованную мягкую проволоку диаметром 4 мм или неоцинкованную проволоку (катанку) диаметром 5 - 6 мм.

    Бандаж состоит из нескольких витков проволоки, накладываемых на участок сопряжения стойки опоры с приставкой и прочно скрученных или стянутых сквозным болтом. Количество витков каждого бандажа определяется диаметром бандажной проволоки. Один бандаж должен иметь 8 витков при диаметре проволоки 6 мм, 10 витков при диаметре 5 мм, и 12 витков при диаметре проволоки 4 мм.

    Длина проволоки, необходимой для одного бандажа, вычисляется по формуле:

    L б = 26 n (D1 + D2)

    где L б - длина проволоки, см, n - количество витков бандажа, D1 и D2 - диаметры стойки и приставки в месте установки бандажа, см.

    Бандаж накладывают на опору следующим образом. Загибают конец бандажной проволоки на длине 3 см под прямым углом и вбивают в деревянную приставку (при сопряжении стойки опоры с железобетонной приставкой конец бандажной проволоки вбивают в стойку опоры), а затем, намотав и плотно уложив необходимое количество витков, раздвигают их посредине и, вставив в образовавшееся пространство между витками специальный ломик с загнутым концом, скручивают все витки.

    Наложив описанным способом второй бандаж, переворачивают опору и скручивают ломиком оба бандажа с другой стороны опоры, прочно стягивая таким образом бандажи на участке сопряжения стойки опоры с приставкой. Вместо скрутки для стягивания бандажа может быть применен болт с фигурной головкой, шайбой и гайкой.

    Сопряжение бандажами стойки опоры с двумя приставками (рис. 2, в) выполняется аналогично сопряжению стойки с одной приставкой, при этом стойка опоры обрабатывается с двух сторон.

    Каждая приставка крепится к стойке отдельными бандажами, для размещения которых в соответствующих участках приставок делают предварительно вырубки глубиной 6 - 8 мм и шириной 60 - 65 мм. Места сопряжения деталей опор, вырубки, срезы и затесы покрывают антисептиком.

    Под гайки и головки болтов подкладывают шайбы. Древесина под шайбами должна быть затесана, но не вырублена. На высоте до 3 м от земли резьбу на выступающих из гаек концах болтов закернивают, концы болтов, выступающие из гаек более чем на 10 мм, срезают и также закернивают. Металлические неоцинкованные детали опор дважды покрывают асфальто-битумньм лаком.

    Для удобства накладывания проволочных бандажей опора должна быть приподнята над землей на 20 - 30 см, а приставки временно соединены со стойкой опоры при помощи струбцин (рис. 3, а).

    Приспособления для сборки и оснастки деревянных опор

    Рис. 3. Приспособления для сборки и оснастки деревянных опор: а - струбцина для временного скрепления стойки опоры с деревянной и железобетонной приставкой, б - шаблон для разметки отверстий под крюки, в - приспособление для сверления вручную отверстии в опоре, г - ключ (завертка) для ввертывания крюков в опору

    Оснастку опор производят при изготовлении их на стройзаводах, но не редко, чтобы избежать повреждения изоляторов и арматуры при транспортировке, непосредственно в месте сооружения воздушной линии электропередачи.

    Работы по оснастке опор включают в себя разметку мест расположения крюков, сверление в опоре отверстий под крюки и установку в них крюков с изоляторами.

    Места установки крюков на опоре размечают при помощи шаблона, изготовленного из куска прямоугольной алюминиевой шины толщиной 3 - 4 мм. Шаблон (рис. 3, б) коротким изогнутым концом накладывают на вершину опоры сначала с одной, а затем с другой-ее стороны, отмечая места установки крюков соответственно по четным и нечетным отверстиям шаблона. Разметку отверстий в траверсах для установки в них штырей производят также при помощи шаблона.

    Отверстия в опоре сверлят при помощи электрифицированного инструмента, в случае отсутствия источника электроэнергии применяют бурав соответствующего размера или специальное приспособление (рис. 3, в).

    Высверленное в опоре отверстие должно иметь диаметр, равный внутреннему диаметру нарезки крюка, а глубину, равную 3/4 длины нарезной части крюка. Крюк должен быть ввернут в тело опоры всей нарезной частью плюс 10 - 15 мм. Крюки ввертывают в отверстие при помощи ключа (рис. 3, г).

    Изоляторы крепят на арматуре (крюках, штырях) в мастерских или непосредственно на трассе воздушной линии при оснастке опор. На изоляторах не должно быть трещин, сколов фарфора, стойких, не поддающихся очистке загрязнений и других дефектов.

    Грязные изоляторы должны быть очищены. Чистка изоляторов металлическими щетками, скребками или иными металлическими инструментами запрещается. Большинство загрязнений удаляют с поверхности изолятора, протирая загрязненные участки сухой ветошью и тряпкой, смоченной в воде, а стойкие загрязнения (ржавчина и др.) - смоченной в соляной кислоте. Работать с применением соляной кислоты следует в перчатках из кислотоупорной резины и в защитных очках.

    Изоляторы и арматуру (рис. 4) выбирают с учетом расчетных нагрузок от тяжения проводов, района гололедности (учитывается масса возможных гололедных образований на проводах), давления ветра на провода и др. При этом принимаются следующие значения коэффициента запаса прочности по отношению к разрушающей нагрузке: 2,5 при нормальном тяжении проводов и 3,0 при ослабленном тяжении проводов.

    Изоляторы и арматура воздушных линий до 1 кВ

    Рис. 4. Изоляторы и арматура воздушных линий до 1 кВ: а - изоляторы ТФ, РФО и ШФН, б - крюк КН-16, в - штыри ШТ-Д (для деревянных траверс) и ПГГ-С (для стальных траверс)

    Деревянные опоры широко применяются при строительстве воздушных линий, особенно в районах, богатых лесами, но, как уже указывалось, деревянные опоры недолговечны, поэтому они постепенно заменяются железобетонными опорами, срок службы которых составляет 50 - 60 лет.

    Железобетонные опоры воздушных линий напряжением до 1 кВ имеют коническую форму и прямоугольное или кольцевое (круглое) сечение. Для облегчения массы стойку железобетонной опоры на значительной части ее длины делают пустотелой.

    Железобетонные опоры снабжены жестким металлическим каркасом из арматурной стали, повышающим механическую прочность опоры, они служат для подвески на них проводов на траверсах или крюках: в последнем случае в теле опоры при ее изготовлении оставляют отверстия для установки в них крюков.

    В железобетонной опоре имеется специальный вывод, приваренный к арматуре каркаса для присоединения его к нулевому проводу линии с заземленной нейтралью. Железобетонную опору устанавливают в блочных фундаментах или непосредственно в земле с подкладкой под нее железобетонной плиты.

    Оснастка железобетонных опор производится практически так же, как оснастка деревянных опор, несколько отличаясь только некоторыми второстепенными операциями. Работы по оснастке опор выполняют до их подъема и установки в котловане, что позволяет применять различные механизмы и таким образом намного облегчить труд монтажников.

    Металлические опоры воздушных линий электропередачи (ЛЭП)

    Область применения металлических опор воздушных линий электропередачи (ЛЭП), в основном, определяется рядом существенных преимуществ, выгодно отличающих опоры из металла от опор из дерева и железобетона.

    Преимущества металлических опор по сравнению с деревянными следующие:

    Больший срок службы ;

    Способность противостоять огню и разрушениям от грозовых разрядов в опору ;

    Возможность крепления значительно большего числа проводов и практически неограниченная высота опоры ;

    Высокая эксплуатационная надежность и простота обслуживания ;

    Лучшие условия для заземления и подвески защитных тросов ;

    Лучшее архитектурное оформление опоры ;

    Большая сборность, позволяющая изготовление целых основных элементов опор или отдельных секций на заводах, что существенно уменьшает трудоемкие работы на трассе. Кроме того, металлические опоры при одинаковых нагрузках и высоте примерно легче деревянных и железобетонных.

    Недостатками металлических опор являются:

    Необходимость их периодической окраски для предохранения от ржавления ;

    Слабое использование грузоподъемности транспортных средств при перевозке опор ;

    Необходимость выполнения на трассе специальных работ (сборка, рассверловка и иногда сварка металлических конструкций), что требует наличия квалифицированной рабочей силы разных специальностей и усложняет монтаж ;

    Увеличение начальных затрат на сооружение линии.

    Металлическая опора ЛЭП

    Опоры из металла выполняются:

    на линиях, где требуется высокая эксплуатационная надежность, большой срок службы опоры, а также при двухцепных линиях;

    на больших переходах через различные инженерные сооружения или через реки;

    в городских и промышленных местностях и в горных районах, где деревянные опоры не размещаются из-за больших размеров в плане.

    Конструктивные элементы металлических опор

    Металлическая опора состоит из следующих четырех основных конструктивных элементов:

    основной колонны или ствола опоры ;

    тросостоек или рогов опоры.

    наиболее распространенные виды конструкций металлических опор

    Фундамент опоры служит для закрепления ее в фунте и обеспечивает устойчивость опоры. В отдельных случаях фундаменты опор выполняются металлическими.

    Основная колонна, являясь опорой для прикрепления траверс и тросостоек на определенной высоте от земли, воспринимает все внешние нагрузки от проводов и тросов и передает их на фундамент.

    По конструкции основная колонна, или ствол опоры, представляет собой легкую решетчатую пространственную ферму прямоугольного или квадратного сечения. Почти во всех типах опор размеры поперечного сечения колонны опоры уменьшаются по направлению от низа к верху.

    Пространственная ферма, служащая стволом опоры, состоит из:

    четырех основных стержней (ребер), называемых поясами, несущими большую часть нагрузки;

    системы вспомогательных стержней, или решеток, расположенных в четырех гранях опоры и связывающих между собой пояса;

    нескольких систем горизонтальных связей, располагаемых в отдельных поперечных сечениях опоры и называемых диафрагмами.

    Места соединения стержней решетки с поясом или между собой называются узлами. Центром узла называют точку пересечения продольных осей стержней, сходящихся в данном узле.

    Металлическая промежуточная двухцепная опора

    Металлическая промежуточная двухцепная опора

    Часть пояса, расположенная между двумя соседними узлами, называется панелью, а расстояние между центрами этих узлов — длиной панели.

    Решетки и грани колонны различают по их положению относительно оси линии.

    Поперечными или фасадными гранями (решетками) называют грани опоры, располагаемые поперек оси линии, а продольными или боковыми — грани, параллельные оси линии.

    Часто решетки двух граней колонны, или даже всех четырех, имеют одинаковую конфигурацию (схему).

    Траверсы опоры предназначаются для прикрепления к опоре проводов при помощи изоляторов с арматурой на определенном расстоянии между собой и от ствола опоры.

    В большинстве конструкций 35 и 110 кВ опор траверсы выполняются из уголков в виде небольших консольных конструкций треугольной формы, прикрепляемых к стволу опоры. Реже траверсы делаются из швеллеров. Часто траверсы имеют форму длинных пространственных ферм квадратного или прямоугольного сечения.

    Тросостойки, или рога, служат для крепления защитных тросов па определенном расстоянии над проводами. Они выполняются в виде легких конструкций, образующих верхнюю часть опоры.

    Пространственные фермы, образующие основные части опор, отличаются от обычных строительных металлических ферм:

    легкостью осей конструкции, состоящей из стержней, выполняемых почти исключительно из одиночных уголков, часто мелких и средних профилей;

    увеличенной в 1,5 — 2 раза гибкостью как отдельных стержней, так и всей фермы в целом;

    значительными поперечными размерами фермы и большой ее высотой.

    Вследствие отмеченных особенностей металлические конструкции опор воздушных линий электропередачи имеют малый объемный вес, что создает при перевозке низкий коэффициент использования грузоподъемности транспортных средств. Кроме того, наличие в конструкции мелких уголков, с повышенным коэффициентом гибкости, создает значительные трудности сохранения их от повреждений при погрузке, разгрузке и перевозке.

    Линия электропередачи с металлическими опорами

    В процессе изготовления и монтажа металлических опор способ соединения стержней имеет не меньшее производственное значение, чем тип конструкции. Как в заводских, так и к монтажных узлах металлических опор применяются следующие соединения стержней:

    Способ соединения выбирается в техническом проекте, а при рабочем проектировании опор разрабатываются соответствующие конструкции узлов. Это обстоятельство строительствам следует учитывать и своевременно решать вопрос о способе соединений, наиболее отвечающем условиям сооружения данной линии.

    Заклепочные соединения ранее были одним из основных способов соединения стержней в опорах, а в настоящее время, по производственным соображениям, полностью заменены сваркой или болтами не только на монтаже, но даже при заводском изготовлении.

    Сварку является одним из распространенных способов соединения стержней при сооружении металлических опор. Небольшая стоимость сварки в заводских условиях, значительное упрощение процесса изготовления сварных конструкций и некоторое снижение их веса обуславливают широкое применение этого способа соединений, имеющего существенные преимущества перед другими.

    При изготовлении металлических опор соединение стержней производится почти исключительно электродуговой сваркой. Значительные затруднения с доставкой на пикеты линии сварочных агрегатов, затраты жидкого горючего и обслуживание агрегата квалифицированным персоналом, а также необходимость кантовки при сварке конструкций ограничивают возможность применения сварки на монтаже.

    Болтовые соединения используются при монтаже опор на линиях из-за затруднений с производством клепки и электросварки на пикетах.

    Портальные металлические опоры линии электропередачи

    Использование болтовых соединений в монтажных узлах опор обусловлено рядом следующих преимуществ их перед клепкой и сваркой:

    большое упрощение процесса монтажа опор, при котором не требуется кантовки конструкций, специальных инструментов, оборудования или механизмов ;

    возможность выполнения болтовых соединений без применения квалифицированной рабочей силы (клепальщиков или сварщиков) ;

    существенное уменьшение затраты времени на сборку опор.

    К недостаткам соединений на черных болтах относятся:

    некоторое снижение надежности болтового соединения против сварного или клепаного, за счет неравномерного распределения усилий между болтами;

    значительная затрата метизов (болты, гайки и шайбы), количество и размеры которых больше, чем в равнопрочных клепаных соединениях.

    Читайте также: