Схема строповки уголка металлического

Обновлено: 19.05.2024

Схемы строповки, графическое изображение способов строповки и зацепки грузов должны быть выданы на руки стропальщикам и крановщикам или вывешены в местах производства работ. Владельцем крана или эксплуатирующей организацией также должны быть разработаны способы обвязки деталей и узлов машин, перемещаемых кранами во время их монтажа, демонтажа и ремонта, с указанием применяемых при этом приспособлений, а также способов безопасной кантовки грузов, когда такая операция производится с применением крана.

Схемы строповки и кантовки грузов и перечень применяемых грузозахватных приспособлений должны быть приведены в технологических регламентах. Перемещение груза, на который не разработаны схемы строповки, должно производиться в присутствии и под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами. Руководство морских и речных портов обязано обеспечить производство погрузочно-разгрузочных работ с применением кранов по утвержденным им технологическим картам.

Пример плакатов по технике безопасности при проведении грузоподъемных работ

Перемещение груза является одним из наиболее сложных и ответственных мероприятий в процессе производства. На производстве всех видов промышленности наиболее тяжелые грузы перемещают с помощью кранов, однако многие грузы не имеют специальных креплений для транспортировки, поэтому используются промежуточные грузоподъёмные элементы. В качестве таких промежуточных элементов чаще всего выступают канатные и ленточные стропы. На нашем предприятии мы изготавливаем большинство видов строп, с которыми вы можете ознакомиться в каталоге нашего сайта.

Для строповки предназначенного к подъему груза должны применяться грузовые стропы, соответствующие массе и характеру поднимаемого груза, с учетом числа ветвей и угла их наклона. Строп общего назначения следует подбирать так, чтобы угол между их ветвями не превышал 90°. В зависимости от вида строповки производится перерасчет грузоподъемности строп.

способы строповки груза

способы строповки цепными стропами

Листовые конструкции и мелкие стальные элементы поднимают и транспортируют к рабочему месту с применением захватов и скоб. Стальные и железобетонные элементы (прогоны, связи, плиты перекрытий, перемычки) поднимают с помощью специальных траверс, допускающих многоярусное расположение монтируемых деталей. Траверсы необходимы для равномерного распределения нагрузки и могут быть как линейными, так и пространственными, в зависимости от типа поднимаемого груза. За время работы нашего предприятия конструкторский отдел разработал большое количество готовых траверс, которые вы можете у нас заказать.

Для подъема и перемещения пакета труб, круглого проката или бревен применяется способ строповки «на удавку». Для этого продевают в петлю один конец стропа, а другой конец петли надевают на крюк крана таким образом, чтобы при подъеме петля затянулась и прочно удерживала груз на весу. Строповку пачки листового металла также производят универсальным двухпетлевым стропом на «удавку». В свободные петли вставляют крюки двухветвевого стропа и при подъеме их крюками универсальные стропы затягивают пачку металла.

Способы строповки различных материалов

В целях предупреждения падения грузов во время подъема и перемещения их кранами следует соблюдать следующие правила строповки:

Способы строповки, строповка грузов, графическое изображение способов строповки грузов

Вид строповки грузов под названием «на удавку»

Строповка представляет собой комплекс мероприятий по обвязке и зацепке грузов, обеспечивающий их подъем и перемещение в место назначения. Данный вид работ отличается повышенной сложностью и должен отвечать особым требованиям. К ним относится соблюдение типовых схем строповки. Одной из наиболее распространенных является строповка на удавку. Схемы должны отражать методы зацепки, поднятия и перемещения конструкций разного типа.

Виды грузов

Классификация грузов


Классификация грузов производится по следующим признакам:

  • Тип (насыпные, штучные, штабелируемые, в баллонах, жидкие);
  • Масса (легковесные – до 0,25 тонны, тяжеловесные – 0,25-5 тонн, очень тяжеловесные – свыше 50 тонн);
  • Габарит (негабаритные, габаритные, длинномерные).

Как правильно выполнить строповку груза

Перемещение строительных блоков/плит с помощью крюка за петли

Существуют 3 вида стропов – текстильные, канатные и цепные. Текстильный строп считается наиболее уязвимым, его нельзя использовать мокрым при минусовых температурах, а также вблизи открытого огня, в агрессивных химических средах, при сильных порывах ветра. Однако с его помощью можно застроповать хрупкие грузы, не волнуясь о том, что будет нарушена целостность последних. Цепные и канатные изделия лишены этих недостатков, отличаются повышенной прочностью и долговечностью, могут использоваться в широком диапазоне температур.

Для грамотного выполнения строповки следует располагать информацией о грузе. Важно знать:

  • Схему строповки. Представляет собой чертеж, в котором указаны способы и места захвата/обвязки. Проводить работы стропальщику и крановщику без ознакомления с данным документом запрещено. Если в частных условиях отсутствует схема строповки, производство работ осуществляется по типовым правилам. Наиболее популярны следующие типовые схемы строповки:
    • Перемещение строительных блоков/плит с помощью крюка за петли. Количество строп должно отвечать числу петель, в противном случае может возникнуть риск разлома конструкции. На рисунке показана схема строповки при погрузке краном;
    • Перемещение конструкции длиной свыше 2-ух метров предусматривает строповку «на удавку» в области центра тяжести;
    • Строповка длинномерных изделий (колонны, трубы, бревна, металлопроката) осуществляется с захватом 2-мя универсальными стропами (УСК) способом «на удавку» при соблюдении расстояния от края не более ¼ длины конструкции. Длина используемого стропа должна быть не менее ¾ длины перемещаемой конструкции, что позволит обеспечить максимально допустимый угол между стропами не менее 90°;
    • Строповка листового проката выполняется с привлечением специальных струбцин либо эксцентриковых захватов. Возможно выполнение обвязки универсальными стропами с подкладками в виде досок, деревянных брусьев квадратного сечения;
    • Захват оборудования выполняется с помощью специального такелажа – цапф, рым-болтов, закладных, крюков, и пр.

    Грузозахватные механизмы

    Изучение грузозахватных приспособлений

    Существуют следующие особенности строповки грузов:

    • Небольшие изделия из металла и листовой прокат перемещаются с помощью специальных захватов и скоб;
    • Для железобетонных конструкций и стальных деталей используются траверсы. С помощью данных приспособлений можно обеспечить многоярусное расположение продукции. Применяются линейные или пространственные траверсы. Конструкции призваны обеспечить равномерное распределение нагрузки;
    • Трубы, бревна, круглый прокат обвязывается с помощью стропа на удавку – путем создания петли или с помощью крюкового соединения;
    • Пачки листового проката перемещаются с помощью двухпетлевого стропа по схеме «на удавку». В петли стропа помещают крюки, при подъеме груза происходит плотное затягивание каната;
    • При свободной укладке на петлевые стропы важно позаботиться о том, чтобы груз не смещался в горизонтальном направлении.

    Способы обвязки грузов

    Правила строповки грузов

    Обвязка грузов производится без использования специальных закладных элементов. Применяются 2 основных способа обвязки:

    Первый метод признан наиболее щадящим по отношению к грузу и используемому такелажу. Его выбирают тогда, когда есть уверенность, что строп не будет смещаться вдоль транспортируемой конструкции. Предупредить скольжение стропов позволяет использование распорок;

    Строповка на удавку предусматривает использование специальных проставок (досок, брусьев, резины определенной толщины и пр.).

    Между грузоподъемностью стропа и способом обвязки существует определенная зависимость:

    • При затяжке груза петлей отнимают 20% от грузоподъемности на бирке;
    • Угол между ветвями 45°- снижает грузоподъемность на 10%;
    • Угол между ветвями 90° – минус 30%;
    • Свободная укладка на двух стропах – увеличивается грузоподъемность на 100%.

    При соблюдении нескольких условий, грузоподъемность суммируется.
    При строповке грузов ветвевыми стропами необходимо придерживаться следующих правил:

    • Размер крюка должен отвечать размеру петли или рым-болта;
    • Установка крюков должна проводиться от центра тяжести;
    • Все петли (рым-болты), предусмотренные производителем, должны быть охвачены крюками;
    • Максимальный угол между стропами не должен превышать.

    Строповка груза на удавку

    Двухветвевые цепные стропы

    Это один из самых популярных способ строповки. Предполагает создание петли вокруг груза, причем один конец стропа должен быть пропущен через другой. Также возможно использование специальных крюков. Затягивание петли происходит под собственным весом транспортируемой продукции. Строповка «на удавку» подходит для использования со всеми видами стропов – текстильными, цепными, канатными, круглопрядными. Данная схема обвязки применяется при работе со штучным грузами (бревнами, трубами, сваями, балкам и пр.) по отдельности и в связке.

    а -штучный груз; б — листовой металлопрокат в пакете; в – бухта проволоки; г – балки (двутавр) в пакете; д — листовая сталь в пакете (захваты находятся симметрично относительно центра тяжести и находятся от края на расстоянии 1/3 длины проката); е — зажимное устройство (эксцентрик); 1 – струбцина; 2 – монтажная скоба; 3 – проставка.

    Для удобного формирования петли используются специальные крюки – для канатных стропов чокерные, для цепных – с широким зевом, для текстильных – с плоской площадкой. Преимущество данного метода в отсутствие необходимости формировать петлю заранее. При использовании текстильных строп важно, чтобы лента не перекручивалась и легла в зев крюка ровно. При работе с канатными стропами с чокерными крюками можно выбрать вариант, при котором крюк вплетен в петлю, либо когда крюк находится на теле стропа. Второй вариант считается более удобным, универсальным. При выполнении подъемных работ используется чокерный крюк, оборудованный пластинчатым замком-предохранителем. Выбирая стропы для обвязки «на удавку» важно учесть понижающий коэффициент 0,8. Это означает, что грузоподъемность стропа при данной схеме снижается на 20%.

    Обращаем Ваше внимание, что цены на продукцию, представленные на сайте, указаны в информационных целях, и ни при каких условиях не являются публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Актуальные цены и условия поставки уточняйте у менеджеров.

    Схемы строповки грузов

    Под строповкой понимают обвязку и зацепку различных грузов, обеспечивающих их безопасный подъем и перемещение к месту назначения. Типовые схемы строповки обеспечивают детализацию методов зацепки, поднятия и перемещения конструкций. Графические изображения и схемы строповки и зацепки выдаются стропальщикам и крановщикам на руки либо развешивают в местах проведения работ. Разработка безопасных способов строповки грузов производится отправителем продукции или специализированными компаниями.

    Как делается обвязка груза

    Как делается обвязка груза

    Обвязка и зацепка груза выполняются с использованием нескольких видов оснастки.

    На любой строительной или производственной площадке не обойтись без таких приспособлений, как:

    • Стропы. Представлены цепными, ленточными, канатными видами. Канатные изделия наиболее востребованы для работы с конструкциями сложных форм, цепные – применяются для операций с конструкциями, имеющими острые ребра, ленточные – используются для подъема, перемещения и опускания более деликатных товаров. Дополнительно могут использоваться гибкие оттяжки;
    • Захваты. Представлены приспособлениями, навешиваемыми на крюк крана и могут быть клещевыми, эксцентриковыми, коромысловыми, винтовым и др.; . Конструкции балочного типа с полуавтоматическими или автоматическими захватами на концах. Балочные траверсы используются в комплекте со стропами, тем самым облегчая и ускоряя зацепку и перемещение грузов.

    Методы обвязки грузов:

    • Свободная укладка. Простой и щадящий метод обвязки, при котором конструкция/оборудование размещаются между стропами и не могут сдвигаться относительно такелажных приспособлений. Предупредить смещение поклажи помогают специальные распорки. Стропы практически не соприкасаются с конструкцией, что минимизирует риск их деформации и износа;
    • «на удавку». Фиксация продукции производится за счет собственного веса. По надежности строповка на удавку текстильными стропами превосходит свободную укладку, но имеет и слабые места. К ним относят более быстрый износ стропов и риск повреждения конструкции в результате сдавливания.

    Грузоподъемность стропов



    Выбор грузовых строп должен учитывать массу и тип поднимаемого оборудования/материала. Также важно учесть число ветвей и допустимые углы строповки. Стропы общего назначения подбирают так, чтобы угол между ветвями не превышал 90°. Расчет грузоподъемности оборудования производится с учетом вида строповки и сложности такелажных работ.

    Небольшие металлоконструкции и небольшие металлоизделия поднимаются и перемещаются с помощью захватов и скоб. Железобетонные плиты перекрытия, перемычки, прогоны и другие ж/б и стальные элементы поднимают с использованием траверс, предусматривающих возможность многоярусного размещения конструкций. Траверсы обеспечивают равномерное распределение нагрузки. Данное оборудование может быть линейного или пространственного типа – в зависимости от характеристик товара.

    При работе с листовой продукций используется схема строповки труб текстильными стропами универсального двухпетлевого типа методом «на удавку». Строповка труб, круглого проката, бревен производится методом «на удавку». В петлю продевается один конец стропа, а второй – накидывается на крюк крана так, чтобы при подъеме петля затянулась, и был обеспечен надежный захват. Схема строповки двутавровой балки предусматривает использование 2-х одноветьевых стропами по тому же принципу «на удавку».

    Грузоподъемные работы со стропами должны выполняться квалифицированными специалистами.
    При расчете грузоподъемности и длины строп учитываются следующие показатели:

    • Масса товара, указанная на продукции согласно требованиям ГОСТ 14192-96;
    • Центр тяжести;
    • Количество и расположение мест креплений для транспортировки;
    • Угол наклона ветвей стропа к вертикали, их длина.

    Нагрузка на стропы может снижаться в зависимости от применяемой схемы обвязки. Для расчета рабочей грузоподъемности применяют определенные коэффициенты.

    Таблица коэффициентов и грузоподъемности строп при разных схемах строповки


    Изменение грузоподъемности грузоподъемного оборудования происходит в зависимости от количества ветвей. При выборе такелажа, захватных приспособлений важно рассчитать нагрузку на каждую ветвь. Выполнить расчет можно по формуле:


    где
    S – нагрузка на одну ветвь;
    G ‒ вес груза;
    m ‒ количество ветвей;
    k – коэффициент распределения веса на ветви;
    b – угол наклона ветвей к вертикали;
    9.8 – ускорение свободного падения (g=9.8).

    Коэффициент распределения веса груза на ветви (k) рассчитывается по количеству ветвей.

    Коэффициент распределения веса груза на ветви

    Расчет нагрузки на ветвь позволяет определить разрывное усилие стропа:


    , где kзап – коэффициент запаса прочности.

    Данный коэффициент отражает во сколько раз натяжение ветви должно быть меньше разрывного усилия стропа, прописанного в паспорте изделия. У изделий, произведенных из разных материалов, показатель может отличаться.


    Как зацепить ветвевые стропы

    Как зацепить ветвевые стропы

    Основные правила строповки грузов содержат условия зацепа поклажи ветвевыми изделиями:

    • Размер крюка должен отвечать петле или рем болту – крюк должен беспрепятственно в них проходить. Зацеплять стропу следует так, как это показывает карта строповки грузов;
    • Установка крюков должна проводиться по направлению от центра тяжести;
    • Предусмотренные производителем петли (рымы) обязаны захватываться крюком. Если цеплять груз не на все петли, возрастает риск повреждения или разлома товара;
    • Максимальный угол между стропами должен составлять 90°.

    Наибольшей уязвимостью среди текстильных, канатных и цепных строп отличаются текстильные. Их не рекомендуется применять во влажном виде при минусовых температур, подвергать действию пламени, щелочей, кислот и других химически агрессивных сред. Выбирая способы зацепки грузов с целью предупреждения разреза текстильных строп, их следует осторожно использовать для работы с товарами с острыми кромками, защитить ленты прокладками.

    Правила перемещения грузов

    Правила перемещения грузов

    При выборе способа строповки груза важно учесть основные требования к проведению данной процедуры:

    • Используемые грузозахватные механизмы не должны снижать прочность конструкции и деформировать товар. В их задачи также входит защита от опрокидывания и падения;
    • Все грузозахватное оборудование, крепления конструкции и подъемный кран должны быть надежны;
    • Предусматривается возможность дистанционной расстроповки – без участия стропальщика;
    • Возможно многократное использование такелажа.

    Чаще всего схемы строповки представляются в виде плаката с графическим изображением. Особых требований относительно цветового исполнения схем законодательство не предъявляет. Стенды могут содержать фирменную символику, иметь подсветку.

    К основным правилам строповки и перемещения товаров относятся:

    • Соблюдение схем строповки для габаритных, негабаритных и длинномерных грузов;
    • Использование специальных устройств (рым, цапф, петлей и пр.);
    • При отсутствии схемы строповки и перемещение продукции должно проводиться под руководством сотрудника, ответственного за безопасность производства работ;
    • Перемещение оборудования, вес которого неизвестен, разрешено только после его взвешивания и определения фактической массы;
    • Выбор грузозахватных приспособлений (траверс, захватов, строп и пр.) должен производиться с учетом разработанной схемы обвязки и характеристик товара;
    • При обвязке строп не должно быть узлов и перекручиваний;
    • Должен быть исключен риск задевания предметов на пути движения незадействованными зацепами на концах строп;
    • Обязательно учитывать расположение центр тяжести. Это предупредит выскальзывание груза во время отрыва от поверхности. Особенности строповки длинномерных грузов заключаются в том, что такелаж должен располагаться на удалении 1/4 длины конструкции от ее концов. Предусматривается обязательная фиксация не менее чем в 2-х местах;
    • Крюки строп следует направлять от центра груза. На крюках следует предусмотреть предохранительные замки;
    • При строповке с затяжной петлей канатного стропа грузоподъемность рекомендуется снизить на 20%;
    • При свободной укладке товара на петлевые стропы перемещение производится независимо от количества петель и предусматривает обязательное наличие на поклаже элементов, предупреждающих его смещение в продольном направлении;
    • При работе с цепными стропами важно не допустить деформацию звеньев на ребрах конструкции;
    • Обвязка «на удавку» (в обхват) при длине груза менее 2 м может производиться в одном месте. Кроме случаев, когда используется схема строповки профилированного листа и другого металлопроката.


    Примеры схем строповки различных грузов.


    Строповка строительных конструкций, арматурного каркаса, фундаментных стеновых блоков (ФБС), вагончика бытовки, бочки 200 литров, еврокуба с пенообразователем, барабана с кабелем, складирование, перемещение краном поддонов с кирпичом производится согласно заранее разработанным схемам. Учитывается высота подъема и опускания грузов, необходимость складирования грузов, в том числе лестничных маршей, тип погрузочно-разгрузочного оборудования.


    Схема строповки арматуры в прутках



    Строповка технологического оборудования


    Перейти в каталог товаров

    Схема строповки уголка металлического

    1. Строповка грузов должна производиться в соответствии со схемами строповки. Для строповки предназначенного к подъему груза должны применяться стропы, соответствующие массе и характеру поднимаемого груза, с учетом числа ветвей и угла их наклона; стропы общего назначения следует подбирать так, чтобы угол между их ветвями не превышал 90° (по диагонали).

    2. Схемы строповок разрабатывают на все грузы. Строповка грузов должна производиться за все имеющиеся специальные устройства (петли, цапфы, рымы).

    3. Перемещение грузов, на которые не разработаны схемы строповок, необходимо производить в присутствии и под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами.

    Перемещение груза, масса которого неизвестна, должно производиться только после определения его фактической массы.

    4. Схемы строповки, графическое изображение способов строповки и зацепки грузов должны быть выданы на руки стропальщикам и крановщикам или вывешены в местах производства работ.

    5. Грузозахватные приспособления (стропы, траверсы, захваты и т.д.) подбирают в зависимости от характеристики поднимаемого груза и разработанной схемы строповки.

    При обвязке груза стропы должны накладываться без узлов и перекруток.

    Не использованные для зацепки концы многоветвевого стропа должны быть укреплены так, чтобы при перемещении груза краном исключалась возможность задевания этими концами за встречающиеся на пути предметы.

    При этом необходимо учитывать расположение центра тяжести груза. Подводить строп под груз следует так, чтобы исключить возможность его выскальзывания во время подъема груза. Обвязывать груз нужно таким образом, чтобы во время его перемещения исключалось падение его отдельных частей и обеспечивалось устойчивое положение груза при перемещении. Для этого строповка длинномерных грузов (столбов, бревен, труб) должна производиться не менее чем в двух местах. При строповке длинномерных грузов методом обвязки ветви стропов располагать на расстоянии равном 1/4 длины элемента от его концов;

    6. При строповке конструкций с острыми ребрами методом обвязки необходимо между ребрами элементов и канатом установить прокладки, предохраняющие канат от перетирания. Прокладки должны быть прикреплены к грузу или в качестве инвентарных постоянно закреплены на стропе.

    Для изготовления подкладок под острые углы металлических грузов могут быть использованы самые разнообразные материалы и отходы производства: дерево, резиновые трубы и согнутые угольники, отходы резинотканевых шлангов, плоских ремней, транспортерной ленты.

    7. При строповке крюки стропов должны быть направлены от центра груза. Крюки должны иметь предохранительные замки.

    8. При строповке груза с его затяжкой петлей канатного стропа рекомендуется снижать его грузоподъемность на 20 %.

    9. Перемещение грузов со свободной укладкой их на петлевые стропы вне зависимости от числа петель допускается только при наличии на грузе элементов, надежно предотвращающих его от смещения в продольном направлении.

    10. При обвязке грузов цепными стропами не следует допускать изгиба звеньев на ребрах груза.

    11. Строповку груза в обхват (на «удавку») при длине груза менее 2 м допускается производить в одном месте (кроме металлопроката).


    Схема строповки груза 2,3 и 4-ветвевыми стропами




    Порядок строповки

    • Зацеплять груз следует только в соответствии со схемой строповки, использовать, если необходимо, оттяжки;
    • Крюк должен свободно заходить в зев петли;
    • Груз стропуют за все петли, предусмотренные проектом для подъема;
    • Ветви строп должны иметь одинаковое натяжение и угол между ними не должен превышать 90 o ;
    • Строп накладывается без узлов и перекруток;
    • Неиспользуемые концы многоветвевого стропа закрепляют так, чтобы они при перемещении груза не задевали встречающиеся на пути предметы.

    Запрещается:

    • Подвешивать груз на один рог двурогого крюка;
    • Забивать крюк в монтажную петлю;
    • Поправлять ветви стропа в зев крюка ударами.

    Расчет натяжения стропа

    При массе груза Q(т) натяжение S(т) в каждой ветви определяют по формуле:

    Читайте также: