Совок из тонколистового металла

Обновлено: 19.05.2024

В соответствии с целями урока и содержанием учебного материала учитель выбрал комбинированный тип урока, формы выполнения практических работ и методы преподавания, активизирующие познавательно – трудовую деятельность учащихся, развивающие их творческое мышление.

ВложениеРазмер
otkrytyy_urok_.doc 71.5 КБ
otkrytyy_urok_1_.pptx 2.33 МБ
Подтяните оценки и знания с репетитором Учи.ру

За лето ребенок растерял знания и нахватал плохих оценок? Не беда! Опытные педагоги помогут вспомнить забытое и лучше понять школьную программу. Переходите на сайт и записывайтесь на бесплатный вводный урок с репетитором.

Вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

Предварительный просмотр:

1. Предмет: Технология

3. Продолжительность урока: 2 часа.

4. Учитель: Вейман Николай Эмануилович

5. Раздел: « Технология создания изделий из металлов »

6. Тема: Гибка тонколистового металла.

Дать учащимся общее представление о гибке тонколистового металла.

Развить память и внимание при выполнении технологической последовательности изделия.

Воспитывать трудолюбие, бережливость, аккуратность, целеустремлённость, ответственность за результат своей деятельности.

Материально – техническое и дидактическое оснощение урока.

Компьютер, презентация, рабочее место слесаря,

слесарные инструменты и оборудование.

Материал (тонколистовой металл)

Стенды, инструктивные карты, наглядность.

Метод обучения : лекция-беседа, практическая работа.

Тип урока: комбинированный.

Критерии уровня формируемых ЗУН:

Инструменты и приспособления для гибки тонколистового металла.

Применять инструменты и приспособления для гибки тонколистового металла.

Технику выполнения гибки тонколистового металла.

Применять технику выполнения гибки тонколистового металла.

Правила безопасной работы при гибке тонколистового металла.

Выполнять гибку тонколистового металла, соблюдая правила безопасной работы.

1. Монологическая речь учителя.

2. Диалог учителя с учеником, ученика с учеником.

3. Исследования, анализ, сопоставление, выводы.

5.Учебник « Технологии 5 класс» под редакцией В.Д. Симоненко.

6.Иллюстративный, наглядный материал.

I. Организационно-подготовительная часть.

Приветствие учителя, контроль посещаемости, проверка готовности учащихся к уроку.

1. Повторение пройденного материала.

а) Устный опрос учащижся.

б) Карточки задания.

в) Тест «Разметка тонколистового металла и проволоки».

(Гибка тонколистового металла)

Изложение нового материала.

Технология обработки тонколистового металла это преобразующая деятельность человека, направленная на удовлетворение нужд и потребностей людей в изделиях из металлов с использованием станков, инструментов и оборудования. Производственный процесс, включает в себя разработку конструкторской и технологической документации. Это чертежи, пояснительные записки, расчёты, схемы.

Технологический процесс составляет часть производственного процесса, связанного с изменением формы, размеров, а также состояния материала при преобразовании его в готовую продукцию. На сегодняшнем уроке мы выполним гибку тонколистового металла

Гибка тонколистового металла.

Гибка — слесарная операции, с помощью которой заготовке или ее части придается необходимая форма. Гибку небольших заготовок из тонколистового металла выполняют в тисках. Чтобы не испортить поверхность заготовок, на губки тисков надевают нагубники. Заготовку в тисках закрепляют так, чтобы линия сгиба (разметочная риска) находилась на уровне нагубников.

1). Инструменты и приспособления для гибки тонколистового металла.

Гибку выполняют киянкой. Можно воспользоваться слесарным молотком, но удары следует наносить не по заготовке, а по деревянному бруску, который будет отгибать металл, не оставляя на нем вмятин. Для гибки заготовок часто применяют оправки в виде брусков металла различной формы. Для этой цели мы будем использовать металлический уголок, установленный в губках тисков.

2). Техника выполнения гибки тонколистового металла.

Учитель. Первоначально легкими ударами сгибают края заготовки. Для придания нужной формы иногда используют плоскогубцы. В нашем случае это будет 6,7,8 операция по технологической карте изготовления изделия, которую выполняют слесарным молотком.

3). Демонстрация приемов работы.

Учитель показывает, приемы гибки тонколистового металла и контроля качества, комментируя технологический процесс.

4). Правила безопасной работы при гибке тонколистового металла.

Учитель инструктирует учащихся по охране труда при гибке тонколистового металла.

Закрепление вводного инструктажа.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, пересказывают, технику выполнения гибки тонколистового металла, демонстрируют, приемы гибки тонколистового металла.

II. Практическая часть.

Самостоятельная работа “Изготовление совка из тонколистового металла”

1. Организация рабочего места

Учащиеся выполняют задание каждый на своём рабочем месте (слесарный верстак). Для выполнения работы понадобятся: инструменты для правки и гибки - киянка, уголок, слесарный молоток, оправка, пассатижи; шаблон для контроля углов, технологическая карта изделия.

2. Вводный инструктаж по правилам безопасности.

1) Произвести два загиба краев детали совка.

2)Произвести загиб задней стенки совка.

3). Проверьте качество выполненной работы визуально, сравнив с образцом, и инструментально контрольно-измерительными инструментами.

4). Представьте выполненную работу учителю.

3. Текущий инструктаж

Самостоятельное выполнение учащимися практического задания. Текущие наблюдения учителем последовательности изготовления изделия и соблюдения правил безопасности труда. Ответы на возникающие вопросы в процессе работы. Проверка качества выполненной работы.

Возможные ошибки учащихся.

Повреждение поверхности детали. Причина: невнимательность при выполнении сгибов, нарушение технологической последовательности выполнения операций.

III Заключительный инструктаж.

Оценка результатов работы учащихся, выбор и демонстрация лучших работ. Разбор допущенных в процессе выполнения практической работы ошибок и анализ причин, их вызвавших. Разъяснение возможностей применения полученных знаний, навыков и умений в общественно полезном труде, а также реализация потребности в изделиях из тонколистового металла в проектной деятельности.

1. Установка на следующий урок.

На следующем уроке продолжится знакомство с технологией обработки металлов и сплавов. Учащиеся получат новые знания и приобретут умения пробивания и сверления отверстий..

2. Домашнее задание:

1). Повторить изученный материал по обработке тонколистового металла.

3).Определите потребность людей в изделиях из тонколистового металла. Сформулируйте и кратко запишите набор первоначальных идей изделий из тонколистового металла.

4).Уборка рабочих мест.

Диагностика уровня усвоения знаний и умений

по теме « Гибка тонколистового металла »

Планируемый уровень усвоения

Учащиеся должны знать:

  1. Инструменты и приспособления для гибки тонколистового металла.
  1. Правила безопасной работы при гибке тонколистового металла.

Учащиеся должны уметь:

  1. Применять инструменты и приспособления для гибки тонколистового металла.
  1. Применять технику выполнения гибки тонколистового металла.
  1. Выполнять гибку тонколистового металла, соблюдая правила безопасной работы.

Подводя итоги урока, считаю, что урок получился результативным. Все учащиеся справились с предложенным заданием. При подборе учебного материала учитывал психологические особенности детей и применял дифференцированный подход в обучении.

Положительные результаты урока обеспечили:

  • смена одного вида деятельности другим,
  • фронтальная беседа,
  • индивидуальная работа и работа в группах,
  • просмотр презентации,
  • работа с тестами,
  • самостоятельная работа.

Для проверки, закрепления ранее полученных знаний учитель провел письменный или устный опрос по карточкам – заданиям, соответствующим уровню развития ребенка, критерии оценивания написал на доске. Сообщил тему урока. На этапе усвоения новые знания, при объяснении нового материала (словесные методы обучения) учитель дает в емкой, компактной форме, на уровне стандарта. При объяснении нового материала использует дидактические средства и учебные пособия. Для лучшего понимания и усвоения учебного материала учитель разрабатывает технологические карты, учащиеся сами могут выполнить его и получить отметку. Дидактический материал подбирает согласно уровневой подготовке учащихся. На уроках обслуживающего труда наглядные пособия способствуют лучшему усвоению знаний, активизируют мыслительную деятельность, мобилизуют внимание.

Учащиеся выполняют практическую работу по технологическим картам, индивидуально, что помогает формировать логическое мышление, учит рассуждать, проводить исследования, осуществлять творческий подход к решению данной проблемы, контроль и самоконтроль.

Отчет о проделанной работе сделает один из членов группы (остальные могут дополнить в случае необходимости). Оценка успеваемости служит важным средством закрепления ЗУН учащихся, их систематизации, а также важным стимулом к достижению лучших результатов в учебе. Поэтому проверку знаний учитель ведет систематически на каждом занятии.

Учитель выбрал данные методы и формы обучения согласно поставленным целям и задачам урока, содержание учебного материала, возрастным особенностям учащихся и своему педагогическому мастерству.

Доброжелательная обстановка на уроке, готовность помочь друг другу, способствовали активной умственной деятельности. Усвоение материала шло успешно, благодаря прочным знаниям детей, различным приемам, формам и средствам обучения. Цель урока была достигнута.

Контрольно-тестовые задания по проверке знаний.

1). Вставьте пропущенные слова и прочитайте определение:

сплав железа с углеродом, содержащий до 2% углерода и примеси других элементов, называется…; (сталь).

сплав железа с углеродом, содержащий более 2% (обычно 3-4,5%) углерода, а также примеси других элементов, называется …; (чугун).

сплав меди с … называется латунью; (цинком).

сплав … с …, а также другими элементами называется бронзой; (меди с оловом)

сплав алюминия с медью и некоторыми другими элементами - это … (дюралюминий)

Тест «Разметка тонколистового металла и проволоки»

1.Какие из перечисленных инструментов применяются при разметке заготовок из металла?

а) столярный угольник;

в) разметочный циркуль;

2.Как называется линия, нанесенная на поверхность заготовки при разметке?

3.Какой инструмент представляет собой остро заточенный металлический стержень для нанесения рисок?

Творческий проект "Совок металический"

Возникла необходимость в изготовлении удобного компактного металлического совка для решения бытовых вопросов. Поэтому решено сделать савок соответствующий следующим требованиям: современный дизайн, компактность, малая стоимость, простота в изготовлении. Поставлена оптимальная в выполнении задача, требующая минимум затрат: получить знания и закрепить определенные навыки и умения в моделировании, дизайне, обработке материалов.

достичь оптимальной выполнения задачи, требующей минимум затрат: получить знания и закрепить определенные навыки и умения в моделировании, дизайне, обработке материалов, изделие удобное в использовании \без больших физических затрат , при использовании готового изделия должна исключаться возможность травматизма , изделие не должно наносить вреда человеку и окружающей среды. изделие должно иметь определённую ценность, полезность для общества и конкретной личности.

2. Выбор материала.

1.Тонколистовой метал 1,0х210х210 мм

Этот материал выбран в связи с тем, что изделия из него служат намного дольше, и выдерживает высокие температуры что немаловажно при применении в быту в сельской местности. К тому же он наиболее доступен .

2.Листовой метал 4х350х30 мм .

Для изготовления ручки совка является наиболее подходящим и доступным материалом и так как он не требует больших усилий для отделки торцов поверхности

Заклепки: алюминий Ø 4х10 мм.

А теперь давайте совершим небольшую экскурсию в наш музей

Итак, -зал первый Исторический.

Человечество в своём развитии прошло несколько исторических этапов. Первый был Каменный век, когда основные орудия труда и оружие изготавливались из камня. Но они были мелки и ломки. Около 4000 лет до нашей эры египтяне научились обрабатывать первый из металлов - медь. Так начался второй этап – Бронзовый век, который продолжался до 500года до нашей эры.

На смену Бронзовому веку в 9 -7 веках до нашей эры пришел железный век. Железный век - это эпоха распространения металлургии железа и изготовления железных орудий,которые были прочнее каменных, медных и бронзовых.

Металлы принято делить на 2 – е основные группы: чёрные и цветные. Чёрные – это чугун, сталь, железо. Цветные используют, как в чистом виде, так и в сплавах. К цветным металлам относятся: медь, алюминий, олово, цинк, латунь, свинец.

Вместе с открытием металлов человек учился их обрабатывать. Сначала вручную: плавили, ковали, гнули. В производственных условиях металл обрабатывают как в горячем, так и в холодном состоянии. Холодная обработка осуществляется на специальных станках (токарных, фрезерных, сверлильных и других). А появились первые станки в 12 веке.

Перед вами слайды, скажите, какие операции при обработке металла изображены?

Металлы играют огромную роль в жизни человека. Из них изготавливают различные машины, строительные конструкции, предметы быта.

Металлы обладают различными свойствами: физическими, механическими.

Физические свойства : электропроводность – все металлы проводят ток, теплопроводность, цвет (демонстрация металлов), блеск, жидкотекучесть.

Механические свойства металлов : пластичность – способность металла менять форму под действием нагрузок, прочность – способность металла выдерживать нагрузки не разрушаясь; и твердость.

Часто металлы используют для изготовления изделий не в чистом виде, а в виде сплавов. Самые распространенные сплавы: сталь и чугун (сплавы железа с углеродом), дюралюминий (сплав алюминия с медью, магнием и др.), бронза (сплав меди со свинцом, оловом и др.), латунь (сплав меди с цинком).

На современных предприятиях листовой металл получают прокаткой нагретых слитков на прокатных станах, где заготовка, попадая между валками, сжимается и приобретает форму листа. Регулируя зазор между валками, можно получить лист нужной толщины.

Листовую сталь делят на толстолистовую (толще 2 мм) и тонколистовую (тоньше 2 мм).

В свою очередь, тонколистовая сталь бывает нескольких видов

Жесть (толщиной от 0,2 до 0.5 мм) бывает черная и белая.

Белая жесть – это листовая сталь, покрытая с двух сторон тонким слоем олова. Такая жесть имеет гладкую, блестящую, нержавеющую поверхность из нее изготавливают консервные банки, крышки для стеклянных банок, игрушки.

Кровельная сталь, (толщиной от 0.5 до 0.8 мм), не имеющая покрытия, называется черной. Для защиты ее от коррозии покрывают краской, применяется в основном в строительстве: покрывают крыши, отделывают балконы, строят заборы, обшивают деревянные строения.

Чтобы поверхность листов не ржавела, ее покрывают тонким слоем цинка (оцинкованная сталь). Этот полуфабрикат используют для покрытия крыш, из него делают ведра, водосточные трубы, карнизы.

Холоднокатаную сталь (толщиной 0,8–2 мм.) получают путем повторной прокатки листовой стали, она применяется для изготовления деталей корпуса автомобилей, холодильников.

Очень тонкий листовой металл называют фольгой (толщиной менее 0,2 мм). Медная фольга широко применяется в радиотехнике, а алюминиевая фольга – для упаковки шоколад а, конфет, чая, в кулинарии.

Кроме листового металла, в промышленности широко применяется также проволока, которая отличается большой длиной и незначительной толщиной. Медная и алюминиевая проволока используется для изготовления электрических проводов и заклепок. Из мягкой стальной проволоки изготовляют гвозди, шурупы, винты, заклепки, а из твердой – пружины, струны и другие изделия.

Проволоку толщиной более 5 мм получают прокаткой нагретых заготовок между валками, имеющими канавки. Такую проволоку называют катанкой.

Более тонкую проволоку получают волочением – протягиванием катанки через фильеры – детали с отверстием, выполненные из очень твердых материалов и даже из алмазов. Волочильные станы обслуживают волочильщики.

Во времена рыцарей проволоку волочили в кузнях, качаясь на качелях. Волочильщик, сидя на качелях, упирался ногами в фильеру, захватывал клещами конец проволоки, отталкивался и таким образом протягивал поволоку. Эта проволока применялась в основном при изготовлении кольчуг.

На заводах прокатные станы для получения листового металла обслуживают вальцовщики.

Изготовлением изделий из тонколистового металла на предприятиях занимаются жестянщики. Они должны знать устройство различных станков и приспособлений для обработки листового металла и уметь работать на них, применяя различные инструменты.

Выбор инструмента.

1. Ножницы слесарные по металлу
2.Киянка
3.Молоток слесарный угольник

7.Напильник
8.Наждачная бумага
9.Измерительная линейка
10.Клепальщик

Итак, мы с вами выбрали материал и можем приступить к их изготовлению. А как вы думаете – с чего нам надо начинать изготовление изделий? А с чего мы начинали изготовление изделия из древесины? С построения чертежа или эскиза.

Изображения изделий из тонколистового металла имеют некоторые отличия от изображений деталей из древесины. Если нужно изготовить объемное изделие из тонколистового металла, например совок или коробочку, то сначала можно вырезать плоскую заготовку, а затем уже ее согнуть. Поэтому на чертежах показывают не изображение изделия, а его развертку. Линии сгиба на развертках обозначают штрихпунктирной линией с двумя точками. Контур обводят сплошной толстой основной линией. Центр отверстия показывают штрихпунктирными линиями с одной точкой пересекающимися под прямым углом.

Изделия из проволоки толщиной менее 2 мм. изображают одной сплошной толстой основной линией. Если толщина проволоки более 2-х мм. то изделие изображается двумя параллельными сплошными толстыми основными линиями между которыми проводят штрихпунктирную линию.

На чертежах Вам часто будут встречаться различные условные обозначения.

  • S – толщина летали;
  • R – радиус дуги;
  • L – длина детали;
  • Ф – диаметр отверстия.

. Составляем технологическую карту

. Изготовление изделия.

,В процессе технологического этапа выполняются все работы (операции) предусмотренные технологической картой. Подбираются режимы обработки материалов, осуществляется контроль качества обработки деталей и самоконтроль своей преобразовательной деятельности вносятся изменения в технологический процесс, корректируется последовательность работ .

- Правила безопасной работы .

Работы выполняются при строгом соблюдении правил охраны труда , трудовой и технологической дисциплины , требуемой организации своего рабочего места ,

ВРЕДНЫЕ СОВЕТЫ ПО ТБ

Коль пришел ты в мастерскую,
Бегай, прыгай, веселись,
Молотком маши активно
Не стесняйся никого.

А потом возьми напильник
Стукни друга по спине
И включай станки скорее,
Не спросивши никого.

И не выключив станка,
Ты иди гулять по классу,
Отвлекай всех от работы,
Пусть они получат два.

Не забудь достать из сумки
Бутер грязными руками
Поваляй его по стружке
Так он будет повкусней.

Шило, ножницы, чертилки
Передай скорее так,
Чтобы острыми концами
Не поранить бы СЕБЯ.

А когда ты все начертишь
И нарежешь, насверлишь,
То не вздумай все убрать ты,
Пусть учитель уберет.

Если ты мои советы
Будешь строго выполнять,
То, конечно же, в больницу
Непременно попадешь.

Экономический расчет.

1. Стоимость ТЛМ– тенге. Метал бу

2. Заклепки упаковка 2шт = З – тенге.

3. Себестоимость составляет = З + ЗТ% = С – тенге.

Вывод. Изготовленный совок соответствует требованиям домашнего интерьера, удобен в применении. Проект экономичен и эргономичен. Совок получился гораздо дешевле, предлагаемых в магазине, что является выгодным. В процессе изготовления приобретаются определенные знания, формируются и совершенствуются умения и навыки работы с ручными инструментами.

Открытый урок "Изготовление совка"

https://encrypted-tbn2.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcTnNF-PkMNNbcpZRSxpMbh8ERSUCxFCzt1T70lnSIK_oXEg-LU6

Разработал: мастер п/о Жангазин С. Б.

1. Пояснительная записка ( Введение). 4-5 стр.

2. План открытого урока. 6- 7 стр.

3. Заключение. 8 стр.

4. Список использованной литературы. 9 стр.

5. Приложения 10 – 30 стр.

Пояснительная записка (Введение)

В современных условиях при интегративном характере развития науки, техники и производства требуются специалисты широкого профиля обладающие творческим, системным стилем мышления.
Специфика производственного обучения состоит в том, что учебный процесс осуществляется в ходе производительного труда учащихся. Эта особенность производственного обучения определяет его содержание, формы, методы и средства.
Урок по теме « Комплексные работы. Изготовление совка из тонколистового металла » разработан для учащихся профессиональных колледжей. Целью урока является оценка знаний и навыков учащихся при выполнении слесарных работ. Урок состоит из четырех основных этапов: организационная часть, вводный инструктаж, самостоятельная работа учащихся, заключительный инструктаж. В данной методической разработке представлены:

Ø пояснительная записка

Ø приложения (инструкционно-технологическая карта, дидактический материал)

Ø список литературы

Инструкционно- технологическая карта разработана для самостоятельного выполнения слесарных работ. Самостоятельная работа является основным методом приобретения учащимися знаний и умений. Активная мыслительная деятельность возможна лишь при полной самостоятельности, когда приобретенные знания и умения осуществляются в практике, без непосредственного руководства мастера производственного обучения. Все это требует вспомогательных дидактических материалов, которые предоставлены в данной разработке.

Данное изделие «совок» применяется дл я бытовых целей. Технологическая карта разработана на основе изучения и обобщения опыта работы .

В состав работ, рассматриваемых картой, входят:

В технологической карте предоставляется:

Ø перечень слесарных инструментов

Ø фото с демонстрацией поэтапного изготовления совка

Ø готовые детали

Ø готовое изделие

Детально разработанная технологическая карта позволяет учащимся трудиться самостоятельно, инициативно, сознательно. Учащиеся имеют предварительную общую ориентацию по всему заданию, используя в работе самопроверку.

ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА

Специальность: Слесарь по ремонту автомобилей.

Тема по программе: Комплексные работы. Изготовление совка из тонколистового металла

Цель: Оценка знаний и навыков учащихся при выполнении слесарных работ.

Задачи урока:

· Обучающая: Уметь применять полученные знания и навыки при выполнении комплексных работ.

· Развивающая: Формировать и развивать навыки выполнения слесарных работ.

· Воспитательная: Воспитывать интерес к специальности.

Материально-техническое оснащение урока:

1. Оборудование: слесарный верстак,слесарные инструменты,заготовки.

2. Дидактический материал: плакаты, инструкциооные карты, готовые изделия .

3. Объем работы согласно перечня комплексных работ.

4. Количество часов: 6

I . Организационная часть. (5мин)

1.1. Перекличка по журналу (отметить отсутствующих, выяснить причину неявки учащегося).

1.2. Проконтролировать готовность к уроку (проверка спецодежды).

1.3. Объяснение хода и последовательности проведения занятия.

1.4. Стимулирование деятельности учащихся.

II . Вводный инструктаж. (25 мин)

2.2. Провести повторение материала, пройденного на прошлых занятиях.

а) разметка, рубка , правка, гибка, резка, опиливание металла.

2.3. Рассказать о значении данной работы для освоения профессии.

2.4. Показать готовые образцы.

2.5. Разъяснить рабочие чертежи,используемые для изготовления совка из тонколистового материала.

2.6. Демонстрация поэтапного изготовления совка.

2.7. Указать на ошибки при резании металла ножницами.

2.8. Рассказать о передовых способах работы (использовании шаблонов).

2.9. Разобрать вопросы рациональной организации рабочего места.

2.10. Провести инструктаж по технике безопасности.

2.11. Раздать учащимся инструкционно-технологические карты и материалы для изготовления совка.

III . Самостоятельная работа учащихся. (250 мин)

4.1. Текущий инструктаж – целевой обход рабочих мест учащихся.

Первый обход: Проверить содержание рабочих мест, их организацию.Особое внимание обратить на отстающих учащихся.

Второй обход: Обратить внимание на правильность выполнения приемов.

(разметка, резание металла, гибка, правка).

Третий обход: Проверить правильность соблюдения технологической последовательности изготовления изделия.

Четвертый обход: Проверить правильность ведения самоконтроля.Взять на заметку ошибки учащихся при ихсамостоятельной работе для проведения дальнейшего анализа ( при выставлении оценок).

Пятый обход: Провести приемку и оценку выполненных работ.

IV . Заключительный инструктаж. (20 мин)

5.1. Подвести итоги занятия.

5.2. Указать на допущенные ошибки и разобрать причины,их вызвавшие.

5.3. Сообщить , прокоментировать ( при необходимости ) оценку учащимся за работу.

5.4. Дать домашнее задание : Повторить тему « Устройство двигателя автомобиля).

Рынок труда предъявляет повышенные требования к качеству профессиональной подготовки квалифицированных рабочих. Квалифицированный рабочий должен обладать такими качествами как профессиональная компетентность, профессиональная самостоятельность, профессиональная мобильность, умение работать в трудовом коллективе.

Проведение данного урока позволяет развивать у обучающихся первоначальные навыки самостоятельного выполнения слесарных работ, заинтересованность в изучении профессии, делает их компетентными людьми.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Н.И. Макиенко. Практические работы по слесарному делу: Учебное пособие для сред. ПТУ.-2-е изд., перераб. и доп.-М. Высш. шк., 1987.

2. Спиридонов, И.Г., Буфетов, Г.П., Копелевич, В.Г. Слесарное дело. – М.: Просвещение, 1985.-271с.

3. Б. М. Муравьев. Слесарное дело.Просвещение. 1984.

4. Патракеев, В.Г. Справочный дидактический материал по слесарному делу . В.Г. Патракеев, И.В. Патрекеев. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 239сю: ил.

Как своими руками сделать совок?

Могу предложить поэтапную инструкцию как своими руками сделать металлический совок с деревянной ручкой.

Вот подробный чертеж ковша из оцинкованной стали с указанием мест и направления изгибов, их радиусов, диаметра отверстий, величины углов.


Итак, последовательность работ:

  • вырезаем из листа оцинковки, толщиной не менее 1мм заготовку по указанным размерам. Отверстия для заклепок пока не сверлим - это лучше сделать на уже согнутой детали.
  • для того, чтобы сделать треугольники под крепление шестигранной деревянной ручки, делаем прорези болгаркой. Отверстия под крепежные шурупы лучше просверлить до применения болгарки.

Если в хозяйстве нет шестигранного деревянного бруска или нет возможности такой сделать, можно применить брусок и квадратного сечения, но тогда придется под него сделать свою разметку для крепления.

  • изгибаем заготовку по пунктирным линиям. Для этого укладываем заготовку линией изгиба на наружный угол металлического уголка или швеллера. Чтобы от ударов листовой металл не растягивался, пользуемся деревянным молотком (киянкой).
  • чтобы придать конструкции дополнительной жесткости, со стороны ручки на верхней грани (на чертеже сектор отмечен красным) делаем ложную закатку.





Длину ручки подбираем на свое усмотрение, но она не должна быть меньше 20см.

  • прикручиваем ручку саморезами к отогнутым лепесткам (треугольникам).![][­ 6]
  • в результате у нас получился вот такой симпатичный совок.


Эх. Сколько мой отец переделал их в своё время! На любой вкус и для любых целей. Как для выгребания золы, так и для зерна и муки. Помнится, получалось у него и без сварки и без дрели и без болтов. Из того места росли руки.

Хочу предложить несколько наиболее ходовых вариантов.


Вариант совка для выгребания золы. В качестве исходного материала берётся любой металл, толщиной около 2мм. Это может быть и оцинковка и простая катанка и алюминий. Что есть под рукой одним словом. На картинке даны примерные расчёты. Обычно размер совка должен помещаться в поддувале печи.

Вырезаем металл по шаблону, сгибаем и закрепляем при помощи заклёпок. Ручку изготавливаем из этого же материала. Загибаем для большей устойчивости, как показано на рисунке, а в месте крепления к совку, немного расклёпываем- для захвата большей части совка. Присоединяем или заклёпками или болтами.


Вариант второй- совок для зерна.

Обычно совки для зерна, муки и других сыпучих продуктов изготавливаются в таком виде. То есть- закругленные. Их сделать попроще.

Но металл опять же таки понадобиться. Хотя в наше время можно заменить и пластиком, в те времена не было.

Итак, вырезаем при помощи лобзика полукруг из доски. В качестве ручки можно подобрать как дерево, так и любой другой материал, например труба ПВХ, подходящего размера. Крепим ручку к основанию, а из металла вырезаем сам совок, который прибиваем или берём на саморезы к полукругу из доски. Всё- совок готов.

Ну и ещё один вариант- современный.


Применять его можно везде, кроме повышенных температур и различной химии. А сделать его можно из пластиковых канистр с подобной конфигурацией.

Совок для золы лучше всего делать из металла. Необходимо в хозяйстве подыскать или купить на рынке кусок жести. Для предложенного мною чертежа достаточно будет куска 22х20 см. Толщина 0,5-2 мм. Я брал потолще - 2 мм, чтобы прослужило наверняка долго.

На листе металла расчертите следующую схему (для разметки можно использовать маркер или просто гвоздь):


После нанесения разметки необходимо вырезать фигуру основания нашего совка. Можно воспользоваться ножницами по металлу, я же резал болгаркой, так как взял толстый лист. Чтобы легче было сгибать металл, немного прошелся болгаркой по линиям сгиба.

На следующем этапе работы нужно согнуть наш совок по линиям сгиба. Начинать стоит с боковушек (1), затем верхняя часть (2):


В итоге верхняя часть листа должна "обхватить" крылья (те, что по 45х30 мм). Далее в местах, где поставлены на схеме желтые точки, просверливаем дыры и скрепляем конструкцию заклепкой либо болтами.

Затем стоит изготовить ручку. Я брал 1 м алюминиевой трубы с диаметром 20 мм. Один ее конец на сантиметра 2,5 нужно сделать плоским с помощью молотка, а затем согнуть трубу у основания плоскости чтобы получится угол примерно 100 градусов. Далее сверлим 2 дырки с расстоянием друг от друга на 1-1,5 см на совке (где синяя точка), такие же на плоском конце трубы. Скрепляем ручку и сам совок болтами.

Затем совок можно покрасить в любой цвет. Также можно подобрать на трубу вот такую ручку:

Урок по теме "Тонколистовой металл и проволока. Изображение деталей из тонколистового металла". 5-й класс

Цель урока: изучить виды тонколистового металла и проволоки.

  • Познакомить с понятиями “тонколистовой металл” и “проволока”, “свойства металла”, развертка детали; с процессом получения и применением тонколистового металла и проволоки, с особенностями изображения изделий из проволоки.
  • Развитие: познавательного интереса, исследовательских навыков, коммуникативных качеств: умение слушать и слышать, толерантность, абстрактно-логическое мышление, умение анализировать, обобщать, умение выполнять эскиз развертки.
  • Воспитывать самостоятельность, ответственность, целеустремленность, взаимовыручка.

Межпредметные связи: история, физика.

Формы работы: фронтальная, групповая.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, инструктаж, проблемно-поисковый, самостоятельная (лабораторно-практическая) работа.

  • наборы тонколистового металла и проволоки для лабораторной работы;
  • образцы тонколистового металла и проволоки и изделий из них, Экспонаты школьного краеведческого музея (пластины панцирной брони воинов государства чжурчжэней);
  • карточки-задания, проектор, экран, компьютер, картина “В мастерской средневекового оружейника”;

Ход занятия

I. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку. Отметить отсутствующих.

II. Подготовка учащихся к сознательному и активному усвоению нового материала.

Перед вами картина “В мастерской средневекового оружейника”. Что изображено на ней? А зачем они нужны рыцарю?. А как вы считаете, какими должны быть доспехи? Как вы думаете, из чего изготовлены доспехи?. Доспехи изготавливались из т/л металла. Именно “Тонколистовой металл и проволока” является темой нашего урока (Приложение 2, Презентация, Слайд 1.)

Не хотели бы вы совершить воображаемое путешествие во времена рыцарей. Представьте, что мы с вами находимся в средневековой мастерской оружейника. Я буду мастером, а вы – мои подмастерья. В мастерскую поступил заказ от рыцаря на изготовление доспехов. Сможем ли мы выполнить его сейчас? Знаете ли вы виды и свойства т/л металлов. Чтобы этот заказ выполнить мы с вами должны изучить виды тонколистового металла и проволоки, свойства металлов и сплавов, научится различать виды тонколистового металла, для того чтобы вы могли в будущем правильно подбирать материал для доспехов и других изделий.

Фронтальный опрос по теме прошлого урока.

IV. Изучение нового материала

Металлы играют огромную роль в жизни человека. Из них изготавливают различные машины, строительные конструкции, предметы быта.

Металлы обладают различными свойствами: физическими, механическими. (Слайд 2.)

Физические свойства: электропроводность – все металлы проводят ток, теплопроводность, цвет (демонстрация металлов), блеск, жидкотекучесть.

Механические свойства металлов: пластичность – способность металла менять форму под действием нагрузок, прочность – способность металла выдерживать нагрузки не разрушаясь; и твердость.

Заготовки из металлов и сплавов производят на предприятиях в виде листов, прутков, труб, проволоки, что значительно облегчает изготовление из них различных изделий.

(Слайд 3.) Раньше листовой металл получали ковкой (плющили нагретые заготовки молотами), эта работа была очень долгой и кропотливой. Очень трудно было получить одинаковую толщину заготовки. Один неверный удар мастера мог испортить всю работу (перед вами детали брони воина государства чжурчжэней, которые найдены такими же, как и вы, ребятами на Краснояровском городище с. Утесное Уссурийского района. Это – пластины панцирные изготовлены в 12 веке то есть, им более 800 лет)

.(Слайд 4.) На современных предприятиях листовой металл получают прокаткой нагретых слитков на прокатных станах, где заготовка, попадая между валками, сжимается и приобретает форму листа. Регулируя зазор между валками, можно получить лист нужной толщины.

(Слайд 5.) Жесть (толщиной от 0,2 до 0.5 мм) бывает черная и белая.

(Слайд 6.) Холоднокатаную сталь (толщиной 0,8–2 мм.) получают путем повторной прокатки листовой стали, она применяется для изготовления деталей корпуса автомобилей, холодильников.

Очень тонкий листовой металл называют фольгой (толщиной менее 0,2 мм). Медная фольга широко применяется в радиотехнике, а алюминиевая фольга – для упаковки шоколада, конфет, чая, в кулинарии.

(Слайд 7.) Кроме листового металла, в промышленности широко применяется также проволока, которая отличается большой длиной и незначительной толщиной. Медная и алюминиевая проволока используется для изготовления электрических проводов и заклепок. Из мягкой стальной проволоки изготовляют гвозди, шурупы, винты, заклепки, а из твердой – пружины, струны и другие изделия.

(Слайд 8.) Во времена рыцарей проволоку волочили в кузнях, качаясь на качелях. Волочильщик, сидя на качелях, упирался ногами в фильеру, захватывал клещами конец проволоки, отталкивался и таким образом протягивал поволоку. Эта проволока применялась в основном при изготовлении кольчуг.

Изготовлением изделий из тонколистового металла на предприятиях занимаются жестянщики. Рабочие этих специальностей должны знать устройство оборудования, на котором работают, свойства металлов, уметь читать чертежи.

V. Самостоятельная работа учащихся (работа в парах). (Слайд 9.)

А вы не забыли о заказе от рыцаря? Нам необходимо правильно подобрать материал для доспехов. И для этого сейчас мы выполним с вами лабораторно-практическую работу

  1. Рассмотрите несколько образцов тонколистового металла (кровельная, черная и оцинкованная сталь, жесть черная и белая).
  2. Определите цвет каждого образца и название материала.
  3. Попытайтесь согнуть каждый образец.
  4. Вспомните, где применяется изучаемый вами материал.
  5. Запишите в таблицу результаты своих наблюдений.

(Приложение 1. Лабораторная работа.)

Фронтальный опрос по вопросам:

  1. Из какого т/л металла лучше всего изготовить доспехи и почему?.
  2. Чем отличается черная жесть от белой?
  3. Каким образом получают тонколистовой металл?
  4. Где применяется фольга?
  5. Каким образом получают проволоку?
  6. Где применяется проволока, т/л металл?

VI. Изображение изделий из тонколистового металла.

Итак, мы с вами выбрали материал для доспехов и можем приступить к их изготовлению. А как вы думаете – с чего нам надо начинать изготовление доспехов? А с чего мы начинали изготовление изделия из древесины? С построения чертежа или эскиза.

(Слайд 10.) Изображения изделий из тонколистового металла имеют некоторые отличия от изображений деталей из древесины. Если нужно изготовить объемное изделие из тонколистового металла, например совок или коробочку, то вначале необходимо вырезать плоскую заготовку, а затем уже ее согнуть. Поэтому на чертежах показывают не изображение изделия, а его развертку. Линии сгиба на развертках обозначают штрихпунктирной линией с двумя точками. Контур обводят сплошной толстой основной линией. Центр отверстия показывают штрихпунктирными линиями с одной точкой пересекающимися под прямым углом.

  • S – толщина летали;
  • R – радиус дуги;
  • L – длина детали;
  • Ф – диаметр отверстия.

VII. Самостоятельная работа учащихся. (Слайд 11.)

  • Вводный инструктаж:
    Мы с Вами восстановим доспехи воина государства чжурчжэней. Для этого сначала выполним эскиз панцирной пластинки в тетрадях. Что такое эскиз, как он выполняется?
  • Приемы выполнения эскиза на доске.
  • Выполнение эскизов в тетрадях.
  • Заключительный инструктаж.

1. Что такое развертка? 2. Какими линиями показывают на чертеже места сгиба заготовки? 3. Как показать на чертеже центр отверстия?

VIII . Итог урока. Выставление оценок, их аргументация.

Молодцы! Я очень доволен вашей работой на уроке. А вам понравился урок? Что вы сегодня узнали нового и интересного для себя? Теперь вы стали мастерами и как настоящим мастерам вам положено иметь свое клеймо, которое мастера ставили на свои изделия.

Читайте также: