Споттер плохо приваривается к металлу

Обновлено: 17.05.2024

Если кто нибудь знает как изготовить споттер своими руками и сможет подробно обьяснить как это сделать буду очень благодарен.
Заранее всем спасибо.

Думаю вряд ли возможно сделать аппарат точечной сварки самостоятельно, тем более что для основы все равно придется использовать полуавтомат. самым доступным будет купить многофункциональный сварочный полуавтомат с функцией точечной сварки. всего то 1000 Евро

споттер

ПЕРЕНОСНЫЙ АППАРАТ ДЛЯ ТОЧЕЧНОЙ ЭЛЕКТРОСВАРКИ
В. ПАПЕНИН, г.. Ленинград

Переносной малогабаритный электросварочный аппарат с выносным сварочным пистолетом предназначен для приваривания листовой нержавеющей и обычной стали толщиной 0,08. 0,15 к массивным стальным деталям, а также для соединения сваркой стальной проволоки диаметром до 0,3 мм. Он может найти применение во многих отраслях народного хозяйства, например, при изготовлении термопар, для приваривания к металлоконструкциям тензометрических датчиков, предварительно наклеенных на стальную фольгу, и во многих других случаях. Масса силового блока аппарата - около 8 кг, габариты-225х135Х120 мм.

Как видно из принципиальной электрической схемы

, аппарат состоит из двух основных узлов: электронного реле на тринисторе V9 и мощного сварочного трансформатора Т2.

К одному из выводов его низковольтной вторичной обмотки подключен сварочный электрод, второй вывод надежно соединяют с более массивной из двух свариваемых деталей. Сетевая обмотка сварочного трансформатора подключена к сети через диодный мост V5-V8, в диагональ которого включен тринистор V9 электронного реле. Маломощный вспомогательный трансформатор Т1 питает цепь управления тринистором (обмотка ///) и лампу HI подсветки места сварки (обмотка //).

Аппарат работает следующим образом. При замыкании контактов выключателя S1 "Вкл." напряжение питания 220 В поступает на первичную обмотку трансформатора Т1 узла управления тринистором. Конденсатор С1, подключенный через замкнутые контакты переключателя S3 "Импульс" к выпрямительному мосту V1-V4, заряжается. Первичная обмотка сварочного трансформатора Т2 обесточена, так как тринистор V9 закрыт.

При нажатии на кнопку переключателя S3 заряженный конденсатор С1 подключается к управляющему электроду тринистора V9 через переменный резистор R1. Разрядный ток конденсатора открывает тринистор, и напряжение сети поступает на первичную обмотку сварочного трансформатора Т2. Если вторичная обмотка сварочного трансформатора соединена со свариваемыми деталями, то в ней возникает мощный импульс тока, который вызывает сильный разогрев металла а точке касания сварочного электрода. Длительность импульса тока зависит от параметров времязадающей цепи R1C1. При номиналах элементов этой цели, указанных на схеме, максимальная длительность импульса tи (без учета внутреннего сопротивления тринистора) примерно равна 0,1 с. За это время ток во вторичной обмотке может достигать 300. 350 А. Этого вполне достаточно для прочного приваривания к массивным конструкциям деталей из фольги толщиной до 0,15 мм, например из легированной стали 1Х18Н10Т.
Возврат устройства в исходное состояние происходит автоматически по окончании разряда конденсатора С1. Оптимальный режим сварки устанавливают подстроечным резистором R1 "Режим".
Конструктивно сварочный аппарат состоит из двух частей: силового блока и сварочного пистолета, которые соединяются между собой гибким кабелем с помощью многоконтактного разъема. На шасси силового блока размещены почти все элементы устройства. Конструкция шасси и его основные размеры показаны на кладке.

Кожух силового блока:

На основании шасси 3 размещены сварочный трансформатор 4 и планки с диодами V1-V8. К передней панели шасси прикреплен кронштейн 8 с установленными на нем вспомогательным трансформатором 5, конденсатором 6 и тринистором 7. На передней панели монтируют одну из частей разъема (в прямоугольном отверстии) соединительного кабеля, переменный резистор установки режима, сетевой тумблер, штыревую часть разъема сетевого шнура и зажим для подключения -более массивной из свариваемых деталей. Кожух 1 изготовлен из дюралюминия толщиной 2,5 мм и снабжен ручкой 2 для переноски.

Корпус 7 пистолета изготовлен в виде двух одинаковых по форме частей, выфрезерованных из листового текстолита толщиной 12 мм. В корпусе смонтированы держатель 3 сварочного электрода 2. лампа 8 подсветки с кнопочным выключателем 4 "Подсветка", микропереключатель 6 "Импульс". Соединительным кабелем 5 служит гибкий двадцатичетырехпроводный кабель в резиновой изоляции наружным диаметром 11 мм и сечением каждого провода 0,75 мм кв. Пять проводов кабеля использованы для подключения микропереключателя и лампы подсветки, а остальные девятнадцать запаяны непосредственно в держатель 3 электрода. Держатель изготавливают из медного бруска прямоугольного или квадратного сечения. Электродом 2 служит медный пруток диаметром 8 мм. Электрод должен быть надежно зафиксирован в держателе. Вместе с этим должна быть предусмотрена возможность смены электрода. Для приваривания фольги жало электрода затачивают конусом, переходящим в сферу диаметром 1. 1.5 мм. Для сваривания проволоки применяют электрод с плоским рабочим торцем.
Монтаж пистолета начинают с разделки кабеля. Девятнадцать проводников кабеля тщательно зачищают, скручивают вместе, облуживают и запаивают в отверстие держателя 3 электрода. Оставшиеся пять проводов обрезают до необходимой длины и припаивают к микропереключателю 6 и лампе 8 подсветки. Второй конец кабеля заводят во вставку штепсельного разъема типа А на 20 контактов (кабельная конструкция, см. фото на вкладке). В пистолете использованы микропереключатель МПЗ-1Т, лампа подсветки СМ-34 на 6 В, 0,25 А с арматурой, снабженной небольшой линзой, кнопка включения лампы подсветки - от настольной лампы.
На лицевую панель шасси силового блока устанавливают ответную часть разъема соединительного кабеля. Пять соответствующих контактов разъема подключают к тем или иным цепям устройства, а остальные соединяют параллельно и подключают к одному из выводов вторичной обмотки сварочного трансформатора.

Внешний вид аппарата:

Магнитопровод этого трансформатора набирают из пластин Ш40, толщина набора 70 мм. Первичная обмотка содержит 300 витков провода ПЭВ-2 0,8. Вторичная обмотка этого трансформатора состоит из 10 витков изолированного провода или шины сечением не менее 20 кв.мм (в описываемой конструкции эта обмотка выполнена из двух многожильных проводников диаметром 4 мм, наматываемых одновременно). Такого же сечения изготовляют "заземляющий" соединительный проводник вторичной обмотки. Его длину не следует выбирать большей 2. 2,5 м.
Трансформатор Т1 может быть любым, обеспечивающим на вторичных обмотках напряжения 8. 10 В (для заряда конденсатора С1) и 3. 6 В (для питания лампы). В данной конструкции был применен магнитопровод от трансформатора детской железной дороги (сечение 10х10, Г-образные пластины). На нем размещают сетевую обмотку /, содержащую 8000 витков провода ПЭВ-2 0,08, обмотку //-330 витков провода ПЭВ-2 0,3 и обмотку ///-350 витков провода ПЭВ-2 0,2.
Зажим, соединяемый с нижним (по схеме) выводом вторичной обмотки трансформатора Т2, монтируют на шасси без изоляционных прокладок.
При изготовлении трансформаторов необходимо иметь в виду, что от качества изоляции их обмоток зависит безопасность работающего с аппаратом. Поэтому поверх первичных (сетевых) обмоток трансформаторов следует наложить не менее 4-6 слоев лакоткани или бумаги, пропитанной парафином.
В сварочном аппарате использованы подстроечный резистор ППЗ-11, конденсатор К50-3, сетевой тумблер ТП1-2. Следует отметить, что применение тринистора ПТЛ-50 обусловлено исключительно желанием обеспечить высокую надежность аппарата и безотказную работу в тяжелых климатических условиях и при больших колебаниях сетевого напряжения. С некоторым ухудшением качества сварки в аппарате могут быть использованы тринисторы серии КУ202 с индексами К, Л, М или Н. При этом необходимо уменьшить сопротивление резистора R1 до 50 Ом, а емкость конденсатор С1 увеличить вдвое.
Правильно собранный аппарат начинает работать сразу, без какого-либо налаживания. Качество сварного шва (точки) проверяют следующим образом. Полоску стальной фольги шириной 10. 12 мм приваривают к очищенной от окалины поверхности стального бруска тремя-пятью точками, а затем отрывают с помощью пассатижей. В точках сварки на фольге должны остаться отверстия диаметром 0,5. 0,8 мм, что свидетельствует о том, что отрыв происходит не по месту сварки, а вокруг него. Если же фольга отрывается в месте сварки, подбирают сварочный ток подстроечным резистором "Режим". При подборе тока необходимо учитывать, что качество шва ухудшается при увеличении давления на электрод.
Следует отметить также, что по справочным данным постоянное напряжение, которое необходимо подавать на управляющий электрод тринистора ПТЛ-50 для его открывания, равно 8 В. Однако качество шва значительно улучшается, если это напряжение увеличить до 12. 15 В (напряжение заряженного конденсатора С1).
Порядок работы с аппаратом.
В первую очередь "заземляют" кожух сварочного аппарата и конструкцию, к которой нужно приварить деталь. Работающий со сварочным аппаратом должен надеть защитные резиновые перчатки и стоять на резиновом коврике. Включают аппарат, привариваемую деталь прикладывают к конструкции и плотно прижимают жалом сварочного электрода пистолета в том месте, где нужно получить точку сварного шва. Нажимают на "спусковой крючок" пистолета (на кнопку микропереключателя), через 1. 1.5 с снимают пистолет с детали и устанавливают жало на следующую точку. В тех случаях, когда это необходимо, включают лампу подсветки.
При эксплуатации аппарата на производстве он обязательно должен быть принят местной комиссией по технике безопасности.
В заключение следует указать, что возможности аппарата могут быть значительно расширены. Если использовать, например, омедненный графитовый электрод диаметром 6. 8 мм, можно сваривать медные луженые проводники диаметром до 0,3 мм. Очень хорошо такие проводники привариваются к любым луженым и посеребренным деталям, а также к медной нелуженой фольге. Можно, например, приваривать тонкие проводники к фольге печатной платы без применения флюса. Хорошие результаты получены при сваривании листов очень тонкой медной фольги. В этом случае необходимо опытным путем подобрать длину и форму жала графитового электрода.
Если необходимо сваривать детали из более толстых листовых металлов, сварочный трансформатор придется заменить более мощным. Например, для соединения стальных листов толщиной 0,5. 0,7 мм необходим трансформатор сечением магнитопровода не менее 65. 70 кв.см. Первичная обмотка такого трансформатора должна содержать 160-165 витков провода ПЭТВ диаметром 1,62. 1,7 мм, а вторичная - 4,5 витка медной шины сечением не менее 90 кв.мм (из расчета на сварочный ток 1400. 1800 А). Диаметр электрода нужно увеличить до 18. 20 мм. При этом в первичной обмотке трансформатора в момент сварочного импульса протекает ток около 45 А. Поэтому диоды V5-V8 нужно будет заменить более мощными, например ВЛ-50.
Тринистор V9 также должен быть рассчитан на прямой ток не менее 50 А. Опыт, однако, показывает, что для сваривания стальных листов толщиной до 0,5. 0,7 мм вполне допустимо использование тринистора ПТЛ-50 без дополнительного радиатора, поскольку сварочный импульс очень короток.

Для того чтобы обеспечить номинальный режим при сваривании металлов различной толщины (от 0,08 до 0,7 мм), в аппарате необходимо предусмотреть более широкое регулирование сварочного тока. Наиболее целесообразно вместо конденсатора С1 использовать набор из трех конденсаторов емкостью по 1000 мкф каждый, коммутируемых переключателем либо последовательно (для тонколистовых металлов), либо параллельно.


В чем особенности споттера?
Фактически споттер – это одна из разновидностей аппарата точечной сварки. Но, в отличие от последнего, у него, как правило, нет сварочных клещей, между контактами которых пропускается ток. У споттера один вывод от источника тока присоединяется к детали, с которой работают, то есть к деформированной панели автомобиля, а другой – непосредственно к электроду, в роли которого выступает привариваемый крепежный элемент. Такой вид сварки называют еще сваркой сопротивлением.
Крепежным элементом может быть крючок, шайба, болт, шпилька и вообще все, что угодно, что в данном случае лучше всего подходит для выполнения задачи. Крепится элемент в удобном для работы пистолете – «стаддере».
Весь фокус тут заключается в том, что металл в месте сваривания, в той самой точке, от которой собственно и взял свое название аппарат, нагревается до температуры чуть- чуть, на 10…20%, «не дотягивающей» до температуры плавления. В этом случае привариваемый крепежный элемент, хорошо прижатый к панели, достаточно прочно присоединяется к ней и позволяет потом вытягивать вмятину. А после выполнения своей задачи легко удаляется скручиванием.
При этом прижимающее усилие обеспечивается вручную. А усилие правки может прикладываться к приваренным элементам либо плавно, через рычаги и с помощью разного рода гидроцилиндров, либо ударно, через инерционные обратные молотки.
Поскольку, как мы уже отметили, этот вид сварки называется сваркой сопротивления, очень важно подключать источник питания таким образом, чтобы максимально уменьшить потери тока. Для этого используют короткие кабели большого сечения, тщательно зачищают металл в месте присоединения кабеля. И выбирают место присоединения как можно ближе к месту сварки.
Поскольку споттер – ручной аппарат, то его стараются сделать компактным. А потому чаще всего источник питания располагают непосредственно внутри аппарата. Это, кстати, благоприятно отражается и на цене прибора.

Какие бывают споттеры
Отпочковавшись от аппаратов точечной сварки в отдельный класс, споттеры вскоре стали обрастать различными функциями, набирать мощность и становиться все более универсальными машинами. И, тем самым, снова объединяться с братством машин контактной сварки. Появились универсальные приборы, имеющие богатый набор всевозможных приспособлений и умеющие буквально все: сваривать, нагревать, ставить заплаты и помогать рихтовщику в качестве собственно споттера. Эта универсальность, как обычно, вместе с преимуществами принесла и недостатки. Рост электрических потребностей повлек за собой необходимость использования отдельных источников питания мощностью от 5 до 25 кВт и перехода на трехфазный ток – в итоге аппараты оказались «привязанными» по питанию к стационарным сетям. Универсальные приборы стали дороже и тяжелее.
Из сказанного уже понятно, что самые простые и дешевые – это аппараты с отдельным трансформатором однофазного переменного тока. Они способны работать буквально от любой бытовой розетки. Но их возможности сильно ограничены. Например, такие аппараты не могут работать с листовыми материалами толщиной больше 0,8 мм, «не любят» оцинкованную сталь и совсем не пригодны для сталей с высокой ударной вязкостью. Иными словами, они очень хороши для ремонта автомобилей типа «Жигулей», но мало пригодны для правки вмятин на каких-нибудь современных BMW или «японцах».
На следующей, более высокой ступени, стоят аппараты с трансформаторами трехфазного тока. Они, будучи укомплектованы набором соответствующих приспособлений, уже способны работать и в качестве промышленных сварочных приборов. Им «по зубам» и оцинкованная сталь, и сталь с высокой ударной вязкостью. Они могут использоваться и для правки панелей с нагревом угольным электродом.
А на самом верху этой пирамиды находятся современные приборы инверторного типа, позволяющие получать и использовать ток с частотой до 2000 Гц. Это не только существенно снижает массу аппаратов, но и безгранично расширяет их возможности, поскольку таким приборам подвластны любые металлы, используемые в автомобилестроении.
В начале материала мы уже упоминали о том, что процесс приваривания крепежных элементов очень скоротечен, а качество соединения этих деталей с основной панелью во многом зависит от того, насколько правильно выбран и выдержан режим сварки. Еще раз возвращаемся к этому тезису, чтобы подчеркнуть: обеспечить в полной мере соблюдение этих условий можно лишь при наличии электронного цифрового управления процессом. Споттеры с таким управлением существуют. Многие производители их так и называют: цифровые.


Кто их производит и что покупать
Понятно, что споттеры выпускают те же самые компании, которые делают аппараты для сварки – иначе и быть не может. И действительно: на шильдиках приборов стоят очень знакомые каждому сварщику названия стран-производителей – Италия, Франция, Германия, США, Япония, Швеция… И столь же знакомые имена фирм: TECNA, TELWIN, DECA, HELVI, SAITEK, GYS, CELETTE, ELEKTRON, WIELANDER+SCHILL, BLACKHAWK, CAR-O-LINER…
Мы намеренно поставили на первое место Италию – ее продукция на российском рынке оборудования для автосервисов более всего известна благодаря стабильно высокому качеству при хорошем уровне цен. Например, такая хорошо себя зарекомендовавшая модель, как Digital Car Spotter 5500 может стоить меньше 1000 евро, – а то уже вполне разумная цена для сервиса средней руки.
Но уровень цены – это штука довольно относительная. Каждый покупатель определяет этот уровень для себя в зависимости от толщины своего кошелька, предполагаемых сроков окупаемости, оценки своих позиций на рынке и еще многих других критериев. Однако в любом случае следует помнить: ничто не обходится так дорого, как дешевое оборудование. Ведь приняв решение о покупке споттера, станция уже сэкономила приличные деньги – ей теперь не нужно искать рихтовщика с золотыми руками, его работу сможет выполнить любой слесарь средней квалификации. И потому стоит ли экономить дальше? Может быть, ради стабильности и высокого качества следует отдать предпочтение хорошему инверторному аппарату, который хоть и стоит дороже (от 2000 до 10 000 евро), но обеспечит практически все потребности сервиса?
Кстати, перед покупкой следует провести, как теперь говорят, мониторинг рынка – то есть проанализировать цены всех аппаратов во всех фирмах, поинтересоваться их комплектацией и гарантиями, узнать возможности ремонта и приобретения дополнительных аксессуаров.

Споттер плохо приваривается к металлу

Максим Березанский

Максим Березанский

Валера, на болгарке например прохо держиься, а если машинкой пройти 80 лиьо 120 то уже будет эффективнее

Mehanik Mileniym

Валера Бадмаев

Антон Прокопчук

Денис Крючек

Антон Кальянов

Валера, зачищай периодически шайбу. И метал к которому липнешь. Порой после коралового диска не липнет а после отрезного зачистного норм

Антон, я на пром базе, электричества с запасом)) просто походу Тт сам по себе такой. Брал у знакомого в сервисе гиспот- вообще никаких проблем

Денис, ПОНЯЛ, У МЕНЯ БЫВАЕТ ТОЖЕ ДО ИСТЕРИКИ ДОХОДИТ ПОКА БОЛГАРКОЙ ВСЕ ЖЕЛЕЗО НЕ ПЕРЕПАШЕШЬ НЕ ЛИПНЕТ)

Сергей Николаевич

Валера, ток чуть больше добавляй и всё будет отлично. Т.е. реостат чуть правей деления крути. Это на дешманских приварных треугольниках частое явление. У меня такой же.

Филипп Павлов

Артём Сотников

Смотря какой спотер. У меня хамер тт очень плохо липнет порой. Закономерность не выявил , да и надоел еде, буду другой брать

DELETED

Макси Просто-Я

Владимир Головко

Павел Саракзанов

Михаил Гуров

Михаил Гуров

Коля Боков

Владимир Соловьев

Владимир, я думаю у него провод родной с завода

Денис Гулида

Александр Денисов

Роман Данилин

Алексей Дугин

Алексей Дугин

Я грешу на сеть 220
Потому что съездил на другую улицу Там подключил В сеть там норм
Я хочу узнать что за причина

Евгений Басотский

Евгений, ну если своя голова есть ))
Для чего спрашиваешь совет в группе ??)))))

Алекс Яромич

Andrei Krivanos

Andrei Krivanos

Валера, закажи комплект опор с пулером у бищенкова для китайских спотеров с кпопкой и забудешь про обратный молоток.

Сергей Сергеев

Сергей Сергеев

Юрий Спесивцев

Судя по фото это Хаммер ТТ или Джимспот ТТ - знакомая ситуация: Спринтер - заднее крыло при работе споттером проблем не доставляет, а на передней арке хоть убейся - ни молоток, ни кольца от RHD, ни от РМ не привариваются - т.е. они привариваются, но "тянуть" не позволяют, рвутся. Авто не имеет цинкового покрытия, потому было решено, что сорт стали в некоторых узлах не позволят такой метод сварки ввиду наличия легирующих или иных присадок. Да и пох, у меня шпатлёвка есть.

Некоторые секреты работы споттером.


Привет Друзья. Споттер все больше и больше набирает свою популярность. Если всего лет десять назад его можно было встретить на крупных СТО, то сейчас уже этим никого не удивишь, да и рынок заполонили и китайские наши Друзья, в следствии чего довольно неплохой аппарат можно приобрести за вполне приемлемую сумму. Вот и получается такая же ситуация, как на дорогах: машин море, а ездить толком мало кто умеет. Так и здесь. Споттер много у кого есть, а до конца разобраться с его назначением, многие даже и не пытаются. Сегодня мы, на примере заднего крыла аварийного авто, рассмотрим несколько приемов работы споттером. Пост является по большей мере позновательным для НОВИЧКОВ, но буду рад если кому-нибудь со стажем чем поможет. Так же буду рад, если кто-нибудь поделится своими секретами. Приятного просмотра.

Очередной раз порадовали французы. С их машинами всегда случаются какие-нибудь непонятки. Вот и вчера два часа убил на то, чтобы снять дверную ручку. Потом прошерстил весь интернет и не нашел ничего. А ларчик, как всегда, просто открывался. Буду рад если кому-то помог.







Метки: работа споттером. самодельный споттер. как работать споттером.

Комментарии 40

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы писать комментарии, задавать вопросы и участвовать в обсуждении.


Спотр вещь ну толко для ино машин) а для салдепа старые методы) сам сделал сротер 2 в одном грелку графитовую а с другой сам спотер)


Из чего гребёнка сделанна?)


Самодельная, скоро сделаю видос про споттер, там расскажу про гребенку и про все остальное


Вот не знаю, то ли плакать то ли смеяться от некоторых комментаторов.У одних лопухом все отвалится. У вторых сгниет еще быстрее. У третьих крепость метал уменьшится (на крыле). Мне интересно, кто нибудь из них знает как гаечный ключ хоть выглядит?!
В 14 году в месте с отцом, споттером делали задние крыло на моей леги. Ни чего не сгнило и не отвалилось по сей день (так как шпатлевки практически нету на месте повреждения).

Да вот и я не знаю, как люди думают, что если работаешь споттером, то сгниет, а если ввариваешь донорскую деталь, то все будет норм. На мой взгляд жгется металл что там, что там, поэтому стараюсь пользоваться споттером в самых крайних случаях. Те детали, которые можно сделать без него, делаю инструментом для pdr.

А если ни чего не делать с поврежденной деталью то ни ржаветь и гнить не будет?! (сарказм)

В любом авто есть больные места которые гниют без повреждений и причем не важно оцинкованные они или нет.

Я думаю вы не раз видели ржавчину между кузовными деталями соединенными заводской точечной сваркой но куда не попал заводской грунт грунт.

Так что все дело в обработке деталей перед покраской и не важно, что использовать в ремонте кузовной детали споттер, сварку или обычный молоток.

Знаю, что со 100% вероятностью, примерно через год ржавчина проявится если шпатлевку класть на голый метал и если вышкуривать шпатлевку с водой.

vergiley555

Судя по коментам и так и так всё сгниёт рано или поздно))





Неплохо, но есть пара замечаний.
Во-первых, зря с пренебрежением относишься к пуллеру, это удобный инструмент, он весьма ускоряет работу. Втягивать небольшие ямки весом своего тела с помощью обратного молотка неудобно, он для таких целей слишком громоздок. Вместо молотка проще использовать обычный штырь длинной сантиметров пятнадцать.
Во-вторых, начинающим важен сам процесс, им важно видеть, как происходит то или иное действие. В самом начале ты показал процесс вытягивания арки и всё, как ты стучал в дверном проеме не понятно. То есть мне человеку с опытом про это даже говорить не надо, это по умолчанию, натянул-обстучал, а новичку видеть надо, что именно делает мастер. Например, мне тоже приходится вытягивать края дверей с заломаным каркасом. Для этого я использую не совсем, как мне кажется, подходящий для таких целей зажим. Когда увидел, что ты собираешься сделать, порадовался, но радость быстро прошла и осталось только догадываться куда именно ты уперся приспособой, в край или в каркас и как ты это сделал, ведь площадь нажима у этой штуки довольно большая, а край узкий. Передняя дверь почти полностью за кадром осталась. На словах человеку, который только начал жестянить очень трудно понять, о чем идет речь.
И ещё. Не оправдывайся перед идиотами, которые только и могут, что восхищаться роликами Нестерова сидя на диване.

Спасибо за замечания. Буду стараться показывать подробнее. Не стал я подробно про дверь, тек как видос и без нее длинный получился. Надо было отдельным ролликом делать.


Респект! Уважаю людей которые в работе проявляют смекалку и при этом имеют не столь большое количество инструмента!
А с Дорогим оборудованием как на больших сто любой сможет выполнить работу.


Спасибо за видео! Очень познавательно. Надеюсь и мне когда нибудь доведётся зарабатывать любимым делом


Я слышал про этот сикрет, что после споттера ещё быстрее металл гнить начинает. Так как с обратной стороны место сварки не обрабатывают, потому что туда недобратся, вот там и начинает быстро гнить.


Тех кто этим занимается вопрос что будет с авто через год совсем не интересует.

Все об устройстве и принципе работы споттера


Кто хоть раз пробовал работать электросваркой наверняка сталкивался с «залипанием» электрода.

Причины такого явления: качество электродов, настройка аппарата. Результат же один — электрод прихватывается к детали так, что не оторвешь.

Но даже из такого неприятного явления инженеры сумели извлечь пользу создав устройство для кузовного ремонта автомобилей.

Итак, — споттер что это такое, для чего он, как устроен, все о нем. Можно ли изготовить его самостоятельно. Обо всем этом пойдет речь в статье.

Что это такое?

В основе устройства лежит принцип точечной или контактной сварки. Основа ее — подача электрического тока в одной или сразу нескольких точках соединяемых элементов.

Для описанного соединения используют два электрода, подающих ток при одновременном сжатии деталей.

Однако при ремонте, особенно сложных пространственных конструкций, к примеру кузова автомобиля, особенно элементов крыла, подобное возможно далеко не всегда.


Выходом стал сварочный споттер способный работать лишь с одной стороны свариваемых элементов.

Само название прибора произошло от английского spot — точка. В английском техническом словаре так называют все типы точечных сварочных аппаратов.

На постсоветском пространстве название закрепилось за оборудованием, которое применяют для рихтовки автомобилей.

Как устроен и работает?

Главное отличие споттера от трансформаторного либо инверторного сварочного аппарата — создание импульсного тока силой 1500 – 3000 А.

Этот усовершенствованный аппарат для точечной (контактной) сварки, отличающийся большим числом настраиваемых параметров.

Кроме прочего, комплектующие для споттера составляют целый класс приспособлений. Сюда входят расходники, а также инструментальные насадки: держатели рихтовочных шайб, медные и графитовые электроды, магнитные контакты.

Если один контакт создает электрод споттера, то второй, заземление — специальная шайба или просто «земля». Ее крепят к той же детали на которой ведут работы самим споттером.

[stextbox располагают как можно ближе к месту воздействия споттером. Не допускается устанавливать его на соседнем элементе кузова, даже присоединенном сваркой.[/stextbox]

Рассмотрим, как работает споттер. Схема устройства проста. На входе установлен трансформатор, дающий ток необходимой силы и напряжения. Переменный ток трансформатора выпрямляется диодным мостом, затем подается на конденсатор, заряжая его.

Еще один, сварочный трансформатор формирует сварочный импульс. Ток на него подается кнопкой управления, открывающей тиристор. Импульс создает разряд конденсатора, а регулировку его силы — переменный резистор.

Продолжительность импульса регулируется от 0,01 сек до 1,8 сек (прогрев при отжиге).

При этом, если на входе прибора ток 50А при напряжении 160-230V, то на выходе импульс 2500-3000А, при напряжении 50-60V.

Принципиальная схема споттера приведена на рисунке:


Выбираем

Ремонт споттером имеет узкую специализацию. Помимо сферы автосервиса он практически не востребован, разве в редких случаях ремонтов повреждений корпуса бытовой техники.

На сегодня российский рынок споттеров включает больше сотни моделей, различных производителей, отличающихся по мощности, цене, рабочим параметрам. Из них три основных:

  • Приборы, изготовленные в КНР, Японии, Южной Корее .
  • Устройства западноевропейских производителей.
  • Отечественные аппараты.

Нижняя и средняя ценовая группа представлена в основном китайскими инструментами. К их плюсам стоит отнести тенденцию роста качества при стабильной цене. Если еще относительно недавно покупка китайского инструмента оправдывалась дешевизной, то сегодня его берут даже профи.


Из отечественных аппаратов стоит отметить «патриарха», линейку «Споттер пилот», российской компании «Пилот». Фирма выпускает продукцию как бытового, так профессионального сегмента. Имеет ряд патентов, поставляет изделия на рынки Канады, США и Европы.

В сегменте профессиональных моделей лидирую европейские производители. По многим показателям превосходящие аналогичные китайские и отечественные модели, аппараты отличает качество сборки, удачная эргономика. Существенный минус — высокая стоимость.

[stextbox выборе обратите внимание на расходники. Обычно китайские модели споттера для точечной сварки комплектуются полнее, однако, как правило в целях экономии часть электродов не медные, а омедненные, что снижает срок службы.[/stextbox]

Для серьезной профессиональной деятельности по кузовному ремонту, лучше выбирать модель из европейских либо отечественных приборов соответствующего класса.

Чем хорош?

Кроме того, по сравнению с обычными аппаратами для точечной сварки он способен:

  • выполнять локальный нагрев элементов кузова, что делает возможным устранять выпуклости и замятия допущенные в процессе рихтовки;
  • восстанавливать элементы креплений отделки кузова, срезанные или смятые при аварии, поврежденные в процессе рихтовки;
  • приваривать гайки, крепления под саморезы, резьбовые шпильки, болты.

По сравнению с аппаратами газовой сварки оборудование не нуждается в громоздких баллонах, шлангах, хрупких манометрах.

По сравнению с обычной электросваркой споттер не перекаливает металл в месте крепления, ослабляя его. При работе аппарат не создает мощной дуги, способной повредить глаза.

Особенности рихтовки

Рассмотрим, что такое споттер для рихтовки и как им пользоваться. Принцип устранения повреждений одинаков для вмятин не зависимо от их величины:

  1. Очистка и подготовка мест ремонта.
  2. Установка клеммы «земля».
  3. Фиксация наконечника электрода оснастки, либо расходной шайбы на вмятине.
  4. Вытягивание металла с помощью рычажных систем, пуллера, ударов обратного молотка, а также другими способами
  5. Последующая отделка.

Для небольших вмятин достаточно рычажного пуллера. С его помощью повреждение устраняют в один прием.

Вмятины, занимающие большую площадь, имеющие сложную форму рихтуют с помощью обратного молотка.

Устранение серьезных повреждений, например глубоких продольных вмятин, требует применения дополнительных расходных изделий.

Основные рекомендации при работе

Прежде чем начать работу ознакомьтесь как пользоваться споттером, а главное: чего нельзя делать в прилагаемой к аппарату инструкции.

Кроме этого, некоторые моменты, которые будут полезны начинающим:

  1. Перед подключением убедитесь, что сеть выдержит потребляемую устройством мощность.
  2. Не удлиняйте штатные кабели споттера, чем они больше, тем сильнее падение мощности, а значит хуже качество стыка.
  3. Тщательно зачищайте как место установки заземления, так места, которые предстоит рихтовать.
  4. Установку длинных расходных креплений (зигзагообразная проволока, гребенки) начинайте с дальнего от «земли» конца, чтобы избежать эффекта шунтирования.
  5. Рихтуя большие вмятины двигайтесь от меньшей глубины к большей по спирали (наподобие того, как рисуют линии одинаковых высот на карте). Если сразу начать вытягивать самые глубокие места, гарантировано получите излишнюю вытяжку или «хлопуна» — неустойчивую поверхность, которая может снова «вщелкнуться» назад.

[stextbox обычных аппаратов существуют и споттеры по алюминию. Их устройство мало чем отличается принципиально, однако параметры его настройки и расходники совершенно другие. Такие аппараты нельзя применять для работы по стали и наоборот.[/stextbox]

Сборка самодельного и комплектующих к нему. Схема устройства

Как мы уже говорили, основа споттера это обычный аппарат точечной сварки. Найти подходящую схему в интернете не составит проблем. Но перед этим стоит посмотреть по сторонам.

Возможно, у вас уже имеются некоторые из компонентов будущего агрегата. В таком случае рационально будет отталкиваться от их наличия. В первую очередь понадобится два трансформатора.

Питающий всю электронику подобрать не сложно, подойдет любой со входом 220 V, а напряжением на вторичной обмотке 12V. Сложнее найти достаточно мощный, сварочный.

В качестве основы можно использовать трансформаторы мощной бытовой техники, скажем микроволновки. Но скорее всего его придется перематывать.

В крайнем случае намотать сварочный трансформатор можно самостоятельно, подобрав подходящий сердечник.

Всю остальную электронику: тиристоры, конденсаторы, диоды, переменный резистор и пр. не проблема приобрести в специализированном магазине либо на радиорынке. Номиналы их зависят от выбранной вами схемы.

Все остальное сделать или приобрести относительно просто.

Корпус

В качестве корпуса используют подходящий по размеру металлический короб от старого оборудования.

Еще лучше приобрести лист тонкой жести, оцинкованной либо с порошковой окраской из которого вырезать и изогнуть подходящий кожух.

Для крепления используют заклепки и саморезы. Как вариант, разместив уже готовый споттер на временном шасси, использовать для изготовления кожуха контактную сварку.

Держатель с пистолетной рукояткой

Для основного держателя с рукояткой пистолетного типа подойдет старый паяльник мгновенного разогрева. Он хорош наличием место под контрольную лампочку (светодиод) и подсветкой.

Как вариант используют шприц-пистолет для силиконовой склейки. Несложно собрать грубый держатель из нескольких пластин гетинакса, вырезав и скрепив болтами. Но все же, если вы не против покупных изделий, лучше всего приобрести готовый держатель, пусть даже б/у. Особенно если работать предстоит достаточно часто.

Пуллер и инопуллер (обратный молоток)

Два основных рабочих устройства: пуллер для споттера, а также обратный молоток — инопуллер. Первый представляет собой миниатюрный домкрат. Как сделать пуллер для споттера своими руками? Для его изготовления подойдет старый рычажный шприц для работы с тубами силикона или клея.

Само крепление для тубы нужно обрезать, а шток развернуть в другую сторону, чтобы при нажатии рычага он не выходил, а наоборот вдвигался.

Дополнительно придется заказать токарю медный цанговый держатель для электрода, опорную втулку и сам упор с площадкой виде кольца с двумя стойками и верхним полукольцом куда вставляется втулка пуллера. Упоры различных размеров продаются отдельно в магазинах сварочного оборудования.

Изготовление пуллера подробно показано на видео:

Обратный молоток важная, но достаточно простая оснастка. Он представляет собой шток, по которому скользит груз – боек.

Спереди штока навинчивается упорная гайка, делается прорезь для треугольного электрода. Между гайкой и грузом помещают пружину, для смягчения возможного удара бойка.

Задняя сторона служит для размещение ударного упора, рукояти с клеммой либо крепления для пистолетного держателя.

Из сварочного аппарата

Если у вас есть аппарат для ручной сварки, изготовление вернее модификация его в споттер не составит больших проблем. Задача сводится к добавлению к аппарату блока создающего импульс тока и дающий возможность регулировать его параметры.

Если повозиться, то возможно создать устройство способное переключаться как в режим обычного сварочного аппарата, так и споттера.

Аксессуары и расходники


Сам по себе прибор мало что может. Основная работа основана на дополнительных комплектующих и расходниках для споттера. Часть из них— обратный молоток и пупллер мы уже упоминали описали. Существуют также различные рычажные домкраты, устройства, использующие гидравлику для вытягивания.

К аксессуарам нужно отнести приспособления для переноски комплектующих, перевозки самого споттера — различные кейсы и тележки.

Наконец — расходники. В их набор входят ремонтные шайбы различной формы, простые либо омедненные, волнистая проволока, штыри и пр. Расходники распределяют по площади вмятины, а затем зацепив пуллером, рычажным домкратом либо иным подобным механизмом производят вытяжку.

Функциональность и характеристики серийных моделей. Ремонт

Самодельный аппарат, подходящий для собственного гаража, либо домашней мастерской по функциям вряд ли сможет конкурировать с промышленными устройствами.

Так описанная возможность работы в двух режимах существует практически у всех профессиональных и полупрофессиональных моделях.

Точное согласование работы всех электронных составляющих позволяют обеспечить оптимальное соотношение потребляемой и отдаваемой мощности, стабильности, а также простоты настроек.

Надежность крепления шайб и расходников позволяет создавать вытягивающие усилия, превышающие 100 кг на одну точку. При этом, сам металл повреждается в минимальной степени.

В случае выхода из строя серийной модели с ремонтом споттера нужно обратиться в ремонтную мастерскую, лучше всего специализированную.

Устранить поломку возможно, получится и самостоятельно, но вот добиться заводской согласованности всех узлов крайне сложно.

Вот все о споттере что мы хотели рассказать. Много подробностей, разумеется, в формате статьи опущено, но главное надеемся, вы почерпнули.

Читайте также: