Стерильная пробирка с металлической петлей и консервантом

Обновлено: 16.05.2024

§ Стерильная пробирка с металлической петлей и консервантом.

§ Штатив для пробирок.

Подготовка к процедуре.

* Подготовить необходимое оснащение.

* Выписать направление в баклабораторию.

* Поставить стеклографом номер на пробирке, соответствующий номеру в направлении.

* Вымыть и осушить руки надеть перчатки.

* Уложить ребенка на левый бок с согнутыми в коленях и приведенными к животу ногами.

* Взять пробирку в левую руку.

* Раздвинуть ягодицы ребенка 1 и 2 пальцами левой руки и зафиксировать ребенка в данном положении.

* Правой рукой взять из пробирки металлическую петлю и осторожно вращательными движениями ввести ее в прямую кишку и собрать содержимое со стенок.

Примечание: глубина введения петли у детей раннего возраста 3 – 4 см., у старших детей – 6 – 8 см.; петлю продвигают вначале по направлению к пупку, затем параллельно позвоночнику.

* Извлечь петлю из прямой кишки и поместить в пробирку с консервантом, не касаясь краев пробирки.

Примечание: не брать кал с явными примесями крови, т.к. кровь имеет бактерицидные свойства.

* Установить пробирку в штатив.

* Снять перчатки, поместить в дезраствор.

* Вымыть и осушить руки.

Провести искусственное дыхание и непрямой массаж сердца

Алгоритм сердечно-лёгочной реанимации

«Цепочка выживания» (AHA)

Раннее распознавание и запуск службы спасения

Раннее начало реанимационных мероприятий

Ранняя квалифицированная медицинская помощь

СЛР можно разделить на два больших этапа – базовая СЛР и специализированная СЛР. Специализированная СЛР, как правило, проводится в специализированных палатах, требует соответствующего оборудования и медикаментов. Отказ в оказании помощи умирающему медицинским работником - уголовно наказуемое преступление. При этом, даже если вы не являетесь практикующим врачом, но имеете медицинское образование, вы ОБЯЗАНЫ по закону, в случае необходимости, провести СЛР.

Показания к проведению СЛР: остановка кровообращения и остановка дыхания, предагональное, агональное состояния, клиническая смерть.

Реанимационные мероприятия не проводятся при констатации биологической смерти, при травме, несовместимой с жизнью, при остановке сердечной деятельности у пациента с хроническим декомпенсированным заболеванием в терминальной стадии ( IV стадия онкологического заболевания). Возраст не является причиной отказа от реанимационных мероприятий!

Реанимационные мероприятия прекращаются при признаках биологической смерти, а так же при неэффективности реанимационных мероприятий на протяжении 30 минут. К ранним признакам биологической смерти относятся симптом «кошачьего глаза», высыхание и помутнение роговицы. К поздним – трупные пятна и трупное окоченение. Следует помнить, что необратимые изменения возникают в мозге спустя 3-4 мин. с момента остановки кровообращения, поэтому огромное значение имеет раннее начало реанимационных мероприятий. Вызов помощи и диагностику следует проводить параллельно с началом реанимационных действий!

Итак, базовая СЛР включает в себя три этапа (CAB):

- Проведение непрямого массажа сердца (Circulation)

- Обеспечение проходимости дыхательных путей (A – Airway).

- Проведение искусственного дыхания (Breathing).

При этом существует универсальный алгоритм действий при внезапной смерти взрослых:

Основные реанимационные мероприятия:

1. Оценить окружающую обстановку с точки зрения личной безопасности.

Принять меры к устранению опасности.

2. Подойти к телу провести первичный осмотр.

Минимальный набор признаков: сознание; самостоятельное дыхание; пульс на сонной артерии. Для оказания реанимационных мероприятий пострадавшего следует ровно уложить на спину, на твёрдую плоскую поверхность.

3. Позвать на помощь – «зарезервировать помощника». «Можете ли Вы остаться, возможно мне потребуется Ваша помощь?»

4.Проверка признаков кровообращения. 10 секунд проверяйте пульс на сонной артерии. Отсутствие пульса – это показание к немедленному началу массажа сердца

5.Непрямой массаж сердца (при отсутствии признаков кровообращения).

Этап С – ПРОВЕДЕНИЕ НЕПРЯМОГО МАССАЖА СЕРДЦА,

Пострадавший должен находиться в горизонтальном положении на спине, на твёрдом и ровном основании. Голова его не должна быть выше уровня груди, ноги должны быть приподняты. Положение рук спасателя – на грудине пострадавшего, параллельны друг другу, одна на другой «в замке» (нахождение реберной дуги у пострадавшего - не требуется, компрессии в центр грудной клетки).

Далее необходимо начинать компрессионные сжатия грудной клетки с частотой 100 в минуту на глубину 4-5 см.

При проведении непрямого массажа сердца следует соблюдать некоторые правила. Первое нажатие на грудную клетку проведите плавно, постарайтесь определить её эластичность. Не делайте толчкообразных движений, это верный путь сломать грудную клетку. Старайтесь работать руками, полностью выпрямленными в локтевых суставах, перпендикулярно расположенными по отношению к грудной клетке, с использованием не силы рук, а массы туловища. Это даёт экономию сил и увеличивает эффективность массажа. Если всё делается правильно, должен появиться пульс на сонных и бедренных артериях. Избегать неоправданного перерыва в массаже сердца .

6. Восстановить проходимость дыхательных путей.

этап А – ОБЕСПЕЧ ПРОХОДИМОСТИ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ.

Необходимо удалить изо рта видимые инородные тела (сгустки крови, рвотные массы). Удалить жидкость изо рта можно с помощью пальца, обёрнутого салфеткой. Далее необходимо выполнить тройной приём Сафара: запрокинуть голову, выдвинуть нижнюю челюсть и приоткрыть рот. Для этого одной рукой, расположенной в области лба пострадавшего, запрокидывается голова последнего, одновременно с этим второй рукой поднимается подбородок пострадавшего (выдвигается нижняя челюсть), открывается рот. Если имеются сведения о травме шейного отдела позвоночника, необходимо выполнить приём «только выдвижение нижней челюсти». Для этого ладони рук располагаются на скулах, а пальцами нужно выдвинуть нижнюю челюсть, расположив их на углах последней.

Если у пострадавшего без сознания после обеспечения проходимости дыхательных путей восстанавливается дыхание и есть признаки кровообращения, ему необходимо придать восстановительное положение (повернуть пострадавшего на бок и, положив голову таким образом, чтобы жидкость могла свободно вытекать изо рта). Чтобы убедиться в наличии дыхания у пострадавшего, можно, расположив ухо около рта и носа, одновременно наблюдать за экскурсией его грудной клетки. Проводить оценку дыхания следует быстро, не БОЛЕЕ 10 СЕК. Если дыхание отсутствует, следует начать этап В СЛР - проведение искусственного дыхания.

7.Проверить дыхание. Вижу – слышу – ощущаю 5-10 секунд, не более.

8.Проведение искусственного дыхания.

этап В – ПРОВЕДЕНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ДЫХАНИЯ.

В условиях отсутствия специального оборудования наиболее эффективным является дыхание «ото рта ко рту», проводят его сразу же после обеспечения проходимости дыхательных путей. Для этого двумя пальцами руки, фиксирующей голову в запрокинутом положении, следует закрыть носовые ходы, для обеспечения герметичности, сделать глубокий вдох, охватить своими губами рот пострадавшего и выполнить медленный выдох в пострадавшего. Первые два вдоха полноценной глубины с контролем эффективного подъема грудной клетки (каждый чуть более 1 секунды) Данную процедуру следует повторять с частотой 10-12 дыхательных циклов в минуту. С самого начала СЛР рекомендуется выполнить подряд 2-5 вдохов. Основным критерием эффективности данной процедуры являются экскурсии грудной клетки без раздувания эпигастральной области. Если экскурсий грудной клетки не наблюдается, следует повторно очистить дыхательные пути, а также убедиться в отсутствии обструкции (например, инородным телом) на уровне гортани. Т.к. дыхание «ото рта ко рту» представляет собой серьёзную опасность для спасателя и может вызвать его инфицирование, считается возможным проведение непрямого массажа сердца без ИВЛ (если нет специальных приспособлений для проведения искусственного дыхания: мешка Амбу, аппарата ИВЛ и т.д.). Считается, что при компрессии грудной клетки, выполняемой при проведении непрямого массажа сердца, лёгкие также «дышат», однако такая методика менее эффективна, и если есть возможность, всё же следует остановиться на искусственном дыхании.

Отношения компрессий к дыханию должно быть 30:2 (т.е. после 30-ти компрессий необходимо 2 вдувания).

Оказание помощи при обмороке

Обморок - это кратковременная потеря сознания.

- головокружения со звоном в ушах; потемнение в глазах;

- дурнота, тошнота, нехватка воздуха;

- ощущения пустоты в голове,

- дыхание становится редким, поверхностным;

- падение артериального давления.

Причин потери сознания много, они разнообразны и во многих случаях при потери сознания окончательно установить причину обморока бывает затруднительно.

В основе возникновения потери сознания лежит кратковременное снижение давления, что приводит к снижению притока крови к головному мозгу, а значит, к уменьшению доставки кислорода к мозгу. Кислородное голодание головного мозга вызывает потерю сознания.

Пусковые механизмы обморока разнообразны: длительное стояние по стойке смирно (особенно со сведенными вместе коленями); нахождение в душном помещении; чрезмерное укутывание ребенка; яркий свет или жаркое солнце; голод или расстройство желудка; усталость; лихорадка. Некоторые дети теряют сознание и падают в обморок от эмоционального стресса, испуга, внезапной острой боли (например при уколе или удалении занозы). Дети, которые несколько дней соблюдали постельный режим при простуде или гриппе могут упасть в обморок при первой попытке встать с постели. Очень редко обморок бывает вызван проявлением аллергической реакции на укус насекомого.

Обморок может быть признаком расстройства физического здоровья, например, нарушения правильности ритма сердечных сокращений (аритмии), анемии и гипогликемии (низкого уровня сахара в крови). Дети с низким артериальным давлением особенно склонны к развитию обмороков. Если у ребенка повышенное артериальное давление, и он принимает лекарства, то обморок может быть побочным эффектом от приема этих лекарств. Инфекционные заболевания уха или другие заболевания, вызываемые вирусами, могут стать причиной головокружения, а иногда и обморока. В некоторых случаях ребенок, страдающий бронхиальной астмой, теряет сознание в результате длительного приступа кашля.

Девочки в подростковом возрасте могут падать в обморок во время наступления менструации либо из-за кровопотери, либо из-за сильных схваткообразных болей в животе. Беременные молоденькие девушки, если беременность протекает не совсем благополучно, часто падают в обмороки. Подростки могут терять сознание от приема некоторых лекарств.

Склонность некоторых детей к обморокам можно объяснить нарушениями в их вегетативной нервной системе, которая контролирует кровообращение.

Первая помощь при потери сознания (при обмороке) заключается в следующем:

- уложить на ровную поверхность, желательно голову опустить ниже относительно туловища, а ноги поднять немного выше (это обеспечивает приток крови к голове);

- обеспечить дополнительный доступ свежего воздуха (открыть окно, если пострадавший находится в душном помещении);

- расстегнуть стесняющую одежду (воротник, пояс);

- обрызнуть лицо прохладной водой или протереть полотенцем, смоченным в холодной воде;

- дать вдохнуть пары нашатырного спирта (для этого необходимо слегка смочить ватку нашатырным спиртом и на расстоянии 1-2 см от носа пострадавшего подержать ватку).

ТЕХНИКА ВЗЯТИЯ КАЛА НА БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ.

ЦЕЛЬ:собрать кал для исследования на кишечную группу.

ОСНАЩЕНИЕ:

1. Стерильная пробирка с металлической ректальной петлей и консервантом;

2. Перчатки и маска;

4. Клеенка и пеленка;

6. Бланк – направление.

ПОДГОТОВКА ПАЦИЕНТА:

1. Объяснить пациенту цель и ход процедуры, получить согласие на проведение процедуры;

2. Сообщите время и место проведения процедуры.

ПОДГОТОВКА МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА:

1. Подготовить необходимое оснащение;

2. Заполнить направление в бактериологическую лабораторию;

3. Поставить стеклографом номер на пробирке, соответствующий номеру на направлении;

4. Вымыть и осушить руки;

5. Надеть фартук, маску и перчатки.

ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ:

1. Уложить пациента на бок с ногами согнутыми в коленях и приведенными к животу;

2. Раздвинуть ягодицы 1 и 2 пальцами левой руки и зафиксировать в этом положении;

3. Правой рукой взять из пробирки петлю и осторожно вращательными движениями ввести ее в прямую кишку сначала по направлению к пупку 3 – 4 см, а затем параллельно позвоночнику 4 – 6 см и собрать содержимое со стенок;

4. Извлечь петлю из прямой кишки и поместить ее в пробирку с консервантом, не касаясь краев;*

5. При необходимости материал сеется на чашку Петри со средой Плоскерева, Эндо.

ЗАВЕРШЕНИЕ:

1. Помочь пациенту одеться и поблагодарить его;

2. Пеленку сбросить в бак для грязного белья;

3. Клеенку обработать двукратным протиранием 3% хлорамином с интервалом 15 минут;

4. Снять перчатки и замочить их в 5% растворе хлорамина на час, затем утилизировать;

5. Вымыть и осушить руки;

6. Организовать доставку материала в бактериологическую лабораторию.**

Примечания: *Не брать кал с явными примесями крови;

**Материал можно доставить в лабораторию через 8 – 12 часов, при условии его хранения в термостате при температуре +36 - +37 0 С.

ПОДГОТОВКА ВАКЦИН И СЫВОРОТОК К ВВЕДЕНИЮ.

ЦЕЛЬ:обеспечить правильную подготовку иммунных препаратов к введению.

ПОМНИ! Иммунные препараты хранятся в холодильнике при Т = 0 - + 8 0 С.

1. Холодильник для хранения иммунных препаратов;

2. Иммунные препараты (вакцины и сыворотки);

3. Стерильный процедурный столик;

4. Ковшик с теплой водой;

5. Марлевые салфетки;

6. Водный термометр;

7. Стеклянная мензурка (стаканчик) – 2 шт.;

8. Шприцы, пилка для ампул, конус из фольги (для вакцин от краснухи, кори, БЦЖ);

9. Учётная документация (Форма 112, журнал регистрации прививок ф. 063, сертификат прививок).

1. Контроль записи врача о препарате, его дозе.

1. Проверить температурный режим холодильника по журналу регистрации температуры в холодильнике;

2. Открыть холодильник и проверить температуру в холодильнике;

3. Взять коробку с препаратом, сразу закрыть дверцу холодильника;

4. Прочитать наименование препаратов, достать необходимое количество ампул и инструкцию по применению;

5. Проверить целостность ампул, отсутствие замороженного состояния;

ПОМНИ! Если препарат заморожен, то его нельзя использовать, и он подлежит утилизации.

6. Сверить маркировку ампул, серию, контрольный номер, срок годности с коробкой, для сухих вакцин проверить физические свойства вещества;

ПОМНИ! Сухие вакцины подогреваются при комнатной температуре вместе с растворителем, жидкие вакцины можно подогревать на водяной бане.

7. Поставить ампулы в стеклянную мензурку;

8. В ковшик положить салфетку и налить теплую воду (Т = 25 – 30 0 С.), проверить температуру водным термометром;

ПОМНИ! Сыворотки подогреваются на водяной бане до температуры 45 – 50 0 С., а затем остужаются до температуры 30 – 35 0

9. Поставить мензурку в ковшик на 15 – 20 минут.

10. Подогреть ампулу до комнатной температуры, оценить физические свойства раствора (согласно инструкции).

11. Поставить ампулу на процедурный столик в градуированный стаканчик (мензурку), вакцины против краснухи, кори и туберкулеза накрыть конусом из фольги.

12. Приготовить необходимое количество шприцов, стерильный лоток и стерильный материал.

ПРИМЕЧАНИЕ: если Вы обнаружили замороженный препарат, проверьте все препараты в холодильнике, если они не соответствуют требуемым параметрам, тогда все препараты списываются и утилизируются.

ТЕХНИКА ВВЕДЕНИЯ АДС, АДС-М, АД.

ЦЕЛЬ:профилактика дифтерии и столбняка.

1. Препараты АДС (АДС-М, АД);

2. Стерильный процедурный столик;

3. Стерильные ватные шарики, стерильные салфетки, пинцет;

4. Мензурка, пилка;

5. Стерильные резиновые перчатки;

6. Шприц однократного применения 2,0 мл с иглой для внутримышечной инъекции;

7. 70% раствор этилового спирта,

8. 5 ёмкостей с 5% раствором хлорамина;

9. учётная документация (форма 063/у, журнал регистрации прививок).

1. Провести психологическую подготовку пациента;

2. Объяснить цель и ход процедуры, получить согласие на проведение процедуры;

3. Сообщить время и место проведения процедуры.

1. Контроль записи врача в индивидуальной карте пациента перед проведением инъекции.

2. Достать ампулы с препаратом из холодильника заранее, проверить маркировку, серию, №, срок годности, целостность.

3. Подогреть ампулу до комнатной температуры.

5. Надеть перчатки.

1. Оценить физические свойства раствора (согласно инструкции).

2. Протереть шейку ампулы стерильным ватным шариком, смоченным 70% раствором этилового спирта.

3. Надпилить пилкой.

4. Вторично протереть этиловым спиртом и обломить конус ампулы.

5. Отработанный материал положить в ёмкость с 5% раствором хлорамина.

6. Вскрыть одноразовый шприц (по алгоритму).

7. Шприцем набрать из ампулы препарат - 0,5 мл.

8. Вытеснить воздух в стерильную салфетку.

9. Обработать подлопаточную область двумя ватными шариками, смоченными 70% раствором этилового спирта дважды (второй шарик оставить в руке).

10. Ввести вакцину подкожно (по алгоритму п/к инъекции).

11. Извлечь иглу, обработать место инъекции шариком.

12. Замочить ватные шарики и шприц в ёмкостях с 5% раствором хлорамина.

13. Оставить пациента под наблюдением на 30 минут.

14. При отсутствии жалоб поблагодарить пациента и отпустить.

1. Провести нулевую дезинфекцию ампулы, иглы, шприца, шариков и салфеток, затем дезинфекцию и утилизировать.

2. Снять перчатки и замочить их в 5% растворе хлорамина на 1 час, затем утилизировать.

3. Вымыть руки, осушить.

4. Зарегистрировать данные о введении препарата в учётную документацию (Форма 063/у, журнал регистрации прививок).

Техника взятия кала на яйца глистов


Техника взятия кала для бактериологического исследования

Цель: собрать материал для бактериологического исследования

Показания: обследование больных и реконвалесцентов ОКИ, контактных в очаге ОКИ, госпитализируемых, поступающих в ДД и ШОУ, санатории

Примечание: биоматериал на ПКФ можно получить двумя способами – с помощью ректального тампона – металлическая петля, и из нативного материала – из горшка, хорошо отмытого от дезинфектанта, с пеленки. Следует брать материал из свежевыделенных испражнений, выбирая слизь, примеси гноя. Срок доставки в лабораторию – не позднее 2 часов после забора.

Оснащение: стерильная пробирка с металлической петлей и консервантом, перчатки, бланк – направление, штатив

ПОДГОТОВКА К МАНИПУЛЯЦИИ:

Объяснить цель и ход исследования

Подготовить все необходимое и заполнить бланк в баклабораторию

Пронумеровать пробирку номером, соответствующим № направления

Вымыть и просушить руки, надеть перчатки

ВЫПОЛНЕНИЕ МАНИПУЛЯЦИИ:

Уложить ребенка на бок с согнутыми в коленях и приведенными к животу ногами

Раздвинуть ягодицы 1 и 2-м пальцами, второй рукой взять металлическую петлю и осторожно вращательными движениями ввести в прямую кишку на глубину 3 – 6 см

Извлечь петлю и поместить в пробирку с консервантом

ЗАВЕРШЕНИЕ МАНИПУЛЯЦИИ:

Снять перчатки, вымыть и просушить руки

Допускается хранение анализа в холодильнике не более 12 часов


Техника взятия соскоба с перианальных складок на энтеробиоз

Цель: собрать материал для обнаружения яиц остриц с перианальных складок

Показания: обследование детей при госпитализации, поступлении в ДДУ, посещении бассейна подозрении на энтеробиоз, контроль после дегельминтизации, массовое обследование детей ДДУ

Обязательные условия: при подозрении на энтеробиоз соскоб следует повторить 3 раза, так как острицы откладывают яйца в перианальных складках не каждый день. Перед исследованием ребенка не подмывать, с тем чтобы механически не удалить яица гельминтов.

Оснащение: предметные стёкла, 50% р – р глицерина, пипетка, деревянные палочки (глазные стеклянные лопатки), стеклограф, бланк – направление, перчатки, прозрачная липкая лента шириной 20 мм, шпатели, ножницы, ватные тампоны

Объяснить цель и ход проведения исследования

Подготовить необходимое оснащение, заполнить бланк-направление

Написать стеклографом на предметном стекле № направления

Вымыть руки, надеть перчатки

Уложить ребенка на левый бок, верхнюю ногу согнуть в коленном суставе и отвести вверх. Пальцами левой руки раздвинуть ягодицы ребенка

1 МЕТОД – МЕТОД ОТПЕЧАТКА НА ЛИПКОЙ ЛЕНТЕ:

Отрезать кусок липкой ленты по размеру предметного стекла

Зафиксировать полоску липкой ленты на конце шпателя

К перианальной области приложить отрезок ленты, плотно прижать его шпателем

Перенести липкую ленту липкой стороной на предметное стекло

2 МЕТОД – МЕТОД СОСКОБА:

Смочить конец деревянной палочки в виде лопатки в капле глицерина на предметном стекле

Провести соскоб с перианальных складок и нижнего отдела прямой кишки

Сделать мазок палочкой по предметному стеклу в капле глицерина или положить её на стекло. На предметное стекло положить второе предметное стекло и соединить их резинкой, завернуть в крафт – бумагу

3 МЕТОД – Метод Б.Е.Рабиновича

Обмакнуть стерильные стеклянные лопатки в клей БФ, высушить на воздухе

Лопаткой прикоснуться к перианальным складкам

Поместить лопатку в пенал или пенициллиновый флакон, закрепив в пробке с отверстием

Вымыть и обработать руки в перчатках антисептиком, снять их

Вымыть и просушить руки

Транспортировать взятый материал в лабораторию


ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЯ И ОЦЕНКА

РЕЗУЛЬТАТА ПРОБЫ СУЛКОВИЧА

Цель: своевременное выявление кальциурии

Показания: диагностика гипервитаминоза Д у больных рахитом детей, получающих витамин Д с лечебной целью

Примечание: при лечении витамином Д проба Сулковича проводится 1 раз в 2 недели

Оснащение: реактив Сулковича, свежевыпущенная моча в стаканчике, перчатки

Объяснить цель и ход манипуляции

Подготовить все необходимое

В мерный стаканчик налить 5 мл мочи и добавить 2,5 мл реактива Сулковича

Оценить результат пробы по интенсивности помутнения мочи:

Слабоположительная (+) и положительная (++) реакция проявляется легким молочноподобным помутнением мочи и свидетельствует о нормальном уровне кальция в моче на фоне содержания кальция в крови стабильно на верхней границе нормы

Резкоположительная реакция (+++) и (++++) проявляется насыщенно белым помутнением и свидетельствует о гиперкальциурии при содержании кальция крови выше нормы ( 12 мг% и выше)

Проба Сулковича – недостаточно надежный тест, поэтому при появлении помутнения мочи с реактивом Сулковича, необходимо одновременно проверить содержание кальция и фосфора крови

Алгоритмы практических манипуляций по теме "Сбор кала на исследование"

Цель: степень переваривания пищи различными отделами и желудочно-кишечного тракта.

Показания: заболевания желудочно-кишечного тракта.

Оснащение: чистая сухая емкость от 30 до 100 мл, шпатель, направление в лабораторию.

Направление

в клиническую лабораторию

Кал на копрологию

Иванов Иван Петрович

Подпись м/с_____ Дата_____

I . Подготовка к процедуре за 4-5 дней до исследования

1. Идентифицировать пациента, представиться. Уточнить, как к нему обращаться.

2. Объяснить пациенту цель и последовательность про­ведения предстоящей процедуры: кал собирается в день исследования утром после опорожнения кишеч­ника в судно (без мочи и воды).

3. Объяснить пациенту особенности подготовки к процедуре: соблюдение в течение 4-5 дней перед сбором кала диеты, назначенной врачом (диета Шмидта, Певзнера).

4. Получить добровольное информированное согласие пациента на предстоящую процедуру. В случае отсутствия такового уточнить дальнейшие действия у врача.

5. Обеспечить пациента чистой сухой емкостью 30 -100 мл, шпателем и направлением в лабораторию.

II . Выполнение процедуры

1.Пациенту утром совершить акт дефекации в чистое сухое судно.

2. Взять шпателем после акта дефекации 5-10 г фекалий из нескольких мест (без примесей мочи и воды) и поместить их в приготовленную емкость.

3. Закрыть емкость крышкой.

4. Поместить шпатель в контейнер с дезинфектантом.

5. Поставить емкость с биологическим материалом в специальный ящик в санитарной комнате.

6. Вымыть и осушить руки.

III . Окончание процедуры

1. Медицинской сестре обеспечить доставку биологического материала в клиническую лабораторию.

Примечание: допускается хранение емкости с фекалиями при температуре 3-5 о С не более 8 часов.

2. Провести дезинфекцию использованного инструмен­ тария с последующей утилизацией одноразового.

3. С делать запись в медицинских документах о выполнении процедуры и реакции пациента.

4. Подклеить полученные результаты иссле­ дования в медицинскую документацию.

ВЗЯТИЕ КАЛА ДЛЯ БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель: выявление больных и бактерионосителей патогенной кишечной флорой.

Показания: кишечные инфекции; обследование.

Оснащение: стерильная пробирка с консервантом и стерильной металлической петлей (одно­разовая стерильная трубка Циммана), перчатки, стерильный шпатель, клеенка и впитывающая пеленка (если процедура выполняется в постели); ширма (если процедура выполняется в палате), направление в лабораторию.

в бактериологическую лабораторию

Кал на микрофлору

I . Подготовка к процедуре

1. Идентифицировать пациента, представиться. Уточнить, как к нему обращаться. Объяснить ход и цель процедуры. Убедиться в наличии у пациента добровольного информированного согласия на предстоящую процедуру. В случае отсутствия такового уточнить дальнейшие действия у врача.

2. Вымыть и осушить их. Надеть перчатки.

3. Подготовить необходимое оснащение. Поставить ширму (при необходимости).

П. Выполнение процедуры

1. Помочь пациенту лечь на левый бок с согнутыми и притянутыми к животу ногами.

Примечание: если пациенту противопоказано положе­ ние на левом боку, то манипуляцию следует осущест­ влять в положении пациента лежа на спине с согнуты­ ми в коленях и разведенными ногами.

2. Положить под ягодицы пациента клеенку, а на нее — впитывающую пеленку.

3. Раздвинуть ягодицы I и II пальцами левой руки. Пра­вой рукой взять из пробирки металлическую петлю и ввести вращательными движениями в прямую кишку на глубину 8—10 см, собирая содержимое со стенок.

4. Извлечь петлю из прямой кишки и поместить в про­бирку с консервантом, не касаясь наружной стороны пробирки и других предметов.

Примечание: в условиях стационара кал можно взять непосредственно из судна стерильным шпателем сразу после акта дефекации.

5. Убрать пеленку и клеенку, поместить их в мешок для использованного материала.

6. Снять перчатки и поме­стить их в контейнер с дезинфектантом.

7. Вымыть и осушить руки.

8. Помочь пациенту занять удобное положение, накрыть его. Удостовериться, что он чувствует себя нормаль­но.

1. Медицинской сестре обеспечить доставку биологического материала в бактериологическую лабораторию.

Примечание: в некоторых случаях допускается хране­ ние пробирки с консервантом в холодильнике при тем­ пературе 3—4° С не более 12 часов.

ВЗЯТИЕ КАЛА ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ НА СКРЫТУЮ КРОВЬ

Цель: подтверждение скрытого кровотечения из верхних отделов пищеварительной системы.

Показания: язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, язвы кишечника, циррозы печени.

Оснащение: чистая сухая стеклянная емкость, направление в лабораторию, шпатель.

Кал на скрытую кровь

I . Подготовка к процедуре за 3-5 дней до исследования

2. Объяснить пациенту цель и последовательность про­ведения предстоящей процедуры: кал собирается в день исследования утром после опорожнения кишечника в судно (без воды и мочи).

3. Объяснить пациенту особенности подготовки к процедуре: соблюдение в течение 3-5 дней перед сбором кала диеты, в которой исключаются мясные и рыбные блюда, а также зеленые овощи, гранаты, яблоки, гречневая каша; нельзя принимать лекарственные препараты, содержащие железо, йод, бром, висмут.

4. Уточнить у пациента или его родственников, нет ли у него другого источника кровотечения (десны, кровохарканье, геморрой, менструация), приводящего к ложноотрицательному результату. В случае положительного ответа дать рекомендации, позволяющие исключить попадание крови в фекалии (в особых случаях следует проконсультироваться у врача).

5.Получить добровольное информированное согласие пациента на предстоящую процедуру. В случае отсутствия такового уточнить дальнейшие действия у врача.

6. Обеспечить пациента чистой сухой емкостью, шпателем и направлением в лабораторию.

2. Взять шпателем после дефекации 5-10 г фекалий из разных мест (без примесей воды и мочи) и поместить их в лабораторную посуду.

Примечание: допускается хранение емкости с фекалия­ ми при температуре 3—5 ° С не более 8 часов.

ВЗЯТИЕ КАЛА ДЛЯ ОБНАРУЖЕНИЯ ПРОСТЕЙШИХ

Цель: выявление простейших.

Показания: амебиаз, лямблиоз.

Оснащение: флакон с консервантом (1/2 флакона), нестерильные перчатки, шпатель, лейкопла­ стырь, направление в лабораторию.

Противопоказания: нет .

Кал на простейшие

I. Подготовка к процедуре

2. Объяснить пациенту ход и цель процедуры.

3. Убедиться в наличии у пациента добровольного информированного согласия на предстоящую процедуру. В случае отсутствия такового уточнить дальнейшие действия у врача.

4. Подготовить необходимое оснащение.

1. Пациенту утром совершить акт дефекации в чистое сухое судно.

2. Взять шпателем сразу после акта дефекации свеже выделенный кал (1/3 от объема консерванта) и поме­ стить его во флакон (простейшие при остывании кала теряют свою подвижность и быстро гибнут).

3. Закрыть флакон пробкой и зафиксировать лейкопла­ стырем.

5. Отдать собранный биологический материал медицинской сестре.

6.Вымыть и осушить руки.

1. Медицинской сестре доставить биологический материал в теплом виде в клиническую лабораторию не позднее, чем через 15- 20 мин с момента дефекации (простейшие при остывании кала теряют свою подвижность и быстро гибнут).

3. Сделать запись в медицинских документах о выполнении процедуры и реакции пациента.

ВЗЯТИЕ КАЛА ДЛЯ АНАЛИЗА НА ЯЙЦА ГЕЛЬМИНТОВ

Цель: диагностика глистной инвазии.

Показания: гельминтоз, обследование.

Оснащение: чистая сухая стеклянная емкость с широким горлом, крышка, направление в лабораторию, деревян ный шпатель.

Читайте также: