Шеллачный лак для металла

Обновлено: 16.05.2024

Технология нанесения шеллачных лаков включает ряд трудоемких операций, выполняемых только вручную. Так, вследствие очень низкой вязкости шеллачных лаков , приближающейся фактически к вязкости этилового спирта, приходится наносить 6 - 7 слоев лака вручную, тампоном с промежуточной выдержкой на воздухе до 10 мин. Образуется полуглянцевое покрытие, которое затем полируют, вручную для придания блеска. Мутный шеллачный лак перед нанесением взбалтывают, при этом содержащийся в нем воск частично заполняет поры материала. [16]

За последнее десятилетие достигнуты значительные успехи как в области разработки рецептур лакокрасочных материалов, так и в области технологии их нанесения. До 1914 - 1918 гг. для отделки дерева применяли исключительно шеллачные лаки , большое число слоев лака наносили вручную, тампоном. [17]

Применяется для спиртовых лаков и политур. Пленки на свету темнеют и покрываются пятнами, высыхают медленнее шеллачных лаков . [18]

Применяется для спиртовых лаков и политур. Пленки на свету темнеют и покрываются пятнами, высыхают медленнее шеллачных лаков . [19]

В целях сокращения сроков сушки в состав масляных лаков вводят специальные вещества - сиккативы, представляющие собой смесь солей ( кобальта, свинца и марганца), жирных, смоляных или нафтеновых кислот; сиккативы вводятся в состав лака в количестве не более 7 - 10 % от веса масел. Но и при введении сиккативов сроки сушки масляных лаков во много раз превышают сроки сушки нитро - или шеллачных лаков , что в основном и ограничивает их применение при лакировании древесины. [20]

На основе шеллака и гуммилака получаются наиболее высококачественные лаки для отделки дерева и металла. Шеллачные лаки образуют быстросохнущие, твердые и в то же время эластичные покрытия, отличающиеся после ( полировки высоким блеском. Недостатком шеллачных лаков является очень низкая водостойкость образуемых ими пленок. В качестве заменителя этих смол применяют спирторастворимую искусственную фено-ло-альдегидную смолу идитол. Однако эта смола не дает лака, полностью заменяющего шеллачный. Пленка лака, изготовленного на идитоле, менее твердая, чем шеллачная; от влаги она разрушается быстрее, плохо полируется, темнеет на свету. [21]

Шеллачные лаки изготовляют растворением шеллака в 95 % - ном этиловом спирте до получения раствора 30 - 40 % - ной концентрации. Для отделения примеси воска лак фильтруют через шинельное сукно. В отдельных случаях для отделки дерева применяют так называемые мутные шеллачные лаки , при получении которых воск не отфильтровывают. Такие лаки образуют более эластичные покрытия, но с меньшим блеском по сравнению с прозрачными лаками. Для изготовления цветных шеллачных лаков в их состав вводят спирторастворимые органические красители. [22]

Особенно широко применяли шеллачные лаки черного цвета, подкрашенные спирторастворимым нигрозином, при отделке пианино и роялей. Шеллачные лаки сейчас используют только при ремонте мебели. [23]

Шеллачные лаки изготовляют растворением шеллака в 95 % - ном этиловом спирте до получения раствора 30 - 40 % - ной концентрации. Для отделения примеси воска лак фильтруют через шинельное сукно. В отдельных случаях для отделки дерева применяют так называемые мутные шеллачные лаки, при получении которых воск не отфильтровывают. Такие лаки образуют более эластичные покрытия, но с меньшим блеском по сравнению с прозрачными лаками. Для изготовления цветных шеллачных лаков в их состав вводят спирторастворимые органические красители. [24]

Шеллак получается, из гуммилака, который образуется в результате жизнедеятельности насекомых, перерабатывающих сок лакового дерева, произрастающего в Индии и прилегающих к ней островах. Гуммилак выпускают в продажу в виде зерен или палочек. Его применяют в производстве спиртовых лаков, но в основном перерабатывают в шеллак. Переработка заключается в том, что гуммилак кипятят в горячей воде; при этом вещество, окрашивающее гуммилак, отмывается. Смола отливается в виде тонких пластинок желтого цвета. Пленки шеллачных лаков отличаются хорошей механической прочностью, водостойкостью и способностью полироваться до высокого глянца. [25]

Шеллак получается из гуммилака, который образуется в результате жизнедеятельности насекомых, перерабатывающих сок лакового дерева, произрастающего в Индии и прилегающих к ней островах. Гуммилак, выпускают в продажу в виде зерен или палочек. Гуммилак применяется в производстве спиртовых лаков, но в основном он перерабатывается на шеллак. Переработка заключается в том, что гуммилак кипятят в горячей воде. При этом вещество, окрашивающее гуммилак, отмывается. Смола отливается в виде тонких пластинок желтого цвета. Шеллак применяется для приготовления спиртовых лаков и политур, сургучей и граммофонных пластинок. Пленки шеллачных лаков отличаются хорошей механической прочностью, водостойкостью и способностью полироваться до высокого глянца. Шеллак обладает электроизоляционными свойствами, вследствие чего нашел большое применение в изготовлении изоляционных лаков. [26]

Шеллачный лак для металла

Доброго времени суток! Приобрел шеллачный лак. В описании, потенциально подходит для обработки рукояток ножа. У кого есть опыт по использованию данного лака, стоит ли его пробовать на финише? Спасибо.


шеллаком пользуюсь постоянно, но только собственного приготовления, настоянном на спирту.
С готовыми шеллачными лаками не угадаешь, раз купил готовый, так он водой смывался после высыхания, после такой подставы, готовые не беру.

Вобщем мой совет такофф, намажьте кусок дерева, в несколько слоёв с промежуточнной сушкой оных, потом идите к раковине и потрите полученную плёнку лака с бытовыми моющими средствами, если не будет смываться, то можно использовать для финиша рукоятей, в противном случае только всякие декорации деревянные покрывать.

Судя по составу, в лаке есть один лишний компонент-скипидар, вот он то и может сыграть злую шутку, и спирт не чистый, это тоже плохо, сивушные масла сворачивают шеллак, может быть скипидар как раз это компенсирует. практика критерий истины, так что только опытным путём описанным выше, покрывать и смывать водой. Если не подходит, он под водой будет как бы мыльный.


Изопропиловый это не этиловый, но чистый спирт. Я хлопья шеллака растворял в нём, нормально. Только по совету Алексея - "охотника на лягушек" , нужно внутрь тампона капнуть льняного масла.

Originally posted by Вова_Н:

Только по совету Алексея - "охотника на лягушек" , нужно внутрь тампона капнуть льняного масла.



а можно про годный спирт и разбадяживание шеллака поподробнее ?
я просто не в курсе как спирты отличать .
взял как-то у товарища "питьевой" (он настойки разные на нём делает) и залил целак, он у меня растворялся на батарее наверно с неделю, и цвет какой-то мутно-коричневый

попробовал на деревяху нанести, вроде плёнка появилась, но на ощупь гладкая и скользкая, вопщем плюнул тогда и забросил .

Originally posted by bodigard:

а можно про годный спирт и разбадяживание шеллака поподробнее ?
я просто не в курсе как спирты отличать .
взял как-то у товарища "питьевой" (он настойки разные на нём делает) и залил целак, он у меня растворялся на батарее наверно с неделю, и цвет какой-то мутно-коричневый

попробовал на деревяху нанести, вроде плёнка появилась, но на ощупь гладкая и скользкая, вопщем плюнул тогда и забросил .




"Питьевого" спирта не знаю.))))Использую этиловый 95%.
Если шеллак не свернулся, значит спирт был нормальный.))))
Такой он и получается мутный раствор, после высыхания глянцевый и скользкий, просто надо бы ещё было скотчбрайтом пройтись по поверхности, убрав излишнюю скользкость и глянцевость.
Растворяются хлопья, именно так как вы и описали, в зависимости от чистоты шеллака, от 2 дней, до недели в тепле.
Задача шеллака прежде всего, это закупоривание пор дерева от перепада влаги и температур.

Да нет, сохнет не долго. А бодяжить - не знаю, на глазок. Залил хлопья спиртом и подождал пару дней, постоянно помешивая. Спирт покупал в магазине "Моби плюс", литр рублей за 150, с год назад.

а про спирты, я 2 вида знаю, технический, тот что на заводе в мою бытность там выдавали платы протирать, и питьевой, тот что на ликёроводочных заводах мужики таскают. А уж какие они там, этиловые ли, изопропилевовые или ещё какие мне не ведомо

Изначально написано Vinsent Vega:
[B]Доброго времени суток! Приобрел шеллачный лак. В описании, потенциально подходит для обработки рукояток ножа. У кого есть опыт по использованию данного лака, стоит ли его пробовать на финише?


Прекрасный лак! Вполне подходит, и для финишного укрытия рукоятей, и для укрытия скримов!
Один минус: необходимо большое количество слоёв (10-15) с промежуточной сушкой под УФ. Долго это и хлопотно. Зато структура покрытия напоминает "ламинат": стойкое к механическим воздействиям (истеранию, царапинам, сколам).

----------
. Смотри, не обломай перо об это каменное сердце.

Нашёл в закромах, может пригодится:
1. Шеллак (гуммилак) в сухом виде представляет собой чешуйки прозрачного, желтого, бежевого, коричневого цветов. Цвет ему придают примеси воска. Очищенный от воска шеллак - прозрачный.

2. Шеллак продается в художественных и реставраторских салонах и дефицитом не является.

3. Шеллак растворяется теплым винным спиртом, в идеале - безводным. В чистом медицинском - прекрасно растворяется в течении суток. Раствор готовить из расчета 300г сухого шеллака на 1л спирта. Полностью без осадка растворяется только очищенный шеллак. Шеллак, содержащий воск, образует раствор + каллоид.

4. Хранить готовый раствор надо в темном месте и герметично закупоренным. Я встречал мнение, что срок его хранения ограничен, но на практике я до сих пор пользуюсь раствором шеллака, приготовленным более года назад и ухудшения его качества не заметил.

5. Наносить шеллак надо в несколько (3-5 и более) слоев тампоном. Тампон для нанесения шеллака - одноразовый и изготавливается следующим образом:
- взять кусок ЧИСТОЙ (!) НЕКРАШЕННОЙ (!) х/б ткани размером примерно 15 на 15 см;
- расстелить на чистую поверхность и смочить середину льняным маслом;
- в середину положить кусок ваты;
- в эту вату лить раствор шеллака (в разумных количествах - чтобы вата пропитывалась, но лишний шеллак не стекал);
- собрать края получившегося тампона и им работать.

ВАЖНО! шеллак должен фильтроваться через тампон, поэтому окунать тампон в лак НЕ НАДО! При необходимости - разложить тампон на поверхность, влить в середину еще шеллака и опять собрать.

----------
С уважением, Игорь, обращайтесь на ТЫ.

Изначально написано Сэмэн:

Зато структура покрытия напоминает "ламинат": стойкое к механическим воздействиям (истеранию, царапинам, сколам).

Вот ЭТО новость!

Изначально написано ybccfy:

4. Хранить готовый раствор надо в темном месте и герметично закупоренным. Я встречал мнение, что срок его хранения ограничен, но на практике я до сих пор пользуюсь раствором шеллака, приготовленным более года назад и ухудшения его качества не заметил.

До сих пор почему-то не выкинул бутылочку PIBESHELLAK фирмы ROC, переставший сохнуть, могу поделиться


Для Вас. может быть и новость.
А для мастеров-краснодеревщиков уже три века секретом не является. для тех кто полетуру не пил, а по назначению пользовал.)))))

И для меня новость.
Лакированная поверхность стойкая к царапинам, это что за броня? Вполне себе царапается любой шеллак.

Изначально написано Сэмэн:

Зато структура покрытия напоминает "ламинат": стойкое к механическим воздействиям (истеранию, царапинам, сколам).

Изначально написано Сэмэн:

Для Вас. может быть и новость.
А для мастеров-краснодеревщиков уже три века секретом не является. для тех кто полетуру не пил, а по назначению пользовал.)))))

ЗначитЦа надать срочно покрыть им все наши танки! Тогда они станут СОВЕРШЕННО НЕУЯЗВИМЫМИ.

На самом деле Шеллаком пользуются не три века, а чуть побольше, и крыли им не только мебель, но и паркет (кажется даже в Зимнем).
К неоспоримым достоинствам шеллака относится его уникальный блеск. ну и то, что не ядовит, можно им покрывать то что в рот - курительная трубка, и то что контачит с пищей.
К недостаткам - его слабая механическая и водостойкость, которая в свою очередь тем выше, чем шеллак чище, меньше в нем примесей воска, светлее.

Но и это тоже преодалимо, поскольку покрытие шеллаком можно восстанавливать локально.

Изначально написано МухАН:

Ну как бы условия эксплуатации мебели и рукояти ножа совсем не одинаковы.

Ага! Расскажите это тем кто пользует для рукоятий тик-оил предназначенный для укрытия садовой мебели ))))

Имитируем ржавчину с помощью шеллачного лака, талька и морилки

Этот мастер-класс по имитации ржавчины я сделала уже достаточно давно и точно знаю, что многие декораторы различных направлений успешно используют этот способ в своих работах, чему я безусловно очень рада! Так как я экспериментатор еще тот и настойчивости у меня не отнимать, то в результате проб и ошибок нашла идеальный (во всяком случае для себя ) и достаточно простой способ имитации ржавчины, более того, результат очень сложно отличить от настоящей ржавчины и покрытие получается достаточно прочным!

До сих пор этот мастер-класс я не опубликовала на Ярмарке Мастеров, исправляюсь :)

1. Для работы нам понадобится сам предмет декорирования (это может быть любая металлическая поверхность или какая-либо другая, но предварительно загрунтованная и покрытая краской цвета металлик), шеллачный лак (я использую готовый шеллак фирмы Таир), художественный тальк либо детская присыпка, морилки цвета «Дуб» и «Мокко», ацетон ( я использую строительный), кисти для нанесения шеллака и морилок (у меня плоские синтетические, но подойдут и другие), ватные диски, наждачная бумага, маленькое сито.

Имитируем ржавчину с помощью шеллачного лака, талька и морилки, фото № 1

2. Для начала необходимо подготовить поверхность нашего предмета. Для этого обрабатываем ее наждачной бумагой, проще говоря, царапаем поверхность наждачкой для получения хорошей адгезии, а затем обезжириваем ацетоном (можно использовать любой обезжириватель).

Имитируем ржавчину с помощью шеллачного лака, талька и морилки, фото № 2

Имитируем ржавчину с помощью шеллачного лака, талька и морилки, фото № 3

3. Далее покрываем поверхность слоем шеллачного лака и, не дожидаясь высыхания (!), посыпаем поверх тальком (для удобства я использую маленькое ситечко), посыпаем обильно, тальк не жалеем! Не забудьте после опустить кисточку в емкость с ацетоном!

В моем случае я делала небольшой «островок» ржавчины, поэтому наносила шеллак неким пятном (кляксой). Если вы хотите полностью покрыть поверхность ржавчиной, то, соответственно, наносите шеллак на всю поверхность.

Имитируем ржавчину с помощью шеллачного лака, талька и морилки, фото № 4

Имитируем ржавчину с помощью шеллачного лака, талька и морилки, фото № 5

Имитируем ржавчину с помощью шеллачного лака, талька и морилки, фото № 6

4. Минуты через 3-5 удаляем лишний тальк (аккуратно сдуваем, руками не трогаем!). Затем снова покрываем слоем шеллака и посыпаем тальком. Такую процедуру надо повторить 3 раза, но на третий раз ситечко не используем, а посыпаем тальком только в некоторых местах.

Имитируем ржавчину с помощью шеллачного лака, талька и морилки, фото № 7

Имитируем ржавчину с помощью шеллачного лака, талька и морилки, фото № 8

Имитируем ржавчину с помощью шеллачного лака, талька и морилки, фото № 9

5. Снова через 3-5 минут удаляем лишний тальк. После наносим кистью морилку цвета «Дуб» на всю поверхность так, чтобы весь тальк пропитался и не осталось белых следов. Затем сушим, можно использовать фен, а далее наносим морилку цвета мокко не на всю поверхность, а только в некоторых местах пятнами, сделав их тем самым чуть темнее. Снова сушим.

Имитируем ржавчину с помощью шеллачного лака, талька и морилки, фото № 10

Имитируем ржавчину с помощью шеллачного лака, талька и морилки, фото № 11

Имитируем ржавчину с помощью шеллачного лака, талька и морилки, фото № 12

6. И, наконец, покрываем всю поверхность шеллачным лаком в 2-3 слоя с промежуточной просушкой каждого слоя не менее 30 мин. После этого работу необходимо оставить на сутки до полного «отвердевания».

Имитируем ржавчину с помощью шеллачного лака, талька и морилки, фото № 13

Имитируем ржавчину с помощью шеллачного лака, талька и морилки, фото № 14

Имитируем ржавчину с помощью шеллачного лака, талька и морилки, фото № 15

Имитируем ржавчину с помощью шеллачного лака, талька и морилки, фото № 16

Благодарю за внимание! Буду рада ответить на интересующие вас вопросы по данному мастер-классу!

Материалы и заготовки

Расскажу-ка я вам сказку:) Про краски, лаки и заготовки. Чем я покрываю свои изделия, что от этого покрытия они приобретают, что теряют и как с этим всем жить и радоваться. Вероятно, обладателям деревянных украшений эта информация может быть интересна.

Начну я с шеллачного лака. Для себя я его обнаружила сравнительно недавно и пользоваться начала также недавно. Но уже очень довольна. Раньше покрывала браслеты, кулончики и прочее мебельным лаком. Конечно, износостойкость у него хорошая. Но запах. Да и загустевает он, и кисточки потом отмывать в ацетоне или уайт спирите. В общем, ничего хорошего и приятного нет.

Итак, шеллачный лак - это относительно натуральный лак на спиртовой основе. Вообще-то шеллак - это продукт жизнедеятельности (правда, изящный оборот?) неких червячков, живущих на деревьях в тёплых странах, в Индии, например. Они копошатся на деревьях, едят его кору, а потом оставляют после себя как бы плёночку, похожую на смолу. Эту "смолку" собирают и начинают с ней играться. Процесс подготовки этой смолки достаточно трудоемкий, в итоге её преобразуют в пластинки-чешуйки, которые и растворяют в спирте. Сам по себе шеллак тёмный, но его можно осветлять.
Продаётся шеллак как в чешуйках для самостоятельного приготовления раствора, так и уже разведённым.

Материалы и заготовки, фото № 1

Преимущества шеллачного лака:
- Запах лёгкий, спиртовой, быстро выветривается. На основе не остаётся вообще. Не заглушает запах выжженного дерева, что очень приятно.
- Легко наносится, жидкий.
- Быстро сохнет.
- Не оставляет навязчивого стекловидного блеска, скромно поблёскивает в бороздках, придавая глубину и выразительность рельефу.
- Подчёркивает структуру дерева.
- Защищает от негативного воздействия света.

Недостатки не очень глобальны.
- Он не водостойкий. Т.е. лёгкие брызги, он, конечно, выдержит. Но купаться в украшениях, покрытых шеллаком нельзя. Мыть посуду тоже не рекомендуется:). Откровенно говоря, я нашла противоречивую информацию по поводу влагостойкости. Видимо, это зависит от марки лака, количества воска в его составе и прочих тайн природы.
- Я бы не назвала его ударопрочным. Опять же, лёгкие толчки/удары/царапины он выдержит, вмятин не останется. Но сильно проводить по украшениям стержнем, прижимать их дверью или царапать изящным ноготком не надо.
- Дерево - материал пористый, поэтому лак быстро впитывается и нужно не зевать при покрытии, а то остануться некрасивые засохшие разводы и границы.

Цвета шеллачного лака.

Материалы и заготовки, фото № 2

- Неосветлённый лак оранжевый. Натурально рыжий, я очень удивилась, когда увидела этот цвет. Для моих украшений не очень подходит, как мне кажется. А так вполне хорош, даже жизнерадостен:)

Материалы и заготовки, фото № 3

- Осветлённый лак почти не даёт тона. Слегка желтоват. Максимально приближен к естественному цвету дерева.

- Есть ещё лак водно-спиртовой. Он даёт красновато-коричневый оттенок. Но я таким не пользуюсь. Мне смысла нет такими тёмными лаками покрывать украшения, т.к. всю красоту выжженного узора закрашу. Поэтому и фото из собственных закромов предоставить не могу. Но верю в силу вашего воображения:)

На данный момент это вся сказка, придумаю ещё, конечно, расскажу:) Про воск, например, про типы дерева.

Читайте также: