Штихель по металлу для гравировки

Обновлено: 20.09.2024

Тысячи лет назад человечество освоило способ рисунка на металле. Способ основывался, как снятие верхнего слоя поверхности вещества подручными способами. Появление в обиходе человека металла, появилась необходимость освоении нового ремесла – гравировки.

Новейшее оборудование и технологический процесс позволяют создавать красивые, уникальные вещи. Станочный способ предполагает работу в автоматическом режиме, что существенно экономит время. Для домашнего вида работ, достаточно освоить способы художественного дела. Перенос рисунка возможно произвести лазером или специальной машинкой.

Гравировка на металле

Гравировка на металле

Основные виды гравировки на металле

Ремесло под названием гравировка появилось множество столетий назад. Предметы и украшения, выполнение с индивидуальной гравировкой передаются поколениями. Гравировка на металле позволяет придать изделию индивидуальный вид и уникальность. На практике имеется несколько видов гравировки.

Ручная гравировка появилась самой первой, пользуется спросом при выполнении ювелирных украшение по сей день. Детали, имеющие неровную поверхность обработать машиной практически невозможно. Нанесение надписей на кольцах и других украшениях выполняется в основном ручным способом. Инструментом для работы служит штихель, небольшая стамеска с заостренным концом. Гравировка ручным способом делает приятным внешний вид, добавляет стоимости. Минусами данного способа стоит отметить высокую цену, выполнение работ требует необходимых профессиональных навыков и мастерства.

Ручная гравировка на металле

Ручная гравировка на металле

При механическом способе применяется специальный станок, используемый инструмент спец фреза, которая снимает часть верхнего слоя с поверхности изделия. Простая работа, а также невысокая ее стоимость сделали данный способ практически самым распространенным. Поверхность изделия должна быть максимально ровной и соответствовать размерам станины при оборудовании. Материалы повышенной прочности обрабатываются инструментом с алмазным напылением.

Лазерная гравировка на металле более новый способ обработки изделий. Быстрота работ, доступность технологий сделали метод наиболее используемым видом. Изделие принимает необходимый рисунок или надпись путем выжигания при гравировке лазером.

Процесс лазерной гравировки на металле

Процесс лазерной гравировки на металле

Данный вид имеет несколько минусов, одним из них является то, что надпись или рисунок быстро стираются с продукта. На ювелирных изделиях лазерная гравировка смотрится эстетично, качество работы зависит от инструмента и квалификации мастера.

Общая технология

Выполнение процессов гравировки предполагает множество видов техник. Основные способы это ручная и механическая, последняя подразделяется на категории оборонной и штриховой.

  1. Объемный рисунок возможно получить путем применения оборонной гравировки, более глубокая обработка подразумевает трехмерную гравировку.
  2. При выполнении поверхностных действий применяется штриховая техника. Процесс производится в несколько шагов, наносятся линии контура обработки, штриховыми движениями снимается часть металла с поверхности.

Оборонная техника гравировки Штриховая гравировка

Самостоятельное выполнение резцовой гравировки выполняется штихелем. Специальный инструмент возможно приобрести в художественных магазинах. Принадлежности для ручного процесса подразделяются на типы:

  • Мессер — штихель необходим для изготовления тонких линий.
  • Гравировка, предусматривающая параллельные линии делается реп-штихелем.

Инструменты для гравировки по металлу невозможно использовать без качественной заточки штихеля. Для качественной работы нужно обточить инструмент мелкозернистым точильным камнем, после чего протереть кожаной тканью.

При работах мелкими предметами, понадобится специальная подушка. Изготовить данный инструмент можно своими руками, материал одинаковых размеров соединяется нитью по краям. Необходимо оставить промежуточное место для наполнения сыпучим материалом или песком. Заготовка выворачивается наизнанку, в образованное отверстие высыпается песок, после чего вся остальная часть подушки зашивается строчкой.

Использование инструмента потребует аккуратного отношения и предварительных навыков. Нужно использовать инструмент как обычную ручку при письме, большим пальцем рабочей руки придерживают инструмент сбоку.

Гравировка по металлу выполняется от себя, в случаях изменения направления рисунка или надписи, наилучшим вариантом остается разворачивать подушку в нужных направлениях.

Нанести рисунок на металл возможно путем лазерной гравировки. Уникальное изделие может использоваться в виде подарка или подписи фурнитуры. Изменение дизайна, надписи на металлических изделиях, доступны такой технологией, как лазерная гравировка.

Цветная гравировка

Нанесение рисунка в цветном виде происходит с использованием стеклографа, выполненного в форме карандаша или тушью. После гравировки, поверхность обрабатывается бесцветным лаком, чтобы сохранить максимально дольше результат. Четкий рисунок возможно получить с помощью красок на масляной основе, перед нанесением поверхность расцарапывается и обрабатывается краской.

Цветная гравировка

Чернение возможно получить без использования специального оборудования. Применяется смешанные вещества карбоната калия и серы, пропорции соблюдаются один к двум. Необходимо поместить смесь материалов на медленный огонь в удобной таре, процесс необходимо пристально контролировать и перемешивать состав. После почернения состава, огонь выключается, а смесь перетирается в ступе. Процесс чернения происходит несколькими шагами:

  • Состав смешивается водой в соотношении один к 9.
  • В специальную емкость опускается предмет, подготовленный к выполнению действий.
  • Нагрев детали происходит до того момента, пока не произойдет чернение, материал должен приобрести необходимый оттенок.

Перед нанесением надписи необходимо сделать сделать фон, такие случаи не требуют обработка лаком. Гравировка по металлу может быть выполнена с разными оттенками, достаточно смешать специальные вещества. Раствор из хлористого цинка и медного купороса придаст детали темно коричневый оттенок, смешивание производится 1 к 1 водой. Сероватый оттенок возможно получить из смеси 2 гр. поташи и серы, обычной поваренной соли к литру воды. Раствор сернистого калия в соотношении грамм к 250 гр. воды, придаст изделию красный оттенок.

Чернение гравировки

После окончания деятельности удаляется используемый лак. Существует техника черни, процесс не схож с чернением при гравировке по металлу. Процесс возможно произвести только механическими способами, из подручных предметов исполнение невозможно.

Способы гравировки в домашних условиях

Процесс гравирования по металлу выполняется несколькими известными способами. Все возможные варианты отличаются необходимым инструментом и навыками.

Лазерная гравировка, осуществляемая по металлу потребует наличие необходимого оборудования. При небольших объемах деятельности, затраты на покупку оборудования можно считать неприемлемыми. Гравировка лазером позволяет отображать малейшие детали при работе, рисунок выглядит четко, без помарок. Данный вид подходит для предпринимателей, ремесло у которых является основным видом дохода.

Ручное выполнение потребует всего нескольких инструментов, наличие химических составов. Высокое качество рисунка возможно получить только при наличие определенных навыков в данной сфере. Инструмент для работы должен быть отлично заточен и разнообразен, для выполнения деятельности на профессиональном уровне.

Использование специального прибора для нанесения рисунков и надписей

Получение качественного изделия по окончанию процесса – главный приоритет любого мастера. Для выполнения работ своими руками, в домашних условиях, наилучшим вариантом является приобретение инструмента под названием гравер. Наличие множества оснасток, приспособлений расширяют спектр применения и делают труд удобным. Механическая гравировка выполняется по технологии.

  1. Перед тем, как сделать гравировку необходимо подготовить узор или рисунок. Разметить изделие можно тонким маркером или заточенным карандашом, также можно воспользоваться копиркой.
  2. Использовать инструмент необходимо при достаточном освещении, работы производить в одном направлении, чтобы избежать отколов и заусенцев.
  3. По окончанию действий с металлом, область произведения покрывается бесцветным лаком. Для закрепления результата возможно использовать воск, наносимый тонким слоем на изделие.

Ручной гравер

Использование ручного гравера или бор машинки необходимо производить только со специальным инструментом. Выбор насадок настолько велик, что существует вероятность перепутать инструмент, что в конечном итоге приведет к порче изделия.

Нанесение рисунка, используя подручный набор материалов

Различные виды гравировки в домашних условиях возможно выполнить путем электрохимического воздействия. Для использования понадобится набор средств, которые имеются у каждого под рукой.

  1. Емкость соответствует полному размеру изделия. Деталь должна полностью помещаться, горлышко должно быть наиболее широким для удобной работы. Для небольших изделий подойдет граненый стакан, наилучшим вариантом остается стеклянная банка.
  2. Провода для соединения с зажимами. Возможно использовать бытовую прищепку с фольгированными зажимами, но лучше воспользоваться специальными «крокодилами».
  3. Источник напряжения. Достаточно зарядки от мобильного телефона выходом более 1 ампер. Возможно использование зарядного устройства для аккумулятора автомобиля или бытовых приборов мощностью до 12 вольт.
  4. Соль используется в необходимой концентрации, на 250 мл воды, примерно 2 чайные ложки.
  5. Лак для ногтей. В хозяйственных магазинах существует заменитель – цапон — лак. Состав идентичен, также легко оттирается ацетоном или спиртом.

Процесс происходит путем нанесения рисунка на металл зубочисткой либо иголкой. После наносится слой лака на поверхность. Плюсовой провод источника питания прикладывается к изделию, минус опускается в стакан с водой, металлическим предметом. Глубина травления металла зависит от времени процесса. По окончании процесса травления, слой лака удаляется ацетоном.

Гравирование по металлическому предмету бормашиной

Инструмент работает путем снятия слоя металла с поверхности изделия.

Цена бор машинки кусается, поэтому для использования несколько раз – покупка не целесообразна.

Для использования данного способа понадобится набор различных насадок. Сделать гравировку машинкой не отнимет множество времени на подготовку и процесс. Перед началом действий с металлом, следует протестировать станок обычным металлом, привыкнуть к работе, полностью изучить конструкцию.

Гравировка по металлу с использованием различного оборудования

Человечество обуздало ремесло работы по металлу более пяти тысячелетий назад. Совершенствующиеся каждым днем технологии позволяют производить работы различным оборудованием.

Гравировка лазером используется совместно с пастой-раствором. Наносится раствор на материал перед процессом, на обрабатываемый участок. Лазером выжигается рисунок или надпись, путем изменения температуры, химического процесса. Раствор сопутствует растворению лишнего материала. Гравировка лазером используется в различных направлениях, но цена очень высока, за счет использования дорогостоящего оборудования.

Алмазная гравировка

Алмазная гравировка выполняется фрезой со специальным напылением и конструкцией. Исполнение предполагает четырёхгранные выемки, которые переливаются при просмотре изделия под разным углом.

Работа с объемными деталями возможна на фрезерном станке. Оборудование можно изготовить при домашних условиях, а также приобрести в специализированных магазинах. Обработка материалов фрезерным станком используется при серийном производстве, подходит для сувенирных изделий, брелоков и других металлических материалов.

Гравировка на производстве

Процесс не отличается от работ в домашних условиях. Перед действиями полируется предмет, затем обезжиривается. Перед подготовкой к процессу изделие тонируется серным раствором, который распределяется равномерно по детали.

Обведение рисунка происходит с помощью металлической иглы по приклеенной кальке. Рисунок и тени выполняются максимально реалистично, для получения качественного результата.

Лазерная гравировка на производстве

Лазерная гравировка на производстве

Далее происходит основной процесс, специальным гравером выводиться рисунок и остальные штрихи.

После работ рисунок покрывается защитным слоем из бесцветного лака либо воска. Затем изделие протирается насухо, полируется для получения блеска.

Инструменты и материалы

При потребности в качественной гравировке следует обратиться к сотрудникам специальной мастерской. Качественное оборудование для гравировки по металлу позволяет выполнить более точную и красивую работу.

Уровень подготовки, опыт мастера играют не маловажную роль в процессе и конечном результате.

Работы с металлом требуют следующих материалов:

  • Изделие или металлический кусок.
  • Лак для защиты поверхности.
  • Производственная калька.
  • Гравер – инструмент, с металлическим бором.

Как выбрать оборудование

Каждый тип оборудования сделает процесс более быстрым и качественным. Современные технологии позволяют выписывать различные узоры, надписи высоких сложностей на металле.

К примеру, использование специальной пасты на станках ЧПУ позволяет выполнять на металле узоры с отличающимся контрастом. Качественные инструменты для гравировки помогут для воплощения на металле рисунков и других идей.

Советы перед гравировкой

Для выполнения качественной работы стоит приобрести профессиональный набор для ручной гравировки. Ручной инструмент позволит набить руку, изучить все тонкости работы. После получения необходимой практики и навыков, возможно перейти к более сложным методам, используя специализированное оборудования.

Советы по гравировке на металле

Вырезание по металлу производится только качественным инструментом. Оборудование, оснастки необходимо покупать в специальных магазинах с гарантией качества. Изготовка инструмента в домашних условиях потребует выбора надежных материалов. Штихель и граверы должны быть идеально наточены для получения необходимого конечного результата. Затупленный инструмент может испортить изделие, нанести увечья мастеру, при работах режущими поверхностями стоит соблюдать технику безопасности.

Для того, чтобы гравировать металл своими руками, существует достаточно способов и технологий. Большое количество металлов, которые подвергаются гравировке дают возможность воплотить в жизнь самые креативные идеи.

Технология гравировки на стали

Существует несколько видов обработки стали, подразумевающие механическую обработку и ручную. Технология нанесения подразделяется на оборонную и штриховую. Основным инструментов для выполнения тиснения по металлу является штихель. Его можно приобрести в хозяйственном магазине, либо изготовить в домашних условиях.

Гравировка на стали

Гравировка на стали

При любом случае, стоит обратить внимание на состояние режущего элемента, произвести заточку. Технология гравировки происходит путем удаления верхнего слоя метала по направлению от себя.

Особенности гравировки на обручальных кольцах

С давних времен отличительной особенностью обручальных колец является гравировка. Подход к надписи либо рисунку происходит индивидуально, согласно предпочтению заказчика. Наиболее распространенными способами являются углубленный либо рифленый метод. Наиболее распространена работа ручным способом на ювелирных изделиях. Ювелирами предлагается множество вариантов написания текста, а также способов отображения. Сложность работы оценивается индивидуально с каждым заказчиком.

Гравировка на обручальных кольцах

Гравировка на обручальных кольцах

Распространенным способом также является лазерная гравировка. Лучом выжигается верхний слой металла, скрепляется лаком. Важно помнить, что подгонка по размеру уже готового изделия практически невозможна, необходимо заранее определиться размером и типом продукта

Штихель по металлу для гравировки

Штихель — главный инструмент для гравировки по металлу. Гравер держит в руке острый и прочный резец снабженный полукруглой деревянной или пластмассовой рукояткой для упора ладонью. Режущая кромка может быть разной формы для выполнения различных гравировальных операций. Многие граверы не довольствуются магазинными покупками, а изготавливают свой инструмент самостоятельно.

Штихель по металлу для гравировки

Делаем штихель для гравировки по металлу

Изготовление штихеля простейшей конструкции доступно домашнему мастеру, владеющему слесарными навыками. Для этого за основу берут:

  • напильник или надфиль;
  • рессорный лист;
  • часть обоймы подшипника.

Главное, чтобы сталь была высокопрочной и упругой. Прочность необходима для того, чтобы штихель успешно резал металл заготовки, долго не тупился и держал заданную форму заточки. Упругость позволит инструменту не сломаться под нагрузкой.

Более качественный резец можно получить методом ковки, но для этого следует иметь хорошие кузнечные навыки и располагать кузницей. Штихель из надфиля будет заметно уступать кованому и по прочности, и по гибкости.

Прежде, чем начинать пилить и ковать металл, следует построить чертеж инструмента. Потребуется не только масштабное изображение самого резца, но и чертеж ручки.

Как выковать штихель

Начинающие граверы обходятся покупными штихелями или переделанными из напильников. Зрелые мастера часто чувствуют потребность в надежном кованом резце.

Самостоятельное изготовление кованого штихеля требует владения кузнечными навыками на среднем уровне. Инструкция, как сделать штихель методом горячей ковки, приведена ниже.

Кованый штихель

Ковка разбивается на следующие основные этапы:

  • ковка заготовки;
  • закаливание;
  • окончательная обработка и доводка.

Во время ковки необходимо постоянно следить за температурой детали. Она определяется пирометром или традиционным методом- по цвету накала. В начале процесса деталь должна быть светло- желтой, на последних операциях-светло-красной.

Хорошо прогретую заготовку нужно клещами выхватить из горна и уложить на наковальню. Легкими частыми ударами сбивается окалина. Чтобы получить прямоугольник, применяется техника поперечной протяжки. Для формирования треугольной формы детали- ее протягивают продольно на краю наковальни, повернув под необходимым углом. Сходным приемом выполняется протяжка и для трапецеидальной формы сечения.

Более сложным образом кузнец добивается ромбообразного сечения. Сначала проводится протяжка на острие в одну сторону, затем изделие переворачивается и протягивается в обратную сторону. Часть детали при этом придется отрубить.

Следующая операция- протяжка хвостовой части резца. ее нужно дополнительно прокалить и протянуть до образования пирамидального хвостика.

Можно переходить к следующему этапу – закалке. Закаливание углеродистых сплавов проводят в следующей последовательности:

  • нагреть изделие до 805 ±15 °С;
  • быстро опустить в холодную воду;
  • проверить степень закалки надфилем: если он скользит по металлу, не образуя стружки, то нужная твердость достигнуть;
  • при образовании стружки закалку следует провести повторно.

И завершающий этап — мехобработка. На абразивном круге штихелю придается окончательная форма. Здесь же затачивают лезвие до требуемой остроты. Окончательная доводка выполняется на мелкозернистом круге.

Назначение штихеля

Для гравировки мастеру требуется комплект штихелей по металлу разной формы для гравировки различных элементов изображения. Самые распространенные- это:

  • шпиц — это резец в форме клина с уклоном от 30 до 40°, применяется для оформления контура изображения и четких элементов большой глубины;
  • мессер – напоминает нож, уклон клина от 15 до 30°, им выполняют тонкие детали;
  • флах — похож на лезвие стамески шириной 0,15-6 мм, им выбирают впадины в рисунке;
  • бол — округлое острие радиусом 0,2-0,6 мм, с его помощью выбирают полукруглые впадины, из которых формируют текстовые элементы рисунка;
  • граб — ромбовидное сечение, им выбирают крупные элементы на вогнутых элементах;
  • фассет — трапециевидное сечение с углом заточки лезвия от 50 до 115° , применяется для формирования изображений высокой сложности;
  • шатир — лезвие имеет зубчатую форму с расстоянием между зубцами от 0,1 до 0,5 мм, его применяют для получения нескольких параллельных штрихов.

Пневмоштихель

Штихеля для резьбы по металлу другой формы используются редко, при реставрационных работах и при выполнении особо сложных изображений.

Гравировка штихелем по металлическим поверхностям

Штихельная гравировка по металлу требует от гравера верного глаза, твердой руки и художественного вкуса, но прежде всего- терпения и усидчивости. Необходимо также определиться с материалом для заготовок. Медные и латунные больше подходят для начинающего мастера. Более опытные граверы работают и по другим цветным металлам, и по мягким стальным сплавам, используя специфические способы гравировки и усовершенствованный инструмент.

Все, что необходимо для гравировки из инструмента и оборудования- это рабочий стол и набор штихелей. На первом этапе освоения технологии ручной гравировки рекомендуется добиться устойчивого качества прямых и извилистых штрихов. Когда они стали получаться уверенно, можно перейти к более сложным элементам изображения.

Перед началом нанесения гравировки на заготовку мастер традиционно проверяет остроту заточки штихеля, проводя по кончику ногтя. Если полоску удается срезать без усилия и нажима- острота достаточная. Ручка зажимается в рабочей руке, большой и указательный пальцы охватывают резец в 10-20 мм от острия.

Гравировка штихелем

Лезвие упирают в поверхность заготовки под углом 35-45°, далее угол резко уменьшают до 5-10°, при этом кусочек металла вырезается из заготовки и формируется штрих. Для начинающих не рекомендуется ограничить их длину 3-4 мм. С приобретением опыта начнут получаться и более длинные.

Виды штихелей

Кроме традиционного, ручного инструмента, в последнее время все большее распространение получают механизированные резцы. Форма лезвия у них точно такая же, как и у ручного, но нажим на резец осуществляется за счет механического привода. В зависимости от типа привода различают следующие виды штихелей:

Электромеханический штихель можно купить, а можно сделать своими руками. Это потребует серьезных навыков в электротехнике и конструировании.

Гораздо проще конструкция и технология изготовления пневмоштихеля по металлу. Для его сборки достаточно выточить (или подобрать подходящий) цилиндр и поршень, который под воздействием подаваемого через патрубок сжатого воздуха будет ударять по хвостовику штихеля.

Все о штихелях

Со словом «штихель», а точнее, его значением, знакомы не все. Если человеку показать этот инструмент, он может удивиться – странное название для обычной стамески. Но мастера-резчики знают, чем отличается штихель от стамески, и почему хороший инструмент способен стать буквально продолжением руки мастера.



Особенности

С немецкого это слово переводится как «резец», что объясняет функционал инструмента. Современный штихель воплощает собой оптимальное соединение 3-х деталей: клинка, удобной рукоятки, кольца. Рукоятка чаще всего имеет форму гриба, вытачивается на токарном станке из березы, бука или другой подходящей древесины. На тонкий кончик рукоятки насаживается прочная втулка, защищающая ручку от трещин при насадке на клинок. В рукоятку с торцевого кольца вбивается клинковый хвостовик. По нижней грани клинка фрагмент рукоятки срезается. Это помогает мастеру держать штихель под малым углом к металлической поверхности, что помогает снять очень тонкую стружку.

Какие еще особенности инструмента следует отметить:

  • длина рукоятки от 3-х до 7 см, гравер всегда выбирает ее индивидуально;
  • в наборном комплекте резцов все ручки должны быть равноразмерными;
  • клинки разные и по форме, и по параметрам сечения;
  • главное требование к инструменту – устойчивость его рабочей части, чего достичь можно хорошей заточкой и грамотной закалкой;
  • когда режущая часть изнашивается, резец надо переточить.




Люди, решившие заняться гравировальным делом, прежде всего определяются с рабочей поверхностью. Гравюры на дереве совсем не то, что гравюры на металле. Для металлического преображения чаще используются латунь и медь. Резка штихелем всегда стартует с проверки, насколько острый резец. Чтобы это сделать, нужно слегка провести резцом по кончику ногтя большого пальца, провести именно по касательной, пытаясь срезать край. Хороший, острый штихель срежет стружку без всяких усилий.

Есть несколько техник гравирования, они осваиваются постепенно, одна за другой. Скорее всего, у мастера появится доминирующая техника, которая будет для него наиболее удобной и результативной.



А теперь – небольшой обзор видов резца.

Шпицштихели

Так называют резец, который в сечении треугольный и остроконечный, дуговой с двух сторон. У предмета плоская спинка, прямой клинок и боковые грани с выпуклостью. Лезвие затачивается под углом в 30-45 градусов. Это, можно сказать, наиболее востребованный вариант штихеля. Он необходим при разных видах ручной работы: это и разметка, и наметка, и создание контуров изображения, и формирование глубоких линий, сильных штрихов.



Флахштихели

Этот резец имеет плоскую кромку резки (само слово «флах» переводится как «ровный» или «плоский»). Задняя плоская грань инструмента параллельна спинке. Им наносят плоские и широкие линии, им выравнивают плоскости, им же удаляют материал между буквами и строчками. Им можно совершать выемку фонов или выравнивать их, шабрить металл, совершать глянцевую подрезку.



Мессерштихели

Этот инструмент будет самым тонким в наборе. Поперечное сечение инструмента – протяженный остроугольный треугольник, как это есть у полотна простого ножика. К слову, «мессер» и означает «нож». Он прекрасно справляется с созданием волосяных линий достаточной глубины. Инструмент оснащен прямым клинком, клиновидным профилем с прямыми же стенками и радиусом кромки лезвия в 0,1-0,2 мм. Если приобретается мессерштихель номер ноль, это будет треугольник с острым углом в вершине (в поперечном сечении) и основанием в 2,5 миллиметра, что обеспечивает уверенную работу устройства.



Болштихели

А это полукруглый резец, без которого трудно выполнять строгие шрифты, гравировать буквы, цифры и прочие символы с круглыми, полукруглыми и овальными формами. Им гравируют углубления, делают подчистки.



Шатирштихели

Так называется нитяной резец, очень напоминающий флахштихель. У задней грани инструмента, а также режущей кромки есть выступы, зубчики, позволяющие параллельно делать ряд штрихов. Инструмент справляется с нитевидными штрихами, а также прекрасно тушует и оттеняет. Все отмеченное выше – базовые инструменты гравера, но только ими арсенал штихелей, конечно, не исчерпывается.

Используется, к примеру, и фасочный штихель, создающие широкие, точные, не очень глубокие линии, а еще делает узоры плоскостной гравировки. Применяется и юстирштихель, хотя чаще он востребован в ювелирной сфере, ведь он может создать прочную опору под камень. А грабштихель имеет ромбовидную форму в поперечном сечении и выгнутый клинок.

В ювелирном же деле популярны электроштихель и пневмоштихель (последний нередко делают самостоятельно, и даже на основе авторских схем и экспериментов).



Размеры

Размерный ряд инструментов довольно большой, некоторые располагают не менее чем двумя десятками вариантов размеров. Учитываются в размере ширина рабочей части, длина клинка и размер ручки. Например, у плоского резца может быть 4 мм ширина рабочей части, 7 мм длина клинка и 82 мм на 40 мм длина ручки.



Как выбрать?

Резец, используемый для гравировки, должен быть прочнее металла, который он обрабатывает. В идеале нужно попробовать работу со штихелем под присмотром опытного специалиста. Ручная гравировка – тонкое ремесло, каждый гравер привыкает к своему инструменту, но понять, чем один лучше другого, можно только на практике. У новичка обычно нет возможностей и лишних средств на бесконечный поиск качественного изделия: потому и выручает мастер-класс у опытного гравера.

Эксперты делятся опытом с начинающими резчиками.

  • Длину штихеля всегда нужно подбирать под свою руку. Это вопрос удобства, потому придется попробовать инструмент в небольшом фрагменте резки – и сделать выводы.
  • В идеале первый штихель нужно сделать самостоятельно. Конечно, не все на это идут, но ничто не дает такого экспресс-курса освоения резки, как самостоятельное изготовление инструментов для нее.
  • Искать ответы нужно на форумах и сообществах резчиков – там постоянно обновляется информация по брендам, наборам, удачным приобретениям.
  • Не попробовал – не покупай. Это правило железное, ведь не раз случалось так, что близкие приобретали для новичка-гравера набор классных штихелей, но его руки никак не могли с ними «сработаться».



Выбор штихеля можно сравнить с выбором кистей для рисования. И там, и там есть некоторые стандарты, определенные наборы и варианты.

Но даже лучшие кисти от лучших производителей подходят не всем – опять же, дело в личном комфорте. Да и отличные кисти не дают гарантии талантливого рисунка. Так и штихели – как бы дорого они ни стоили, не заменят мастерства резки, его художественной составляющей.



Как им работать?

Это самый главный пункт в этом обзоре: мало иметь хороший инструмент (неважно, по дереву, металлу, или камню), в резьбе и гравировке важна техника и владение инструментом. Вот 10 советов новичку.

  • Инструмент (если мастер правша) держат в правой руке так, чтобы упор рукоятки приходился на ладонь, а большой и указательный пальцы захватывали полотно инструмента в полутора сантиметрах от лобовой грани. Другие пальцы помогают держать полотно и ручку изделия сбоку и слегка снизу.
  • Локоть при работе находится на весу, опора для руки – лишь большой палец, который скользит по рабочей поверхности. Он же тормоз, он же ограничитель выскакивания инструмента вперед.
  • На старте гравировки пальцы располагаются так, чтобы большой упирался в конец указательного (правый большой и, соответственно, левый указательный). Лобовая же грань инструмента должна пройти между пальцами.
  • Инструмент вводят в металл, соблюдая угол в 40 градусов к поверхности. Далее ручка опускается вниз, уже на угол в 10 градусов, и можно гравировать.
  • Резец всегда идет исключительно по прямой линии справа налево, маленькими интервалами его надо проталкивать вперед.
  • Если приходится гравировать кривые линии, а также закруглять повороты, все это можно делать только в ограниченных пределах. Изгибы и повороты выполняет левая рука, ведь она поворачивает работу, которая крепится в тисках. И поворачивается она навстречу пути инструмента.
  • Гравирование вручную обычно начинают отрабатывать с болштихелем. Начало должно быть простым и безопасным, а потому логично отрабатывать не прямолинейное движение, а зигзагообразное. Острие инструмента вводится в верхний металлический слой, и он проталкивается зигзагом справа, выполняя параллельный наклон к поверхности.
  • Когда на металле гравируют длинные и прямые линии, новичку будет удобно подложить под резец небольшую латунную пластинку. Тогда инструмент будет работать по принципу рычага, что для начинающего гравера – хорошее подспорье в изучении приемов работы.
  • Чтобы не было срывов инструмента, чтобы обеспечить точность его движения, штихель проталкивать вперед нужно небольшими шагами.
  • Если штихель выкрошился, работа незамедлительно прекращается, и инструмент затачивается. Если этого не сделать, инструмент запросто сорвется с линии и даже поцарапает поверхность.

Самостоятельно овладеть гравировкой могут единицы. Большинству нужны уроки, пусть даже видеоформата. Но это и удобно: можно не раз вернуться к проблемному моменту и повторять, пока ошибка не будет исправлена.



Уход за инструментом

Главный аспект ухода – заточка. Инструменты быстро и часто тупятся, это нормально, ненормально откладывать заточку на потом. Заточенный штихель легко будет врезаться в металл, хорошо «слушаться» правую руку, двигаться в направлении плана изображения или надписи. Тупой штихель – это не просто риск срыва инструмента и царапин на металле, но и угроза травмы рабочей руки в процессе гравировки.

В чистоте, в порядке должны содержаться и шлифовально-полировальные бруски. Это может быть алмазная заточка, корунд, Арканзас и так далее. У каждого мастера свои предпочтения. Инструменты, если они из одного набора, должны храниться на своих местах. Естественно, все в безопасности, без риска случайно напороться или наступить на острие. Успешных начинаний!

Гравировка на металле

Читайте также: