Смесь сульфидов серебра свинца и меди с помощью которой украшают изделия из металлов

Обновлено: 16.05.2024

Википедия Значение слова в словаре Википедия
Чернь или ниелло (, от , уменьшит. от niger — чёрный) — смесь сульфидов серебра , свинца и меди , с помощью которой украшают изделия из металлов, главным образом из серебра .

Энциклопедический словарь, 1998 г. Значение слова в словаре Энциклопедический словарь, 1998 г.
ЧЕРНЬ (ниелло) (итал. niello, от лат. niger - черный) черные или темно-серые изображения, нанесенные на металл (золото, серебро) путем гравировки и заполнения штрихов т.н. черневым сплавом (из серебра, меди и др.).

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова. Значение слова в словаре Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
ж. Чернёное серебро, употребляющееся в ювелирных изделиях. ж. Черная угольная краска органического происхождения. ж. Лиственный лес; чернолесье. ж. устар. Простонародье (обычно с оттенком пренебрежительности). ж. устар. То же, что: чернота.

Примеры употребления слова чернь в литературе.

Большой зал Абонемент 13 Вечера фортепианных дуэтов В старой Вене В программе: Шуберт, Диабелли, Черни, Ланнер, Брамс, семейство Штраус Исполняют: з.

Она сидела надменно выпрямившись, ее полные губы австриячки презрительно кривились в ответ на свист и улюлюканье черни, собравшейся поглазеть на кровавый спектакль.

Как ризничий, он понимал толк в драгоценностях и потому задержался, въедливо рассматривая собранные здесь блюда, украшенные финифтью мисы, алавастры - узкогорлые сосуды для мира, золотые и хрустальные ладанницы, серебряные с чернью кунганы, чеканные чары, братины с надписями и ликами святых мучеников в золоченых кругах, серебряный панагиар Евфимия, с подставкою в виде четырех ангелов, ендовы, кубки, достаканы, ковши и тарели, кратиры - дары великих бояр и приобретения прежних владык, а также драгоценные цепи и пояса, за право хранить которые бывший ризничий бесполезно ссорился когда-то с чашником Еремеем.

Отцы-сенаторы соизволили выделить им государственные посты, но под давлением Антония и городской черни остановили свой выбор на самой унизительной из должностей, которую обычно поручали отъявленным ничтожествам и возмутителям спокойствия, ибо это позволяло удалить их из Рима, не подвергая ссылке.

В разгар мучительнейшего кризиса в его частной жизни эта раздражительность и нетерпимость к критике достигли у него такого предела, что он стал похож на благородную жертву боя быков, которую сильнее бесят петарды, бандерильи и всякие мелкие неприятности, причиняемые чернью, собравшейся вокруг арены, нежели пика более достойного и, так сказать, законного противника.

Писатель с заслуженным презрением раскрывает ее полную внутреннюю опустошенность, ее жадный эгоизм, ее жестокость, но временами он и сам любуется вместе с читателями умом, дерзостью и артистическим мастерством, с какими эта безродная беднячка вступает в единоборство со светской чернью, обращая против достопочтенных эсквайров, баронетов и лордов их же собственное оружие своекорыстия, лицемерия и лжи.

Мельхиор

  • Мельхио́р (нем. Melchior, искаженное от фр. Maillot-Chorier) — однофазный сплав меди с никелем, иногда с добавками железа и марганца, получивший своё название по именам французских изобретателей из Лиона Майо (Maillot) и Шорье (Chorier), которые создали свой сплав в 1819 году.Обычно в состав мельхиора входит 5–30 % никеля, ⩽ 0,8 % железа и ⩽ 1 % марганца, хотя в отдельных случаях он отличается от этих пропорций. Раньше под мельхиором понимались не только медно-никелевые сплавы, но и сплавы меди с никелем и цинком (нейзильберы), а также посеребрённую латунь, из-за чего изделия из этих материалов часто называют мельхиоровыми.

Помимо мельхиора существуют и другие медно-никелевые сплавы: как частный случай — монель, содержание никеля в котором достигает 67 %, а также нейзильбер, в котором дополнительно присутствует цинк и другие элементы. Например, при изготовлении проволочных резисторов используется сплав, близкий по химическому составу к мельхиору, содержащий 59 % меди и 41 % никеля — константан.

Связанные понятия

Нейзи́льбер (от нем. Neusilber — «новое серебро») — сплав меди с 5—35 % никеля и 13—45 % цинка. Благодаря содержанию цинка сплав несколько дешевле аналогичного по внешнему виду и механическим свойствам мельхиора.

Лату́нь — двойной или многокомпонентный сплав на основе меди, где основным легирующим компонентом является цинк, иногда с добавлением олова (меньшим, чем цинка, иначе получится традиционная оловянная бронза), никеля, свинца, марганца, железа и других элементов. По металлургической классификации к бронзам не относится.

Томпа́к (фр. tombac, от малайск. tambaga — медь) — разновидность латуни с содержанием меди 88—97 % и цинка до 10 %. Обладает высокой пластичностью, антикоррозионным и антифрикционными свойствами. Сплавы меди с содержанием цинка 10—30 % называют полутомпаками. В Европе томпак был предложен лондонским часовщиком Кристофером Пинчбеккером (около 1670—1732 года). Был известен в южноамериканских доколумбовых цивилизациях, например, Моче или Кимбая.

Плакирова́ние (фр. plaquer — накладывать, покрывать), те́рмомехани́ческое покры́тие — нанесение на поверхность металлических листов, плит, проволоки, труб тонкого слоя другого металла или сплава термомеханическим способом.

Лигату́ра (в металлургии) — сплав из двух и более компонентов, предназначенный для введения в жидкий металл тугоплавких элементов. Легирование с помощью лигатур дает более стабильные результаты в случае необходимости внесения малых концентраций легирующих примесей благодаря легкости дозирования или при введении в сплав легко окисляющихся или летучих при высоких температурах элементов.

Упоминания в литературе

Медь хорошо растворяется в азотной кислоте, серной, разбавленной соляной кислотах. Она является основой таких сплавов, как латунь, бронза, нейзильбер, мельхиор .

Мельхиор и нейзильбер обладают достаточной пластичностью, хорошо полируются, легко принимают разнообразную отделку и различные оттенки при воздействии растворов гипосульфита натрия и уксуснокислого свинца.

Связанные понятия (продолжение)

Алюминиевая бро́нза — вид бронзы, у которой алюминий является основным легирующим металлом, добавляемым к меди (в отличие от обычной бронзы, где медь легируется оловом, или латуни, где используется цинк). Промышленное применение нашли алюминиевые бронзы разного состава, но при этом большинство сплавов содержит алюминий в количестве от 5 % до 11 % по массе, а остальное составляет медь и другие легирующие элементы, такие как железо, никель, марганец и кремний.

Бимета́лл — композиционный материал, состоящий из двух или более различных слоёв металлов или их сплавов. Термобиметаллические материалы относятся к группе прецизионных материалов. Биметалл применяется.

Сли́ток или чу́шка — брусок металла. Слитки могут обладать разной массой, формой и категорией. При этом термин слиток чаще всего используется применительно к цветным и драгоценным металлам, тогда как термин чушка — к черным металлам.

Никелирова́ние — обработка поверхности изделий путём нанесения на них никелевого покрытия. Толщина наносимого покрытия обычно составляет от 1 до 50 мкм.

Серебро́ (Ag от лат. Argentum) — элемент 11 группы (по устаревшей классификации — побочной подгруппы первой группы), пятого периода периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева, с атомным номером 47.

Луже́ние — нанесение тонкого слоя расплавленного олова на поверхность металлических (прежде всего стальных и железных) изделий. Лужение производится для защиты металла от коррозии или для подготовки к пайке (лужёная поверхность лучше смачивается припоем).

Чеканка — технологический процесс изготовления рисунка, надписи, изображения, заключающийся в выбивании на пластине определённого рельефа. Один из видов декоративно-прикладного искусства.

Чернь или ниелло (итал. niello, от лат. nigellus, уменьшит. от niger — чёрный) — смесь сульфидов серебра, свинца и меди, с помощью которой украшают изделия из металлов, главным образом из серебра.

Эмаль — тонкое стекловидное покрытие на поверхности металла, получаемое высокотемпературной обработкой.

Подгру́ппа ме́ди — химические элементы 11-й группы периодической таблицы химических элементов (по устаревшей классификации — элементы побочной подгруппы I группы).

Серебре́ние — процесс нанесения тонкой плёнки серебра на поверхность другого твёрдого материала, обычно стекла, для придания ей зеркально-отражающих свойств.

Инструмента́льная углеро́дистая сталь — сталь с содержанием углерода от 0,7 % и выше. Эта сталь отличается высокой твёрдостью и прочностью (после окончательной термообработки) и применяется для изготовления инструмента.

Нержавеющая сталь (коррозионно-стойкие стали, в просторечье «нержавейка») — легированная сталь, устойчивая к коррозии в атмосфере и агрессивных средах.

Фиани́т — искусственный материал, диоксид циркония ZrO2, кристаллизованный в кубической сингонии. Условно может рассматриваться как аналог минерала тажеранита. Широко используется в ювелирном деле в качестве синтетической имитации драгоценных камней.

Сталь (от нем. Stahl) — сплав железа с углеродом (и другими элементами), содержащий не менее 45 % железа и в котором содержание углерода находится в диапазоне от 0,02 до 2,14 %, причём содержанию от 0,6 % до 2,14 % соответствует высокоуглеродистая сталь. Если содержание углерода в сплаве превышает 2,14 %, то такой сплав называется чугуном. Углерод придаёт сплавам прочность и твёрдость, снижая пластичность и вязкость.

Сплав — макроскопически однородный металлический материал, состоящий из смеси двух или большего числа химических элементов с преобладанием металлических компонентов.

Проба благородных металлов — определение различными аналитическими методами пропорции, весового содержания основного благородного металла (золота, серебра, платины,палладия и т. п.) в пробируемом сплаве; используется для последующего клеймения, нормативно фиксирующего полученные в результате анализов данные — пропорцию благородного металла при изготовлении ювелирных изделий, монет и др.

Тауширование, насечка — инкрустация одного металла другим, более мягким и имеющим меньшую температуру плавления.

Вороне́ние стали (оксидирование, чернение, синение) — процесс получения на поверхности углеродистой или низколегированной стали или чугуна слоя окислов железа толщиной 1-10 мкм. От толщины этого слоя зависит его цвет — т. н. цвета побежалости, сменяющие друг друга по мере роста плёнки (жёлтый, бурый, вишнёвый, фиолетовый, синий, серый).

Легированная сталь — сталь, которая, кроме обычных примесей, содержит элементы, специально вводимые в определённых количествах для обеспечения требуемых физических или механических свойств. Эти элементы называются легирующими.

Хризопра́з — полудрагоценный и поделочный камень, разновидность кварца и халцедона (скрытокристаллическая форма диоксида кремния), содержащая небольшое количество никеля. Слово «хризопраз» пришло из греческого языка, др.-греч. χρυσός означает «золото», πράσον — «лук-порей». Цвет камня обычно яблочно-зелёный, но может варьироваться до тёмно-зелёного и голубовато-зелёного.

Полирование является отделочной операцией обработки металлических и неметаллических поверхностей. Суть полирования — снятие тончайших слоев обрабатываемого материала механическими, химическими, электролитическими или методами ионного облучения, придание поверхности малой шероховатости и зеркального блеска.

Припо́й — материал, применяемый при пайке для соединения заготовок и имеющий температуру плавления ниже, чем соединяемые металлы. Применяют сплавы на основе олова, свинца, кадмия, меди, никеля, серебра и другие.

Анциркулейтед (англ. uncirculated — «не циркулировавшие», сокращённо UNC) — качество чеканки монет (как правило, многотиражная автоматическая чеканка), при котором монета обладает ровным матовым металлическим блеском без зеркальной поверхности.

Силуми́н — сплав алюминия с кремнием. Химический состав — 4-22 % Si, основа — Al, незначительное количество примесей Fe, Cu, Mn, Ca, Ti, Zn, и некоторых других. Некоторые силумины модифицируются добавками натрия или лития. Добавка всего 0,05 % лития или 0,1 % натрия позволяет увеличить содержание кремния в эвтектическом сплаве с 12% до 14 %. Сплавы Al-Si (силумины) обладают наилучшими литейными свойствами. В двойных сплавах Al-Si эвтектика состоит из твёрдого раствора и кристаллов практически чистого.

Гарт (от нем. hart — твёрдый; от нем. art — род или erz — руда), гартовые сплавы — устаревшее название типографских сплавов.

Бе́лое зо́лото — ювелирный материал, сплав золота с другими компонентами (такими как серебро, палладий или никель), которые окрашивают его в белый цвет.

Финифть

  • Фини́фть (др.-рус. финиптъ, химипетъ, из ср.-греч. χυμευτόν, то же от χυμεύω — «смешиваю») — изготовление художественных произведений с помощью стекловидного порошка, эмали, на металлической подложке, вид прикладного искусства. Стеклянное покрытие является долговечным и не выцветает со временем, изделия из финифти отличаются особой яркостью и чистотой красок.

Скань (восходит к др.-русск. съкань, от глагола съкати «сучить», «свивать в одну нить несколько прядей»), филигрань — вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Изделия из скани часто дополняются зернью (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмалью.

Древнерусское лицевое шитьё («живопись иглой») — вид декоративно-прикладного искусства, распространённый в эпоху Древней Руси.

Позоло́та, или золоче́ние, — нанесение на предмет тонкого слоя золота (от долей мкм до нескольких мкм) в декоративных, защитных или защитно-декоративных целях. Мастера, специализирующиеся на работах по золочению, называются позолотчиками.

Басма́ (тюрк. байса, пайцза, букв. — отпечаток) — один из видов техники тиснения рельефных рисунков с помощью специальных матриц — басманных досок. Басмой также называют тонкие металлические или кожаные листы с выбитым таким способом узором. По сравнению с чеканкой, изготовление рельефных рисунков с применением техники басмы существенно экономит время и повышает производительность труда.

Технологический процесс финифти состоит в изготовлении из тонкого серебряного, медного или золотого листа основы изделия, которая может быть любой формы. Лицевую поверхность после соответствующей подготовки покрывают тонким слоем эмали, которая должна служить фоном (светлые – белый, голубой или черные фоны). Операцию наложения фона повторяют в несколько этапов, пока поверхность не станет ровной и гладкой. Оборотную сторону покрывают контрэмалью. Затем приступают к живописи на эмали, учитывая изменения после обжига первоначального цвета эмалевых красок и их температуру плавления. Вначале пишут красками тугоплавкими, а после обжига легкоплавкими.

Упомянем здесь же и бытовавшие в различных странах в разные эпохи эмалевые иконы – в технике финифти и перегородчатой эмали, а также иконы мозаичные, популярные в Византийской Империи вплоть до её падения.

А́ссист (лат. assisto — стоять рядом, присутствовать) — в иконописи штрихи из сусального золота или серебра на складках одежд, перьях, крыльях ангелов, на скамьях, столах, престолах, куполах, символизирующие присутствие Божественного света, заменяя пробела.

Зернь — мелкие золотые, платиновые или серебряные украшения в форме шариков диаметром от 0,4 мм, которые напаиваются в ювелирных изделиях на орнамент из скани. Зернь создаёт эффектную фактуру, игру свето-тени. Эта техника стала использоваться в Древней Руси с IX—X веков, обычно вместе с эмалью. Также добавлялись драгоценные камни.

Кума́ч (от араб. kumāš‎) — хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, окрашенная в ярко-красный, реже в синий цвет. В XVIII — первой половине XIX века кумач изготавливался татарами Казанской губернии, со второй половины XIX века производство кумача освоили и на фабриках других губерний России. Со второй половины XVIII века «кумачовый» или «кумачный» воспринимался как красный цвет.

Паволока (от волочить) — ткань, наклеиваемая на иконную доску перед наложением левкаса. Служит для лучшего сцепления левкаса с поверхностью доски.

Гравиро́вка (гравирование) (нем. gravieren, фр. graver — вырезать на чём-либо) — нанесение рисунка, надписи, орнамента, ручным или механическим способом на поверхности металла, камня, дерева, стекла. Один из древнейших способов обработки материала резанием. При этом рисунок может быть выпуклым (рельефным) или углублённым.

Стеклярус (фр. jais de verre) — стеклянные цилиндрики удлинённой формы с продольным отверстием для нити.

Медальон (через нем. medaillon или фр. médaillon, от итал. medaglione, увеличительное от medaglia — медаль) — украшение или памятный знак круглой или овальной формы.

Держава императорская (также «Царское яблоко») — одна из главных регалий монархов Российской империи, символ императорской власти.

Ри́за, или окла́д (в южных и западных областях России — шата, цата, греч. επένδυση) — накладное украшение на иконах, покрывающее всю иконную доску поверх красочного слоя, кроме нескольких значимых элементов (обычно лика и рук — так называемого лично́го письма), для которых сделаны прорези; значимый вид русского декоративно-прикладного искусства.

Великоустю́жское черне́ние по серебру́ — русский народный художественный промысел, сложился в XVII веке в Великом Устюге (ныне — районный центр в Вологодской области). Заключается в украшении черненёнными рисунками различных серебряных изделий (например, портсигаров, подстаканников, столовых и посудных наборов).

Лазу́рь — один из оттенков голубого цвета, цвет минерала азурита и красителя азур, цвет неба в ясный день.

Левка́с (греч. λευκός белый, светлый, ясный) — название грунта, представляющего собой мел, смешанный с животным или рыбьим клеем с добавлением льняного масла. Особо значимое применение имеет в подготовке под иконопись и сусальное золочение.

Ковче́г (от ст.-слав. «ковъчегъ» — ящик, ларь, сосуд) — в иконописи — углублённое среднее поле на лицевой поверхности иконной доски. Формой более или менее повторяет форму доски (чаще всего — прямоугольный). Глубина — до 5 мм. Края доски, не занятые ковчегом, называются полями, переход от ковчега к среднему полю — лузгой.

И́ко́нопись, иконописа́ние, писа́ние ико́н — вид живописи, предназначенный для создания священных изображений — икон. Хотя в традиции восточного христианства греческое слово εἰκών, которое означает «изображение», «подобие», «образ», используется как общее наименование священных изображений, в качестве произведений иконописи обычно рассматривают предназначенный для молитвы образ, написанный на доске.

Дама́ст (араб. دمشق‎, также дама́, камка, камчатка) — ткань (обычно шёлковая), одно- или двухлицевая с рисунком (обычно цветочным), образованным блестящим атласным переплетением нитей, на матовом фоне полотняного переплетения.

Суса́льное золото (сусаль) — тончайшие (около 100 нм) листы золота, которые обычно используются в декоративных целях. Наклеиваются на поверхность, создавая впечатление, что предмет полностью сделан из золота.

Вязь — тип письма, в котором буквы сближаются или соединяются одна с другой и связываются в непрерывный орнамент.

Бармы — широкое оплечье или широкий воротник с нашитыми на него изображениями религиозного характера и драгоценными камнями, надеваемый поверх парадного платья; часть парадной княжеской одежды, а к концу XV века — великокняжеской, потом царская регалия. Древнерусский аналог византийского лора — детали парадного императорского облачения.

Техника иконописи обычно заключается в том, что на деревянную основу с выбранным углублением — «ковчегом» (или без него) наклеивается ткань — «паволока». Далее наносится меловой или алебастровый грунт — «левкас». После шлифовки поверхности грунта на него переводится рисунок будущей иконы. Затем (в отдельных случаях) делается «графья» или «прорезь», прорезающая контур, с помощью заточенной иглы, позволяющая не сбиться в последующей работе. Что является важным требованием в работе с ликом. Следующим.

Гильоши́рование — нанесение на бумагу специальным типографским станком орнаментального узора в виде сетки или переплетающихся волнистых линий.

Ри́за — в православном храме покрывало на престоле, жертвеннике и аналоях, покровец на потире, а также верхняя часть священнического облачения (фелонь или казула). Ризы хранятся в специальных алтарных помещениях — ризницах.

Доска́ ико́нная, цка, дска — традиционная основа под темперную живопись в иконном писании должна была отвечать требованиям, по которым квалифицировался труд иконописца. Доской для иконы служит с древности: липа, берёза, сосна, ель, сибирский кедр, лиственница, дуб или клён. Из дорогих пород считалась привозная доска, изготовляемая из кипариса. Доски, как правило, тесались из плахи топором, обстругивались теслом. Продольную распилку брёвен пилой в России начали, вероятно, с XVII века. Так что вырубленный.

Подсве́чник — подставка для установки свечи. Декоративные многорожковые подсвечники называются канделябрами.

Парча́ (от перс. پارچه parče — «ткань, материя») — тяжёлая ткань из шёлка с узором, выполненным металлическими нитями с золотом, серебром или их сплавами с другими металлами. Часто металлическая нить (или сплющенная металлическая нить — ленточка) навивается на льняной, шёлковый, хлопчатобумажный уток. Например, среди известных дизайнеров по текстилю XVIII—XIX веков, работавших с парчой, можно назвать Анну Марию Гартуэйт.

Карнация (фр. carnation — телесный цвет, от лат. caro — мясо, плоть, тело) — цветовая характеристика, живописные приёмы, (обычно многослойное наложение красок), применяемые при изображении кожи человека, его лица и обнажённых частей тела. Более общо — изображение человеческой кожи по сравнению с фигурой, покрытой тканями.

Я́хонт — одно из устаревших названий красного и синего ювелирных минералов корундов. Соответственно, красным яхонтом (или лалом) называли рубин, а «яхонтом лазоревым» или синим — сапфир. Кроме того вишнёвым яхонтом иногда называли аметист, а жёлтым — гиацинт.

О́рденская ле́нта или Лента медали — специальная лента, установленная для каждого ордена или медали, имеющая определённый цвет и рисунок.

Хо́луйская миниатюра — народный промысел, развившийся в селе Холуй Ивановской области. Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, кубышки, игольницы и т. д.

Набойка (набивка) — вид декоративно-прикладного искусства; получение узора, монохромных и цветных рисунков на ткани ручным способом при помощи форм с рельефным узором, а также ткань с рисунком (набивная ткань), полученным этим способом.

Сма́льта (от нем. Smalte или Schmalte, от schmelzen — плавить, итал. smalto — эмаль; устар. — шмальта) — цветное непрозрачное («глушёное») стекло, изготовленное по специальным технологиям выплавки с добавлением оксидов металлов, равно как и кусочки различной формы, полученные из него методом колки или резки. До начала XX века в русском языке слово могло также означать ярко-синюю краску, полученную из кремниевой кислоты и кобальта.

Орна́мент (лат. ornamentum «украшение») — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и так далее), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), произведений пластических искусств (главным образом прикладных), у первобытных народов также самого человеческого тела (раскраска, татуировка).

Грунт (нем. Grund — основа) — первоначальная обработка материала, предназначенного для живописи, тонкий слой специального состава, который наносят поверх проклеенной основы, чтобы придать поверхности необходимые цветовые или фактурные свойства, а также ограничить интенсивное впитывание связующего вещества.

Императорский скипетр — одна из главных регалий монархов Российской империи. Скипетр был изготовлен в 1762 году для императрицы Екатерины Великой мастером Леопольдом Пфистерером, в 1774-м — дополнен бриллиантом «Орлов». После Октябрьской революции был передан в Гохран, а с 1967 года вошёл в постоянную экспозицию коронных регалий Алмазного фонда в Оружейной палате.

Художественное литьё — это отливка художественных произведений из металлов, полимеров (вулканизируемых или отверждаемых химически). Из металлов чаще всего это золото, серебро, бронза, олово, медь, чугун, сплавы алюминия. Из полимеров используются резины, силиконы, пластизоль ПВХ.

Навершие (навершье) — верхушка какого-либо изделия (рукоятки меча, посоха и так далее) или сооружения (терема, купола).

Колт — древнерусское женское украшение XI—XIII вв., по́лая металлическая подвеска, прикреплявшаяся к головному убору и часто украшенная зернью, сканью, эмалью, чернью. Предположительно, во внутреннюю полость закладывался кусочек ткани, смоченный благовониями. Колты найдены в составе многих кладов на территории Древней Руси.

Инкруста́ция (позднелат. incrustatio, буквально — покрытие корой) — украшение изделий и зданий узорами и изображениями из материалов, отличающихся от основной поверхности. Для инкрустации используются мрамор, керамика, различные металлы, дерево, перламутр и поделочные и драгоценные камни. Кусочки, составляющие узор, врезаются в основу.

Бисер (бусины) — маленькие декоративные объекты с отверстием для нанизывания на нитку, леску или проволоку. Искусство изготовления украшений из бисера называется бисероплетение. Также бисер используется в вышивке, мозаике и вязании.

Шкату́лка (устар. ларе́ц, ла́рчик, бау́льчик, укла́дочка) — маленькая коробка или ящик обычно, но не всегда, в форме прямоугольного параллелепипеда, используемая для хранения драгоценностей, денег, бумаг и других мелких, но обычно ценных предметов. Шкатулки появились в глубокой древности и ведут происхождение, вероятно, от сундуков для хранения одежды.

Декупа́ж (фр. découper «вырезать») — техника декорирования различных предметов, основанная на присоединении рисунка, картины или орнамента (обычно вырезанного) к предмету и далее покрытии полученной композиции лаком ради сохранности, долговечности и особенного визуального эффекта.

Фесто́н (фр. feston) — в прикладном искусстве и живописи, а также в портновском искусстве декоративный элемент, орнаментальная полоса с обращенным вниз узором в форме листьев, цветов, ступенчатых зубцов, равнобедренных треугольников, и т. д. Произошёл от натуральных жгутов, которыми древние греки и римляне в религиозные и прочие праздники (лат. festa) украшали здания, проёмы, головы жертвенных животных. Встречается на монетах и медалях, главным образом в конце XVIII века, например, на пфеннигах Людвига.

Твореное золото — это микроскопические частицы золота в виде порошка. Изготавливается из листов тончайшего золота 960-й пробы. Твореное золото применяется в художественной росписи, иконописи, реставрации.

Худо́жественная ро́спись — (от писать) — искусство декорирования красками какой-либо поверхности. Искусство росписи следует отличать от живописи. Если композиции «картинного типа» рассчитаны на автономное восприятие в нейтральном пространстве или на нейтральном фоне, относительно изолированном от окружающей среды, то роспись функционально и, следовательно, композиционно является частью специально задуманного и организованного художником пространства. Искусство живописи и качества живописности подразумевают.

Что такое чернь: особенности ювелирной техники, что это в древней Руси, можно ли сделать чернение самостоятельно

Чернение ювелирных изделий и предметов быта было чрезвычайно популярно в России. В доме каждого состоятельного человека была посуда, выполненная в этой технике, оружие, инкрустированное чернью, ювелирные изделия для мужчин и женщин.

Что такое чернь: особенности ювелирной техники, что это в древней Руси, можно ли сделать чернение самостоятельно

Чтобы ответить на вопрос, что такое чернь в Древней Руси, необходимо дать определение этому понятию ювелирного искусства.

Чернь — что это такое

Чернение — это покрытие золотых и серебряных предметов специальным порошком, состоящим из измельченного серебра, меди, свинца и серы. Эта смесь наносилась в специальные места, и после обжига изделия превращалось в узор или рисунок.

Чернь в древней Руси — начало ремесленничества

Что такое чернь: особенности ювелирной техники, что это в древней Руси, можно ли сделать чернение самостоятельно

История кузнечного дела восходит к 5 веку до нашей эры. Кузнечное дело было наиболее развито у причерноморских племен, живших на севере. Наиболее популярной техникой было чернение в частности в Чернигове в 10 веке мастера по чернению достигли вершины своего искусства. После этого чернь как мастерство распространилась далеко за пределы русских земель.

Мастера Великого Уструга в 18 веке создали целую школу мастерства прессования металла. Они считаются создателями современной техники. Чернь и сегодня используется в ювелирном деле.

Чернение металлов — процесс обработки

Создание черненного узора на поверхности металлов проходило в несколько этапов:

  • приготовление смеси;
  • шлифовка изделия или украшения;
  • создание узора, мастер вырезал углубление около 0,3 мм;
  • нанесение чернения: расплавление смеси в печи и заполнение полостей в заготовке жидким составом;
  • удаление лишнего слоя — очень важный момент, требующий много времени и терпения.

Способы применения черни

В учебниках для ювелиров (например, «Технология изготовления ювелирных изделий», В. П. Луговой, 2013) говорится, что существует два способа нанесения черни — сухой и мокрый. При сухом методе поверхность смачивается необходимым раствором и наносится тонкий черневой порошок.

77

Поверхность высушивается и обжигается в муфелях (300-400°C). При влажном способе состав наносится в виде сметаны, разведенной водой. Масса наносится густо и плотно в полости с помощью кисти или шпателя. При нагревании муфеля чернь размягчается, плавится, вливается в узор и покрывает предмет. Это знак, что нужно убрать предмет из муфты. Небольшие ювелирные изделия можно расплавить с помощью горелки. Тепло концентрируется на основном металле, поэтому лучше нагревать сзади. Когда масса расплавится, нагрев будет завершен.

Заготовка «очищается» путем шабрения или обработки напильником («выснимка») до появления рисунка. Очень важно не порезать и не повредить рисунок. Затем предмет шлифуют и полируют, выявляя весь рисунок. Часто фон предмета дополнительно гравируется или канфарируется (канфарат — это нанесение точек, черточек или насечек на поверхность металла).

Черненное серебро и оксидированное серебро — в чем разница?

Окисленные куски серебра или серебряное украшение после окисления металла выглядят прямыми, гладкими на ощупь и не намного темнее по цвету. Когда металл подвергается настоящему чернению с использованием серы, меди и свинца, внешний вид становится другим. Местами украшение глубокого черного цвета, местами светлее. Такие изделия имеют глубокие, четкие и благородные узоры. При очистке окисленного серебра могут появиться светлые пятна. Нелегированное серебро более устойчиво к полировке и чистке и теряет свою черноту, если его долго варить или погружать в кислоту.

Современная чернь

Что такое чернь: особенности ювелирной техники, что это в древней Руси, можно ли сделать чернение самостоятельно

Черненное серебро — не бедный родственник в ювелирном семействе. Его цена за грамм намного выше, чем у обычного серебра. Но чтобы найти «классическую» чернь, среди оксидированного серебра (многочисленного, но гораздо менее «стабильного» родственника черни), придется потратить намного больше времени. Окисленные украшения, а не настоящую чернь чаще можно встретить в ювелирных магазинах, где на бирке будет написано «не окисленные».

Серебряные сплавы сами по себе покрываются слоями сульфидов и оксидов в результате взаимодействия с окружающей средой и телом, что приводит к их потемнению или потере первоначального белого блеска. По этой причине продавцы обычно советуют покупателям брать «серебро с покрытием», которое часто представляет собой тонкий слой драгоценного (т.е. органического) металла родия или рутения.

7777

Еще один популярный (и довольно недорогой) способ защитить блеск ваших изделий — покрыть их тонким слоем сульфида — просто «оксидирование». По сути, это имитация естественных процессов, характерных для серебра, но под строгим технологическим контролем.

Для процесса чернения серебра технологи готовят специальный раствор, чаще всего «серную сметану» из карбоната калия (поташа), серы и воды. Состав серной сметаны может быть слегка изменен для получения различных оттенков пленки. Готовый состав просто наносят кистью на подготовленную и очищенную металлическую поверхность, изделие обязательно нагревают, ждут, пока произойдет необходимая химическая реакция. Возможно также гальваническое покрытие — с пропусканием заряда тока через жидкость (электролит) в ванне, этот метод характерен для массового производства.

Затем на украшения наносится защитная пленка выбранного оттенка. Предметы промываются, участки, где чернение не требуется, полируются (пленка стирается) и высушиваются.

Сульфатное чернение

Что такое чернь: особенности ювелирной техники, что это в древней Руси, можно ли сделать чернение самостоятельно

Сульфатное покрытие достаточно долговечно, защищает и украшает работу, но все имеет свои пределы. «Чернь слезла с моего кольца» относится именно к этой легкой форме, в отличие от традиционной черни. Если вы хотите, чтобы ваши украшения прослужили вам дольше, необходимо обеспечить хотя бы минимальный уход за ними.

Один из щадящих способов очистки украшений — налить шампунь в стакан и забыть о нем на несколько дней (перфекционисты могут использовать «Фейри»). Хорошая новость заключается в том, что ваши украшения можно легко перекислить в ювелирной мастерской.

Почернение и окисление

Как потемнеть серебру в домашних условиях? Это можно сделать двумя способами: оксидированием и традиционным чернением. И разница между этими двумя методами огромна.

В результате окисления серебра откладывается тонкий оксидный слой, и изделие приобретает темную матовость. Покрытие недолговечно и легко стирается. Разница особенно заметна при чистке: если полировать окисленное серебро, оно покроется сеткой более светлых пятен.

Чернение — это покрытие поверхности металла смесью серебра, меди и сульфида свинца. Налет устойчив к истиранию и полностью исчезает только после длительного воздействия кислоты или кипячения.

Чернь в промышленных масштабах

Что такое чернь: особенности ювелирной техники, что это в древней Руси, можно ли сделать чернение самостоятельно

Чернение производится в промышленных масштабах различными методами. Но, как правило, все они представляют собой нанесение на изделие порошка из смеси сульфидов серебра, меди и свинца. Патина закрепляется «сухим» или «мокрым» способом: в первом случае изделие обжигается после нанесения порошка, во втором — металлы разводятся водой до консистенции сметаны, а серебро после нанесения смеси закаливается в муфельной печи.

Говоря о том, как потемнеть серебру в целом, эксперты выделяют следующие способы:

  1. Гальваника — это техника, требующая специализированного оборудования, поэтому в домашних условиях она не используется;
  2. Механические — с использованием графита;
  3. Химический — самый надежный метод чернения.

Чернение серебра в домашних условиях

Как чернитьь серебро в домашних условиях с помощью графита? Это довольно простая техника, а результат обусловлен теми же процессами, которые со временем происходят в лунном металле. То есть частицы пыли прилипают к нему и «сверлят» в нем отверстия. Этот процесс можно легко ускорить, используя графит.

Что такое чернь: особенности ювелирной техники, что это в древней Руси, можно ли сделать чернение самостоятельно

Почерневший предмет смазывается смесью графитового порошка, оксида железа и скипидара, разведенной до консистенции пасты. Затем ждут полного высыхания и вытирают серебро мягкой тканью. Чем старше серебряное украшение и чем более неровная поверхность, тем более заметным будет эффект. Но в целом, такое почернение менее стойкое, чем почернение, полученное химическим или гальваническим способом.

Чернение с помощью яйца

Как чернить серебро с помощью яйца в домашних условиях? Техника довольно проста, и вам не нужно покупать никаких дополнительных продуктов. Все необходимое уже есть в холодильнике. Итак, чтобы сделать чернь на серебряном украшении с помощью яйца, необходимо выполнить следующие действия:

Если у вас много серебряных украшений, сварите яйцо или два.

Отдельно стоит выделить белок — его можно есть, так как он не принимает никакого участия в образовании благородного налета. Все вещества, необходимые для почернения, сосредоточены в желтке.

  1. Поместите яичные желтки в герметичный контейнер и измельчите их.
  2. Затем в тот же сосуд следует положить серебро, но так, чтобы металл не касался желтков, иначе процесс почернения будет протекать слишком быстро и неравномерно. Поэтому украшения следует либо подвесить, либо разложить на решетке, а в самом крайнем случае изолировать бумажным полотенцем.
  3. Оставьте изделия с желтками в герметичном контейнере на 24 часа. Если через 24 часа результат не выглядит слишком впечатляющим, можно оставить серебро еще на 1-2 дня.
  4. Выньте украшение и вымойте его водой с мылом.
  5. Отполируйте все выступы мягкой тканью.

Что такое чернь: особенности ювелирной техники, что это в древней Руси, можно ли сделать чернение самостоятельно

Желток начинает выделять серу, элемент быстро образует на серебряном украшении оксидированную пленку, металл чернеет и покрывается благородной сединой.

Чернь йодом

При использовании йода сначала очистите изделие. Затем нанесите раствор йода с помощью ваты или ватного тампона и дайте серебру высохнуть — желательно под прямыми солнечными лучами.

Когда металл потемнеет, очистите его зубной пастой — она заменит мягкий абразив. После очистки выпуклости будут блестеть, а ямки останутся темными. Если результат далек от идеального, процедуру следует повторить столько раз, сколько необходимо.

Недостатки этой техники очевидны: такой способ чернения подходит для штампованных изделий, но не подходит для ювелирных с гладкой поверхностью.

Серная мазь

1

Быстро и эффективно потемнить серебро можно с помощью серной мази. Это лекарственный препарат, используемый в основном для борьбы с возбудителями чесотки как у людей, так и у животных. Поэтому он продается как в ветеринарных, так и в обычных аптеках.

Серная мазь густая, желтого цвета и имеет довольно неприятный запах. Ее нужно нанести на деталь, а затем нагреть до жидкого состояния с помощью фена. Когда мазь станет более жидкой, вы сможете более аккуратно распределить ее по поверхности серебра. После нагревания металл приобретает глубокий черно-синий или фиолетовый цвет. Затем изделие можно вытереть насухо и при необходимости повторить процедуру.

Как правильно носить черненное серебро

Этот вид ювелирных изделий сегодня имеет свою армию поклонников по всему миру. Например, многие магазины продают серебряные украшения в виде колец, браслетов, кулонов и серег с нанесенной чернью. Все украшения выполнены в разных стилях и имеют определенную цену.

Кроме того, мастера украшают такие изделия драгоценными камнями, инкрустируют родированным серебром и золотом.

Что такое чернь: особенности ювелирной техники, что это в древней Руси, можно ли сделать чернение самостоятельно

Аксессуары и другие предметы в технике чернения можно носить как для всех формальных случаев, так и на каждый день. Серебряные украшения хорошо сочетаются с любым стилем одежды, кроме повседневной спортивной одежды, в которой уже присутствуют декоративные элементы.

Такие украшения будут отлично смотреться под вечернее платье, деловой костюм или легкий вариант летнего платья.

Как правильно выбрать ювелирные изделия?

Перед покупкой обратите внимание на цвет вашей кожи. Например, светло-серебристые изделия с темными узорами могут подойти женщинам со смуглым цветом лица. Люди со светлым цветом лица носят изделия с рисунком серебряного цвета на темном фоне.

Серебро — прекрасный драгоценный металл. Предметы из него завораживают своим блеском, опалесцируют на свету и выглядят как настоящее произведение искусства. Однако, когда вы берете серебро в руки или надеваете его на руку, оно быстро окисляется. Металл потускнел и потерял большую часть своего очарования.

По этой причине многие люди предпочитают затемнять серебро. С одной стороны, такие изделия выглядят как антиквариат, с патиной. С другой стороны, блестящее серебро с темными вкраплениями выглядит более привлекательно.

Как чистить серебро без покрытия?

77

Гораздо легче нанести чернь, чем потом удалить ее. Чтобы избавиться от почернения, вам придется приложить немало усилий и, скорее всего, обратиться за профессиональной помощью.

Однако если вы хотите очистить неоловянное серебро, сохранив благородную темную патину, эта процедура требует особой осторожности. Первое, что необходимо сделать, это избегать чистки щеткой и использовать только мягкие полировальные салфетки. Это обеспечит затемнение рельефа и сияние выступов. Зубную пасту можно использовать в качестве абразива. Почерневший предмет нельзя кипятить или чистить едкими веществами.

Если вы возвращаете патинированное украшение ювелиру для чистки, обязательно сообщите ему о своем желании сохранить драгоценную патину.

Значение слова «филигрань»


1. Вид ювелирной техники — ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной и т. д. проволоки, гладкой или свитой в веревочки; скань. || обычно собир. Ювелирные изделия, выполненные таким способом. Устюжская филигрань. Ростовская филигрань.

2. Спец. Проволочное изображение, укрепляемое на сетке для отлива бумажных листов с целью получения водяного знака, а также и водяной знак на бумаге, полученный этим способом. || Бумага с водяными знаками.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Филигрань (итал. filigrana, из лат. filum «нить» + granum «зерно») — ювелирная техника, использующая ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной и т. д. проволоки, также изделия, выполненные в такой технике (см. также скань).

Элементы филигранного узора бывают самыми разнообразными: в виде верёвочки, шнурка, плетения, ёлочки, дорожки, глади и т. д.

В единое целое отдельные элементы филиграни соединяют при помощи пайки. Часто филигрань сочетают с зернью, представляющей собой металлические мелкие шарики, которые напаивают в заранее подготовленные ячейки (углубления). Зернь создает эффектную фактуру, игру светотени, благодаря чему изделия приобретают особо нарядный, изысканный вид.

Материалами для филигранных изделий служат сплавы золота, серебра и платины, а также медь, латунь, мельхиор, нейзильбер. Украшения, выполненные в технике филиграни или с элементами филиграни очень часто (в целях облагораживания их внешнего вида) оксидируют и серебрят. Нередко филигрань сочетают с эмалью (в том числе финифтью), гравировкой, чеканкой. Техникой филиграни можно изготовить все без исключения виды ювелирных украшений.

Филигранные изделия производились в царских или монастырских мастерских. Мастера-сканщики задумывали изделия и осуществляли все операции по их производству. В XVII в. потребность в сканных вещах увеличивается. Появляется разделение труда, ремесленники становятся самостоятельными, отдельные мастера осуществляют изготовление проволоки, сканных элементов. В XVIII в. изготовлялись большие сканные изделия, наряду с камнями широко применялись хрусталь, перламутр. Одновременно получили большое распространение небольшие серебряные вещи: вазочки, солонки, шкатулки.

С XIX в. изделия из филиграни уже выпускались фабриками в больших количествах. Они разнообразны и по назначению и по ассортименту; дорогая посуда, церковная утварь, принадлежности туалета. Технологические приемы достигают высокого совершенства. Расцветает рельефная ажурная филигрань, появляется просвечивающая (оконная) эмаль. Но постепенно исчезает сочность, для многих вещей становится характерной манерность.

Центрами сканного дела сегодня являются:

с. Казаково Вачского района Нижегородской области — родина Казаковской филиграни. В селе расположено Казаковское предприятие художественных изделий, изготавливающее уникальную ювелирную и сувенирную продукцию в древнейшей технике художественной обработки металла — скань.

п. Красное-на-Волге Костромской области. Здесь же находится Красносельское училище художественной обработки металлов, главной задачей которого является сохранение традиционного красносельского ювелирного промысла — скань, эмаль, чеканка и др.

Читайте также: