Сдача лома драгоценных металлов на аффинаж

Обновлено: 01.06.2024

Автономные учреждения, использующие в своей деятельности оборудование, инструменты, приборы и прочие объекты основных средств, в состав которых входят драгоценные металлы, обязаны вести учет таких металлов и проводить в установленные сроки их инвентаризацию. За нарушение обязательных требований к учету, хранению драгметаллов и продукции из них, представлению отчетности или проведению инвентаризации предусмотрена административная ответственность по ст. 15.47 КоАП РФ. В статье рассмотрим, как правильно организовать и вести учет драгметаллов, входящих в состав объектов ОС.

Учет драгметаллов при поступлении объектов ОС.

Порядок обращения драгоценных металлов регулируется:

Федеральным законом от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (далее – Федеральный закон № 41-ФЗ);

Правилами учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 28.09.2000 № 731 (далее – Правила № 731);

Инструкцией о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденной Приказом Минфина РФ от 09.12.2016 № 231н (далее – Инструкция № 231н).

Согласно п. 9 Правил № 731, п. 8 Инструкции № 231н драгоценные металлы, входящие в состав основных средств, учитываются по их наименованию и массе (в пересчете на химически чистые драгоценные металлы).

Данные о наименовании, массе и количестве драгоценных металлов, содержащихся в основных средствах, отражаются в первичной учетной документации на основании сведений о наличии драгоценных металлов, указанных в технической документации (паспортах, формулярах, этикетках, руководствах по эксплуатации, справочниках).

Если в документации необходимые сведения отсутствуют (например, если поступает устаревшее отечественное и импортное оборудование), можно поступить следующим образом:

запросить информацию у организаций, разработчиков, изготовителей;

создать специальную комиссию, которая на основе аналогов и собственных расчетов определит содержание конкретных драгметаллов и их количество.

Для документального оформления поступления объектов в учреждение и для дальнейшего их учета в составе основных средств применяются следующие документы, утвержденные Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н[1]:

приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207) либо акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101);

инвентарная карточка учета нефинансовых активов (ф. 0504031).

Информация о драгоценных металлах (наименование, единица измерения, количество, масса), содержащихся в основных средствах (их деталях), отражается в разд. 2 акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) и разд. 5 инвентарной карточки учета нефинансовых активов (ф. 0504031) в графах 7 – 11 поля «Содержание драгоценных материалов (металлов, камней и т. п.)».

Как правило, данные о содержании драгметаллов в основных средствах, указанные при поступлении объектов, являются примерными. Достоверную информацию о фактическом количестве драгоценных металлов в составе основного средства можно узнать только после его списания, разборки и аффинажа.

Учет драгметаллов при списании объектов ОС.

Списание федерального имущества осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 834, а имущества субъектов РФ, муниципального имущества – по правилам, установленным решениями высшего исполнительного органа субъекта РФ, местной администрации соответственно.

Решение о списании объектов ОС принимается комиссией по поступлению и выбытию активов, созданной в автономном учреждении (п. 1 ст. 296, п. 2 ст. 298 ГК РФ, ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»):

в отношении недвижимого и особо ценного движимого имущества, которое закреплено за ним собственником или приобретено за счет средств, выделенных собственником на его приобретение, – по согласованию с собственником имущества;

в отношении остального имущества – самостоятельно.

Списание основных средств оформляется актом о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104). Разборка и демонтаж основных средств до утверждения и согласования соответствующего акта не допускаются.

При ликвидации (списании) объекта основных средств учреждение изымает из него детали, содержащие драгоценные металлы и их сплавы, классифицирует вторичное сырье по видам и определяет нормативы извлечения драгметаллов при обработке (переработке) по этим видам. Такое изъятие учреждение может производить самостоятельно либо с привлечением организаций, осуществляющих деятельность по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов (п. 23 Инструкции № 231н).

При списании основного средства и при невозможности отбора для проведения анализа представительной пробы от образовавшихся лома и отходов учреждения ведут учет драгметаллов, входящих в их состав, в пересчете на массу химически чистых драгоценных металлов на основании сведений о содержании драгоценных металлов, имеющихся в технической документации (паспортах, формулярах, руководствах по эксплуатации) (п. 22 Инструкции № 231н).

Списание основного средства оформляется актом ликвидации, в котором указываются отдельно общая масса изъятых деталей, а также масса драгоценных металлов в пересчете на массу химически чистых драгоценных металлов согласно сведениям первичных учетных документов и (или) технической документации на данный объект.

Далее основное средство списывается с карточек складского учета, и одновременно изъятые детали приходуются в карточках учета отходов по общей массе отходов и массе содержащихся в них драгоценных металлов в химически чистом виде согласно технической документации (п. 23 Инструкции № 231н).

Изъятые при демонтаже (разборке) основных средств детали, лом и отходы драгметаллов должны храниться в специальных помещениях в несгораемых шкафах, металлических ящиках или сейфах. По окончании рабочего дня они должны закрываться, опломбировываться или опечатываться и сдаваться под охрану. Вскрытие мест хранения ценностей должно производиться материально ответственным лицом, при его отсутствии – комиссией, назначаемой приказом руководителя учреждения, с составлением акта вскрытия (п. 41 Инструкции № 231н).

В силу п. 25, 43 СГС «Основные средства»[2], п. 51 Инструкции № 157н[3] списание основного средства с учета отражается по балансовой стоимости вместе с начисленной ранее амортизацией и убытком от обесценения (при наличии).

Как указано в п. 25, 106, 118 Инструкции № 157н, изъятые при демонтаже (разборке) основных средств детали, содержащие драгметаллы, подлежат оприходованию в составе материальных запасов на счете 0 105 36 000 «Прочие материальные запасы – иное движимое имущество учреждения» по текущей оценочной стоимости (справедливой стоимости) на дату их принятия к учету. Определяется такая стоимость комиссией учреждения по поступлению и выбытию нефинансовых активов методом рыночных цен (п. 54 СГС «Концептуальные основы»[4]).

Для определения справедливой стоимости лома и отходов драгметаллов можно использовать учетные цены на аффинированные драгметаллы, установленные ЦБ РФ.

Оприходование деталей осуществляется на основании приходного ордера на приемку материальных ценностей (ф. 0504207) и требования-накладной (ф. 0504204). Эти документы составляются на основании акта о списании объектов нефинансовых активов (ф. 0504104), в котором проставляется отметка о получении материалов в реквизите «Результаты выбытия».

Также на основании указанного акта в инвентарной карточке учета нефинансовых активов (ф. 0504031), в разд. 3 «Движение объекта основных средств» делается запись о выбытии объекта основных средств.

Передача лома драгметаллов на аффинаж.

Аффинаж драгоценных металлов – осуществляемая специализированными организациями деятельность по очистке извлеченных драгоценных металлов от примесей и сопутствующих химических элементов с доведением содержания драгоценного металла до соответствия обязательным требованиям, установленным законодательством (абз. 10 ст. 1 Федерального закона № 41-ФЗ).

Изъятые при ликвидации основных средств детали и узлы (лом и отходы), содержащие драгоценные металлы, подлежат передаче в аффинажные организации для аффинажа драгметаллов или в другие организации для обработки (переработки) в целях последующего аффинажа драгметаллов аффинажными организациями либо реализации аффинажным организациям или другим организациям для обработки (переработки) и последующих направления или реализации в аффинажные организации (п. 1.1 ст. 20 Федерального закона № 41-ФЗ).

Перечень организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов, утвержден Постановлением Правительства РФ от 17.08.1998 № 972.

В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 25.06.1992 № 431[5] расчеты с учреждениями – сдатчиками лома и отходов драгоценных металлов осуществляются перерабатывающими организациями на основе договора о поставке по результатам опробования и анализа (входного контроля) исходя из отпускных цен на соответствующие аффинированные драгоценные металлы за вычетом стоимости переработки их лома и отходов.

Порядок обработки (переработки) лома и отходов драгметаллов и оплаты произведенных работ и услуг устанавливается на договорной основе с переработчиком (п. 23 Инструкции № 231н).

При передаче лома и отходов на аффинаж право собственности на них аффинажной организации не переходит. Эту операцию следует отражать в бухгалтерском учете как внутреннее перемещение материалов со сменой материально ответственного лица учреждения на аффинажную организацию на основании оформленного первичного документа: требования-накладной (ф. 0504204) либо накладной на отпуск материалов (материальных ценностей) на сторону (ф. 0504205).

После выполнения работ по извлечению драгоценных металлов из лома основных средств аффинажная организация представляет учреждению акт аффинажа (паспорт) с указанием фактического количества драгметаллов, извлеченных из лома.

Бухгалтерия учреждения сопоставляет количество учитываемых у него драгоценных металлов с паспортными данными аффинажной организации и при наличии расхождений выясняет их причины. По результатам сопоставления в соответствующие документы вносятся необходимые коррективы. Новые записи о поставленных на учет и отправленных драгметаллах делаются на основании паспортных данных аффинажных организаций (п. 25 Инструкции № 231н).

Далее на основании акта аффинажа автономное учреждение отражает операции по списанию с учета стоимости фактически выделенного драгметалла и начислению дохода от его реализации.

В силу порядков № 85н[6] и 209н[7] такие доходы учитываются по статье 440 «Уменьшение стоимости материальных запасов» аналитической группы подвида доходов бюджетов в увязке с подстатьей 172 «Доходы от операций с активами» КОСГУ.

В автономном учреждении при ликвидации и демонтаже устаревшего оборудования (научных приборов) получены детали (микросхемы), содержащие золото. Масса этого драгметалла в деталях, установленная документами производителя техники и отраженная в инвентарной карточке (ф. 0504031), составила 15 г. Балансовая стоимость оборудования равна 500 000 руб., амортизация начислена в размере 100 %.

Изъятые из техники микросхемы были оприходованы по справедливой стоимости, равной 60 000 руб. (4 000 руб. за 1 г золота), и переданы на аффинаж.

На основании паспорта, выданного аффинажной организацией, из полученных от учреждения деталей было извлечено 12,5 г золота на сумму 50 000 руб.

Сдача лома драгоценных металлов на аффинаж

Статья 20. Распоряжение добытыми и произведенными драгоценными металлами и добытыми драгоценными камнями, их ломом и отходами

(в ред. Федерального закона от 02.05.2015 N 111-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Добытые и произведенные драгоценные металлы, за исключением самородков драгоценных металлов, после необходимой переработки должны поступать для аффинажа в организации, включенные в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации. Порядок работы организаций, осуществляющих аффинаж драгоценных металлов, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Порядок совершения операций с минеральным сырьем, содержащим драгоценные металлы, до аффинажа на территории Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 10.01.2002 N 5-ФЗ)

Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 08.12.2010 N 336-ФЗ.

1.1. Лом и отходы драгоценных металлов, а также лом и отходы драгоценных камней подлежат сбору и обязательному учету индивидуальными предпринимателями, организациями (в том числе воинскими частями и воинскими формированиями), в которых образуются лом и отходы драгоценных металлов, лом и отходы драгоценных камней. Собранные индивидуальными предпринимателями и организациями, за исключением воинских частей и воинских формирований, в процессе собственного производства лом и отходы драгоценных металлов, а также ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов собственного производства, нереализованные и возвращенные производителю, могут обрабатываться (перерабатываться) самостоятельно такими индивидуальными предпринимателями и организациями без направления на аффинаж драгоценных металлов. Иные лом и отходы драгоценных металлов индивидуальные предприниматели и организации (в том числе воинские части и воинские формирования) направляют в аффинажные организации для аффинажа драгоценных металлов или в другие организации для обработки (переработки) в целях последующего аффинажа драгоценных металлов аффинажными организациями либо реализуют аффинажным организациям для последующего аффинажа драгоценных металлов или другим организациям для обработки (переработки) и последующих направления или реализации в аффинажные организации для аффинажа драгоценных металлов.

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 02.05.2015 N 111-ФЗ)

О порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении см. Приказ Минфина России от 09.12.2016 N 231н.

2. Драгоценные металлы и драгоценные камни подлежат обязательному учету при их добыче, производстве, использовании и обращении в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

3. Аффинированные драгоценные металлы, не подлежащие аффинажу самородки драгоценных металлов, а также драгоценные камни учитываются на балансе их владельцев и поступают в гражданский оборот в соответствии с правами владельцев, устанавливаемыми настоящим Федеральным законом и договорами.

(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ)

4. Самородки драгоценных металлов и драгоценные камни, которые на основании критериев и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, могут быть отнесены к категории уникальных, предлагаются субъектами добычи драгоценных металлов и драгоценных камней для приобретения в приоритетном порядке уполномоченному федеральному органу исполнительной власти, а затем уполномоченным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых были добыты эти самородки и драгоценные камни.

Самородки драгоценных металлов, которые не могут быть отнесены к категории уникальных, и минералогические коллекционные образцы этих самородков могут продаваться по договорным ценам субъектами добычи драгоценных металлов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 02.05.2015 N 111-ФЗ)

5. Драгоценные металлы и драгоценные камни, не проданные в приоритетном порядке покупателям, указанным в пункте 5 статьи 2 настоящего Федерального закона и пункте 4 настоящей статьи, могут быть реализованы субъектами их добычи и производства в соответствии с законодательством Российской Федерации, использованы в собственном производстве либо в качестве предмета залога или иного финансового обязательства, а также вывезены из Российской Федерации для реализации на внешнем рынке в соответствии с правом Евразийского экономического союза с учетом особенностей, определяемых Президентом Российской Федерации в соответствии со статьей 10 настоящего Федерального закона.

Невостребованная и не оплаченная по обязательствам часть драгоценных металлов и драгоценных камней используется их собственниками или владельцами на внутреннем и внешнем рынках в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Оплаченная и не востребованная в течение трех месяцев часть драгоценных металлов и драгоценных камней поступает в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации и может быть востребована на основании предъявления прав собственности.

6. Драгоценные металлы и драгоценные камни, полученные в результате деятельности по геологическому изучению недр, учитываются и приходуются организациями, проводящими эти виды работ, в порядке, установленном федеральным органом управления государственным фондом недр.

3. Учет лома, отходов драгоценных металлов

и драгоценных камней при их использовании и обращении

3.1. Организации осуществляют сбор всех видов лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней во всех местах и от всех источников их образования. Собранные лом и отходы драгоценных металлов и драгоценных камней подлежат обязательному учету в соответствии с требованиями, предусмотренными в пункте 6.5 настоящей Инструкции.

3.2. Собранные лом (пришедшие в негодность, утерявшие эксплуатационную ценность или подлежащие ликвидации изделия и (или) их составные части, которые изготовлены из драгоценных металлов или их сплавов или содержат их) и отходы (остатки сырья, материалов, полуфабрикатов и иных изделий, содержащих драгоценные металлы или их сплавы, которые образовались в процессе производства и (или) потребления) драгоценных металлов могут обрабатываться (перерабатываться) самостоятельно собирающими их организациями или реализовываться или передаваться на давальческой основе аффинажным организациям или организациям, осуществляющим деятельность по заготовке лома и отходов, первичной обработке и переработке для дальнейшего производства и аффинажа, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Заготовка лома и отходов драгоценных металлов осуществляется посредством закупки или получения на давальческих условиях организациями лома и отходов драгоценных металлов, а также выведенных из эксплуатации технических материальных средств, содержащих драгоценные металлы, у их собственников с целью их дальнейшей утилизации, первичной обработки, переработки в концентрат и другие полупродукты, предназначенные для аффинажа или реализации для дальнейшей переработки.

Первичная обработка лома драгоценных металлов предполагает подготовку собранного или заготовленного лома драгоценных металлов, включая демонтаж и разборку аппаратуры, производственного оборудования, вычислительной и прочей техники, с целью извлечения деталей и узлов, содержащих драгоценные металлы, с последующей их сортировкой для переработки.

Переработка лома и отходов драгоценных металлов включает в себя использование механических, химических, металлургических и других процессов с целью извлечения драгоценных металлов в концентраты и другие полупродукты, предназначенные для аффинажа.

3.3. При использовании драгоценных металлов для производства изделий могут образовываться обратимые и возвратные отходы драгоценных металлов.

Обратимыми являются отходы, соответствующие по химическому составу исходному сырью, используемому для производства изделий, и не загрязненные примесями, ухудшающими свойства используемых материалов. Организации могут повторно использовать обратимые отходы в технологических процессах для производства продукции или передавать на давальческой основе организациям, осуществляющим производство драгоценных металлов для изготовления полуфабрикатов (без аффинажа), отвечающих требованиям нормативно - технической документации и предназначенных для дальнейшего производства из них изделий их собственниками. Повторное использование обратимых отходов драгоценных металлов в производстве не должно влиять на качество и свойства выпускаемой продукции.

К возвратным отходам драгоценных металлов относятся отходы, претерпевшие физико - химические изменения, не соответствующие по химическому составу исходному сырью, загрязненные примесями, ухудшающими свойства используемых материалов, и не могут быть повторно использованы организациями в технологических процессах для производства продукции. Указанные отходы реализуются или передаются на давальческой основе аффинажным организациям или организациям, осуществляющим деятельность по заготовке лома и отходов, первичной обработке и переработке для дальнейшего производства и аффинажа, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

3.4. Порядок переработки лома и отходов драгоценных металлов и оплаты за произведенные работы и услуги устанавливается на договорной основе с переработчиком. Организации - переработчики лома и отходов драгоценных металлов определяют классификацию видов вторичного сырья и устанавливают нормативы извлечения драгоценных металлов при переработке по этим видам.

3.5. Собранные отходы драгоценных камней (осколки, обломки драгоценных камней, образовавшиеся при их обработке, изготовлении и использовании алмазного инструмента и других изделий из драгоценных камней, полуфабрикаты, которые по своим размерно - весовым и качественно - цветовым характеристикам не соответствуют требованиям нормативно - технической документации на данный вид продукции и не могут использоваться для ее изготовления, а также природные алмазы в сыром (естественном) и обработанном виде от отработавшей продукции производственно - технического назначения) могут использоваться в собственном производстве, реализовываться или передаваться организациям на давальческой основе в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Отходы драгоценных камней (за исключением алмазов), непригодные к дальнейшему использованию (не соответствующие техническим условиям по размерно - весовым и качественно - цветовым характеристикам, непригодные в соответствии с установленными критериями для изготовления ювелирных изделий), могут быть списаны по акту. Списание осуществляется комиссией, назначенной приказом руководителя организации, с обязательным участием в ней главного бухгалтера или его заместителя.

Постановление Правительства РФ от 17 августа 1998 г. N 972 "Об утверждении Порядка работы организаций, осуществляющих аффинаж драгоценных металлов, и перечня организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов" (с изменениями и дополнениями)

Постановление Правительства РФ от 17 августа 1998 г. N 972
"Об утверждении Порядка работы организаций, осуществляющих аффинаж драгоценных металлов, и перечня организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов"

С изменениями и дополнениями от:

13 февраля 2001 г., 8 мая, 18 июля 2002 г., 17 октября 2009 г., 15 мая 2013 г., 24 октября 2015 г., 20 января, 12 декабря 2018 г., 25 апреля 2020 г., 26 февраля, 15 марта, 8 июня 2021 г.

В соответствии с Федеральным законом "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст.1463) Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые Порядок работы организаций, осуществляющих аффинаж драгоценных металлов, и перечень организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов.

Порядок
работы организаций, осуществляющих аффинаж драгоценных металлов
(утв. постановлением Правительства РФ от 17 августа 1998 г. N 972)

8 мая 2002 г., 24 октября 2015 г., 20 января 2018 г., 25 апреля 2020 г., 26 февраля, 15 марта 2021 г.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 24 октября 2015 г. N 1136 пункт 1 изложен в новой редакции, вступающим в силу с 30 октября 2015 г.

1. Действие настоящего Порядка распространяется на специализированные организации, осуществляющие аффинаж драгоценных металлов, включенные в перечень организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 1998 г. N 972 "Об утверждении Порядка работы организаций, осуществляющих аффинаж драгоценных металлов, и перечня организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов" (далее - аффинажные организации).

Постановлением Правительства РФ от 24 октября 2015 г. N 1136 пункт 2 изложен в новой редакции, вступающим в силу с 30 октября 2015 г.

2. Аффинажные организации оказывают услуги по очистке извлеченных драгоценных металлов от примесей и сопутствующих химических элементов с доведением содержания драгоценного металла до качества, соответствующего нормам законодательства Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 24 октября 2015 г. N 1136 в пункт 3 внесены изменения, вступающие в силу с 30 октября 2015 г.

3. Аффинажная организация и собственник минерального и (или) вторичного сырья драгоценных металлов (далее - сырье) заключают договор, в котором в обязательном порядке предусматриваются:

график и объемы поставок сырья, подлежащего аффинажу;

предельно допустимые концентрации вредных веществ в сырье, подлежащем аффинажу;

опись продукции каждой партии сырья, подлежащего аффинажу;

порядок комиссионного приема подлежащего аффинажу сырья, включая контрольное опробование;

сроки выдачи и номенклатура готовой продукции с указанием нормативно-технических документов, в соответствии с которыми произведена готовая продукция;

нормативы возвратных и кондиционных отходов драгоценных металлов, полученных в результате аффинажа;

реквизиты получателей аффинированных драгоценных металлов;

сведения о наличии у собственника сырья обязательств по поставкам драгоценных металлов в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации или государственные фонды драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации;

меры ответственности сторон за нарушение условий договора;

порядок урегулирования разногласий.

4. Аффинажные организации должны обеспечивать максимально полное извлечение драгоценных металлов из сырья в соответствии с технологическими нормативами.

5. Кондиционные отходы, извлечение драгоценных металлов из которых не может быть осуществлено по действующей на аффинажной организации технологии, подлежат специальному учету с указанием количества содержащихся в них драгоценных металлов и утилизации.

Постановлением Правительства РФ от 24 октября 2015 г. N 1136 в пункт 6 внесены изменения, вступающие в силу с 30 октября 2015 г.

6. Выручка от реализации переработанных возвратных отходов драгоценных металлов распределяется в порядке, определяемом договорами между аффинажной организацией и собственниками сырья.

Пункт 7 изменен с 1 сентября 2021 г. - Постановление Правительства России от 26 февраля 2021 г. N 270

7. Аффинажные организации представляют в Федеральную пробирную палату:

сведения о поступлении и отгрузке драгоценных металлов в любом состоянии и виде по формам, утвержденным Федеральной пробирной палатой, на бумажном носителе, в электронном виде и (или) посредством их направления в государственную интегрированную информационную систему в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота.

металлургический баланс драгоценных металлов - ежегодно.

Порядок рассмотрения металлургического баланса утверждается Федеральной пробирной палатой.

Порядок дополнен пунктом 7 1 с 1 марта 2021 г. - Постановление Правительства России от 26 февраля 2021 г. N 270

7 1 . Аффинажные организации оформляют документ о качестве (паспорт, сертификат) на каждый стандартный слиток аффинированных драгоценных металлов, сертификат на каждый мерный слиток аффинированных драгоценных металлов.

Форма сертификата на мерный слиток аффинированных драгоценных металлов и паспорта на стандартный слиток аффинированных драгоценных металлов, а также порядок их заполнения устанавливаются Федеральной пробирной палатой.

Пункт 8 изменен с 6 мая 2020 г. - Постановление Правительства России от 25 апреля 2020 г. N 584

8. Аффинажные организации согласовывают с Федеральной пробирной палатой:

инструкцию по учету, расходованию и хранению драгоценных металлов;

инструкцию о порядке проведения инвентаризации драгоценных металлов;

инструкцию по составлению годового металлургического баланса драгоценных металлов;

инструкцию по приему, опробованию и выдаче в производство сырья драгоценных металлов;

нормы расхода драгоценных металлов на изготовление продукции из драгоценных металлов, прошедших процесс аффинажа (в случае производства аффинажной организацией продукции из аффинированных драгоценных металлов);

нормы потерь драгоценных металлов по учитываемым каналам;

нормативы невязок металлургических балансов драгоценных металлов;

нормативы содержания драгоценных металлов в полупродуктах и отходах производства, направляемых в другие аффинажные организации для доизвлечения содержащихся в них драгоценных металлов.

Порядок согласования, а также методические рекомендации по составлению указанных документов устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации.

Порядок дополнен пунктом 9 с 31 января 2018 г. - Постановление Правительства РФ от 20 января 2018 г. N 35

9. В случае изменения наименования и (или) места нахождения аффинажной организации аффинажная организация не позднее чем через 30 календарных дней после внесения записи об этом в Единый государственный реестр юридических лиц представляет в Министерство финансов Российской Федерации информацию о внесенных изменениях вместе с нотариально заверенной копией учредительных документов.

Перечень изменен с 18 июня 2021 г. - Постановление Правительства России от 8 июня 2021 г. N 868

Перечень
организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов
(утв. постановлением Правительства РФ от 17 августа 1998 г. N 972)

13 февраля 2001 г., 18 июля 2002 г., 17 октября 2009 г., 15 мая 2013 г., 24 октября 2015 г., 20 января, 12 декабря 2018 г., 15 марта, 8 июня 2021 г.

Акционерное общество "Приокский завод цветных металлов" (г. Касимов, Рязанская область, ИНН 6226006397, ОГРН 1036218001841)

Акционерное общество "Новосибирский аффинажный завод" (г. Новосибирск, ИНН 5405251820, ОГРН 1035401924172)

Акционерное общество "Щелковский завод вторичных драгоценных металлов" (г. Щелково, Московская область, ИНН 5050042936, ОГРН 1035010204492)

Открытое акционерное общество "Красноярский завод цветных металлов имени В.Н. Гулидова" (г. Красноярск, ИНН 2451000818, ОГРН 1022402056324)

Акционерное общество "Екатеринбургский завод по обработке цветных металлов" (г. Верхняя Пышма, Свердловская область, ИНН 6661005707, ОГРН 1026605225591)

Акционерное общество "Кыштымский медеэлектролитный завод" (г. Кыштым, Челябинская область, ИНН 7413000630, ОГРН 1027400827057)

Акционерное общество "Уралэлектромедь" (г. Верхняя Пышма, Свердловская область, ИНН 6606003385, ОГРН 1026600726657)

Акционерное общество "Московский завод по обработке специальных сплавов" (г. Москва, ИНН 7728423036, ОГРН 1187746360141)

Публичное акционерное общество "Горно-металлургическая компания "Норильский никель" (г. Дудинка, Красноярский край, ИНН 8401005730, ОГРН 1028400000298)

Акционерное общество "Уральские Инновационные Технологии" (г. Екатеринбург, Свердловская область, ИНН 6670050150, ОГРН 1046603486930)

Акционерное общество "КВАРТ" (поселок городского типа Красное-на-Волге, Красносельский район, Костромская область, ИНН 4415008614, ОГРН 1194401000090)

В соответствии с утвержденным Порядком аффинажные организации оказывают услуги по очистке извлеченных драгоценных металлов от примесей и сопутствующих компонентов, доведению драгоценных металлов до качества, соответствующего государственным, отраслевым стандартам и техническим условиям, действующим на территории РФ, или международным стандартам.

Порядок определяет обязательные условия договора, заключаемого между аффинажной организацией и владельцем минерального и (или) вторичного сырья драгоценных металлов. Также устанавливается порядок учета кондиционных отходов, извлечение драгоценных металлов из которых не может быть осуществлено по действующей на аффинажной организации технологии. Выручка от реализации переработанных возвратных отходов драгоценных металлов распределяется в порядке, определяемом договорами между аффинажной организацией и владельцами сырья. Также в Постановлении приводится перечень организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов.

Постановление Правительства РФ от 17 августа 1998 г. N 972 "Об утверждении Порядка работы организаций, осуществляющих аффинаж драгоценных металлов, и перечня организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов"

Текст постановления опубликован в "Российской газете" от 27 августа 1998 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 24 августа 1998 г., N 34, ст. 4097

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Постановление Правительства РФ от 8 июня 2021 г. N 868

Изменения вступают в силу с 18 июня 2021 г.

Постановление Правительства РФ от 15 марта 2021 г. N 374

Изменения вступают в силу с 25 марта 2021 г.

Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2021 г. N 270

Изменения вступают в силу с 1 марта 2021 г.

Подпункт "а" пункта 1 изменений вступает в силу с 1 сентября 2021 г.

Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2020 г. N 584

Изменения вступают в силу с 6 мая 2020 г.

Постановление Правительства РФ от 12 декабря 2018 г. N 1520

Изменения вступают в силу с 21 декабря 2018 г.

Постановление Правительства РФ от 20 января 2018 г. N 35

Изменения вступают в силу с 31 января 2018 г.

Постановление Правительства РФ от 24 октября 2015 г. N 1136

Изменения вступают в силу с 30 октября 2015 г.

Постановление Правительства РФ от 15 мая 2013 г. N 414

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления

Цена лома драгметаллов: сколько стоит золото, серебро, платина и палладий, и кому их сдавать?

Фото 1

Зачастую, занимаясь «лабораторными опытами» где-то у себя в гараже, добывая из утилизированных радиоприборов вторичные драгметаллы, предприимчивый индивид плохо себе представляет, что с этими сокровищами в дальнейшем делать.

Законно реализовать (серые схемы рассматривать не будем) слитки, добытые кустарным способом – занятие, мягко говоря, хлопотное.

Проще и выгоднее с экономической точки зрения сдавать лом драгметаллов, содержащийся в упомянутых электронных и радиодеталях, непосредственно в организации, занимающиеся скупкой с последующей переработкой драгмета на законных основаниях. Это гарант справедливой цены и отсутствия мошенничества.

Поскольку спрос на вторичные драгметаллы неуклонно растет, предприятия, официально занимающиеся рециклингом, заинтересованы в постоянном сотрудничестве с физическими и юридическими лицами, выступающими в качестве поставщиков лома.

Огромный спрос обусловлен несколькими мотивами:

  1. Во-первых, рециклинг экономически более рентабелен, чем добыча благородных металлов из недр планеты. Переработанные элементы в дальнейшем с успехом применяются во многих сферах промышленности, ювелирном деле и т.д.
  2. Во-вторых, рециклинг как процесс утилизации и переработки сам по себе улучшает экологию планеты в целом. Поэтому сдача лома драгметаллов в виде разнообразных устройств, потерявших практический интерес – весьма прибыльное предприятие.

Виды лома драгметаллов, подлежащих скупке

Фото 2

Здесь все просто, так как этот вопрос регламентируется федеральным законом РФ «О драгметаллах и камнях».

Согласно этому закону, в нашем государстве принято считать драгоценными следующие редкие элементы:

    ; ;
  • платина;
  • платиновая группа – палладий, иридий, осмий и т.д.

Соответственно, лом драгметаллов, содержащий эти элементы, активно скупается соответствующими организациями.

Большинство зарубежных государств некоторые металлы платиновой группы не считают драгоценными – осмий, рутений, иридий, родий.

Все эти элементы имеют статус просто редко встречающихся в природе элементов.

Если с ювелирным ломом, к примеру, найденным на пляже, все относительно понятно (его примет любой ломбард при наличии одного лишь удостоверения личности), то с радиодеталями и приборами, содержащими драгметаллы, все несколько сложнее.

Цена лома золота, серебра, платины и палладия

Мировым эталоном ценообразования непосредственно для первой четверки драгметаллов – золото, серебро, платина и палладий — являются котировки авторитетной торговой площадки «LME» (Лондонская биржа металлов). Стоимость выражается в долларах США за 1 тройскую унцию (по-русски – 31,1035 г).

В РФ учетные цены на драгоценные металлы устанавливает Центробанк с оглядкой на котировки вышеупомянутой биржи в перерасчете на отечественную валюту.

Фото 3

Цены на остальные металлы платиновой группы устанавливает не менее авторитетная организация – трансатлантическая корпорация «Johnson Matthey Ltd», которая, собственно, является крупнейшим производителем благородных элементов.

В РФ этим занимается Гохран, обозначая две цены: расчетную (для выплат поставщикам в госфонд) и отпускную (по ней реализуются металлы).

Приблизительные цены за 1 грамм лома основных драгоценных металлов в рублях таковы:

  • золото – 2600 руб;
  • серебро – 32;
  • платина – 1800;
  • палладий – 2300.

Чтобы быть в курсе котировок на драгметаллы в режиме реального времени, можно всегда зайти на официальный сайт Центробанка РФ и узнать свежие данные.

Сдача драгоценных металлов: законность и этапы сделки

В русле законодательства РФ все предприятия, специализирующиеся на работе с драгоценными металлами, независимо от вида собственности должны состоять на учете ГИПН (госинспекции пробирного надзора).

Постановление, вступившее в силу в 2002 году, несколько смягчило процесс получения необходимых лицензий в ГИПН, однако это послабление не коснулось организаций, занимающихся добычей ресурсов из недр планеты (они подконтрольны Министерству природных ресурсов), и финучреждений (они в поле ответственности Центробанка РФ, который лицензирует их деятельность).

Другими словами, банки не могут приобретать лом драгметаллов у физлиц. Сотрудничество возможно исключительно с аффинажными предприятиями, производящими конечный продукт.

При сдаче лома драгметаллов это необходимо учитывать: если в стоимость организация закладывает НДС, снижая таким образом закупочную цену, значит, на поставщике хотят нажиться.

Фото 4

Чтобы избежать этой неприятности, на начальном этапе взаимоотношений между поставщиком и контрагентом (предприятием) следует выяснить, есть ли у организации карта постановки на учет по работе с драгметаллами, выписанная ГИПН.

Поле зрения ГИПН охватывает и ломбардный бизнес.

Именно поэтому все операции с драгметаллами в любом официальном ломбарде строго регламентированы.

Как происходит прием?

Порядок действий заключается в следующем:

  1. Лом сортируется на отдельные группы по содержанию в них редких элементов.
  2. Каждая группа взвешивается и с помощью спектрального анализа, паспортных данных устройств, справочников определяется чистый вес (нетто) и процентное содержание драгметаллов в ломе.
  3. Завершающий шаг заключается в поиске контрагента и заключении сделки.

На территории РФ функционирует всего несколько аффинажных заводов. Естественно, всю территорию государства «покрыть» они не могут.

Поэтому проще найти в том или ином регионе предприятие-производителя.

Выбирая контрагента, следует в обязательном порядке поинтересоваться:

  • репутацией предприятия;
  • как долго организация на рынке;
  • наличием соответствующих документов;
  • наличием НДС.

На завершающем этапе, когда обе стороны приходят к консенсусу, оговаривается цена лома драгметаллов, которая обязательно зафиксируется в договоре.

Фото 5

Стоит отметить, что аффинаж в любом случае осуществляется на заводах – контрагенты оставляют за собой лишь права собственника.

Проще говоря, весь лом уходит на завод и возвращается организации в виде слитков, порошка или гранул, содержащих тот или иной драгметалл.

Официальному предприятию физлицо не сможет продать самородки, аффинированный кустарным способом драгмет, другое сырье, содержащее драгметаллы (ордена, медали, зубные протезы и т.д.) по одной простой причине – предприятию запрещено скупать подобный товар.

Кроме этого ограничения действуют еще некоторые – организации, занимающиеся скупкой лома, не могут приобретать сырье без предъявления паспорта лица, реализующего лом, а также граждан, не достигших совершеннолетия.

Если сдача лома и отходов драгметаллов производится бюджетной организацией, добавляются некоторые бухгалтерские аспекты, о которых мы рассказывали здесь.

Подведем итоги

Целесообразно сотрудничать с теми официальными «скупками» драгметаллов, которые географически находятся по соседству или в непосредственной близи с аффинажными заводами. Это сэкономит немало средств на транспортировку лома.

С другой стороны, если контрагент помимо обязательств берет на себя транспортировку, с таким предприятием можно сотрудничать даже тогда когда оно находится «за тридевять земель» от аффинажного завода.

В общем, выгода мероприятия по сдаче лома драгметаллов прямо зависит от текущей цены на редкие металлы, количества и качества сдаваемого лома, а также возможностей контрагента, которые он предлагает владельцу сырья.

Читайте также: