Соединения щелочных металлов 9 класс

Обновлено: 06.07.2024

ü Обеспечить в ходе урока усвоение химических свойств соединений щелочных металлов, их применение в быту и производстве, значение в жизнедеятельности организмов. Продолжить формирование общеучебных умений и навыков работы с химическими реактивами и лабораторной посудой, а так же навыки самоконтроля.

ü Содействовать в ходе урока формированию основных мировоззренческих идей причинно-следственных связей между явлениями строение атома щелочного металла – свойства простого вещества – свойства соединений щелочных металлов.

ü Развивать у школьников умение сравнивать, обобщать изучаемые факты, логически излагать свои мысли при ответе. Развивать у школьников самостоятельность, умение преодолевать трудности в учении, используя для этого творческие задания. Развивать эмоции учащихся, создавая на уроках эмоциональные ситуации удивления, радости, используя яркие примеры, демонстрации. Развивать познавательный интерес школьников, используя данные о применении изучаемых явлений в окружающей жизни.

II . Проверка домашней работы.

Для проверки домашней работы выполним тест – презентация первый слайд.

1. К щелочным металлам не относится:

а) рубидий б) цезий в) калий г) медь

2. Атомы щелочноземельных элементов имеют возможность

а) отдавать 2 электрона б) отдавать 1 электрон в) принимать 1 электрон г) принимать 2 электрона

3. Радиус атома у элементов I группы главной подгруппы с увеличением заряда ядра:

а) изменяется периодически б) увеличивается в) не изменяется г) уменьшается

4 Радий, завершающий I I группу, является

а) очень твёрдым б) самым распространённым в земной коре в) радиоактивным г) неактивным

5. Во всех своих соединениях щелочные металлы проявляют степень окисления:

а) +1 б) +3 в) +2 г) +4

6. Щелочноземельные металлы в химических реакциях являются

а) изоляторами б) восстановителями в) окислителями г) не изменяют степень окисления

7. При взаимодействии элементов I группы главной подгруппы с водой образуется:

а) кислота б) щелочь и выделяется водород в) оксид и выделяется водород г) соль

8. Металлические свойства в главной подгруппе II группы

а) увеличиваются б) уменьшаются в) не изменяются г) сначала увеличиваются, потом уменьшаются

1. Атомы щелочноземельных металлов имеют на внешнем уровне

а) 1 электрон б) 2 электрона в) 3 электрона г) 4 электрона

2. Электронная формула 1 s 2 2 s 2 2 p 6 3 s 2 3 p 6 4 s 1 соответствует элементу:

а) литию б) натрию в) калию г) меди

3. Щелочные металлы проявляют очень сильные:

а) окислительные свойства б) амфотерные свойства в) восстановительные свойства г) нейтральные свойства

4 Щелочноземельные металлы в сравнении со щелочными

а) менее активны б) более активны в) одинаковые по активности г) вообще неактивны

5. К физическим свойствам щелочных металлов не относится:

а) серебристо-белые б) мягкие и легкие в) хорошие электропроводники г) тугоплавкие

6. Щелочноземельные металлы хранят

а) на воздухе б) в воде в) в керосине г) на полке

7. Щелочноземельные металлы находятся в природе в виде

а) солей б) в самородном виде в) сульфидов г) оксидов

8. Натрий и калий хранят в керосине или в минеральном масле, потому что они:

а) имеют резкий запах б) очень легкие в) легко окисляются на воздухе г) сильные окислители

На тест отводится 8 минут.
Один ученик выполняет тест за доской. Учитель предлагает ученикам самостоятельно проверить свою работу. Ученик у доски также самостоятельно проверяет свою работу и оценивает ее.
Самоконтроль: нет ошибок – «5», 1,2 ошибки – «4», 3,4 ошибки – «3», более – «2»
Один ученик в начале урока записывает выполненное домашнее упражнение на доске.

Оксиды щелочных металлов

Твердые, белые, легкорастворимые

Имеют ярко выраженные основные свойства

Оксиды щелочных металлов – это типичные основные оксиды. Как все основные оксиды, оксиды щелочных металлов реагируют с водой, с кислотными оксидами, с кислотами

Гидроксиды щелочных металлов

Твердые, белые, хорошо растворимые, термически устойчивые, разъедают ткани и бумагу

Соли щелочных металлов

Твердые кристаллические вещества ионного строения

Гидрокарбонат натрия, питьевая или пищевая сода

Карбонат калия, поташ

Хлорид натрия, поваренная соль

Кристаллогидрат сульфата натрия, глауберова соль

Кристаллогидрат карбоната натрия, кристаллическая сода

Значение в жизнедеятельности организмов

Главный внеклеточный ион, содержится в крови и лимфе

Основной внутриклеточный ион

Ионы калия - поддерживают работу сердечной мышцы, помогают при ревматизме, улучшают работу кишечника. Соединения калия – устраняют отеки.

«Работают» вместе. Соотношение концентрации этих ионов регулирует давление крови в живом организме и обеспечивает перемещение растворов солей из корней в листья растений.

В 100 г кураги содержится 2,034 г калия. Сколько граммов кураги нужно съесть, чтобы получить суточную норму калия?

m 1 (кураги) = 100 г

100г (кураги) – 2,034 г (К + )

х г (кураги) – 3,5 г

х = 100 ∙ 3,5/2,034 = 172г

Ответ: чтобы получить суточную норму калия человеку нужно съедать 172г кураги в день.

Найти:
m (кураги) = ? [г]

Итог урока: Синквейн

Домашнее задание: Применение щелочных металлов: строитель, агроном, скульптор, хирург, стоматолога, географа, биолога

открытый урок в 9 классе "Соединения щелочных металлов"
план-конспект занятия по химии (9 класс) на тему

Тема данного урока является шестой в разделе «Металлы». Ей предшествовало изучение щелочных металлов. Ранее также были изучены темы: положение металлов в ПСХЭ Д.И.Менделеева, нахождение металлов в природе, физические свойства металлов, общие химические свойства металлов, получение металлов.

Основными целями данного урока были:

Создать условия для:

* ознакомления обучающихся с наиболее распространенными соединениями щелочных металлов и их применением;

* выявления свойств соединений щелочных металлов;

* развития умений обучающихся выбирать и анализировать информацию из различных источников (текст, эксперимент, практико-ориентированные задачи).

ВложениеРазмер
urok_soedineniya_shchelochnykh_metallov.doc 156.5 КБ
moya_prezentatsiya.pptx 2.7 МБ
Подтяните оценки и знания с репетитором Учи.ру

За лето ребенок растерял знания и нахватал плохих оценок? Не беда! Опытные педагоги помогут вспомнить забытое и лучше понять школьную программу. Переходите на сайт и записывайтесь на бесплатный вводный урок с репетитором.

Вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

Предварительный просмотр:

Тема урока: Соединения щелочных металлов.

Сформировать знания о свойствах и применении соединений щелочных металлов;

Совершенствовать экспериментальные умения и навыков учащихся.

Сформировать навыки анализа и сопоставления известных химических фактов.

Совершенствовать умения логически мыслить.

Развить умения обобщать и делать правильные выводы из изученного материала.

Продолжить развитие умений переносить знания в новые ситуации и устанавливать межпредметные связи.

Создать условия для воспитания желания активно учиться, с интересом, без принуждения и перегрузок.

Продолжить развитие речевых навыков.

Продолжить развитие наблюдательности и умения делать выводы на основе наблюдаемого интереса к предмету и представлений.

Выработка положительной мотивации учения, чувства ответственности и уверенности в себе.

Тип урока : комбинированный

Здравствуйте, ребята. Мы начнем урок с загадок.

1. Хранят обычно в керосине, и бегает он по воде,

В природе, помните, отныне,

Свободным нет его нигде,

В солях открыть его возможно

Желтеет пламя от него

И получить из соли можно

Как Дэви получил его.

О каком элементе идет речь? (Na)

2. Он энергично вытесняет

Из влаги - чистый водород,

Его при этом заменяет

И вяжет прочно кислород.

Тот элемент в растеньях скрыт

По фиолетовому цвету

Он может быть в солях открыт.

О каком элементе идет речь? (К).

  1. Проверка ранее изученного материала по теме «Щелочные металлы».

С загадками вы справились хорошо. А вот под силу ли вам тесты?

Ответьте на 10 вопросов по теме «Щелочные металлы».

  1. Обучающимся раздаются тесты. (Время выполнения 5 минут)

Тест по теме: Щелочные металлы.

  1. К щелочным металлам не относится:
    а) рубидий; в) калий;
    б) цезий; г) медь.
  2. Электронная формула 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 6 4s 1 соответствует элементу:
    а) литию; в) калию;
    б) натрию; г) меди.
  3. Радиус атома у элементов I группы главной подгруппы с увеличением заряда ядра: а) изменяется периодически; в) не изменяется; б) увеличивается; г) уменьшается.
  4. Щелочные металлы проявляют очень сильные:
    а) окислительные свойства; в) восстановительные свойства;
    б) амфотерные свойства; г) нейтральные свойства.
  5. Во всех своих соединениях щелочные металлы проявляют степень окисления:
    а) +1; в) +2;
    б) +3; г) +4.
  6. К физическим свойствам щелочных металлов не относится:
    а) серебристо-белые; в) хорошие электропроводники;
    б) мягкие и легкие; г) тугоплавкие.
  7. При взаимодействии элементов I группы главной подгруппы с водой образуется: а) кислота; в) оксид и выделяется водород;
    б) щелочь и выделяется водород; г) соль .
  8. При взаимодействии кислорода со щелочными металлами оксид образуется только с: а) литием; в) калием;
    б) натрием; г) рубидием.
  9. Щелочные металлы не взаимодействуют с:
    а) неметаллами; в) водой;
    б) растворами кислот; г) концентрированными кислотами.
  10. Натрий и калий хранят в керосине или в минеральном масле, потому что они:
    а) имеют резкий запах; в) легко окисляются на воздухе;
    б) очень легкие; г) сильные окислители.

Теперь самостоятельно проверьте и оцените свою работу.

Поднимите руки те, кто выполнил тест на «4» и «5». Молодцы.

2. Ответьте теперь на вопросы:

1 . Назовите все щелочные металлы.

2. Что общего в строении Щ.М.?

3. Какие степени окисления проявляют в соединениях Щ.М.?

4. Почему Щ.М. хранят под слоем керосина?

5. Как меняется химическая активность Щ.М. с увеличением порядкового номера?

3.Составьте кластер (щелочные металлы --- они?).

А можно ли встреть щелочные металлы в свободном виде в природе?

Предположите, в виде каких соединений они могут находится в природе?

В природе щелочные металлы встречаются только в виде соединений.

Na и К в природе встречаются в виде хлоридов, сульфатов, силикатов и т.д.

Li, Rb, Cs входят в состав различных минералов.

Fr встречается в радиоактивных рудах Ас и U .

Учитель на стол помещает объекты, содержащие соединения щелочных металлов (сода, соль, пальчиковые батарейки, мыло) и задает вопрос.

Посмотрите на эти объекты. Как вы думаете, что их объединяет?

О чем мы еще не успели поговорить? Это и будет темой нашего урока.

  1. Как вы видите соединения щелочных металлов широко распространены в нашем быту.

Пероксид натрия и надпероксид калия используются в подводных лодках и космических кораблях для регенерации кислорода.

Гидроксид калия применяется для получения жидкого мыла и стекла.

Гидроксид натрия используется для производства бумаги, искусственных тканей, мыла, очистки нефтепроводов, в производстве искусственного волокна и в щелочных аккумуляторах.

Хлорид натрия – пищевой продукт и сырье для получения натрия и его соединений, применяется в медицине для приготовления физиологического раствора.

Карбонат натрия используется для производства бумаги, мыла и стекла.

Гидрокарбонат натрия (питьевая сода) применяется в медицине, кулинарии, в производстве минеральных вод, используется в огнетушителях.

Карбонат калия (поташ) необходим при производстве жидкого мыла и стекла.

Нитрат калия – комплексное минеральное удобрение, применяется для производства черного пороха и фейерверков.

Цезий нашел применение в фотоэлементах.

Озеро Развал в Соль-Илецке

В середине XVIII века началась промышленная разработка Илецкого соляного купола в Соль-Илецком районе Оренбургской области. Над озером Развал возвышаются крутые берега, наполовину сложенные каменной солью. Вода в озере представляет собой насыщенный соляной раствор, содержащий более 200 граммов соли на литр воды.

Отработанные камеры представляют собой комнаты с потолками тридцатиметровой высоты шириной 30 м и длиной 500 м, на стенах которых комбайн оставляет фрезами рисунок с выпуклым узором, и они выглядят как царство белой соляной королевы.

Озеро Развал не замерзает даже в самые сильные морозы, а начиная с глубины 2–3 метра и до дна имеет круглый год отрицательные температуры. По химическому составу и концентрации соли вода в озере соль-Илецка похожа на воду в Мертвом море. В озере площадью 7 га нет живых организмов, никакой растительности, даже в сильные морозы оно не замерзает.

ОТКУДА В ЛЮДЯХ ЛЮБОВЬ К СОЛЕНОМУ .

Соль служит для сохранения продуктов от порчи и гниения. Чтобы сохранить продукты (когда еще не было холодильников и морозильников), применяли соль. Попробовав овощей из рассола, люди стали солить, квасить и мочить свежие овощи. Человек так привык все солить, что готов даже смириться с некоторыми болезнями, только бы не переходить на бессолевую диету. Постепенно вырабатывалась привычка солить всякую пищу, даже не пробуя ее.

МНОГО СОЛИ - МАЛО КАЛИЯ, МАЛО КАЛИЯ - МНОГО БОЛЕЗНЕЙ

Вопрос о соли - это вопрос калиево-натриевого равновесия. Оно чрезвычайно важно в организме. Калий и натрий постоянно спорят за свое присутствие в клетках. В поваренной соли нет калия, это полностью натрий. Наш же организм остро нуждается в калии, которого должно быть в 4 раза больше, чем натрия. Организм собирает калий всюду, но избыточное применение поваренной соли сводит на нет все его усилия. Поэтому при избытке потребления соли возникает недостаток калия, что со временем ведет к ряду недомоганий: физическое и умственное утомление, плохой сон, судороги, боли в суставах.

Избыток натрия (соли) перегружает работу сердца. Хотите узнать, не много ли вы употребляете соли? Подойдите к зеркалу: белый круг вокруг радужной оболочки глаза указывает на избыточное потребление соли.

Едкий калий применяется для производства удобрений, синтетического каучука, электролитов для аккумуляторов, реактивов, используется в фармацевтической промышленности и других отраслях народного хозяйства.

Едкий калий транспортируют железнодорожным, автомобильным транспортом в соответствии с правилами перевозки грузов, действующими на данном виде транспорта.

Едкий калий хранят в герметично закрытой таре, т.к. он "расплывается" на воздухе, поглощая из него влагу.

Его традиционное название "едкое кали" отражает разъедающее действие этого вещества на живые ткани. При попадании едкого калия на кожу возможны химические ожоги.

Мягкие мыла получаются при омыливании масел и жиров едким кали. Все эти мыла обладают мягкой кремообразной консистенцией.

Самая распространенная щёлочь. В год в мире производится и потребляется более 57 миллионов тонн едкой щёлочи.

Едкий натр применяется в огромном множестве отраслей промышленности и для бытовых нужд:

• в целлюлозно-бумажной промышленности в производстве бумаги, картона, искусственных волокон, древесно-волоконных плит.

• для омыления жиров при производстве мыла, шампуня и других моющих средств.

• в химических отраслях промышленности - для нейтрализации кислот и кислотных окислов, как реагент или катализатор в химических реакциях и др.

Натр едкий (Гидроксид натрия) - едкое и коррозионноактивное вещество. Оно относится к веществам 2-го класса опасности. Поэтому при работе с ним требуется соблюдать осторожность.

При попадании на кожу, слизистые оболочки и в глаза образуются серьезные химические ожоги. При контакте слизистых поверхностей с едкой щелочью необходимо промыть пораженный участок струей воды, а при попадании на кожу слабым раствором уксусной кислоты.

На литии – к звездам

В этом металле остро нуждаются производители мобилок, карманных гаджетов и ноутбуков. В больших количествах литий (Li) потребляет ядерная энергетика, по расчетам теоретикам именно этот щелочной металл может дать ключ к термоядерной энергии. Будучи мощнейшим психотропным веществом, Li используется в военной и прикладной психиатрии (причем природа воздействия Li на психику человека до конце не понятна). Дейтерид лития используется в водородной бомбе в качестве рабочего вещества и регулятора мощности взрыва.

Нужен этот металл и для освоения дальнего космоса.

Ребята, вы не зря разделены на группы (экспериментаторы, практики и теоретики).

Каждой группе выдается задание, которое необходимо выполнить за 7 минут и предоставить отчет перед классом.

1 группа выполняет задание по изучению химических свойств гидроксида натрия.
Цель: экспериментально доказать химические свойства щелочных металлов на примере гидроксида натрия.
Инструкция

  1. Налейте в чистую пробирку гидроксид натрия, добавьте несколько капель фенолфталеина. Что наблюдаете?
  2. Добавьте в эту же пробирку раствор соляной кислоты. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции.
    NaOH + HCl → NaCl + H 2 O Ребята на доске и в тетради записывают уравнения химической реакции в ионном виде.
  3. Налейте в чистую пробирку гидроксид натрия и добавьте раствор сульфата меди. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции.
    2NaOH +CuSO 4 → Na 2 SO 4 + Cu(OH) 2 Ребята на доске и в тетради записывают уравнения химической реакции в ионном виде.

Сделайте вывод о химических свойствах гидроксидов щелочных металлов.

2 группа решает задачу: Взрослый человек должен в сутки потреблять с пищей 3,5г ионов калия.

В 100г кураги содержится 2,034г калия. Сколько граммов кураги нужно съесть, чтобы получить суточную норму калия?

Дано: Решение:
m сут (К + ) = 3,5г 100г(кураги) – 2, 034г(К + )
m 1 (кураги) = 100г х г(кураги) – 3,5г
m (К + ) = 2,034г х г = 100 ∙ 3,5/2,034 = 172г
Найти:
m(кураги) = ?г
Ответ: чтобы получить суточную норму калия человеку нужно съедать 172г кураги в день.

3 группа заполняет таблицу пользуясь учебником стр. 54 – 57 выписать применение:

Соединения щелочных металлов. Химия 9 класс.
план-конспект урока по химии (9 класс) по теме

Тема: Соединения щелочных металлов.

  • Обеспечить в ходе урока усвоение химических свойств соединений щелочных металлов, их применение в быту и производстве, значение в жизнедеятельности организмов. Продолжить формирование общеучебных умений и навыков работы с химическими реактивами и лабораторной посудой, а так же навыки самоконтроля.
  • Содействовать в ходе урока формированию основных мировоззренческих идей причинно-следственных связей между явлениями строение атома щелочного металла – свойства простого вещества – свойства соединений щелочных металлов.
  • Развивать у школьников умение сравнивать, обобщать изучаемые факты, логически излагать свои мысли при ответе. Развивать у школьников самостоятельность, умение преодолевать трудности в учении, используя для этого творческие задания. Развивать эмоции учащихся, создавая на уроках эмоциональные ситуации удивления, радости, используя яркие примеры, демонстрации. Развивать познавательный интерес школьников, используя данные о применении изучаемых явлений в окружающей жизни.

Тип урока : комбинированный - изучение нового материала с использованием ИКТ.

  1. Структура урока : I. Организационный момент . Объявление ученикам темы : Соединения щелочных металлов, цели урока : обобщить и систематизировать знания о щелочных металлах и их соединениях; познакомиться с применением этих соединений в быту и производстве, значением их в жизнедеятельности организмов; продолжить развитие умения характеризовать элементы по их положению в периодической таблице, составлять уравнения реакций и плана урока:
    1. Оксиды щелочных металлов.
    а) физические свойства; б) химические свойства;
  2. Гидроксиды щелочных металлов.
    а) физические свойства;
    б) химические свойства;

а) физические свойства;
б) применение.

4. Значение в жизнедеятельности организмов.

II. Проверка домашней работы.

Для проверки домашней работы выполним тест – презентация первый слайд.
Тест по теме: Щелочные металлы.

На тест отводится 8 минут.
Один ученик выполняет тест за доской. Учитель предлагает ученикам самостоятельно проверить свою работу. Ученик у доски также самостоятельно проверяет свою работу и оценивает ее.
Ответы: 1- г 2 - в 3 - б 4 - в 5 - а 6 - г 7 - б 8 - а 9 - б 10 - в.
Самоконтроль: нет ошибок – «5», 1,2 ошибки – «4», 3,4 ошибки – «3», более – «2»
Один ученик в начале урока записывает выполненное домашнее упражнение на доске.

III. Домашнее задание : § 11, упр. 1 (б) стр.48.

  1. Оксиды щелочных металлов – слад № 2.
    а) физические свойства; Учащиеся записывают в тетрадь свойства: твердые, белые, легкорастворимые.
    б) химические свойства; Учащиеся записывают в тетрадь: оксиды щелочных металлов – это типичные основные оксиды. Как все основные оксиды, оксиды щелочных металлов реагируют с водой, с кислотными оксидами, с кислотами.
    Ребята на доске и в тетради записывают уравнения химических реакций на примере оксида натрия:
    Na 2 O + H 2 O → 2NaOH; Na 2 O + CO 2 → Na 2 CO 3 ; Na 2 O + H 2 SO 4 → Na 2 SO 4 + H 2 O
  2. Гидроксиды щелочных металлов – слайд № 3.
    а) физические свойства; Учащиеся записывают в тетрадь свойства: твердые, белые, хорошо растворимые, термически устойчивые, разъедают ткани и бумагу.
    б) химические свойства
    Инструктаж по техника безопасности при выполнении лабораторной работы.

Лабораторная работа (групповая работа) – слайд № 4
Химические свойства гидроксида натрия.
Цель: экспериментально доказать химические свойства щелочных металлов на примере гидроксида натрия.
Инструкция

  1. Налейте в чистую пробирку гидроксид натрия, добавьте несколько капель фенолфталеина. Что наблюдаете?
  2. Добавьте в эту же пробирку раствор соляной кислоты. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции.
    NaOH + HCl → NaCl + H 2 O Ребята на доске и в тетради записывают уравнения химической реакции в ионном виде.
  3. Налейте в чистую пробирку гидроксид натрия и добавьте раствор сульфата меди. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции.
    2NaOH +CuSO 4 → Na 2 SO 4 + Cu(OH) 2 Ребята на доске и в тетради записывают уравнения химической реакции в ионном виде.
  4. В пробирку с гидроксидом цинка осторожно добавьте гидроксид натрия. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции.
    2NaOH +Zn(OH) 2 → Na 2 ZnO 2 + H 2 O Ребята на доске и в тетради записывают уравнения химической реакции в ионном виде.

Сделайте вывод о химических свойствах гидроксидов щелочных металлов.
Гидроксиды щелочных металлов реагируют с кислотами, солями, амфотерными гидроксидами, с кислотными оксидами, т.е.проявляют характерные основные свойства.
в) применение – слайд № 5. Гидроксид натрия – NaOH – едкий натр, каустическая сода, каустик. Гидроксид калия – КОН – едкое кали. NaOH и КОН – едкие щелочи, разъедают ткани и бумагу. Учащиеся записывают в тетрадь примение: для получения искусственного шелка, в производстве мыла и СМС, косметики, лекарств и т.д.

Конспект урока на тему "Соединения щелочных металлов." 9( класс)

· Обеспечить в ходе урока усвоение химических свойств соединений щелочных металлов, их применение в быту и производстве, значение в жизнедеятельности организмов. Продолжить формирование общеучебных умений и навыков работы с химическими реактивами и лабораторной посудой, а так же навыки самоконтроля.

· Содействовать в ходе урока формированию основных мировоззренческих идей причинно-следственных связей между явлениями строение атома щелочного металла – свойства простого вещества – свойства соединений щелочных металлов.

· Развивать у школьников умение сравнивать, обобщать изучаемые факты, логически излагать свои мысли при ответе. Развивать у школьников самостоятельность, умение преодолевать трудности в учении, используя для этого творческие задания. Развивать эмоции учащихся, создавая на уроках эмоциональные ситуации удивления, радости, используя яркие примеры, демонстрации. Развивать познавательный интерес школьников, используя данные о применении изучаемых явлений в окружающей жизни.

Ход урока

I. Организационный момент . Объявление ученикам темы: Соединения щелочных металлов, цели урока: обобщить и систематизировать знания о щелочных металлах и их соединениях; познакомиться с применением этих соединений в быту и производстве, значением их в жизнедеятельности организмов; продолжить развитие умения характеризовать элементы по их положению в периодической таблице, составлять уравнения реакций.

II. Проверка домашней работы.

1. К щелочным металлам не относится:
а) рубидий; б) калий; в) цезий; г) медь.

2. Электронная формула 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 6 4s 1 соответствует элементу:
а) литию; б) калию; в) натрию; г) меди.

а) изменяется периодически; б) не изменяется;

в) увеличивается; г) уменьшается.

4. Щелочные металлы проявляют очень сильные:
а) окислительные свойства; в) восстановительные свойства;
б) амфотерные свойства; г) нейтральные свойства.

5. Во всех своих соединениях щелочные металлы проявляют степень окисления:
а) +1; б) +2; в) +3; г) +4.

6. К физическим свойствам щелочных металлов не относится:
а) серебристо-белые; в) хорошие электропроводники;
б) мягкие и легкие; г) тугоплавкие.

а) кислота; в) оксид и выделяется водород;
б) щелочь и выделяется водород; г) соль .

8. При взаимодействии кислорода со щелочными металлами оксид образуется только с:

а) литием; б) калием; в) натрием; г) рубидием.

9. Щелочные металлы не взаимодействуют с:
а) неметаллами; в) водой;
б) растворами кислот; г) концентрированными кислотами.

10. Натрий и калий хранят в керосине или в минеральном масле, потому что они:
а) имеют резкий запах; в) легко окисляются на воздухе;
б) очень легкие; г) сильные окислители.

На тест отводится 8 мин

III. Домашнее задание

IV. Изучение нового материала.
По ходу объяснения материала учащиеся ведут записи по плану, раскрывая свойства и применение.

1. Оксиды щелочных металлов

а) физические свойства: твердые, белые, легкорастворимые.
б) химические свойства: оксиды щелочных металлов – это типичные основные оксиды. Как все основные оксиды, оксиды щелочных металлов реагируют с водой, с кислотными оксидами, с кислотами.
Ребята на доске и в тетради записывают уравнения химических реакций на примере оксида натрия:
Na2O + H2O → 2NaOH; Na2O + CO2 → Na2CO3; Na2O + H2SO4 → Na2SO4 + H2O

2. Гидроксиды щелочных металлов
а) физические свойства: твердые, белые, хорошо растворимые, термически устойчивые, разъедают ткани и бумагу.
б) химические свойства
Инструктаж по техника безопасности при выполнении лабораторного опыта

Химические свойства гидроксида натрия.
Цель: экспериментально доказать химические свойства щелочных металлов на примере гидроксида натрия.
Инструкция

1. Налейте в чистую пробирку гидроксид натрия, добавьте несколько капель фенолфталеина. Что наблюдаете?

2. Добавьте в эту же пробирку раствор соляной кислоты. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции.
NaOH + HCl
→ NaCl + H2O Ребята на доске и в тетради записывают уравнения химической реакции в ионном виде.

3. Налейте в чистую пробирку гидроксид натрия и добавьте раствор сульфата меди. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции.
2NaOH +CuSO4
→ Na2SO4 + Cu(OH)2 Ребята на доске и в тетради записывают уравнения химической реакции в ионном виде.

4. В пробирку с гидроксидом цинка осторожно добавьте гидроксид натрия. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции.
2NaOH +Zn(OH)2
→ Na2ZnO2 + H2O Ребята на доске и в тетради записывают уравнения химической реакции в ионном виде.

Сделайте вывод о химических свойствах гидроксидов щелочных металлов.
Гидроксиды щелочных металлов реагируют с кислотами, солями, амфотерными гидроксидами, с кислотными оксидами, т.е.проявляют характерные основные свойства.

5. Гидроксид натрия – NaOH – едкий натр, каустическая сода, каустик. Гидроксид калия – КОН – едкое кали. NaOH и КОН – едкие щелочи, разъедают ткани и бумагу. Учащиеся записывают в тетрадь примение: для получения искусственного шелка, в производстве мыла и СМС, косметики, лекарств и т.д.

3. Соли щелочных металлов
а) физические свойства: твердые кристаллические вещества, почти все растворимые в воде.
б) применение: заполнение таблицы. Работа с учебником выписать применение:

Читайте также: