Специалист по операциям с драгоценными металлами

Обновлено: 28.04.2024

В соответствии с пунктом 16 Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293; 2014, N 39, ст. 5266; 2016, N 21, ст. 3002), приказываю:

Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт "Специалист по операциям с драгоценными металлами".

Утвержден
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 14 ноября 2016 г. N 644н

СПЕЦИАЛИСТ ПО ОПЕРАЦИЯМ С ДРАГОЦЕННЫМИ МЕТАЛЛАМИ

I. Общие сведения

Основная цель вида профессиональной деятельности:

Совершение банками операций с драгоценными металлами и монетами из драгоценных металлов в интересах клиентов и банка

Отнесение к видам экономической деятельности:

II. Описание трудовых функций,
входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта
вида профессиональной деятельности)

Информационно-аналитическое и организационно-методическое обеспечение операций с драгоценными металлами и монетами из драгоценных металлов

Исследование рынка драгоценных металлов для предоставления аналитических материалов соответствующим подразделениям банка и клиентам

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

3.1. Обобщенная трудовая функция

3.1.1. Трудовая функция

Информирование клиента о видах драгоценных металлов и драгоценных монет, видах и порядке проведения операций с ними

Выявление потребностей клиента в различных видах драгоценных металлов или монетах из драгоценных металлов

Ведение базы данных клиентов, заинтересованных в информировании о новых поступлениях памятных и инвестиционных монет

Заключение договоров на информационное обслуживание клиентов по вопросам операций с драгоценными металлами и монетами из драгоценных металлов

Доступно разъяснять клиентам условия сделок с драгоценными металлами и монетами из драгоценных металлов

Нормативная правовая база совершения операций с драгоценными металлами и монетами из драгоценных металлов

Порядок налогообложения доходов, полученных клиентами по операциям с драгоценными металлами и монетами из драгоценных металлов, в зависимости от налогового статуса клиентов и вида операций

Порядок начисления налога на добавленную стоимость (НДС) при покупке клиентом драгоценных металлов в физической форме в случаях, предусмотренных законодательством

Локальные нормативные акты и методические документы в области осуществления банковских операций с драгоценными металлами

Содержание и порядок оформления документов, необходимых для проведения операций с драгоценными металлами

3.1.2. Трудовая функция

Установление цен покупки/продажи драгоценных металлов в центральном офисе банка (филиала), а также в иных структурных подразделениях, осуществляющих операции с драгоценными металлами

Разработка методик проведения различных операций с драгоценными металлами и монетами из драгоценных металлов и бухгалтерского учета

Постановка задач для разработки программного обеспечения проведения операций с драгоценными металлами

Ставить перед разработчиками программного обеспечения цели, задачи, выстраивать взаимосвязи между различными переменными

Локальные нормативные акты и методические документы по вопросам проведения банком операций и сделок с драгоценными металлами

3.1.3. Трудовая функция

Определение источников и сбор необходимой информации для подготовки аналитических материалов по рынку драгоценных металлов

Ведение базы данных о ценах покупки-продажи драгоценных металлов в банке, учетных ценах Банка России, мировых ценах и предоставление клиенту по его запросу информации о таких ценах за определенный период

Проведение анализа динамики цен на драгоценные металлы на внутреннем и международном рынках и предоставление информации для внутренних подразделений банка

Прогнозирование рынка драгоценных металлов с учетом различных сценариев его развития для определения стратегии и тактики работы банка на данном рынке

Предоставление клиенту аналитических материалов по рынку драгоценных металлов в соответствие с договором об информационном обслуживании операций с драгоценными металлами

Использовать различные эконометрические методы прогнозирования развития рынка драгоценных металлов на кратко- и среднесрочную перспективу

Оформлять аналитические записки для руководства банка и аналитические обзоры для клиентов по результатам исследования рынка драгоценных металлов

3.2. Обобщенная трудовая функция

3.2.1. Трудовая функция

Взвешивание слитков драгоценных металлов, определение их качества при проведении операций с драгоценными металлами в физической форме

Оформление кассовых операций (приходных и расходных ордеров) по покупке-продаже драгоценных металлов и монет из драгоценных металлов

Выявление операций клиентов с драгоценными металлами, подлежащих обязательному контролю в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

Анализ финансового положения контрагентов в сделках купли-продажи драгоценных металлов в целях минимизации риска неоплаты драгоценных металлов

Рассчитывать НДС при продаже драгоценных металлов в физической форме и выдаче их клиентам из хранилища банка

Законодательство Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

Локальные нормативные акты и методические документы по вопросам заключения банком различных типов сделок с драгоценными металлами

Содержание и порядок оформления документов, необходимых для осуществления операций с драгоценными металлами

Процедура учета договоров купли-продажи драгоценных металлов между недропользователями и кредитной организацией

3.2.2. Трудовая функция

Оформление по установленной форме акта приема-передачи драгоценных металлов в физической форме, подтверждающего прием (выдачу) драгоценных металлов хранилищем

Упаковка слитков драгоценных металлов и монет из драгоценных металлов в сумки, мешки, ящики, контейнеры, другие средства упаковки, обеспечивающие их сохранность и исключающие возможность их повреждения

Проверка при осуществлении приема драгоценных металлов наличия обязательных реквизитов в спецификации и документе о качестве

Поддержание в хранилище оптимальных условий хранения драгоценных металлов и монет из драгоценных металлов

Производить контрольное взвешивание с использованием весоизмерительного оборудования, определять массу и стоимость драгоценных металлов, принимаемых на хранение

Допустимые нормы весовых расхождений между показаниями весоизмерительных приборов и данными учетных или сопроводительных документов по драгоценным металлам

Локальные нормативные акты и методические документы по вопросам хранения и учета драгоценных металлов

3.3. Обобщенная трудовая функция

3.3.1. Трудовая функция

Консультации по выбору клиентом вида металла (золото, серебро, палладий, платина) для открытия обезличенного металлического счета

Сбор документов и информации о клиенте, проверка их подлинности, документальное фиксирование для идентификации клиента, его представителя, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца

Проверка клиента по перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму

Оценка степени (уровня) риска клиента в соответствии с требованиями нормативных актов о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

Прием и проверка правильности оформления заявок клиентов на внесение драгоценных металлов на обезличенный металлический счет или их снятия со счета

Работать в различных базах данных, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в целях наиболее полного сбора информации о клиентах

Оценивать степень (уровень) риска клиента в соответствии с рекомендациями Росфинмониторинга и требованиями внутренних нормативных документов банка

Рекомендации Росфинмониторинга по оценке степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма

Порядок открытия обезличенных металлических счетов лицам, на которых распространяется законодательство США о налогообложении иностранных счетов

Локальные нормативные акты и методические документы по открытию и ведению обезличенного металлического счета

3.3.2. Трудовая функция

Контроль правильности заполнения клиентом заявления (поручения) на совершение операции по обезличенному металлическому счету

Оформление документов при выполнении поручения клиента на внесение на обезличенный металлический счет/снятие с обезличенного металлического счета драгоценного металла в физической форме

Оформление документов при выполнении поручения клиента на внесение на обезличенный металлический счет/снятие с обезличенного металлического счета безналичного драгоценного металла одновременно с его покупкой у банка/продажей банку

Оформление документов при выполнении поручения клиента на проведение безналичной операции по обезличенному металлическому счету

Определение налоговой базы и расчет налога на процентные доходы физических лиц, полученные по вкладам в драгоценные металлы и исчисленные в рублях, в случае удержания налога у источника выплаты дохода

Расчет НДС при выдаче клиенту драгоценных металлов в физической форме с обезличенного металлического счета

Исчислять налог на процентные доходы физических лиц, полученные по операциям с драгоценными металлами в безналичной форме, в соответствии с законодательством

Рассчитывать НДС в случае снятия клиентами с обезличенных металлических счетов драгоценных металлов в физической форме

Порядок применения налогового законодательства при совершении операций по обезличенным металлическим счетам

Локальные нормативные акты и методические документы в области осуществления банковских операций с драгоценными металлами по обезличенному металлическому счету

IV. Сведения об организациях - разработчиках
профессионального стандарта

4.1. Ответственная организация-разработчик

4.2. Наименования организаций-разработчиков

ФГОБУ ВО "Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Финансовый университет)", город Москва

Общероссийский классификатор занятий.

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих.

Единый классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.

Общероссийский классификатор специальностей по образованию.

Задайте вопрос юристу:

Специалист по операциям с драгоценными металлами

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ

от 20 сентября 2021 года N 63

О применении организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими скупку, куплю-продажу драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, отдельных норм законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

В соответствии с положениями статьи 5 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) к субъектам указанного закона, на которых в полной мере распространяются все требования законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ), относятся, в том числе, организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения (далее - организации).

Кроме того, права и обязанности, возложенные Федеральным законом N 115-ФЗ на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в полном объеме распространяются на индивидуальных предпринимателей, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий (далее - индивидуальные предприниматели).

Если организация осуществляет куплю-продажу драгоценных металлов, их химических соединений, драгоценных камней в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе готовых инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения, то она не признается организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, и на нее, соответственно, не распространяются требования Федерального закона N 115-ФЗ.

Вместе с тем, если организация осуществляет куплю-продажу драгоценных металлов, которые используются для изготовления приборов и оборудования в целях их последующей продажи (реализации), то она признается организацией, осуществляющей операции с денежными средствами и иным имуществом.

Таким образом, на вышеперечисленные организации, в том числе на организации, осуществляющие обработку отходов и лома драгоценных металлов, распространяются требования Федерального закона N 115-ФЗ по организации и осуществлению внутреннего контроля, назначению должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, предоставлению информации в Росфинмониторинг и т.д.

2. Должна ли организация (индивидуальный предприниматель), осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, встать на учет в Росфинмониторинг?

Исчерпывающий перечень субъектов Федерального закона N 115-ФЗ, подлежащих постановке на учет в Росфинмониторинге, определен Положением о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2014 N 58, в который организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий не включены.

Кроме того, в соответствии с Положением о Федеральной пробирной палате, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 20.03.2020 N 307, специальный учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, а также государственный контроль (надзор) за исполнением ими законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ осуществляет Федеральная пробирная палата.

Учитывая изложенное, такие организации и индивидуальные предприниматели постановке на учет в Росфинмониторинге не подлежат.

3. Необходимо ли организации (индивидуальному предпринимателю), осуществляющим скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, регистрировать Личный кабинет на сайте Росфинмониторинга?

Личный кабинет - информационный ресурс, который размещается на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет), обеспечивает электронное взаимодействие его пользователей с уполномоченным органом и ведение которого осуществляется в порядке, установленном уполномоченным органом. Уполномоченным органом также устанавливается порядок доступа к личному кабинету и его использования.

Личный кабинет используется в целях:

- получения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму,

- получения решений межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма,

- реализации иных прав и обязанностей.

Учитывая изложенное, наличие личного кабинета для субъекта Федерального закона N 115-ФЗ является обязательным.

4. О каких операциях, подлежащих обязательному контролю, обязаны информировать организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий?

В соответствии с подпунктом 8 пункта 4 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ организации (индивидуальные предприниматели) обязаны представлять информацию в отношении следующих операций, подлежащих обязательному контролю:

2) скупка, купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, если сумма, на которую совершается операция (сделка), равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей (абзац шестой подпункта 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ);

3) предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа, если сумма, на которую совершается операция, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей (абзац десятый подпункта 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ);

4) операция по получению некоммерческой организацией денежных средств и (или) иного имущества от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, а равно по расходованию денежных средств и (или) иного имущества указанной организацией подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 100000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 100000 рублей, или превышает ее (пункт 1.2 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ).

С 1 октября 2021 года вступает в силу обновленная редакция данной нормы:

В этой связи организациям и индивидуальным предпринимателям необходимо не позднее 30 дней с даты вступления в силу обновленных положений пункта 1.2 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ привести в соответствие свои правила внутреннего контроля, а также скорректировать работу по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю в соответствии с указанной нормой;

5) операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица, независимо от суммы, на которую она совершается (пункт 2 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ);

6) операция с денежными средствами или иным имуществом в случае, если хотя бы одна из сторон является организацией или физическим лицом, включенными в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, либо юридическим лицом, прямо или косвенно находящимся в собственности или под контролем таких организации или физического лица, либо физическим лицом или юридическим лицом, действующими от имени или по указанию таких организации или физического лица, независимо от суммы, на которую она совершается (пункт 1 статьи 7.5 Федерального закона N 115-ФЗ).

5. Какая операция подлежит обязательному контролю в соответствии с абзацем шестым подпункта 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ: с денежными средствами или с имуществом?

Режим обязательного контроля, предусмотренный абзацем шестым подпункта 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ, в равной мере распространяется на операции как с денежными средствами, так и с имуществом.

С учетом положений Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также Федерального закона N 115-ФЗ обязательному контролю в рамках одной сделки (договора) подлежат, с одной стороны - передача товара (операции с имуществом), с другой стороны - платежи за товар (операции с денежными средствами), при условии, что сумма платежа или стоимость товара равна или превышает пороговое значение либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной пороговому значению, или превышает его.

Сведения о таких операциях, совершаемых клиентом организации или индивидуального предпринимателя, в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ подлежат документальному фиксированию и представлению в Росфинмониторинг в срок не позднее трех рабочих дней, следующих за днем их совершения.

С 2021 г. в Российской Федерации начала функционировать государственная интегрированная информационная система в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота (ГИИС ДМДК), в рамках которой обеспечивается прослеживаемость оборота продукции, ювелирных изделий.

В целях снижения нагрузки на субъектов ювелирной отрасли, являющихся участниками национальной антиотмывочной системы, организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, зарегистрировавшиеся в ГИИС ДМДК и обеспечивающие своевременное внесение в неё сведений об обороте продукции, ювелирных изделий, связанном с отчуждением (реализацией/отгрузкой) драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий и лома таких изделий, а также поступлением драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий и лома таких изделий , в рамках исполнения требований, предусмотренных абзацем шестым подпункта 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ, вправе представлять в Росфинмониторинг исключительно сведения о платежах за товар (операции с денежными средствами).

6. Что является датой совершения операции, подлежащей обязательному контролю в соответствии с абзацем шестым подпункта 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ?

Для определения даты совершения операции с имуществом в рамках договоров скупки, купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий в размере, равном или превышающем пороговое значение, в целях представления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю в соответствии с абзацем шестым подпункта 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ, необходимо учесть следующее.

Согласно положениям ГК РФ обязанность передать товар покупателю определяется договором купли-продажи, а если договор не позволяет определить этот срок - в соответствии с правилами, предусмотренными ГК РФ, если договором купли-продажи предусмотрена обязанность продавца по доставке товара, то указанная обязанность считается исполненной в момент вручения товара покупателю или указанному им лицу.

В случаях, когда из договора купли-продажи не вытекает обязанность продавца по доставке товара или передаче товара в месте его нахождения покупателю, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент сдачи товара перевозчику или организации связи для доставки покупателю, если договором не предусмотрено иное.

Вместе с тем, для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации, в том числе и по договорам купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, применяется товарная накладная.

Товарная накладная является основанием как для списания, так и для оприходования товарно-материальных ценностей, следовательно, товарная накладная является документом, подтверждающим передачу товара.

Учитывая изложенное, по нашему мнению, дата совершения операции с имуществом в рамках договоров скупки, купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий будет определяться, исходя из даты в товарной накладной с учетом особенностей заключенного договора купли-продажи и его разновидности, договора поставки.

В то же время статьей 410 части 1 ГК РФ допускается прекращение обязательства полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил, либо срок которого не указан или определен моментом востребования.

В случае, если в рамках договора скупки, купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий обязательства сторон исполняются путем зачета встречных однородных требований, то соответствующие операции по взаимозачету в целях Федерального закона N 115-ФЗ будут подлежать обязательному контролю, в случае если сумма требований превышает пороговое значение.

При этом при определении даты совершения операции, по нашему мнению, следует руководствоваться вышеизложенным принципом.

Одновременно, датой совершения операции с денежными средствами в рамках договоров скупки, купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий в размере, равном или превышающем пороговое значение, в целях представления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю в соответствии с абзацем шестым подпункта 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ признается дата документа, подтверждающего оплату за поставленные (реализованные) драгоценные металлы и драгоценные камни, ювелирные изделия из них и лом таких изделий (платежное поручение, приходно-кассовый ордер, кассовый чек и т.д.).

7. Кто должен представлять в Росфинмониторинг сведения об операциях в рамках договора купли-продажи, подлежащих обязательному контролю в соответствии с абзацем шестым подпункта 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ: продавец или покупатель?

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ организация (индивидуальный предприниматель) обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами.

Согласно положениям статьи 3 Федерального закона N 115-ФЗ клиент - физическое или юридическое лицо, иностранная структура без образования юридического лица, находящееся на обслуживании организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом.

Под "обслуживанием" необходимо понимать наличие гражданско-правовых отношений между лицом и организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, в которых последняя обязана совершить в пользу другого лица определенное действие в соответствии с заключенным между сторонами договором, а именно передать имущество, выполнить работу и т.д. Приобретение организацией (индивидуальным предпринимателем) драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий не влечет обязанности по представлению сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ, поскольку, выступая в качестве покупателя в рамках купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, она (он) является клиентом по отношению к продавцу.

Учитывая изложенное, сведения в Росфинмониторинг представляет продавец (поставщик) драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий.

8. Подлежат ли обязательному контролю и представлению информации в Росфинмониторинг операции по получению денежных средств (имущества) по договору займа от своего учредителя и о возврате такого займа?

Учитывая положения пункта 7 настоящего Информационного письма, получение организацией беспроцентного займа от своего учредителя, а также его возврат к операциям, подлежащим обязательному контролю в соответствии с абзацем десятым подпункта 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ, не относится поскольку займодавец не является клиентом по отношению к заёмщику.

Соответственно, представление в Росфинмониторинг сведений об указанных операциях не требуется.

Вместе с тем, согласно пункту 3 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ в случае, если у работников организации возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, и/или уклонения от процедур обязательного контроля, предусмотренных Федеральным законом N 115-ФЗ, эта организация не позднее трех рабочих дней, следующих за днем выявления таких операций, обязана направлять в уполномоченный орган сведения о таких операциях независимо от того, относятся или не относятся они к операциям, предусмотренным статьей 6 Федерального закона N 115-ФЗ.

Указание Банка России от 01.07.2009 N 2255-У (ред. от 28.09.2020) О правилах учета и хранения слитков драгоценных металлов в кредитных организациях на территории Российской Федерации

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 1 июля 2009 г. N 2255-У

О ПРАВИЛАХ УЧЕТА И ХРАНЕНИЯ СЛИТКОВ ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ

В КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. В соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст. 2790; 2003, N 2, ст. 157; N 52, ст. 5032; 2004, N 27, ст. 2711; N 31, ст. 3233; 2005, N 25, ст. 2426; N 30, ст. 3101; 2006, N 19, ст. 2061; N 25, ст. 2648; 2007, N 1, ст. 9, ст. 10; N 10, ст. 1151; N 18, ст. 2117; 2008, N 42, ст. 4696, ст. 4699; N 44, ст. 4982; N 52, ст. 6229, ст. 6231; 2009, N 1, ст. 25), Федеральным законом от 26 марта 1998 года N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1463; 1999, N 14, ст. 1664; 2002, N 2, ст. 131; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 45, ст. 4377; 2005, N 19, ст. 1752; N 30, ст. 3101; 2007, N 31, ст. 4011) и решением Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров Банка России от 19 июня 2009 года N 12) Банк России устанавливает правила учета и хранения слитков драгоценных металлов в кредитных организациях (филиалах) на территории Российской Федерации (далее - кредитные организации) при осуществлении операций с драгоценными металлами, определенных нормативными актами Банка России, с клиентами - юридическими лицами (в том числе с другими кредитными организациями), индивидуальными предпринимателями, а также физическими лицами.

2. Кредитная организация осуществляет учет и хранение аффинированных драгоценных металлов: золота, серебра, платины и палладия в виде слитков (стандартных, мерных), соответствующих установленным в Российской Федерации стандартам или международным стандартам качества (далее - драгоценные металлы).

4. В кредитной организации хранение драгоценных металлов осуществляется должностными лицами, ответственными за сохранность ценностей; прием и выдача драгоценных металлов клиентам осуществляются должностными лицами, ответственными за сохранность ценностей, или заведующим кассой, или кассовым работником (кассовыми работниками).

С работниками, осуществляющими хранение, прием и выдачу драгоценных металлов, заключаются договоры о полной материальной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При совместном осуществлении работниками хранения, приема и выдачи драгоценных металлов, когда невозможно разграничить ответственность каждого работника за причинение ущерба и заключить с ним договор о возмещении ущерба в полном размере, с указанными работниками заключается договор о коллективной (бригадной) материальной ответственности.

Такие помещения для совершения операций с ценностями оснащаются техническими устройствами, предназначенными для измерений драгоценных металлов (далее - средства измерений драгоценных металлов). Средства измерений драгоценных металлов должны соответствовать установленным законодательством Российской Федерации техническим требованиям.

Кредитная организация обеспечивает проведение поверки средств измерений драгоценных металлов органами государственной метрологической службы (другими уполномоченными на то органами, организациями) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Средства измерений драгоценных металлов устанавливаются таким образом, чтобы клиент мог осуществлять визуальный контроль за их показаниями.

6. Цифровые коды форм документов, используемых в настоящем Указании, соответствуют Общероссийскому классификатору управленческой документации.

7. Кредитная организация проводит контрольное взвешивание, определяет массу драгоценных металлов и исчисляет их стоимость в соответствии с Порядком проведения контрольного взвешивания, определения массы и стоимости драгоценных металлов, изложенным в приложении 1 к настоящему Указанию.

8. Кредитная организация может в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, осуществлять транспортировку драгоценных металлов самостоятельно или силами других кредитных организаций, а также организации, входящей в систему Банка России, уставом которой такое право ей предоставлено, и организаций, оказывающих услуги по перевозке ценных грузов.

9. Учет драгоценных металлов, хранящихся в хранилище ценностей, осуществляется в книге учета драгоценных металлов 0402046 по форме приложения 2 к настоящему Указанию (далее - книга 0402046).

Записи об остатках драгоценных металлов в книге 0402046 осуществляются заведующим кассой по окончании осуществления приема, выдачи драгоценных металлов в конце рабочего дня на основании приходных кассовых ордеров 0402008, расходных кассовых ордеров 0402009, ордеров по передаче ценностей 0402102, актов 0402047, документов, содержащих основные характеристики драгоценного металла (далее - спецификация), и документов (копий документов) организаций-изготовителей, содержащих сведения о соответствии драгоценного металла установленным в Российской Федерации стандартам или международным стандартам качества (далее - документ о качестве), и другой сопроводительной документации к драгоценным металлам.

10. Драгоценные металлы в хранилище ценностей могут храниться упакованными в сумки, мешки, ящики, контейнеры, другие средства упаковки, обеспечивающие сохранность драгоценных металлов и исключающие возможность их повреждения (далее - упаковка с драгоценным металлом), или не упакованными в указанные средства упаковки при условии обеспечения идентификации драгоценных металлов и их сохранности.

Абзац утратил силу. - Указание Банка России от 13.11.2012 N 2909-У.

Результаты проведенной ревизии драгоценных металлов отражаются в акте ревизии драгоценных металлов, в котором указываются: полное фирменное (сокращенное фирменное) наименование кредитной организации (далее - фирменное наименование кредитной организации) или фирменное наименование кредитной организации и полное (сокращенное) наименование филиала (далее - наименование филиала); дата составления акта ревизии драгоценных металлов; фактическое наличие находящихся в хранилище ценностей драгоценных металлов; результаты проведенного контрольного взвешивания драгоценных металлов; соответствие (несоответствие) фактического наличия драгоценных металлов данным бухгалтерского учета и книги 0402046; выявленные расхождения фактического наличия драгоценных металлов с данными бухгалтерского учета и книги 0402046; иная информация о проведении ревизии драгоценных металлов и ее результатах, необходимая кредитной организации. Акт ревизии драгоценных металлов подписывается работниками, участвовавшими в ревизии драгоценных металлов, и работниками, присутствовавшими при ее проведении. Выявленные расхождения регулируются в порядке, определенном кредитной организацией.

При проведении ревизии драгоценных металлов одновременно с проведением ревизии наличных денег результаты ревизии драгоценных металлов могут отражаться в акте ревизии наличных денег.

Порядок хранения акта ревизии драгоценных металлов определяется кредитной организацией.

12. Для осуществления операций с драгоценными металлами заведующий кассой выдает кассовому работнику драгоценные металлы с проставлением подписи кассовым работником в книге учета принятых и выданных драгоценных металлов 0402045 (далее - книга 0402045) заведующего кассой. Передача кассовым работником драгоценных металлов заведующему кассой осуществляется с проставлением подписи заведующим кассой в книге 0402045 кассового работника.

13. Прием, выдача драгоценного металла клиенту осуществляются по спецификации и документу о качестве. Должностные лица, ответственные за сохранность ценностей, или заведующий кассой, или кассовый работник (кассовые работники) проверяют наличие в спецификации и документе о качестве следующих данных: наименования драгоценного металла, вида слитка драгоценного металла, количества слитков, марки и пробы драгоценного металла, фактической общей массы драгоценного металла (далее - лигатурная масса) каждого слитка (для золота - также химически чистой массы) и других. При осуществлении приема драгоценных металлов от физического лица спецификация представляется физическим лицом при ее наличии.

14. Для осуществления приема, выдачи драгоценных металлов клиент (представитель клиента) предъявляет паспорт или другой документ, удостоверяющий личность в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - документ, удостоверяющий личность). При выдаче представителю клиента драгоценных металлов представитель клиента также предъявляет доверенность, оформленную в соответствии с законодательством Российской Федерации.

15. При приеме, выдаче драгоценных металлов осуществляется их визуальный контроль, пересчет, контрольное взвешивание (за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом) и сопоставление полученных данных с данными спецификации (у физического лица - при ее наличии) и документа о качестве.

При проведении визуального контроля драгоценных металлов проверяется состояние поверхностей драгоценных металлов.

При выдаче драгоценных металлов физическому лицу контрольное взвешивание выдаваемых ему драгоценных металлов осуществляется по его просьбе.

Принятые от клиентов драгоценные металлы могут упаковываться должностными лицами, ответственными за сохранность ценностей, или заведующим кассой, или кассовым работником (кассовыми работниками). Упаковка с драгоценным металлом снабжается ярлыком, содержащим следующие реквизиты: фирменное наименование кредитной организации или фирменное наименование кредитной организации и наименование филиала, дату упаковки, наименование драгоценного металла, вид слитка драгоценного металла, количество слитков драгоценного металла, лигатурную массу, для золота - также химически чистую массу, фамилии, инициалы и подписи должностных лиц, ответственных за сохранность ценностей, или заведующего кассой, или кассового работника (кассовых работников), осуществлявших упаковку драгоценного металла, иные реквизиты, необходимые кредитной организации для учета и хранения. Упаковка с драгоценным металлом опломбировывается (опечатывается) должностными лицами, ответственными за сохранность ценностей, или заведующим кассой, или кассовым работником (кассовыми работниками), осуществлявшими упаковку драгоценного металла.

Прием, выдача драгоценных металлов представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю может осуществляться в упаковке с драгоценным металлом. Должностные лица, ответственные за сохранность ценностей, или заведующий кассой, или кассовый работник (кассовые работники) проверяют целость принимаемой от представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя упаковки с драгоценным металлом, наличие на ярлыке реквизитов, предусмотренных договором, заключенным сторонами, и их соответствие данным спецификации и документа о качестве. В случае обнаружения нарушения целости упаковки с драгоценным металлом, отсутствия реквизитов на ярлыке к упаковке с драгоценным металлом, а также при несоответствии реквизитов, проставленных на ярлыке к упаковке с драгоценным металлом, реквизитам, предусмотренным договором, указанным в спецификации и (или) документе о качестве, осуществляются вскрытие упаковки с драгоценным металлом, визуальный контроль, пересчет и контрольное взвешивание драгоценных металлов.

По результатам приема, выдачи драгоценного металла должностные лица, ответственные за сохранность ценностей, или заведующий кассой, или кассовый работник (кассовые работники) составляют акт приема-передачи драгоценных металлов 0402047 по форме приложения 4 к настоящему Указанию (далее - акт 0402047). Количество экземпляров акта 0402047 определяется кредитной организацией.

Если контрольное взвешивание драгоценных металлов, выдаваемых физическому лицу, визуальный контроль, пересчет и контрольное взвешивание драгоценных металлов при приеме и выдаче представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю не осуществлялись, в акте 0402047 должностные лица, ответственные за сохранность ценностей, или заведующий кассой, или кассовый работник (кассовые работники) делают соответствующую запись в строке "Примечание".

16. В кредитной организации драгоценные металлы, не соответствующие установленным в Российской Федерации стандартам или международным стандартам качества, а также драгоценные металлы, имеющие по результатам контрольного взвешивания отклонения по массе сверх допустимых погрешностей, не подлежат приему от клиентов.

На выявленный не подлежащий приему от клиента драгоценный металл должностные лица, ответственные за сохранность ценностей, или заведующий кассой, или кассовый работник (кассовые работники) составляют в произвольной форме рекламационный акт в двух экземплярах. В рекламационном акте указываются: фирменное наименование кредитной организации или фирменное наименование кредитной организации и наименование филиала); дата составления рекламационного акта; фирменное наименование юридического лица, фамилия, имя и (в случае если имеется) отчество представителя юридического лица, фамилия, имя и (в случае если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, физического лица (их представителей); серия, номер, дата выдачи, наименование органа и код подразделения (если имеется), выдавшего документ, удостоверяющий личность представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, физического лица (их представителей); данные доверенности представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, физического лица; наименование драгоценного металла; вид слитка драгоценного металла; количество слитков драгоценного металла; лигатурная масса, для золота - также химически чистая масса; причина отказа в приеме драгоценного металла; фамилии и инициалы должностных лиц, ответственных за сохранность ценностей, или заведующего кассой, или кассового работника (кассовых работников); иная информация о драгоценном металле, необходимая кредитной организации.

Рекламационный акт подписывается должностными лицами, ответственными за сохранность ценностей, или заведующим кассой, или кассовым работником (кассовыми работниками). Рекламационный акт также может подписываться клиентом.

Один экземпляр рекламационного акта выдается клиенту, другой экземпляр рекламационного акта остается в кредитной организации.

Порядок хранения рекламационного акта определяется кредитной организацией.

17. На принятые драгоценные металлы в кредитной организации оформляются приходные кассовые ордера 0402008, на выданные - расходные кассовые ордера 0402009. Количество экземпляров приходных кассовых ордеров 0402008, расходных кассовых ордеров 0402009 определяется кредитной организацией.

Первые экземпляры приходного кассового ордера 0402008, расходного кассового ордера 0402009, акта 0402047 направляются в кассовые документы.

Вторые экземпляры приходного кассового ордера 0402008, расходного кассового ордера 0402009 с проставленным оттиском штампа кассы и второй экземпляр акта 0402047 выдаются клиенту.

При выдаче драгоценных металлов юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю выдаются спецификация и документ о качестве. При выдаче драгоценных металлов физическому лицу выдается документ о качестве (спецификация - по его просьбе).

Порядок хранения спецификаций и документов о качестве определяется кредитной организацией.

18. В кредитной организации при приеме на хранение драгоценных металлов от клиентов, выдаче находящихся на хранении драгоценных металлов клиентам оформляется ордер по передаче ценностей 0402102 в двух экземплярах. Первый экземпляр ордера по передаче ценностей 0402102 направляется в кассовые документы. Второй экземпляр ордера по передаче ценностей 0402102 с проставленным оттиском штампа кассы выдается клиенту.

Необходимость оформления дополнительных экземпляров ордера по передаче ценностей 0402102 определяется кредитной организацией.

19. Прием кредитной организацией, ее филиалом драгоценных металлов от филиалов этой кредитной организации, выдача кредитной организацией, ее филиалом драгоценных металлов филиалам этой кредитной организации осуществляются в порядке, установленном пунктами 13 - 15, 17 настоящего Указания.

20. Настоящее Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в "Вестнике Банка России".

Председатель Центрального банка

к Указанию Банка России

от 1 июля 2009 года N 2255-У

"О правилах учета и хранения

слитков драгоценных металлов

в кредитных организациях на

территории Российской Федерации"

ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЬНОГО ВЗВЕШИВАНИЯ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ МАССЫ

И СТОИМОСТИ ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ

1. Контрольное взвешивание драгоценного металла осуществляется средствами измерений драгоценных металлов, обеспечивающими необходимую точность взвешивания для ведения учета драгоценных металлов, указанную в таблице 1 настоящего приложения.

2. Предел допускаемой погрешности применяемых средств измерений драгоценных металлов не должен превышать значений, определяемых установленными в Российской Федерации стандартами.

3. Кредитная организация самостоятельно определяет необходимость подтверждения минимального процентного содержания драгоценного металла в слитке.

4. Для ведения учета драгоценных металлов одна тройская унция принимается равной 31,1035 грамма.

5. Учет драгоценных металлов осуществляется отдельно по каждому наименованию драгоценного металла по следующим показателям:

Банковские операции с драгоценными металлами

а) материально-технические ресурсы и требования для обеспечения теоретического этапа профессионального экзамена:

- помещение из расчета не менее 2,5 кв. м на одного соискателя и одного эксперта в административном здании, отвечающем требованиям пожарной безопасности и санитарным правилам и нормам (СанПиН), предъявляемым к административным помещениям;

- персональное рабочее место соискателя: стол, стул, портативный или стационарный персональный компьютер, соответствующий техническим требованиям (по числу соискателей);

Технические требования к компьютеру и интернет-соединению Соискателя

Выделенная линия (Ethernet или оптоволоконный канал)

Скорость интернета на скачивание (из расчета на каждого соискателя)

Скорость интернета на загрузку (из расчета на каждого соискателя)

Оперативная память (RAM)

Одноядерный 1 ГГц или выше

Двухъядерный 2 ГГц или выше (i3 / i5 / i7 или AMD)

1366х768 (16:9) (17”-19”)

1920х1080 (16:9) (21,5”)

Google Chrome последней версии

- персональное рабочее место эксперта: стол, стул (по числу экспертов), оборудованное персональным компьютером с возможностью доступа к необходимым информационным базам данных, печатающим и сканирующим устройствам;

Технические требования к компьютеру и интернет-соединению Эксперта

Скорость интернета на скачивание (из расчета на каждого эксперта)

Скорость интернета на загрузку (из расчета на каждого эксперта)

- средства видеонаблюдения (технические устройства, предназначенные для видеонаблюдения: фронтальная/горизонтальная камеры), устройство для фотографирования, средства для записи, хранения и передачи фото- и видеоматериалов в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет»;

- питьевая вода не менее 5 (пяти) литров;

- комплект одноразовых стаканов не менее 10 (десяти) штук;

- калькуляторы (при необходимости, по числу соискателей);

- канцелярские принадлежности: бумага для черновиков, ручки;

- наличие у центров оценки квалификаций автоматизированной системы по независимой оценке квалификации (собственной или на основании лицензии) и заключения от соответствующих уполномоченных органов о соответствии требованиям Федерального закона «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ, а также Приказа ФСТЭК России от 18 февраля 2013 г. № 21, и настроенной интеграцией с программным интерфейсом Автоматизированной системы СПКФР, либо наличие заключенного Лицензионного соглашения с ООО «Релевантные системы» или СПКФР на использование специализированного ПО «Автоматизированная Система Центра Оценки Квалификаций».

б) материально-технические ресурсы для обеспечения практического этапа профессионального экзамена: аналогично материально-техническим ресурсам для обеспечения теоретического этапа профессионального экзамена.

Пункт 7.2. Материально-техническое обеспечение оценочных мероприятий (в дистанционном режиме):

- персональное рабочее место соискателя: стол, стул, портативный или стационарный персональный компьютер, соответствующий техническим требованиям;

- персональное рабочее место эксперта: стол, стул, оборудованное персональным компьютером с возможностью доступа к необходимым информационным базам данных;

- наличие у ЦОК автоматизированной системы по независимой оценке квалификации (далее – АС НОК) на праве собственности или на ином законном основании, а также системы наблюдения и контроля за дистанционной сдачей экзаменов (система прокторинга) и настроенной интеграцией с программным интерфейсом Автоматизированной системы СПКФР.

- используемая ЦОК система прокторинга должна предусматривать возможность удаленной аутентификации для подтверждения подлинности документов, удостоверяющих личность Соискателя, а также функционал удаленной идентификации и подтверждения личности Соискателя.

- ЦОК вправе использовать в качестве АС НОК на основании Сублицензионного соглашения с СПКФР или в случае заключения соответствующего Лицензионного соглашения с ООО «Релевантные системы» (ИНН 9729067320) специализированное ПО «Автоматизированная Система Центра Оценки Квалификаций», включающее систему прокторинга.

- АС НОК, используемая ЦОК, должна соответствовать требованиям Федерального закона «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ, Приказа ФСТЭК России от 18 февраля 2013 г. № 21 и иметь соответствующее заключение от уполномоченных органов на основании Федеральных и прочих законодательных актов, приказов и распоряжений уполномоченных органов РФ.

Читайте также: