Схема строповки листового металла

Обновлено: 04.10.2024

Схемы строповки, графическое изображение способов строповки и зацепки грузов должны быть выданы на руки стропальщикам и крановщикам или вывешены в местах производства работ. Владельцем крана или эксплуатирующей организацией также должны быть разработаны способы обвязки деталей и узлов машин, перемещаемых кранами во время их монтажа, демонтажа и ремонта, с указанием применяемых при этом приспособлений, а также способов безопасной кантовки грузов, когда такая операция производится с применением крана.

Схемы строповки и кантовки грузов и перечень применяемых грузозахватных приспособлений должны быть приведены в технологических регламентах. Перемещение груза, на который не разработаны схемы строповки, должно производиться в присутствии и под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами. Руководство морских и речных портов обязано обеспечить производство погрузочно-разгрузочных работ с применением кранов по утвержденным им технологическим картам.

Пример плакатов по технике безопасности при проведении грузоподъемных работ

Перемещение груза является одним из наиболее сложных и ответственных мероприятий в процессе производства. На производстве всех видов промышленности наиболее тяжелые грузы перемещают с помощью кранов, однако многие грузы не имеют специальных креплений для транспортировки, поэтому используются промежуточные грузоподъёмные элементы. В качестве таких промежуточных элементов чаще всего выступают канатные и ленточные стропы. На нашем предприятии мы изготавливаем большинство видов строп, с которыми вы можете ознакомиться в каталоге нашего сайта.

Для строповки предназначенного к подъему груза должны применяться грузовые стропы, соответствующие массе и характеру поднимаемого груза, с учетом числа ветвей и угла их наклона. Строп общего назначения следует подбирать так, чтобы угол между их ветвями не превышал 90°. В зависимости от вида строповки производится перерасчет грузоподъемности строп.

способы строповки груза

способы строповки цепными стропами

Листовые конструкции и мелкие стальные элементы поднимают и транспортируют к рабочему месту с применением захватов и скоб. Стальные и железобетонные элементы (прогоны, связи, плиты перекрытий, перемычки) поднимают с помощью специальных траверс, допускающих многоярусное расположение монтируемых деталей. Траверсы необходимы для равномерного распределения нагрузки и могут быть как линейными, так и пространственными, в зависимости от типа поднимаемого груза. За время работы нашего предприятия конструкторский отдел разработал большое количество готовых траверс, которые вы можете у нас заказать.

Для подъема и перемещения пакета труб, круглого проката или бревен применяется способ строповки «на удавку». Для этого продевают в петлю один конец стропа, а другой конец петли надевают на крюк крана таким образом, чтобы при подъеме петля затянулась и прочно удерживала груз на весу. Строповку пачки листового металла также производят универсальным двухпетлевым стропом на «удавку». В свободные петли вставляют крюки двухветвевого стропа и при подъеме их крюками универсальные стропы затягивают пачку металла.

Способы строповки различных материалов

В целях предупреждения падения грузов во время подъема и перемещения их кранами следует соблюдать следующие правила строповки:

Способы строповки, строповка грузов, графическое изображение способов строповки грузов

Строповка металлопроката.(схемы и основные правила)

Охрана труда и техника безопасности всегда под особым контролем в компании МеталлПрокат.Наиболее важно соблюдение правил при разгрузочно-погрузочных мероприятиях.Ежедневно наша компания отгружает и выгружает сотни тонн металла.Металлопрокат подразделяется на множество видов изделий,листовой,сортовой,фасонный и имеют разный раскрой и размеры. Именно по этому необходимо знать правила и схемы строповки любого изделия.

Существует ряд основных правил, которые необходимо соблюдать при разработке строповочных схем. В первую очередь, строповочные крюки необходимо заводить плавно, без рывков. Это касается всех типов грузозахватных элементов, начиная от обычных петель, заканчивая цапфами и рамами. При этом заведение крюка необходимо производить по направлению от центра груза с последующим продвижением к его периферии. Строповка груза должна производиться всеми строповочными элементами, которые предусмотрены на данном грузозахватном приспособлении, а натяжение строп должно быть одинаковым на всей протяженности подъема и перемещения груза. При этом стропы не должны находиться по отношению друг к другу под углом более девяноста градусов. Если при креплении груза используются не все стропы, то их необходимо закрепить таким образом, чтобы исключить возможность их зацепления за встречные сооружения или иные препятствия. Важно следить за тем, чтобы поверхность груза не касалась строповочного крюка, находящегося в строповочном элементе.

На рисунке наглядно показана схема строповки металлопроката при погрузке металла краном в зависимости от типа груза.


Рис.Способы строповки металлопроката

  1. а — штучный груз;
  2. б — листовой прокат в пакете;
  3. в — бухта проволоки;
  4. г — двутавровые балки в пакете;
  5. д — листовая сталь в пакете (захваты симметричны по отношению к центру тяжести и расположены от края на расстоянии трети длины проката);
  6. е — зажимное устройство эксцентрикового типа; 1 — струбцина; 2 — монтажная скоба; 3 — проставка.

Перемещение металлопроката является одним из наиболее сложных и ответственных мероприятий в процессе производства. На складах хранения металлопроката наиболее тяжелые грузы перемещают с помощью кранов, однако многие грузы не имеют специальных креплений для транспортировки, поэтому используются промежуточные грузоподъёмные элементы. В качестве таких промежуточных элементов чаще всего выступают канатные и ленточныестропы.

Для подъема и перемещения пакета труб, круглого проката применяется способ строповки «на удавку». Для этого продевают в петлю один конец стропа, а другой конец петли надевают на крюк крана таким образом, чтобы при подъеме петля затянулась и прочно удерживала груз на весу.

Гибкость листового металла, отсутствие на нем грузозахватных устройств — все это затрудняет подъем. Строповку пачки листового металла также производят универсальным двухпетлевым стропом на «удавку» . В свободные петли вставляют крюки двухветвевого стропа и при подъеме их крюками универсальные стропы затягивают пачку металла.Часто используют и другой способ строповки в обхват.

Такие же часто применима строповка пачки листовины в "обхват" - стропа заводят с низу в обхват на определенном расстоянии друг от друга и одевают на крюки.


Листовые конструкции и мелкие стальные элементы поднимают и транспортируют с применением захватов и скоб.

Арматуру мелких диаметров поднимают с помощью специальных траверс.

Строповка листового металла — оборудование, способы и правила

Строповка листового металла

Транспортировка листового металла и выполнение такелажных работ — это сложный и ответственный процесс, требующий особого внимания. От соблюдения технологических стандартов и техники безопасности при строповке зависит жизнь и здоровье персонала, а также сохранность груза и оборудования.

Чаще всего для подъема и погрузки листового металла используют различные подъемные механизмы. Проблема в том, что листы не имеют транспортировочных отверстий или других креплений для захвата, поэтому правильная строповка, то есть подвешивание груза на крюк крана, становится сложной задачей.

Сравнительно большие размеры, гибкость и отсутствие грузозахватных устройств существенно затрудняют подъем и перемещение листов обычными стропами без специальных приспособлений.

Для удобства транспортировки и перемещения листового металла по цеху используют различные виды строповочного оборудования, которые применяются для перемещения как отдельных листов, так целых пачек.

Строповка листового металла (отдельных листов) выполняется с помощью специальных приспособлений — электромагнитных и вакуумных захватов, струбцин и эксцентриковых захватов и т.п. Допускается обвязка груза универсальными стропами с использованием подкладок.

Для захвата и перемещения металлических листов толщиной 4 мм и более используют эксцентриковые захваты. Принцип их действия прост: при натяжении ветвей захвата лист зажимается в скобах под собственной массой. На конце сжимающего рычага предусмотрена острая насечка, удерживающая металл.

Для перемещения целых пачек в горизонтальном положении используют:

  • рамные пространственные траверсы с выдвижными лапами для подъема и перемещения листового металла
  • кольцевые цепные стропы в два обхвата
  • четырехветвевые стропы со струбцинами и грузозахватными приспособлениями

Для строповки заготовок из ферромагнитных материалов в кузнечно-штамповочном производстве используют электромагнитные захватывающие устройства. Мощные промышленные магниты значительно повышают скорость и эффективность грузоподъемных, монтажных и различных погрузочно-разгрузочных работ.

Какое оборудование используется для строповки

1. Грузозахватные устройства (строповочные крюки, петли, цапфы и др.) следует заводить плавно и без рывков. Для исключения непредвиденного смещения центра тяжести заведение крюка необходимо выполнять по направлению от центра листа с последующим продвижением к его периферии

2. Захватывание груза должно производиться всеми строповочными устройствами, которые предусмотрены производителем конкретного грузозахватного приспособления.

3. Стропы должны накладываться без узлов и перекруток. Натяжение строп должно быть одинаковым на протяжении всего мероприятия по перемещению груза.

4. Угол между стропами не должен превышать 90 градусов.

5. При захвате листового металла цепными стропами следует исключить образование изгиба звеньев на ребрах груза.

6. При работе с вакуумными и электромагнитными захватами максимальная высота сброса листов не должна превышать 50 сантиметров от поверхности пола. Погрузка и выгрузка листового металла с применением электромагнитных и вакуумных захватов должна производиться без сбрасывания.

7. Все используемые разновидности горизонтальных механических захватов для листового металла должны быть парными, а расстояние между захватами определяется длиной перемещаемых листов.

8. Обязанности стропальщиков должны выполнять специально обученные рабочие.

Основные правила строповки листового металла

Для перемещения пакета листового металлопроката в горизонтальном положении используют кольцевые цепные стропы в количестве двух штук, которые фиксируют простым обхватом. Для выполнения данной операции также подойдут четырехветвевые стропы (паук) со струбцинами.

Перемещение одиночного стального листа осуществляют при помощи двухветвевого цепного устройства с эксцентриковыми зажимами. Для пакетного перемещения листов используют траверсы с лапами.

Строповку одиночного стального листа в вертикальном положении выполняют при помощи эксцентриковых и клещевых зажимов. Вертикальный захват обычно применяется на металлобазах, где практикуют метод вертикального штабелирования листового проката.

С появлением вакуумных, магнитных и электромагнитных захватов не утратили актуальность механические захваты для листового металла. Такие приспособления по-прежнему широко используются в кузнечно-штамповочном производстве. Преимущества универсальных механических захватов в надежности и простоте конструкции.

Схемы строповки грузов

Под строповкой понимают обвязку и зацепку различных грузов, обеспечивающих их безопасный подъем и перемещение к месту назначения. Типовые схемы строповки обеспечивают детализацию методов зацепки, поднятия и перемещения конструкций. Графические изображения и схемы строповки и зацепки выдаются стропальщикам и крановщикам на руки либо развешивают в местах проведения работ. Разработка безопасных способов строповки грузов производится отправителем продукции или специализированными компаниями.

Как делается обвязка груза

Как делается обвязка груза

Обвязка и зацепка груза выполняются с использованием нескольких видов оснастки.

На любой строительной или производственной площадке не обойтись без таких приспособлений, как:

  • Стропы. Представлены цепными, ленточными, канатными видами. Канатные изделия наиболее востребованы для работы с конструкциями сложных форм, цепные – применяются для операций с конструкциями, имеющими острые ребра, ленточные – используются для подъема, перемещения и опускания более деликатных товаров. Дополнительно могут использоваться гибкие оттяжки;
  • Захваты. Представлены приспособлениями, навешиваемыми на крюк крана и могут быть клещевыми, эксцентриковыми, коромысловыми, винтовым и др.; . Конструкции балочного типа с полуавтоматическими или автоматическими захватами на концах. Балочные траверсы используются в комплекте со стропами, тем самым облегчая и ускоряя зацепку и перемещение грузов.

Методы обвязки грузов:

  • Свободная укладка. Простой и щадящий метод обвязки, при котором конструкция/оборудование размещаются между стропами и не могут сдвигаться относительно такелажных приспособлений. Предупредить смещение поклажи помогают специальные распорки. Стропы практически не соприкасаются с конструкцией, что минимизирует риск их деформации и износа;
  • «на удавку». Фиксация продукции производится за счет собственного веса. По надежности строповка на удавку текстильными стропами превосходит свободную укладку, но имеет и слабые места. К ним относят более быстрый износ стропов и риск повреждения конструкции в результате сдавливания.

Грузоподъемность стропов



Выбор грузовых строп должен учитывать массу и тип поднимаемого оборудования/материала. Также важно учесть число ветвей и допустимые углы строповки. Стропы общего назначения подбирают так, чтобы угол между ветвями не превышал 90°. Расчет грузоподъемности оборудования производится с учетом вида строповки и сложности такелажных работ.

Небольшие металлоконструкции и небольшие металлоизделия поднимаются и перемещаются с помощью захватов и скоб. Железобетонные плиты перекрытия, перемычки, прогоны и другие ж/б и стальные элементы поднимают с использованием траверс, предусматривающих возможность многоярусного размещения конструкций. Траверсы обеспечивают равномерное распределение нагрузки. Данное оборудование может быть линейного или пространственного типа – в зависимости от характеристик товара.

При работе с листовой продукций используется схема строповки труб текстильными стропами универсального двухпетлевого типа методом «на удавку». Строповка труб, круглого проката, бревен производится методом «на удавку». В петлю продевается один конец стропа, а второй – накидывается на крюк крана так, чтобы при подъеме петля затянулась, и был обеспечен надежный захват. Схема строповки двутавровой балки предусматривает использование 2-х одноветьевых стропами по тому же принципу «на удавку».

Грузоподъемные работы со стропами должны выполняться квалифицированными специалистами.
При расчете грузоподъемности и длины строп учитываются следующие показатели:

  • Масса товара, указанная на продукции согласно требованиям ГОСТ 14192-96;
  • Центр тяжести;
  • Количество и расположение мест креплений для транспортировки;
  • Угол наклона ветвей стропа к вертикали, их длина.

Нагрузка на стропы может снижаться в зависимости от применяемой схемы обвязки. Для расчета рабочей грузоподъемности применяют определенные коэффициенты.

Таблица коэффициентов и грузоподъемности строп при разных схемах строповки


Изменение грузоподъемности грузоподъемного оборудования происходит в зависимости от количества ветвей. При выборе такелажа, захватных приспособлений важно рассчитать нагрузку на каждую ветвь. Выполнить расчет можно по формуле:


где
S – нагрузка на одну ветвь;
G ‒ вес груза;
m ‒ количество ветвей;
k – коэффициент распределения веса на ветви;
b – угол наклона ветвей к вертикали;
9.8 – ускорение свободного падения (g=9.8).

Коэффициент распределения веса груза на ветви (k) рассчитывается по количеству ветвей.

Коэффициент распределения веса груза на ветви

Расчет нагрузки на ветвь позволяет определить разрывное усилие стропа:


, где kзап – коэффициент запаса прочности.

Данный коэффициент отражает во сколько раз натяжение ветви должно быть меньше разрывного усилия стропа, прописанного в паспорте изделия. У изделий, произведенных из разных материалов, показатель может отличаться.


Как зацепить ветвевые стропы

Как зацепить ветвевые стропы

Основные правила строповки грузов содержат условия зацепа поклажи ветвевыми изделиями:

  • Размер крюка должен отвечать петле или рем болту – крюк должен беспрепятственно в них проходить. Зацеплять стропу следует так, как это показывает карта строповки грузов;
  • Установка крюков должна проводиться по направлению от центра тяжести;
  • Предусмотренные производителем петли (рымы) обязаны захватываться крюком. Если цеплять груз не на все петли, возрастает риск повреждения или разлома товара;
  • Максимальный угол между стропами должен составлять 90°.

Наибольшей уязвимостью среди текстильных, канатных и цепных строп отличаются текстильные. Их не рекомендуется применять во влажном виде при минусовых температур, подвергать действию пламени, щелочей, кислот и других химически агрессивных сред. Выбирая способы зацепки грузов с целью предупреждения разреза текстильных строп, их следует осторожно использовать для работы с товарами с острыми кромками, защитить ленты прокладками.

Правила перемещения грузов

Правила перемещения грузов

При выборе способа строповки груза важно учесть основные требования к проведению данной процедуры:

  • Используемые грузозахватные механизмы не должны снижать прочность конструкции и деформировать товар. В их задачи также входит защита от опрокидывания и падения;
  • Все грузозахватное оборудование, крепления конструкции и подъемный кран должны быть надежны;
  • Предусматривается возможность дистанционной расстроповки – без участия стропальщика;
  • Возможно многократное использование такелажа.

Чаще всего схемы строповки представляются в виде плаката с графическим изображением. Особых требований относительно цветового исполнения схем законодательство не предъявляет. Стенды могут содержать фирменную символику, иметь подсветку.

К основным правилам строповки и перемещения товаров относятся:

  • Соблюдение схем строповки для габаритных, негабаритных и длинномерных грузов;
  • Использование специальных устройств (рым, цапф, петлей и пр.);
  • При отсутствии схемы строповки и перемещение продукции должно проводиться под руководством сотрудника, ответственного за безопасность производства работ;
  • Перемещение оборудования, вес которого неизвестен, разрешено только после его взвешивания и определения фактической массы;
  • Выбор грузозахватных приспособлений (траверс, захватов, строп и пр.) должен производиться с учетом разработанной схемы обвязки и характеристик товара;
  • При обвязке строп не должно быть узлов и перекручиваний;
  • Должен быть исключен риск задевания предметов на пути движения незадействованными зацепами на концах строп;
  • Обязательно учитывать расположение центр тяжести. Это предупредит выскальзывание груза во время отрыва от поверхности. Особенности строповки длинномерных грузов заключаются в том, что такелаж должен располагаться на удалении 1/4 длины конструкции от ее концов. Предусматривается обязательная фиксация не менее чем в 2-х местах;
  • Крюки строп следует направлять от центра груза. На крюках следует предусмотреть предохранительные замки;
  • При строповке с затяжной петлей канатного стропа грузоподъемность рекомендуется снизить на 20%;
  • При свободной укладке товара на петлевые стропы перемещение производится независимо от количества петель и предусматривает обязательное наличие на поклаже элементов, предупреждающих его смещение в продольном направлении;
  • При работе с цепными стропами важно не допустить деформацию звеньев на ребрах конструкции;
  • Обвязка «на удавку» (в обхват) при длине груза менее 2 м может производиться в одном месте. Кроме случаев, когда используется схема строповки профилированного листа и другого металлопроката.


Примеры схем строповки различных грузов.


Строповка строительных конструкций, арматурного каркаса, фундаментных стеновых блоков (ФБС), вагончика бытовки, бочки 200 литров, еврокуба с пенообразователем, барабана с кабелем, складирование, перемещение краном поддонов с кирпичом производится согласно заранее разработанным схемам. Учитывается высота подъема и опускания грузов, необходимость складирования грузов, в том числе лестничных маршей, тип погрузочно-разгрузочного оборудования.


Схема строповки арматуры в прутках



Строповка технологического оборудования


Перейти в каталог товаров

Обращаем Ваше внимание, что цены на продукцию, представленные на сайте, указаны в информационных целях, и ни при каких условиях не являются публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Актуальные цены и условия поставки уточняйте у менеджеров.

Читайте также: