Сколько драгоценных металлов в автомобиле

Обновлено: 25.06.2024

Фото 2

Платина – драгоценный металл, высокая и стоимость и спрос на который обеспечен минимальным коэффициентом расширения, электро- и теплопроводностью и высокой прочностью материала.

На вид данный металл напоминает серебро, однако его цена выше, чем золота.

Платина не окисляется и не подвергается химической коррозии, устойчива в кислотам и щелочам за исключением «царской водки» (смеси азотной и соляной кислот) и серной кислоты при нагревании, проявляет высокие каталитические свойства.

В связи с этим платина используется в следующих отраслях промышленности:

  1. Автомобилестроение. 40% платины используется для производства катализаторов дожига топлива, особенно в автомобилях европейского производства.
  2. Ювелирное производство. 35% производимой в мире платины идет на производство ювелирных изделий, которые традиционно ценятся за высокую прочность, качество цвета и блеска. Как правило, в ювелирных изделиях платина присутствует в виде 85% сплава с другими металлами платиновой группы, улучшающих ее ковкость и легкость переработки.
  3. Электроника, медицина. 13% платины благодаря ее высокой электропроводимости и тугоплавкости используется для изготовления микросхем радиоэлектроники. Также ее используют для изготовления датчиков кислорода в автомобилях, которые обеспечивают необходимые соотношения при смешении топлива и воздуха в двигателях, участвуют в работе подушек безопасности и климат-контроля. Биосовместимость и химическая инертность платины позволяет использовать ее для изготовлении катетеров, электростимуляторов.
  4. Химическая промышленность. 6% платины используется для изготовления катализаторов процессов тяжелого химического производства, например, для процесса синтеза азотной кислот. Платиновые катализаторы – неотъемлемые участники процессов изомеризации и риформинга нефти, которые используются для получения высокооктановых компонентов бензина.

Устройства, содержащие платину

Фото 1

Платина содержится:

  • автомобильных катализаторах (см. фото);
  • конденсаторах;
  • микросхемах;
  • генераторах;
  • реле;
  • других деталях.

Поскольку автопром и электроника являются основными отраслями потребления платины, при поиске исходного вторичного сырья для извлечения этого металла стоит прежде всего обратить внимание на устройства, выпускаемые данными промышленными сегментами.

Рассмотрим детали, в которых платины больше всего.

Автомобильные катализаторы

Среди автомобильных катализаторов можно выделить следующие два типа:

  1. На основе классической системы платина-родий-палладий. Примерное содержание металлов в миллионных долях на тонну керамического носителя составляет соответственно 1470-270-900 для указанной системы. Примерная стоимость таких катализаторов составляет 55 евро за 1 кг.
  2. Системы платина-родий, характерные для катализаторов автомобилей премиум-класса. Содержание в них платины составляет порядка 3000 частей на миллион. Стоимость катализаторов такого типа оценивается примерно в 70 евро за 1 кг.

Зная эти формулы и тип детали, можно подсчитать, сколько платины в катализаторе автомобиля.

Конденсаторы

20% от общей массы электронных устройств составляют конденсаторы.

В зависимости от типа конденсатора, количество драгоценных металлов, в частности, платины в конденсаторах варьируется, что определяет конечную стоимость изделия при его скупке.

Ниже приведена таблица конденсаторов с маркировкой и характерными отличительными признаками в порядке убывания содержания в них платины и, соответственно, стоимости:

Внешний признак Цена (%) Маркировка
H30 Тонкие, зеленые 100 5Н30_68Н_0481, 5_Н30_68Н_1079
5-D Тонкие, зеленые 78 5D/68n/WD
Н30 Толстые, рыжие 68 4H30_47H_0578, 5H30_33H_0278
5D Толстые, рыжие 65 4DB_68n_U3, 5D_47n_WD
H90 2M2 Толстые, рыжие 52 6Б_H90_2m2
H90 1M0 Толстые, рыжие 50 6H90_1M0_0582, 6_H90_1m0_0685
KM, прочие Тонкие, зеленые 45 5М75_1Н2_0572, 4М_Н47К_0375
Н90 Толстые, рыжие 38 6_H90_m47_1085, 6БBF_m22_U7

Таким образом, наиболее ценными являются конденсаторы Н30, имеющие наибольшее содержание платины.

Фото 3

Другие радиодетали

Что касается других радиодеталей, платина присутствует в:

  1. Реле, а именно, проволока и контакты в их составе. Среди наиболее известных реле, содержащих платину, реле РЭС-9, РЭС-10.
  2. Электронные лампы.
  3. Приборы СВЧ.
  4. Генераторы в составе контрольно-измерительной аппаратуры (Г2-57, ГЗ-109).
  5. Преобразователи термоэлектрические ТПР.

Подробно о содержании разных драгметаллов в радиодеталях мы рассказывали здесь.

Способы извлечения из радиодеталей

Для извлечения платины наиболее приемлемым с экономической точки зрения является метод коллекторной плавки, представленный в ряде российский патентов RU 245899, RU 2180011 .

Технология включает следующие этапы:

  1. Измельчение исходного лома.
  2. Плавка лома в печей в присутствии металла-коллектора.
  3. Продувки расплава воздухом для образования окиси металла коллектора и расплавленного концентрата платины.

Различие в методах заключается в стадийности процессов и составе коллекторной системы, отвечающей за селективность процесса выделения платины.

Фото 4

Выделение платины из отходов электроники также возможно и с использованием гидрометаллургического метода.

Один из способов заключается в использовании способа гипохлоритного выщелачивания отходов и представлен в патенте RU 2244759.

Процесс проводится при определенной концентрации соляной кислоты и активного хлора (источником хлора являются гипохлориты щелочных металлов) и температуре около 65 °С, при соотношении жидкой фазы к твердой 7:1.

При использовании данного метода для переработки керамических конденсаторов степень чистоты платины составляла около 90%.

Другой гидрометаллургический метод представлен в патенте RU 210339. Отходы обрабатываются смесью соляной кислоты, пероксида водорода и диметилформамида (ДМФА) при температуре 100 °С.

В результате гидролитического расщепления ДМФА в использованных условиях происходит восстановление платины, после чего ДМФА регенерируется, а образовавшийся раствор отправляют на обработку.

В целом, как гидрометаллургический , так и пиролитический метод могут быть использованы для переработки электротехнического лома с целью извлечения платины. Эти же методы рекомендованы и для выделения металла из отработанных катализаторов.

Представленные выше методы выделения являются результатом научных исследований, полностью или частично реализованных на опытных и промышленных производствах после получения соответствующих разрешений на осуществление деятельности в рамках переработки драгоценных металлов.

На нашем сайте есть отдельный материал, посвященный аффинажу платины.

Реализация отходов

Фото 5

Для реализации отходов электроники и автокатализаторов с целью получения финансовой выгоды за счёт присутствия в них платины, как физическим, так и юридическим лицам необходимо обратиться в соответствующие организации, занимающиеся приемом, оценкой и переработкой электронного и каталитического лома для аффинажных производств.

Среди таких организаций:

С помощью подобных компаний возможна экспертная оценка исходного материала методами физико-химического анализа для объективной оценки стоимости лома и дальнейшая профессиональная переработка сырья.

Подведение итогов

Таким образом, отработанные автокаталитические элементы и электротехнические комплектующие, содержащие платину, являются реальным источником дохода, поскольку к настоящему времени разработаны как методы оценки и классификации исходного лома, так и методы его переработки, которые могут быть реализованы сертифицированными предприятиями при обращении в них как компаний, так и частных лиц.

Какие драгоценные металлы используются в автомобиле и зачем они там?


Драгоценные металлы используются не только для изготовления ювелирных изделий! Их активно применяют в автомобильной промышленности. Таким образом, производители стремятся достичь наилучшего качества продукции, а также сделать управление транспортным средством максимально комфортным для водителя.

Драгметаллы есть практически в каждой машине — вне зависимости от марки и года, когда она была спущена с конвейера. Причем в некоторых авто они используются в том числе и для отделки салона, его украшения. Обычно это модели, относящиеся к категории VIP.

Знакомимся с благородными металлами

Чаще всего при производстве автомобилей используются родий и палладий. Они нашли применение практически на большей части заводов мира, производящих машины и компоненты к ним.

Так, палладий обычно применяется в катализаторах. Он необходим для достижения эталонных каталитических характеристик. Кстати, после того, как деталь выйдет из строя, ее можно смело использовать вновь. Единственное, что извлекая драгметалл из нутра автомобиля, убедитесь в том, что количества палладия достаточно.

Что касается родия, то он знаменит своей способностью великолепно отражать свет. Именно поэтому его применяют в фарах, самых разных осветительных приборах, которые есть в транспортных средствах. Необходим родий и для создания боковых зеркал и зеркал заднего вида.

А вот такие благородные металлы, как серебро, золото и платина, применяются производителями в незначительном количестве. Обычно их можно встретить в электронике машин:

· аккумуляторах;
· контактах;
· выключателях;
· датчиках и т.д.

Как и в случае с палладием, при наличии достаточного объема эти металлы также можно использовать повторно после выхода детали из строя.

Подробнее о серебре и золоте: где они содержатся?

Как уже указывалось выше, эти драгметаллы обычно используются в электронике транспортных средств. Так, серебро актуально для таких комплектующих, как:

· реле розеток и термостатов;
· датчики, измеряющие уровень топлива;
· диоды;
· регуляторы напряжения;
· включатели и выключатели (это касается и систем зажигания автомобилей);
· стеклоочистители.

Что касается золота, то его также можно встретить в диодах и контактах.

Обратите внимание, что в современных машинах эти металлы также содержатся в составе мониторов и микросхем бортовых компьютеров, при помощи которых осуществляется управление, навигация транспортного средства.

А теперь — о платине!

Металлы платиновой группы, а именно, системы платина-палладий-родий, включены в состав катализаторов двигателей. И вот несколько интересных фактов: в процессе улучшения качества двигателей количество родия уменьшилось ровно в два раза — с 18% до 9-10% от общей массы металлов с 17-2О% и до 9-11% от общей массы платиноидов.

В случае применения тройных систем платиноидов платина традиционно находится в наибольшем количестве. Обычно ее содержание составляет от 300 до 1000 мкг/кг, тогда как палладия — от 200-800 мкг/кг, а родия — от 50 до 100 мг/кг.

Платина входит также в состав свечей зажигания: она находит свое применение в центральном электроде. Принято считать, что запчасти, в составе которых есть этот благородный металл, куда более устойчивы. Им не страшны высокие температуры и электроискровая эрозия.

У свечей зажигания, имеющих в составе платину, также фиксируется увеличение содержания оксида алюминия, что положительно влияет на показатели теплопроводности. Как показывает практика, срок эксплуатации подобных деталей немаленький: он составляет около 90-100 тысяч километров пробега.

Достойными характеристиками могут похвастаться свечи зажигания всемирно известного бренда HOLA, основанного более 20 лет назад в Нидерландах. В эффективности, надежности, высоком качестве запчастей, выпускаемых этой компании, уже успели убедиться тысячи автомобилистов по всему миру, в том числе и в нашей стране. Так, к основным преимуществам свеч зажигания компании HOLA смело можно отнести:

· снижение расхода топлива;
· улучшение динамики разгона транспортного средства;
· увеличенный ресурс.

Свечи, изготавливаемые нами, обеспечивают стабильный запуск двигателя и работу мотора в любую погоду. Всех этих показателей производителю удалось добиться благодаря уникальной конструкции, которая не только обеспечивает плавную и бесперебойную службу двигателя, но и значительно снижает выбросы вредных веществ.

Таким образом, различные благородные металлы — палладий, родий, серебро, золото, платина — так или иначе присутствуют в каждом транспортном средстве. А вот то, сколько именно их понадобится для изготовления определенной запчасти, решает сам производитель.

Содержание драгметаллов в автомобилях: извлекаем ценные элементы из старых машин

Фото 1

Вопрос переработки подержанных транспортных средств, а также деталей отслуживших авто, является актуальным как для организаций, так и для частных лиц.

Подлежащий утилизации автомобиль содержит в себе множество ценных компонентов, таких как пластик, стекло и металлы.

Особый интерес представляет последний пункт, ведь металлы содержатся там не только черные и цветные, но и драгоценные.

О том, какие именно, сколько их и где они сконцентрированы, пойдет речь в данном материале.

Драгоценные металлы в составе деталей автомобилей

Основными драгоценным металлами, содержащимися в деталях таких автомобилей, как КАМАЗ 4308, являются золото и серебро, а также платина, родий, палладий и иридий.

В таблице ниже приведена некоторая доступная информация по содержанию драгметаллов в автомобилях советского производства согласно «Перечню изделий автотранспортных средств, содержащих драгоценные металлы» от 24.02.2000.

Как видно из представленных данных, наиболее весомым по содержанию на общую массу автомобиля оказывается серебро:

Наименование автомобиля Содержание металлов в составе автомобильных деталей, г
золото серебро платина металлы платиновой группы
Грузовые
ГАЗ-3310 0,4461 9,7419 0,0476
ГАЗ-3309 0,0407 9,0241 0,0476
МАЗ-5440 0,4461 9,7419 0,0476
КАМАЗ-4308 0,00849 14,9881 0,0434
Легковые
ВАЗ-24 0,00764 5,46485 0,08674
ВАЗ-2106, 2103 0,02263 5,1229 0,005

Золото и серебро

Золото и серебро в автомобилях, как правило, содержатся в составе комплектующих деталей электроники:

  • реле розеток, термостатов (серебро);
  • датчиков для измерения уровня топлива (серебро);
  • диодов (серебро и золото);
  • контактов (золото);
  • регуляторов напряжения (серебро);
  • включателей (замков зажигания)/выключателей (серебро);
  • стеклоочистителей (серебро).

В современных автомобилях данные металлы содержатся в составе микросхем и мониторов бортовых компьютеров, составляющие систему управления и навигации автомобиля.

Элементы платиновой группы

Фото 4

Металлы платиновой группы, а именно, системы платина-палладий-родий, как правило, содержатся в составе катализаторов двигателей.

С улучшением качества двигателей количество родия уменьшалось с 18% до 9-10% от общей массы металлов.

При совершенствовании двигателей количество родия уменьшалось с 17-20%до 9-11% от общей массы платиноидов.

При использовании тройных систем платиноидов обычно платина находится в самом большом количестве, ее содержание составляет 300-1000 мкг/кг, палладия — 200-800 мкг/кг, родия — в диапазоне от 50 до 100 мг/кг.

Содержание металлов различается в зависимости от автопроизводителя, объемов двигателя и размеров автомобилей.

Драгметаллы в автомобильных катализаторах

Как уже было упомянуто выше, в состав современных катализаторов входят платина, палладий и родий. Кроме того, в автопроме Германии и Великобритании для изготовления автомобильных катализаторов широко применяют иридий.

Во многих случаях катализаторы машин, произведенных в этих станах, сортируют отдельно в качестве потенциально содержащих этот драгметалл.

Содержание платины в японских и китайских автомобилях на 15% меньше, чем в европейских, в катализаторах российских машин на 40% меньше родия, чем в европейских. В американских автокатализаторах драгоценных металлов вполовину меньше, чем в европейских.

Методы обогащения отходов

Фото 11

Для решения проблем переработки автомобильных составляющих, содержащих благородные металлы, используют гидрометаллургический и пирометаллургический методы.

Исходник для переработки (в случае катализатора) содержит большое количество керамического носителя и незначительную концентрацию драгметалла.

При переработке отходов радиоэлектроники исходником является лом комплектующих, содержащих, как правило, в своем составе частицы пластиков.

Задачей переработки отходов автомобильных деталей является получение полуфабрикатов, пригодных для вторичной переработки.

Гидрометаллургический метод извлечения благородных металлов состоит из следующих основных этапов:

  • первичного выщелачивания отходов смесями кислот, состав которых зависит от качественного и количественного содержания драгметаллов в исходнике, при температурах выше 100 °С;
  • многократной промывки нерастворимого в кислотах носителя водой;
  • сушки полуфабриката при 200 °С и прокаливания при температурах порядка 600 °С.

Примеры использования гидрометаллургического метода обогащения при переработке катализаторов автомобилей Mersedes-Benz, Honda, Volvo на основе платиноидов представлен в патенте 2209843 «Способ извлечения платиновых металлов из автокатализаторов» Шипачева В.А. 2008 года.

Фото 5

При использовании пирометаллургического метода переработка отходов происходит в несколько следующих стадий:

  1. Дробления исходного сырья и сортировки его частиц по размеру.
  2. Приготовления исходной шихты.
  3. Плавки дробленого продукта при температуре 3000 °С в плазменно-дуговой печи с образованием расплавов драгметаллов, керамики и металлических носителей.
  4. Периодическом сливе расплавов шлаков, расслаивающихся за счет разницы в плотностях металлов и керамики: расплав керамики остается вверху, расплав драгметаллов в металле-коллекторе (меди, железе) сливается из печи.
  5. Гранулирования жидкого расплава, содержащего драгметаллы.

Итоговый продукт гранулирования, на 3-15% обогащенный драгметаллами, является пригодным сырьем для аффинажных производств, далее выделяющих драгоценные металлы с максимальной степенью чистоты.

Примеры переработки деталей электроники данным методом представлены в патенте 2521766 «Способ переработки электронного лома» Старших В.В. от 10.07.2014.

Продажа отработанных катализаторов

Продавать отработанные катализаторы можно ряду компаний, связанных с аффинажными предприятиями договорами на вторичную переработку полученного ими обогащенного сырья.

В сферу деятельности таких компаний входят скупка отработанных катализаторов у частных и юридических лиц, определение того, какой из платиноидов и сколько находится в них и их первичная переработка.

Контакты данных компаний доступны через интернет-сайты, там же представлена информация о порядке приема и оплаты сданного катализатора.

В качестве примеров данных компаний можно привести такие организации, как:

    ;
  • «Скупка Катализаторов»;
  • научный центр «Академия благородных металлов»;
  • компания «AutokatRecycle»; , принимающие и перерабатывающие катализаторы со всей России.

Фото 6

Перед заключением договора купли-продажи компания проводит анализ катализатора на предмет того, какой ценный элемент в нем содержится и в каком количестве.

По итогу анализа определяется стоимость сделки. В среднем для иномарок цены за 1 кг катализатора варьируются от 5000 до 15000 рублей, в зависимости от марки автомобиля.

Так, наибольшей стоимости достигают катализаторы автомобилей Hummer, Land Rover, Infiniti, Jeep GrandCherokee, Lexus, Mersedes-Benz.

Цены на отечественные катализаторы указываются в районе 1500 руб/кг.

Видео по теме

Предлагаем посмотреть видео о содержании драгметаллов в автомобильных катализаторах и о том, как можно их извлечь.

Вывод

Утилизация автомобильных деталей с целью получения финансовой выгоды за счет извлечения из них благородных металлов в современных условиях является решаемой задачей как для юридических, так и для физических лиц.

Для этого заказчику следует обратиться в соответствующую компанию, занимающуюся приемом, оценкой и первичной переработкой автомобильного сырья с целью получения концентратов для последующей тонкой переработки и получения металлов высокой пробы или вовлечения их в рециклинг.

Обзор по сдаче катализаторов. Как сдать дорого и что иметь в виду!


Когда чувствуешь, что денег на жизнь не хватает, то начинаешь искать разные варианты из заработка. Порой, деньги лежат прямо под ногами в прямом смысле этого слова!
Я вспомнил про снятые свои катализаторы ( читайте тут как я менял передние катализаторы ), благо их я не выбросил и не оставил за ТАК в сервисе.
Полезно знать, что в катализаторах и сажевых фильтрах содержатся драгоценные металлы, такие как родий, палладий, платина и другие. Конечно, со временем содержание драгоценных металлов в них уменьшается, но даже в отработавших катализаторах все еще остается какое-то количество ценных элементов, поэтому не спешите их выбрасывать.

Я знал, что катализаторы, которые я заменил были не в самом плохом состоянии. Запаха выхлопа "жигулей" я не чувствовал, а стало быть содержание ценных элементов должно быть еще высоким. Один катализатор начал немного разрушаться, это я увидел уже потом, когда обследовал его эндоскопом ( читайте тут ). По нему выскакивала периодически ошибка. Второй же катализатор был снят в рабочем состоянии.

Я потратил пол часа времени, чтобы неспешно выкрутить все 4 кислородных датчика и вырезать болгаркой катализаторы. Кстати, все кислородные датчики рабочие, их буду выставлять на продажу за недорого. Может быть кому-то пригодятся, т.к. знаю, что новые стоят немало.
Вырезал катализаторы так, чтобы сохранить геометрию трассы.

Фото в бортжурнале Volvo S80 II

Парень из Volvo-Обухов центра, напиши мне, эти железяки тебя ждут — отдам за пару банок импортного пива ))))

Оба катализатора были вырезаны и вот они в руках.

Фото в бортжурнале Volvo S80 II

вид со стороны потока. Справа передний катализатор, слева — задний. Как видите, передний катализатор, по которому вылезала ошибка и правда немного разрушился. Задний очень даже ничего.

Фото в бортжурнале Volvo S80 II

Фото в бортжурнале Volvo S80 II

Взвесил общий вес катализаторов и принялся изучать спрос, т.к. сдать задешево не хотелось.

Фото в бортжурнале Volvo S80 II

Я потратил пару часов на изучение темы в интернете на счет как сдать катализаторы выгодно, какие есть ньансы и т.к.
В общем делюсь важными моментами, которые я узнал:
— Катализаторы принимают либо перекупы, либо организации, которые сами занимаются их переработкой и имеют свое производство по их утилизации и занимаются добычей драг.металлоов. Как правило, расценки у первых будут ниже.
— Не думайте даже сдавать катализаторы по цене за ШТ с оценкой "на глаз", это самый верный способ быть обманутым. Даже расколотый катализатор может иметь хорошую концентрацию и это не повод сбивать цену. Оценка стоимости должна проводиться как минимум ручным анализатором драг.металлов (XRF — это рентгено-флуоресцентный анализ, другими словами элементрый анализ).
— Замеры анализатором должны проводиться должным образом. Тут тоже есть моменты, которые нужно контролировать лично. Замеры даже целого катализатора должны проводиться несколькими прострелами с разных сторон, потом береться среднее арифметическое и из полученной концентрации уже расчитывается стоимость. Пытайтесь убедиться, что замерщик взял в расчет именно среднее значение, а не наименьшее.
— Если вы сдаете разбитые катализаторы, то правильно и наиболее точно получится сделать оценку только предварительно сделав помол всех осколков в пыль. Затем производят замеры массы.
— Старайтесь не испачкать катализаторы после их изъятия маслом или другими субстанциями, иначе сдать из будет проблематично.
— Бывает так, что вы привозите на сдачу еще невыпотрошенный из трассы катализатор. Услугу по изъятию вам любезно предложат за символьческую плату. Но, ВАЖНО! обязательно настаивайте на "вскрытии" в вашем личном присутствии. Такое вполне может быть, что вашу железяку унесут в другое помещение для распила, при этом скажут, что вам туда нельзя и через какое-то время вам принесут уже изъятый катализатор. Но где гарантия, что это ваш. принести могут заведомо низкопробный экземпляр. Поверьте, когда есть возможность обнануть на чистом месте на десятки тысяч рублей, то найдутся люди кто захочет этим воспользоваться.
— Не забудьте взять с собой паспорт, не какой-то документ удостоверяющий личность, а именно ПАСПОРТ. В случае если вы пойдет сдавать катализаторы в серьезную компанию, то по сути вы попадете в банк, а ваша операция будет считаться равносильной обмену валюты. Перекупщики скорее всего закроют на это глаза и готовы будут выкупить без всякой бюрократии.

После переписки с несколькими контрами я определился куда поеду. Сразу скажу, что я не стал связываться с лицами, которые на вопрос "какие у вас расценки на керамические катализаторы?" отвечали так: "поверьте, хорошие…". Я понимаю, что цена зависит от содержания драг.металлов, но после того как я показал фото, дал информацию с какой машины они сняты, можно же было дать примерный диапазон цен или дать котировки, по которым они сегодня принимают драг металлы. Ну да ладно.

Я поехал сдавать в Autokat Recylce, тут ссылка на их сайт
Фирма серьезная, сайт понятный, на вопросы отвечали четко, быстро.
В общем приехал к ним. На всю процедуру от оценки до получения денег ушло минут 10-15. Сама оценка происходила как я и предполагал — по каждому катализатору сделали 3 замера (спереди, в центре, взади). После предварительных замеров стало ясно, что по концентрации они оба однородные, затем раскололи их, также сделали несколько замеров внутри.

Фото в бортжурнале Volvo S80 II

Мне сообщили, что они оба в одинаковом состоянии и очень хорошем. То есть внешне один был немного разрушен спереди, но содержание драг.металлов он не потерял.

И тут мне стало реально интересно. Сколько денег.
При моей концентрации мне озвучили стоимость в 20 800р/кг, итого в переводе на сданный вес я выручил 14 150 рублей! я ожидал, что будет меньше.
Как оказалось в моих катализаторах была концентрация Родия ~5г/кг и Палладия ~0,3г/кг, вроде бы я так запомнил. Для информации, сейчас Родий на бирже драг.металлов стоит около 18 000$/унцию или 43-44 тыс руб / грам !

Фото в бортжурнале Volvo S80 II

На самом деле как я посмотрел сдача катализаторов это серьезная сфера — оборот драг.металлов как никак.
Если вы сдаете на сумму более 260 тыс рублей, то даже придется платить налоги государству! имейте в виду.

Надеюсь кому-то помог с информацией. Когда искал информацию по данной теме, то на ресурсах drive2 я не нашел обзора на эту тему.

Содержание в устройствах

Фото 1

Список драгоценных металлов (ДМ) весьма скромен – всего 8 наименований, однако сфера их применения охватывает практически все отрасли промышленности, связанные с изготовлением изделий гражданского и военного назначения.

Поговорим о том, для чего именно драгметаллы находятся в различных приборах и радиодеталях, и, соответственно, откуда можно добыть вторичный драгмет.

Роль драгоценных металлов в приборах

Драгоценные металлы наделены целым комплексом уникальных физико-химических качеств:

  • практически абсолютной химической инертностью;
  • отличной электропроводностью;
  • высокой светоотражающей способностью;
  • каталитическими свойствами.

Микроскопические количества драгметаллов в качестве легирующих добавок в сплавах с другими металлами способны изменять технико-эксплуатационные качества материала.

Среди таких качеств:

  • твердость;
  • литейные свойства;
  • ковкость;
  • электропроводность;
  • теплостойкость.

Фото 2

Тем самым добиваются высокой технологичности обработки изделий при их изготовлении и требуемых показателей прочности и износостойкости при эксплуатации, превосходящих свойства аналогов, производимых из традиционных конструкционных материалов.

В частности, при использовании в радиодеталях, реле, разъемах, транзисторах и микросхемах драгметаллы превосходят алюминий по термостойкости (у алюминия низкая температура плавления, к тому же склонность к коррозии) и медь – по электропроводности.

Классификация изделий по содержанию ДМ

В качестве самостоятельных поделочных или конструкционных материалов для изготовления ювелирных украшений или изделий технического предназначения ДМ не используются в силу совокупности целого ряда причинных факторов:

  • чистые драгметаллы либо излишне мягкие (золото, серебро), либо очень хрупкие (иридий, осмий);
  • для многих работ, связанных с обработкой изделий, ДМ не обладают определенной технологичностью, в частности из-за высокой твердости или высокой температуры плавления (рутений, осмий);
  • высокая стоимость драгоценных металлов пропорционально повышает стоимость готовых изделий.

О цене лома драгметаллов можно подробнее узнать здесь.

На основании закона РФ «О драгоценных металлах» за № 41-ФЗ от 26.03.98 г. и в соответствии с ГОСТ Р 52793-2007 «Металлы драгоценные» промышленную продукцию и ювелирные изделия, производимые из сплавов ДМ, рассматриваются как продукты, изготовленные из драгметаллов, с требованием обязательного указания видов и количества металлов.

По этой же причине предприятия обязаны утилизировать приборы, содержащие драгметаллы, особым образом. Более подробно об этой процедуре мы говорили здесь.

В соответствии со сложившейся градацией в отношении продукции, имеющей в своем составе ДМ, в зависимости от количественного содержания драгметаллов можно выделить две группы изделий:

  1. Изделия, в которых драгмет составляют основную долю материала, к которой для придания требуемых эксплуатационных качеств добавляется лигатура из двух и более химических элементов. Главными компонентами ювелирных сплавов являются золото, серебро, платина и палладий. Информацию о содержании ДМ в изделиях этой группы содержит проба, указывающая процент содержания основного драгметалла в материале изготовления. Например, если рассмотреть процентный состав популярного сплава золота пробы 585, то в нем содержится 58,5% чистого Au. Остальное приходится на лигатуру.
  2. Изделия, в которых ДМ присутствуют на локальных участках в виде припоев, покрытий, наплавок, напыления и т.п. Масштабы здесь совсем иные. К этой группе относятся промышленные изделия технического назначения, суммарное содержание драгоценных металлов в которых может составлять доли процента от веса изделия. Например, розетка СНО60-36/56Х18Р-2, весящая 22 грамма, содержит 0,3558 г золота и 0,00216 г серебра, а в германиевом диоде 1А106В золота всего 0,0019 г (при весе диода 0,6 г).

Фото 3

В перечне изделий этой группы – продукция электронной и радиотехнической промышленностей, детали бытовой техники, компьютеров и другой электроники. Драгоценные металлы в технике условно подразделяют следующим образом:

  • аффинированные драгоценные металлы, предназначенные для изготовления полуфабрикатов изделия;
  • основные и промежуточные сплавы/лигатуры, применяемые для изготовления полуфабриката изделия;
  • припойные сплавы драгметаллов, называемые в обиходе припоями, используемые для соединения отдельных деталей/элементов изделия способом спайки.

Чтоб определить наличие драгметаллов в том или ином изделии, читайте подробные статьи о том, где содержится:

Содержание радиотехнике и электронике

Драгметаллы наиболее полно соответствуют современным требованиям, предъявляемым к материалам изготовления:

  • электрических соединителей (разъемов);
  • штекеров/вилок;
  • гнезд/розеток;
  • контактов;
  • других деталей приборов и аппаратуры.

Фото 4

С внедрением технологий плакирования, наплавления или напыления тончайших слоев ДМ значительно повысилась надежность:

  • радиоаппаратуры;
  • электронных устройств;
  • средств измерений.

В настоящее время вся группа благородных металлов задействована в промышленном производстве радиоаппаратуры, компьютеров и средств телекоммуникаций.

Применение драгмета в изделиях создает следующие преимущества по сравнению с традиционными материалами:

  • стойкость драгметаллов к окислению и устойчивость к воздействию кислот, щелочей обеспечивает высокую чистоту токопроводящих поверхностей и контактных частей электронных устройств в течение длительного аремени активной эксплуатации;
  • устойчивость к электрической эрозии и износу;
  • отсутствие сваривания верхних слоев контактирующих поверхностей;
  • высокую механическую износостойкость, в частности к истиранию;
  • высокую электропроводимость и повышенные теплофизические качества;
  • технологичность в мехобработке, штамповке, прокатывании пластин, обработке давлением, напылении;
  • хорошую приработку контактируемых поверхностей в процессе эксплуатации;
  • соизмеримую стоимость благодаря минимальному содержанию ДМ при повышенном ресурсе безотказной наработки.

Наиболее распространенные типы оборудования

Высокая стоимость драгметаллов и возможность их возвращения в оборот после рециклинга изделий, содержащих лом драгоценных металлов, формируют особое внимание к утилизации технических изделий, в которых присутствуют золото, платина и другие благородные металлы.

Устройства, в которых находятся драгметаллы, подразделяют на условные классы, из которых разнообразием ассортимента выделяются приведенные ниже.

Бытовая техника

Драгоценные металлы попадаются главным образом в старой бытовой технике, выпущенной еще в советские времена.

Наиболее «богаты» на драгметаллы:

    ;
  • магнитофоны; ; ; ;
  • калькуляторы; ;
  • кондиционеры.

Драгоценные металлы содержатся в:

  • припоях и контактах;
  • процессорах и разъемах;
  • конденсаторах и транзисторах перечисленного оборудования.

Оргтехника

Фото 5

В состав офисной оргтехники входят:

  • разнообразные телефонные аппараты и коммутаторы;
  • переговорные устройства;
  • телетайпы и факсы;
  • компьютеры;
  • множительная техника;
  • пишущие машинки.

ДМ – золото, серебро, платина и палладий — содержатся в:

  • серверных процессорах;
  • микросхемах;
  • приводах и контроллерах;
  • материнских платах;
  • многочисленных разъемах.

Радиодетали и микросхемы

Драгметаллы имеются практически во всех радиодеталях и микросхемах, например:

  • в разъемах и конденсаторах;
  • в полупроводниковых устройствах типа оптронов, стабилитронов, диодов, тиристоров;
  • в транзисторах и радиолампах.

Больше о содержании драгметаллов в радиодеталях можно узнать тут.

Оборудование

Промышленное оборудование представлено широчайшим ассортиментом станочных агрегатов. Для управления их работой используются шкафы автоматики, пульты управления и аналогичные устройства, оснащенные электронными блоками, процессорами, программными устройствами, в составе которых имеются драгметаллы.

Автотранспорт

В автомобиле можно найти довольно много приборов, содержащих драгметаллы. Это датчики и выключатели, реле и катализаторы.

Наряду с золотом и серебром, используемым в реле и датчиках, в автомобильных катализаторах используются платина, палладий и родий.

Содержанию радиодеталей в автомобилях на нашем сайте посвящена отдельная статья .

Измерительная аппаратура

Измерительных приборов – аналоговых, цифровых, регистрирующих и других — достаточно много. Наиболее распространенными можно считать амперметры и вольтметры, термодатчики и приборы, используемые в автотранспорте.

В каждом из них имеются ДМ, используемые по аналогии с изделиями рассмотренных выше классов.

Способы выделения драгметаллов из приборов и техники

Фото 6

Драгоценные металлы из приборов выделяют c использованием химических реагентов.

Наиболее распространенными являются технологии амальгамирования и выщелачивания.

Оба способа требуют предельного соблюдения правил ТБ, поскольку работы проводятся с опасными химическими реактивами типа ртути, азотной и серной кислот.

Пошаговые инструкции по аффинированию драгметаллов приводятся в других статьях на нашем сайте.

Заключение

Извлечение драгоценных металлов из технических устройств, утративших свои эксплуатационные качества, решает не только задачи возврата ценного сырья для повторного применения в промышленном производстве, но и способствует экономии трудовых и энергетических затрат, связанных с первичной добычей драгоценных металлов из природного сырья.

Читайте также: