Смазка для скольжения металла по металлу

Обновлено: 13.05.2024


В статье рассмотрены вопросы применения различных пластичных смазок EFELE и покрытий MODENGY для металлических подшипников скольжения в зависимости от основных условий работы.

Подшипник – опорная деталь, используемая для уменьшения трения между движущимися частями механизмов.

Подшипник скольжения является первым узлом трения, созданным человеком. Учитывая простоту конструкции, способность работать в условиях сверхбольших нагрузок и ряд других преимуществ, область применения подшипников скольжения в современных механизмах очень велика.

Опоры скольжения применяются в тяжелом и транспортном машиностроении, механизмах управления самолетов, автомобилей, в приводах различного оборудования, в приборостроении и многих других областях. Подшипники скольжения являются основным элементом цепных передач, гусеничных лент и др.

Надежная и безотказная работа таких устройств напрямую зависит от смазочных материалов, применяемых при их сборке и обслуживании.

Основное назначение смазочных материалов – снижение трения между контактирующими поверхностями, снижение износа и предотвращение заедания. Кроме того, смазка должна предотвращать проникновение абразивных и коррозионно-активных агентов к поверхностям трения.

Для смазывания подшипников скольжения применяются жидкие масла, пластичные смазки, пасты и антифрикционные покрытия .

Выбор смазки для конкретного узла должен определяться условиями окружающей среды, эксплуатационным режимами, а также дополнительными требованиями, предъявляемыми к подшипникам скольжения.

Для изготовления втулок и вкладышей металлических подшипников скольжения применяются антифрикционные материалы. Обычно это цветные металлы и их сплавы (медь, свинец, кадмий, бронза, латунь, баббиты и т.д.). Некоторые из этих материалов чувствительны к химическому воздействию продуктов окисления смазки. Поэтому при выборе смазки необходимо учитывать ее совместимость с материалами подшипника.

Большая часть подшипников скольжения предназначена для работы в режимах значительных статических и динамических нагрузок. Однако эти нагрузки распределяются по относительно большой поверхности, поэтому удельное давление в подшипниках скольжения значительно ниже, чем в подшипниках качения или зубчатых передачах. Несмотря на это, к противозадирным и противоизносным свойствам смазок, применяемых в подшипниках скольжения, предъявляются достаточно высокие требования.

Неправильно подобранные смазочные материалы в условиях высоких нагрузок быстро разрушаются, предел их прочности падает, и смазка выдавливается из зоны трения даже после остановки механизма. Типичным примером такого поведения является разжижение и вытекание солидола из шарниров подвески автомобиля.

При использовании смазочных материалов без учета специфики конкретных условий эксплуатации приходится сталкиваться с рядом проблем.

Материалы EFELE для подшипников скольжения

Рассмотрим подробнее применение пластичных смазок EFELE в металлических подшипниках скольжения в зависимости от требований к продукту и типичных проблем, возникающих в данных узлах.

Главными критериями при выборе оптимального смазочного вещества являются:

  • Диапазон рабочих температур
  • Несущая способность (нагрузка)
  • Наличие пищевого допуска
  • Влияние окружающей среды

Универсальные пластичные смазки для подшипников скольжения из металла

EFELE MG-211 (диапазон рабочих температур от -30 до +120 °С) – многоцелевая литиевая пластичная смазка с противозадирными присадками, устойчивая к смыванию водой, хорошими противоизносными свойствами, высокими антикоррозионными свойствами для долговременного смазывания подшипников.

EFELE MG-212 (диапазон рабочих температур от -30 до +120 °С) – универсальная литиевая пластичная смазка с противозадирными присадками и дисульфидом молибдена, с высокой несущей способностью, устойчивая к смыванию водой, отличными противоизносными свойствами, высокими антикоррозионными свойствами для долговременного смазывания подшипников.

EFELE MG-213 (диапазон рабочих температур от -30 до +160 °С) – универсальная комплексная литиевая пластичная смазка с противозадирными присадками, устойчивая к смыванию водой, отличными противоизносными свойствами, высокими антикоррозионными свойствами, высокой несущей способностью для долговременного смазывания подшипников.

EFELE MG-214 (диапазон рабочих температур от -40 до +120 °С) – многоцелевая морозостойкая литиевая пластичная смазка с высокой механической и химической стабильностью, устойчивая к воздействию воды для подшипников.

Пластичные смазки для подшипников скольжения из металла, работающих при высоких и экстремально высоких температурах

Пластичные смазки, не обладающие достаточной термостойкостью, в условиях воздействия высоких и экстремально высоких температур будут интенсивно разлагаться и коксоваться, теряя свои смазочные свойства и приводя к ускоренному износу узла трения.

Термостойкие смазки EFELE для подшипников скольжения:

    (диапазон рабочих температур от -30 до +160 °С) – устойчива к смыванию водой, влажной среде, имеет высокие антикоррозионные свойства, обеспечивает длительное смазывание
    (диапазон рабочих температур от -30 до +150 °С) – устойчива к смыванию водой, влажной среде, выдерживает ударные нагрузки, имеет отличные противоизносные и высокие антикоррозионные свойства
    (диапазон рабочих температур от -40 до +160 °С) – устойчива к смыванию водой, выдерживает высокие нагрузки, защищает от коррозии, обладает высокой адгезией, имеет пищевой допуск
    (диапазон рабочих температур от -55 до +150 °С) – устойчива к смыванию водой, высоким нагрузкам, совместима с пластмассами и эластомерами, имеет высокие антикоррозионные свойства
    (диапазон рабочих температур от -40 до +160 °С) – устойчива к смыванию водой, влажной среде, высоким нагрузкам, имеет пищевой допуск, обеспечивает длительное смазывание
    (диапазон рабочих температур от -45 до +170 °С) – устойчива к смыванию водой и моющими средствами, высоким нагрузкам, влажной среде, имеет высокие антикоррозионные и хорошие противоизносные свойства, пищевой допуск, обеспечивает длительное смазывание
    (диапазон рабочих температур от -20 до +260 °С) – работоспособна в запыленной среде, вакууме, химически агрессивной среде, совместима с пластмассами и эластомерами, имеет пищевой допуск, высокие антикоррозионные свойства, обеспечивает длительное смазывание.

Пластичные смазки для подшипников скольжения из металла, работающих при низких температурах

Проблема смазывания подшипников при низких температурах связана, в основном, с эксплуатацией оборудования в зимний период или в холодных климатических зонах, а также в устройствах заморозки.

Применение обычных смазочных материалов при температурах ниже -40 °С, как правило, недопустимо – в них увеличивается вязкость базового масла, смазка густеет и прекращает эффективно поступать в зону трения.

Новейший смазочный материал от компании "Эффективный Элемент" для обслуживания подшипников скольжения, работающих при очень низких температурах - морозостойкая смазка EFELE SG - 321.

Она изготовлена на основе сульфоната кальция, что придает материалу высокие несущие и водостойкие свойства.Смазка совместима с пластмассами, отлично работает при высоких нагрузках, во влажной среде и надежно защищает узлы от коррозии и износа.

Морозостойкие пластичные смазки EFELE предназначены для работы при низких температурах и сохраняют свои высокие эксплуатационные свойства в этих условиях.

EFELE MG-214 (диапазон рабочих температур от -40 до +120 °С) – устойчива к смыванию водой, работоспособна во влажной среде, обладает высокой химической и механической стабильностью.

EFELE SG-301 (диапазон рабочих температур от -40 до +160 °С) – устойчива к смыванию водой, высоким нагрузкам, влажной среде, защищает от коррозии, обладает высокой адгезией, имеет пищевой допуск.

EFELE SG-311 (диапазон рабочих температур от -60 до +120 °С) – устойчива к смыванию водой, высоким скоростям вращения, совместима с пластмассами и эластомерами, обеспечивает длительное смазывание.

EFELE SG-321 (диапазон рабочих температур от -55 до +150 °С) – устойчива к смыванию водой, высоким нагрузкам, совместима с пластмассами и эластомерами, имеет высокие антикоррозионные свойства.

EFELE SG-391 (диапазон рабочих температур от -40 до +160 °С) – устойчива к смыванию водой, влажной среде, высоким нагрузкам, имеет пищевой допуск, обеспечивает длительное смазывание.

EFELE SG-392 (диапазон рабочих температур от -45 до +170 °С) – устойчива к смыванию водой и моющими средствами, высоким нагрузкам, влажной среде, имеет высокие антикоррозионные и хорошие противоизносные свойства, пищевой допуск, обеспечивает длительное смазывание

Пластичные смазки для подшипников скольжения из металла, работающих при высоких и экстремально высоких нагрузках

Для подшипников скольжения из металла, работающих в условиях высоких нагрузок, целесообразно применение смазок, образующих смазочную пленку с высокой несущей способностью. Это достигается введением в смазочный материал специальных противозадирных и противоизносных присадок, а также антифрикционных наполнителей на основе твердых смазок.

Пластичная минеральная смазка EFELE MG - 221 - новинка от компании "Эффективный Элемент". Она изготовлена на основе сульфоната кальция, что придает материалу высокие несущие и водостойкие свойства.

EFELE MG-221 отлично работает под воздействием тяжелых и ударных нагрузок, во влажной среде и отлично защищает узлы от коррозии и износа, обеспечиваю длительную, бесперебойную работу узлов.

Смазки EFELE, имеющие высокую несущую способность:

    (диапазон рабочих температур от -30 до +120 °С) – устойчива к смыванию водой, влажной среде, имеет высокие антикоррозионные свойства
    (диапазон рабочих температур от -30 до +160 °С) – устойчива к смыванию водой, влажной среде, имеет высокие антикоррозионные свойства, обеспечивает длительное смазывание
    (диапазон рабочих температур от -30 до + 150 °С) – устойчива к смыванию водой, влажной среде, ударным нагрузкам, имеет отличные противоизносные и высокие антикоррозионные свойства
    (диапазон рабочих температур от -40 до +160 °С) – устойчива к смыванию водой, высоким нагрузкам, влажной среде, защищает от коррозии, обладает высокой адгезией, имеет пищевой допуск
    (диапазон рабочих температур от -55 до +150 °С) – устойчива к смыванию водой, высоким нагрузкам, совместима с пластмассами и эластомерами, имеет высокие антикоррозионные свойства
    (диапазон рабочих температур от -45 до +170 °С) – устойчива к смыванию водой и моющими средствами, высоким нагрузкам, влажной среде, имеет высокие антикоррозионные и хорошие противоизносные свойства, обеспечивает длительное смазывание
    (диапазон рабочих температур от -20 до +260 °С) – работоспособна в запыленной среде, вакууме, химически агрессивной среде, имеет пищевой допуск, совместима с пластмассами и эластомерами, характеризуется высокими антикоррозионными свойствами, обеспечивает длительное смазывание

    Пластичные смазки для подшипников скольжения из металла, работающих в оборудовании пищевой промышленности

    Для металлических подшипников скольжения, работающих в оборудовании пищевых предприятий, где не исключен случайный контакт смазочного материала с продуктами питания, необходимо применять смазки с пищевым допуском NSF H1.

    Смазки EFELE, имеющие такой допуск:

      (диапазон рабочих температур от -40 до + 160°С) – устойчива к смыванию водой, высоким нагрузкам, влажной среде, защищает от коррозии, обладает высокой адгезией
      (диапазон рабочих температур от -40 до + 160°С) – устойчива к смыванию водой, влажной среде, высоким нагрузкам, обеспечивает длительное смазывание
      (диапазон рабочих температур от -45 до + 170°С) – устойчива к смыванию водой и моющими средствами, высоким нагрузкам, влажной среде, имеет высокие антикоррозионные и хорошие противоизносные свойства, обеспечивает длительное смазывание
      (диапазон рабочих температур от -20 до + 260°С) – работоспособна в запыленной среде, вакууме, химически агрессивной среде, совместима с пластмассами и эластомерами, имеет высокие антикоррозионные свойства, обеспечивает длительное смазывание

      Пластичные смазки для подшипников скольжения из металла, работающих в химически агрессивных средах

      Для обеспечения надежности и долговечности металлических подшипников скольжения, работающих в условиях контакта с различными нефтепродуктами, кислотами, щелочами, или растворителями необходимо применять химически стойкие смазки, например EFELE SG-394 .

      Характеристики:

      • Работоспособность в запыленной среде, вакууме, химически агрессивной среде
      • Совместимость с пластмассами и эластомерами
      • Наличие пищевого допуска
      • Антикоррозионные свойства
      • Обеспечение длительного смазывания

      Особенности смазывания металлических подшипников скольжения пластичной смазкой

      Подшипники скольжения и шарнирные соединения заполняют смазками полностью. В процессе работы желательно автоматическое или полуавтоматическое пополнение смазкой таких узлов трения.

      Применение для обслуживания подшипников скольжения АТСП MODENGY

      На подшипники скольжения из металла можно наносить антифрикционные твердосмазочные покрытия MODENGY.
      В отличие от пластичных смазок, они не нуждаются в постоянном обновлении (однократного нанесения хватает на весь срок эксплуатации деталей) и образуют сухой тонкий слой твердой смазки, не выделяют испарений после отверждения, функционируют в более широком диапазоне температур.

      Для данного применения наилучшим образом подойдут покрытия MODENGY 1005 и MODENGY 1007.

      Покрытия MODENGY для подшипников скольжения

      MODENGY 1005 (диапазон рабочих температур от -70 до + 255°С) – обладает повышенной несущей способностью, обеспечивает низкий коэффициент трения, имеет высокую адгезию, эффективно защищает от коррозии, предотвращает скачкообразное движение.

      MODENGY 1007 (диапазон рабочих температур от -40 до + 160°С) – работоспособно во влажной и запыленной среде, устойчиво к химически агрессивным средам, способствует повышению плавности работы узлов трения, снижению шума и облегчению приработки.

      Данные материалы полимеризуются при нагреве до +200 °С (есть вариант отверждения MODENGY 1005 при +130 °С).

      Все материалы сайта https://atf.ru/ принадлежат
      ООО "НОВЫЕ РЕШЕНИЯ" ИНН 5751054390

      Подшипники скольжения. Типовая конструкция и сервисные материалы

      Масла и смазки EFELE, антифрикционные твердосмазочные покрытия MODENGY обеспечивают качественную смазку и безотказную работу подшипников скольжения.

      Подшипник скольжения – это опорный или направляющий узел механизмов, в котором вращающиеся элементы скользят друг относительно друга.

      Подшипники скольжения могут классифицироваться по следующим основным параметрам:

      • По виду нагрузки – статически нагруженные и динамически нагруженные
      • По направлению воспринимаемой нагрузки – радиальные, упорные, радиально-упорные
      • По конструкции – круглоцилиндрические, некруглоцилиндрические, упорные сегментные, самоустанавливающиеся, самоустанавливающиеся сегментные радиальные, самоустанавливающиеся сегментные упорные и т.д.
      • По принципу образования подъемной силы в масляном слое – гидродинамические и гидростатические

      Типовая конструкция и режимы смазки подшипника скольжения

      Типовая конструкция подшипника скольжения (см. рис. 1) включает в себя корпус (3) с цилиндрическим отверстием, в которое вставляется втулка-вкладыш (2) из антифрикционного материала (цветных металлов, полимеров или композиционных материалов). Шейка вала (5) входит в отверстие втулки подшипника с зазором, в который через специальный канал (1) подается смазка (4) для уменьшения трения.

      Типовая конструкция подшипника скольжения

      • Канал подачи смазочного материала
      • Вкладыш
      • Корпус
      • Зазор, заполненный смазочным материалом
      • Цапфа вала

      Рис. 1. Типовая конструкция подшипника скольжения

      Для надежной и эффективной работы любого узла трения, в том числе и подшипников скольжения, необходимо их регулярное и правильное смазывание.

      Существует три режима смазки подшипников скольжения:

      • Граничный, при котором между поверхностями трения создается тонкая масляная пленка, при этом происходит контакт большого количества микронеровностей вала и вкладыша
      • Смешанный – с увеличением скорости вращения масляный слой между валом и вкладышем увеличивается, при этом происходит контакт небольшого количества микронеровностей поверхностей
      • Гидродинамический, при котором толщина смазочной пленки обеспечивает вращение вала и вкладыша без соприкосновения микронеровностями их поверхностей (обеспечивается при большой скорости вращения)

      К основным преимуществам подшипников скольжения относятся простота изготовления, бесшумность работы, хорошие демпфирующие свойства, способность воспринимать высокие нагрузки. При гидродинамическом режиме смазки износа вала и вкладыша практически не происходит.

      Проблемы эксплуатации подшипников скольжения и требования к смазочным материалам

      В ходе эксплуатации, обслуживания или ремонта оборудования наиболее часто приходится сталкиваться со следующими проблемами и характерными видами повреждений подшипников скольжения:

      • Скачкообразное движение, повреждения в процессе сборки и приработки
      • Схватывание, задиры и повышенный износ из-за высоких нагрузок
      • Схватывание, задиры и повышенный износ из-за разрушения смазки при высоких температурах
      • Катастрофический износ из-за разрушения смазки под действием химически агрессивной среды
      • Вымывание смазки, коррозия при работе в условиях высокой влажности или контакта с водой
      • Интенсивное изнашивание из-за налипания абразивных частиц на трущиеся поверхности
      • Коррозия при хранении и транспортировке

      Более половины отказов в их работе связаны с использованием неправильно подобранной смазки.

      Смазочные материалы для подшипников скольжения должны выполнять следующие основные функции:

      • Разделение сопряженных деталей, предотвращение схватывания
      • Снижение трения и износа
      • Защита металлических поверхностей от атмосферной коррозии
      • Предотвращение попадания в узел трения веществ из окружающей среды
      • Отвод тепла и частиц износа из зоны трения
      • Демпфирование шума и вибраций

      Для безотказной работы подшипников скольжения при выборе смазочных материалов должны учитываться диапазон рабочих температур, факторы окружающей среды, нагрузка, скорость скольжения и многие другие условия эксплуатации.

      Масла и аэрозольные смазки EFELE, твердосмазочные покрытия MODENGY эффективно решают любые возложенные на них задачи по обеспечению качественной смазки подшипников скольжения.

      Материалы EFELE и MODENGY для подшипников скольжения 2

      Выбор типа смазочного материала

      При выборе типа смазочного материала в зависимости от скорости скольжения в общем случае можно ориентироваться на следующие рекомендации (рис. 2).

      Применение смазочных материалов Molykote в зависимости от скорости скольжения

      Рис. 2. Применение различных смазочных материалов в зависимости от скорости скольжения.

      Как видно из рисунка 2, в диапазоне скоростей скольжения 0,5…2,5 м/с для смазывания можно применять как масла, так и пластичные смазки. Некоторые из пластичных смазок могут эффективно работать и при более высоких скоростях скольжения.

      При выборе типа смазочного материала следует иметь в виду, что пластичные смазки и покрытия имеют ряд преимуществ перед маслами, поэтому в большинстве случаев их применение в подшипниках скольжения является более предпочтительным.

      Преимущества применения пластичных смазочных материалов:

      • Использование более простых систем смазки и конструкций подшипниковых узлов, менее трудоемких в обслуживании и ремонте
      • Лучшая работа в условиях воздействия вибраций и в режиме частых остановов и пусков
      • Более эффективное демпфирование шума и вибраций
      • Более высокая эффективность входящих в состав твердых смазочных наполнителей
      • Способность выдерживать более высокие нагрузки
      • Возможно полное исключение повторного обслуживания за счет применения резервуаров со смазкой
      • Лучшая герметизация точки смазки
      • Возможно применение в условиях агрессивного воздействия окружающей среды

      Применение материалов EFELE и MODENGY для металлических подшипников скольжения

      В статье «Выбор пластичной смазки для подшипников скольжения из металла» подробно рассмотрены вопросы о влиянии условий эксплуатации подшипников скольжения на выбор для них пластичных смазок.

      Применение масел, дисперсий, покрытий и прочих продуктов для решения основных задач эксплуатации металлических подшипников скольжения приведено в таблице 1.

      Таблица 1. Смазочные материалы EFELE и MODENGY для металлических подшипников скольжения

      Антифрикционные твердосмазочные покрытие MODENGY 1001 – разработка российской компании "Моденжи". Все инновационные материалы, производимые ею, реализуют технологию сухой смазки. Многие покрытия применяются для обслуживания подшипников скольжения.

      Покрытие MODENGY 1001

      MODENGY 1001 не требует нагревания для отверждения. Среди фасовок можно выбрать упаковку в виде аэрозольного баллона – тогда для нанесения состава не потребуется дополнительных инструментов и приспособлений.

      Покрытие MODENGY 1001 эффективно снижает трение и износ, устраняет движение рывками, может работать при температурах от -180 до +440 °С, в условиях пыли, вакуума, радиации.

      Применение материалов EFELE для пластмассовых подшипников скольжения

      Некоторые из конструкционных материалов подшипников скольжения чувствительны к химическому составу смазочных материалов или к продуктам их окисления. Поэтому необходимо учитывать совместимость смазок с материалами подшипника.

      В линейке EFELE имеются масла и смазки, которые инертны по отношению к материалам пластмассовых подшипников скольжения и не оказывают на них негативного влияния.

      Их применение для решения актуальных задач эксплуатации пластмассовых подшипников скольжения рассмотрено в таблице 2.

      Таблица 2. Смазочные материалы EFELE для пластмассовых подшипников скольжения

      Смазки Molykote и EFELE для подшипников скольжения из пластика


      Рассматриваются вопросы применения различных пластичных смазок Molykote и EFELE для подшипников скольжения из пластика в зависимости от основных характеристик условий работы механизмов.

      Пластик вскоре после его изобретения стал применяться в качестве конструкционного материала для подшипников скольжения. Сначала пластиковые подшипники представляли собой твердое тело с отверстием посредине, являясь просто втулкой. Со временем развитие технологий позволило изготавливать пластиковые подшипники более сложных конструкций. Современные пластиковые подшипники скольжения изготавливают из найлона (нейлона), ацеталей, полиформальдегида, тетрафторэтилена (ТФЭ), тефлона (фторопласта), полиимидов и фенолов.

      В настоящее время область применения подшипников скольжения из пластика очень велика. Они используются в различном оборудовании – от копировальных машин и кассовых аппаратов до промышленного и транспортного оборудования.

      В зависимости от условий эксплуатации подшипниковых узлов смазки для подшипников скольжения из пластика должны обладать тем или иным набором различных свойств.

      Однако главными критериями при выборе оптимального смазочного материала являются:

      • Совместимость с пластиком
      • Диапазон рабочих температур
      • Несущая способность (нагрузка)
      • Наличие пищевого допуска
      • Влияние окружающей среды
      • Снижение уровня шума

      Пластиковые подшипники имеют малый вес, устойчивы к коррозии. Они могут работать в различных условиях, в том числе в условиях экстремальных температур, высоких нагрузок и скоростей. Большинство смазочных материалов являются агрессивными по отношению к полимерам, вызывая их деформацию или разрушение. Именно поэтому требования к смазочным материалам для пластиковых подшипников предъявляются более жесткие, чем для подшипников из металла.

      В линейке смазочных материалов Molykote и EFELE имеются пластичные смазки для обслуживания пластиковых подшипников скольжения, отвечающие самым различным требованиям.

      Универсальные пластичные смазки для подшипников скольжения из пластика

      Под обычными условиями эксплуатации обычно понимают небольшой диапазон температур при воздействии на узел трения средних и низких нагрузок при средней скорости в отсутствии агрессивных воздействий окружающей среды. К обычным условиям эксплуатации можно также отнести отсутствие требований по обеспечению безопасности для здоровья людей, пожарной безопасности и т.д.

      Для таких условий эксплуатации в качестве смазки подшипников скольжения из пластика целесообразно применять универсальные смазочные материалы, которые подходят для большинства узлов, обладают исключительной стабильностью и обеспечивают надежную работу оборудования в условиях средней полосы России.

      В ассортименте материалов производства Dow Corning имеется ряд универсальных пластичных смазок для пластиковых подшипников скольжения, работающих в среднестатистических режимах эксплуатации. В отличие от остальных универсальных смазочных материалов они не вызывают разрушения, набухания или усадки полимеров и обеспечивают возможность более продолжительных интервалов между обслуживанием узлов.

      В таблице 1 приведены универсальные пластичные смазки Molykote для пластиковых подшипников скольжения.

      Таблица 1. Универсальные пластичные смазки Molykote для пластиковых подшипников скольжения

      Пластичные смазки для подшипников скольжения из пластика, работающих при высоких и экстремально высоких рабочих температурах


      Для изготовления пластиковых EFELE SG-394 подшипников скольжения, работающих в условиях высоких и экстремально высоких температур используются спеицальные конструкционные материалы с высокой температурой плавления – тефлон (температура плавления +350 °С), полиимиды (температура плавления +280 °С), нейлон (температура плавления +280 °С).

      Традиционные смазочные материалы при высоких температурах быстро разлагаются или коксуются. Это является основной причиной отказов подшипников или ведет к значительному уменьшению интервала повторного смазывания.

      Смазывание подшипников скольжения из пластика, работающих в условиях высоких и экстремально высоких температур производится специальными термостойкими пластичными смазками Molykote и EFELE, перечисленными в таблице 2.

      Таблица 2. Термостойкие пластичные смазки Molykote и EFELE

      Пластичные смазки для подшипников скольжения из пластика, работающих при низких температурах

      Применение обычных смазок в условиях низких температур приводит к увеличению вязкости входящих в их состав базовых масел. При этом смазочные свойства продуктов значительно снижаются, а для работы подвижных узлов механизмов требуется приложения значительно больших усилий, что может привести к разрушению пластиковых подшипников.

      Специальные морозостойкие пластичные смазки EFELE и Molykote для подшипников скольжения из пластика (см. табл. 3) способны сохранять свои вязкостные свойства и другие эксплуатационные характеристики при низких температурах.

      Таблица 3. Морозостойкие пластичные смазки Molykote и EFELE

      Пластичные смазки для подшипников скольжения из пластика, работающих при высоких и экстремально высоких нагрузках

      Для подшипников скольжения из пластика, работающих в условиях больших нагрузок, необходимо применение специальных смазок, которые не выдавливаются из узла трения и сохраняют смазочную пленку, необходимую для нормальной работы узла.

      В таблице 4 приведены пластичные смазки Molykote и EFELE с высокой несущей способностью.

      Таблица 4. Пластичные смазки Molykote и EFELE с высокой несущей способностью

      Пластичные смазки для подшипников скольжения из пластика в оборудовании пищевой промышленности

      Смазочные материалы EFELE

      Для пластиковых подшипников скольжения, работающих в оборудовании пищевых предприятий, где не исключен случайный контакт смазочного материала с продуктами питания, необходимо применять безопасные для здоровья человека смазочные материалы.

      Пластичные смазки Molykote с пищевым допуском NSF H1 (см. табл. 5) обладают отличными эксплуатационными свойствами, при этом в них отсутствуют вредные для здоровья вещества.

      Таблица 5. Пластичные смазки Molykote и EFELE с пищевым допуском

      Пластичные смазки для подшипников скольжения из пластика, работающих в химически агрессивных средах

      Для пластиковых подшипников, работающих в агрессивных средах, требуются специальные смазочные материалы, которые не разрушаются и не окисляются при воздействии на них кислот, щелочей, химикатов, минеральных масел, растворителей и т.д.

      В линейке продукции Molykote и EFELE имеются специальные химически стойкие пластичные смазки, обеспечивающие долговременную эксплуатацию подшипников в условиях агрессивной среды (см. табл. 6).

      Таблица 6. Химически стойкие пластичные смазки Molykote и EFELE

      Противошумные пластичные смазки для подшипников скольжения из пластика

      Немаловажной проблемой при работе подшипников скольжения является наличие шума, который обусловлен вибрацией подвижных элементов узла и приводит к их преждевременному износу.

      Некоторые из смазочных материалов Molykote способны эффективно гасить колебания поверхностей трения, что существенно снижает уровень шума и износ подшипников.

      Применение специальных противошумных смазочных материалов Molykote значительно увеличивает ресурс подшипников скольжения из пластика и улучшает условия труда работников, обслуживающих оборудование (см. табл. 7).

      Таблица 7. Шумопоглощающие пластичные смазки Molykote

      Особенности смазывания подшипников скольжения из пластика

      Пластиковые подшипники скольжения заполняют смазками полностью.
      В процессе работы желательно автоматическое или полуавтоматическое пополнение смазкой таких узлов трения.

      Пластичные смазки. Обоснованный выбор. Наименования, характеристики и область применения

      Пластичные смазки являются одним из типов смазочных материалов, применяемых для уменьшения трения и износа, повышения КПД механизмов и машин, облегчения монтажа и демонтажа, предохранения поверхностей узлов и деталей от коррозии, окисления и старения. На каждую смазку утверждают нормативно техническую документацию (НТД): технические условия (ТУ), отраслевые стандарты (ОСТ) и государственные стандарты (ГОСТ).

      пластичные смазки

      Минимальная температура применения соответствует вязкости антифрикционной смазки около 2000 Па•с. Максимальная температура использования для узкоспециализированных, консервационных и резьбовых смазок указывается в соответствующей НТД.

      Выбор пластичных смазок и таблица применяемости

      Достижение максимальной эффективности в работе механизмов машин, узлов и деталей трения, требует правильного выбора пластичной смазки. Сведения о той или иной смазке, указанные в спецификации или ГОСТах, как правило, предоставляют лишь общие указания об её целесообразном использовании, при этом не принимаются во внимание реальные рабочие параметры всех элементов системы в их взаимосвязи друг с другом, что в целом влияет на общую работоспособность и эффективность. Несмотря на широкий спектр и разнообразие пластичных смазок, каждый продукт имеет свои качественные характеристики и особенности, и предназначен для кокретных условий эксплуатации. Обоснованный выбор пластичной смазки требует обширного представления и понимания всех связанных рабочих параметров: температуры, нагрузок, скорости вращения или скольжения, а также других особенностей эксплуатации. При использовании пластичной смазки для подшипников качения или скольжения, вязкость базового масла является одним из важнейших параметров. Для подшипников с большими диаметрами, работающих при более высоких скоростях скольжения и повышенных температурах, применяются базовые масла с меньшей вязкостью и наоборот. Тип применяемого загустителя предопределяет структуру и свойства пластичной смазки: температурную стабильность, водостойкость, температуру каплепадения, несущую способность и т.д. Предварительный выбор пластичной смазки может проводиться с использованием изложенной ниже информации и табличных данных.

      Смазка графитная

      Смазка общего назначения, грубая плотная однородная мазь тёмно-коричневого или черного цвета с серебристым оттенком, изготавливается по ГОСТ 3333-80, имеет старое наименование "графитная УСсА" . По составу близка к синтетическим солидолам, но приготовлена на более вязком масле и содержит графит. Несмотря на плохие низкотемпературные свойства, используется в грубых, тяжелонагруженных тихоходных механизмах, в рессорах, торсионных подвесках гусеничных машин, в открытых шестернях, сальниках водопроводных кранов, а также в резьбовых соединениях для упрощения их монтажа и последующего демонтажа и т.д. Для точных механизмов и подшипников качения графитная смазка непригодна вследствие грубого помола графита.

      Читайте также: