Создание рисунка на металл

Обновлено: 18.05.2024

Всем привет! Я покажу вам способ электрохимической гравировки, с помощью которой можно перенести рисунок, распечатанный на лазерном принтере на нож, тесак, любую другую металлическую поверхность. Я буду переносить рисунок с компьютера на шпатель для наглядности процесса.

Поиск рисунка


Для работы нам понадобится изображение, которое мы будем переносить. Найти его несложно во всемирной паутине. Но тут есть определенные требования – оно должен быть монохромным, черно-белым, без плавных переходов, только четкие грани. Если вы не нашли такой рисунок в интернете, то можно привести его к такому виду с помощью фоторедактора.

Печать рисунка


Для печати нам потребуется специальная бумага. В идеале подойдёт подложка от клеевой пленки, которую обычно выбрасывают. Она имеет такое покрытие, типа воска, на которая сама клеящая пленка не приклеивается. На худой конец можно использовать страницы глянцевых журналов. Кто хоть раз травил платы сам, должен понять без проблем.
В общем, вырезаем из такой подложки формат под принтер «А4» или «А5» и вставляем в принтер. Принтер обязательно должен быть лазерный, с порошковой краской.
Печатаем рисунок на максимальном качестве, с отключенной функцией экономия чернил. После печати лишние грани бумаги отрезаем.

Перенос рисунка с компьютера на металл

Перевод картинки на металл


Для перевода понадобится обычный утюг. Он хорош тем, что точно поддерживает заданную температуру, что очень важно. Переворачиваем его и устанавливаем на 130-150 градусов Цельсия.
Пока нагревается утюг, обезжирим поверхность металла, куда будет наноситься картинка. Это можно сделать ватным тампоном, смоченным ацетоном, спиртом или бензином.

Перенос рисунка с компьютера на металл

Перенос рисунка с компьютера на металл


Через несколько минут прикладываем изображение к месту. Делать это нужно очень аккуратно, не смазав рисунок.

Перенос рисунка с компьютера на металл

Перенос рисунка с компьютера на металл


Под температурой чернила расплавляются, и прилипают к металлу.
Аккуратно разглаживаем картинку, через ватный тампон. Сильно нажимать не нужно – есть опасность, что бумага съедет и смажет все. Проглаживаем все около 1-2 минуты. Будьте аккуратны – не обожгитесь.

Перенос рисунка с компьютера на металл

Перенос рисунка с компьютера на металл


Затем убираем шпатель в сторону и ждем пока остынет. После остывания аккуратно отклеиваем бумагу. Если вы использовали глянцевый журнал, замочите в воде на некоторое время, а затем аккуратно отлипайте.
У вас должна получиться четкая картинка на металле. Если есть расплавы или утолщения, то можно стереть чернила ацетоном и вновь повторить операцию.

Перенос рисунка с компьютера на металл

Перенос рисунка с компьютера на металл

Электрохимическое травление рисунка

Перенос рисунка с компьютера на металл


Для того чтобы не протравить лишнего я сделаю из пластилина своеобразный барьер для раствора. Также поверхность вокруг рисунка я обклеил скотчем, чтобы не травить лишнего.

Перенос рисунка с компьютера на металл

  • - вода 50 мл.
  • - соль, обычная кухонная - половина чайной ложки.

Перенос рисунка с компьютера на металл


И минусовым электродом (я использую обычный саморез), травим, погружая электрод в раствор. Время травления небольшое: 20-30 секунд. По моим наблюдениям увеличение времени травления не совсем хорошо сказывается на рисунке.

Перенос рисунка с компьютера на металл

Перенос рисунка с компьютера на металл

Перенос рисунка с компьютера на металл


Ватным диском, смоченным в ацетоне удаляем чернила принтера. И видим, что у нас получилась отличная гравировка. Очень чёткая, так как у меня уже достаточно большой в этом опыт. Даже усы животного видно!

Перенос рисунка с компьютера на металл

Перенос рисунка с компьютера на металл

Перенос рисунка с компьютера на металл

Итог переноса рисунка на металл

Перенос рисунка с компьютера на металл

Послесловие


Травление можно проводить и без электричества, используя другой химический раствор.
Так же травление можно проводить без всяких пластилиновых барьеров, намочив просто ватную палочку солевым раствором и приложив к ней электрод, напрямую воздействовать на металл. Но я не люблю такой способ, так как контакт осуществляется на прямую, что может стереть мелкие детали чернил.
Посмотрите видео процесса - ТУТ
Если у вас не получилось сделать все с первого раза – не переживайте. Пробуйте ещё, это не сложно.

Декоративное травление металла

Как известно, металл довольно трудно обрабатывать в домашних условиях без специальных навыков и инструментов, тем более, если это такой твёрдый металл, как сталь. Тем не менее, можно призвать на помощь химию: существует такой химический процесс – электролиз. Он протекает на электродах при прохождении электрического тока через растворы электролитов. Т.е. если в качестве электрода взять металлическую заготовку, в качестве электролита использовать обычную солёную воду, то при прохождении через неё тока металл начнёт стравливаться, проще говоря, атомы с поверхности металла начнут «улетать». Таким образом, для обработки металла не всегда нужны какие-то особые навыки и инструменты, ведь за нас всё может сделать электричество.

  • Пластиковая или стеклянная ёмкость.
  • Поваренная соль.
  • Металлическая пластинка.
  • Источник питания 5 - 12 вольт.
  • Соединительные провода.

Электрохимическая гравировка на металле


Шаг 1. Из металлической пластинки вырежем прямоугольный кусочек, который на котором и будет в дальнейшем вытравлена надпись. Достать металлическую пластинку толщиной 1-2 мм можно в любом строительном магазине, я купил самую дешёвую стальную проушину.


Шаг 2. Тщательно зашкуриваем поверхности заготовки, сначала крупной наждачной бумагой, затем мелкой. Поверхность должна стать блестящей, покрытой множеством мелких царапин. Также нужно пройтись наждачной бумагой по краям и рёбрам пластинки. После зашкуривания металл необходимо обезжирить спиртом, растворителем или просто тщательно промыть горячей водой с мылом. После этого прикасаться к поверхностям жирными руками нельзя.


Шаг 3. На лазерном принтере распечатываем рисунок, который будет увековечен на металле и переносим на металл с помощью лазерно-утюжной технологии, которая не раз описывалась в интернете. Распечатывать нужно в зеркальном отображении. Если под рукой нет лазерного принтера, с тем же успехом можно нарисовать рисунок лаком для ногтей или несмываемым маркером. Закрашенная область останется нетронутой, а голый металл подвергнется электролизу, т.е. попросту стравится.


Шаг 4. Теперь, когда заготовка полностью готова к травлению, нужно взять неметаллическую ёмкость, налить в неё воды и насыпать соли. От концентрации соли сильно зависит скорость травления, чем больше соли – тем быстрее идёт процесс. При слишком большой скорости травления есть риск повреждения защитного слоя лака или тонера от принтера, рисунок получится не качественным. Оптимальное соотношение – столовая ложка соли на стакан воды.
В ёмкости нужно закрепить анод, т.е. саму металлическую заготовку и катод – простой кусок металла. Чем больше его площадь, тем выше будет скорость травления. Наглядно установка для травления показана на картинке ниже:


Плюс от источника питания (анод) подключается к заготовке, а минус (катод) в раствор. При этом желательно установить несколько минусовых контактов со всех сторон от заготовки, тогда травление пройдёт равномерно со всех сторон.


Несколько слов об источнике питания. Я использую компьютерный блок питания, а точнее его 12-ти вольтовую линию. Чем больше напряжение – тем выше скорость травления. Можно использовать и обычное зарядное для сотового телефона, на его выходе 5 вольт, этого напряжения будет вполне достаточно. Не стоит повышать напряжение более 12-ти вольт, иначе процесс будет идти слишком активно, защитный слой лака отпадёт, а раствор перегреется.
Правильно подключив все провода, включаем блок питания. От минусового контакта (катода) сразу же начнут идти пузыри, это означает, что процесс идёт. Если пузыри стали идти от заготовки, значит нужно поменять полярность питания.


После нескольких минут травления на поверхности раствора образуется пенка противного жёлто-зелёного цвета.


Минут через 30-40 заготовку можно доставать из раствора, предварительно отключив питание. Она будет вся покрыта чёрным налётом, это нормально.


Шаг 5. Теперь остаётся лишь очистить металл от налёта, стереть тонер или лак, по желанию ещё раз зашкурить поверхность. Чёрный налёт легко удаляется под струёй обычной воды, лак или тонер смывается ацетоном либо жидкостью для снятия лака. Теперь чётко видно, что буквы на металле стали рельефными, сама металлическая поверхность после травления стала матовой.

10 способов печати на металле

10 способов печати на металле

Первой печатью по металлу была гравировка. Появление гравюры датировано XVI веком. Это была художественная роспись часов, оружия, украшений. Тогда же гравировку начали использовать в печатном деле — при изготовлении пластин для переноса шрифта на бумагу.

Сфера применения

Надписи по металлу можно встретить где угодно: двери кабинета руководства, коробка парфюма, информационная табличка. Жесткая фактура и устойчивость рисунка оценены там, где бумажный носитель быстро потеряет свой вид. А еще металл всегда выглядит презентабельно, солидно. Диплом, напечатанный на золотистом или серебристом листе, будет радовать глаз и подчеркивать статус обладателя.

Изображения на металле

Изображения на металле получаются яркими и реалистичными

В каких еще сферах востребована печать по металлу:

  • Производство техники, автомобилей, эксклюзивной косметики и парфюмерии в качестве элементов конструкции и информационных табличек. Металлические шильды содержат основные данные о товаре.
  • Рекламная индустрия, а конкретнее — наружная реклама. Железная основа под информационный щит обеспечит надежность и долговечность конструкции.
  • Бизнес-сегмент. Металлические бейджи более устойчивы к истиранию, чем даже заламинированные бумажные, а алюминиевые информационные таблички и указатели на дверях офисов гармонично дополняют интерьер.
  • Изготовление наградной продукции. Грамоты, дипломы, сертификаты переносят на металл и оформляют в красивую рамку — такой предмет станет не только подтверждением высоких заслуг, но и украшением рабочего кабинета.
  • Дизайн интерьеров. Декораторы успешно используют металлические элементы оформления интерьеров столовых, кухонь, гостиных. На листах отпечатывают фотографии или тематические изображения, которые соответствуют общей концепции.
  • Мебельное производство. Листы металла с нанесенными изображениями украшают предметы мебели, двери, фасады гарнитуров, корпусы осветительных приборов.
  • Декорирование металлических предметов: шкатулок, линеек, значков, флешек, брелоков.

Интерьерная печать на металле

Интерьерная печать на металле — удачный дизайнерский эксперимент

10 технологий печати на металле

Рассмотрим самые популярные техники нанесения изображений на металлическую поверхность.

УФ-печать

Печать ультрафиолетовыми красками — единственная технология, при которой чернила запекаются на поверхности, гарантируя высокую стойкость к истиранию рисунка. Процесс не отличается от нанесения изображения на любой другой носитель — будь то бумага, картон или ткань. Используется широкоформатный УФ-принтер планшетного типа. Возможна работа с разными поверхностями: радиаторами отопления, жалюзи, гаджетами, экранами каминов.

УФ-печать на металле

УФ-печать применяется для изготовления металлических визиток

Гравертон

Полноцветная печать на пластинах из анодированного алюминия. Применяется техника термопереноса с помощью промежуточного носителя — обычной бумаги плотностью 80 г/м². Секрет в специальных чернилах, которые закрепляются на металлической поверхности. Недостаток технологии — использование отпечатков только в помещениях, так как рисунок не отличается высокой стойкостью. Подвид технологии — мастертон. Разница между ними в составе чернил.

Сублимация

Для переноса изображения нужно специальное покрытие носителя в виде тонкой пленки из сублимационного лака. Существует два вида этой технологии:

  • струйная — позволяет получать оттиск высокого разрешения (300 dpi), используется струйный принтер, сублимационная бумага и сублимационные чернила;
  • лазерная — для печати на специальной бумаге используется лазерный принтер, можно наносить изображения на золотистые, серебристые, матовые и глянцевые листы металла.

Недостатки способа: со временем изображение бледнеет, выгорает от солнца. Поэтому нужно беречь изделие от прямых солнечных лучей.

Сублимация на металле

Сублимация на металлической подставке под статуэтку

Гравировка

Известны четыре разновидности гравировки:

  • ручная — используются штихели разного размера или бормашина, получается высококачественный рисунок, но важна квалификация мастера;
  • химическая — травление металла с помощью едкого натра, азотной или соляной кислоты, хлорного железа, перед нанесением рисунка поверхность обрабатывается спиртовым лаком;
  • механическая — классическая техника с использованием гравировального станка, плюсы — можно делать выпуклые и впуклые рисунки, минусы — длительность процедуры.
  • лазерная — современный, дешевый, быстрый, высокоточный способ нанесения рисунков на металл путем выжигания поверхности, минус — недолговечность изображения.

Лазерная гравировка

Лазерная гравировка на магнитных бейджах

Термотрансфер

Это печать на металлических предметах с помощью переноса изображений, нанесенных пластизолевыми красками. Для закрепления на поверхности нужен термопресс, рабочая температура — около 190 градусов. Время закрепления — до 90 секунд. Плюс технологии — яркое, объемное и фактурное изображение, минус — истираемость.

Алюмаджет

Другое название — металлофото. Это способ получения износоустойчивой надписи или картинки на пластинах из анодированного алюминия. После нанесения рисунок ламинируется или покрывается специальным акриловым лаком.

Металлографика

Еще одно название технологии — фотомеханическая печать. Принцип заключается в воздействии специальных чернил на слой оксидной пленки, которой покрыты алюминиевые пластины. Чтобы закрепить рисунок, изделие помещают в химический раствор или наносят защитное покрытие. Плюс металлографики — четкость и яркость изображения в течение 5—7 лет. Причем ни атмосферные явления, ни агрессивные среды никак не влияют на качество картинки.

Металллографика

Металлографика на информационных табличках

Алюмамарк

Технология основана на применении углеродного лазера. Благодаря воздействию высокочастотной энергии металлическая поверхность чернеет, а поверхность остается гладкой. Алюмамарк применяется в изготовлении информационных табличек для наружного размещения, так как рисунок долго сохраняет свою четкость и яркость.

Тампопечать

Перенос рисунка происходит с помощью печатной формы и эластичного тампона. Последний окунается в чернила и соприкасается с печатными элементами, создавая изображение на металлической поверхности. Технологию используют в случае сложного рельефа обрабатываемой поверхности. Она справится там, где не подходит шелкография или сублимация. Недостатком тампопечати можно назвать малую рабочую площадь, соответственно — большие изображения не получатся.

Тампопечать на металле

Тампопечать на рельефном циферблате

Шелкография

В процессе задействованы специальные краски и трафаретная бумага. Можно использовать обычные разноцветные, металлизированные, флуоресцентные чернила. Недостаток технологии — необходимо, чтобы поверхность была ровной и гладкой, отсюда и ограниченность в плане применения этого способа. Чаще всего это наружная реклама, элементы оформления витрин и интерьеров, шильды для разной продукции.

Обещанный пост про травление.


Всем рукастым Драйвовчанам привет.
Обещанный пост про травление, много букофф. Этот способ подходит для любых металлов: сталь, медь, латунь, алюминий и т.д.
Сразу скажу, что в этот раз я немного экспериментировал с материалом покраски, так, что результат получился несколько хуже чем обычно. Но суть, принцип и последовательность работ от этого не меняется, так, что погнали.
Берём подготовленную заготовку, на которой планируется нанести травление. Наносится красящее покрытие, для этого можно использовать любую краску, лак, я даже где-то читал что использовали «кузбасслак», в общем главное что бы водой не растворялось. Покрываем изделие и даём высохнуть. Я обычно использовал аэрозольные автомобильные краски, но в этот раз решил попробовать неводную морилку светлого оттенка. Использовать её я решил потому, что в случае успешного результата данного экспериментального травления, можно наносить рисунок на металл методом ЛУТ, после покрывать данной морилкой, а поскольку она прозрачная рисунок на металле будет хорошо виден и его будет легко и более качественно процарапать.



Предварительно обезжирив, покрываем топор морилкой или краской. Краску лучше использовать светлых тонов.


При помощи копировальной бумаги переносим выбранный рисунок на заготовку, рисунок я прижимаю осколками магнитов из ЖД. Если есть художественные способности можно рисовать прямо по краске без шаблонов.



Получаем рисунок на поверхности металла, потом тонким маркером или как я гелевой ручкой поправляем линии рисунка.


После чего начинается длительный и весьма нудный процесс удаления лишней краски, картинку на бумаге желательно иметь под рукой для сравнения.




После окончания очистки поверхности от лишней краски к заготовке присоединяем «+» провод от источника постоянного тока, в данном случае я использовал 2 кусочка дерева, 1 заточен на клин и им прижимается оголённый провод к металлу. Можно использовать любой источник тока, начиная от зарядного устройства от телефона до инверторного сварочного аппарата. Разница будет только в скорости травления, но чем меньше ток, тем точнее и качественнее происходит травление.


Я использую вот такое, ещё советское зарядное устройство. Оно с возможность переключения на 6 и 12 вольт. Мелкие заготовки и рисунки я травлю на 6-ти вольтах.


Помещаем заготовку в емкость, где будет проходить травление, с двух сторон располагаем металлические пластины к которым подключен «-« и заливаем солёной, очень солёной водой. Я сыплю соль в воду без точной пропорции, пока она растворяется, в данном случае примерно 2/3 пачки на 3 литра воды.


Включаем источник постоянного тока в сеть 220 в., если полярность подключения соблюдена то над пластинами подсоединёнными к минусу начнётся «кипение», если «закипело» над заготовкой то нужно сменить полярность.



Периодически (мин.10-15) отключив блок питания от сети достаём заготовку, промываем в чистой воде, мягкой кистью стирая следы окисления на заготовке. На фото очень чётко видно «линия хамон» от заводской закалки топора.



После, примерно часа, достаём заготовку, отсоединяем все провода, очищаем от остатков краски и, ещё не любуемся, но уже видим, получившийся результат. В моём случае видны следы травления тех местах, где их быть не должно. По моему мнению это произошло из-за использования неводной морилки, видимо для длительного контактирования с такой агрессивной средой она не подходит, лучше использовать краску, хотя она и дольше сохнет, но такого «не санкционированного» травления не происходит. А для травления на цветных металлах и неглубоких рисунков я думаю морилка подойдёт.



Затем следует длительный процесс шлифовки и полировки, а вот теперь можно и любоваться на получившийся топорик (ну или что Вы там травили). На фото ещё не полированный топор.

Рисунок на металле


После рассказа о методе нанесения рисунка на стекло, хочу рассказать о простом методе нанесения рисунка на метал. Этот способ нравится мне своей простотой и доступностью — более того, скорее всего все, что вам понадобится уже есть у вас дома. И так как после предидущего поста у меня спрашивали про детали работы с плоттером — опишу чуть подробнее процесс вырезания трафарета.
Около года назад я купил плоттер Silhouette Cameo и именно на нем буду вырезать трафарет для нанесения изображения из самоклеющейся пленки. И так, первое что нам надо — придумать и нарисовать или просто найти в интернете картинку, которую будем наносить. Я для примера выбрал логотип Skoda.
Запускаем программу для работы с плоттером — Silhouette Studio и открываем ей найденный в интернете файл-картинку с логотипом. Чтобы плоттер смог ее вырезать — надо преобразовать ее в векторный вид (по простому — из картинки преобразовать в контуры). Для этого я использую инструмент трассировки.


Работает он просто — нужно выделить нужную область на картинке, выключить высокочастотный фильтр и включить низкочастотный. После нажатия кнопки "трассировать" получаем на выходе векторный рисунок — контуры нашего логотипа. Остается только удалить ненужные детали.


"Разбиваем" рисунок на составляющие и просто выделяя и нажимая клавишу del удаляем все лишнее, оставляю только логотип.


Дале — задаю настройки резки — обычно достаточно просто выбрать тип материала из стандартных и программа сама установит значения скорости, нажима и подскажет на какое значение надо настроить нож плоттера (это надо делать вручную).


В данном случае для резки винила нож надо установить на значение "2" — это делается с помощью ключа встроенного в колпачек или корпус плоттера (на фото — углубление слева от ножа). После этого нож вставляется в держатель, самоклейка фиксируется на самоклеющемся коврик для резки и коврик вставляется в плоттер.


Резать винил конечно можно и без коврика, просто заправляя рулон в устройство, но коврик позволяет использовать даже самые маленькие обрезки материала, которые иначе пропали бы. Жмем кнопку "Start" в программе — и готово, резка занимает несколько секунд, готовый трафарет можно снимать с коврика.


С помощью пинцета снимаю с подложки ненужные части трафарета, и так как у нас на изображении есть не соединенные с фоном детали ("глаз") то для переноса трафарета я использую монтажную пленку.


Просто клею ее поверх трафарета, после чего можно отдирать подложку и клеить трафарет на то, куда будем наносить рисунок.
Мне подарили небольшую кружку из нержавейки, на которую я и решил нанести логотип. Аккуратно клеим трафарет, приглаживаем и монтажную пленку можно снимать.
Далее начинается самое интересное, нанесение изображения методом электроэрозионного прожига. Для этого нам понадобится:
— источник напряжения — блок питания на 9-12V, пойдет даже батарейка на 9V ("крона")
— раствор поваренной соли немного воды, много соли
— ватные палочки
— два кусочка провода
— прищепка

Плюс нашего источника с помощью провода соединяем с металлическим объектом, на который будем наносить рисунок, провод закрепить будет удобно с помощью прищепки.
Минус — накручиваем на ватную палочку, смоченную в солевом растворе. И этой палочкой начинаем равномерно водить по трафарету. Касайтесь метала только ватой, не давайте проводу напрямую коснутся метала. Признаком того, что процесс пошел будет потемнение ваты на кончике палочки, нагрев и дым (вдыхать его не стоит).


Равномерно водим ватой по всему рисунку, время от времени обмакивая ее в солевой раствор. Сразу заметно, что наш рисунок становится темнее и приобретает матовую текстуру. После нескольких минут такой обработки остатки соли можно смыть, трафарет — снять и любоваться на результат.


Изображение получается четкое, устойчивое к механическим воздействиям, рельефное на ощупь и чем-то напоминает гравировку. Этот метод подходит для стали, алюминия, меди, нержавейки — любого токопроводящего металла. Используя трафарет из самоклеющейся пленки можно нанести логотип на свою поделку, сделать дарственную надпись на лезвии ножа или даже иммитацию гравировки

Читайте также: