Содержание цветных металлов в электродвигателях

Обновлено: 19.05.2024

Год назад я работал газорезчиком на Таганрогском металлургическом заводе. Стальные заготовки и трубы – основная выпускаемая продукция предприятия. По работе приходится общаться со специалистами разных направлений: электрики, крановщики, сварщики.

В выходной день я зашел в гости к электрику и увидел у него во дворе старый электродвигатель. Это устройство является не только источником электродвижущей силы, но и запаса меди. После беседы с электриком, выяснилось, что механизм был списанный с предприятия. Совместными усилиями мы решили достать начинку и сдать ее в пункт приема металлолома.

Как добывалась медь

Мы просунули лом через крепежный болт двигателя и отнесли его на задний двор дома моего товарища. После прибытия на место начали демонтаж. Для начала я ознакомился с характеристиками двигателя. На нем была бирка, так называемый паспорт устройства.

Двигатель асинхронный трехфазный, модель АИРХМ132S6У3. Характеристики:

  • Мощность – 5,5 кВт;
  • Частота вращения – 960 об/мин;
  • Напряжение – 380В;
  • Степень защиты – IP54;
  • Вес по ощущениям – около 60 кг.


Табличка нашего двигателя

Моего напарника вызвали на работу, серьезно сломался кран. Я остался один на один с агрегатом. В свои 30 я не сталкивался с разбором электродвигателей. Из инструментов у меня был молоток, набор ключей, газовый резак и интуиция.

Разборка электродвигателя

  1. Первым делом я открутил болты, которые крепят вентилятор и снял его. Деталей стало меньше и я понял, что на правильном пути.
  2. Раскрутил по 3 болта с обеих сторон, которые крепили щиты подшипников. Цель приближалась.
  3. Вынул подшипники и ротор.
  4. Попытался выдернуть желанный сердечник статора, но он не поддавался. Я понял, что его держат клеммы. Снял клеммную коробку и просто выдернул провода. Прибор не планировался снова в эксплуатацию, поэтому цели проводить работу аккуратно не было.
  5. Достал сердечник с медной обмоткой.

Хорошее видео по разборке электродвигателя я нашел после, когда анализировал свою работу на наличие ошибок:

Я начал палить сердечник статора резаком и дал больше давления кислорода, чем нужно. Медь начала плавиться. Это была непростительная ошибка, которая стоила мне лишнего часа работы. Целостность проволоки нарушилась, доставалась она очень трудно.

После были долгие возмущения электрика. Полкилограмма дорогого металла было утеряно.

разборка электродвигателя

Поход в пункт приема металлолома

Мы разделили металл поровну. Возник вопрос о выборе пункта приема металлолома в Таганроге. Сдачей железа не занимался с детства. Воспользовался подсказками соседа, который указал на местонахождения нескольких пунктов.

В одном месте ко мне вышла старушка и сказала, что они не занимаются приемом металлолома в общем, хотя весь двор был им завален. Я понял, что мой вид испугал ее или владельцев точки, видимо работали без лицензии. Следующий поход закончился с тем же успехом, ко мне никто не вышел.

Тогда по моей просьбе, сосед взялся помочь в сдаче нескольких килограмм меди. Мы отправились к старушке, которая отказала мне в первый раз. Я стоял в стороне, пока сосед решал вопрос с хозяйкой горы металла.

Сосед с радостью объявил вердикт – 2кг по 250 рублей. Итого – 400 (100 руб. за старания соседу-советчику). Напарник-электрик рассказал, что сдал около 2 кг цветного металла по 280 руб. Итого на 2-их получилось 4 кг. Вопрос: стоило ли этим заниматься за 400 рублей?

Сколько меди в электродвигателе?

Заинтересовался рассчетом количество меди (Cu) в сердечнике статора. На заводе замечал, как ремонтировали электродвигателя огромных размеров. Нашел подходящую информацию. Стоит исходить из следующих показателей:

  • мощность,
  • вес устройства,
  • количество оборотов.

А еще проще рассчитывать: количество кВт умножить на 0.8. В моем случае формула сработала 5.5*0,8=4,4 кг.

Выводы

Электродвигатель АИРХМ132S6У3 используется для привода вентиляторов, насосов, различных промышленных машин. Такие механизмы просты в ремонте и не требуют особых условий работы. Узнал цены в интернете на б/у устройство от 8000 руб. Сдавать его за 1200, в лучшем случае, это бесполезная трата сил и времени.

Мой товарищ электрик до сих пор разбирает списанные движки. Сосед посещает новые точки приема металлолома в Таганроге. А я рад, что узнал несколько вещей:

  • как разобрать электродвигатель,
  • сколько Cu в обмотке статора,
  • что заниматься этим не стоит.

Лучшим вариантом будет продать электрический двигатель, как готовое изделий. Если сломан, то починить и продать. Разборка агрегата для сдачи его ломом не принесет большой прибыли.

Я промониторил интернет и увидел, что при наличии у меня газового резака, вынуть медную проволоку из сердечника было проще простого:

Лом электродвигателей, цена за 1 кг лома и как разобрать двигатель

лом электродвигателей

Рано или поздно электродвигатель окончательно выходит из строя, и его необходимо сдать в металлолом. Сложность заключается в том, что данные изделия состоят из разнородного количества и сортамента: меди, чугуна, электростали. Поэтому непосредственно сдать лом электродвигателей на пункт приёма нерационально: требуется некоторая подготовка.

Сложности разборки электродвигателя на лом и решение проблемы

Предлагаем почитать реальную историю нашего подписчика о его опыте добыче меди из лома электродвигателя – Медь и электродвигатель АИРХМ132S6У3

Электродвигатели, которые подлежат сдаче в лом, различаются по мощности, габаритам и типу, а, следовательно, имеют и различное устройство.

Например, по своим размерам двигатели можно подразделить на мелкие, мощностью до 3 кВт, средние, мощностью до 10 кВт и более крупные. Различается также устройство двигателей переменного и постоянного тока.

электродвигатель 100квт

Многие базы Вторчермета предлагают свои услуги по демонтажу двигателей. Однако при должной квалификации подобные работы можно выполнить и самостоятельно. Более того, одновременно можно выполнить сортировку деталей из разных металлов и сплавов. Существует несколько способов разделки, перед тем, как сдать электродвигатель в лом. Самым простым считается вскрытие корпуса, отделение статора от ротора, а затем последующая сортировка деталей. С этой целью можно применить и механизированную сепарацию, но она в таких ситуациях малопроизводительна, поэтому многие работы выполняются вручную. Кроме того, невозможно удалить алюминиевую и/или медную обмотки, а преобладающая часть цветных металлов и специальных сталей своего вида вообще не меняют. Например, пластины электротехнической стали остаются в слое изоляции, а вал часто не извлекается.

Видео – достаем медь (обмотки) из статора электродвигателя:

Как разобрать электродвигатель на лом быстро и качественно? Оптимальной является разборка, в ходе которой фронтальная часть обмотки статора и ротора отрезается дисковой пилой, а затем изоляция обжигается. После этого извлечь медные провода уже довольно легко. Затем обжигается лобовая часть, и производится спрессовывание медной обмотки.

Рекомендуемая последовательность разборки заключается в следующем:

  • Снимается крышка, ослабляются и извлекаются все крепёжные детали;
  • Снимаются подшипники;
  • Вынимается ротор;
  • Демонтируется задняя крышка и снимается вал;
  • Выполняется распайка всех соединений, после чего извлекается обмотка.

Был выдуман даже специальный станок для удаления обмотки статора электродвигателя – видео:

Все удаляемые из корпуса части сортируют, после чего можно раздробить коллектор и корпус электродвигателя, используя пневматические молотки с насадками в форме зубила. Медьсодержащие узлы разрезают на фрагменты диной 150…200 мм, а для лучшего извлечения алюминиевых частей можно применить нагрев ротора до 650…700 0 С, и выдержать его при такой температуре в течение 1,5…2 часов: при таких условиях можно полностью выплавить алюминиевые стержни из ротора.

Как определить содержание меди в электродвигателе

При описанном выше способе разделки цветных металлов такая проблема вообще не возникает. Достаточно просто оценить массу фрагментов стального, чугунного литья, алюминиевых и медных составляющих. Очистку меди от более легких материалов выполняют при помощи пневматической очистки, когда применяются промышленные пылесосы. С их помощью можно легко отделить резину, пластик, остатки неснятой изоляции и т.д.

электродвигатель в разрезе

Электродвигатель в разрезе

Для количественной оценки наличия меди применяется метод спектроскопической сортировки с использованием явления лазерной эмиссии. Импульс лазерного излучения направляется на поверхность медной пластины, и, отражаясь от неё, воспринимается спектральным датчиком. Он по длине волны характеристического излучения, устанавливает марку меди и, следовательно, её содержание в исследуемом фрагменте. Метод пригоден лишь тогда, когда медьсодержащие части находятся в чистом состоянии, не окрашены, и не имеют жировых поверхностных загрязнений.

Более сложно производить оценку количества меди в кабельной продукции. В крупных пунктах, где производится приём электродвигателей на лом, кабельную продукцию сортируют по следующим группам:

  • Проводка, покрытая слоем изоляции;
  • Проводка, покрытая двумя слоями изоляции.

Во втором случае неизбежно приходится удалять наружный слой вручную. Далее выполняется резка медной проводки на куски по 150…200 мм, разделение проводов от изоляции, очистка и взвешивание.

Медь в электродвигателе

Медь в электродвигателе

Ориентировочно количество меди в электродвигателе можно оценить по его мощности, используя данные следующей таблицы:

N, кВт До 1 До 2,5 До 4 До 10 До 20 До 30 До 50
m, кг 1,5…2,0 2,5…3,5 3,5…4,0 5,0…8,0 10…13 14…20 20…28
к содержанию ↑

Цена на лом электродвигателей

Цены при сдаче электродвигателей в лом составляют примерно 20 руб/кг – среднерыночная цена по России. Это означает, что электродвигатели в неразобранном виде можно привести на пункт приема – их завешивают и рассчитываются 20 руб/кг, что, в принципе, тоже неплохо, т.к. некоторые вообще умудряются сдавать электродвигатели как лом черных металлов, по категории 3А.

Электродвигатели на лом

Цена на лом электродвигателей может зависеть от: количества двигателей, объёма работ, которые требуется провести по дроблению корпуса электродвигателя и выполнения переходов сепарирования цветных и чёрных металлов.

Если двигателей много, то рентабельнее произвести разделение меди и чугуна (корпуса электродвигателя). Для этого можно нанять человека, кто будет кувалдой колоть корпуса, а другой будет заниматься добычей меди. Все зависит от количества двигателей. Если их много – то работы могут занять несколько дней, при этом расходы на зарплату будут мизерными – 1500-2000 рублей в день, а полученный доход от меди и чугуна в итоге с лихвой перекроет все затраты.

Лом электродвигателей, цена которого определяется массой и мощностью двигателя, а также его конструкцией – важный источник поставки сырья чёрных и цветных металлов на металлургические мини-заводы.

Таблицы измерения количества меди в любых электродвигателях


Примерное определение количества меди в электродвигателях асинхронных примерно и приблизительно где-то 5-7 % от общего количества веса металла электродвигателя. При этом СССР электродвигатели к этой категории не подходят, поскольку в Советские времена меди ижелеза не жалели и все зависило от завода производителя.


Что бы правильно определить (количество меди) точнее вам нужно использовать несколько таблиц приведенных ниже, тогда и точнее будет информация по наличию меди в том или ином электродвигателе.


Конкретно и понятнее можно расписать сколько килограммов меди в таком или ином случае в одном электродвигателе. Но лучше разобраться в таблицах приведенных ниже. Так, как они точнее и составлены производителями и ремонтными организациями которые непосредственно занимаются этим делом и ремонтируют и собирают эти электродвигатели.


Они то и как раз закупают столько медной проволоки и именно электротехнической, той толщины и качества, которая должна использоваться при производстве, сборке и их испытаний на долговременную работу электродвигателей .

Подойдет таблица количества меди в электродвигателях. … В его состав входит большое количество различных материалов, а именно меди. Поэтому у многих пользователей возникает вопрос, сколько этого материала содержится в электродвигателях. Детали устройства с содержанием меди. см. таблицу.

Ее количество можно рассчитать, зная массу и мощность мотора. Точно определиться с тем, сколько меди содержит электроагрегат можно, если иметь данные о его мощности и весе.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - part2-2.jpg

Сколько меди в двигателе таблица. На чтение 10 мин. Обновлено 18 января, 2020. Содержание. сколько меди в электродвигателях таблица. Количество меди в различных видах медьсодержащего лома. Вывод. Количество меди в электрических двигателях. Конструктивные особенности обмоточных проводов, коллектора, кабелей электродвигателей, содержащих медь.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - part7-37.jpg

Где купить обмотки проводов электродвигателей, предназначенных для ремонта? … Состав многих бытовых двигателей дополнен датчиками измерения скорости вращения вала. Используют эффект Холла, встречаются другие разновидности. Коль скоро решили ремонтировать двигатель, измерители оборотов, скорее всего, не интересуют.

Содержание меди и алюминия в электродвигателях. Тип двигателя. Количество металлов в изделии, кг. Количество цветных металлов, подлежащих сдаче в виде лома, кг. Детали с возможным содержанием цветного металла. При капремонте. При полном износе изделия и его списании. классификация по группам

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - part7-1.jpg

Более сложно производить оценку количества меди в кабельной продукции. В крупных пунктах, где производится приём электродвигателей на лом, кабельную продукцию сортируют по следующим группам;

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - part7-40.jpg

Что делать с электродвигателем, который уже отслужил свой срок или просто вышел из строя? Сдать на лом в любой пункт приема. Так как устройство включает как черные, так и цветные металлы – продажа будет достаточно выгодной, тем более, если он просто лежит «мертвым грузом». Первое, что стоит сделать – найти скупщика, который имеет всю разрешительную документацию на приобретение и последующую утилизацию данных устройств.

Количество меди в электрических двигателях. Электродвигатели приобрели широкое применение в промышленном производстве, в сельском хозяйстве и во многих других областях производства и строительства.

Таблицы измерения количества меди в любых электродвигателях

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - baraxlo2020.ru_.png

Читайте также: